Эволюция концепции формирования общерегиональной зоны свободной торговли в Латинской Америке
Г.М. Костюнина
Доктор экономических наук, профессор Московский государственный институт международных отношений
(Университет) МИД РФ
НК. Пронина
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
Латинская Америка является самым динамично интегрирующимся регионом развивающегося мира, а Южноамериканский общий рынок, или Меркосур и формирующийся Союз южноамериканских наций входят в первую «пятерку» интеграционных объединений мира по экономическому потенциалу. По данным Организации американских государств (ОАГ), в Латинской Америке действуют: четыре таможенных союза - Меркосур, Андское Сообщество, КАРИКОМ, Центральноамериканская система интеграции; восемнадцать зон свободной торговли как многостороннего, так и двустороннего формата, в том числе между Меркосур и Андским Сообществом; одно рамочное соглашение между Меркосур и Мексикой1.
Начало процессу формирования общерегиональной зоны свободной торговли было положено в 1826 г., когда на встрече в Панаме известный лидер движения за независимость Латинской Америки Симон Боливар призвал к политической интеграции в Латинской Америке. Но первый этап начался спустя 130 лет, в 1959 г. когда была разработана концепция создания общего южноамериканского рынка, воплотившаяся в Латиноамериканской зоне свободной торговле, переименованной впоследствии в Латиноамериканскую ассоциацию
интеграции (ЛАИ). Она включила Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Из-за объективных экономических и политических причин зона свободной торговли так и не была создана, а были подписаны многочисленные, в основном двустороннего плана, соглашения о зонах преференциальной торговли, которые сохраняют свою силу и сейчас.
Следующим, вторым этапом можно считать 1989-2004 гг., в рамках которого были выдвинуты несколько инициатив. В 1989 г. в США был разработан План Американская инициатива (Enterprise for the Americas Initiative, EAI) по формированию зоны свободной торговли в Западном полушарии к 2000 г. Инициатива преследовала как экономические, так и политические цели, в том числе либерализацию торговли и инвестиций, повышение уровня экономического развития региона, рост благосостояния населения, повышение роли США в экономике и политике Западного полушария. Но из-за подписания соглашения НАФТА проект был отложен до 2005 г.
В 1993 г. Бразилия предложила проект Южноамериканской зоны свободной торговли, САФТА (South American Free Trade Area, SAFTA) в целях объединения стран Южной Америки, а также Центральной Америки и
Карибского бассейна, активизации и расширения интеграционных процессов в Латинской Америке. Предлагалось сначала сформировать зону свободной торговли между двумя основными интеграционными объединениями в Южной Америке - Меркосур и Андским Сообществом, в дальнейшем между Меркосур и Центральноамериканским общим рынком, между Меркосур и КАРИКОМ.
Подобный подход получил название концепции «плавательного бассейна», когда главное интеграционное объединение Латинской Америки - Меркосур служит ярким примером успешной реализации интеграционных планов, оказывая демонстрационный эффект на другие интеграционные объединения, содействуя стабильности экономик стран Латинской Америки при их интеграции в североамериканскую экономику. В перспективе намечалось объединить САФТА и НАФТА в единую зону свободной торговли для Америк.
После подписания соглашения НАФТА план США претерпел изменения, и вместо Инициативы для Америки появился проект Всеамериканской зоны свободной торговли, ФТАА (Free Trade Area For Americas, FTAA). В 1994г. в Майами, США состоялся 1 Всеамериканский саммит с участием глав государств 34 стран Западного полушария. В США подчеркивалась важность данного интеграционного проекта для экономического развития стран Латинской Америки, а в качестве примера приводилась Мексика как член НАФТА, экономика которой демонстрировала высокие темпы роста, а также существенно возрос объем и темпы роста торговых и инвестиционных связей Мексики с США.
Основные направления формирования ФТАА были определены как: (1) снижение таможенных пошлин; (2) проведение общей инвестиционной политики при минимальных исключениях из национального режима; (3) либерализация взаимной торговли услугами; (4) формирование общерегионального рынка государственных закупок; (5) гарантирование не-дискриминации, свободной конкуренции, прозрачности, равенства.2
Проект по ФТАА был подготовлен к Ш саммиту в Квебеке. В нем выделены 9 основных направлений интеграции: сельское хозяйство, государственные закупки, инвестиции,
доступ на рынки, субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины, разрешение споров, услуги, защита прав интеллектуальной собственности, конкурентная политика.
