ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Коновалов И.Е., Гамирова Э.И., Болтиков Ю.В.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
В связи с увеличением требований к качеству образовательного процесса детей, реализуемого в рамках дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), возрастает роль всех его компонентов, включая физическое воспитание и другие виды образовательной деятельности.
В ДОУ сегодня реализуется большое количество методик и технологий, связанных с формированием у дошкольников знаний в области физической культуры и других видов образовательной деятельности как нового интегрированного направления деятельности, но практически нет конкретных программ, которые непосредственно решали бы задачи общего образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
В современной системе дошкольного образования основной целью ДОУ является всестороннее развитие ребенка, что включает в себя решение трех взаимосвязанных задач: обеспечить полноценное воспитание и развитие, а также предоставить качественное образование. Решение этих задач невозможно без реализации нормативно-правовых документов [2,6,8], и в первую очередь одного из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными способностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей [7].
Самой важной задачей деятельности ДОУ является физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим развитием и воспитанием, как в первые шесть лет жизни ребенка. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, гармоничного физического, психического, социального и интеллектуального развития, всесторонней двигательной подготовленности.
В этой связи целью нашего исследования является изучение механизмов интеграции физической культуры в области образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 339, г. Казань.
Результаты исследования. Применение средств физической культуры в общем образовании детей является одним из перспективных направлений деятельности ДОУ, в рамках которой возможно решение одной из наиболее важных задач воспитания дошкольников - понимание ценности собственной жизни и здоровья,
через формирование всесторонне развитой личности.
Анализ календарно-тематических планов показал, что в ДОУ практически не используются средства физической культуры в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. В своей работе специалисты в основном применяют наблюдения, непосредственно образовательную деятельность, чтение художественной литературы и дидактические игры. Между тем, многие средства физической культуры имеют такое содержание, которое способно эффективно влиять, в рамках образовательной деятельности ДОУ, на развитие общей культуры дошкольников в целом, и уровень его образования в частности. То есть функционирование современных ДОУ, прежде всего, направлено на формирование целостно развитой личности ребенка, что и выдвигается как главная цель обучения и условие его эффективности. Это в свою очередь требует обеспечения интеграции всех видов его деятельности, например экологического образования, и в силу многих обстоятельств наиболее продуктивным средством решения этой проблемы является физическая культура.
В контексте нашего исследования мы определили интеграцию как «процесс взаимопроникновения одних предметов в другие на содержательном уровне» [3], т.е. реализация содержания физического воспитания в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями деятельности детей дошкольного возраста.
В начале эксперимента была разработана и в последующем реализована программа по физической культуре с элементами экологической работы для обеспечения интеграции образовательных областей физической культуры и экологического образования для повышения уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством применений физических упражнений.
В содержании экспериментальной программы были включены традиционные (подвижные игры) и не традиционные (элементы йоги) средства физической культуры.
Физическое упражнение, как средство физической культуры, является наиболее естественным и доступным видом деятельности человека, формирующим его характер, который в свою очередь определяет его отношение к окружающему миру, в том числе и к природе.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в форме игровых физических упражнений происходит успешнее, чем в процессе непосредственно образовательной деятельности. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет ряд преимуществ, ведь в игре ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом, не замечает того, что он обучается новому, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание беречь природу, видеть живые объекты во всём их многообразии, участвовать в создании необхо-
димых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе [4,5].
В процессе физического воспитания детей необходимо использовать как традиционные, так и не традиционные средства физической культуры, одним из которых является йога.
Йога помогает ребенку развивать гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника, как, например, сколиоз, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние. Упражнения йоги укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными.
На занятиях йогой у детей формируются представления о природе, отдельных представителей растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, уклада жизни. Дети знакомятся с характером взаимодействия растений и животных. Кроме того, освоение элементов йоги помогает детям развивать гибкость, правильную осанку и координацию движений и улучшить общее состояние организма.
Ожидаемые от реализации программы результаты получены в полной мере, экологические знания, которые дети получили в ходе эксперимента, были продемонстрированы на последнем этапе исследования.
Реализация принципа интеграции в освоении содержания образовательной области «Физическое развитие» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей [1].
Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д. («В гостях у Айболита», «Мы - сильные, смелые, ловкие и умелые» - 1 младшая группа)
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью [10].
В разработанное комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса для всех возрастных групп интегрирован валеологиче-ский блок («Бережем ручки», «Бережем ножки», «Бережем ушки», «Бережем глазки», «Бережем носик», «Это я», «Как мама учила мишку правильно кушать», «У
куклы заболел зуб», «Наш носовой платочек», «Моем ручки» - 1 младшая группа).
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигатель-но-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья: 2012 г. - 17%, 2013 г. - 21,5%, 2014 г. - 22% (при норме 15-40%).
Следовательно, интеграция образовательных областей в работе по здоро-вьесбережению выступает, как важный показатель эффективности организации деятельности в ДОУ и направлена на достижение основной цели - формирование здорового образа жизни.
Другой не менее важной задачей деятельности ДОУ является коррекция речевых отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию.
В дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи (ОНР) обращают на себя внимание замедлением физического развития, отставанием в психическом развитии с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенно-стью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Дети с ОНР (обще недоразвитие речи) отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, испытывают неуверенность в выполнении дозированных движений. Развитие двигательной сферы характеризуется плохой координацией, снижением скорости и ловкости выполнения движений. Часто возникают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыкальное сопровождение [9].
С целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии
в двигательной сфере у детей с нарушением речи, в практику работы ДОУ был внедрен новый подход к проведению занятий, а именно, интегрированные занятия.
Содержание области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств и двигательных способностей; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Содержание области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
То есть, интегрируя вышеперечисленные области у детей, активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься физическими упражнениями, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
С целью реализации принципа интеграции различных образовательных областей в ДОУ нами был разработан перспективно-тематический план при тесном взаимодействии специалистов различных специальностей. Основная цель этого плана - комплексное коррекционно-педагогическое воздействие на детей, направленное на подготовку их к полноценному овладению устной и письменной речью, развитие внимания, мышления, связной речи, сохранение и укрепление здоровья. В свою очередь для эффективной реализации коррекционно-педагоги-ческого воздействия на детей с нарушением речи, мы проводили такую форму занятий как интегрированные физкультурно-речевые занятия.
Основным средством интегрированных физкультурно-речевых занятий являлась игровая деятельность.
Использование интегрированных физкультурно-речевых занятий, как одного из средств обучения, дает положительный результат. У детей повысился интерес к собственной речи, активизировался и пополнился словарный запас. За счет внедрения в практику интегрированных физкультурно-речевых занятий у детей улучшился уровень развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации), мелкой моторики, появилась целеустремленность и сосредоточенность, желание сотрудничать с другими детьми.
Учитывая все изложенное можно заключить, что интегрированные физ-культурно-речевые занятия у детей расширяют арсенал двигательных умений; улучшают координацию движений (равновесие, ориентировка в пространстве); повышают концентрацию внимания; стимулируют положительный эмоциональный отклик; увеличивают общий объем знаний по лексическим темам, формируют речь более связной и внятной.
Таким образом, на основании всего изложенного выше, можно сделать вывод о том, что в настоящее время физическое воспитание, в силу многих обстоятельств и больших потенциальных возможностей, может и должно выступать в качестве основного наиболее продуктивного средства решения задачи интеграции основных областей образовательной деятельности детей, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями и предусмотренные ФГОС ДО. Использование на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста традиционных и не традиционных средств физической культуры позволяет в полном объеме решать задачи их воспитания, образования и развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
2. Конституция Российской Федерации / Официальное издание. - М. : Юридическая литература, 2009. - 64 с.
3. Коновалов, И. Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: монография / И.Е. Коновалов. - М. : Флинта, 2011. - 352 с.
4. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодо-ва. - Минск : Асар, 1996. - 128 с.
5. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева. - М. : Новая школа, 2006. - 51 с.
6. Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 3 (196).
7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации N 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российской газете» от 25 ноября 2013 г. № 265.
8. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
9. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Тумакова. - М. : Просвещение, 2009. -272 с.
10. Щербакова, Ю. В. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / Ю.В. Щербакова. - М.: Глобус, 2007. - 175 с.