2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Сер. 6. Вып. 1 (№6)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Е. Б. Павлова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ: основные этапы и характеристики
Идеи о создании различных союзов, объединений, федераций начали появляться в государствах Северной и Южной Америки еще во время войны за независимость. Здесь мы можем вспомнить как монархические идеи Сан Мартина и либеральные Боливара, так и панамериканизм Монро и Адамса. Однако в то время ни одна из этих идей не смогла объединить слишком разное население двух континентов, и следующий всплеск интеграционных планов последовал лишь в 1950-х годах, одновременно с началом европейской интеграции. Именно в это время в регионе начали возникать различные образования интеграционного характера, и этот процесс продолжался до конца 1980-х. За это время был подписан Пакт Рио-де-Жанейро, образованы Андская группа, Карибское сообщество и Карибский Общий рынок, Организация американских государств и другие объединения.
Однако начало экономической интеграции в регионе прежде всего связано с идеей образования центральноамериканского общего рынка в 1960-х годах. Экономическая интеграция государств Центральной Америки берет свое начало в двусторонних договорах пяти центральноамериканских государств и создании в 1951 г. комитета по экономическому сотрудничеству стран региона, который начал свою работу в 1952 г. Основными целями комитета были исследование возможностей сотрудничества цетральноаме-риканских государств в таких областях, как транспорт, электрификация, объединение таможенных номенклатур, общая торговая политика, а также разработка проекта многостороннего договора о зоне свободной торговли. В результате работы этого комитета в декабре 1960 г. в Никарагуа был подписан Общий договор центральноамериканской экономической интеграции, который институционализировал центральноамериканский общий рынок, центральноамериканский Банк Интеграции и Секретариат центральноамериканской экономической интеграции. Позже, в 1962 г., при подписании Хартии Организации центральноамериканских государств подчеркивалось, что именно эти шаги призваны вести Центральную Америку к экономической и политической интеграции. Проекты были подписаны с целью объединения таможенных тарифов и установления зоны свободной торговли, а также для того, чтобы обеспечить внутреннее экономическое развитие и индустриализацию. В принципе эта программа оказалась достаточно успешной, и большая часть поставленных в ней задач была решена. Так, прирост внутрирегиональной торговли был значителен, объем торговли вырос с 30 млн долл. в 1960 г. до 300 млн долл. в 1970 г. Этот период можно охарактеризовать как крайне удач-
@ Е. Б. Павлова, 2003
ный в историй центральноамериканской интеграции. Но присутствовали и негативные характеристики, прежде всего имела место неравномерность распределения доходов. Свою роль сыграли также возросший государственный долг государств-участников и низкие цены в мире на продукцию, экспортируемую странами Центральной Америки.
Критической точкой разрушения этой системы послужил разрыв отношений между Сальвадором и Гондурасом в 1969 г. В 1969-1970-е годы были предприняты попытки восстановления процесса центральноамериканской интеграции, но консенсус так и не был достигнут. А в 1970 г. Гондурас заявил о своем выходе из системы, мотивируя это негативными последствиями центральноамериканской интеграции для национальной экономики страны. Ситуация в регионе осложнилась, был создан Комитет по совершенствованию работы Центральноамериканского общего рынка, который выработал проект создания Экономического и социального сообщества Центральной Америки, не получивший впоследствии никакой правительственной поддержки. Проблемы 1980-х годов также не могли благоприятно отразиться на интеграционном процессе в регионе: снижение цен на сельскохозяйственную продукцию и повышение цен на нефть снизили экспорт Центральной Америки как в цене, так и в объеме. Это послужило причиной роста внешнего долга стран региона и снизило приток инвестиций. Когда возникли военные конфликты между Сальвадором и Никарагуа, правительства государств Центральной Америки стали гораздо больше беспокоиться о национальных интересах, чем о продолжении интеграции. Прежде чем двигаться дальше, Центральной Америке было необходимо решить внутренние и внешние политические проблемы.
Однако с начала 1990-х годов, с вступлением мирового сообщества в эпоху глобализации, Центральная Америка начинает адаптироваться к новым ориентирам мировой экономики. Важными факторами стали и растущие проблемы в экономической и социальной жизни региона. Социальное неравенство, давление внешнего долга, бедность, недостаток социальных реформ заставляют государства Центральной Америки задуматься об их перспективах в процессе глобализации, о собственной стратегии в новых экономических условиях'. Начало новому интеграционному процессу в регионе было положено президентскими саммитами начала 1990-х годов. В течение этих саммитов были изучены новые формы возможного сближения государств региона, причем учитывались как политические, так и юридические особенности стран, обсуждены новые стратегии объединения государств в единое политическое и экономическое сообщество.
