- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
- тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
- вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время;
- для обучающихся с разным уровнем познавательной активности нужно давать индивидуально подобранные задания, только они закрепят их знания.
Специфика обучения в сельской, особенно малокомплектной, школе общеизвестна. Она состоит в определенном информационном изолировании обучаемых, известных ограничениях по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Автор надеется, что и в его маленькой сельской школе будут активнее внедряться современные информационные технологии, которыми будут пользоваться сельские учителя. А для формирования интереса к любому виду учебной деятельности необходимы, по меньшей мере, два условия: интерес самого учителя, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал требованиям завтрашнего дня.
=10- Литература
1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 2.
2. ЗакА.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994.
3. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник: http://www.rusedu.info/Article74.html
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. № 5.
Интеграция дистанционного и традиционного
ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Безух Ксения Евгеньевна ([email protected]), Киселева Наталья Витальевна ([email protected])
ГОУВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль
МОУ гимназия № 3, г. Ярославль
Аннотация
Интеграция современных (в данном случае информационных и коммуникативных) и традиционных технологий в образовательном процессе создает новые приемы, методы и формы обучения, одна из которых - дистанционная. Она отвечает основному концептуально личностно-ориентированному подходу к современному образованию.
Современное образовательное пространство предполагает создание богатой и разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность познавать мир всеми органами чувств, включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность, творчески самовыражаться, овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации. Такое образовательное пространство немыслимо без использования современных
Информационные технологии в обучении
45
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения, поэтому интеграция дистанционного и традиционного обучения становится наиболее актуальной в современном образовании. В соответствии с требованиями к обучению современных школьников, изложенных в стандартах образования, нами разработан дистанционный интегрированный (экология и искусство) курс «Экология здоровья».
Актуальность курса. Сохранению и укреплению здоровья в последнее время уделяется много внимания как в научной литературе, так и в работе различных конференций и съездов, посвященных оздоровлению населения и, в первую очередь, школьников. Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Следовательно, в современное содержание образования все чаще включаются аспекты изучения здоровья. Но если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания - становление нравственно-экологической позиции личности, «объем» и «качество» ее взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание - мышление - знание - деятельность», а экологическое воспитание - «ценности - отношение - поведение».
Для достижения поставленной цели учащиеся должны четко представлять, что включает в себя понятие «здоровье», знать факторы, положительно и отрицательно влияющие на его состояние. В связи с этим разработанный курс «Экология человека», основная цель которого - раскрыть проблемы здоровья человека и зависимости его состояния от качества окружающей среды, представляет собой дистанционную образовательную среду, в которой в виртуальном взаимодействии находятся учитель и ученики разных классов, школ, регионов, стран. Второй, не менее важный аспект данного курса состоит в том, что к формированию культуры здоровья подключаются и дети с ограниченными возможностями. В ходе обучения учащиеся 9-11-х классов получают навыки самостоятельной работы с интерактивными лекциями, дополнительной литературой, интернет-источниками; развивают умения самодиагностики.
В соответствии с указанными целями мы предлагаем учащимся разнообразные формы организации учебного процесса.
1. Телелекция и медиа-лекция (аудио-, видео-, слайд-презентация, текстовая с гиперссылками на медиа-объекты). В системе дистанционного образования она может проводиться в реальном и отсроченном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтальной лекции в реальном времени может использоваться телевидение или видеоконференция, для индивидуальной - видеокассеты, CD-диски, видеомост посредством web-камеры.
Для данного курса предлагается электронная лекция и ее вид - линейная. Это набор учебных материалов в электронном виде: текст лекции, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде файлов. Линейная лекция дает материал в виде web-страницы со ссылками: учащийся может, щелкнув на ссылку, открыть другой документ или мультимедийный файл, когда посчитает нужным. В данном контексте этот вид лекции обладает рядом существенных преимуществ:
- возможно многократное обращение к непонятным при чтении местам;
- легче увидеть общую структуру содержания;
- больше глубина проникновения в содержание лекции;
- возможно чередование чтения с обдумыванием, анализом;
- могут быть использованы мультимедийные элементы;
- учащийся имеет возможность распечатать любой фрагмент лекции.
