Богдан Н.И.
д.э.н., профессор Белорусского государственного экономического университета
ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
БЕЛАРУСИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ
Ключевые слова: инновации, интеграция, инновационное сотрудничество, индикаторы инноваций.
Инновационная интеграция стран СНГ стала актуальной задачей повышения глобальной конкурентоспособности государств членов Содружества и условием развития их потенциала. Актуальность проблемы обусловлена ростом глобальной конкуренции, усилением значимости роли человеческого капитала, влиянием экологических факторов, неустойчивостью развития за счет сырьевых источников. Недооценка сложности современной инновационной динамики может привести к тому, что государства СНГ будут вытесняться с мировых рынков высокотехнологичной продукции, снизятся возможности роста экономики, качества жизни населения, будут созданы угрозы национальной безопасности.
В настоящее время основными документами определяющими будущее развитие стран СНГ являются Стратегия экономического развития стран СНГ до 2020 г. и Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. как механизм реализации стратегии. Основными целями программы являются: создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ, трансформация ее в социально ориентированную инновационную экономику, реализация приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем, утверждения международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства. К 2020 г. должно быть создано межгосударственное инновационное пространство как среда совместной инновационной деятельности.
В рамках программы серьезное внимание уделено задачам мониторинга результатов инновационной деятельности стран-участниц Содружества. Определены важнейшие целевые индикаторы и показатели, состав которых основывается на международной практике оценки инноваций. Однако наши исследования показывают, что практика оценки инновационной деятельности еще недостаточно используется странами СНГ, слаба гармонизация с международными методиками формирования индикаторов инноваций, характеризующей ресурсы, процессы и результаты инновационной деятельности.
Методологический подход
Иногда меры инновационной политики разрабатываются - и реализуются - без предварительной постановки проблемы, на решение которой указанные меры должны быть направлены. В таких условиях проводится политика, в которой нет необходимости в настоящее время. Следовательно, необходимо выявить проблемы, которые требуют решения, прежде чем разрабатывать политику; мы называем их «системные проблемы», «политические проблемы». Процесс выявления системных проблем и их причин можно охарактеризовать как «диагностический анализ», который имеет стратегическое значение при разработке любой политики. Проблемы инновационных систем, которые должны быть решены или уменьшены посредством проведения инновационной политики в странах СНГ, можно выявить только путём сравнения существующих инновационных систем друг с другом - во времени и пространстве.
Современные процессы глобализации оказывают существенное влияние на разработку и реализацию инновационной политики. Все инновационные системы встроены в более широкий контекст, и находятся под его влиянием - в большей или меньшей степени, в зависимости от размера и прочности рассматриваемой системы. Глобализация не уменьшает потребность в инновационной политике, а напротив, может усиливать её. Компании сталкиваются с быст-роизменяющимися и крайне не определёнными рыночными и институциональными условиями в международном контексте, наряду с существованием технологической неопределённости, связанной с изобретениями и инновациями. Именно поэтому необходимо сосредоточить усилия государства на повышении адаптируемости инновационных систем с общей целью создания национальных или региональных условий, которые будут способствовать адаптивности компаний и эффективному использованию возможностей, возникающих благодаря глобализации.
Это значит, что деятельность государства должна быть сконцентрирована на различных элементах систем и их слабых местах в увязке с тенденциями глобализации и, в частности, на недостаточно развитых/отсутствующих аспектах национальной институциональной структуры, для того, чтобы расширить возможности фирм, осуществляющих инновационную деятельность.
В статье делается упор на выявление политических проблем в инновационных системах посредством проведения диагностического анализа, то есть на том, как следует анализировать инновационные системы для целей разработки инновационной политики. Следовательно, для того чтобы быть способным выявить проблемы, политики должны иметь чёткое представление об эффективности системы и о том, как она работает. Наш подход состоит в том, чтобы в первую очередь сосредоточиться на эффективности инновационных систем в условиях интенсивной инновационной деятельности, а также на показателях ее характеризующих. Исходя из этого, мы описываем, как диагностический анализ может быть использован для стратегических целей при разработке инновационной политики и ее интеграции на пространстве СНГ. Таким образом, мы подчёркиваем необходимость сравнения существующих систем друг с другом на основе компаративного анализа, который должен опираться на единую международную практику оценки.
