Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ОРГАНА В КУЛЬТУРУ КИТАЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ОРГАНА В КУЛЬТУРУ КИТАЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / классический европейский орган / интеграция в культуру / соответствие национальным тенденциям / заполнение лакун / творческое отношение / персоналии / современная культура / национальный характер / China / classical European body / integration into culture / compliance with national trends / filling gaps / creative attitude / personalities / modern culture / national character

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Тянжэнь

Предметом исследования стала интеграция образов, техники европейского органа в китайскую культуру в Новейшее время (при том, что контакты с европейцами, включавшие постепенное освоение в Поднебесной инструмента, о котором идет речь, осуществлялись, конечно, и ранее). Король инструментов – орган, в силу своей сложной техничности дает массу образных возможностей, которые могут развиваться в самых разных направлениях, в том числе на современном этапе. Большой диалог культур в наше время дает возможность заполнения различных культурных лакун, тем более при позитивных предпосылках к этому в виде продуктивных исторических контактов, «субъективного» стремления культуры. Чрезвычайно интересно оказалось исследовать подобные процессы на почве Поднебесной, в эпоху ее активной модернизации. Методология исследования связана с пониманием феномена культурной лакуны, стремления культуры к универсализму; с осознанием большой культурной работы китайцев на протяжении всего периода существования их культуры, включая Новейшее время. Методы исследования – системно-культурологический взгляд на принимающую культуру, многоаспектный анализ интересующего явления, включая позицию личности культурного деятеля. Можно утверждать, что феноменальная интеграция трубного органа в китайскую культуру обусловлена, видимо, «соответствием» духа органа, его образов – особенностям китайской культуры, связанным с величественностью, философичностью, тонкостью, стремлением к гармонии. В эпоху большого культурного диалога модернизирующееся социокультурное пространство Поднебесной а ктивно заполняет различные лакуны, обогащая к ультуру древней восточной страны. Традиционное стремление китайцев к образам природы, символизму, выражающееся в музыке в частности через пентатонику, соединились с классической образным строем органных произведений. Причем нередко это было представлено именно исполнительски, что позволяла огромная вариативность органа; уже ближе к рубежу ХХ–ХХI вв. появляются национальные композиторы органной музыки, что прочно связано и с развитием электронных инструментов. Чрезвычайно творческое исполнение органных произведений прославило китайцев, оно наряду с прочим (в частности масштабной общественно-культурной деятельностью в данной области, немалым интересом слушателей) позволяет говорить о феномене интеграции органа в китайскую культуру, что имеет большие перспективы и в аспекте развития мировой культуры в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE EUROPEAN CLASSICAL ORGAN INTO CHINESE CULTURE IN MODERN TIMES

The subject of our research was the integration of images and techniques of the European organ into Chinese culture in Recent times (despite the fact that contacts with Europeans, which included the gradual development of the instrument in question in China, were carried out, of course, earlier). The king of instruments is an organ, which, due to its complex technicality, gives a lot of imaginative possibilities that can develop in a variety of directions, including at the present stage. The great dialogue of cultures in our time makes it possible to fill various cultural gaps, especially with positive prerequisites for this in the form of productive historical contacts, the "subjective" aspiration of culture. It turned out to be extremely interesting to study such processes on the soil of the Middle Kingdom, in the era of its active modernization. The methodology of the research is related to the understanding of the phenomenon of cultural lacuna, the desire of culture for universalism; with the awareness of the great cultural work of the Chinese throughout the entire period of their culture, including Modern times. The research methods are a systematic cultural view of the host culture, a multidimensional analysis of the phenomenon of interest, including the position of the personality of a cultural figure. It can be argued that the phenomenal integration of the pipe organ into Chinese culture is probably due to the "correspondence" of the spirit of the organ, its images to the peculiarities of Chinese culture associated with grandeur, philosophy, subtlety, and the desire for harmony. In the era of great cultural dialogue, the modernizing socio – cultural space of the Celestial Empire is actively filling in various gaps – enriching the culture of the ancient eastern country. The traditional Chinese desire for images of nature, symbolism, expressed in music, in particular through pentatonics, combined with the classical figurative structure of faceted works. Moreover, it was often presented in a performing manner, which allowed for the huge variability of the organ; already closer to the twentieth‑21st centuries. National composers of organ music are emerging, which is strongly connected with the development of electronic instruments. Despite everything, the extremely creative performance of organ works glorified the Chinese, along with other things (in particular, large-scale socio-cultural activities in this area, considerable interest of listeners) allows us to talk about the phenomenon of organ integration into Chinese culture, which has great prospects in the aspect of the development of world culture in the era of globalization.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ОРГАНА В КУЛЬТУРУ КИТАЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

