Библиографический список
1. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь. Типография губернского Правления, 1913.
2. Бентковский И.В. Статистическо-географический путеводитель по Ставропольской губернии. Ставрополь: 1883.
3. Калантарян Л.А. Макродинамика культурогенеза и морфогенез культур региона Северного Кавказа. KANT 2014; 3 (12): 128 - 132.
4. Народное образование на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во Ставропольского госпединститута, 1975.
5. Ткаченко Д.С. Национальное просвещение в Российской империи в XIX - начале XX в. (на примере Ставрополья, Кубани и Дона). Ставрополь: Изд-во СГУ 2002. References
1. Krasnov M. Prosvetiteli Kavkaza. Stavropol'. Tipografiya gubernskogo Pravleniya, 1913.
2. Bentkovskij I.V. Statistichesko-geograficheskijputevoditel'po Stavropol'skojgubernii. Stavropol': 1883.
3. Kalantaryan L.A. Makrodinamika kul'turogeneza i morfogenez kul'tur regiona Severnogo Kavkaza. KANT 2014; 3 (12): 128 - 132.
4. Narodnoe obrazovanie na Severnom Kavkaze. Stavropol': Izd-vo Stavropol'skogo gospedinstituta, 1975.
5. Tkachenko D.S. Nacional'noe prosveschenie v Rossijskoj imperii v XIX- nachale XX v. (na primere Stavropol'ya, Kubani i Dona). Stavropol': Izd-vo SGU, 2002.
Статья поступила в редакцию 04.06.19
УДК 378
Klimova I.I., Cand. of Sciences (Philology), Head of the Department of Linguistic Training, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
INTEGRATION OF ONLINE PLATFORM IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER SCHOOL AS A FORM OF STUDENTS' INDIVIDUAL WORK. In the educational standards of the third generation, information and communication competence is found among both professional and educational competencies of students. The article considers possibility of integrating one of the existing online platforms into the process of teaching a foreign language in higher education. Such integration will reflect the tendency of the modern education system to build the educational process based on information and communication technologies, and it will make it possible to correctly and fully use the achievements of the digital era. An important additional factor in introducing online components into the learning process is that this innovative, effective, creative format is familiar and convenient for Generation Z with completely different consumer needs.
Key words: communication-information technologies, online-platform, students' individual work, individual educational route.
И.И. Климова, канд. филол. наук, руководитель Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
М.В. Мельничук, д-р. экон. наук, канд. пед. наук, проф., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ФОРМАТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
В образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС ВО 3+) информационно-коммуникационная компетенция включена в число как профессиональных, так и универсальных инструментальных и системных компетенций обучаемых. В статье рассматривается возможность интеграции одной из существующих онлайн-платформы в процесс обучения иностранному языку в высшей школе, что отражает тенденцию современной системы образования на построение учебного процесса на базе информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность грамотно и полноценно использовать достижения цифровой эпохи. Важным дополнительным фактором внедрения онлайн-компоненты в процесс обучения является то, что этот инновационный, эффективный, креативный формат является привычным и удобным для центениалов, или поколения Z, у которого сформировались совсем иные потребительские запросы.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, онлайн-платформа, самостоятельная работа студентов, индивидуальная траектория.
Введение
Современный неязыковой вуз стремится стать вузом инновационного типа и перейти на модель университета третьего поколения, коренным образом сменив парадигму своей деятельности: наряду с образовательной и научной деятельностью, эффективное применение технологических знаний и формирование цифровой грамотности как одной из основных компетенций XXI века становятся приоритетными задачами ведущих университетов. Подобный вектор направления функционирования задает и поколение Z - поколение центениалов (20002020), первые представители которых уже находятся на старте профессиональной деятельности. Основными чертами поколения Z являются следующие:
- высокая вовлечённость в мультимедийные технологии;
- упор на краткосрочные цели, привычка быстро получать необходимое;
- ориентация на потребление и индивидуализм;
- самообразование через Интернет;
- иное восприятие информации (быстро, но меньшими порциями).
Таким образом, центениалы - это достаточно специфическая целевая аудитория, иноязычная подготовка которой должна соответствовать требованиям времени, поскольку они, как никакое другое поколение, рассматривают иностранный язык не как самоцель, а как средство профессионального самовыражения и самосовершенствования [1].
