Научная статья на тему 'Интеграционный подход к определению термина “ресоциализация”'

Интеграционный подход к определению термина “ресоциализация” Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PENAL POLICY / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEGAL SOCIALIZATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПОХОД / ПРОЦЕСС / PROCESS / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ДЕВИАНТ / DEVIANT / RE-SOCIALIZATION / APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лемищак Екатерина Михайловна

Потребность повторной интеграции осужденных в общество является одним из приоритетных направлений уголовно-исполнительной политики. Достижение этой цели во многом зависит от разъяснения категории «ресоциализация», что наиболее целесообразно делать, применяя интеграционный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH TO THE DEFINITION OF RE-SOCIALIZATION

A need of re-integration into a society convicted people is one of the penal policy priorities all over the world. Efficiency of reaching this goal is tightly connected with the category of resocialization. The best way to realize this task is to conduct research using the integrational approach.

Текст научной работы на тему «Интеграционный подход к определению термина “ресоциализация”»

УДК 343.848

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНА «РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ»

© 2014

Е. М. Лемищак, аспирант кафедры «Теория и история государства и права»

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: Потребность повторной интеграции осужденных в общество является одним из приоритетных направлений уголовно-исполнительной политике. Достижение этой цели во многом зависит от разъяснения категории «ресоциализация», что наиболее целесообразно делать, применяя интеграционный подход.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, правовая социализация, ресоциализация, концепция, поход, процесс, цель, деятельность, социальная адаптация, индивид, девиант.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Нарушение норм права неизбежно влечет за собой обязанность для правонарушителя испытать негативные последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Ограничение некоторых социальных благ и нарушения социальных связей накладывает на личность правонарушителя особенный отпечаток, и потому, возвращаясь к нормальным условиям жизни, индивид не всегда способен успешно коррелировать свое поведение с требованиями и потребностями общества. Именно ресоциа-лизация предназначена для повторного приспособления индивида как к социальным группам, так и к обществу в целом. Ее успешность во многом зависит от понимания базовых категорий. Проблемой сегодня остается неучет некоторых аспектов понятия «ресоциализация» при разработке действенных ресоциализационных программ, а многообразие научных мыслей и идей оставляет немалый простор для маневрирования между различными концепциями и взглядами.

Категория «ресоциализация» широко используется в отраслях многих гуманитарных наук правового и неправового циклов - криминологии, уголовного, уголовно-исполнительного права, психологии, социологии, педагогики и других. Очевидно, что в рамках той или иной науки это понятие приобретает отличительных черт и получает несколько другие акценты. Речь идет и о лицах, подлежащих ресоциализации, и об этапах, и о целях, и о средствах.

Научные концепции исследователей различных научных отраслей тяготеют к выделению педагогического, психологического, социологического, юридического и других значений ресоциализации. На наш взгляд, ресоциализация является многофункциональным явлением, а комплексность этого понятия требует интегративного подхода исследования для выработки наиболее полного ее определения.

В ходе работы над статьей были использованы труды В. Бадыры, Л. Багрий-Шахматова, Ю. Баулина, И. Богатырева, Н. Гуцуляк, А. Джужи, Ю. Кузнецова, О. Костенка, В. Левочкина, П. Мыхайленка, А. Степанюка, К. Тумарова, В. Трубникова, И. Шмарова, И. Яковец, Д. Ягунова и др.

Цель статьи - предложить наиболее полное толкование понятия «ресоциализация» на основе анализа и синтеза научных концепций различных гуманитарных наук.

Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

1) проанализировать работы украинских и зарубежных исследователей, занимавшихся изучением проблемы ресоциализации;

2) определить некоторые смежные с категорией «ре-социализация» понятия;

3) рассматривая термин «ресоциализация» в связи с ее функциональным признаками (как цель, как процесс и как деятельность), предложить собственное определение термина «ресоциализация».

