УДК 796.012.42.81
ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ, НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Артем Александрович ЛИТВИНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
Дети, страдающие церебральными параличами, имеют специфические особенности формирования психосоматики, что проявляется в особенностях формирования как их двигательной, так и познавательной сферы.
Ключевые слова: дети, страдающие церебральными параличами; психосоматика; двигательная и познавательная сферы.
В методологии современной науки принцип интеграции нашел широкое отражение и получил довольно большое распространение. Интеграция (лат. Integratio - соединение) - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Наиболее широкое распространение интегративный подход нашел в биологических и медицинских науках, что можно объяснить большим числом составляющих при проведении исследований в данных науках, особенно прикладного характера [1].
Б. А. Никитюк [1] утверждает, что традиции интегративного подхода к рассмотрению феномена человека проявляли себя в разные исторические эпохи и после некоторого временного забвения вновь воскрешались, этот подход ярко проявляется и в настоящее время.
Запросы социальной жизни, необходимость оптимизировать разные по направленности ее практические приложения - формы учебно-воспитательной, лечебно-профилактической, одоровительно-тренировочной
практики в их приложимости к конкретному человеку - все это способствовало раньше и поощряет в настоящее время тяготение многих исследователей к интегративному подходу в изучении явлений, сопряженных с состоянием человека. При этом от частноизбирательного подхода в оценке объекта практических воздействий с использованием методических наработок отдельных наук появляется переход к комплексному его вос-
приятию при синтезе данных и интегральном их восприятии. В современной науке прослеживается отчетливая тенденция выработки общих подходов и совмещения представлений о человеке в рамках единой области научного знания.
Особо актуальной проблемой в настоящее время является изучение взаимодействия социального и биологического в фило- и онтогенезе современного человека. Ни у кого не вызывает сомнений роль морфофункциональной организации человека, и вместе с тем в любой культуре существует своя технология формирования и воспитания человека. Отсюда прослеживаются два подхода к психосоматической организации человека: один рассматривает его как организм, а другой - как некую символическую систему, формируемую культурой [2, 3].
В работах Л.С. Выготского показано [4], что развитие индивидуальности, в свою очередь, требует выявления ее «начального состояния», актуального уровня, что порождает проблему поиска критериев и оснований, описывающих это состояние, и позволяющих отслеживать ход дальнейшего развития.
Отечественные ученые Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев выдвинули положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Они показали, что развитие познания происходит у ребенка не спонтанно, путем развертывания заложенных в нем изначально возможностей, и не путем приспособления, адаптации ребенка к социальной
среде, а в ходе присвоения им общественного опыта [4].
В исследованиях доказано, что процесс двигательного онтогенеза на его ранних этапах характеризуется определенной последовательностью и преемственностью, условно говоря, стадийностью. На стадии проприо-цептивного воздействия в соответствии с динамикой этапов становления вертикальной позы вначале воздействуют на аксиальные мышцы, затем на мышцы плечевого и тазобедренного поясов и на мышцы верхних и нижних конечностей, соблюдая кранио-каудальный и проксимально-дистальный принцип воздействия.
Многолетнее изучение проблем церебрального паралича (К.А. Семеновой, 2001, 2006; Е.М. Мастюковой, 1997, 2001, 2010;
Э.С. Калижнюк, 2001; Е.Ф. Архиповой, 1998, 2010 и др.) позволяет со всей убежденностью свидетельствовать: для успешной и эффективной двигательной реабилитации детей, страдающих церебральными параличами необходимо целенаправленное воздействие на основные звенья патогенеза разнообразных расстройств моторики, встречающихся при детских церебральных параличах (ДЦП). Основным патогенетическим механизмом является наличие патологической дисфункции между вертикальной и горизонтальной составляющими двигательного акта, что приводит, прежде всего, к нарушениям мышечного тонуса, еще больше задерживая и искажая моторное развитие ребенка [5].
