БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Надо Р. Живые бренды: Новый подход к созданию и продвижению брендов: пер. с англ. М., 2009.
2. Хайн Т. Все об упаковке. СПб., 1997.
FORMATION OF TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE STUDENTS OF HIGH SCHOOLS DURING TRAINING TO DESIGNING IN GRAPHIC DESIGN
S.G. Azhgihin, professor of faculty of design, Technical and computer schedules of Kuban State University
In article the description of features of formation of technological knowledge and skills of students of university at separate grade levels is presented to designing in graphic design. Examples of technological innovations in the field of graphic design of advertising, packing, the Internet-sites are shown. Introduction in process of vocational training of the future designers of a method of the technological analysis of objects of graphic design during design-designing is proved.
Key words: a method of the technological analysis, technological innovations, training to designing in graphic design, computer technologies.
УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Е.А. Иванова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики факультета социальных наук Амурского государственного университета
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, в частности ее историко-педагогическому аспекту. Определяются пути установления межпредметных связей дисциплин историко-педагогического содержания с дисциплинами профессиональной подготовки, а также интеграции историко-педагогического знания и практической подготовки будущих социальных педагогов.
Ключевые слова: историко-педагогическая подготовка, интеграция историко-
педагогического знания, межпредметные связи, лекция вдвоем.
К важным проблемам функционирования общества как самодостаточной развивающейся системы относится подготовка профессиональных кадров, и, как следствие, эффективная организация образования. Оно должно обеспечивать формирование компетентного профессионала, способного самостоятельно и творчески решать возникающие перед ним задачи, нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, способствовать социальной стабильности и развитию общества [1, с. 146]. Одной из целей социальной политики нашего государства является повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы, что обусловило создание и развитие системы подготовки педагогических кадров специальности социального педагога. Не вызывает сомнения, что будущие социальные педагоги должны быть адекватно ориентированы в своей профессиональной сфере, обладать определенным запасом знаний, навыков, приобретенных в процессе учебы. Достичь этого невозможно без специальной подготовки.
Профессиональная подготовка социальных педагогов среди прочих составляющих включает в себя и историко-педагогический аспект. Данная область знания представляет собой
сложившуюся систему семейного, сословного, народного, христианского воспитания. Кроме того, современный этап развития образования характеризуется эволюцией историко-педагогического знания, которое обладает значительными потенциальными возможностями для формирования историко-педагогической и профессиональной культуры будущего специалиста. Существующие в каждом обществе экономические, политические, социальные особенности создают свои педагогические учения, теории, системы, знакомство с которыми не только дает студентам определенные познания, но и способствует их ценностному развитию как профессионалов.
Однако анализ научной литературы (Д.Н. Игнатенко, Н.С. Макарова и др.) и образовательной практики показывает, что в современном вузе общепринятая система историкопедагогической подготовки имеет множество недочетов [2, с. 34-37]. Содержание историкопедагогической подготовки шаблонно, сводится лишь к поверхностному изучению основных фактов и педагогических идей, материал отстранен от насущных актуальных проблем, не ориентирован на практическую деятельность, знания студентов прерывисты и неравномерны [3].
Таким образом, потенциал историко-педагогической подготовки будущего социального педагога является значительным, но в профессиональной подготовке он в полной мере не используется.
Цель нашего исследования - определить пути интеграции историко-педагогического знания в содержание профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе межпредметных связей.
Межпредметная связь трактуется как категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органичном единстве [4].
Учет межпредметных связей в процессе историко-педагогической подготовки будущих социальных педагогов - важное условие повышения эффективности учебного процесса. Эта идея послужила основой установления межпредметных связей дисциплин историко-педагогического содержания с дисциплинами профессиональной подготовки будущего специалиста (табл. 1).
Таким образом, интеграция историко-педагогического знания в содержание профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе межпредметных связей позволяет устранить дублирование одних и тех же вопросов при изучении различных дисциплин. Учет межпредметных связей позволяет наполнить содержание профессиональной подготовки студентов аксиологическим аспектом истории мирового и отечественного образования и педагогической науки, что помогает будущему социальному педагогу понять смысл и значение общечеловеческих и национальных ценностей образования и воспитания, выраженных, например, в таких философских категориях, как «свобода личности», «гуманистическое воспитание» и др.
Таблица 1
Межпредметные связи дисциплин историко-педагогического содержания с дисциплинами профессиональной подготовки будущих социальных педагогов
Историко- педагогические дисциплины Дисциплины профессионал ьной подготовки Дидактические единицы
1 2 3
История Отечества Теория обучения Роль христианства в развитии просвещения. Государственная политика в области просвещения. Славяно-греко-латинская академия и другие учебные заведения
Теория и методика воспитания Литературные памятники («Русская Правда», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.) о воспитании молодого поколения. История народа как фактор воспитания
История педагогики и образования Введение в профессию Вопросы развития благотворительности, социальных служб, начиная с истоков и заканчивая современностью
Методика и технология работы социального педагога Опыт работы по формированию основ правовой и гражданской культуры (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Ж. Кондорсе, Г. Кершенштайнер, Н.А. Добролюбов и др.). Нормативно-правовые основы социальнопедагогической деятельности (Конвенция о правах
ребенка 1989 г.). Обеспечение гуманистического характера социально-педагогической деятельности (Т. Мор, М. Монтень, В. де Фельтре и другие гуманисты, Я. Корчак, Л.Н. Толстой)
Теория и методика воспитания Основные концепции воспитательного коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский)
Теория обучения Закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, Ф.В. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.)