В зависимости от сферы, в которой происходит ре-социализация (правовая, экономическая, политическая), различают ее широкое и узкое понимание. Широкая трактовка предусматривает возможность ресоциализа-

ции для каждого лица, потерявшего на том или ином этапе жизни некоторые социальные навыки, связи, не получившего новых, необходимых для дальнейшего комфортного социального бытия умений и т. п.; узкое же сосредоточивает внимание на отдельной группе лиц. Особенно ярко это прослеживается в области права, ведь в случае правовой ресоциализации подразумеваются именно осужденные лица - как нуждающиеся в повторной интеграции в общество. Отметим, что их возвращение в социум должно происходить под влиянием уже других норм и на основе других представлений и ценностей, чем те, которые были усвоены ими ранее.

Понятие «правовая ресоциализация» производное от понятия «правовая социализация», поэтому определение данного термина поможет лучше понять саму суть ресо-циализации. По мнению О. Скакун, правовая социализация является взаимным правовым развитием общества и личности: с одной стороны, индивид приспосабливается к существующим нормативным правовым стандартам, а с другой, обладая широкой автономией в определении и выборе ценностей, он выбирает наиболее соответствующие его убеждениям модели поведения [1, с. 112]. Ученый А. Джужа определяет правовую социализацию как процесс накопления знаний о нормативной системе права с одновременным формированием такой системы ценностей, в которой сама нормативная система права воспринимается как ценность [2, с. 137].

Российские исследователи Ю. Кузнецов и И. Салмина выделяют три этапа правовой социализации: восприятие права через призму моральных требований как морального императива; восприятия нравственным сознанием норм права в виде закона; восприятие права как нравственной ценности [3]. Сбой на каждом этапе правовой социализации может стать причиной девиантного поведения индивида. И даже больше: в будущем именно это и может вызвать потребность правовой ресоциализации. Иными словами, ресоциализация имеет место тогда, когда социализация не была достаточно успешной, и по сути является коррекцией ее предварительных результатов.

Социальный психолог Э. Фромм в своих трудах определял ситуацию, при которой индивид желает действовать таким образом, которым он и должен действовать в соответствии с требованиями общества [4, с. 108], то есть когда внутренний императив и внешние требования поведения совпадают в действиях (или воздержании от действий) конкретного лица. Это и определяет успешность правовой социализации (ресоциализации). По Э. Фромму правовую социализацию можно охарактеризовать как замену правомерного поведения по принуждению на правомерное поведение по собственным убеждениям, изменение поведения с ситуационно правомерного на объективно правомерное.

В правовой плоскости разница между понятиями «со-циализиция» и «ресоциализация» состоит, по нашему мнению, прежде всего, в кругу нуждающихся ее субъектов: если правовая социализация является вынужденной потребностью каждого человека (ведь он существует в обществе, то есть в кругу определенных поведенческих стандартов), то ресоциализация необходима и предназначена для отдельного круга лиц с отклонениями в по-

ведении (девиантов).

Долгое время ресоциализация находилась преимущественно в сфере социальной реабилитации (образование, трудоустройство, спорт, организация досуга) и практически не регламентировалась правовыми нормами. На протяжении существования такой тенденции ресоциализация была достаточно «фрагментарной». Наличие же четкой правовой базы, регламентирующей ресоциализацию, позволяет определить ее цели, средства, компетенцию органов государственной власти, учреждений исполнения наказаний, позволяет планировать бюджет с учетом потребностей соответствующих институтов и т.п.

Анализ научных источников позволяет выделить три основных подхода к пониманию ресоциализации с функциональной точки зрения: как процесс, как цель и как деятельность.

В большинстве исследованных нами источников ре-социализация понимается именно как процесс. На наш взгляд, этот процесс является динамичным, а потому условно можно выделить две его стороны - внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную).

Под внутренним процессом целесообразно рассматривать внутренне обусловленную активную деятельность субъекта, которая выражается в осознании им некорректности, противоправности, общественной вредности и опасности поведения, в желании откорректировать собственное поведение, а также в сознательном исправлении, усвоении новых норм, ценностей, ролей, навыков, вместо устаревших или усвоенных не в полной мере, в повторном усвоении и совершенствовании социально желательных навыков и т. д (Ю. Волков, А. Кравченко, И. Мостовая, В. Анурин).