На 11-м саммите президентов государств Центральной Америки 13 декабря 1991 г. было достигнуто соглашение о создании Центральноамериканской Системы Интеграции (ЦАС). Договор подписали президенты Гондураса, Гватемалы, Никарагуа, Коста-Рики, Сальвадора и Панамы. Основной целью ЦАС было провозглашено превращение Центральной Америки в регион мира, свободы, демократии и развития. Договор вошел в силу 23 июля 1993 г. НоЬая инициатива отличалась от ей предшествующих прежде всего наличием политических целей, поиском варианта консолидации не только в области экономики, но и в политике, системе безопасности, культуре, решении социальных проблем. В этом проекте центральноамериканской интеграции важную роль играют межправительственное органы, тогда как существующий Центральноамериканский Парламент в основном занимается анализом и разработкой проблем для передачи их в вышестоящие органы. Все решения принимаются единогласно, что существенно отличает это образование от Европейского Союза. Эта важнейшая характеристика — отсутствие надгосударственного органа управления — указывает на то, что интеграционный процесс находится еще на начальной стадии. Нужно отметить, что во всех остальных интеграционных объединениях Южной и Центральной Америки существует
такая же система принятия решений, что в значительной степени тормозит интеграционные процессы. Интересен факт, что Международный Суд Центральной Америки был создан еще в 1907 г. и в 1962 г. возрожден. Однако, не обладая никакими реальными полномочиями, он был скорее органом номинальным, чем практическим. Новый интеграционный проект начала 1990-х также внес свои изменения в статут Суда.
Пример интеграционных объединений в Центральной Америке, на наш взгляд, является достаточно показательным для этого региона. Большинство интеграционных объединений, существовавших в регионе, развивались также нерегулярно, и основной причиной этого были, безусловно, внутригосударственные проблемы, связанные с военными диктатурами. Немаловажным фактором было и недостаточное внимание других держав к региону, и прежде всего Соединенных Штатов Америки, поглощенных «холодной войной» и рассматривавших все события в мире лишь сквозь призму противостояния коммунистическому блоку. Взаимоотношения США с Кубой являются ярким тому примером. Вмешательство США в различные внутренние проблемы в Латинской Америке отнюдь не способствовало укреплению доверия между государствами Северной и Южной Америки. И именно этот факт сейчас во многом мешает реализации плана США о создании Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ).
Развитие интеграционных процессов в настоящее время связано с наступлением демократического этапа в политике большинства стран Латинской Америки, периода, когда руководители многих стран региона осознают необходимость совместных усилий для преодоления накопившихся проблем. Уже нет возможности продолжать застарелое соперничество, и государства начинают искать пути возможного сближения. Так, примерно с 1986 г. путем подписания договоров и соглашений начался интеграционный процесс между давними конкурентами — Бразилией и Аргентиной, что уже нашло свое отражение в экономическом проекте «Меркосур». Этот экономический проект начал свое существование в январе 1995 г. как зона свободной торговли и таможенный союз. Но успехи «Меркосур» не ограничились созданием зоны свободной торговли между четырьмя латиноамериканскими странами. Буквально за несколько лет «Меркосур» превратился во второй по значимости таможенный союз мира, контактирующий с большим количеством других государств как в Латинской Америке, так и за ее пределами. Сегодня «Меркосур» уже не ограничивается только экономическими проектами, существует межгосударственное сотрудничество и в области политики, вооруженных сил, в образовании и т. д. Популярность этого блока достаточно велика, несмотря на серьезные финансовые кризисы в государствах, занятых в проекте «Меркосур» — в Бразилии и в Аргентине. Так, например, на «Меркосур» приходится 34,3% экспорта Боливии, связанной договором об ассоциации, что же касается экспорта Боливии в страны Анд-ской группы, то он не превышает 10%. Интересной особенностью этого блока является стремление поддерживать экономические отношения прежде всего с Европейским союзом, а не с Соединенными Штатами. Например, в 1996 г. экспорт государств — членов «Меркосур» в ЕС составил 23,4%, а в США —14,6%, импорт ЕС в страны —члены «Меркосур»—29,1%, а импорт США-23,1%1.
