Научная статья на тему 'Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения у учащихся старших классов'

Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения у учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА / PHYSICAL EDUCATION AND ECOLOGY INTEGRATION / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Александр Владимирович, Астраханцева Ирина Владимировна, Короткова Марина Васильевна

Нерациональное использование природных ресурсов, потребительское отношение к среде обитания являются главными причинами, препятствующими устойчивому социальному и экономическому развитию страны. Выход из создавшегося положения состоит в разработке единой государственной системы экологического образования населения, на что указывается в ряде важнейших законов Российской Федерации, Указах Президента РФ и других документах. Материалы. Результаты научных исследований специалистов по экологии свидетельствуют о том, что формирование экологического мировоззрения, природозащитного отношения к среде обитания может успешно осуществляться только при взаимодействии с внешним миром. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового опыта специалистов-экологов, тренеров, киносъемка, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных. Результаты. В данной статье предлагается новый подход к организации экологического образования и воспитания старших школьников путем интеграции учебных предметов: физической культуры и экологии. Это позволяет, наряду с решением задач укрепления здоровья учащихся десятых и одиннадцатых классов, повышения показателей физической подготовленности, воспитания прикладных навыков взаимодействия с природой, формировать экологическое мировоззрение главное условие смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. Заключение. Интеграция физической культуры и экологии возможна посредством организации и проведения экскурсий, туристических походов и экспедиций экологической направленности. Учитель физической культуры определяет объем и характер мышечной нагрузки, способы ее регулирования, контроль функционального и психоэмоционального состояния. Преподаватель экологии разрабатывает тематику данных форм занятий; знакомит с особенностями флоры и фауны своего региона, состоянием окружающей природы, параметрами среды обитания: воды, воздуха, продуктов питания и др., воздействующих на духовно-нравственное и физическое здоровье человека; раскрывает причины критического состояния природы на примере деятельности промышленных предприятий, сбрасывающих отходы производства в водоемы и на плодородные земли. Использование экскурсий, походов, экспедиций увеличивает объем двигательной активности, способствует улучшению здоровья и повышению уровня физической подготовленности, а также формированию экологического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Александр Владимирович, Астраханцева Ирина Владимировна, Короткова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND ECOLOGY INTEGRATION AS THE CONDITION OF PHYSICAL READINESS LEVEL INCREASE AND ECOLOGICAL WORLD VIEW FORMATION AMONG SENIOR PUPILS

Irrational use of natural resources and consumer's attitude to environment are the main reasons, which prevent steady social and economic development of the country. The way out of this situation is in an integrated state system of population ecological education creation, which is mentioned in some important laws of the Russian Federation, decrees of the Russian Federation President and other documents. Materials. The results of the specialists’ scientific research work in ecology prove that ecological world view and nature protecting attitude to environment formation can be successful only in case of interaction with nature. Research methods: scientific-methodical literature, analysis and summarizing, progressive experience of specialists in ecology and trainers’ analysis and summarizing, filming, pedagogical experiment, statistical processing of data. Results. The article presents a new approach to ecological education and upbringing among senior pupils’ organization by means of educational subjects’ integration: Physical Education and Ecology. This integration helps to improve health among pupils of the 10th and 11th form, increase physical readiness indices, bring up the applied skills of interaction with nature, form ecological world view, which is the main condition for consumer’s attitude to nature change for nature protecting one. Conclusion. Physical Education and Ecology integration is possible owing to excursions, touristic trips and ecological expeditions organization. Physical Education teacher reveals the volume and character of muscular load, the ways of its regulation, functional and psycho-emotional state control. Ecology teacher creates topics of these lessons forms; gets pupils acquainted with the characteristics of the region flora and fauna, environment state, parameters of environment: water, air, food and others, which influence spiritual-moral and physical health of a person; reveals the reasons for nature state using the examples of industrial enterprises activity, which dump waste into water and fertile lands. Excursions, trips, expeditions use increases the volume of motor activity, provides health improvement, physical readiness level increase and ecological world view formation.

Текст научной работы на тему «Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения у учащихся старших классов»

5. Bespalko V. P., Tatur G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov: uchebno-metodicheskoe posobie [System-methodical maintenance of educational process of training specialists: educational and methodical manual]. M.: Higher school. 1989: 144.