Внешний процесс заключается в совершении действий другими субъектами - государством (через соответствующие предприятия, организации, учреждения), общественными объединениями, социальными институциями и т. п. В этом случае индивид выступает объектом, на которого направляется ряд соответствующих мер воздействия.

Ученая Л. Каирбаева объясняет ресоциализацию как длительный процесс, в основе которого лежит комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у осужденного способности и готовности к включению в обычные условия жизни общества после освобождения [5].

Процесс ресоциализации имеет некоторую временную протяженность и включает несколько стадий. Именно наличие определенных этапов и конкретных действий на каждом из них свидетельствует в пользу понимания ресоциализации как процесса. Так, исследователь В. Трубников предлагает рассматривать понятие ресоциализации как процесс, состоящий из органически взаимосвязанных этапов, на которых различные субъекты осуществляют комплексное воздействие на лиц, совершивших преступление [6, с. 9]. Традиционно выделяют два основных этапа ресоциализации - пенитенциарный (во время отбывания наказания) и постпенитенциарный (адаптация после освобождения) (И. Богатирев, А. Джужа, А. Колб, Н. Стручков, С. Царюк, И. Шмаров, Л. Жук, Е. Неживец).

Как считает К. Тумаров, ресоциализация осужденных может рассматриваться как «процесс аккультурации, когда заключенные, впервые отбывающие наказание, вынуждены приспосабливаться к совершенно новой для них социокультурной среде пенитенциарного учреждения» [7, с. 10]. На наш взгляд, такая трактовка определяет лишь один из этапов ресоциализации, а именно пенитенциарный.

Р. Ващенко и В. Сулицкий под ресоциализацией предлагают понимать процесс исправления осужденного, формирование у него правопослушного поведения, стимулирования жизненной позиции, соответствующей

социальным нормам, на основе восстановления, сохранения и развития социально полезных качеств и связей и дальнейшей адаптации к самостоятельной жизни на свободе [8].

По мнению кандидата психологических наук Т. Силы, ресоциализация является сложным процессом с «этапами, комплексом мер, методиками и техниками целенаправленного воздействия (в плоскостях личности, группы, организации, общины, общества)», который рассматривается, с одной стороны, как теоретический концепт, а с другой - как сфера практической деятельности [9].

В юридических науках ресоциализация понимается как процесс повторного внедрения девианта (бывшего преступника, несовершеннолетнего правонарушителя, осужденного) в систему существующих в обществе представлений о ценностях.

Украинский законодатель сделал попытку объединить в одном определении признаки обеих сторон процесса ресоциализации. Так, в соответствии со ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса Украины, ресоциа-лизация есть сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества; возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе [10].

Особое место среди концепций понимания ресоциа-лизации занимает и та, в соответствии с которой ресоци-ализация рассматривается как основательное изменение, трансформация личности, осознанное видоизменение поведения, приобретение новой социальной идентичности (Э. Гидденс, Н. Смелзер, П. Бергер, Т. Лукман, Л. Орбан-Лембрик). Такая концепция имеет ярко выраженный социологический характер и, на наш взгляд, может считаться одним из проявлений внутренней стороны процесса ресоциализации, ведь, как отмечалось выше, внутренний процесс ресоциализации требует от индивида приложения усилий для достижения необходимого эффекта. Не вызывает сомнений, что такая трансформация происходит не только базируясь на желания индивида, но и в большой степени под влиянием институтов, задачей которых и есть возвращение деликвента в социум. Условием успешной ресоциализации является наличие социальной базы, на основе которой достигается приобретения правонарушителем новой социальной идентичности. Как отмечает Т. Сила, целенаправленное воздействие осуществляется на внутренние установки личности со стороны социальных институтов и отдельных индивидов в форме комплекса различных мер воздействия [9]. Таким образом взаимодействие между лицом и социальной средой является активной деятельностью и осуществляется через группы принадлежности, общественные институты и социальные нормы.