Дети, страдающие ДЦП, лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать предметами, общаться со сверстниками, не могут приобрести тот запас знаний об окружающем мире, который имеют нормально развивающиеся дети их возраста. У детей, страдающих церебральными параличами, сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Формирование операций сравнения, анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей замедлено, результатом чего является неточность [5].
Большое внимание, уделяемое в настоящее время проблеме индивидуализации обучения, обусловливается стремлением к оптимизации процессов физического воспитания, в т. ч. и адаптивного.
Это лишний раз подтверждает то, что даже самые современные методы и средства адаптивной физической культуры, высокое педагогическое мастерство не решают полностью задачи оптимального совершенствования учебно-коррекционного процесса, если не учесть всей глубины индивидуальных различий детей с проблемами в состоянии здоровья и развития.
Основным средством коррекционной и реабилитационной работы являются физические упражнения - главное средство адаптивного физического воспитания, они влияют на все физиологические функции и физическое развитие организма [6].
Поэтому при проведении различных форм работы по физическому воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо учитывать ряд индивидуальных показателей: степень сопротивляемости организма, уровень закаленности, тип конституции, индивидуальный уровень физического развития, пол ребенка, типологические особенности нервной системы, уровень возможной двигательной активности [6].
У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т. е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение [6].
Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.
У 60-70 % детей с ДЦП отмечается дизартрия, т. е. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно
состоят из 2-3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что помимо серьезных (базовых) нарушений моторики у детей с ДЦП существенным образом страдает познавательная сфера. Коррекция моторной сферы представляется довольно сложной из-за проблем с двигательной сферой зоны коры больших полушарий, но в то же время формирование и коррекция познавательной деятельности детей, страдающих церебральными параличами, является сложной, но в определенной мере разрешимой задачей [6].
Нами было выдвинуто предположение, что принцип индивидуального подхода в процессе применения сопряженных воздействий на формирование двигательной и познавательной сферы детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, страдающих церебральными параличами, может быть оптимально реализован, если учитывать их индивидуальные особенности, особенно те, которые предопределяют формирование и особенности моторики, в зависимости от уровня заболевания. Предполагается также, что сопряженные психолого-педагогические средства должны учитывать и типичную для каждого ребенка динамику физического и психического развития учащихся. При этом система сопряженных воздействий должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие необходимых двигательных качеств, организовывать поведение и деятельность детей, нивелировать проявления негативных качеств, способствовать сохранению физического и психического здоровья.
Коррекционная двигательная деятельность должна включать в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и затрагивать познавательный и личностный аспекты детей, страдающих церебральными параличами. При этом личностный аспект должен быть ориентирован на осознание собственного Я ребенка, восприятия им динамики своего физического и психического развития. Это обусловлено тем, что обучение двигательным действиям и развитие психики детей дошкольного возраста с ДЦП тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному
навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития [6].
В нашем исследовании суть реализации интегративного подхода заключается в том, что применяемые средства адаптивной физической культуры, последовательность их использования позволяют добиваться конкретных изменений в двигательной сфере (например, прямостояние, подвижности в суставах нижних конечностей, перемещению в пространстве без посторонней помощи), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической (познавательной) сфере ребенка (например, быстроте восприятия информации и принятия решения и т. д.).
При построении своей экспериментальной методики мы исходили из того, что определяющим синдромом клинических проявлений при церебральных параличах у детей дошкольного возраста является синдром двигательных расстройств. Именно коррекция двигательных нарушений средствами адаптивной физической культуры составляет ядро реабилитационных мероприятий при ДЦП, однако наряду с коррекционным воздействием на моторику ребенка мы посчитали необходимым комплексное воздействие на речевые и психическими расстройства детей, т. е. нами в процессе реализации методики напрямую затрагивается познавательная сфера ребенка. Методика должна предусматривать онтогенетически последовательную поэтапную стимуляцию развития возрастных, двигательных (моторных), психических и речевых функций детей, страдающих детскими церебральными параличами [6].