Ожидалось подписание соглашения ФТАА в 2005 г. на саммите в Мар-дель-Плата, Аргентина. Но соглашение не было подписано из-за оппозиции со стороны ряда развивающихся стран: Венесуэлы, Бразилии, Аргентины и др. Главной причиной стало расхождение позиций США и Бразилии по проблеме торговой либерализации. США отказались обсуждать вопросы субсидирования сельскохозяйственного экспорта (что важно для латиноамериканских стран), предложив передать их на рассмотрение в рамках ВТО. Бразилия в ответ предложила аналогичные меры в отношении защиты прав интеллектуальной собственности, существенные в свою очередь для американских компаний. В итоге в ходе саммита в Мар-дель-Плата страны Западного полушария так и не смогли прийти к общему решению в отношении ФТАА. 26 стран из 34, принявших участие в нем, договорились продолжить переговоры по ФТАА, а 8, главным образом государства Меркосур, отказались от дальнейшего участия.
По мнению многих аналитиков стран Латинской Америки, проект ФТАА изжил себя, так как его главной доминантой стали политические и геополитические вопросы, для решения которых предлагался экономический инструмент, а именно: облегчить допуск товаров, услуг, капиталов и компаний стран Латинской Америки на рынок США.3
В качестве примера, подтверждающего этот факт, можно привести позицию Бразилии. Правительство страны предлагало включить в проект ФТАА более действенные нормы по формированию зоны свободной торговли, как это и характерно для общемировой практики. Их суть: (1) ликвидация таможенных пошлин (в проекте предусматривалось постепенное снижение ставок пошлин); (2) пересчет специфических пошлин в адвалорные с последующей ликвидацией (вопрос не включен в проект); (3) облегчение допуска на рынки на основе постепенной либерализации всех нетарифных ограничений (в проекте ФТАА данный вопрос не упоминался); (4) ликвидация экспортных субсидий; (5) гармонизация норм введения защитных мер (антидемпинговых, компенсационных пошлин).
Негативную роль сыграли и трагические события в Нью-Йорке 11 сентября, когда резко возросло значение сохранения безопасности, снизилась важность либерализации американского рынка. В складывавшихся на тот момент условиях интерес к подписанию соглашения о Всеамериканской зоне свободной торговли резко сократился и в Латинской Америке, и в США.
Параллельно с 2000 г. в Латинской Америке стала дискутироваться идея Бразилии о формировании Южноамериканской зоны свободной торговли. В 2000 г. состоялся первый саммит президентов 12 стран Южной Америки - Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора, на котором были приняты следующие решения:
0 На совместной основе содействовать сохранению стабильности, демократии, соблюдению прав человека и свободы в регионе;
0 Сформировать зону свободной торговли в рамках двух основных интеграционных объединения - Меркосур и Андского Сообщества с включением Гайаны и Суринама.
0 Разработать общерегиональные и национальные проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры в Южной Америке при финансовой поддержке Межамериканского банка развития и других региональных структур.
0 Сформировать комитет по противодействию отмыванию незаконных доходов, коррупции, организованной преступности в финансовой сфере.
0 Создать региональный фонд стимулирования сферы науки и технологий.
Спустя два года, на очередном саммите в Эквадоре был принят Консенсус - документ, в котором признана важность углубления экономической взаимозависимости стран, поиска путей решения проблем, представляющих общий интерес (в качестве таковых были названы инфраструктурные проекты в сферах энергетики и транспорта).