см со

о

УДК 786.6 DOI 10.53115/19975996_2024_03_062_066

ББК 71.11

Ван Тянжэнь

ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ОРГАНА В КУЛЬТУРУ КИТАЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Предметом исследования стала интеграция образов, техники европейского органа в китайскую культуру в Новейшее время (при том, что контакты с европейцами, включавшие постепенное освоение в Поднебесной инструмента, о котором идет речь, осуществлялись, конечно, и ранее). Король инструментов - орган, в силу своей сложной техничности дает массу образных возможностей, которые могут развиваться в самых разных направлениях, в том числе на современном этапе. Большой диалог культур в наше время дает возможность заполнения различных культурных лакун, тем более при позитивных предпосылках к этому в виде продуктивных исторических контактов, «субъективного» стремления культуры. Чрезвычайно интересно оказалось исследовать подобные процессы на почве Поднебесной, в эпоху ее активной модернизации. Методология исследования связана с пониманием феномена культурной лакуны, стремления культуры к универсализму; с осознанием большой культурной работы китайцев на протяжении всего периода существования их культуры, включая Новейшее время. Методы исследования - системно-культурологический взгляд на принимающую культуру, многоаспектный анализ интересующего явления, включая позицию личности культурного деятеля. Можно утверждать, что феноменальная интеграция трубного органа в китайскую культуру обусловлена, видимо, «соответствием» духа органа, его образов - особенностям китайской культуры, связанным с величественностью, философичностью, тонкостью, стремлением к гармонии. В эпоху большого культурного диалога модернизирующееся социокультурное пространство Поднебесной активно заполняет различные лакуны, обогащая культуру древней восточной страны. Традиционное стремление китайцев к образам природы, символизму, выражающееся в музыке в частности через пентатонику, соединились с классической образным строем органных произведений. Причем нередко это было представлено именно исполнительски, что позволяла огромная вариативность органа; уже ближе к рубежу ХХ-ХХ1 вв. появляются национальные композиторы органной музыки, что прочно связано и с развитием электронных инструментов. Чрезвычайно творческое исполнение органных произведений прославило китайцев, оно наряду с прочим (в частности масштабной общественно-культурной деятельностью в данной области, немалым интересом слушателей) позволяет говорить о феномене интеграции органа в китайскую культуру, что имеет большие перспективы и в аспекте развития мировой культуры в эпоху глобализации.

Ключевые слова:

Китай, классический европейский орган, интеграция в культуру, соответствие национальным тенденциям, заполнение лакун, творческое отношение, персоналии, современная культура, национальный характер.

Ван Тянжэнь. Интеграция европейского классического органа в культуру Китая в Новейшее время // Общество. Среда. Развитие. - 2 0 24, № 3. -С. 62-66. - DOI 10.53115/19975996_2024_03_062_066

© Ван Тянжэнь - аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры; e-mail: [email protected]

Известно, что в период культурной ре- развивается на рубеже XVI—XVII вв., по-

волюции 60-70-х гг. XX в., когда в Китае лучив, вместе с иными европейскими арте-

снова обостряется определенное неприя- фактами, немалую популярность [7, с. 164-

тие инокультурного, в духе жесткого ХХ в., 175; 9]), были разрушены; те, что не были