Некоторые исследователи обосновывают положение, согласно которому ресоциализация может быть не только способом достижения цели (коррекции поведения, приобретения лицом социально желательных черт), но и собственно целью (повторная интеграция в общество).

Как отмечает В. Москаленко, ресоциализация личности может быть целью деятельности общественных институтов, социальных групп, и «в случае несрабатывания традиционных агентов социализации помощь в ресоциализации должен осуществить работник социальной службы» [11].

В. Левочкин рассматривает ресоциализацию как цель исправления осужденного, формирование у него правопослушного поведения, стимулирования занять соответствующую социальным нормам жизненную позицию путем восстановления, сохранения и развития социально полезных качеств во время отбывания наказания и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы [12].

Как цель и результат ресоциализация «измеряется» своеобразными критериями, такими как, например, уровень сформированности определенных социально-пси-

Е. М. Лемищак гуманитарное

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ... направление

хологических характеристик [9].

Как отмечает ученый Н. Гуцуляк, ресоциализация является конечной целью применения уголовного наказания, предшествует которой процесс исправления лица [13]. Такого же мнения придерживается М. Рыбак, одновременно предлагая не разграничивать понятий «исправление» и «ресоциализация» [14, с. 30-32].

Отметим, что для обозначения исследуемого нами понятия в научной литературе используются различные термины: социальная адаптация, социальная реабилитация, ресоциализация, исправление, перевоспитание. Некоторые исследователи стремятся разграничить эти понятия, другие же напротив - доказать их сходство.

Кроме того, ряд ученых рассматривает ресоциализа-цию как деятельность (профессиональную и непрофессиональную). Ресоциализация является системой социально контролируемых процессов целенаправленного воздействия через комплекс государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения асоциальных установок, ценностных ориентаций правонарушителя, коррекции его противоправного поведения, что обеспечивает устойчивость социализации личности

[15].

Представители педагогического подхода видят суть ресоциализации в целенаправленной, комплексной, педагогически ориентированной системе воспитательного воздействия, направленной на преодоление в социально-неадаптированной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности [16].

По мнению Ю. Жулевой, ресоциализацию следует понимать как систему правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и других мер, которые осуществляются на различных этапах реализации уголовной ответственности с целью изменения асоциальных установок, системы ценностных ори-ентаций, коррекции противоправного поведения, предупреждение преступлений, создание нормальных условий для дальнейшей социализации [17, с. 10-11].

Анализ иностранных источников дает основания считать, что ресоциализация рассматривается в зарубежной практике в основном с позиции социологии и психологии - как процесс изменения сознания, чувств, формирование новой структуры поведения, системы ценностей, положительной Я-концепции, включения личности в общественно полезную деятельность.

Большинство государств Европейского Союза определяют ресоциализацию как совокупность мер, осуществляемых в течение исполнения наказаний, результатом которых является возможность осужденного адаптироваться к общепринятым стандартам поведения, а также дальнейшее его удержание от совершения противоправных действий. Важным аспектом ресоциализации есть не так принудительное отучения индивида от отрицательных навыков, как нейтрализация асоциальных установок на основе нового положительного социального опыта. Рядом с этим отмечается, что ресоциализация является базовой задачей исполнения наказания.

Ресоциализацию также рассматривают как совокупность мер коррекции социального поведения и социальной реабилитации осужденных, которая направлена на продвижение модели правомерного поведения, на создание информационного поля для осознания и принятия ими традиционных социальных ценностей и достижения целей наказания.

Так, в Германии в основе процесса ресоциализации лежит создание не столько идеальных условий для перевоспитания, сколько обычных условий для формирования полноценного законопослушного поведения в обществе в целом. В уголовном праве Германии существуют особые меры, которые по своей природе не являются наказаниями, но являются правовыми последствиями совершения правонарушения. Как отмечает Н. Иглина, такая система мер является одновременно и воплоще-20

нием идеи ресоциализации, и средствами превенции [18, с. 29-30].

