Научная статья на тему 'Новый этап развития системы подготовки кадров для ОПК в Тульском государственном университете'

Новый этап развития системы подготовки кадров для ОПК в Тульском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PERSONAL / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / HIGHER EDUCATION / TARGETED TRAINING / INFRASTRUCTURE PROVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилин Михаил Сергеевич, Морозов Виктор Викторович, Никитин Виктор Александрович, Фомичева Ольга Анатольевна

Излагаются цели, задачи и структура программы Тульского государственного университета, подготовленной для участия в конкурсе на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилин Михаил Сергеевич, Морозов Виктор Викторович, Никитин Виктор Александрович, Фомичева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF TRAINING FOR MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN TULA STATE UNIVERSITY

The purpose, tasks and the structure of the Tula State University’s program prepared to participate in the competition for the provision of support programs for the development of training for military-industrial complex in higher educational institutions are represented.

Текст научной работы на тему «Новый этап развития системы подготовки кадров для ОПК в Тульском государственном университете»

Руденко Валерий Лукич, д-р техн. наук, генеральный директор, [email protected], Россия, Нижний Тагил, Федеральное казеннное предприятие ««Нижнетагильский институт испытания металлов»,

Чванов Александр Евгеньевич, канд. техн. наук, начальник НОЦ, ntiim@,mail.ru, Россия, Нижний Тагил, Федеральное казеннное предприятие ««Нижнетагильский институт испытания металлов»

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF THE URALS POLYGON

PRACTICE ARTILLERY RANGE.

V.L. Baranov, V.L. Rudenko, A.E. Chvanov

The features of the organization and conduct of the students practice polygon-gunsmiths the Urals artillery range in 2010-14 are discussed.

Key words: educational process, practice, range.

Baranov Victor Leopoldovich. doctor of technical sciences, professor, ivts. tiilaaramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Rudenko Valery Lukich, doctor of technical sciences, general director, [email protected], Russia, Nizhny Tagil, Metal Test Institute,

Chvanov Alexandr Evgenievich, candidate of technical sciences, chef of NOC, ntiim@,mail.ru, Russia, Nizhny Tagil, Metal Test Institute

УДК 378.14

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОПК В ТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

М.С. Воротилин, В.В. Морозов, В. А. Никитин, О. А. Фомичева

Излагаются цели, задачи и структура программы Тульского государственного университета, подготовленной для участия в конкурсе на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: кадры, оборонно-промышленный комплекс, высшее образование, целевое обучение, инфраструктурное обеспечение

Решение задач, определенных в стратегических документах, принятых на государственном уровне, по осуществлению перехода экономики к инновационной модели развития предопределяет необходимость активного развития кадрового потенциала организаций высокотехнологичных отраслей, к которым в первую очередь относится оборонно-промышленный

300

комплекс (ОПК).

В ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (ТулГУ) формирование кадрового для ОПК региона и России в целом проводится целенаправленно в соответствии с государственными планами подготовки научных сотрудников и специалистов на основании постановлений Правительства РФ, которые выпускаются каждые пять лет и учитывают предложения организаций ОПК по заявленным специальностям.

В рамках реализации Комплекса мер по совершенствованию системы профессионального образования, повышению уровня жизни и решению жилищных проблем работников организаций ОПК, утвержденного протоколом Военно-промышленной Комиссии при Правительстве РФ №9 от 24 октября 2013 г., в августе 2014 года проводился открытый публичный конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для ОПК в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее - Конкурс).

Целями проведения Конкурса являются:

- повышение эффективности реализации Государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК;

- повышение качества подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием для организаций ОПК за счет реализации практико-ориентированных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки, предусмотренным в составе заданий Государственного плана;

- расширение практики участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ, формировании образовательной инфраструктуры и создании совместных проектных команд для решения актуальных для организаций ОПК научно-производственных задач.