6. Gura V.V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya lichnostno-orientirovannyh elektronnyh obrazovatel'nyh resursov I sred: monografiya [Theoretical bases of pedagogical designing of personality-oriented electronic educational resources and environments: monograph]. Rostov n/D: YUFU. 2007: 320.

7. Barabash O.Yu. Acmeological principle in designing the system of the photo journalist professional training. Modernizaciya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyucionirovaniya: Materialy 3-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 6 ch. Ch. 5 [Modernization of the system of vocational education on the basis of regulated evolution: Proceedings of the 3rd all-Russian scientific-practical conference: 6 H. 5]. Chelyabinsk: publishing House "Education". 2004: 12-16.

8. Tutaeva M.N., Tsareva E.V. Psychological, acmeological and socio-cultural aspects of the future teacher professional training. Tehonologii sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskih kadrov: teoriya I praktika: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [Technologies to improve the training of teachers: theory and practice: Interuniversity

materials of scientific papers]. Kazan: Kazan publishing House. Un-ta. 2004: 236-240.

9. Kortunov G.B. Pedagogical tradition of Western civilization: the beginning of the formation. Svobodnoe vospitanie [Free education]. M. 1993: 348.

10. Yurasyuk, N.V. The issue of modern specialist legal competence formation. Sovremennye tehnologii v rossijskoj sisteme obrazovaniya: materials VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern technologies in the Russian education system: Mat-ly VI All-Russian scient.-pract. conf]. Penza. 2008: 136-141.

11. Babak O.V. Formation of legal culture of tourism manager in the process of professional training at the University. Candidate's thesis. M. 2007: 168.

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

13. Kuznetsov S.A. Future specialists' normative - juridical training methodology in the sphere of social tourism. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sport). 2017; 12(2): 116-125. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/795.html. DOI 10.14526/01_2017_212 [In Russ., In Engl.].

Подано: 06.02.2018

Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Набережночелнинский филиал учреждения высшего образования «Университет управления ТИСБИ», 423800, Россия, г. Набережные Челны, ул. Татарстан, дом 10

DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-166-174 УДК 574 ББК 20.1

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ

ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ

Назаренко А.В.1, Астраханцева И.В.1, Короткова М.В.1

1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова», Россия, г. Ульяновск, avnokn@mail. т, тш. astrahantsewa@yandex. т, ld_nazarenko@mail. т

Аннотация. Нерациональное использование природных ресурсов, потребительское отношение к среде обитания являются главными причинами, препятствующими устойчивому социальному и экономическому развитию страны. Выход из создавшегося положения состоит в разработке единой государственной системы экологического образования населения, на что указывается в ряде важнейших законов Российской Федерации, Указах Президента РФ и других документах. Материалы. Результаты научных исследований специалистов по экологии свидетельствуют о том, что формирование экологического мировоззрения, природозащитного отношения к среде обитания может успешно осуществляться только при взаимодействии с внешним миром. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового опыта специалистов-экологов, тренеров, киносъемка, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных. Результаты. В данной статье предлагается новый подход к организации экологического образования и воспитания старших школьников путем интеграции учебных предметов: физической культуры и экологии. Это позволяет, наряду с решением задач укрепления здоровья учащихся десятых и одиннадцатых классов, повышения показателей физической подготовленности, воспитания прикладных навыков взаимодействия с природой, формировать экологическое мировоззрение - главное условие смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. Заключение. Интеграция физической культуры и экологии возможна посредством организации и проведения экскурсий, туристических походов и экспедиций экологической направленности. Учитель физической культуры определяет объем и характер мышечной нагрузки, способы ее регулирования, контроль функционального и психоэмоционального состояния. Преподаватель экологии разрабатывает тематику данных форм занятий; знакомит с особенностями флоры и фауны своего региона, состоянием окружающей природы, параметрами среды обитания: воды, воздуха, продуктов питания и др., воздействующих на духовно-нравственное и физическое здоровье человека; раскрывает причины критического состояния природы на примере деятельности промышленных предприятий, сбрасывающих отходы производства в водоемы и на плодородные земли. Использование экскурсий, походов, экспедиций увеличивает объем двигательной активности, способствует улучшению здоровья и повышению уровня физической подготовленности, а также формированию экологического мировоззрения. Ключевые слова: интеграция физической культуры и экологии, педагогический эксперимент, методика.

