Становление системы подготовки вокалистов в Китае: аспекты взаимодействия национальных и мировых песенных традиций
Ма Хаожань,
аспирант, Высшая школа образования и психологии БФУ им. И. Канта
Древним периодом в развитии вокального искусства в Китае считается эпоха до династии Чжоу. В это время искусство вокального мастерства в древнем Китае включала в себя танцы и песни, исполняемая в рамках ритуалов поклонения или жертвоприношения. Этот жанр искусства воплощал в себе единство танца, музыки и вокала. Данная статья посвящена анализу уникального явления в древнем искусстве, которое мы называем древнекитайским вокальным искусством. Мы выбрали для рассмотрения два аспекта этого феномена: возникновение песенного искусства, а также его формы в условиях земледельческой культуры древнего Китая. ХХ столетие стало эпохой активного взаимодействия национальных песенных традиций Китая с мировыми музыкальными традициями, включая вокальную школу стран Европы. В связи с этим мы стали свидетелями активного разностороннего развития китайского вокального искусства. В нашей статье автор рассматривает различные аспекты взаимодействия между китайской и европейской вокальными традициями, и влияние последней на развитие китайского песенного мастерства в направлении оперного и камерного вокала. Отдельный акцент делается на различных аспектах вокальной подготовки исполнителей.
Ключевые слова: развитие образования в КНР, становление вокального искусства, развитие вокального искусства, национальная школа вокала, сотрудничество КНР и России.
История песенного искусства
Есть множество мнений и подходов к происхождению вокального искусства как в эпоху глубокой древности, так и в современное время. Согласно одной из точек зрения, первыми «песнями» стали попытки людей подражать звукам окружающей природы, прежде всего, пению птиц. Приверженцем именно этого подхода был Демокрит.
О свойственном любому человеку с ранних лет «инстинкту подражания», как о первопричине возникновения песенного искусства, писал Аристотель. Древнекитайский авторы писали о подражании человеком звукам долин, лесов и гор, как о возникновении вокального искусства. «Двенадцать ритмов создаются от песни феникса». [9, с. 26]
Согласно второй точке зрения, пение возникло в результате трудовой деятельности древнего человека, как одно из следствий развития потенциала языка людей в первобытном обществе. Древнему пению в Китае издавна было посвящено множество легенд.
Земледельческая деятельность как источник возникновения и развития вокального искусства
Возникновение примитивных форм земледелия в комплексе с первобытными верованиями породили многочисленные ритуалы, неотъемлемым элементом которых были жертвенные танцы и песни, через которые первобытный аграрий вымаливал у богов дождь и хорошую погоду, просил оградить его племя от бедствий и лишений.
В древнем Китае первые образцы вокального исполнения еще не стали самостоятельным жанром, пение наряду с танцами и инструментальной музыкой было неким единым культурным феноменом, несущим социальную функцию в сельскохозяйственном сообществе людей, являясь важнейший частью ритуальных действий в родовых сообществах людей древнейшего времени. [2, с. 34]
Если говорить о современном этапе китайского вокального образования, то свое начало он берет на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Возникновение школьных песен в так называемую эпоху «движения за новую культуру» и их стремительное развитие положили старт новому этапу вокального, и в целом музыкального образования современного Китая.
Первая половина прошлого столетия в китайском песенном образовании получила название периода практики.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Важным периодом в развитии китайского профессионального вокального образования специалисты единодушно называют двадцатилетие с 1920 по 1940 годы. Еще одной важной вехой в развитии вокального образования в Китае является 1919 год, когда под руководством выдающихся музыкантов и педагогов Фэн Цзыкай, Лю Чжи-пин, У Мэнфэй и ряда других деятелей музыкального искусства было создано «Шанхайское специальное педагогическое училище». В следующем году в Китае была заложена основа по обучению «bel canto», когда в женском педагогическом училище Гуандуна возвратившийся из Америки Чжоу Шуань организовывал занятия по обучению вокальному искусству. [6, с. 294]
В 1927 году Сяо Юмэю выпала честь возглавить первую в Китае государственную консерваторию, открытую в Шанхае. Это учебное заведение называют колыбелью китайской вокальной педагогики, в создании и развитии которой принимали активное участие выдающиеся китайские музыковеды и исполнители, вернувшиеся на родину после обучения за рубежом.