Выводы и перспективы. Проанализировав некоторые из научных позиций, мы считаем, что расщепление понимания ресоциализации в различных научных парадигмах позволяет сделать вывод о том, что ресоциализация наиболее полно выражается через понимание ее как процесса. В то же время важно отметить, что для более полного понимания этого правового института исключительное значение имеет использование именно интеграционного подхода.

Подытоживая вышесказанное, категорию «ресоци-ализация» можно определить как коррекционный процесс, на каждом этапе которого соответствующими субъектами (учреждениями, организациями, предприятиями, общественными формированиями) осуществляются целенаправленные меры (организационно-правового, педагогического, психологического, медицинского характера) для возвращения девианта в систему выработанных обществом ценностей и/или привития ему морально-ценностных установок, что в итоге приводит к осознанной добровольной правопослушности и восстановлении в социуме как полноценной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Скакун О. Ф. Теорiя держави i права. К.: Алерта, ЦУЛ, 2011. 520 с.

2. Джужа О. М. Соцюлопя права. К.: Юршком1нтер, 2004. 266 с.

3. Кузнецов Ю. В. Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ. Том 13. № 2. 2010. С. 431-438

4. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Наука, 2006. 320 с.

5. Каирбаева Л. К. Проблемы ресоциализации осужденных // Материалы международной научно-практической конференции «Перспективные научные исследования» - 2010». София, 2010. С. 41-46.

6. Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков: Основа, 1990. 173 с.

7. Тумаров К. С. Ресоциализация осужденных в пенитенциарном учреждении в условиях современной России: автореф. дис. ... канд. социол. Наук 20.00.06. Ставрополь: СГУ, 2012. - 21 с.

8. Ващенко Р. В. Органiзацiйно-правовi питання ресоциализации засуджених // Проблеми пенггенщарно1 теори i практики: Щорiчний бюлетень Кшвського шституту внутршшх справ. К.: К1ВС, «МП Леся», 2003. № 8. С. 29-37.

9. Сила Т. I. М1ждисциплшарний змют поняття «ресоциализация» // Збiрник наукових праць 1нституту психологи iменi Г. С. Костюка НАПН Украши. Т.ХШ, част.1. К., 2011. С. 382-389

10. Кримшально-виконавчий кодекс Украши: Закон Украши вщ 11.07.2003 // Вщомосп Верховно1 Ради Украши. 2004. N 3-4. с. 21

11. Москаленко В. В. Теоретико-методолопчш засади оргашзаци сощально-психолопчних служб // Сощальна служба в Украшг сощально-психолопчш засади формування й ефективного функцюнування. Матерiали науково-практично1 конференций 12 травня 2005 року, м. Черкаси. К., 2005. С.7-13

12. Льовочшн В. А. Концептуальш питання рефор-мування кримшально-виконавчо1 системи // Проблеми пенггенщарно1 теори i практики: щорiчний бюлетень Кшвського шституту внутршшх справ. К.: К1ВС, «МП Леся», 2002. № 7. С. 3-12.

13. Гуцуляк М. Я. Основш засоби виправлення та ресоциализации засуджених до покарання у вцщ громадсь-ких роби // Науковий вюник Л^вського державного утверситету внутрштх справ. Серiя юридична. Збiрник наукових праць. Льв1в. ЛьвДУВС, 2009. Вип. 3. С. 305-311.

14. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов,

2001. 276 с.

15. Болгарские тюрьмы самые перенаселенные в ЕС // Сайт «Пенитенциарная инициатива» [электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.noomd-pi.org/

16. Самаркина И. В. Политическая ресоциализация как проблемное поле политической психологи // Политическая психология, культура и коммуникация. М., 2008. С. 42-49.

17. Жулева Ю. В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях (правовые и криминологические аспекты) : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Рязань : ИПиЭ МВД России, 2000. 24 с.

18. Совершенствование организации процесса ресо-циализации несовершеннолетних правонарушителей: Сборник статей. Архангельск, 2010. 162 с.