Современные индикаторы инноваций и их динамика
Роль современных индикаторов инноваций в политических целях актуализируется проблемами формирования новых направлений политики. Национальные инновационные системы должны быть исследованы через комплекс индикаторов, позволяющих дать диагностическую оценку функционирования инновационной системы страны, и через анализ индикаторов политики могут сфокусироваться на выявлении имеющихся проблем. Следовательно, чтобы идентифицировать проблемы в инновационной системе, политические акторы должны иметь хорошее понимание эффективности системы и того, как она функционирует.
Формирование стратегии «Европа 2020»1 потребовало от европейских политиков изменений в подходах к оценке результатов инновационной деятельности. Лиссабонская стратегия ЕС ставила цель достичь 3% затрат на научные исследования в объеме ВВП к 2010 г., эта цель не была реализована, но целевой индикатор сохранился для стратегических задач Европы 2020 года. Вместе с тем было достигнуто понимание, что этот индикатор должен быть дополнен рядом других, позволяющих дать более полную картину инновационной деятельности. Европейская Комиссия утвердила четыре показателя для оценки результативности инновационной деятельности2, на основе которых формируется интегральный индикатор:
• Число заявок на патенты по процедуре Договора о патентной кооперации (PCT) на млрд. ВВП, учитывающий изобретения, полученные на основе инвестиций в науку и инновации и создающие основу их преобразования в новые технологии.
• Занятость в сфере наукоемкой деятельности (KIA- knowledge-intensive activity). Этот компонент характеризует структурные изменения в экономике страны и их влиянии на бизнес.
• Конкурентоспособность наукоемких товаров и услуг отражается через два индикатора с равными весами: вклад в торговый баланс высокотехнологичной и среднетехнологичной продукции и доля экспорта знаниеемких (knowledge-intensive) услуг в совокупном экспорте услуг.
• Занятость в быстрорастущих фирмах инновационных секторов экономики. Быстрорастущими фирмами являются те, которые имеют 10 или более сотрудников и средний рост занятости составляет более чем 10% в год в течение 3 лет. Содействие росту таких фирм является важной задачей инновационной политики. Исследования показывают, что экономический рост зависит в решающей степени от быстрорастущих фирм, которые генерируют значительную долю рабочих мест и могут способствовать росту инвестиций в инновации во время экономического спада3.
В последние годы расширилась практика сопоставлений инновационной деятельности стран в международном масштабе на основе сводных индексов. Наиболее известны следующие:
• Глобальный индекс инноваций - Global Innovation Index (INSEAD);
• Индекс инновационного развития ЕС -The Summary Innovation Index (European Commission);
• Индекс готовности к экономике знаний- The Knowledge Index (World Bank);
• Индекс технологического развития - The Technology Readiness Index (World Economic Forum);
Изучение опыта стран мира по мониторингу индикаторов инноваций представляет значительный интерес, поскольку этот процесс очень пластичен и находится под влиянием новых тенденций развития: глобализации, формирования экономики знаний, открытых инноваций.
Обычно в ранжировании стран по сводным индексам участвует от 30 до 140 стран. К сожалению, Беларусь не принимала участие в представлении данных, и не задействована в рейтингах оценки конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума. Такая ситуация отчасти связана с тем, что страна не имеет достаточного методического опыта в расчете международных индикаторов инноваций. Предварительная оценка позиционирования Беларуси по индексу Технологического развития (The Technology Readiness Index), который входит в оценку рейтинга конкурентоспособности страны, проведенная специалистами БелИСА в 2012 г. показала, что Беларусь занимает 62 место. Оценка позиционирования партнеров Беларуси по Таможенному союзу по индексу Технологического развития 2012-2013 года рейтинга конкурентоспособности из 144 стран мира следующая: Россия - 57 место, Казахстан - 55.
Достоинством всех публикаций Глобального индекса инноваций является использование большого объема международных баз данных по различным аспектам инновационного развития, что позволяет анализировать данные по группам стран (страны с низким уровнем дохода, средне-низким, выше среднего и странам с высоким уровнем дохо-
1 Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union / COM (2010) 546 final, of 6 October 2010.
2 Elements for the setting-up of headline indicators for innovation in support of the Europe 2020 strategy. Report of the High Level Panel on the measurement of Innovation. Directorate-General for Research and Innovation. European Union, 2013.