Например, отделение вокала возглавил дирижер, композитор и исполнитель вокального жанра Чжоу Шуань, получивший свое музыкальное образование в Соединенных Штатах Америки. Сценическое мастерство, хоровое исполнение и вокал преподавал Ин Шаньнэн, также вернувшийся из США после обучения. В этом перечне нельзя не обойти вниманием выдающегося вокального исполнителя Чжао Мэйбо, возглавившего вокальное отделение в 1936 году также после возвращения в Китай. [1, с. 25]
Это плеяда выдающихся музыкальных деятелей Китая заложила прочный фундамент в подготовке будущих педагогов вокального искусства, которые, получив такое великолепное образование, в дальнейшем продолжили развитие тысячелетних китайских вокальных традиций, достигающих новых вершин мастерства.
Больших успехов вокальное образование, организованное по европейской модели, добилось в Китае в 1930 годы. Большинство преподавателей шанхайского государственного музыкального училища, которые ранее обучались в Соедин-неных Штатах Америки и европейских странах, и освоившие в ходе получения вокального образования европейскую традицию композиции, европейскую модели вокальная подготовки, помимо обучения преподавателей вокального искусства смогли привнести в китайскую традицию элементы европейского стиля. Яркими примерами стало творчество Хуан Цзыя, Лю Сюэаня, Чжао Юаньже-ня, Сяо Юмэя, других авторов, чьи произведения стали основой вокального классического репертуара, используемого в педагогической практике 5 в качестве образцов национальной песенной тра-g диции. [10, с. 68]
Я Со второй половины прошлого столетия стало S активно модернизироваться деятельность отделе-si ний вокала в педагогических и музыкальных учеб-
ных заведениях КНР. Были радикально пересмотрены учебные планы и программы, подверглись уточнению и коррекции цели и задачи профессиональной подготовки преподавателей вокального искусства. С этого времени вокальная подготовка в Китае определялась требованиями единого стандарта.
Музыкальное образование в Китае, включая вокальную подготовку, в 1950-х годах во многом следовало опыту образовательной системы Советского Союза. Советские преподаватели вокального искусства в рамках программы по культурному обмену обучали китайских исполнителей.
При этом в музыкальных учебных заведениях и отделениях педагогических вузов воспитывалось поколение национальных теоретиков музыки и педагогов, чьи имена впоследствии стали широко известными среди музыкальной общественности: Ли Синьчан, Ван Пиньсу, Тинь Телинь, Ши Хунъэ, Го Шучжэнь, Шэнь Сян и др. Эти специалисты смогли интегрировать европейскую традицию вокального образования с традиционной китайской эстетикой, и воспитать немало национальных китайских исполнителей, одинаково успешна владеющими как традиционным, так и европейским стилями исполнения. [4, с. 123]
После окончания эпохи так называемой Культурной революции Китай вступил в период открытости и модернизации, что не могло самым позитивным образом не сказаться и на развитии системы вокального образования. Процесс вокальной подготовки в большинстве китайских музыкальных и педагогических вузов вошел в нормальное русло, учебный процесс стал непрерывно совершенствоваться и развиваться в различных направлениях.
Существенный вклад в профессиональную подготовку выдающихся китайских вокальных исполнителей внесли опытнейшие музыкальные педагоги Чжоу Сяоянь и Шэнь Сян. Достаточно упомянуть о том, что учениками Шэнь Сяна были такие известные китайские педагоги, как Дилибайэ, Инь Сюмэй и Тинь Телинь, а профессор Чжоу Сяо-янь воспитал таких великолепных вокалистов, как Ляо Чанъюн и Дай Юйцян.
