УДК 159.9.:61
В. С. Иванова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАБОЛЕВАНИЮ РЕБЕНКА С ДЦП В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЬИ
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся прежде всего на социальные механизмы компенсации и адаптации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.
Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, которые развиваются по следующим направлениям: клинико-психологическому, психолого-педагогическому и социально-психологическому, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида.
Ключевые слова: инвалидность, детская инвалидность, ограничение жизнедеятельности, семья, методологические проблемы, гуманизация, социальная адаптация, эмоциональная адаптация, коррекция, детский церебральный паралич (ДЦП), толерантность, фрустрационная нетолерантность.
Проблема интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей всегда была и остается актуальной. В стране с каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, приводящими к полной инвалидности. Это связано не только с негативными моментами: ухудшением состояния окружающей среды, снижением уровня жизни, алкоголизацией населения, но и с таким положительным явлением, как повышение качества медицинского обслуживания населения. Улучшение медицинской помощи матери и ребенку в связи с развитием медицинской науки и техники значительно снизило детскую смертность, что привело к увеличению выживаемости, и актуальной стала новая проблема - обеспечение достойного качества жизни выживших детей и их семей.
В России инвалиды являются одной из самых незащищенных групп населения. Под «инвалидностью» обычно понимается нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности человека и вызывающее необходимость его социальной защиты. Определение «инвалидность» и связанное с ним определение «ограничение жизнедеятельности» оставляют, казалось бы, весьма небольшой простор для инвалидов в плане получения образования и еще меньший для последующего применения полученных знаний в трудовой сфере. Инвалидность представляет собой особый контекст, структурирующий жизнедеятельность субъекта и систему его отношений. Эти дети пользуются особой заботой. С ними работают высокопрофессиональные педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги. Существует ряд кор-
рекционно-развивающих программ для этих детей в условиях школы - С. Б. Бадоева, С. А. Беличева, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина, Л. М. Петухова, Р. В. Овчарова и другие [1-3].
Исходя из современной трактовки инвалидности, предметом особенного внимания со стороны государства и общества должны выступить вопросы, касающиеся восстановления социально-ролевой функции человека в условиях ограниченной свободы. При этом основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся прежде всего на социальные механизмы компенсации и адаптации. Сам по себе смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью такой комплексной многопрофильной реабилитации, и как процесса, и как системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, отклонениями физического и психического плана возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения, смысл реабилитации состоит в предотвращении нарушений связей человека с окружающим миром. По отношению к инвалидности реабилитация выполняет профилактическую функцию.
Категория детей с ограниченными возможностями представлена детьми, имеющими различные по степени сложности, характеру отклонения в психическом или физическом развитии (нарушения и за-
держки развития слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации). Данные отклонения обусловливают онтогенетические нарушения общего характера, ограничивающие возможность ведения детьми полноценной жизнедеятельности. В связи с этим процесс включения в общество детей с ограниченными возможностями протекает медленнее и не так успешно, как у обычных детей. Ребенок с ограниченными возможностями - это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, имеющий точку зрения, отличную от мнения других людей, нуждающийся часто в совершенно иных, чем обычно, условиях жизни, социализации, образования для того, чтобы компенсировать и коррегировать имеющиеся ограничения здоровья и жизнедеятельности. Синонимами понятия «дети-инвалиды» являются понятия «дети с ограниченными возможностями» выступают: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети», «дети со специальными потребностями», «дети, требующие дополнительных педагогических усилий»), болезнь не делает человека особым существом, а лишь принуждает его иначе адаптироваться в обществе (Э. Дюркгейм, 1995).
В нашей стране давно назрела необходимость создания специальных психологических программ помощи детям с низкой способностью к реабилитации и членам их семей. Создание их должно опираться на четкую методологическую основу и иметь научное обоснование. Между тем психологических исследований, направленных на изучение детей-инвалидов и их семей, в нашей стране пока немного. Отечественные ученые занимаются изучением психологических проблем больных людей (Т. А. Аристова, Е. Р. Исаева, Д. Ф. Рамзия, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.) [4] инвалидов (Т. Н. Адеева, Ж. В. Порохина, Е. О. Смирнов, С. В. Степухович и др.) [5], детей-инвалидов (И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Н. М. Сараева и др.) [6-8], их родителей и членов семей (И. С. Багда-сарьян, Т. В. Бутенко, И. Ю. Левченко, Н. В. Мазуро-ва,Б. Ю. Окунева и др.) (2005). Но некоторые аспекты жизнедеятельности этих категорий людей изучены еще не в полной мере: проблемы отношения инвалидов к здоровым людям; внутриличностные конфликты; психологические проблемы семьи, воспитывающей детей-инвалидов, и многие другие.