Для цитирования: Назаренко А.В., Астраханцева И.В., Короткова М.В. Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения у учащихся старших классов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 166-174. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-166-174.

PHYSICAL EDUCATION AND ECOLOGY INTEGRATION AS THE CONDITION OF PHYSICAL READINESS LEVEL INCREASE AND ECOLOGICAL WORLD VIEW

FORMATION AMONG SENIOR PUPILS

Nazarenko A.V.1, Astrakhantseva I.V.1, Korotkova M.V.1

1 Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", Russia, Ulyanovsk, avnokn@mail. ru, irina. astrahantsewa@yandex. ru, ld_nazarenko@mail. ru

Annotation. Irrational use of natural resources and consumer's attitude to environment are the main reasons, which prevent steady social and economic development of the country. The way out of this situation is in an integrated state system of population ecological education creation, which is mentioned in some important laws of the Russian Federation, decrees of the Russian Federation President and other documents. Materials. The results of the specialists' scientific research work in ecology prove that ecological world view and nature protecting attitude to environment formation can be successful only in case of interaction with nature. Research methods: scientific-methodical literature, analysis and summarizing, progressive experience of specialists in ecology and trainers' analysis and summarizing, filming, pedagogical experiment, statistical processing of data. Results. The article presents a new approach to ecological education and upbringing among senior pupils' organization by means of educational subjects' integration: Physical Education and Ecology. This integration helps to improve health among pupils of the 10th and 11th form, increase physical readiness indices, bring up the applied skills of interaction with nature, form ecological world view, which is the main condition for consumer's attitude to nature change for nature protecting one. Conclusion. Physical Education and Ecology integration is possible owing to excursions, touristic trips and ecological expeditions organization. Physical Education teacher reveals the volume and character of muscular load, the ways of its regulation, functional and psycho-emotional state control. Ecology teacher creates topics of these lessons forms; gets pupils acquainted with the characteristics of the region flora and fauna, environment state, parameters of environment: water, air, food and others, which influence spiritual-moral and physical health of a person; reveals the reasons for nature state using the examples of industrial enterprises activity, which dump waste into water and fertile lands. Excursions, trips, expeditions use increases the volume of motor activity, provides health improvement, physical readiness level increase and ecological world view formation.

Keywords: Physical Education and Ecology integration, pedagogical experiment, methodology. For citations: Nazarenko A.V., Astrakhantseva I.V., Korotkova M.V. Physical Education and ecology integration as the condition of physical readiness level increase and ecological world view formation among senior pupils. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(3): 166174. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-166-174.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Особенностью современной эпохи является существенное воздействие антропогенной деятельности на среду обитания, что находит свое выражение в неограниченном использовании

природных ресурсов. Это обусловливает значительное изменение ландшафта, структуры верхних слоев земли с непредсказуемыми последствиями [8]. Государственные документы России: национальный план действий

Министерства экологии и природных ресурсов РФ по реализации решений Конференции ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию, 1993; Указ Президента РФ №236 от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды

и обеспечению устойчивого развития», 1996; Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002 г. - направлены на то, чтобы экологическое образование обеспечивало формирование системы специальных знаний, навыков практической

экологической деятельности, активной жизненной позиции в решении сложных экологических проблем. Это требует принципиального изменения характера взаимоотношений и взаимодействия с окружающей природой на основе формирования экологического

мировоззрения. Результаты исследований А.В. Панкратова, 2001; А.В. Заводной, 2004; Т.В. Яковенко 2009; И.В. Астраханцевой, 2015, 2016 и др. показали, что формирование рационального отношения к среде обитания возможно

лишь в процессе взаимодействия и тесного общения с природой.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости интеграции физической культуры и экологии как условия повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического

мировоззрения учащихся старших классов.