Основное содержание статьи
Для того чтобы максимально оптимизировать процесс обучения по дисциплине «Иностранный язык» и добиться прогресса в изучении и совершенствовании иноязычных навыков всех категорий студентов, необходимо активно внедрять в практику преподавания иностранного языка технологии личностно ориентированного обучения, сосредоточившись на эффективной организации самостоятельной работы студента [2; 3]. С учётом характеристик поколения Z, представленных выше, целесообразно использовать онлайн-платформу, которая делает наглядной любую информацию, даёт возможность быстро переключать внимание с одного вида задания на другое, ставит конкретные цели и задачи, предоставляет динамику самосовершенствования.
На образовательном рынке существует достаточно много приложений и платформ по совершенствованию иноязычных навыков. Выбор онлайн-плат-формы Macmillan English Campus (MEC) продиктован уникальной возможностью органично встроить её в формат самостоятельной работы студента, изучающего дисциплину «Иностранный язык» практически в любом вузе, так как контент данной платформы предоставляет неограниченные Интернет-ресурсы, сопряжённые с аутентичными мультимедийными учебниками. При успешной реализации проекта это даёт возможность имплементировать данную онлайн-платформу как систему взаимосвязанных организационных, методических и психолого-педаго-
гических личностно ориентированных мероприятии, направленных на достижение эффективности поставленных целей и задач по совершенствованию индивидуализации обучения иностранному языку в вузе.
Ставя перед собой цель - провести проектное исследование по использованию инновационных технологий в формате самостоятельной работы студента - авторы подготовки исходили из следующего положения: индивидуализация и совершенствование процесса иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов предполагает системный мониторинг информативного онлайн-воздействия на студентов экспериментальных групп, активное взаимодействие преподавателя со студентом в режиме онлайн и выстраивание и корректировку индивидуальной образовательной траектории. Всего в проекте было задействовано сорок два студента-первокурсника.
Основной целью проекта являлось изучение способов активизации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза на основе системного использования онлайн-платформы, выявление особенностей данного процесса и уточнение вопросов его организации.
Для получения объективной и достоверной информации применялось сплошное и выборочное наблюдения. Объектами наблюдения явились как студенты бакалавриата, так и преподаватели, участвующие в эксперименте. Осуществление наблюдения за выполнением самостоятельной работы студентов и её мониторинга со стороны преподавателей позволило [4]: выявить конкретные меры педагогического воздействия, способные придать иноязычной подготовке практическую направленность, которые позволили бы успешно сформировать все четыре навыка иноязычной подготовки студентов; своевременно вносить необходимые корректировки в очередность и количество выполнения заданий, представленных в контенте онлайн-платформы с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента.
Это дало возможность отразить реальную картину готовности студентов заниматься самостоятельно и их мотивацию к совершенствованию своих иноязычных знаний. Были выделены следующие критерии оценки эффективности самостоятельной работы студентов неязыковых вузов:
1. Мотивационный (показатели: готовность к самостоятельной работе, моральное удовлетворение процессом иноязычной подготовки);
2. Организационный (показатели: уровень взаимодействия преподавателей и студентов, возможность использования интерактивных материалов по изучаемой теме);
3. Результативный (показатели: чтение, говорение, аудирование, письмо).
Необходимо подчеркнуть, что онлайн-платформа предполагает смешанное обучение - реализацию образовательной концепции смешанного обучения, которая становится современным мировым трендом и в рамках которой у студента есть возможность не только получить знания во время аудиторных занятий с преподавателем, но и совершенствовать свои умения и навыки владения английским языком самостоятельно онлайн. Таким образом, данный проект основывался на предпосылках о том, что онлайн-платформа, интегрированная в традиционное обучение, позволяет преподавателю английс мо-го языка в нелингвистическом вузе:
• более эффективно построить процесс обучения;
Онлайн-платформа Macmillan English Campus (MEC) нацелена на самостоятельную отработку фонетических и грамматических аспектов и доведение их до автоматизма в употреблении. Программа включает интерактивные диалоги, системы распознавания речи и визуализации произношения, видеосюжеты, упражнения для развития всех языковых компетенций. Все материалы периодически обновляются, используются оригинальные инструменты контроля и детального анализа достигнутых результатов. Сервис ведения статистики дает очень подробную аналитику прогресса студента: время выполнения каждого задания, скорость реакции, темп речи, рост навыков в разных аспектах языка.