3 High-growth Enterprises: What Governments Can Do to Make a Difference / OECD. 2010.
да) для лучшего понимания феномена инноваций. Цель определения глобального индекса инноваций заключается в измерении многомерных аспектов инновационного развития, что позволит политикам пойти дальше, чем просто сравнение ежегодного ранга страны в мировом контексте. Результаты позиционирования страны наиболее полезны для сравнительного анализа, для обучения и определения относительных преимуществ и слабых звеньев национальных инновационных систем на основе богатого и уникального набора данных. В 2012 г. Беларусь занимала 78 место в рейтинге Глобального индекса инноваций из 141 страны, в 2013 г.-77 ранг из 142 стран, т.е. ее позиционирование практически не изменилось.
В 2012 г позиция Беларуси в рейтинге экономики знаний (The Knowledge Index) соответствовала 59 месту среди 145 стран и в сравнении с 1995 г. страна потеряла 4 позиции, что показывает высокую динамику мирового движения к экономике, основанной на знаниях, в котором страна теряет темпы.
Международные индикаторы инноваций учитывают процессы глобализации и усиления мобильности человеческих ресурсов. Развертывание информационных сетей по всей планете и развитие широкополосной связи с мобильной телефонией способствовали глобализации, мобильности персонала. Все большее число стран признали важность проблемы конкурентоспособности талантов, уделяя особое внимание реформе образования, устранению гендерных и других пробелов в образовании, активизировали привлечение квалифицированных и предприимчивых людей из-за рубежа. Для оценки новых процессов в 2013 г. INSEAD совместно с Singapore's Human Capital Leadership Institute (HCLG) впервые опубликовали новый доклад «Глобальный индекс конкурентоспособности талантов» (Global Talent Competitiveness Index - GTCI)1. Целью разработки этого документа является создание инструмента для постоянного совершенствования процесса увязки талантов и экономического развития; индекс GTCI должен стать действенным инструментарием для стимулирования диалога между правительствами, деловыми и научными кругами, специалистами, их объединения для целей инновационного развития.
Интеграция промышленной и инновационной политики
Опыт разработки стратегий науки, технологий и инноваций во многих странах мира подтверждает интеграцию промышленной политики в широкую политическую среду инноваций. В США разработана концепция новой промышленной политики, основанной на инсорсинге (insourcing)2: кампании, которые возвращают вывезенные в предыдущую эпоху промышленные производства, получают солидные налоговые льготы и другую помощь со стороны правительства. Существенным препятствием к повторной индустриализации Запада считается высокая по сравнению с другими регионами мира стоимость рабочей силы. Поэтому драйвером новой индустриализации по замыслу её идеологов должны стать высокие технологии. Фундаментальный подход к вопросу реиндустриализации продемонстрировали страны Европейского союза, где в 2010 году была разработана «Интегрированная индустриальная политика в эпоху глобализации»3. Последствия всех этих изменений будут представлять собой третью промышленную революцию (третичную индустриализацию). Развитые и развивающиеся страны идут по пути интеграции промышленной и инновационной политики, аналогичные задачи ставят и программные документы, разработанные в Беларуси.
В Беларуси разработаны Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 гг. и Концепция Программы развития промышленного комплекса на период до 2020 года. Основной целью развития промышленного производства Республики Беларусь на период до 2020 года является формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса. Предусмотрена ориентация на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не ниже 50 процентов от европейского уровня, увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала.
Приоритетами развития промышленного комплекса определены:
• создание высокотехнологичных наукоемких производств V и VI технологических укладов;
• наращивание экспортного потенциала традиционных секторов промышленности за счет организации новых специализированных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью;
• ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости) и рациональное использование имеющихся в республике сырьевых ресурсов, углубление переработки сырья;
• стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности и формирование инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых видов промышленной продукции;
• совершенствование организационных форм в промышленности путем исключения непрофильных активов, преобразования и оптимизации крупных объединений промышленных предприятий в хозяйственные общества кластерного типа (холдинги, совместные предприятия и другие производственные и научно-производственные объединения);
• сохранение и укрепление конкурентных позиций на традиционных рынках, на мировых рынках высокотехнологичной наукоемкой продукции, поиск стратегических партнеров и освоение новых рынков.
