УДК 13+37.0+001
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
Соловей Ольга Викторовна.
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Златоусте, преподаватель, кандидат экономических наук, [email protected].
Аннотация. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах деятельности человека, ускорение темпов научно-технического прогресса, развития образования, реализация предприятиями нововведений актуализируют задачу теоретического осмысления интеграции, выявления предпосылок и проведения анализа развития интеграции в системе «образование - наука -производство» на различных этапах развития общества. В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному развитию общества произошли изменения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством.
Ключевые слова: интеграция, образование, наука, производство, общество
SOCIOPHILOSOPHICAL ASPECTS OF INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCES AND PRODUCTION
Solovey Olga.
Zlatoust, Ural State Transport University, teacher, candidate of economic sciences, [email protected].
Abstract. The article presents the tasks of theoretical comprehension of integration and the analysis of the integration development in the system education -science - production at various stages and shows the changes in the process of transition from industrial to post-industrial development of society.
Key words: integration, education, science, production, society.
Проблема интеграции образования, науки и производства в современной литературе разработана достаточно узко, традиционно рассматривается взаимосвязь между наукой и производством, с одной стороны, и образованием -с другой. Эта взаимосвязь характеризуется следующим образом: образование отражает лишь изменения, происходящие в науке и производстве. При этом на каждом историческом этапе развития общества связи и отношения между наукой, образованием и производством проявляются по-разному, что требует более детального проведения анализа сложившейся интеграции.
Интеграция (от лат. integration - восстановление, восполнение, от inter -целый) - понятие теории систем, трактуемое как онтологически (состояние
связанности, целостности отдельных частей и функций системы), так и процессуально (сторона процесса развития системы, ведущая к объединению в целое ранее разнородных частей и элементов) [2, с. 76].
Если рассматривать образование и науку как единую систему, то становится очевидным, что ее развитию, как и развитию любой другой системы, присущи тенденции интеграции на различных уровнях. Это позволяет объединить философско-антропологический и социально-функциональный подходы к сущности образования и науки. Под интеграцией в системе «образование - наука
- производство» следует понимать процесс взаимопроникновения, взаимообогащения образования и науки как системы в целях наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей и общества в целом.
Предпосылками развития интеграции в образовании, науке и производстве являются изменения в политической, нормативно-правовой, экономической и социально-культурной сферах на разных этапах развития общества.
Интеграция образования и производства начинает складываться ещё в индустриальный период развития общества, когда отмечается повышение роли образования до уровня важнейшей производственной предпосылки, что не противоречит социально-философской концепции развития, согласно которой способ производства сводится лишь к производству материальных благ. Наука при этом выступает как форма общественного сознания и сфере деятельности людей [1, с. 8]. Постепенно наука становится полноценным участником отношений между образованием и производством как форма непосредственной производительной силы.
В период индустриального развития общества отмечается достаточно мощное развитие интеграции в системе «образование - наука - производство», а именно, развитие системы планирования выпуска специалистов и подготовки научных кадров в соответствии с требованиями производства, развитая система ведомственных вузов, сеть учебно-научно-производственных комплексов и др.
На переходном этапе (от индустриального развития общества к постиндустриальному развитию или обществу, основанному на знаниях) были утрачены основные достижения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством (табл. 1). Основной причиной является тот факт, что изменения в развитии общества произошли совместно со сменой плановой, административно-командной и рыночной экономики, что не могло не оказать влияние на все сферы деятельности, в том числе образование и науку [3, с. 53].
Несмотря на отрицательные тенденции в системе «образование - наука -производство» в процессе перехода к постиндустриальному развитию общества, нельзя не отметить положительные моменты в развитии интеграции на современном этапе:
- постепенная тенденция к изменению механизма взаимодействия «поставщик - потребитель» на «партнёрские отношения» для достижения взаимных целей между образованием, наукой и производством;
- развитие современных направлений и форм интеграции в системе «образование - наука - производство», таких как государственно-частное
партнёрство, корпоративное образование, научно-промышленные структуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы и др.).
Таблица - 1. Изменения в системе «образование - наука - производство» на разных этапах развития общества__
Индустриальный период развития общества (анализ с 1920 г. - 90-е годы XX века) Постиндустриальный период развития общества (90-е годы XX века - по настоящее время)
Централизованное планирование подготовки научных кадров и структуры выпуска специалистов в соответствии с требованиями производства Отсутствие централизованного планирования, проблема несоответствия спроса со стороны работодателей и предложения со стороны системы образования и науки
Развитие договорных отношений в системе «образование - наука - производство» Слабое развитие договорных отношений
Эффективный механизм отраслевой кадровой кооптации (самостоятельное регулирование образования) Отсутствие механизма отраслевой кадровой кооптации
Широкое развитие учебно-научно-производственных комплексов, заводов - втузов, ведомственных вузов, обеспечивающих интеграцию между образованием, наукой и производством. Соответствие трудового и научного потенциала перспективам экономического развития Разрушение существовавшей в советское время системы учебно-производственных комплексов и заводов - втузов. Незначительное число ведомственных вузов, сохранившихся с советского времени, которые демонстрируют высокую образовательную эффективность
Система шефских связей профессионального образования с базовыми предприятиями, выполнение заказов предприятий Отсутствие системы шефских связей с базовыми предприятиями. Преимущественное развитие неформальных каналов взаимодействия компаний с вузами
Государственная поддержка финансирования образования и науки Сокращение государством расходов на развитие образования и науки. Проблема бюджетного недофинансирования вузов. Слабое участие в финансировании предприятий
Государственный заказ, заказ от базовых предприятий на проведение научных исследований Слабое развитие и отсутствие системы заказа на научные исследования, как со стороны государства, так и со стороны базовых предприятий
Таким образом, в настоящее время проблема интеграции в системе «образование - наука -производство» остаётся актуальной, приоритетной задачей является поиск и реализация новых направлений развития.
Библиографический список:
1. Даулеткериев А Р. Развитие системы «наука - образование - производство» в эпоху глобализации: автореф. ... дисс. канд. философ. наук. - Пятигорск, 2009. -27 с.
2. Полянкина С. Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. - 2013. - №2 2 (71). - С. 76-81.
3. Соловей О. В. Развитие потенциала инновационно-образовательной системы региона: теоретические, методические и прикладные аспекты: дисс. канд. экон. наук. - Челябинск. - 2014. - 183 с. - Режим доступа: http://www.susu.ru.