многие органы, ранее попавшие в Подне- разрушены, простояли долгие годы, по-

бесную (при том что классический труб- теряв работоспособность. Тогда в стране

ный орган в стране, о которой идет речь, сохранилось всего несколько целых, при-

годных для игры инструментов. Оценка социокультурных явлений, связанных с ними явлений политических, особенно в ХХ в. - дело весьма непростое. Поэтому дополнительное многостороннее, детальное осмысление таких реалий необходимо. Во всяком случае социалистический путь, на который стал Китай, явно обеспечил выход страны из глобального кризиса, ее укрепление и заметный на мировой арене прогресс [5, с. 152-157]. Путь к этому был неоднозначным, его можно считать основанным на специфических традициях Поднебесной; он связан в конечном счете с немалым вниманием к культуре, позитивными заимствованиями из инокультур, без чего не было бы как модернизации в восточной стране, так и современной органной культуры китайцев.

С началом реформ и открытия Китая в конце 70-х гг. XX в. судьба трубного органа в Поднебесной также начала свой новый этап, к концу XX в. в Китае восстановили 15 трубных органов. Начиная с XXI в., с еще большим открытием Китая для внешнего мира и его интеграцией в процесс глобализации, классический орган приобрел большую популярность в стране, о которой идет речь: менее чем за 20 лет здесь было установлено 65 инструментов. В то же время, по мере роста культурного спроса, в Поднебесной началось строительство новых концертных залов и театров; многие концертные залы, включая зал в Национальном центре исполнительских искусств, получили величественные и профессионально исполненные органы. Это позволило светским залам постепенно заменить церкви, популяризовать музыку, о которой идет речь [10]. В принципе можно говорить о «комплементарности» органа культуре Китая на фоне активизации межкультурных контактов в наше время.

Здесь уместно будет сказать и о национальной композиторской школе органной музыки в Китае (в русле которой немалую роль играет уже электронный орган) [4]. Ярким ее представителем, в деятельности которого также заметен немалый общественный аспект, выступает Чжу Лэй. Вообще, с учетом достаточно большого удельного веса исполнительского искусства в формировании того, что можно назвать духом китайского органа (исполнительские вариации здесь действительно беспредельны), нельзя не сказать, что при огромном интересе к инструменту, о котором идет речь, достаточно долго национальных композиторов-органистов в Поднебесной

не было. С развитием технологий, определенным акцентом на них в Китае развивается и национальная композиторская

школа органистов.

Материалы и методы

Основываясь на российских и китайских научных, научно-публицистических, публицистических источниках (нередко статьях, отражающих динамику интереса к своеобразной и очень привлекательной теме, степень исследованности которой нельзя назвать большой), мы применяем метод системного культурологического осмысления интеграции органа в социокультурную действительность Поднебесной, с учетом широкого контекста, который необходим по причине феноменальности самого органа, сложности уровня китайской культуры, с учетом активизации межкультурного взаимодействия на современном этапе.

Феномен китайской органной музыки. Конечно, то или иное отношение к органу в Китае на разных уровнях, его восприятие отражает изменения самой музыки и развитие китайского общества на различных этапах культурного обмена между Востоком и Западом с XVII в. При этом, с учетом сказанного, интересно осмыслить не только живое восприятие органной культуры в Поднебесной, но и орган на почве мощной модернизирующейся восточной культуры.

Традиционные стили органной музыки в русле китайской культуры отличаются высокой степенью экспрессивности, использованием мелодических линий, характерных для местной музыкальной эстетики. Интересно, что органные произведения в китайской традиции подчеркивают религиозные и философские аспекты, сочетаясь с обрядовой символикой. Видимо, это связано с проникновением органа в Китай на достаточно раннем этапе в связи с религиозной миссией католиков и обусловлено традиционностью самой культуры Поднебесной с ее философической направленностью. Орган действительно располагает к выражению подобных идей, настроений. Кроме того, следует отметить момент экспрессивности как проявления особой музыкальной тан-цевальности восточных людей (их «ритуальность», большая социальная сдержанность в качестве оборотной стороны медали имеют именно экспрессию, динамику в каких-то областях, в частности в искусстве). То, что органная музыка в Китае непосредственно контактирует с национальными мелодиями, свидетельствует о превращении органа в явление культуры страны, о которой идет речь, об истинном его освоении.

