Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
УДК 331.5.024.5 Наталья ГОВОРОВА
ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В ЭКОНОМИКУ ЕС
Аннотация. В статье проведен анализ социально-экономического положения иммигрантов в ЕС. Рассмотрены меры и инструменты, применяемые для их интеграции в экономику регионального объединения.
Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, интеграция мигрантов, рынок труда, занятость, безработица, неравенство.
Согласно данным Европейской статистической службы (Евростат), рост населения Евросоюза происходит главным образом за счет миграции. В течение 2016 г. естественный прирост населения был нулевым, весь рост населения (1,5 млн чел.) обеспечила миграция. Исследования показывают, что иммиграция оказывает положительное влияние на рост ВВП принимающих государств1. По этой причине интеграция граждан - иммигрантов из стран, не входящих в ЕС, является одной из наиболее важных задач властей Союза, который заинтересован в том, чтобы стать привлекательным местом как для талантов, так и для работников различных профессий и квалификаций, в которых нуждается европейские общество и экономика. В то же время статистические данные свидетельствуют о растущем социально-экономическом неравенстве между мигрантами и гражданами ЕС2.
Инструменты интеграции мигрантов
В ЕС продолжают нарастать демографические проблемы: доля людей в возрасте старше 65 лет быстро растет, и к 2050 г. почти треть европейцев будет в данной возрастной категории. Эта тенденция обуславливает быстрое сокращение рабочей силы. К 2060 г. соотношение трудящихся и пенсионеров изменится с сегодняшних 4:1 на 2:1. Некоторые сектора экономики (ИКТ индустрия, социальные и медицинские услуги) уже сейчас страдают от нехватки работников. В ответ на демографические вызовы и дисбаланс спроса и предложения на европейском рынке труда Европейская комиссия наряду с содействием трудовой подвижности внутри ЕС, предлагает также оптимизировать количество и качество рабочей силы из третьих стран3.
© Говорова Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований ИЕ РАН. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Доцент кафедры экономики, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт. E-mail: [email protected].
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201827
:Eurostat. Newrelease.EU population up to almost 512 million at 1 January 2017.
http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8102195/3 -10072017-AP-EN.pdf/a61ce1ca-1efd-41df-86a2-bb495daabdab.
2 Говорова Н.В. Рынок труда ЕС: необходимость перемен. В книге: Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Сер. "Старый Свет - новые времена" Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук. Москва, 2017. С. 194-214.
3 Toolkit on the use of EU funds for the integration of people with a migrant background.
http://ec.europa.eu/regional policy/sources/policy/themes/social-inclusion/integration-of-migrants/toolkit-integration-of-migrants.pdf
В 2011 г. Комиссия обнародовала документ о необходимости привлечения легальных иммигрантов на европейский рынок труда и противодействию нелегальной иммиграции -«Глобальный подход к миграции и мобильности»1. Тогда же была одобрена директива, уравнивающая в правах иммигрантов и граждан Союза в трудовой и социальной сфере (зарплата, охрана труда, процедура найма-увольнения, доступ к участию в профсоюзах, общественным благам и социальному обеспечению)2.
В 2016 г. Комиссия инициировала План действий по интеграции граждан третьих стран, нацеленный на совершенствование политики в сфере легальной миграции государств-членов, в которых в общей сложности проживает более 20 млн граждан третьих стран (4,1% от общего населения ЕС). Цель инициативы - облегчение доступа иммигрантов к образовательным, медицинским и жилищных услугам, рынку труда для реализации которой предполагалось использовать средства структурных и инвестиционных фондов ЕС: Европейского социального фонда (ЕСФ), фонда программы "Эразмус+", фонда регионального развития и
3
др. 3 В первую годовщину после принятия Программы развития трудовых навыков и Плана действий ЕС по интеграции граждан третьих стран (20 июня 2017 г.), Комиссия обнародовала инструментарий, предназначенный для развития широкого набора компетенций у иммигрантов в течение всей жизни, под названием «Профиль навыков для граждан третьих стран». Это оффлайновый веб-редактор, дающий возможность показать свои навыки и опыт работодателям, поставщикам образования и обучения, организациям, работающие с мигрантами на территории ЕС, а также национальным, региональным и местным властям. Инструмент нацелен на выявления проблем профессиональной подготовки и квалификации трудовых мигрантов, признания навыков/образования и дальнейшего руководства их обучением, профессиональным образованием или занятостью.
