Научная статья на тему 'Интеграция молодежи в оборонно - промышленном комплексе'

Интеграция молодежи в оборонно - промышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛИСТЫ / ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВЫПУСКНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшкин И. Н., Соловьев А. Э., Чукова О. В.

Исследованы результаты многолетней организационно практической работы, направленной на создание высокоэффективной образовательной среды непрерывной многоуровневой подготовки кадров для оборонно промышленного комплекса России на базе Тульского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRTSIYA OF YOUTH IN DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

Research of results of the long term organizational and practical work directed on creation of the highly effective educational environment of continuous multilevel training for defense industry complex of Russia on the basis of the Tula state university.

Текст научной работы на тему «Интеграция молодежи в оборонно - промышленном комплексе»

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576с.

N.E. Starikov, A.B. Starikova

NEW EDUCATIONAL GOALS IN A MODERN UNIVERSITY. The concept of "innovation", justified its need for the introduction of innovative approaches to the organization of educational activities in the modern university. The basic educational goals in training specialists at this stage are given.

Key words: innovation, higher vocational education, students, goals, educational

process.

Получено 17.10.12

УДК 378.1

И.Н. Кирюшкин, д-р техн. наук, доц., (4872) 35-05-50 (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Э. Соловьев, д-р техн. наук, (4872) 35-26-78, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

О.В. Чукова, канд. техн. наук, доц., 8(4872)33-24-88, chukolya1 @yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Исследованы результаты многолетней организационно-практической работы, направленной на создание высокоэффективной образовательной среды непрерывной многоуровневой подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса России на базе Тульского государственного университета.

Ключевые слова: учебный процесс, специалисты, оборонно-промышленные предприятия, выпускники.

В настоящее время Тульский государственный университет осуществляет в интересах ОПК подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по основным образовательным программам, а также по программам аспирантуры и докторантуры.

Впервые созданы и внедрены в учебный процесс инновационные технологии подготовки кадров, ориентированные на реальные потребности предприятий ОПК (НИИ, КБ и т.д.), позволяющие своевременно и адекватно реагировать на изменения указанных потребностей. Данные технологии органично объединяют научный и учебно-методический потенциал

вузов с техническими и экономическими возможностями предприятий ОПК, в результате образуя единую среду подготовки высококвалифицированных специалистов в области проектирования и производства современных систем вооружения и военной техники.

Фундаментом созданной образовательной среды является чрезвычайно тесное, исторически сложившееся взаимодействие вуза с предприятиями ОПК на всех стадиях подготовки специалистов: от обеспечения набора выпускников на первый курс университета до подготовки докторов наук (рис. 1).

При этом своеобразным ядром этой среды являются научно-образовательные центры (НОЦ), обеспечивающие неразрывность научных и образовательных процессов в вузе на основе аккумулирования результатов инновационных достижений промышленных предприятий (рис.2, 3). Таким образом, в созданной образовательной среде предприятия ОПК являются не только и не столько «потребителями кадров», сколько полноправными партнерами и участниками процесса подготовки специалистов как для собственных нужд, так и для нужд Российской Федерации в целом.

Рис. 1. Структура образовательной среды подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий ОПК

Рис. 2. Роль НОЦ при подготовке кадров для ОПК (научная составляющая)

Рис. 3. Роль НОЦ при подготовке кадров для ОПК (образовательная составляющая)

Решение проблемы подготовки кадров для ОПК невозможно без выявления, оперативного отслеживания и своевременной корректировки потребностей в кадрах необходимых квалификаций и обеспечения условий удовлетворения этих потребностей, т. е. система подготовки кадров для ОПК, учитывая ее нагрузку, прежде всего, на федеральный бюджет, стро-

ится на основе реальных потребностей предприятий в специалистах конкретного профиля.