Характерно, что академическое искусство вокала в Китае и народное пение развивались по параллельным направлениям. В Китае воспитывались многие выдающиеся вокалисты, владеющий в совершенстве академическим пением и народным. Среди них в первую очередь следует назвать такие имена, как Ши Ваньчунь, Цинь Юнчэн, Чжэн Цюфэн, Ши Гуанънань, Инь Сюмэй, Пэн Лиюань, Сун Цзуин и другие. В настоящее время в системе вокальной подготовки китайских исполнителей эта традиция сохраняется и развивается. [12, с. 50]
В 90-х годах прошлого столетия политика открытости, благодаря чему культурное взаимодействие со странами Запада достигла своего апогея, в Китае позволила создать новую форму исполнения вокальных произведений, называемую фольклорной или аутентичной. На сегодняшний день
наряду с эстрадным исполнением и bel canto, этот стиль отнесен к категории основных песенных стилей.
Это была эпоха, когда вокальное образование в Китае достигла всемирного признания, что в равной степени относится как к уровню подготовки преподавателей вокального мастерства, так и в сфере исполнительства. Следует отметить, что в своем современном виде китайское вокальное образование насчитывает едва ли столетие. Однако его развитие было столь стремительным, что в настоящее время китайская вокальная педагогическая традиция стала общемировым авторитетом.
Текущий этап развития песенного искусства в Поднебесной отличается весьма своеобразными и любопытными процессами. Это обусловлено началом формирования весьма специфической школы вокала, которая одновременно борется за сохранение национальных песенных традиций и при этом внимательно изучает европейский опыт вокального исполнения. Такой подход позволяет адаптировать европейский стиль вокального исполнения к национальным песенным традициям, имеющим многовековую историю и лежащим в основе вокального искусства китайских исполнителей.
На высокий уровень взаимодействия между музыкальной вокальной традицией Китая и европейской школой в сфере камерного и оперного исполнения обращают внимание такие современные китайские исследователи, как Чэнь Ин, Чжан Личжэнь, Лянь Лю, Лю Цзинь, Ду Сы Вэй и другие. Подобная ассимиляция и освоение опыта представителей западноевропейских и русских вокальных школ прежде всего стало возможным благодаря тесному межкультурному взаимодействию, что, без сомнения, способствует обогащению национальной культуры, открывая перед китайским национальным вокальным искусством новые горизонты. [7, с. 170]
Это влияние ярко отражается и в триумфальных выступлениях выдающихся китайских вокалистов на ведущих оперных площадках мира, и в творчестве китайский композиторов, и в модернизации музыкального образования. В контексте вышесказанного нельзя не упомянуть яркую эволюцию, которую переживает вокальное образование Китая и одновременно развитие новых форм восприятия вокального искусства со стороны слушателей. На наших глазах создаются новые уникальные формы вокального искусства, объединяющие в себе академический фундамент классической европейской школы пения с уникальными особенностями национальной китайской вокальной традиции, с неповторимой фонетикой китайского языка и тысячелетними традициями народного искусства Китая.
Существенную роль в освоении китайскими вокалистами европейских традиций пения сыграло включение в образовательный процесс по подготовке исполнителей обучение пению «bel canto».
Открытость Китая в культурной сфере открывает перед китайскими исполнителями широкие горизонты в плане анализа и изучения специфики вокального мастерства самых известных европейских и российских исполнителей, что дает мощный импульс дальнейшему развитию национальной песенной традиции.
Китайские мастера вокального искусства в результате плодотворного взаимодействия с европейской школой переосмысливают традиционные для них представления о звукоизвлечении, способах и методики работы с голосом.
Многие эксперты обращают внимание на формирование специфического китайского «bel canto», уникального феномена, существенно отличающегося от европейских традиций. Основу этой методики составляют многовековые национальные традиции вокального искусства.