В соответствии с положением в Конкурсе могли принимать участие проекты по совершенствованию содержания и технологий целевого обучения студентов в интересах организаций ОПК (проекты по целевому обучению) и проекты по инфраструктурному обеспечению целевого обучения студентов в интересах организаций ОПК (проекты по инфраструктурному обеспечению). Финансовое обеспечение реализации проектов по целевому обучению образовательными организациями высшего образования со стороны государства дополнительно составляет 43000 рублей в год на одного обучающегося в рамках этих проектов. Объем средств федерального бюджета для реализации проекта по инфраструктурному обеспечению составляет не менее 30 млн и не более 50 млн рублей.

По условиям Конкурса участник мог подать только одну заявку в виде программы, в которую могли бы входить один или несколько проектов по целевому обучению и один проект по инфраструктурному обеспечению.

Предметом Конкурса для проектов по целевому обучению являлись проекты по углубленному целевому обучению квалифицированных кадров для организаций ОПК, по определенным специальностям и направлениям подготовки высшего образования и среднего профессионального образования (СПО). Проекты должны быть направлены на получение группой обучающихся практико-ориентированного набора компетенций, заявленных организацией-партнером, входящей в сводный реестр организаций ОПК.

Предметом Конкурса проектов по инфраструктурному обеспечению являлись проекты по развитию кафедр, созданных на базе организации-партнера. Закупки, осуществляемые в рамках проекта по инфраструктурному обеспечению, предназначены для обеспечения условий эффективной реализации практико-ориентированных образовательных модулей путем модернизации лабораторного оборудования, внедрения имитационных средств обучения и современного программного обеспечения.

Обязательными условиями для подачи заявки на участие в Конкурсе было следующее:

1. Выполнение проектов по целевому обучению осуществляется при условии обеспечения софинансирования со стороны организаций ОПК, совместно с которыми они реализуются, в размере не менее 100 % от общего объема запрашиваемой субсидии в каждом году.

2. В проекты по целевому обучению могли быть включены только обучающиеся очной формы обучения, заключившие на момент подачи заявки на участие в конкурсе договоры о целевом обучении с организациями ОПК, предусматривающие их последующее трудоустройство в этих организациях в соответствии с полученной квалификацией и заканчивающие освоение основных образовательных программ в 2015 или 2016 годах. При этом количество обучающихся должно быть не менее 5 человек.

ТулГУ, являясь ведущим вузом региона по подготовке кадров для ОПК, принял участие в Конкурсе. Программа ТулГУ, в которую вошли десять Проектов по целевому обучению (четыре проекта по специальностям высшего образования, шесть проектов по специальностям СПО) и один Проект по инфраструктурному обеспечению, была поддержана в полном объеме.

Для участия в Конкурсе были отобраны 65 студентов, заключивших договора о целевом обучении с предприятиями ОПК, в том числе:

по специальностям высшего образования, реализуемым в Институте высокоточных систем им. В.П. Грязева ТулГУ (ИВТС им. В.П. Грязева):

- Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов,

- Проектирование авиационных и ракетных двигателей,

- Проектирование технологических машин и комплексов специаль-

ного назначения;

по специальностям СПО, реализуемых в Техническом колледже им. С.И. Мосина ТулГУ:

- Специальные машины и устройства,

- Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям),

- Технология машиностроения.

В качестве организаций-партнеров в проектах по целевому обучению выступили: по подготовке специалистов высшего образования -ОАО «НПО «Сплав», ОАО «КБП»; по подготовке специалистов СПО -ОАО «АК «Туламашзавод».

Группой сотрудников университета были разработаны и представлены на Конкурс следующие образовательные модули, обеспечивающие индивидуализацию подготовки обучающихся по специальностям высшего образования и формирующие определённые профессиональные компетенции в соответствии с требованиями организации-партнёра.

1. Проектирование систем стабилизации и наведения вооружения для перспективных комплексов высокоточного оружия ближней тактической зоны (подготовка 8 студентов специальности «Проектирование технологических машин и комплексов специального назначения» совместно с ОАО «КБП»);

2. Проектирование, производство и испытания снарядов комплексов высокоточного оружия (подготовка 5 студентов специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» совместно с ОАО «КБП»);

3. Проектирование, производство и испытания ракетных двигателей реактивных снарядов систем залпового огня (подготовка 7 студентов специальности «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» совместно с ОАО «НПО «Сплав»);

4. Проектирование, производство и испытания реактивных снарядов систем залпового огня (подготовка 9 студентов специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» совместно с ОАО «НПО «Сплав»).