INTEGRATIVE APPROACH TO THE DEFINITION OF RE-SOCIALIZATION

© 2014

К. М. Lemishchak, Postgraduate of «Theory and History of State and Law» Lesya Ukrainka Eastern European National University, Luck (Ukraine)

Annotation: A need of re-integration into a society convicted people is one of the penal policy priorities all over the world. Efficiency of reaching this goal is tightly connected with the category of resocialization. The best way to realize this task is to conduct research using the integrational approach.

Keywords: penal policy, legal socialization, re-socialization, concept, approach, process, purpose, activity, social adaptation, individual, deviant.

УДК 81'272

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

© 2014

Е.А. Нелюбина, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» М.В. Амитрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ю.В. Гусарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Пензенский государственный технологический университет, Пенза (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются особенности Интернет-дискурса. Среди особенностей выделяются имитация реального общения с помощью знаков: использование смайлов, эмограмм, ников, аватаров, акронимов, применение большого количества аббревиатур.

Ключевые слова: Интернет-дискурс, невербальное общение, аватары, ники, акронимы, эмограммы, смайлы, устно-письменный стиль, аббревиация, имитация эмоций.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В конце 20 века в жизнь практически каждого члена общества вошли информационные технологии. В связи с повсеместной доступностью сети Интернет, многие люди стали больше проводить времени в виртуальных социальных сетях, по сравнению с реальным общением. Причин такого перехода из реального мира в виртуальный можно привести несколько. Во-первых, острый дефицит времени для реальных встреч, во-вторых, простота и необязательность общения в виртуальных социальных сетях, в-третьих, возможность анонимного общения. Существует мнение, что поведение человека в реальном мире мало отличается от поведения пользователя виртуального пространства. Мы считаем такое мнение ошибочным. Несмотря на многие сходства общения в реальном и виртуальном мирах, существует самое главное отличие - отсутствие непосредственного контакта, которое оказывает огромное влияние на проявление специфики виртуальной среды. Рост межличностных контактов в условиях виртуальной социальной среды привел к возникновению особого вида дискурса - Интернет-дискурса и, соответственно, особого языка Интернет-общения. Проблеме изучения языковых особенностей Интернет-взаимодействия посвящены работы таких ученых как: Бочаровой Т.А. [1], Ивановой Т.С. [2], Сон Л.П. [3], Куликовой А.В. [4], Ахреновой Н.А. [5], Какориной Е.В. [6] и многих других.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последнее время проблем проблема изучения языковых особенностей Интернет-общения все больше привлекает внимание учених. Большое влияние на анализ данной проблемы оказали научные труды Аксеновой М. Е. [7], Петрановской Л. Г. [7], Кронгауз М. А. [8], Кучникова Т.В. [9], Лысенко С.А. [10] и других ученых. Однако многие вопросы, связанные с языковыми особенностями

Интернет-дискурса, остаются не изученными или изучены не полностью. Это связано, прежде всего, со стремительным развитием самого дискурсивного компонента. Под дискурсивным компонентом мы будем понимать вербальное общение, которое характерно для ситуации общения в виртуальной среде.

На наш взгляд недостаточно изученными являются причины возникновения тех или иных языковых особенностей Интернет-дискурса, а также влияние лингвистических особенностей общения в виртуальной среде на результат этого общения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашей статьи является раскрытие основных языковых особенностей Интернет-дискурса и причин, повлекших их возникновение.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания) [11] является одной из особенностей общения в условиях виртуального общения.

В реальной жизни общение происходит с помощью вербальных и невербальных средств. В сети Интернет собеседники лишены возможности видеть (за исключением общения через систему Skype), слышать, касаться друг друга, т.е. не имеют невербальных средств общения. В процессе виртуального общения теряют свое значение невербальные средства. Возникает состояние эмоциональной депривации.

Однако нельзя сказать, чтобы вербальное, т.е. языковое, общение в сети Интернет абсолютно безэмоционально. Специфика виртуальной среды заключается в имитации эмоционального состояния участников общения, проявляющейся в дискурсивном компоненте.

Дискурсивный компонент, по нашему мнению, - это вербальное взаимодействие, которое характерно для си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.