Только четверть мигрантов, прибывающих в ЕС имеют высокий уровень образования, при этом почти две трети прибывающих высококвалифицированных специалистов, либо неактивны, либо не имеют работы, либо слишком квалифицированы для работы, которую они выполняют. Это указывает на явную потребность в действиях на разных уровнях для поддержки как высоко-, так и для низкоквалифицированных мигрантов, нуждающихся в корректировке навыков для доступа к рынку труда. Бесплатный веб-редактор доступен на всех официальных языках ЕС, а также на языках стран, из которых в 2014-2016 гг. наблюдался наибольший поток беженцев (Сирия, Афганистан, Пакистан, Сомали, Албания, Ирак и Иран)4.
1 The Global Approach to Migration and Mobility, Brussels, {SEC (2011) 1353 final}, Brussels, 18.11.2011.
2 Directive 2011/98/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State.
3 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Action Plan on the integration of third country nationals, COM(2016) 377 final of 7.6.2016.
4 European Commission - Press release. Integration: New Skills Profile tool to help non-EU nationals enter the labour market. http://europa.eu/rapid/press-release IP-17-1603 en.htm.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, N»2
24 января 2018 г. Европейский экономический и социальный комитет (EESC) и Комиссия выпустили пакет документов (инструментарий), предусматривающий координацию усилий государств-членов по интеграции мигрантов за счёт более эффективного использования имеющихся инструментов финансирования. Инструментарий содержит руководящие принципы и практические рекомендации для национальных и региональных органов по внедрению принятой стратегии интеграции и соответствующих проектов на основе использования различных фондов ЕС в текущем бюджетном периоде 2014-2020 гг. Он был разработан, чтобы обеспечить совместное финансирование интеграционных мер, избежать дублирования и получить синергетический эффект от авансируемых средств1.
Несмотря на усилия коммунитарных властей Евросоюза, иммигранты продолжают оставаться наиболее уязвимой частью европейского общества2.
Неравноправие в трудовой сфере
Мониторинг социально-экономического положения мигрантов в ЕС проводится по четырем основным направлениям: занятость, образование, социальная включенность и гражданское участие. Показатели были разработаны по результатам встречи министров стран Союза по вопросам интеграции мигрантов в испанском городе Сарагоса (Сарагосская декларация) и утверждены Советом по вопросам юстиции и внутренних дел в июне 2010 г.3 В дальнейшем в рамках пилотного проекта индикаторы были доработаны, и в 2011 г. Евростат представил первые количественные выражения этих показателей4. Для сравнения используют термин «широкие группы населения», включающий мигрантов, коренное население стран ЕС и мобильное население ЕС (граждан одной страны ЕС, временно проживающих в другой). Разрыв в участии на рынке труда между мигрантами и населением ЕС, весьма заметен и имеет тенденцию к росту. В период 2008-2016 гг. среди мигрантов систематически регистрировали более низкие показатели экономической активности по сравнению с коренным населением стран и мобильными гражданами Евросоюза (в 2016 г. - соответственно 73,1; 77,9 и 80,5%) и занятости (61,2; 71,8 и 72,6%). Наибольшие различия были зарегистрированы в Нидерландах, Латвии, Франции и Германии.
Уровень занятости молодежи определяют в отношении субпопуляции молодых людей в возрасте 15-24 лет. В этой возрастной группе этот показатель в ЕС-28 варьировался от 26,5% для иммигрантов из третьих стран, до 33,9% для коренного населения и 37,3% для мобильных граждан ЕС. Уровень безработицы для коренного населения составил 7,8%; мо-
1 Toolkit on the use of EU funds for the integration of people with a migrant background. http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/policy/themes/social-inclusion/integration-of-migrants/toolkit-integration-of-migrants.pdf
2 Говорова Н.В. Мигранты на рынке труда Европейского союза. Современная Европа. 2015. № 4. С. 41-46.
3 European Ministerial Conference on integration (Zaragoza, 15 and 16 April 2010), Draft Declaration. http://ec.europa.eu/ewsi/UDRW/images/items/docl 13055 519941744.pdf
4 European Commission, Eurostat, Indicators of Immigrant Integration - A Pilot Study. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. - 253 p.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
бильного населения ЕС 9,8%, а для мигрантов - 16,2%. В 2016 г. уровень безработицы среди молодежи варьировался от 18,1% для коренного населения, 20,7% для мобильных граждан ЕС до 32,4% для мигрантов.