2. Консультации: групповые (не более 5-7 человек) и/или индивидуальные. Они могут проводиться в реальном (чат, телефон, факс, SCIP, IGO, IFC) и отложенном (электронная почта, форум) времени, однако время ответа на заданные учащимися вопросы не должно превышать сутки.
3. Семинары. Данный курс предполагает проводить семинары в виде чата, что позволит учащимся точно, конкретно, коротко отвечать на вопросы. В свою очередь, этот вариант имеет и свои ограничения:
продолжительность семинара - 1 час, количество участников - 5 человек. Заранее составляется список участников, можно также определить и порядок выступления, а также последовательность вопросов (желательно на одну тему).
4. Практические работы, которые по целям и задачам аналогичны лабораторным занятиям. Они проводятся после изучения каждой темы и носят обобщающий характер.
5. Проекты (групповые, индивидуальные, исследовательские, творческие, информационные).
6. Домашние задания (задачи, простые домашние опыты).
7. Контроль (тестирование).
8. Игры.
Сам дистанционный курс представляется собой виртуальную школу со всеми ключевыми компонентами: библиотекой, классом, лабораторией, журналом, дневником, тетрадью.
Виртуальная библиотека. В ходе прохождения курса участники будут пополнять библиотеку ма-териалами (статьями, произведениями искусства, ссылками на сайты), содержащими интересный материал по теме занятий.
Виртуальный полигон. При изучении конкретной темы учащимся предлагается анализировать ситуацию, изложенную в лекции, и выставлять фотографии, рисунки вещей, предметов домашнего обихода, которые, по их мнению, могут нанести вред человеку. Все материалы сопровождаются кратким комментарием, отражающим это вредное на здоровье человека воздействие.
Библиотека курса. В данном разделе размещаются статьи, презентации, видеоролики, карты, афоризмы, стихотворения, отрывки из художественной литературы, таблицы для самостоятельного изучения; также предлагаются ссылки на библиотеку курса.
Фильмотека курса. Содержит фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов, необходимых не только для самостоятельного знакомства, но и для решения контрольных заданий.
Виртуальная классная комната позволяет следить за обменом информацией между преподавателем и слушателем дистанционного курса. Здесь участники будут знакомиться с расписанием занятий, новостями, ходом семинарских занятий. В этом разделе будет подраздел «Ваша точка зрения», посетив который, каждый обучающийся сможет принять участие в обсуждении практических или лекционных заданий.
Виртуальная тетрадь. Здесь располагаются теоретические материалы по каждой теме модуля.
Виртуальная лаборатория предлагает учащимся практические задания по каждому модулю курса.
Виртуальный дневник. Содержит основную информацию о каждом слушателе курса, его расписание, ход выполняемых работ, сводки успеваемости по курсу (можно использовать не оценки, а смайлики или слова-эпитеты).
Виртуальный классный журнал. В данном разделе размещаются темы занятий, список слушателей курса, имена, отчества и фамилии педагогов, которые будут вести занятия (достаточно одного учителя, но в данном случае преподавателей двое, так как курс интегрированный).
Глоссарий курса. В этом разделе размещаются основные термины, с которыми учащимся предстоит познакомиться в течение курса - они расположены в алфавитном порядке. Для работы учащимся необходимо нажать на первую букву термина, и можно будет прочитать его определение.
Контрольные работы. В данной рубрике размещаются задания для контрольной проверки усвоения теоретического материала по каждому модулю.
Перед началом работы зарегистрировавшийся ученик получает «Памятку слушателя курса», где прописаны все этапы работы при прохождении дистанционного интегрированного курса «Экология здоровья» и «Индивидуальную карту учащегося», которую он заполняет по ходу выполнения практи-ческих работ курса.
Таким образом, интеграция и по содержанию, и по форме дистанционного и традиционного обучения в современной школе позволяет перейти на новый уровень качественного образования, отвечающего основным задачам XXI века.