В 2004 г. на третьем по счету саммите президентов стран Южной Америки было принято решение о формировании Южноамериканского сообщества наций (South American Community of Nations, SACN) в составе 12 стран, входящих в Меркосур и Андское сооб-
щество, а также Суринама, Чили, Гайаны. Наблюдателями стали Мексика и Панама.4 Из числа стран и территорий Южной Америки не вошли только т.н. заморские территории Франции (Французская Гайана) и Великобритании (Фолклендские острова, Ю. Джорджия, Ю. Сандвические острова). Данная инициатива о создании Южноамериканского сообщества наций положила начало современному, третьему этапу эволюции концепции формирования общерегиональной зоны свободной торговли в Южной Америке.
Стратегическая цель Сообщества определена в Декларации Куско - формирование Южноамериканского Сообщества наций в составе 12 стран, а в перспективе и всех стран Южной Америки на основе экономического союза к 2019 г. по европейской модели с введением общей валюты, общего парламента и единого паспорта. В качестве промежуточного этапа намечено создать зону свободной торговли на основе ликвидации таможенных пошлин на нечувствительную продукцию к 2014 г. и на чувствительную продукцию к 2019 г.
В Декларации Куско определены направления формирования интеграционного пространства между странами Южной Америки:
0 Координация политики и дипломатических усилий по укреплению региона как динамичного и важного фактора глобальной внешней политики;
0 Углубление экономической взаимозависимости между странами Меркосур, Андского Сообщества и Чили на основе создания зоны свободной торговли, присоединение к данной инициативе Суринама и Гайаны;
0 Реализация инвестиционных проектов в сфере энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Инструменты: обмен накопленным опытом, создание инновационных и финансовых механизмов;
0 Координация политики по развитию сельского хозяйства, переработке сельскохозяйственной продукции;
0 Передача технологии, активизация сотрудничества в сферах науки, образования, культуры;
0 Усиление экономической взаимозависимости между предприятиями и гражданским обществом.5
Концепция Сообщества исходит из известной идеи С.Боливара, выступавшего за объединение стран Южной Америки на основе федерации народов в целях роста благосостояния и сохранения безопасности. В Декларации Куско намечено также принять меры по сокращению бедности и нестабильности.
Начальным этапом формирования общерегионального интеграционного объединения в Южной Америке стало подписание соглашения о зоне свободной торговли между Меркосур и Андским Сообществом в 1999г.. Намечено постепенно ликвидировать таможенные пошлины во взаимной торговле, сократить ограничения во взаимных инвестициях, расширить сотрудничество в сфере технологий. В качестве одного из инструментов достижения поставленных целей определено ассоциированное членство стран Меркосур в Андском Сообществе и стран Андского Сообщества - в Меркосур. Действительно, четыре страны АС - Колумбия, Перу, Боливия и Эквадор стали ассоциированными членами Меркосур, а пять стран Меркосур - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай и Венесуэла - ассоциированными членами Андского Сообщества.
Следующим шагом стало подписание Рамочного соглашения между АС и Центральноамериканской системой интеграции (прежнее название - Центральноамериканский общий рынок) в 2004 г. по сближению двух интеграционных объединений по трем ключевым направлениям: создание механизма политического диалога; проведение переговоров по соглашению о зоне свободной торговли; участие стран АС в реализации плана Пуэбла-Панама.
На первой встрече президентов стран Южной Америки в 2005 г. в Кочабамбе, Боливия принята Инициатива по интеграции региональной инфраструктуры стран Южной Америки (Initiative for the Integration of the Regional Infrastructure, IIRSA). Главная цель
- укрепление экономической взаимозависимости между тремя прибрежными регионами -Карибским бассейном, Атлантикой и Тихим океаном, их связывание с внутриконтиненталь-ными регионами.6
Создан Технический координационный комитет в составе представителей МАБР, Андской корпорации развития и Финансового фонда развития бассейна реки Ла-Плата. В каче-
стве приоритетных направлений реализации Инициативы названы транспорт, энергетика и телекоммуникационные услуги. Всего разработано 162 проекта в указанных трех направлениях. Из их числа можно выделить: строительство транспортной развязки между Бразилией, Гайаной, Суринамом и Венесуэлой; создание мультимодальной транспортной сети, связывающей страны бассейна реки Амазонка с Ат -лантическим океаном и Тихим океаном. Эти и другие инвестиционные проекты призваны соединить транспортными развязками и путями страны региона, открыть их и сделать страны Карибского бассейна своеобразным мостом между севером и югом, между западом и востоком континента. Строительство первого транспортного коридора в регионе началось в 2005 г. между Перу и Бразилией и должно быть завершено к 2009 г. В итоге вопросы торговой либерализации отошли на второй план, уступив пальму первенства реализации инфраструктурных проектов, а также проблеме безопасности и координации внешней политики.