см со

О

Добавим, что к особенностям органной музыки в Поднебесной можно отнести использование характерной пентатоники [3, с. 392-394], имитацию звуков природы и символическое использование ритмов. Эти элементы являются важными характеристиками китайской органной музыки, подчеркивая ее уникальность, очевидно, с акцентом на интеграцию органа в культурное наследие страны. Такие особенности связаны с древностью восточной культуры, ее «природностью», космичностью, которые проявляются и сейчас, в частности в специфической органной форме, особым образом обогащая современную культуру.

Ясно, что потенциал органа, его взаимосвязей с различными культурами велик, он далеко не исчерпал себя на данном этапе, что и демонстрирует китайская линия развития. Дальнейшая модернизация в Китае будет способствовать продолжению, весьма интересного с точки зрения особенностей глобальной эпохи, развития интересных явлений культуры. Китай, помимо прочего, способен демонстрировать немалые результаты диалога культур на современном этапе. Всё это вполне может быть связано с развитием органной музыки в Поднебесной - с еще более поразительными результатами.

Персоналии китайского органа. Сейчас многие китайские органисты дают концерты по всему миру, завоевывают различные награды на международных конкурсах, создают собственные педагогические школы. Это, конечно, в свою очередь, говорит о немалой степени освоенности органа в стране, о которой идет речь [4]. Два наиболее известных представителя китайской школы органа -Шен Юань и Цзян Юшань на протяжении ряда лет радуют слушателей исполнением великолепных произведений, отражающих влияние культуры Поднебесной на органную культуру [8; 11; 12].

Шен - обладатель докторской степени, адъюнкт-профессор Центральной консерватории в Пекине, руководитель программ последипломного образования, органист с мировым именем. Все эти регалии подчеркивают в том числе значимость органа в Китае, достижения в этой сфере. Тем более что женщина-музыкант, о которой идет речь, неоднократно выступала судьей в конкурсах, перевела известный «Словарь органа» на китайский язык, а свой первый сольный альбом органной музыки записала в Центре исполнительских искусств им. Д.Ф. Кеннеди в Вашингтоне. Речь идет о самой влиятельной фигуре в области органа в Поднебесной, -

фигуре, которая вошла в четверку лучших исполнителей на Канадском международном конкурсе органистов - аффилированном международном конкурсе первого класса Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, с самым большим денежным призом в мире органной музыки. В качестве первоклассной исполнительницы Шен активно выступает на самых разных сценах мира. Именно она стала инициатором и организатором ежегодного Пекинского международного фестиваля органа и электронного органа, который был открыт в 2013 г. Эта площадка получила признание и как научный форум за свою академическую глубину и широкую популярность среди исследователей и иных лиц, способных увлечься научным анализом явлений органа. Последнее (как и многое другое) свидетельствует о неизменной тяге к знаниям со стороны китайцев, об их способностях широкой социальности, о стремлении к добру и культуре в современном мире. Мы видим здесь немалую тягу к совершенствованию, красоте, символом которой в Китае выступает орган. Фигура женщины-органиста, большого организатора культуры демонстрирует достижения истинного равенства полов, интеграцию Китая в мировые демократические тенденции, возможности многогранного, широкого развития современного человека, национальный характер китайцев.

В свою очередь, Цзяна неоднократно приглашали выступать с сольными, камерными концертами, художественными фестивалями в разных странах, за его плечами - концертные залы и церкви в таких крупных городах, как Москва, Кельн, Париж, Берлин, Рим, Гамбург, Дрезден, Ганновер. Газета Rheinische Post высоко оценила великолепное выступление этого исполнителя на музыкальном фестивале в Рурской области, на фестивале искусств "Holz a la cart". Обратим внимание на широкие международные связи артиста, на его признание в традиционных странах трубного органа, даже с учетом «иной» религиозной традиции. Это свидетельствует не только о высоком мастерстве органиста на китайской национальной почве, но и о его глубоком и тонком проникновении в европейский орган, в возможности его современной «трансформации».