Безусловно, в основе этой методики лежит понимание необходимости развития именно национальных песенных традиций. Об этом недвусмысленно упоминают Н.В. Бычкова и Чжай Сюецзинь, отмечая, что национальная особенность китайского вокального исполнения заключается в стремлении достичь мягкого и прозрачного звука, естественного звучания, при небольшой пластичности и ограниченном диапазоне мелодии. Важной чертой специфического китайского «bel canto» является особенность произношения, обусловленная китайской фонетикой. [3, с. 35]
В связи с этим для китайских исполнителей и педагогов стоит значительных усилий достичь цели объединить традиционную европейскую манеру вокального исполнения с национальной песенной традицией, что является чрезвычайно важным аспектом развития китайского вокального искусства. Особенности китайского языка являются причиной основных трудностей при достижении этой цели. Возникающие проблемы дали импульс к поиску новых подходов к методике обучения, в чем китайские педагоги достигли заметных успехов, свидетельством чего являются триумфальные выступления китайских исполнителей на ведущих мировых оперных сценах.
Чрезвычайно важным также является возможность знакомства китайских исполнителей с новейшими тенденциями современного камерного и оперного вокального искусства не только с помощью современных средств коммуникаций, но и при личном присутствии на проводимых известными мастерами мирового уровня мастер-классах. В настоящее время происходит активное взаимодействие между системами музыкального образования Китая и России.
Русские преподаватели вокального искусства плодотворно работают с китайскими молодыми музыкантами. Ярким примером такого сотрудничества являются работа российского оперного певца В.Г. Шушлина, который в первой половине прошлого столетия, преподавая в Шанхайской консерватории, закладывал прочный фундамент китайской национальной вокальной традиции.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Еще одним важным аспектом в развитии китайского песенного искусства является процесс создания обновленной концепции китайской национальной оперы, способной отвечать задачам и целям, стоящим перед современным китайским музыкальным искусством. [8, с. 29]
В настоящее время происходит активный процесс совершенствования и переосмысления концептуальных основ деятельности системы подготовки исполнителей вокальных произведений, что является ярким свидетельством эффективности процесса межкультурного взаимодействия в музыкальной сфере.
Для того, чтобы в современных условиях поступательное развитие музыкального искусства, включая вокальное исполнение, продолжалось столь же успешно, систему музыкального образования необходимо подвергнуть серьезной модернизации, в ходе которой были бы сохранены основы национального традиционного песенного искусства с одновременным внедрением инновационных практик и методов, в основе которых лежит мировой, прежде всего европейские опыт музыкальной педагогики.
Одним из серьезных недостатков китайской музыкальной педагогической системы является незначительное количество времени, отпущенного для индивидуальных занятий между преподавателем и исполнителем, которое в большинстве вузов Китая не превышает двух часов в неделю.
Безусловно, трудно говорить о достижении высокого профессионального уровня в вокальном искусстве при таком малом объеме индивидуальных занятий по вокальному мастерству. Основной причиной такого положения дел является стремление обучить как можно большее количество музыкантов, свидетельством чему являются повышение числа первокурсников в музыкальных учебных заведениях и соответствующих факультетах педагогических вузов.
Попытка решить эту проблему посредством коллективных занятий по развитию вокального мастерства едва ли способна достичь желаемой цели, поскольку высокий профессионализм достигается лишь в результате индивидуального подхода к подготовке молодого исполнителя. Многие исследователи музыкального образования в Китае также считают недостаточным объем занятий сольфеджио, помимо этого часть экспертов считают необходимым ввести в учебные планы занятия по камерному пению, сценическому движению и актерскому мастерству. Также среди недостатков отмечаются отсутствие практики работы со студентами музыкальных вузов в направлении постановки оперных спектаклей самими учащимися. Это отрицательно сказывается на формирование у студентов опыта работы на сцене. [5, с. 103] 5 На сегодняшний день в Китае идет активная § работа по формированию сети музыкальных учи-Я лищ и школ, что позволяет отбирать и готовить та° лантливый детей к дальнейшему профессиональ-ав ному обучению. Ряд воспитанников таких учебных
учреждений уже смогли проявить себя в качестве талантливых исполнителей, перед которыми открываются широкие перспективы на профессиональной сцене.