Педагогическ ая этика Этика отношений в системе «педагог - учащийся» (идеи гуманистов эпохи Возрождения, Л.Н. Толстой, К.Н. Рерих и др.). Этика гражданственности и политическая культура педагога (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, А.Н. Острогорский и др.). Проблемы ненасилия в педагогике (Л.Н. Толстой, М. Ганди, Ж.-Ж. Руссо)
Педагогическ ая антропология Ребенок как основная социокультурная ценность, средства воспитательного влияния - в природе человека (И. Кант, О. Больнов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.)
Основы профориентол огии Профессиональная пригодность специалиста (Древний Восток, античность). Развитие системы профориентации (США, Западная Европа, Российская империя, Советская Россия). Культура как фактор эффективного профессионального самоопределения
Социальная педагогика Воспитание и обучение детей-сирот в истории разных этносов. Традиции семейного воспитания. Природа и общественный быт как факторы воспитания
История социальной педагогики Общие основы педагогики Особенности религиозного воспитания и образования, а также взгляд на религиозное воспитание как на часть социального (Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский и др.). Общие направления государственной политики в области образования, начиная с политики киевских князей
Методика и технология работы социального педагога Деятельность детских и молодежных организаций (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский). Опыт работы в детских оздоровительных лагерях (скаутизм, пионерское движение). Проблемы организации досуга, волонтерской деятельности, коллективных творческих дел (С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский и др., тимуровское движение).
Теория и методика социального воспитания девиантных детей Методы работы с детьми группы риска (трудовое воспитание, самоуправление, воспитание через коллектив: М.С. Погребинский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.П. Кащенко и др.)
Теория и методика воспитания Педагогика среды (Д. Дьюи, У. Килпатрик, и др.) Гуманистические идеи (В.А. Сухомлинский) воспитательные системы (Л.Н. Толстой, Я. Корчак, М Монтессори и др.)
Социальная педагогика Принципы социальной педагогики (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.). Социальное воспитание (И.Кант, Г. Гегель, Ш. Фурье, Ф. Фребель, И. Гербарт, П. Наторп, В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, В.Я. Стоюнин и др.). Подготовка социальных педагогов за рубежом
Этнопедагогика Педагогическ ая этика Национальные особенности патриотизма и политической культуры. Экологическая этика в разных цивилизациях и экологическая культура социального
педагога
Теория обучения Формы, методы и средства обучения в истории разных этнических культур
Общая психология Особенности проявления эмоций и чувств в зависимости от национальной принадлежности (дихотомное сопоставление Востока и Запада). Воля как основа эффективного диалога культур в разные исторические периоды
Социология Национальные факторы формирования личности в процессе социализации (историческая ретроспектива). Основные формы регуляции социального поведения различных народностей, проживающих на Дальнем Востоке.
Социальная психология Особенности внутригрупповой динамики в зависимости от полового, и национального состава. Особенности межгруппового взаимодействия представителей различных этнокультур в различные исторические эпохи
Основы психологии семьи и семейного консультирова ния Особенности воспитания ребенка в межэтническом браке. Динамика развития семейных отношений. Полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Отношение к детству в культурах разных народов
Методика и технология работы социального педагога Профилактика и преодоление конфликтов (народное творчество и др.). Социальная реабилитация (опыт жизни в общинах, обряды, игра как фактор воспитания). Опыт социального воспитания у различных народов
Теория и методика воспитания Основные средства народной педагогики (фольклор, игра, труд и другие). Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике
История психологии Общая психология Становление и развитие основных психологических школ
Социальная психология Анализ социальной структуры и утверждение представления о развитии общества как о процессе нарастающей социальной дифференциации (О. Конт и Г. Спенсер)
Психология личности Гуманистическая школа психологии личности, самоактуализирующаяся личность (Г. Олпорт, А. Маслоу)
Включение в содержание российских духовных ценностей обеспечивает не только их познание и достижение определенной критериальной шкалы для более объективной оценки действенности воспитания и образования, но и обретение научных историко-педагогических основ для более адекватной познанным критериям самооценки своих профессиональных и личностных качеств.
В ходе интеграции историко-педагогического знания в содержание профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе межпредметных связей для повышения эффективности процесса обучения нами проводились занятия нетрадиционной формы организации, на которых студенты проявляли и закрепляли знания, уже полученные при изучении предыдущего предмета. Например, темы «Воспитание культуры межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания», «Общение как фактор воспитания и развития личности» по дисциплине «Теория и методика воспитания» базируются на материале, изученном на занятиях по этнопедагогике.