Функции мониторинга потребностей предприятий ОПК Тульской области в специалистах - выпускниках вузов - возложены на специальную структуру - «Центр мониторинга потребностей в специалистах» (ЦМПС), входящий в состав ИВТС им. В.П. Грязева. Мониторинг потребностей предприятий ОПК в специалистах проводится на основе тесного взаимодействия с кадровыми службами соответствующих предприятий. Не реже двух раз в год специалисты кадровых служб заполняют специальную форму, где, помимо прочего, указываются предполагаемая потребность в выпускниках конкретного профиля (специальности); предполагаемое количество целевых и контрактно-целевых мест, выделяемых по заказам предприятия абитуриентам. Учитывая сроки, выделяемые образовательными стандартами на освоение той или иной образовательной программы, глубина мониторинга составляет, как правило, пять лет. Кроме мониторинга потребностей предприятий ОПК Тульской области в выпускниках, подобная работа проводится и в отношении предприятий соседних областей и регионов.

Вопросами, связанными с содействием трудоустройству выпускников в вузе, занимаются в основном центры содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников. Востребованность выпускников вуза можно оценить наличием заявок на них от предприятий и организаций. Несмотря на экономическую ситуацию в стране имеется устойчивый спрос на выпускников ООП оборонного профиля, так как 60... 90 % выпуска (а по некоторым ООП более 100 %) обеспечено заявками предприятий близлежащих регионов и не имеют проблем с трудоустройством. Необходимо отметить, что выпускники вузов востребованы не только в своих регионах, но и за их пределами. За период 2006 - 2011 гг. имелись заявки на выпускаемых вузами специалистов из Башкортостана, Орловской, Брянской, Рязанской, Калужской, Белгородской, Тверской, Владимирской, Вологодской, Нижегородской, Новосибирской, Ульяновской, Кировской, Челябинской областей, Пермского края, Подмосковья (Сергиев Посад, Подольск, Чехов, Королев, Балашиха, Климовск, Коломна), Воркуты и Москвы. Более 70 предприятий этих регионов хотели бы трудоустроить выпускников Тульского университета. Только за последние 3 года были трудоустроены на предприятия ОПК более 1000 выпускников. Особо необходимо отметить те шаги, которые делают в непростых экономических условиях, предприятия ОПК, что бы заинтересовать выпускников в трудоустройстве. К основным из этих шагов можно отнести следующее: надбавки к заработной плате молодых специалистов; предоставление жилой площади; возможность карьерного роста; оплата обучения по программам

дополнительного высшего образования, в аспирантуре, по программам различных курсов, стажировок и т.д. Аналогичные программы закрепления выпускников аспирантуры действуют и в вузах, которые совместно с предприятиями ОПК регионов создали целостную систему мотивации и трудоустройства молодых специалистов, позволяющую обеспечить необходимыми кадрами как промышленные предприятия, НИИ и КБ, так и собственные потребности.

Список литературы

1. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Приказ Минпромторга России от 13 апреля 2009 г. № 256.

I.N. Kirushkin, A.E. Solovev, O.V.Chukova

INTEGRTSIYA OF YOUTH IN DEFENSE INDUSTRY COMPLEX.

Research of results of the long-term organizational and practical work directed on creation of the highly effective educational environment of continuous multilevel training for defense industry complex of Russia on the basis of the Tula state university.

Key words: educational process, experts, defensive and industrial enterprises, graduates.

Получено 17.10.12

УДК 534.1

Е.П. Поляков, д-р техн. наук, проф., (4872) 33-36-55, ms. [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ДЛЯ ЧЕГО ВЫПУСКНИКУ УНИВЕРСИТЕТА УМЕНИЕ РАЗРАБАТЫВАТЬ ТВЕРДОТЕЛЬНЫЕ 3Б-МОДЕЛИ?

Обосновывается необходимость обеспечения тесной взаимосвязи и неразрывности научных и образовательных процессов конструкторско-исследовательской и технологической напрвленностей на основе активного внедрения информационных технологий и аккумулирования результатов инновационных достижений.

Ключевые слова: цифровые модели, процесс проектирования, управляющие программы, трехмерная модель.

Современное производство высокоточных систем, которое базируется на широком использовании компьютерных технологий, предполагает объединение в единое целое весь процесс получения готового изделия, начиная с опытно-конструкторской разработки и заканчивая контролем параметров готового изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.