Важное достоинство онлайн-платформы - доступность. Для работы на платформе практически требуется лишь компьютер (планшет, смартфон) с доступом в Интернет. Все, что нужно сделать, - это зайти в свой личный кабинет Максимально простой интуитивный интерфейс не требует больших или значимых когнитивных усилий. Все опции, необходимые для работы интерфейса, собраны вместе: студент может просматривать и выполнять задания и тесты, читать комментарии преподавателя, проверять качество своей работы. Данная интерактивная онлайн-платформа предоставляет студентам возможность дополнительного тренинга на основе качественного современного аутентичного учебного материала.
Перед тем как начать работу со студентами, преподаватель должен самостоятельно пройти обучение по любому курсу, а лучше - даже по нескольким курсам, для получения собственного опыта с позиции студента, для того чтобы понять, как функционирует курс, какие у него возможности, как оценивается прогресс в знаниях и т. д. Это важно и с психологической точки зрения: преподаватель должен не просто иметь общее представление, а владеть технологией онлайн-обучения, тогда эффект от её использования в учебном процессе будет намного выше [5].
Внутренняя иерархия учебных модулей, представленных в платформе, строится по принципу «от простого к сложному», что обеспечивает ясность и четкость в организации обучения. Система автоматической проверки обеспечивает мониторинг прогресса, оценивая каждый вид работ, включая количество времени, затраченное на их выполнение и количество осуществленных попыток.
90% 80% 70% 60% 50%
30% 20% 10%
S итоговый замер КГ 0 итоговый замер ЭГ
готовность к самостоятельной работе
моральное удовлетворение процессом иноязычной подготовки
Рио!Сравнительныйанализпорезультатам замероввэкспериментальных и контрольных группах, критерий - мотивационный
• реализовать личностно ориентированный подход в обучении;
• повысить уровень профессиональной подготовки и студенческой мобильности;
• вести обучение на международном уровне за счет расширения спектра используемых образовательных технологий и методик.
Особо следует отметить наличие типа заданий, нацеленных на развитие навыков критического мышления (навык XXI века) и более глубокое понимание тематики изучаемого материала (общего английского, делового и экономического английского). Такие задания, будучи непривычными и сложными для студентов, вызывают у них дополнительный интерес, и их ценность с точки зрения изучения иностранного языка исключительно высока [5].
Интерактивная онлайн-платформа Macmillan English Campus (MEC) по изучению английского языка базируется на аутентичных материалах и обеспечивает погружение в англофонную среду. Каждый модуль состоит из материалов, специально разработанных для онлайн-обучения. При этом студент имеет неограниченный доступ к множеству учебных ресурсов (более 5000 заданий), предназначенных для правильного и эффективного развития основных языковых навыков: произношения,говорения, письма, чтения, восприятия иностранной речи на слух.
■ итоговый замер КГ ЕЗитоговый замер ЭГ
уровеньвзаимодеиствия возможность использования преподавателей и студентов интерактивных материалов
по изучае мой теме
Рис.2.Сравнительныйанализпорезультатам замероввэкспериментальных и контрольных группах, критерий - организационный
Платформа обеспечивает аппаратную имплементацию: функции тьютора в процессе обучения диалогической речи; функцию многократной записи завершен ного фрагмента текстасцельюотработкипроизношенияиинтонации;функ-ции мониторинга и оценки результатов на любом этапе.
Рис. 3. Сравнительный анализ по результатам замеров в экспериментальных и контрольныхгруппахдритерий - результативный
Уровень вовлечённости аудитории и наличие обратной связи являются важными показателями эффективности деятельности преподавателя. Сравнительный анализ и сопоставление полученных данных по заявленным критериям оценки эффективности самостоятельной работы студентов неязыковых вузов (мотивационный, организационный, результативный) в контрольных и экспериментальных группах отражены на рис. 1 - 3.
получения объективных данных была использована распространенная и эффективная методика оценки вовлеченности Q15: был предложен тест, состоящий из 15 пунктов (см. Табл. 1). Опрос проводился анонимно. Требовалось ответить «да» или «нет». Анкетирование проводилось после завершения он-лайн-работы; число респондентов - 42. Идеальный уровень вовлеченности - положительный ответ на большинство пунктов. В нашем случае уровень вовлеченности составил 100%.
Результаты анализа мнения студентов показывают, что онлайн-платформу обучения английскому языку студенты считают эффективным инструментом (уровень удовлетворенности - 93-100%), который обеспечивает хороший языковой тренинг говорения, чтения, аудирования, письма, грамматики. Наиболее приемлемым форматом для студентов является смешанное обучение, в пользу этого формата высказалось 83% студентов. Более того, 17% готовы заниматься языком исключительно в онлайн-форма-те, что иллюстрирует тенденцию широкого распространения и популярности Интернет-ресурсов среди молодых людей поколения Z. 95% студентов готовы отказаться от выполнения заданий на бумажном носителе, отдав предпочтение электронному.