Д. В. Зайцев (2002) [9], обозначая смену приоритетов в социальной политике России в сфере образования, подчеркивает, что социальная политика в России в начале XXI в. трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества. Институт образования выступает наиболее мощным транслятором общественных ценностей [9]. В современной системе образования, как и во всем обществе, углубляется социальное расслоение, дифференциация, много-
образие форм, методов и программ обучения сопровождается избирательным и сегрегирующим подходом к участникам педагогического процесса. Наблюдаются процессы локализации образования, придания ему элитарных форм, эксклюзивности, что поощряется проводимой государственной политикой в сфере образования. Но в целом наблюдается кризис отечественной системы образования, не отвечающей современным социокультурным потребностям и интересам.
Традиционная система образования до сих пор реализуется на основе социоцентристского подхода, в рамках которого цель развития личности - ее социализация и профессионализация с позиций максимальной общественной полезности. В качестве главной цели образования постулируется овладение обучаемым определенными знаниями, умениями и навыками, т. е. внешне заданных стандартов. Ребенок рассматривается как объект, а не как субъект педагогического воздействия, процесса. Выход из кризиса, по мнению В. Шукшунова, В. Взятышева и Л. Романовой, возможен на пути перехода к инновационной образовательной модели, универсализации, антропологизму, внедрению междисциплинарных образовательных программ, свободы выбора, активному изменению социокультурного инвайронмента. Взамен традиционному технолого-индивидуальному подходу к процессу образования должен реализовываться социоэкологический подход, рассматривающий человека в контексте системы социокультурных взаимоотношений.
Сложившаяся социальная ситуация требует качественного совершенствования существующих систем образования (общего и специального), разработки новых стратегических направлений развития, обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной интеграции в целом. Новое образование, как указывает В. Н. Ярская [10], должно быть погружено в культуру, мозаику постмодернизма, информационной открытости, плюрализма жизни, разнообразия парадигм потребления, антропологизма, гедонизации. Чтобы приблизить театр обучающих процедур к задачам изменения общества, необходима модернизация образования в приближении к социальной компетентности, обеспечению духовности свободного гражданина [10]. Разнонаправленность интегративных и дифференцирующих тенденций социальной динамики, рассогласованность общественных потребностей, целей и функций, выполняемых различными социальными институтами, затрудняют решение актуальной для настоящего периода развития страны проблемы реформирования институтов общего и специального образования. Влияние данных процессов особенно остро испытывают на себе дети-инвалиды и их семьи. Интеграция - закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования, связан-
ный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в различных сферах жизнедеятельности общества.
Нарастающие в настоящее время позитивные перемены общественного отношения к проблемам «инвалид» и «инвалидность» и связанные с этим концептуальные изменения взглядов на систему помощи инвалидам требуют формирования новых представлений о современной модели социализации и социальной реабилитации этой весьма значительной категории населения, особенно детей-инвалидов [11]. «Социализация» - термин социологический, с психологической точки зрения он рассматривается тогда, когда этот феномен рассматривается как процесс и результат развития социальных качеств человека в условиях его приспособления к требованиям окружающей среды. В аналогичных толкованиях феномен социализации исследовался в трудах М. Вебера,
Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Э. Фромма, Т. Шибутани [12, 13] и ряда других авторов - социальных психологов и социологов. В настоящее время благодаря усилиям российских социальных психологов и социологов сложилась целостная концепция социализации на базе взаимосвязанных теорий личности, коллектива, социума (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, Г. М. Андреева, К. Н. Корнилов, В. А. Ядов, Г. В. Осипов и др.) [14].