Помимо регулярных сольных концертов в Гроссмюнстере и церкви Святого Йохан-ниса, Цзяна также приглашали выступить во многих значимых и особо значимых местах, таких как Томаскирхе, где кантором

служил сам И.С. Бах, в дворцовой церкви Альтенбурга и церкви Святого Венцеля в Наумбурге, новый инструмент в которой проверял сам Бах, в церкви Святого Ио-ганниса в Люнебурге (там хранится один из ценнейших инструментов северогерманской органной школы), в соборе Святой Троицы в Дрездене, в церкви Святого Креста в Бордо и др.

Расширяя контакты в современном мире, вынужденном решать проблемы масштабного культурного кризиса, в частности обращая внимание на молодежь, Цзян с 2009 г. пять лет подряд устраивал серийные сольные концерты для популяризации классической музыки в китайских колледжах. Кроме того, он стал инициатором проведения Фестиваля классической музыки для университетов в Нанкине, включающего различные сольные концерты, концерты камерной музыки и лекции. Персоналии китайского органа, помимо прочего, демонстрируют своеобразное большое терпение в своей профессии, то, что можно назвать глубинной страстью - огромной любовью к искусству, присущей национальному менталитету, в данном случаеи масштабно транслируемой в пространство национальной и мировой культуры.

Этому помогает и социально-политическая система, последовательно реализующая принципы социализма. Власти Китайской Народной Республики в настоящее время содействуют популяризации органной музыки. Так, с мая по сентябрь 2023 г. в Концертном зале Синхай в Гуанчжоу прошел первый «Сезон органного искусства». В рамках специальной программы приняли участие известные органисты из Китая и из-за рубежа, был проведен ряд концертов и мероприятий, как академических, так и популярных, что позволило публике приобщиться к органной культуре, насладиться знаменитыми музыкальными произведениями. Отметим, что в рамках данного «Сезона органного искусства» Шен Юань вместе с историком Дуан Чжицяном из Фуданьского университета продемонстрировали взаимное проецирование музыки и истории в инновационной манере «Лекция + выступление». Всё это подчеркивает современный характер деятельности исполнителей, организаторов, властей, которые способствуют содержательному социокультурному развитию людей.

Тенденция к естественному свободному синкретизму современной культуры [2, с. 56-63] проявляет себя и в том, что композиторы интересуются использованием органа в «нешаблонных контекстах», фор-

мируя экспериментальные звуковые эффекты, создавая необычные музыкальные формы. Развитие органной музыки в Китае, отражая национальную почву, несет на себе отпечаток общемировых тенденций и технологических достижений. Глобализация предоставляет возможность как минимум обмена опытом с музыкантами из иных культурных сред, способствует интеграции различных стилей в китайскую органную традицию. Технологические новшества, такие как электронные органы, компьютерные технологии в музыкальном творчестве, открывают новые горизонты для музыкантов, привносят современные элементы в традиционное искусство.

«История выпуска электроорганов в Китае начала свой отсчет в 2005 г., когда Шанхайская консерватория в лице профессора и органиста Чжу Лэя совместно с национальной компанией Changzhou Yinfei Technology Co. провели масштабную работу по разработке отечественного электрооргана.

Первый китайский электронный орган был выпущен в начале 2008 г., получив название Yinfei RS500, а уже в августе того же года был проведен конкурс среди исполнителей органной музыки, на котором использовалась только эта модель. С тех пор названная компания расширила модельную линейку электроорганов до шести наименований, активно вкладываясь в развитие органной музыки в Поднебесной» [6].