Нужно отметить, что в последнее время и США и Европейский Союз проявляют все больший интерес к Латинской Америке. Существуют два важных саммита — Саммит руководителей правительств Латинской Америки — Европейского Союза и Саммит Америк. Саммит Латинская Америка — Европейский Союз был институционализирован недавно, в 1999 г., до этого момента основную роль посредника во взаимоотношениях Латинской Америки с Европой выполняли Иберо-американские Саммиты, которые были созданы по инициативе Испании. Именно эти встречи гарантировали связь между
регионами. На наш взгляд, Саммит Латинская Америка — Европейский союз появился в основном как противовес планам Соединенных Штатов по созданию Межамериканской зоны свободной торговли, выдвинутой на Саммите Америк. Этот проект, согласно планам США, должен начать действовать с 2005 г., однако сегодняшнее состояние переговоров заставляет усомниться в реальности этих сроков. Существующее объединение НАФТА, куда входит лишь одно латиноамериканское государство, также не служит примером равноправных взаимоотношений между государствами этого блока. Торговые отношения между государствами-членами слишком неравны. Так, товарооборот США на рынках Канады и Мексики составляет около 70% от общего объема рынка в этих странах, в то время как доля Канады на американском рынке равна 20%, а Мексики— 10%. Но экономические отношения между Канадой и Мексикой можно назвать практически несуществующими, например поток канадских инвестиций в Мексику равен всего 1% от всех иностранных вложений в эту страну2.
Такие неравномерно развивающиеся отношения, конечно, не могут не беспокоить кандидатов на вступление в МАЗСТ, и больше всех опасений высказывает Бразилия, которая выступает за создание зоны свободной торговли Южной Америки. Для Бразилии—ведущей страны блока «Меркосур» крайне важно не потерять своего лидирующего положения в регионе. Как пишет испанский журналист Гийермо Медина, «Бразилия пытается определить и создать условия такого типа... которые позволили бы ей сохранять внешнюю и внутреннюю жизнеспособность и как можно большую степень автономии в условиях глобализации»3. МАЗСТ не отвечает этим требованиям Бразилии, поскольку прежде всего ограничит роль регионального лидера, на которую претендует страна. Поэтому Бразилия продолжает выступать с резкой критикой проекта. Так, Сержиу Амарал — бразильский министр развития, промышленности и торговли выразил сомнение в том, что «МАЗСТ принесет с собой подлинное партнерство в интересах совместного процветания, а не просто краткосрочные выгоды и однобокий подход к региональной торговле»4. Поддерживают бразильское руководство и другие страны Латинской Америки, и прежде всего Аргентина и Венесуэла. Причем если Бразилия и Аргентина в основном обращают внимание на экономическую сторону вопроса, то Венесуэла опасается слишком сильного политического влияния США.
В своих выступлениях Бразилия ссылается на уже реализованные интеграционные проекты в Латинской Америке: прежде всего это Группа Рио, занимающаяся политическими и дипломатическими проблемами региона, и Латиноамериканская Экономическая Система. Существование этих организаций доказывает способность государств Латинской Америки создавать различные объединения интеграционного характера без вмешательства такого государства, как США, политика которого подчас носит несколько интервенционистский характер.
Кроме вышеуказанных объединений, важную роль в процессах интеграции Латинской Америки играет система Андской интеграции, созданная в 1969 г. и обновленная в 1990 г. Основное направление деятельности этой системы — углубление процесса экономической интеграции между государствами-членами. Андская группа, как и «Меркосур», принадлежит к общему региональному проекту под названием Латиноамериканская Интеграционная Ассоциация. Эта организация была создана в 1980 г., и основной ее целью является координация существующих схем регионального развития для дальнейшего углубления процесса интеграции. Как уже было сказано, одним из крупнейших проектов этой ассоциации является «Меркосур», другим, чуть менее влиятельным, — Группа Трех (Колумбия, Мексика, Венесуэла).