На встрече 2005 г. была подписана также Декларация президентов и Программа действий, в которой подчеркивается политический приоритет рассматриваемого интеграционного объединения, его сущность определена как достижения политического понимания, социальной и экономической интеграции. В экономической сфере цели Сообщества включают конвергенцию экономик стран Южной Америки ради формирования Южноамериканской зоны свободной торговли на ускоренной основе, ради экономического роста стран, сокращения дифференциации между ними, улучшения условий жизни населения, создания новых рабочих мест, более справедливого распределения доходов и социальных преимуществ среди разных слоев населения. Также предусмотрено проведение переговоров по безвизовому режиму и идентификационным документам для поездок граждан стран-членов в качестве туристов; проводить координацию программ содействия торговле и инвестиционным проектам; обмениваться опытом по содействию торговле, развитию производственных сетей, интеграции приграничных регионов; разработать приоритетные проекты в сферах транспорта, энергетики и коммуникаций на основе сложившегося двустороннего, субрегионального и регионального опыта.
На встрече президентов стран Южной Америки в 2006 г. были приняты новые инициативы в деле формирования общерегионального интеграционного пространства. Из их числа следует выделить облегчение визового режима, когда граждане стран-членов, прибывающие на срок до 90 дней в другую страну-учас-тницу, вправе предоставить только идентификационную карту, с начала 2007 г. отменен визовый режим для туристов стран-членов.
В апреле 2007 г. состоялась встреча президентов стран Южной Америки на о. Маргарита, Венесуэла. Первоначальная концепция формирования Южноамериканского сообщества наций была трансформирована в идею создания Союза Южноамериканских наций, ЮНАСУР (Union of South American Nations, UNASUR). Главная причина - изменение подхода к процессу интеграции в Южной Америке. Если в рамках Сообщества основной акцент был сделан на экономическую интеграцию и создание экономического союза по европейской модели, то в рамках Союза акцент сместился на политическое сотрудничество, отодвинув на второй план экономические вопросы.
На данной встрече решено создать кредитный институт - Банк Юга (Banco del Sur) учредителями которого стали Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай, Эквадор. Совокупный капитал равен 7 млрд долл., в том числе самый крупный вклад сделали Венесуэла (3 млрд долл.) и Бразилия (2 млрд долл.).7 Банк находится в Каракасе и имеет представительства в двух странах -Аргентине (Буэнос-Айрес) и в Боливии (Ла Пас).
Цель Банка - финансирование проектов экономического развития стран-членов по повышению уровня конкурентоспособности, содействию научному и технологическому развитию, стимулированию реализации интеграционных проектов, сокращению дифференциации между экономиками стран-членов, содействию более равномерному и справедливому распределению инвестиций.
Институциональная структура Союза южноамериканских наций такова:
0 Высшим органом является Совет глав государств и правительств стран-членов, который собирается на встречи не реже одно-
го раза в год. Его основные функции состоят в разработке общих направлений, планов действий, программ и проектов в развитии интеграции; принятии решений по предложению Совета министров иностранных дел; принятии политических решений в отношении стран-не-участниц.
Введено временное президентство (на год), которое исполняют президенты стран-членов по очереди в алфавитном порядке. Первым временным президентом ЮНАСУР стала нынешний президент Чили М. Бачет. Главные функции временного президента ЮНАСУР следующие: подготовка очередных встреч организационных органов Союза, представление на заседании Совета министров иностранных дел и Совета представителей ежегодных программ деятельности ЮНАСУР, представление интересов стран-членов Союза на международной арене; подписание деклараций с третьими странами при наличии предварительного согласия соответствующих структур.