Неравноправие в трудовой сфере влечет за собой социально-экономическое неравенство: 40% граждан третьих стран подвержены риску бедности, среди них вдвое больше людей, испытывающих серьёзные материальные лишения. Треть молодых мигрантов не работает, пятая часть - находится в группе риска раннего окончания обучения, не достигнув уровня
среднего образования, что почти в два раза выше среднего по ЕС.
***
Основную ответственность за интеграцию мигрантов несут страны-члены Евросоюза. Роль Брюсселя носит в основном вспомогательный характер, ограничиваясь предоставлением поддержки и стимулов для государств-членов. ЕС поддерживает мониторинг результатов интеграции и обеспечивает финансирование. В настоящее время существует широкий спектр финансовых источников, которые государства-члены и регионы могут использовать для финансирования проектов, связанных с интеграцией мигрантов: Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский социальный фонд (ЕСФ), Фонд Европейской помощи наиболее обездоленным (FEAD), Фонд убежища, миграции и интеграции (AMIF), средства, предусмотренные в рамках Программы Европейского союза по занятости и социальным инновациям (EASI).
Европейский союз, который сталкивается с беспрецедентными демографическими проблемами из-за быстро стареющего населения, и рассматривает успешную интеграцию мигрантов как возможность обеспечения своего будущего. Оптимальное использование средств играет важную роль в поддержке интеграции мигрантов. Миллионы граждан третьих стран, законно проживающих в ЕС, вносят существенный вклад в экономику Евросоюза. Чтобы увеличить отдачу от труда мигрантов необходимы совместные действия всех заинтересованных сторон на фоне оптимального использования средств структурных и целевых фондов ЕС для устранения препятствий по доступу к образованию и обучению на протяжении всей жизни, занятости, жилищным и социальным услугам.
Список литературы
Говорова Н.В. Мигранты на рынке труда Европейского союза. Современная Европа. 2015. № 4. С. 41-46.
Говорова Н.В. Рынок труда ЕС: необходимость перемен. В книге: Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Сер. "Старый Свет - новые времена" Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук. Москва, 2017. С. 194-214.
References
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Action Plan on the integration of third country nationals, COM(2016) 377 final of 7.6.2016.
Directive 2011/98/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State.
European Commission, Eurostat, Indicators of Immigrant Integration - A Pilot Study. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. - 253 p.
European Commission - Press release. Integration: New Skills Profile tool to help non-EU nationals enter the labour market. http://europa.eu/rapid/press-release IP-17-1603 en.htm
Eurostat. Migrant integration statistics - employment. http://ec.europa.eu/ eurostat/ statistics-explained/index.php?oldid=213241
European Ministerial Conference on integration (Zaragoza, 15 and 16 April 2010), Draft Declaration. http://ec.europa.eu/ewsi/UDRW/images/items/docl 13055 519941744.pdf
Eurostat. Newrelease.EU population up to almost 512 million at 1 January 2017. http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8102195/3-10072017-AP-EN.pdf/a61ce1ca-1efd-41df-86a2-bb495daabdab
The Global Approach to Migration and Mobility, Brussels, {SEC (2011) 1353 final}, Brussels, 18.11.2011.
Toolkit on the use of EU funds for the integration of people with a migrant background. http://ec.europa.eu/regional policy/sources/policy/themes/social-inclusion/integration-of-mi grants/toolkit-integrati on-of-mi grants.pdf
Integration of migrants into the EU labor market
Author. Govorova N. PhD in Economics, leading Researcher, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. Assistant professor of economics, Moscow Technological Institute. E-mail: [email protected].
Abstract. The article is devoted to the analysis of tools applied at the pan-European level for the integration of legal labor migrants, as well as indicators of their participation in the European Union labor market. Across the European Union, data indicates that there are still significant, growing socio-economic gaps between legal migrant and mainstream society. At the same time, failure to realize the potential of people with a migrant background represents a considerable waste of resources for the EU economy and society.
Key words: European Union, European Commission, migrant integration, labor market, employment, unemployment, inequality.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201827
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2