Многие молодые китайские исполнители выражают желания продолжить свое музыкальное образование в зарубежных учебных заведениях. Они осваивают европейский вокальные традиции, а также опыт русской музыкальной школы.
Среди таких талантов нельзя не назвать такие имена, как Тянь Хаоцзян, Фань Цзин-ма, Дильбер Юнус, Лян Нин и других подающих большие надежды исполнителей.
Музыковеды и педагоги активно анализируют успешную мировую практику в сфере профессиональной подготовки вокальных исполнителей, опыт различных учебных заведений как в самом Китае, так и за рубежом, что позволяет им выстраивать уникальную китайскую самобытную систему, где вокальные многовековые традиции Китая обогащаются лучшим европейским опытом музыкальной педагогической теории и практики.
Развитие образовательного процесса по профессиональному обучению китайских исполнителей требует неустанного поиска новых подходов к традиционным способам и приемам музыкального образования. Поэтому для высококвалифицированного преподавателя вокального искусства чрезвычайно важно постоянно обогащать свои знания репертуара, осваивать инновационные технологии и методики учебного процесса. В последние годы большое внимание также уделяется широкому внедрению новых технических средств, позволяющих существенно расширить педагогический инструментарий преподавателей вокального искусства.
Широко используя лучшие наработки российской вокальной педагогической традиции, китайские педагоги успешно адаптируют ее к местным условиям, создавая уникальные авторские методические системы. Ряд китайских исследователей, среди которых следует назвать Яо Вэя, отмечают сходство многих аспектов в системах вокальной подготовки в России и Китае. [11, с. 47]
Считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что активное культурное взаимодействие с музыкальными школами в различных странах мира, изучение и анализ китайскими музыкальными педагогами опыта в сфере вокального искусства отнюдь не означает механический перенос этих знаний на китайскую почву. Это является сложным творческим процессом, в рамках которого происходит тщательный отбор и адаптация элементов европейской музыкальной педагогической традиции к богатейшему национальному вокальному наследию Китая.
То, как китайские мастера вокального искусства и преподаватели справляются с этой сложной проблемой, не может не вызывать искреннего восхищения, что является свидетельством огромного потенциала самобытной китайской песенной культуры, безграничного музыкального таланта представителей этой древнейшей цивилизации.
Литература
1. Ли, С. Феномен русской классической вокальной школы в контексте развития вокальных традиций Китая / С. Ли // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 3. - С. 22-28.
2. Ли, Ц. Деятельность выдающихся певцов в области камерно-вокального и оперного искусства в Китае в XX-XXI веках / Ц. Ли // Bulletin of the International Centre of Art and Education. -2023. - № 4. - С. 30-35.
3. Ли, Ц. Развитие вокального искусства и культуры в Китае И ЕГО специфика в XX-XXI веках / Ц. Ли // Педагогический научный журнал. - 2023. - № 3. - С. 33-36.
4. Лю, Х. Становление академической вокальной школы Китая (исторический аспект) / Х. Лю, Ц. Люй // Образовательный форсайт. - 2021. -№ 3(11). - С. 119-124.
5. Лю, Ч. Возникновение и развитие вокального искусства в крестьянской жизни в древние времена Китая / Ч. Лю // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 90-4. -С. 99-105.
6. Ма, Ю. Современные тенденции развития вокального искусства в Китае / Ю. Ма // Культура и цивилизация. - 2022. - Т. 12, № 2-1. - С. 292296.
7. Сюй, Ц. Современное оперное искусство Китая в формировании вокальных навыков исполнителя / Ц. Сюй // Успехи гуманитарных наук. - 2020.- № 4. - С. 169-171.
8. Сюй, Ч. Аспекты развития современного высшего вокального образования в Китае / Ч. Сюй // Общество. Среда. Развитие. - 2022. -№ 4(65). - С. 27-30.
9. Хуан, Ц. Система вокального образования в современном Китае / Ц. Хуан // Музыка и время. - 2022. - № 1. - С. 24-27.