Анализ документов показывает, что задачи развития промышленного комплекса страны, дающего треть валового внутреннего продукта Беларуси (2012 г. - 30% ВВП, 2013 г. - 27,2% ВВП), тесно интегрированы с инновационным развитием страны и технологической политикой, направленной на формирование сектора высоких технологий. Проблема структурной перестройки промышленного комплекса весьма актуальна, поскольку на долю высокотехнологичных производств в Республике Беларусь приходится порядка 4,4 процента выпускаемой промышленной продук-
1 INSEAD (2013): The Global Talent Competitiveness Index 2013,Singapore.
2 http://www.huffingtonpost.com/2012/01/25/obama-economic-plan-insourcing_n_1231666.html
3 http://ec.europa.eu/enterprise/policies/industrial-competitiveness/industrial-policy/files/communication_on_industrial_policy_en.pdf.
ции, в развитых странах - 15 процентов; остается низкой производительность труда. По уровню производительности обрабатывающая промышленность Республики Беларусь более чем в 4 раза отстает от ЕС-27, что определяет низкий уровень конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Анализ развития инновационных процессов, структурной политики последних лет не позволяют сделать выводы о прогрессивных изменениях.
Одним из важных направлений анализа является исследование эффективности затрат и результатов инноваций по видам экономической деятельности, которое позволяет дать оценку использования инновационных затрат, определить какова их отдача в виде выпуска инновационной продукции, уровня ее конкурентоспособности и спрогнозировать структурные сдвиги в экономике страны на пути продвижения к экономике знаний. Если оценивать интенсивность затрат на инновации в промышленности за последние годы (отношение затрат на технологические инновации к объему отгруженной продукции в процентах), следует отметить, что этот показатель находится на среднеевропейском уровне - в 2013 г. 2,14%, (в 2011 г. - 3,4%). Для сравнения, аналогичный показатель, по данным российской статистики инноваций1 (Высшая школа экономики, 2014), в 2012 г. в Швеции составлял 2,19%, Финляндии - 2,93%, в Бельгии -1,9% . При этом нужно подчеркнуть, что уровень инновационной активности бизнеса в европейских странах существенно выше, чем в Беларуси (в 2013 г. - 21,7%, т.е. только каждое пятое предприятие), например, в Германии - 63,8%, в Бельгии - 47,9%, в Финляндии - 46,8% фирм осуществляют инновации. Таким образом, в относительных показателях инновационные затраты в стране сравнимы с европейскими, а результативность инноваций в виде роста инновационной активности и конкурентоспособности инновационной продукции на внешних рынках невысока: в 2005 г. на экспорт шло 83% инновационной продукции, а в 2013 г. - только 60%. Для анализа причин слабой эффективности инновационных затрат следует обратить внимание на структуру инновационных затрат в разрезе видов экономической деятельности в промышленности (табл. 1). Рассматривая классификацию видов экономической деятельности при анализе инноваций, следует иметь в виду, что в Беларуси она еще не в полной мере соответствует международной практике, в частности, сложно выделить высокотехнологичные виды деятельности (нет данных по затратам и результатам в аэрокосмической технике, производству научного оборудования), однако общие принципы формирования позволяют провести сопоставительный анализ.
Таблица 1
Инновационная активность и интенсивность затрат на технологические инновации в промышленности Беларуси по видам экономической деятельности, 2013 г.
Виды экономической деятельности Интенсивность затрат на технологические инновации, % Удельный вес затрат на инновации в общей сумме затрат на инновации в промышленности, % Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационной продукции, % Уровень инновационной активности, % Число организаций, осуществлявших технологические инновации единиц
Всего по промышленности 2,14 100 100 21,7 443
Горнодобывающая промышленность 0,46 0,53 0,003 21,4 5
Обрабатывающая промышленность, из нее: 2,4 97,7 99,99 23,7 433
Низкотехнологичные
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 0,54 5,68 6,87 15,6 63
Текстильное и швейное производство 3,42 4,27 0,82 14,4 38
Производство кожи, изделий из кожи и обуви 0,33 0,14 0,32 23,1 11
Обработка древесины и производство изделий из дерева 0,36 0,19 0,28 7,7 11
Целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность 6,82 3,28 0,38 15,0 9
Среднетехнологичные низкого уровня
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 3,43 21,49 35,74 50,0 21
Производство резиновых и пластмассовых изделий 1,46 2,18 1,11 22,4 12
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 6,04 14,04 3,68 16,7 27
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 2,51 7,2 5,21 22,0 41
Среднетехнологичные высокого уровня
Производство машин и оборудования 2,1 10,72 21,24 41,9 88
Химическое производство 1,97 8,36 3,9 47,6 28
Производство транспортных средств и оборудования 5,36 13,44 12,89 52,6 26
Высокотехнологичные
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 3,5 5,45 4,98 45,5 61
Прочие отрасли промышленности 1,0 1,27 0,23 11,5 16
Источник: составлено автором по данным Белстата. Классификация основана на российской статистике (Высшая школа экономики, 2014).