0 Совет министров иностранных дел как исполнительный орган, нацеленный на укрепление политического диалога, подготовку встреч президентов, принятие решений по реализации документов, принятых в рамках высшего политического органа; утверждение ежегодной программы деятельности ЮНАСУР; утверждение ежегодного бюджета Союза; утверждение финансирования общих инициатив; определение направлений развития сотрудничества с третьими странами. Встречи проводятся два раз в год. В них принимают участие также Председатель Комитета постоянных представителей Меркосур, директор Департамента Меркосур, Генеральный секретарь Андского Сообщества, генеральный секретарь ЛАИ, постоянные секретари всех структур по развитию регионального сотрудничества и интеграции;
0 Совет представителей состоит из представителей (делегатов) стран на уровне послов, собирается не реже одного раза в два месяца. Его функции заключаются в том, чтобы содействовать реализации решений Совета глав государств и правительств и резолюций Совета министров иностранных дел, готовить проекты решений, резолюций и правил для Совета министров иностранных дел; создавать рабочие группы; готовить ежегодные проекты бюджета.
0 Встречи отраслевых министров по рассмотрению и реализации проектов по направлениям развития южноамериканской интеграции, в том числе в сферах здравоохранения, образования, культуры, науки и технологий, энергетики, транспорта и связи, инфраструктуры, устойчивого развития, безопасности с использованием институциональных механизмов, действующих в рамках Меркосур и Андского Сообщества. Проводятся по решению президентов стран-членов;
0 Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем и со штаб-квартирой в Кито, Эквадор. Он назначается Советом глав государств и правительств сроком на два года с возможным продлением еще на один срок.
0 Комиссия по ускорению южноамериканской интеграции в составе 12 членов-представителей стран. Ее функции связаны с разработкой предложений по содействию интеграционным процессам в Южной Америке;
0 Банк Юга (Bank of South) как кредитный институт.8
Особое значение страны-члены придают активизации взаимного энергетического сотрудничества. Страны обладают крупными запасами энергоресурсов, в том числе Венесуэла имеет самые крупные в Латинской Америке запасы природного газа (более 180 трлн куб.футов), также большие запасы природного газа имеет Боливия, у Колумбии и Эквадора запасы природного газа небольшие, но есть развитая нефтеперерабатывающая промышленность, Бразилия обладает большими ресурсами нефти и природного газа, производит этанол из тростникового сахара (являясь пионером в данной сфере).
На встрече президентов 2007 г. принята также Декларация сотрудничества в сфере энергетики.9 В ней намечено содействовать развитию и расширению объединенной региональной энергетической инфраструктуры на основе совместного инвестирования; систематически проводить оценку энергобалансов стран-членов в целях оптимального выбора инвестиционных проектов; стимулировать развитие энергетической инфраструктуры стран-членов как важного инструмента устойчивого экономического развития; признать важность развития производства биотоплива в целях диверсификации структуры энергобалансов стран-членов; разработать программы сотрудничества по энергосбережению и ее эффективному использованию; содействовать сотрудничеству между национальными нефтяными компаниями стран-членов; активизировать сотрудничество и координацию усилий таких региональных структур, как корпорации Петросур, Петроандина, Петроамерика, Петролера дель Коно Сур и др.; активизировать внедрение инноваций в сферу энергетики, проводить совместные исследования в целях ускорения инновационного развития стран региона.
В целом, в Южной Америке идет процесс формирования общерегионального интеграционного объединения с участием 12 стран и достаточно крупным экономическим потенциалом совокупным ВВП в 2 868,4 млрд долл., совокупным экспортом товаров и услуг в 181 млрд долл., численностью населения в 370 млн человек и общей территорией в 17,3 млн кв.км.
По объему экономического потенциала Союз южноамериканских наций находится на четвертом месте в мире, уступая НАФТА, ЕС и АСЕАН.