10. Чэнь, Ч. Вокальное искусство в музыкотера-пии Китая: история развития / Ч. Чэнь // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. - 2022. - № 2(22). - С. 6171.
11. Чэнь, Ю. Вокальная культура Китая: к вопросу траектории исторического развития / Ю. Чэнь, А.Н. Папенина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. -№ 8-2(83). - С. 45-49.
12. Юэ, Ч. О некоторых вопросах обучения вокальному искусству в Китае и России / Ч. Юэ // Миссия конфессий. - 2023. - Т. 12, № 3(68). -С.49-52.
THE FORMATION OF A SYSTEM FOR TRAINING VOCALISTS IN CHINA: ASPECTS OF THE INTERACTION OF NATIONAL AND WORLD SONG TRADITIONS
Ma Haoran
Graduate School of Education and Psychology of the IKBFU I. Kant
The ancient period in the development of vocal art in China is considered to be the era before the Zhou Dynasty. At this time, the art of vocal performance in ancient China included dances and songs performed as part of rituals of worship or sacrifice. This genre of art embodied the unity of dance, music and vocals. This article is devoted to the analysis of a unique phenomenon in ancient art, which we call ancient Chinese vocal art. We have chosen to consider two aspects of this phenomenon: the emergence of song art, as well as its forms in the agricultural culture of ancient China. The 20th century became an era of active interaction between the national song traditions of China and world musical traditions, including the vocal school of European countries. In this regard, we have witnessed the active diversified development of Chinese vocal art. In our article, the author examines various aspects of the interaction between Chinese and European vocal traditions, and the influence of the latter on the development of Chinese songcraft in the direction of operatic and chamber vocals. Special emphasis is placed on various aspects of vocal training of performers.
Keywords: development of education in the PRC, the formation of vocal art, development of vocal art, national vocal school, cooperation between the PRC and Russia.
References
1. Li, S. The phenomenon of the Russian classical vocal school in the context of the development of Chinese vocal traditions / S. Li // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2022. - No. 3. - P. 22-28.
2. Li, Ts. Activities of outstanding singers in the field of chamber vocal and opera art in China in the 20th-21st centuries / Ts. Li // Bulletin of the International Center of Art and Education. -2023. - No. 4. - P. 30-35.
3. Li, Ts. Development of vocal art and culture in China AND ITS specifics in the XX-XXI centuries / Ts. Li // Pedagogical scientific journal. - 2023. - No. 3. - P. 33-36.
4. Liu, H. Formation of the academic vocal school of China (historical aspect) / H. Liu, Q. Lyu // Educational foresight. - 2021. -No. 3(11). - pp. 119-124.
5. Liu, Ch. The emergence and development of vocal art in peasant life in ancient times of China / Ch. Liu // Trends in the development of science and education. - 2022. - No. 90-4. - pp. 99-105.
6. Ma, Yu. Modern trends in the development of vocal art in China / Yu. Ma // Culture and civilization. - 2022. - T. 12, No. 2-1. -pp. 292-296.
7. Xu, Ts. Contemporary opera art of China in the formation of vocal skills of the performer / Ts. Xu // Advances in the Humanities. - 2020. - No. 4. - P. 169-171.
8. Xu, Ch. Aspects of the development of modern higher vocal education in China / Ch. Xu // Society. Wednesday. Development. - 2022. - No. 4(65). - pp. 27-30.
9. Huang, Ts. System of vocal education in modern China / Ts. Huang // Music and time. - 2022. - No. 1. - P. 24-27.
10. Chen, Ch. Vocal art in music therapy in China: history of development / Ch. Chen // Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture. - 2022. - No. 2(22). - P. 61-71.
11. Chen, Yu. Vocal culture of China: on the issue of the trajectory of historical development / Yu. Chen, A.N. Papenina // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2023. - No. 8-2(83). - pp. 45-49.
12. Yue, Ch. About some issues of teaching vocal art in China and Russia / Ch. Yue // Mission of Confessions. - 2023. - T. 12, No. 3(68). - pp. 49-52.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со