Таким образом, концептуальная сущность социологического подхода к раскрытию природы и функций социализации личности заключается в рассмотрении индивида в качестве активного участника разносторонних социальных связей и отношений, включающих его в систему активной жизнедеятельности социума. Со стороны личности социализация видится как процесс статусно-ролевого освоения индивидом предложенных ему социальных функций. Социум образует целостное социальное пространство, в рамках которого указанные функции реализуются и контролируются обществом. Представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза и социализации был введен термин «дизонтогения». Первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогене-за, предложенной В. В. Лебединским [15], лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Ь. Каппег, В. В. Ковалев, Г. Е. Сухарева) [16, 17], об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой
инвалидности, когда у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей. Оно связано с поражением мозга на этапе его активного формирования. Впервые термин ДЦП предложил S. Freund в 1893 г., а на Международном совещании неврологов в 1958 г. в Оксворде было принято решение о выделении ДЦП в отдельную нозологическую форму заболевания (К. А. Семёнова, 1990). В Международной классификации болезней (МКБ-10) от 1995 г. под рубрикой Д-80 в классе «Болезни нервной системы» выделен ДЦП и его формы (Д-80.0, Д-80.9). Полиэтиологи-ческое заболевание, проявляющееся двигательными расстройствами (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Этиология заболевания: причиной внутриутробного поражения головного мозга на различных этапах его развития могут быть гипоксические, токсические, метаболические и другие воздействия. Симптомы ДЦП колеблются от едва заметной неуклюжести до тяжелой мышечной спастичности (напряженности), которая мешает движениям рук и ног и приковывает ребенка к инвалидному креслу. Детям с этим заболеванием трудно выполнять быстрые или мелкие движения; походка неустойчива, поэтому ребенок широко расставляет ноги. При всех разновидностях церебрального паралича речь может быть неразборчивой, поскольку ребенку трудно контролировать мышцы, участвующие в произнесении звуков. Часто дети с церебральным параличом имеют и другие нарушения, например сниженный интеллект; у некоторых задержка умственного развития выражена значительно. Однако приблизительно 40 % детей с ДЦП имеют нормальный или почти нормальный интеллект.
По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено. Почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, характерны проявления психического инфантилизма, выражающиеся в наличии черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. Не менее важное значение в формировании своеобразных интеллектуальных нарушений приобретают не-
благоприятные условия среды и воспитания, в которых проходит развитие ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения со здоровыми сверстниками, недостаточность игровой деятельности и подвижности, зависимость от взрослых).
Исследования психологических особенностей детей-инвалидов характеризуются тем, что они идут по следующим направлениям: клинико-психологическому, психолого-педагогическому и социально-психологическому. Клинико-психологическое рассмотрение проблемы детской инвалидности основывается на наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогене-за, предложенным В. В. Лебединским [15], лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Ь. Каппег, В. В. Ковалев, Г. Е. Сухарева,) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека [16, 17]. В. В. Лебединский выделяет 6 видов психического дизонтогенеза, среди которых отмечает задержанное психическое развитие, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития различных форм [18]. В клинико-психологических исследованиях важным для исследования процесса лечения и жизнедеятельности является понятие «внутренняя картина болезни» самого больного.
Восприятие болезни ребенка его родителями может быть рассмотрено в социально-психологическом ключе с точки зрения характеристик социально-перцептивных процессов. Здесь выделяются две существенно различающиеся группы: содержательные и формальные характеристики. Содержательные характеристики, с точки зрения разных авторов, представляют собой либо признаки, приписываемые объекту восприятия, либо критерии оценки окружающих людей, нормативно-ценностные эталоны, личностные конструкты, правила формирования суждений и т. д. Среди формальных характеристик межличностного восприятия чаще всего рассматриваются согласованность, пристрастность, точность, дифференцирован-ность, реципрокность и т. п. В качестве когнитивных механизмов формирования образов социальных объектов могут выступать рефлексия, различные варианты причинного приписывания и уподобления, иллюзии, процессы конструирования, категоризации и классификации, оценивания и принятия решений.
В социальной психологии существует особая отрасль, исследующая каузальные атрибуции. Родоначальником проблематики каузальной атрибуции, сложившейся в рамках когнитивистской ориентации, считается Ф. Хайдер, впервые сформулировавший саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем причинных объяснений [19]. Наиболее разработанной считается концепция Г. Келли [20]. Г. Келли предложил атрибутивную теорию, в которой рассматриваются механизмы причинной интерпретации поведения воспринимаемого
социального объекта. Основным понятием атрибутивной теории Г. Келли является каузальная схема, или путь размышлений человека о возможных причинах поведения объекта восприятия в связи с данным следствием. Автор предполагает, что каждый человек располагает неким репертуаром каузальных схем и может продемонстрировать функционирование каждой из них, что было подтверждено многочисленными экспериментами.
Кроме того, в 1920 г. Э. Торндайк предложил рассматривать особую способность человека к познанию различных социальных явлений, которую он назвал социальным интеллектом. Социальный интеллект Дж. Гилфордом понимался в узком смысле, только как способность человека к познанию других людей. К ней он относил все, что связано с пониманием конкретных индивидов, а не типичного представителя какой-либо группы лиц (чувства, мотивы, мысли, намерения, установки и др., влияющие на социальное поведение). Развивая представления о социальном интеллекте, Г. Олпорт говорил о нем как об «умении понимать людей и взаимодействовать с ними». Также он выделил свойства человека, обусловливающие его «проницательность и способность высказывать суждения о людях, это: опыт, под которым понимается результат хорошо обдуманного на протяжении многих лет характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуиции; подобие, сходство - это случай опыта, который говорит о том, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется; интеллект - как способность в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности; понимание себя - как залог того, что в оценках другого человека не будет проекции; отрешенность - как способность отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято; сложность, Г. Олпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше, поэтому это преимущество обязательно должно быть у психолога; эстетические склонности - как способность к поиску гармонии в окружающем мире и к искусству оценки; социальный интеллект - как способность давать быстрые, почти автоматические оценки другим людям, она развивается только во взаимодействии, при этом продуктом социального интеллекта является «социальное приспособление, а не глубина понимания».