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что обучающие онлайн-платформы «стали частью мировой образовательной системы и нашей реальностью, игнорировать их невозможно» [6], поэтому образовательную площадку - Macmillan English Campus (MEC) - необходимо интегрировать в учебный процесс и использовать её в качестве активной составляющей всего комплекса
Таблица 1
Результатыанкетирования студентов,принявшихучастиевапробации онлайн платформы Macmillan English Campus (MEC)
№ Вопросанкеты Ответ Положительные ответы в %
Да (1) Нет (0)
1. Вынамерены совершенствоватьсвои знания по английскомуязыку 42 0 100%
2. Вы согласны дополнительно заниматься в формате самостоятельной работы 40 2 95%
3. Вы считаете, что онлайн программа обеспечивает интенсивный и эффективный тренинг 41 1 98%
4. Вывыбираете традиционнуюформу занятийпоанглийскому языку 0 42 0%
5. Выпредпочитаетеонлайн форму обучения 6 36 17%
6. Вам нравится смешанная форма обучения 36 6 83%
7. Вы считаете эффективным уровень взаимодействия преподавателя и студента при обучении на базе онлайн-платформы 34 8 81%
8. Онлайн обучение помогает расширить вокабуляр 40 2 95%
9. Онлайн программа помогает устранить орфографические ошибки 42 0 100%
10. Грамматические упражнения на платформе способствуют лучшему пониманию английской грамматики 38 4 90%
11. Онлайн обучение обеспечивает хорошую практику разговорной речи 39 3 93%
12. Онлайн платформа экономит время 42 0 100%
13. Доступностьонлайнобучения помогаетоптимизироватьвашграфик 42 0 100%
14. Упражнения в электронном видеудобнее, чем набумажном носителе 40 2 95%
15. Включение онлайн платформы в учебный процесс вы считаете целесообразным 42 0 100%
Результаты, полученные в экспериментальных группах, свидетельствуют о росте мотивации студентов к изучению иностранного языка в целом и самостоятельной работе в частности, что объясняется интересом к фактическому материалу, который нацелен на формирование коммуникативных способностей, развитие навыков понимания, воспроизведения и генерации профессионально ориентированного речевого материала. Это подтверждает эффективность выбранного способа организации самостоятельной работы студентов.
Кроме того, апробация онлайн-платформы предполагала 100%-участие всех сорока двух студентов, выбранных для экспериментального обучения. В течение всего периода апробации поддерживалась обратная связь с преподавателем через опцию онлайн-платформы - обмен сообщениями.
Ответственность, заинтересованность, инициатива, активность, стремление расширить свои знания - основные качества вовлеченного студента. Для
образовательных педагогических технологий по обучению иностранному языку в нелингвистическом вузе с целью придания данному виду работы системно-де-ятельностногохарактера.
Выводы
Метод смешанного обучения, т.е. сочетание онлайн-обучения с традиционным обучением отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в части использования ИКТ в образовании. Использование новых технологий призвано исключить зазубривание, бездумное заучивание текстов на иностранном языке, не имеющее практической ценности для будущей карьеры и помогает достичь практико-ориентированной цели обучения иностранному языку в высшей школе - овладения студентами коммуникативными компетенциями, которые позволят им реализовать знания, умения, навыки для решения конкретных коммуникативных задач в реальных жизненных и профессиональных ситуациях.
Библиографический список
1. Климова И.И. Современные вызовы в обучении иностранному языку в университете новой формации. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы, Москва, 2017: 115 - 121.
2. Восковская А.С., Карпова Т.А. Роль самооценки студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Мир педагогики и психологии. 2019; 1 (30): 41 - 49.
3. Танцура Т.А. Формирование способности студентов к самостоятельной работе в процессе обучения иностранному языку Мир науки, культуры, образования. 2019; 2 (75): 309 - 312.
4. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Педагогика и психология образования. 2016; 4: 78 - 83.
5. Melnichuk M.V., Osipova V.M., Kondrakhina N.G. Market-oriented Isp training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; 13 (8): 5073 - 5084.
6. Борщева В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017; 1: 86 - 95.
References
1. Klimova I.I. Sovremennye vyzovy v obuchenii inostrannomu yazyku v universitete novoj formacii. Teoriya ipraktika obucheniya inostrannymyazykam vneyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy, Moskva, 2017: 115 - 121.
2. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Rol' samoocenki studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mirpedagogiki ipsihologii. 2019; 1 (30): 41 - 49.
3. Tancura T.A. Formirovanie sposobnosti studentov k samostoyatel'noj rabote v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; 2 (75): 309 - 312.
4. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Optimizaciya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj rechevoj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; 4: 78 - 83.
5. Melnichuk M.V., Osipova V.M., Kondrakhina N.G. Market-oriented lsp training in higher education: towards higher communicative skills. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017; 13 (8): 5073 - 5084.
6. Borscheva V.V. Osobennosti ispol'zovaniya massovyh otkrytyh onlajn-kursov v obuchenii inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2017; 1: 86 - 95.
Статья поступила в редакцию 08.08.19
УДК 37
Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogics), Professor, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Malsagov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogics), assistant of Initial Education cathedra, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIOGRAPHIC APPROACH TO THE STUDENTS WORLD-OUTLOOK DEVELOPMENT. The article is dedicated to a problem of students' world-outlook development in institution of higher education with help of professiographic approach. In accordance with this, pedagogic society uses concrete tasks and models for the world-outlook educating process. Regulation and correction of the worldview-oriented pedagogical process is reduced to the readiness to adjust the pedagogical tasks, to ensure the adaptation of external influences or their neutralization, to Orient and restructure the ways of activity in changing conditions, to regulate, direct and develop intra-and interpersonal relationships of students, to eliminate emerging local conflicts. The author uses exterior regulators, principles, procedures, stages, methods, abilities, readiness, prognostic results for production student's world-outlook reference point subject position. Key words: professiographic approach, world-outlook development, students.
В.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]
А.А. Мальсагов, канд. пед. наук, ассистент каф. начального образования, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме развития мировоззрения студентов в вузе с использованием профессиографического подхода. Согласно ему перед системой высшей школы ставятся конкретные задачи и моделируется мировоззренчески ориентированный воспитательно-образовательный процесс. Регулирование и корригирование мировоззренчески направленного педагогического процесса сводится к готовности корректировать поставленные педагогические задачи, обеспечивать адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях, регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения студентов, ликвидировать возникающие локальные конфликты. Посредством предложенных автором внешних регуляторов, принципов, процедур, этапов, методов, вырабатываемых умений, готовности, прогнозируемых результатов у студента вырабатывается мировоззренчески ориентированная субъектная позиция.
Ключевые слова: профессиографический подход, развитие мировоззрения, студенты.
Введение
Общеизвестно, что академическая среда, устремленность студента к будущей профессии выступают решающими факторами в развитии его мировоззрения. По этой причине профессиографический подход является приоритетным в развитии мировоззрения студентов. Данный подход был разработан В.А. Сла-стениным [1], который полагал, что профессиограмма отражает инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности. К таким параметрам учёный относил гуманистическое мировоззрение, моральные и ценностные ориентации, сознание общественного долга и гражданской ответственности, социальную активность.
Специфику получаемой в вузе профессии определяет профессионально-познавательная направленность. Она привносит в сферу мировоззрения интерес и увлеченность работой, психологическую зоркость и наблюдательность, интеллектуальную активность, духовные потребности и интересы, организаторские способности, общительность, воображение, целеустремленность, настойчивость, такт, выдержку, адекватную самооценку, научную эрудицию, готовность к профессиональному самообразованию.
Студенты входят в состав разных социальных групп: они могут одновременно заниматься учёбой, работой, состоять членом спортивного клуба, выпол-
нять общественные функции, участвовать в политической жизни, выполнять при этом обязанности сына, дочери и др. В каждой из групп, куда входит студент, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой он придерживается и которая позволяет другим ожидать от него определенного поведения, уровня и стиля общения.
Основное содержание статьи
Развитие мировоззрения у студентов сопряжено с фундаментальным аксиологическим противоречием в России - противостоянием либеральных циви-лизационных стандартов и ценностей российской культурно-религиозной идентичности. Несмотря на широкие социальные изменения, в России сохраняется доминирование исторически присущих ей базовых эмпирических, политических и идеологических институтов. Коммунальная среда, характерная для исторического развития России, требует интеграции общественных усилий для своего использования, общих форм собственности и единого централизованного управления.
Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, чувство долга, способствующие сохранению единства группы, взаимозависимости её членов и гармоничным взаимоотношениям между ними. Высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у лю-