1 Индикаторы инновационной деятельности: стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2014.
27
Белорусская промышленность имеет высокий уровень интенсивности технологических затрат на инновации, что определяется структурой промышленного комплекса. В секторе высоких и средневысоких технологических производств уровень инновационной активности выше, чем в низкотехнологичных производствах. Но в секторе высоких технологий интенсивность затрат на технологические инновации ниже, чем производствах более низкого технологического уровня, так в 2013 г. в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования интенсивность затрат составляла 3,5%, а в целлюлозно-бумажном производстве - 6,8%; интенсивность затрат в производстве машин и оборудования (среднетехнологичное производство высокого уровня) составляла 2,1%, при том, что этот вид деятельности обеспечивал почти четверть выпуска инновационной продукции промышленности (23,2%).
Самый высокий уровень интенсивности затрат на технологические инновации в 2013 г. был в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (6%) и целлюлозно-бумажном производстве (6,8)% (сектор среднениз-ких и низкотехнологичных производств), что свидетельствует об отсутствии четкой промышленной политики, направленной на формирование секторов с высокой добавленной стоимостью. И такая политика в распределении инновационных затрат проводится в течение ряда лет (табл. 2).
Таблица 2
Динамика структуры затрат на инновации и выпуска инновационной продукции в Беларуси
Показатели Удельный вес затрат на технологические инновации в совокупных инновационных затратах промышленности, % Удельный вес пост продукции в общем ной продукции п] авок инновационной объеме инновацион-эомышленности, %
2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г.
Всего по промышленному производству 100 100 100 100
Добыча полезных ископаемых 5,3 0,53 0,2 0,34
Обрабатывающие производства, из них: 94,7 99,7 99,8 99,6
высокотехнологичные 2,4 5,5 5,3 4,9
среднетехнологичные высокого уровня 29,3 32,5 56,5 40,1
среднетехнологичные низкого уровня 55,9 44,9 29,5 45,7
низкотехнологичные 5,9 13,6 8,07 8,7
Прочие отрасли 0,4 1,27 0,42 0,23
Источник: составлено автором по данным Белстата.
Проведенные сопоставления затрат и результатов в практике инновационной деятельности в промышленности Беларуси показывают (табл. 2), что низкотехнологичный и средненизкотехнологичные секторы промышленности поглощали 58,6% затрат на инновации в 2013 г. (в 2011 г. - 61,8%) , а высокотехнологичный сектор и сектор средневысоких технологий соответственно 38 и 32%. В результате систематического недофинансирования за анализируемый период уменьшилась доля высокотехнологичного сектора промышленности в поставках инновационной продукции с 5,3 до 4,9%. Сократился удельный вес инновационной продукции сектора средневысоких технологий с 56 до 40%. Эти данные подтверждают вывод о рассогласованности целей промышленной политики знаний и механизмов поддержки ее структурной перестройки.
Исследование отраслевой структуры государственной поддержки инновационной деятельности также дает пищу для размышлений. Так в 2013 г. в структуре инновационных затрат средства республиканского бюджета в среднем в промышленности составляли 7,2%. Наибольший удельный вес бюджетной поддержки имели такие низкотехнологичные производства как: текстильное и швейное производство - 43% всех инновационных затрат этого производства; средненизкие по уровню технологии виды деятельности, как производство резиновых и пластмассовых изделий (37,5%). В то же время доля республиканского бюджета в инновационных затратах высокотехнологичного фармацевтического производства составляла 3,1%, для поддержки производства электронного и оптического оборудования бюджет выделил 16,6% совокупных затрат на инновации этой отрасли. Государственный бюджет в условиях ограниченных возможностей осуществляет поддержку тех производств, которые международной методологии не являются высокотехнологичными.