Описывая научные основы и психологическую практику помощи детям-инвалидам, О. В. Лебедева (2000), опираясь на методологию Л. С. Выготского, считает, что удерживать в единстве теоретическую и практическую стороны этой психологической проблемы - дело чрезвычайно трудное, требующее недю-
жинного ума, научной и жизненной страстности, вовлеченности в эту проблематику». Именно такой подход был характерен для Л. С. Выготского [16]. Л. С. Выготский [17], как создатель принципиально новой теории культурно-исторического понимания развития психики ребенка, рассуждает об основных факторах психического развития ребенка и диалектике их взаимодействия в рамках нового учения о развитии психики ребенка в аспекте его кулыурно-исто-рического понимания новой теории о психологических основах организации дифференцированной и индивидуализированной диагностической и коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. И. Ю. Левченко (2001), рассматривая систему психологического изучения лиц с ДЦП, приходит к выводу, что у подростков с двигательными нарушениями вследствие ДЦП под влиянием неблагоприятных факторов формируются особенности личности, затрудняющие их интеграцию в общество. Автор считает, что система психологической помощи детям и подросткам с ограничениями жизнедеятельности вследствие ДЦП должна базироваться в том числе и на оказании психологической помощи родителям детей-инвалидов с ДЦП. Р. А. Смирнова, Е. М. Борода-чева (2002) в исследовании адаптационных стратегий инвалидов-колясочников выходят на проблему пессимизма и оптимизма. Оптимизм и пессимизм - не просто умонастроения личности, они представляют собой совершенно разнонаправленную практическую ориентацию личности в мире. Н. Н. Чалдышкина (2007), исследуя воспитательную работу с детьми с ограниченными возможностями, устанавливает, что социально-психологическая реабилитация рассматривается исследователями как уникальный по содержанию и направленности процесс, эффективность которого обеспечивается результатами социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья благодаря методам создания успеха и уменьшения эмоциональной значимости конфликта, обучения ребенка построению отношений с окружающими людьми и миром, определения социальной позиции и личностного статуса в обществе (Н. В. Антакова,
Н. Н. Иванова, З. И. Лаврентьева, М. В. Шакурова и др.) [21]. Психологические особенности детей-инвалидов с ДЦП представляются в динамике исследовательских работ в хронологическом порядке следующим образом. Начиная с исследования Д. И. Насви-тене (1994), которая, рассматривая психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическую коррекцию, подчеркивает важность изучения и коррекции системы семейных отношений.
С. А. Стельмах (1999), которая, рассматривая особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом, отмечает, что главными содержательными характеристиками особенностей эмоциональной сферы таких детей выступают: низкая пси-
хическая активность, пониженный фон настроения, раздражительность, высокий уровень тревожности, увеличение количества страхов (в сравнении с нормальными детьми) и их неадекватный характер, уязвимость в отношении фрустрационных воздействий, наличие агрессивных тенденций. Автор отмечает, что стиль семейного воспитания является одним из факторов, определяющих особенности проявлений нарушений эмоциональной сферы. А. В. Кроткова (1999), исследуя коррекционную работу по формированию межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом, доказывает, что неблагоприятное сочетание биологических и социальных факторов оказывает деструктивное влияние на формирование межличностных процессов и социализацию такой категории детей в целом. Это связано с недоразвитием, своеобразием личностных новообразований дошкольного возраста. Поэтому коррекционно-педагогическая работа должна обеспечивать развитие «Я-сознания», выделение сверстника как объекта общения и развитие субъект-объектных отношений, обогащение социальных представлений, овладение средствами коммуникации и кооперации на основе ведущего вида деятельности, что повысит эффективность социальной реабилитации дошкольников с церебральным параличом. О. Н. Дианова (2001), исследуя проблему совершенствования коммуникативного поведения подростков-инвалидов с задержкой психического развития, рассматривает его как такое взаимодействие его с окружающей социальной средой, которое учитывает реальное или предполагаемое присутствие других людей, опосредовано общепринятыми традициями и правилами общения, обеспечивает установление позитивных отношений с окружающими и, выполняя адаптивную функцию, способствует усвоению и принятию подростком-инвалидом социальных норм и ценностей данного общества.