Задачи: 1. Выявить условия эффективности использования экскурсий, туристических походов и экспедиций для формирования экологического

мировоззрения и повышения уровня физической подготовленности.

2. Разработать методику

организации и проведения экскурсий и туристических походов, направленных на воспитание экологического

мировоззрения, а также развитие двигательно-координационных качеств учащихся старших классов, и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Сложная социально-экономическая ситуация в стране обусловлена нерациональным использованием

природных ресурсов и неправильным отношением к среде обитания. Неразработанность норм и правил взаимоотношений людей с окружающей природой, отсутствие информации о ее состоянии, государственной системы экологического образования явились основными причинами низкого уровня экологической культуры, преобладания потребительского отношения к природе и ее ресурсам. Декларирование большой государственной значимости

экологического образования населения в международных документах и в национальных стратегиях развития страны не достигает цели без разработки системы мероприятий, способствующих осознанию обществом необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное и ресурсосберегающее. Решение этой сложной задачи возможно при подготовке

компетентных специалистов в сфере экологии. Однако в настоящее время государство не располагает необходимой материальной базой и средствами для обеспечения учебных заведений и производственных коллективов их необходимым количеством. Состояние экологического образования в стране соответствует стратегии ее перехода к устойчивому социально-экономическому развитию [2, 4, 5, 10, 11].

Выход из сложившейся ситуации возможен путем включения учителей общеобразовательных школ в процесс экологического просвещения,

экологического воспитания и

экологического образования учащихся, а также других групп и категорий населения. Это потребует дополнительной профессионально-педагогической подготовки учителей в сфере экологии, что позволит определить экологическое образование в качестве базиса современных научных знаний, будет способствовать интеграции учебных дисциплин.

Одной из школьных

общеобразовательных учебных дисциплин является физическая культура,

направленная на формирование способности управления двигательной деятельностью, развитие двигательно-координационных качеств, улучшение показателей здоровья. В «Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года» подчеркивается, что приоритетной задачей системы образования в стране является воспитание человека с ответственным отношением к своему здоровью и здоровью других людей в духовно-нравственном и физическом аспектах. Новые подходы к образованию ориентируют на целостное развитие личности, стимулирование ценностного отношения к здоровью [7, 8]. Это актуализирует поиск и внедрение перспективных технологий,

разнообразных гибких форм работы с высокой степенью эффективности. Современная социокультурная ситуация в

России характеризуется значительным ухудшением экологии, снижением уровня физической активности и здоровья населения. Это актуализирует проблему изменения отношения к природе, катастрофическое состояние которой отрицательно воздействует на качество жизни людей.

Переход от техногенной

цивилизации к информационно-постиндустриальной повышает

потребность общества в экологически благоприятной природной среде и ставит экологию в центр научных знаний, рассматривая экологическое образование в качестве базиса для интеграции учебных дисциплин.

Школьная и вузовская физическая культура с ее разнообразными средствами и формами оздоровительного воздействия располагают значительными

возможностями для формирования культуры здоровья, навыков контроля и управления психоэмоциональным,

функциональным и физическим состоянием [7, 9]. Однако ее возможности в сфере укрепления, развития и совершенствования духовно-

нравственного и физического здоровья не используются в должной мере. Присущие физической культуре и экологии общие средства физического воздействия на организм: ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др., а также формы занятий, такие как экскурсии, туристические походы и экспедиции, создают благоприятные возможности для организации эколого-познавательной, научно-исследовательской деятельности при эффективном решении задач повышения уровня физической

подготовленности, формирования

жизненно важных двигательно-

координационных, интеллектуальных и морально-волевых качеств - основу улучшения показателей здоровья.

Совместная деятельность педагога по экологии и учителя физической культуры предусматривает разработку маршрутов для экскурсий, походов,

экспедиций в соответствии с решением конкретных задач учащихся старших классов общеобразовательных школ. Учитель физической культуры определяет сложность маршрута, его

продолжительность, виды двигательной деятельности (передвижение шагом, бегом, с определенным темпом и характером движений по лесному массиву: по высокой траве, пересеченной местности, в гору, с горы, с преодолением препятствий и т.д.) с учетом физической подготовленности, физического развития, возрастных особенностей, а также веса походного рюкзака.