Таким образом, на сегодняшний момент мы можем отметить факт существования
достаточно большого количества интеграционных объединений в Латинской Америке, цели которых соответствуют основным принципам развития современного мирового сообщества. И если в начале развития интеграционных процессов в Южной и Центральной Америке особое внимание уделялось лишь экономической стороне проблемы, то сегодня программы интеграционных объединений уже включают в себя защиту демократии, прав человека, внутрирегиональное содействие и сотрудничество в вопросах развития, совместный поиск решения внутригосударственных проблем и укрепление взаимоотношений с другими регионами мира. Безусловно, одной из важнейших проблем на пути к углублению интеграции является гетерогенность латиноамериканского сообщества, и это во многом затрудняет наличие консенсуса в некоторых областях. Неоднозначное отношение вызывает и очевидное стремление США к гегемонии. Нужно заметить, что проект МАЗСТ не только послужил причиной оживления политики Европейского Союза по отношению к Латинской Америке, но и заставил многие латиноамериканские государства задуматься о перспективах их собственных уже существующих интеграционных объединений. Возможно, употребление термина «экономическая колонизация», используемого российской прессой, есть некоторое преувеличение5, но факт, что этот проект побудил латиноамериканские правительства обратить внимание на состояние интеграционных процессов в регионе, по нашему мнению, бесспорен. Положение периферийных не устраивает такие страны, как Бразилия и Аргентина, которые приложили много усилий для создания интеграционных блоков в Латинской Америке. Вместе с тем это противостояние Соединенным Штатам наталкивается и на бразильскую, и на аргентинскую реальность, на последствия двух тяжелейших кризисов, которые значительно ослабили влияние «Меркосур» в регионе, и если Бразилия уже немного оправилась от экономического потрясения, то положение Аргентины продолжает оставаться катастрофическим. Причиной этому служит как экономическая нестабильность, так и отсутствие внутреннего согласия в правительственных кругах. Позиция лидера Бразилии также несколько сомнительна, так как это единственная португалоязычная страна на континенте, которая к тому же долгое время дистанцировалась от своих соседей, затем конкурировала с ними и лишь недавно стала следовать политике сотрудничества в регис >е. Таким образом, вряд ли МАЗСТ сможет начать функционировать в 2005 г., но это рано или поздно произойдет. Европейский Союз не в состоянии конкурировать с рынком США, таким привлекательным для стран Латинской Америки, интеграционные же объединения недостаточно сильны для противостояния такой мощной державе. Сложно сказать, как повлияет создание этого крупнейшего интеграционного объединения на ситуацию в Южной и Центральной Америке, но, безусловно, новый блок будет в состоянии оказать серьезную поддержку развивающимся странам региона.
Как отмечает журнал «Foreign Affairs», «именно в Америке, а не в Европе было впервые провозглашено такое понятие, как „континентальное сознание", и было высказано пожелание интегрировать нации в единое сообщество. И именно на американском континенте в XIX в. был созван первый международный конгресс с целью создания блока, сильного не только политически, но и экономически»6. Однако сейчас ситуация изменилась. Несмотря на то что в Центральной и Южной Америке существуют достаточно сильные тенденции к интеграции, образованные в регионе объединения не отличаются жизнеспособностью. В течение долгого времени интеграционные процессы были в состоянии застоя по причине наличия большого числа авторитарных структур в государствах региона. Сегодня же основные причины этой ситуации — сложное экономическое положение большинства стран и нестабильность внутриполитической
обстановки. Единственным государством, способным сплотить оба континента, остаются Соединенные Штаты Америки, и какие бы серьезные противоречия ни стояли на пути экономической интеграции государств Северной и Южной Америки, создание Межамериканской зоны свободной торговли будет завершено. В Южной и Центральной Америке просто не существует сейчас государств, способных помешать развитию этого процесса. Между тем этот проект подразумевает лишь экономическую интеграцию, возможности политического интегрирования пока остаются неопределенными, хотя этот проект, безусловно, будет иметь в мире и важнейшее политической значение.
Summary
The article is a review of the main stages and the current state of integration development in Central and South America. Key factors determining the nature of Latin American integration are analyzed. It is concluded that the process of economic unification will continue in the future under the strong US influence.
1 Laroche J. Politique international Paris. 2000. Lrbrairie Generale de Droit et de Jurisprudence, E.J.A. P.252.
2 Ibid. P. 237-238.
3 Medina G. America Latina, estrategias en conflicto. Política Exterior. Vol. XV. ENERO/FEBRERO 2001. N79. P. 164.
4 Хачатуров К. Латиноамериканская окраина PAX AMERICANA // Независимая газета. 2002. 27 мая.
5 Котрелев Ф. Южная Америка против Северной // Коммерсантъ. 2002. 7 окт.
6 Bacaria Colom J., Sberro S. La integración de America Latina. Entre la referencia europea y el modelo estadounidense. Foreign Affairs en español. Verano. 2002.
Статья поступила в редакцию 16 октября 2002 г.