УДК 374.05.011
А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков
ИНТЕГРАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОУ СПО ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ)
Среди основных целей и задач образования, провозглашенных в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. отмечена необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Сегодня в обществе формируется сознание того, что в современных условиях положение человека, его материальное и моральное благополучие, возможность реализовать себя, будут во многом зависеть от его образования и уровня развития способности к самообразованию.
Рыночные отношения в обществе принципиально изменили характер и цели труда, выросла его интенсивность и напряженность, требуется высокий профессионализм и ответственность работников. Образование работающего населения является источником обеспечения устойчивого экономического роста предприятия и страны в целом. Молодые люди после получения начального профессионального образования часто не могут найти работу и добиться социального признания в обществе, т. к. работодателю требуются более квалифицированные кадры. Появляется необходимость переподготовки, переобучения кадров. Необходимо постоянно совершенствоваться в профессии, быть готовым к разнообразным видам профессиональной деятельности, проявляя активность, способность себя реализовать в различных видах работ.
В работе И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко «Что ждет работодатель от профессионального образования» приводятся результаты, проведенных ими исследований, которые показывают, что предприятия нуждаются, в первую очередь, в рабочих кадрах высокой квалификации: 5-6 разряды. Это отмечают 81% опрошенных респондентов. Средний уровень квалификации (3-4 разряды) востребован 28,6% работодателей. Следует подчеркнуть, что в настоящее время около 70% выпускников системы НПО страны получают 3 разряды и 30% - четвертые, что значительно отличается от пожеланий работодателя. 85,7% работодателей предпочитают иметь рабочие кадры с наличием среднего (полного) общего образования [1, с. 16].
На своих предприятиях работодатели хотели бы видеть рабочих, подготовленных:
в системе НПО - 61,9% в системе СПО - 71,4% на производстве - 38,1%.
Интерес работодателей к более высокому уровню подготовки рабочих вполне закономерен. Если суммировать их ожидания, то современный рабочий видится им как имеющий полное среднее образование, высокий разряд, владеющий дополнительными навыками - все эти элементы одной и той же складывающейся системы нового отношения к кадровым перспективам развития производства.
Нельзя не заметить, что работодатели предпочитали бы ставить на рабочие места выпускников СПО. Мотивы данного предпочтения требуют специального дополнительного изучения и выводят на вопрос связанный с необходимостью интеграции систем НПО и СПО. Позиция «Вузовского лобби» о том, что учреждения СПО следует рассматривать как первую степень высшего образования (младших инженеров) в ответах работодателей не просматриваются.
Интересна система подготовки специалистов начального и среднего профессионального уровня за рубежом.
В Финляндии получили широкое распространение лицеи. После окончания школы в лицеи поступает 53% школьников. Срок обучения - 3 года, оно завершается обязательным единым государственным экзаменом. Для поступления в высшее учебное заведение необходимо дополнительно окончить соответствующие лицейские курсы по конкретным предметам. В вузы поступает ежегодно 5-7% выпускников лицеев. Большой процент поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования, где обучение платное - от 4 до 15 тыс. евро. Законодательно установлено, что в средних профессиональных учебных заведениях Финляндии студенты могут получить одну или несколько из 52 специальностей по 7 направлениям. Основная задача средних профессиональных учебных заведений этой страны - подготовка рабочих кадров для промышленных предприятий и учреждений, бизнеса [2, с. 213].
Интеграция средних специальных учебных заведений с вузами осуществляется у нас в стране уже длительный промежуток времени и в различных формах. Имеется большой и положительный опыт у некоторых учебных заведений. Говоря об интеграции учреждений ВПО и СПО, необходимо отметить, что в соответствии с Международной стандартной классификацией образования российское СПО представляет собой доуниверситетское высшее образование. Однако, как утверждают американские специалисты в области образования: «В следующем десятилетии от 50 до 60% всех рабочих мест будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах» [2, с. 216].
Так не лучше ли сейчас в плотную заняться вопросом интеграции СПО и НПО.
Интеграция обучения - это органичное слияние содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в целях достижения его эффективности.