В то же время мы учитывали, что методика является комплексным средством реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП средствами физической (или двигательной) реабилитации, как составляющей адаптивной физической культуры и коррекции познавательной сферы детей с церебральными параличами средствами специальной педагогики и специальной психологии [7].
В соответствии с этим, ее сущностью должна быть деятельность, отвечающая на актуальные потребности особой категории детей-инвалидов с ДЦП. Поэтому методика занятий должна быть адекватной особенно-
стям функционирования отдельных функциональных систем организма и организма в целом, как целостной функциональной системы [7]. Вместе с тем целостность воздействия предложенной нами методики должна обеспечивать не только биологическое единство всех «живых составляющих» организма человека, но и его биосоциальную интеграцию [1, 3, 7]. Именно поэтому необходимо было в содержании методики реализовать не только воплощение физических сил и познавательной сферы детей-инвалидов, но и их социально обусловленных, духовных потребностей и интересов.
При реализации своей методики мы рассматриваем двигательное действие в качестве одной из составляющих психики в деятельности ребенка. При этом для того, чтобы глубже понять характер связи психики с физиологической деятельностью, необходимо показать двигательный акт и, в целом, двигательную деятельность как психологическую, имеющую сходные с другими психическими функциями человека основания развития [6].
Опираясь на теорию функциональных систем П.К. Анохина, теорию адаптивного физического воспитания С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой и теорию формирования познавательной сферы детей с проблемами в состоянии здоровья Л.С. Выготского, наукоемкими (позволяющими получать новое научное знание) классами предложенной нами методики индивидуально-сопряженного воздействия были: адаптивная функция культуры общества, оздоровительные, образовательная и коррекционная функции адаптивной физической культуры. Согласно теории Л.С. Выготского о психологических системах, существует не только культурно-историческая, общественная линия развития психики ребенка, но и биологическая, физиологическая. Он показал, что в онтогенезе, с одной стороны, происходит усвоение ребенком языка, культурных эталонов, знаний, а с другой - изменение различных нервных аппаратов, обеспечивающих протекание этих формирующихся психических образований [7].
В своих исследованиях [6] мы доказали, что определяющим синдромом клинических проявлений ДЦП является синдром наруше-
ния двигательных функций у детей. Поэтому коррекция двигательных нарушений составляет ядро реабилитационных мероприятий при ДЦП, однако наряду с коррекционным воздействием на моторику ребенка необходимо активное комплексное воздействие на речевые и психические расстройства, т. е. напрямую затрагивается познавательная сфера ребенка.
В процессе развития движений ребенка прослеживается четкая последовательность (этапность) как у здорового ребенка, так и ребенка с ДЦП, успешное формирование моторики, в то же время являются базовыми для формирования двигательной сферы ребенка и улучшения двигательной координации.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с церебральными параличами очевидна огромная биологическая значимость двигательной деятельности -почти единственной формы осуществления не только взаимодействия с окружающей средой, но и активного воздействия на эту среду, изменяющего ее с небезразличными для особи результатами.
1. Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии. Москва; Майкоп, 1995.
2. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. М., 2000.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Б.П. Пузанова. М., 2001.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии: собр. соч.: в 6 т. М., 1983.
5. Семенова К.А., Жизневский Б.Л. Новое в лечении больных ДЦП // Вестник РАМН. 2006. № 5. С. 12-17.
6. Литвинов А.А. Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 7 (87). С. 148-152.
7. Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры. СПб., 1998.
Поступила в редакцию 25.07.2011 г.
UDC 796.012.42.81
MOTION AND COGNITIVE ACTIVITY INTEGRATION OF CHILDREN WHO HAVE CEREBRAL PALSY USING ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE MEANS
Artem Aleksandrovich LITVINOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
Children suffering from cerebral palsy have specific psychosomatics forming peculiarities, both in motion and cognition spheres.
Key words: children, suffering from cerebral palsy; psychosomatics; motion and cognition spheres.