Т. В. Каграманова (2003), рассматривая процессы медико-социальной реабилитации и социализации детей-инвалидов с церебральным параличом, отмечает, что существует системная взаимосвязь процессов клинической и социальной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом в рамках единого и целостного социально-реабилитационного пространства.
И. И. Мамайчук (2004), рассматривая двигательные нарушения детей-инвалидов с ДЦП в парадигме онтогенеза, считает, что при разработке методологического и методического подхода к психологической коррекции детей и подростков с двигательными нарушениями важное значение имеет ориентация на онтогенетические и системно-структурные модели их ди-зонтогенеза. Учет этих моделей позволяет разработать направления психокоррекции и дифференцированные психокоррекционные программы и технологии.
Ученых-исследователей на современном этапе волнуют проблемы реабилитации детей с ДЦП.
А. Ю. Добрынина (2005) [22], рассматривая организационно-психологические условия реабилитации детей-инвалидов, приходит к выводам: процесс реабилитации детей с детским церебральным параличом будет успешен, если образование рассматривается как центральное звено реабилитации детей-инвалидов; учреждения образования координируют и кооперируют свою работу с родителями. Е. Н. Дмитриева (2006) [23], анализируя особенности временной перспективы детей и подростков с ДЦП, пришла к выводу о том, что актуальная ситуация настоящего времени определяет картину будущего. Картина будущего вре-
мени у детей и подростков с ДЦП определяется ситуацией настоящего момента, характеризуется нереали-стичностью, иллюзорностью, что требует психологического вмешательства.
Таким образом, исследования детей-инвалидов с ДЦП характеризуются тем, что они идут по следующим направлениям: клинико-психологическому, пси-холого-педагогическому и социально-психологическому. В работах социально-психологического направления центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ре-бенка-инвалида.
Список итературы
1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 199 с.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С. 20.
3. Овчарова Р В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ин-т развития личности. М., 1995. 42 с.
4. Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей. М., 1998.
5. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психологии. 1995. № 3. С. 139-140.
6. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 481 с.
7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. С. 256-289.
8. Мастюкова Е. М. Особенности личности детей с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогика. 1985. С. 70-89.
9. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // СоцИс. 2004. № 7. С. 129.
10. Ярская В. Н. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во пед. ин-та СГУ, 2002. С. 79.
11. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2001. 43 с.
12. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. М.: Канон, 1995. С. 73.
13. Мертон Р Социальная теория и социальная структура // СоцИс. 1992. № 2. С. 118-124; № 3. С. 104-114; № 4. С. 91-96.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 574 с.
15. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Медицина, 1985. С. 166.
16. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 232-245.
17. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. С. 103-120.
18. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т. / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевой. М.: ЧеРо, МГУ, 2002. Т. 1. С. 10-23.
19. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия,1994.
20. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,1984.
21. Крупенникова И. В., Солондаев В. К. Возможности обеспечения средствами образования социальной адаптации детей с нарушениями в развитии // Социально-психологические процессы в управлении: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти профессора Р Б. Гительмахера. Иваново,14 ноября 2003 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. С.108-114.
22. Добрынина А. Ю. Организационно-педагогические условия реабилитации детей-инвалидов: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2005. 192 с.
23. Дмитриева Е. Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с ДЦП (в условиях специальной коррекционной школы-интерната): дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2006. 206 с.
Иванова В. С., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 25.10.2009
V S. Ivanova
THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATION IN THE STUDY OF INTERCONNECTION OF PECULIARITIES OF FAMILY COMMUNICATION AND PARENTS ATTITUDE TO THE CHILD WITH CEREBRAL PALSY IN PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FAMILY IN EUCATION
Some methodological approaches considered to be the foundation in the solving the problem of social adaptation, improving the quality of lives are understudy. The main emphasis in solving the problem of handicapped and disability is shifted to rehabilitation based first of all on social mechanisms of compensation and adaptation. Rehabilitation of disabled people is an integrated, many-sided approach in of abilities of people for every day life, social, professional activity at the level corresponding to their physical, psychological and social potential taking into account peculiarities of micro- and macrosocial environment.
Different peculiarities of communicative research of children with cerebral palsy are analyses and their features are considered that develop according to the following clinical-psychological, psycho-pedagogical and social-psychological directions where family plays the central role as an important institution of initial socialization of a disabled child.
Key words: children’s disability, social adaptation, emotional adaptation, tolerance, frustrational intolerance, disability, limitation of vital activity integration, family, methodological problems, humanism, correction, children’s cerebral palsy.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.