В профессиональном образовании сегодня реализуются различные модели непрерывного образования. Построение системы непрерывного профессионального образования - проблема чрезвычайно сложная. В том числе, создание системы непрерывного образования потребует в перспективе коренной перестройки всего содержания образования. На этом этапе основными противоречиями являются противоречия, обусловленные корпоративностью, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью и самоизоляцией во многих аспектах их деятельности: содержательном, организационном, кадровом и др.
Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает его целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов. В Законе РФ «Об образовании» система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа, как раньше в жестко централизованной системе образования, а, прежде всего его содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного профессионального образования, который означает приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами.
Возможны два направления анализа построения системы непрерывного образования. Первое - это рассмотрение отдельно существующих структур как элементов системы профессионального образования и определение возможностей их реорганизации и создание новых структур, для совершенствования существующей системы. Второе - это рассмотрение непрерывного профессионального образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития профессионализма специалистов в соответствии с их личностными потребностями и социально-экономическими требованиями.
Мы считаем, что необходимо учитывать эти два направления. Причем приоритетным необходимо рассматривать непрерывное профессиональное образование с содержательной стороны, а лишь потом определение организационных структур.
Теория и практика интеграции различных видов и типов образовательных учреждений отражают в основном количественную сторону, в то время как возникновение новых социально-экономических условий развития об-
разования в целом и потребностей общества ставят во главу угла качественную сторону данной проблемы. В связи с этим, в настоящее время делаются попытки осуществления более глубоких и сложных уровней интеграции всех компонентов учебного процесса, что является реализацией принципа единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Интеграция элементов в единую систему - это подчинение их целостным, стержневым свойствам системы, которые в педагогической деятельности могут проектироваться и целенаправленно достигаться. Интеграция - это единство многообразного, для которого характерна стройная, соразмерная согласованность целого и входящего в него частей, компонентов, такое их взаимодействие, в котором каждый элемент имеет условия для полной реализации своих возможностей. Профессиональное образование неизбежно должно будет стать в скором времени глубоко интегрированной многоуровневой системой. Системой, которая будет обеспечивать органическую преемственность с общим образованием как между разными своими ступенями, этапами по вертикали, так и между различными его формами, звеньями и учебными заведениями по горизонтали. Эти интеграционные процессы сегодня уже идут в образовании Кемеровской области, а также в Юргинском технологическом колледже.
На базе ГОУ СПО Юргинский технологический колледж работает экспериментальная площадка по интеграции СПО и НПО. Целью исследования являются теоретическая разработка и экспериментальная проверка содержания и структуры непрерывного многоуровневого начального и среднего профессионального образования и его влияния на качество подготовки специалистов и успешную адаптацию выпускников к современным условиям рынка труда.
Содержание среднего профессионального образования базового уровня по конкретной специальности СПО преемственно с содержанием начального профессионального образования по родственной профессии НПО (единство объекта (предмета) труда, одноименность учебных дисциплин, единообразие дидактических единиц), в связи, с чем оно может быть сокращено при подготовке специалиста среднего звена на базе родственной профессии НПО.
Для определения содержания профессиональной образовательной программы (ПОП) СПО на базе НПО проводится: установление взаимосвязи между учебными дисциплинами конкретной специальности СПО и учебными дисциплинами родственной ей профессии НПО; установление взаимосвязи между производственной (профессиональной) практикой по специальности СПО и производственным обучением и производственной практикой по родственной ей профессии НПО; выявление преемственных учебных элементов (ПУЭ) в дисциплинах по специальности СПО и в учебных дисциплинах и производственном обучении родственной профессии НПО;
установление эквивалентности уровня усвоения ПУЭ в ПОП СПО и ПОП НПО; формирование содержания профессионального образования для сокращенной ПОП СПО на базе НПО на основе данных, полученных в результате выше проведенного сравнительного анализа.
На основании данных, полученных в результате проведенного анализа производится отбор содержания по конкретной дисциплине для ПОП СПО на базе НПО и определяется объем времени.
После отбора учебных элементов, лабораторных работ, практических занятий и установления объема времени на их изучение (выполнение) разрабатывается содержание рабочей учебной программы по дисциплине.