В процессе разработки образовательных модулей совместно с организациями-партнерами для каждого модуля были сформулированы миссия, задачи, общекультурные и профессиональные компетенции. Предложены образовательные технологии, направленные на решение задачи подготовки специалистов для конкретного вида профессиональной деятельности, обеспечивающие практико-ориентированную подготовку обучающихся при постоянном диалоге с организацией-партнером, основными компонентами которой являются:

- углубленное изучение студентами теоретических основ современ-

ных методов проектирования и производства в области ракетостроения;

- практическое освоение в ходе лабораторных и практических работ оборудования организации-партнера;

- профессиональная подготовка в организации-партнере в формате сетевого обучения.

В соответствии с требованиями Конкурса в проекте также были представлены разработанные совместно с предприятиями-партнёрами программы:

- профориентационных мероприятий, направленных на повышение мотивации на получение образования и последующую работу в организациях-партнёрах;

- повышения профессиональной квалификации преподавателей, участвующих в подготовке студентов в рамках Проектов по целевому обучению.

В проекте по инфраструктурному обеспечению был разработан и представлен совместный с ОАО «НПО «Сплав» проект развития кафедры «Ракетное вооружение» (РВ), при этом сумма запрашиваемой субсидии составила 50 млн.руб., а сумма софинансирования - 59,189 млн руб. (ОАО «НПО «Сплав» - 55,425 млн руб., ТулГУ - 3,764 млн руб.).

Проект по инфраструктурному обеспечению предусматривает расходование средств субсидии исключительно на покупку учебно-лабораторного оборудования и специализированного программного обеспечения. При составлении перечня приобретаемого оборудования основное внимание уделялось лабораторным стендам и установкам, предназначенным для переоснащения лабораторий кафедры РВ с целью обеспечения учебного процесса в части лабораторного практикума.

В процессе реализации проекта по инфраструктурному обеспечению будут переоборудованы следующие лаборатории кафедры РВ:

- аэрогазодинамики и прикладной аэродинамики (аэродинамические трубы);

- прочности летательных аппаратов (ЛА) (стенды для исследования свободных и вынужденных колебаний, потери устойчивости, проверки теории напряженного состояния);

- тепломассообмена в ЛА (стенды по изучению всех видов теплопередачи);

- виртуальной реальности (специализированное оборудование для визуализации устройства объектов);

- проектирования и конструирования ЛА (разрезные макеты современных образцов вооружения);

- теории автоматического регулирования (измерительное и регистрирующее оборудование);

- компьютерный класс (современные компьютеры и необходимое

программное обеспечение).

Таким образом, освоение студентами образовательных модулей в рамках проектов по целевому обучению обеспечит значительное сокращение адаптационного периода в конкретных производственных условиях. В свою очередь, реализация проекта по инфраструктурному обеспечению позволит расширить участие обучающихся и научно-педагогических работников университета в постановке и решении актуальных для организации ОПК задач в области проведения исследований и проектирования перспективных изделий.

Воротилин Михаил Сергеевич, канд. техн. наук, доц., доц., vms-vorotilina rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Морозов Виктор Викторович, канд. техн. наук, доц., holod-Qayandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Никитин Виктор Александрович, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

Фомичева Ольга Анатольевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF TRAINING FOR MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN TULA STATE UNIVERSITY

M.S. Vorotilin, V.V. Morozov, V.A. Nikitin, O.A. Fomicheva

The purpose, tasks and the structure of the Tula State University's program prepared to participate in the competition for the provision of support programs for the development of training for military-industrial complex in higher educational institutions are represented.

Key words: personal, military-industrial complex, higher education, targeted training, infrastructure provision.

Vorotilin Michail Sergeevich, candidate of technical sciences, professor, vms-vorotilin a ramhler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Morozov Victor Victorovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected] , Russia, Tula, Tula State University,

Nikitin Victor Alexsandrovich, candidate of technical sciences, docent, nikitin_tula@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Fomicheva Olga Anatolevna, candidate of technical science, docent, olir77@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.