Действительно, в отличие от других европейских музыкальных инструментов, успешно ассимилировавшихся в Китае на протяжении ХХ в. (фортепиано, скрипка, др.) и имевших к концу столетия национальный репертуар, органная музыка в период ее становления в КНР не имела собственных авторов. Изначально сообщество органистов Китая полагалось на заимствуемые из Европы и Азии партитуры и методические рекомендации для обучения органистов. Осознав острую нехватку учебно-методических материалов, а также отсутствие сочинений китайских композиторов в этой сфере, ведущие китайские консерватории при поддержке государства проделали огромную работу по формированию собственной, независимой школы органистов и композиторов, пишущих музыку как для классического, так и современного электрооргана. В данном направлении отчетливо видна роль социалистического государства в организации культуры, в русле грандиозной модернизации страны.

CM

со

О

«В начале XXI в. китайские композиторы и исполнители-электроорганисты получили мировое признание. В 2001 г. профессор Чжу Лэй был приглашен в Европу для создания музыки к постановке «Дочь партии» по мотивам одноименного китайского фильма режиссера Линь Нуна (1958). Чжу Лэй принял решение использовать для музыкального сопровождения спектакля только электронный орган. Премьера пьесы прошла с большим успехом, при этом музыкальными критиками был отмечен новаторский подход композитора, создавшего уникальную звуковую эстетику, сочетавшую в себе как элементы традиционной китайской музыки, так и стилистику европейских композиторов, сочинявших для классического органа!» [1, 4]

Результаты и выводы. Таким образом, можно сказать, что современные китайские органные произведения отражают тенденцию к синтезу традиционных элементов национальной и европейской музыки с современными гармонически-

Список литературы:

[1]

ми и структурными приемами. Несмотря на то что органная музыка для многих -хотя бы ассоциативно - неотделима от религиозных аспектов, профанные аспекты такой музыки в Поднебесной находят свое выражение в ее включении в современные концертные программы в различных адаптациях, в том числе на национальной почве. Этому, кстати, способствует и общая «нерелигиозность» культуры Китая, во всяком случае его непричастность к католической и протестантской традициям, прочно связанным с органом. Орган в Китае особым образом способствует сохранению традиции, ее развитию, трансформации под воздействием национальных особенностей, современных музыкальных течений. Органные концерты, мероприятия становятся площадкой для диалога между старым и новым, они активно соединяют историю и современность, идею и искусство, национальное и инокультур-ное, личность и общество с его проблемами и достижениями.

Вэнь Цзэнмэн. Наследие, инновации и превосходство - прошлая и настоящая жизнь китайского электронного органа // Sohu.com. - 18.12.2018. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.sohu. com/a/282715602_120069406

[2] Гудошникова О.Ю. Становление человеческой универсальности в контексте современного синкретического искусства // Технологос. - 2012, № 6. - С. 56-63.

[3] Ли Мин. Древние восточные лады: пентатоника // Научные исследования и инновации. - 2021, № 4. - С. 392-394.

[4] Пан Бо, Ануфриева Н.И. Электроорган в музыкальном образовании и культуре Китая: история и современность // Человеческий капитал. - 2023, № 9 (177). - С. 126-129.

[5] Сун Лэй. «Китайский путь» - путь социализма с китайской спецификой // Власть. - 2017, № 11. -С. 152-157.

[6] Технологическая компания «Иньфэй»: официальный сайт. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.ringway.cn/Product/RS1E.html

[7] Чэнь Чэньцзы. Эволюция музыкального искусства Китая: о развитии диалога музыки Востока и Запада // Вестник музыкальной науки. - 2023, № 1. - С. 164-175.

[8] Юань Шэн // Пермская филармония. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://filarmonia.online/ ispolniteli/juanshen.html?ysclid=lt4mr8eui9978704316

[9] MAC1600 // The Pipe Organ in China project. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://organcn.org/ organ/mac1600/

[10] Organs by Date // The Pipe Organ in China Project. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://organcn. org/organs-by-date/

[11] Shen Yuan. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.hkco.org/en/Other-Members/Shen-Yuan. html

[12] Yushan Jiang - clavesimbel en orgel // Museum Geelvinck. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// geelvinck.nl/kunstenaars/yushan-jiang-clavecimbel-en-orgel/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.