Таблица 1
Крупнейшие интеграционные объединения мира, 2006 г.10
Площадь, тыс.кв км Население, млн чел. ВВП по покупательной способности, млрд долл. ВВП на душу населения, долл. Страны- члены
НАФТА 21783,85 445 15 857 35 491 3
ЕС 4324,78 497 14 953 28 213 27
АСЕАН 4497,49 566,5 3 115,5 5 541 10
ЮНАСУР 17339,15 370,2 2 868,4 7 749 12
Из числа интегрирующих факторов, способствующих достижению поставленных целей, следует выделить: реформирование национальных экономик в рамках неолиберальной модели открытого рынка, либерализация национальных торговых и инвестиционных систем; повышение уровня экономического развития стран; усиление экономической взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик по сравнению с периодом 1960-1990-х гг.; приверженность идеи формирования общерегиональной зоны свободной торговли; скептицизм в отношении возможности подписания соглашения по ФТАА; географическая близость.
Но сохраняются и дезинтегрирующие факторы, в том числе дифференциация между странами по объему ВВП и среднедушевым доходам, уровню экономического развития; примерно схожая структура экспорта многих стран; нередко отсутствие общей позиции в отношении той или иной интеграционной цели, в отношении сотрудничества с США (например, если Бразилия и Венесуэла выступают против зоны свободной торговли с США, то Колумбия и Перу ведут подобные переговоры), продолжающиеся торговые споры, особенно между наиболее экономически развитыми и крупными странами Южной Америки - Бразилией и Аргентиной. Есть и другой момент несхожести позиций в отношении скорости реализации интеграционных целей. Так, например, Боливия выступает за разноскоростную интеграцию с учетом экономической, политической и социально-культурной дифференциации между странами (даже предложила создать Южноамериканский блок в составе Боливии, Венесуэлы и Эквадора). В союзе с Венесуэлой Боливия пропагандирует концепцию АЛБА -Боливарскую Альтернативу зоне свободной торговли (Bolivarian Alternative to Free Trade, ALBA), предложенной Венесуэлой в противовес проекту ФТАА.
За несколько лет, прошедших с принятия концепции создания Южноамериканского Сообщества наций (2004 г.) сделаны существенные шаги по сокращению ряда дезинтегрирующих факторов, а именно происходит реализация инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, большинство из которых не могли осуществиться раньше из-за проблемы нехватки финансирования. Так, Бразильский нацио-
нальный банк ВКЭЕ8 финансирует 23 проекта на сумму в 5,5 млрд долл. в 12 странах-членах, их большая часть касается развития приграничных областей стран Меркосур, имеющих значение для сохранения безопасности, а в 2004 г. бразильские компании инвестировали 9,5 млрд долл. в реализацию инфраструктурных проектов.
В 2004 г. одобрено предложение по образованию структурных фондов в целях сокращения экономической дифференциации внутри Меркосур. В частности, Парагваю был предоставлен кредит из этих фондов на реализацию социально значимых проектов и на строительство дорог. В 2005 г. создана региональная единая нефтяная компания Петросур; было под -писано соглашение президентами Аргентины, Бразилии и Венесуэлы, в котором затронуты вопросы регулирования добычи, разведки, переработки, транспортировки нефти, совместного строительства и эксплуатации нефтеналивных танкеров. Первыми проектами Петросур стали разведка месторождений нефти и природного газа в Аргентине и в долине Ориноко в Венесуэле, строительство на севере Бразилии завода по переработке нефти из Венесуэлы.
Из числа других совместных инвестиционных проектов также можно выделить расширение протяженности Трансокеанского газопровода между Венесуэлой и Колумбией до стран Центральной Америки, создание объединенной латиноамериканской энергосистемы («латиноамериканского энергетического кольца») с включением Кубы и других стран Латинской Америки. «Энергетическое кольцо» свяжет Аргентину, Бразилию, Чили, Парагвай и Уругвай поставками природного газа из разных стран региона (пока проект не реализуется из-за политических разногласий между Аргентиной и Боливией).11
В конце мая 2008 г. состоялся саммит глав государств и правительств стран ЮНАСУР в г. Бразилиа, Бразилия, на котором были приняты исторические для данного интеграционного объединения решения. Самое главное из них
- подписание Договора о Южноамериканском союзе наций.