Специалист по экологии разрабатывает содержательную часть мероприятия:

- изучение особенностей флоры и фауны данного тематического пространства, предусмотренного походом или экспедицией;

- состояние природных объектов в конкретном районе региона; выявление степени их разрушения, определение возможностей и условий их восстановления, финансовых вложений, человеческих ресурсов;

- установление степени загрязнения воды, воздуха, леса, почвы и их воздействия на организм, а также причин ухудшения параметров среды обитания;

- сопоставительная оценка педагога-эколога, учителя физической культуры и учащихся состояния исследуемой части окружающей природы;

- информация о состоянии данного участка природы в различные периоды общественного развития; разнообразие птиц, насекомых, животного мира; состояние рыбных запасов и т.д.

Сочетание разнообразной

информации об окружающей природе; разъяснение влияния среды обитания на состояние здоровья человека и воздействия людей на внешний мир, причин разрушения природных объектов, исчезновения большого количества видов рыб, птиц, насекомых, животных, растений, металлов и т.д. способствовали

формированию экологического

мировоззрения, созданию базиса для смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. С другой стороны, старшеклассники во время тематических экологических экскурсий, походов и экспедиций осознавали значимость физической подготовленности, достижения

определенного уровня развития мышечной силы, выносливости, быстроты реакции, ловкости, равновесия и других двигательно-координационных качеств. Это положительно сказалось на посещаемости уроков физической культуры, двигательной активности при выполнении заданий учителя.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

Для проверки вышеизложенных положений был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 47 учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы № 13 г. Ульяновска. Были организованы контрольная группа (КГ) - 23 человека, и экспериментальная группа (ЭГ) - 24 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления исходного уровня физической

подготовленности, для чего применялись следующие контрольные упражнения: бег 100 м (с); кросс 2000 м (мин); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз). Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ, (р>0,05).

Определялась также степень сформированности экологического

мировоззрения у школьников КГ и ЭГ как интегральной системы взглядов и убеждений, основанных на

естественнонаучных знаниях,

определяющих понимание необходимости

смены потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее. Критерием оценки сформированности экологического мировоззрения явилось проявление личностной позиции по проблеме установления четких норм и правил поведения на природе, обеспечивающих природоохранное

отношение к среде обитания, нарушение которых должно регулироваться гражданским и уголовным

законодательством; отношение к участию в работах по восстановлению разрушенных природных объектов, озеленению и благоустройству территории школы, района, города как к гражданскому долгу.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по степени сформированности

экологического мировоззрения у учащихся КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, учитывалось отношение опозданий и пропусков без уважительной причины: активность при выполнении двигательных заданий; заинтересованность в повышении показателей физической

подготовленности. Изучение классного журнала, протоколов соревнований по сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» и контрольных испытаний по тестам, предусмотренным

государственной программой по физическому воспитанию, не выявило существенных отличий у школьников КГ и ЭГ (р>0,05).

Учебные занятия по физической культуре и по экологии в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с содержанием программ по данным дисциплинам. В ЭГ каждое воскресенье (четыре раза в месяц), а также в праздничные дни и каникулярное время проводились экскурсии экологической направленности, программа которых разрабатывалась совместно с учителями физической культуры и экологии. Методика организации и проведения данных форм занятий включала в свое содержание физические упражнения,

направленные на формирование навыков взаимодействия с природой: преодоление лесных массивов с заданной скоростью с рюкзаком определенного веса, оврагов и других препятствий шагом и бегом, выбор места для разведения костра, приведение использованной части природы в порядок без каких-либо признаков ее использования. Учащиеся ЭГ приобретали навыки самоконтроля функциональных показателей, психоэмоционального

состояния; выполняли двигательные задания для развития мышечной силы, выносливости, ловкости, устойчивости тела и других двигательно-координационных качеств.