Международные сравнения показывают, что в развитых странах научные затраты в совокупных расходах промышленности на инновационную деятельность составляют: в Австрии - 69%, Бельгии - 62%, Нидерландах - 46% Финляндии - 64%, т.е. конкурентоспособность промышленных товаров развитых стран опирается на наукоемкие инновации. В Беларуси, как и в России, инновационная деятельность сводится к техническому перевооружению: доля затрат на приобретение оборудования составляет в инновационных затратах промышленности - 63%. Следует отметить еще один тревожный факт: анклавность наиболее сложных видов инновационной деятельности - научных исследований. В Беларуси 70% расходов на науку было выполнено собственными силами предприятий и только треть -сторонними организациями (НИИ, вузами и др.), что говорит о недостаточном взаимодействии участников, интенсивности кооперационных связей в инновационном процессе.
Даже сравнение с Россией показывает, что процессы сотрудничества бизнеса и научных организаций в Беларуси развиты крайне слабо. Например, в 2013 г. в совместных проектах участвовало 74 из 411 белорусских инновационных предприятий, т.е. 18%, в России 34,3% инновационных организаций участвовали в совместных инновационных проектах. Взаимодействие и кооперационные связи широко используются развитые страны, например, в Бельгии 42%, Австрии - 51% инновационных предприятий выполняют совместные проекты.
Следует отметить несоответствие трактовки категории «высокотехнологичный экспорт» в отчетности белорусских госструктур и международных организаций. Например, по данным ГКНТ в последние годы растет удель-
ный вес экспорта высокотехнологичной продукции в совокупном экспорте страны, так доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта составила в 2013 г. 22,0% (объем экспорта - 9,6 млрд. долл. США, при плане на 2013 г. - 4,8 млрд. долл. США)1, а по данным Всемирного банка Беларусь имеет 3% высокотехнологичного экспорта в промышленном экспорте2. Причина в различных методических подходах к определению данного понятия и построению отчетности.
Разработка политики требует лучшего понимания воздействия различных сбоев рыночного механизма на инновационный процесс и взвешивания потенциальных выгод и затрат на реализацию мер поддержки инноваций. Существуют риски, что из-за неполной или асимметричной информации правительство может быть не в состоянии сделать такую оценку. Поэтому в современных условиях большое значение приобретают новые показатели измерения инноваций и механизмы оценки. Требуется гармонизация статистики науки и инноваций Беларуси и других стран СНГ с международными стандартами.
Заключение
На фундаментальном уровне необходимо различать политические меры, направленные на создание общеэкономических условий, способствующих развитию инновационной деятельности и политические меры, непосредственно связанные с наукой, технологией и инновациями. Если последние непосредственно связаны с осуществлением инновационной деятельности (или некоторыми ее аспектами) и нацелены, главным образом, на разрешение специфических рыночных и общесистемных проблем, то первые не имеют непосредственного отношения к инновациям и направлены, в основном, на достижение более общих целей. В последнее время, с расширением политического опыта, все более часто признается, что политические меры, связанные с созданием необходимых условий для развития инноваций, необходимо рассматривать как составляющий элемент промышленной политики, связанной непосредственно с научно-технической и инновационной деятельностью.
Исследование показывает, что интеграция промышленной и инновационной политики Беларуси, несмотря на определенные достижения, пока не вполне решает задачи развития экономики знаний, имеет существенные рыночные и системные провалы. Необходимо проводить тщательный анализ основных принципов, а также как предполагаемых, так и уже достигнутых результатов инновационной политики в сравнении с международными данными. Целесообразно:
• увеличить финансирование науки и ее поддержку в вузовском секторе, использовать механизмы стимулирования участия бизнеса и науки в совместных проектах;
• расширить число субъектов реализующих инновационную политику (бизнес-ассоциации, региональные власти, институты развития);
• выделять инновационные расходы бюджета и оценивать их эффективность;
• предъявлять жесткие инновационные требования к государственным закупкам;
• разработать программу действий стран ЕАЭС по гармонизации статистики инноваций в соответствии с международными стандартами
• сформировать систему мониторинга выполнения инновационных проектов с государственным участием и выявлять влияние программ на формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы.
1 http://gknt.org.by/opencms/opencms/ru/inforinnov/eactualsub/—..-------150-2014-00001
2 http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.MF.ZS/countries/BY-LV-LT?display=graph