После формирования содержания социально-гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовки ПОП СПО на базе НПО разрабатывается рабочий учебный план.
В Юргинском технологическом колледже проведен анализ и разработан экспериментальный учебный план по специальности Технология продукции общественного питания на базе начального профессионального образования по профессии Повар.
Выпускники колледжей должны быть умелыми исполнителями, а также руководителями среднего производственного звена. Такие требования работодателей еще более усиливают идею интеграции начального и среднего профессионального образования. В связи с этим подготовка специалистов в колледжах требует изменения содержания обучения и применения новых педагогических технологий.
Для подготовки специалистов разработаны интегрированные образовательные программы, при этом выпускники получают рабочую профессию и специальность с квалификацией технолога. Содержание подготовки рабочих высокой квалификации и технологов одного и того же профиля во многом совпадают, что позволяет устранить дублирование учебного материала и сократить сроки подготовки специалистов. Выпускники колледжа, овладевшие умениями и навыками рабочей профессии Повара и знаниями технолога, оказываются более конкурентоспособными и более востребованными на рынке труда.
Интересы работодателей являются одним из важнейших факторов, определяющих формирование и изменение содержания профессиональных образовательных программ. Для работодателя представляет интерес подготовка специалистов с навыками высококвалифицированного рабочего по интегрированной образовательной программе. Реализация таких образовательных программ и получение обучающимися начального и среднего профессионального образования в одном образовательном учреждении является одной из форм модернизации профессионального образования.
У колледжей, осуществляющих подготовку специалистов начального и среднего профессионального образования, на наш взгляд, перспективное будущее.
Основной формой образовательной деятельности колледжа как многоуровневого образовательного учреждения является реализация интегрированных программ. Интегрированная программа обеспечивает реализацию содержания профессиональных образовательных программ нескольких уровней путем их объединения в единую образовательную программу. Интегрированная профессиональная образовательная программа формируется в результате объединения образовательных программ начального и среднего профессионального образования.
Анализ интегрированного рабочего учебного плана для подготовки специалистов сферы общественного питания показал, что он отвечает принципам: научности; единства обучения и воспитания; связи теории с практикой; систематичности и доступности. Интегрированный рабочий учебный план обеспечивает органичное сочетание и взаимосвязь всех компонентов образования, рациональное сочетание всех видов деятельности. Все это способствует повышению качества подготовки специалистов сферы общественного питания.
Важнейшим принципом разработки интегрированных рабочих программ является преемственность. Интегрированная рабочая программа учебной дисциплины - это документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретной учебной дисциплине сокращенного рабочего учебного плана. Эти программы разрабатывались нашим учебным заведением самостоятельно. Интегрированная рабочая программа должна содержать требования к подготовке студента по результатам изучения данной дисциплины, рекомендации по организации учебного процесса. В содержание интегрированной рабочей программы учебной дисциплины входят: пояснительная записка, в которой приводится таблица установления эквивалентности уровня усвоения преемственных учебных элементов в ПОП СПО И ПОП НПО; тематический план с учетом выявления преемственных учебных элементов в дисциплине СПО и в учебной дисциплине НПО; междисциплинарные связи; структуру курса; перечень лабораторных и практических занятий; перечень курсовых проектов (работ) (при наличии); содержание и формы самостоятельной работы; перечень литературы и средств обучения.
Разработанная учебно-программная документация является руководством к осуществлению непрерывного профессионального образования, что позволяет повысить качество профессиональной подготовки, рассматриваемой нами как результат в реализации тех требований, которые предъявляет рынок труда к специалисту, общество - к личности, и личность - условиям своей будущей деятельности.
Библиографический список
1. Смирнов, И. П. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - М.: ООО «Аспект», 2004.
2. Федоров, Н. В. Образование - основа для решения социально-экономических проблем / Н. В. Федоров / Предисловие президента РАО Н. Д. Никандрова. -М.: Гелиос АРВ, 2006.
3. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007 - № 4. - С. 113 - 124
4. Сериков, В. В. Модернизация образования: взгляд с позиции личностно -развивающей модели // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 27 -33.
5. Шутова И. П. Проблемы модернизации и обеспечения качества образования в Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 85 -91.