Учитель по экологии разрабатывал программу ознакомления с особенностями флоры и фауны, природными объектами, придающими региону особый колорит; разрушительным воздействием человека на среду обитания, последствиями сбросов промышленных отходов в реки и другие водоемы, отрицательным воздействием загрязненных параметров среды обитания: воздуха, воды, продуктов питания и др. -на здоровье человека. После каждой экскурсии, похода, экспедиции

экологической направленности школьники ЭГ участвовали в обсуждении итогов мероприятия, обменивались

впечатлениями, писали рефераты с анализом собственных наблюдений, выводами, предложениями. Кроме того, оценивался уровень физической подготовленности, выявлялись недостатки развития тех или иных двигательно-координационных качеств, показатели сформированности навыков практической деятельности по самообслуживанию в природных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической

подготовленности учащихся КГ и ЭГ, результаты которого показали, что улучшение показателей произошло в обеих группах при явном преимуществе школьников ЭГ. Так, в беге на 100 м при исходных данных в КГ 15,51± 0,24 с

показатели к окончанию педагогического эксперимента возросли и составили 15,12±0,13 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 15,55±0,31 с данные увеличились и составили 14,83±0,28 с (р>0,05); при исходных данных в кроссе на 2000 м в КГ 12,17±0,36 м показатели к завершению педагогического эксперимента

улучшились и составили 11,91±0,45 м (р<0,05); в ЭГ, соответственно. при исходных результатах 12,11±0,22 м улучшение показателей произошло до 10,37±0,19 м (р<0,05). Подобная тенденция прироста результатов была выявлена и по другим тестам.

Результаты педагогического

эксперимента показали также, что в ЭГ прекратились опоздания и пропуски уроков физической культуры без уважительных причин, существенно возросла двигательная активность при выполнении разнообразных физических упражнений, заинтересованность в приросте двигательно-координационных качеств. При исходной оценке степени сформированности экологического

мировоззрения в КГ 2,73±0,17 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,87±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,62±0,21 балла данные возросли и составили 3,67±0,21 балла (р <0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что интеграция физической культуры и экологии способствует повышению эффективности их воздействия при решении задач улучшения показателей физической подготовленности, укрепления здоровья, развития двигательно-координационных качеств, а также формирования экологического

мировоззрения - главного условия воспитания потребности в защите окружающей природы.

Список литературы

1. Астраханцева И.В., Назаренко А.В. Совершенствование экологического мировоззрения

172

студентов как базис рационального взаимодействия с окружающей природой. Международная научно-практическая конференция «Инновации в формировании стратегического вектора развития фундаментальных и прикладных научных исследований» Сборник научных трудов. г. Санкт-Петербург. 2015: 45-48.

2. Астраханцева И.В., Назаренко А.В. Повышение уровня экологической профессионально-педагогической компетентности будущего педагога на основе использования проблемных заданий. II международная научно-практическая конференция «Перспективы развития современных математических и естественных наук» Сборник научных трудов. г. Воронеж. 2015: 82-86.

3. Астраханцева И.В., Назаренко А.В., Кузнецова З.М. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature. Cambridge Journal of Education and Science. 2016; 1 (15) (January-June): 482-490.

4. Астраханцева И.В. Концептуально -методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(2): 82-94. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119

5. Назаренко А.В., Астраханцева И.В. Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(4): 94-106. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/680.html. DOI: 10.14526/01_1111_156

6. Заводной А.В. Интегративная подготовка преподавателя экологии высшей школы : дис. ... канд. пед. наук. Сочин. гос.ун-т туризма и курорт. дела. Сочи. 2004: 184.

7. Маджуга А.Г. Методологические и теоретические основы исследования здоровья созидающей функции образования. Актуальные проблемы развития педагогической науки : Сб. материалов. Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биншевой. 2010: 132-134.

8. Назаренко А.В., Максимов С.В. Ecological-economical Effectiveness of the Secondary Resources Utilization in the Construction. NeueTechnologienimBauwesen: Pro-ceedings of Russian-German conference. Ulyanovsk: ULS-TU. 2008: 373-380.

9. Назаренко А.В. Основные направления формирования культуры природо- и ресурсообеспечения как ведущего фактора сохранения среды обитания. Вестник Чувашского

государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2012; 3(75): 152-157.