Был установлен контакт между преподавателями, налажено взаимодействие, в качестве одной из форм которого выступает лекция вдвоем. В этой форме учебный материал дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделировались реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами. Например, тема «Девиантное поведение и дети с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема» по дисциплине «Теория и методика социального воспитания девиантных детей» перекликается с темой «Развитие школы и
педагогика в России после Октябрьской революции» по дисциплине «История педагогики и образования». Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов - сравнить разные точки зрения и сделать выбор или выработать свою позицию.
В качестве одного из условий оптимизации профессиональной подготовки будущих социальных педагогов необходимо выделить интеграцию историко-педагогических знаний и практической подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Интеграция историко-педагогических знаний и практической подготовки
Виды практик Цель и задачи практик Историко- педагогические дисциплины Дидактические единицы
1 2 3 4
Летняя педагогич еская практика Формирование и развитие умений и навыков воспитательной работы с различными категориями детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря История педагогики и образования Скаутизм и пионерское движение (О.И. Пантюхов, Г.А. Захарченко, А.В. Луначарский, и др.). Вопросы физического развития и гигиены (П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко)
История социальной педагогики Принцип природосообразности (Платон, Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.)
История психологии Биогенетический закон Аристотеля. Идея нравственного самосовершенствования (Эпикур)
Этнопедагогика Фольклор, народная игра, природа как средство воспитания и др.
Практика в школе Формирование у студентов умений проектировать социальнопедагогическую работу в образовательном учреждении; навыков профессиональноэтического взаимодействия социального педагога школы с родителями ребенка; создание условий для совершенствования организаторских, диагностических, проектировочных, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств История педагогики и образования Роль педагога в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков и др.). Управление обучением и воспитанием (И. Гербарт, Ф. Дистервег, Н.А. Корф, И.Н. Ульянов). Уважение личности ребенка (Я. Корчак, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский и др.)
История социальной педагогики Идеи трудовой школы, гражданского воспитания, самоуправления и самоконтроля учащихся, воспитания социальной активности (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Х. Паркхерст, В.Н. Шульгин и др.)
История психологии Механизм переработки знаний (Аристотель, Д. Гартли и др.)
Этнопедагогика Культура этноса в современной образовательной среде. Принципы межэтнической коммуникации: исторический аспект и др.
Социальн о- педагогич еская практика Формирование у студентов представления о системе социальной защиты населения в РФ, формирование своего видения путей решения социальных проблем История педагогики и образования Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России. Организация досуговой деятельности детей и молодежи, клубная работа (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий) и др.
История социальной педагогики Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды (С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.)
История Теория группового развития (У.
психологии Беннис и Г. Шепард). Коллективная рефлексология (В.М. Бехтерев)
Этнопедагогика Опыт решения проблемы социального сиротства в традициях различных народов.
Комплексн ая практика Овладение профессиональными функциями социального педагога, интеграция приобретенных знаний и практики работы, отработка функциональных навыков специалиста социальной педагогики, становление психологопедагогической компетентности История педагогики и образования Педагогика ненасилия (Н.К. Рерих, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, К.Н. Вентцель). Идеи коммунарского движения (И.П. Иванов, В.А. Караковский и др.). Педагогика сотрудничества (М.П. Щетинин, Т.И. Гончарова, В.Ф. Шаталов и др.)
История социальной педагогики Принцип гуманизма (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.). Деятельность детских домов и других учреждений (В.Ф. Одоевский и др.)
История психологии Теория социального научения (Д.Г. Мид, Г. Салливан и др.)
Этнопедагогика Этические, религиозные основы народной педагогики. Этнические аспекты педагогической культуры
Несомненно, для социальных педагогов наиболее интересны те сведения по историкопедагогическим дисциплинам, которые расширяют их профессиональный кругозор, подчеркивают роль общественно-педагогических идей и практики в создании общечеловеческих ценностей. Поэтому на лекциях и семинарах по конкретным темам, в ходе рассмотрения онтологических, антропологических, аксиологических аспектов воспитания и образования нами давались подробные сведения именно о социально-педагогической практике.
Итак, можно констатировать, что учет межпредметных связей в процессе историкопедагогической подготовки будущих социальных педагогов будет играть роль педагогического условия повышения эффективности учебного процесса. Это позволяет формировать в сознании будущих специалистов по социальной педагогике целостное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М., 2003.
2. Игнатенко Д.Н. Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы // Философия образования. 2006. № 8.
3. Макарова Н.С. Освоение историко-педагогического знания в структуре общепрофессиональной подготовки будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
INTEGRATION OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE IN THE CONTENT OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS ON THE BASIS OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS
E.A. Ivanova, Assistant Professor of Amur State University
The article deals with a topical issue - vocational training of future social teachers, in particular its historical and pedagogical aspect. The ways of establishing intersubject communications of disciplines of a historical and pedagogical content with disciplines of vocational training as well as integration of historical and pedagogical knowledge and practical preparation of future social teachers are defined.
Key words: historical and pedagogical preparation, integration of historical and pedagogical knowledge, intersubject communications, "lecture - together".
4S