10. Назаренко А.В. Условия формирования нравственности подрастающих поколений как средство воспитания бережного отношения к природе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 4(25): 103-108. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/357.html

11. Назаренко А.В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 2(23): 90-96. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/350.html

12. Панкратов А.В., Фесенкова Л.В., Дерябина Е.Д. Идея экологического образования. Философия экологического образования. М.: Прогресс - Традиция. 2001: 329-346.

13. Яковенко Т.В. Экологическая компетентность личности как педагогическое явление. Актуальные вопросы создания современной модели образования в системе «школа-вуз»: Сборник материалов II Республиканской научно-методической конференции. Казань: КГТУ. 2009: 32-37.

14. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

References

1. Astrakhantseva I.V., Nazarenko A.V. Students' ecological world view development as the base for a rational interaction with nature. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Innovacii v formirovanii srategicheskogo vektora razvitiya fundamental'nyh I prikladnyh nauchnyh issledovanij [International scientific-practical conference "Innovations in strategic vector formation of fundamental and applied scientific research works development" Collection of scientific works]. Saint-Petersburg. 2015: 45-48.

2. Astrakhantseva I.V., Nazarenko A.V. A future teacher's ecological professional-pedagogical competence level increase on the basis of problem tasks use. II mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Perspektivy razvitiya sovremennyh matematicheskih I estestvennyh nauk" [The 2nd International scientific-practical conference "Prospects of modern mathematical and natural

sciences development" Collection of scientific works]. Voronezh. 2015: 82-86.

3. Astrakhantseva I.V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. The initial stage of the environmental education as a basis of a rational human interaction with nature. Cambridge Journal of Education and Science. 2016; 1 (15) (January-June): 482-490 [In Engl.].

4. Astrakhantseva I.V. Conceptual-methodological substantiation of ecological upbringing importance in the system of a future teacher professional training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(2): 82-94. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119 [In Russ., In Engl.].

5. Nazarenko A.V., Astrakhantseva I.V. Methodological basis of ecological life style formation as the condition of nature protecting attitude to environment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2016; 11(4): 94-106. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/680.html. DOI: 10.14526/01_1111_156 [In Russ., In Engl.].

6. Zavodnoy A.V. Integrative training of higher school Ecology teacher. Candidate's thesis. Sochi: Works of State University of Tourism and Health Resort Business. 2004: 184.

7. Madzhuga A.G. Methodological and theoretical basis of education creating function health study. Aktual'nye problem razvitiya pedagogicheskoj nauki: sbornik materialov [Urgent problems of pedagogical science development: Collection of materials]. Sterlitamak: Sterlitamak State Pedagogical Academy named after Zaynab Binsheva. 2010: 132134.

8. Nazarenko A.V., Maksimov S.V. Ecological-economical Effectiveness of the Secondary Resources Utilization in the Construction. Neue Technologienim Bauwesen: Proceedings of Russian-German conference. Ulyanovsk: ULS-TU. 2008: 373380 [In Engl.].

9. Nazarenko A.V. The main directions of nature and resources protecting culture formation as the leading factor of environment preservation. Vestnik

Подано: 24.05.2018

Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. 2012; 3(75): 152157 [In Russ.].

10. Nazarenko A.V. Conditions of morality formation among oncoming generations as the means of careful attitude to nature upbringing. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2012; 4 (25): 103-108. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/357.html [In Russ., In Engl.].

11. Nazarenko, A.V. Methodological substantiation of teachers' professional training improvement for nature protecting skills formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2013; 2 (23): 90-96. URL: http ://www.j ournal-science.org/ru/article/350.html [In Russ., In Engl.].

12. Pankratov A.V., Fesenkova L.V., Deryabina E.D. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [The idea of ecological education. Phylosophy of ecological education]. Moscow: Progress - Traditsiya. 2001: 329-346.

13. Yakovenko T.V. Ecological competence of a personality as a pedagogical phenomenon. Aktual'nye voprosy sozdaniya sovremennoj modeli obrazovaniya v sisteme "shkola-vuz". Sbornik materialov II Respublikanskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Urgent questions of modern educational model creation in "school-higher educational establishment" system: Collection of the 2nd Republic scientific-methodical conference materials]. Kazan: Kazan State Technical University. 2009: 32-37.

14. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).

15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

Назаренко Александр Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: avnokn@,mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.