Также было решено создать Южноамериканский совет обороны в целях укрепления региональной безопасности, разрешения конфлик-
тов, содействия военному сотрудничеству, в том числе совместному производству отдельных видов вооружений. Инициатором акцента на военное сотрудничество стала Бразилия, объявившая о размещении 21 тыс. вооруженных сил вдоль границы с Колумбией, что было вызвано озабоченностью сохранности границ (особенно вдоль Амазонки), стремлением на региональной основе противодействовать огромным потокам наркотиков и других видов транснациональной организованной преступности. Важность данного решения ясна: в регионе Южной Америки сохраняются территориальные споры между Эквадором и Колумбией (недавний вооруженный конфликт), между Венесуэлой и Колумбией.
Как уже было сказано, главное решение Бразильского саммита глав государств и правительств ЮНАСУР - подписание Учредительного Договора о Южноамериканском союзе наций. Как записано в Договоре, главная цель ЮНАСУР - на основе консенсуса содействовать интеграции и формированию союза наций Южной Америки в культурной, социальной, экономической и политической сферах.12
Более конкретно, цели ЮНАСУР определены следующим образом:
0 Укрепление политического диалога между странами-членами;
0 Содействие социальному развитию, развитию людских ресурсов в целях сокращения бедности и неравенства;
0 Ликвидация неграмотности, обеспечение свободного доступа лиц к качественному образованию;
0 Интеграция в энергетической сфере в целях стабильного и устойчивого использования природных ресурсов региона;
0 Совершенствование инфраструктуры в целях укрепления взаимодействия в регионе на основе критериев устойчивого социального и экономического развития;
0 Интеграция в финансовой сфере на основе разработки механизмов, совместимых с экономической и финансовой политикой стран-членов;
0 Защита биоразнообразия, водных ресурсов, экосистем, сотрудничество по предотвращению природных катаклизмов, последствий изменений климата;
0 Сотрудничество в сфере миграции лиц;
0 Экономическое и торговое сотрудничество в целях содействия экономическому росту и развитию по преодолению ассиметрии, консолидация инновационного и динамичного экономического развития;
0 Интеграция в сфере промышленности и производства, с особым акцентом на развитие малого и среднего предпринимательства, кооперативов, электронных сетей связи;
0 Разработка и реализация общей или координированной политики и проектов в сфере исследований, инноваций, разработки и передачи технологий, технологического развития;
0 Борьба с коррупцией, наркотрафиком, терроризмом, транснациональной преступностью;
0 Содействие сотрудничеству между правовыми структурами;
0 Обмен информацией и опытом в сфере обороны;
0 Отраслевое сотрудничество как механизм по углублению южноамериканской интеграции на основе обмена информацией, накопленным опытом и создания инфраструктуры.13
В договоре подробно определены функции институциональной структуры ЮНАСУР, которая действует фактически с 2004 г. Правовые рамки ЮНАСУР составляют: (а) Учредительный Договор и дополнения к нему в форме протоколов (будут приняты в будущем); (б) Соглашения, подписанные странами-членами; (в) Решения Совета глав государств и правительств; (г) Резолюции Совета министров иностранных дел; (д) Условия Совета представителей.
Решения в ЮНАСУР принимаются на основе консенсуса, в отношении решений Совета глав государств и правительств, резолюций совета министров иностранных дел, условий совета представителей действует принцип квалифицированного большинства (не менее 3/4). В Договоре записана задача формирования парламента, но странам не удалось добиться консенсуса по детальному определению данного вопроса. Намечено в будущем вернуться к нему и определить основные задачи и функции в дополнительном протоколе.14 Что касается приема новых членов, то установлен 5летний мораторий на прием новых членов, счи-
тая с даты вступления в силу Учредительного договора.
Анализ статей Учредительного договора ЮНАСУР позволяет сделать следующие выводы:
0 Прослеживается явный акцент на политические и социально-экономические аспекты развития взаимных связей;
0 Не затронуты вопросы либерализации взаимной торговли, хотя ранее не раз заявлялась цель создания зоны свободной торговли и постепенного перехода к единому союзу по европейской модели. Несомненно, подобный вопрос требует детального определения, что вероятно, будет сделано в будущем в рамках протокола к Учредительному договору.
Таким образом, проект Южноамериканской зоны свободной торговли, САФТА, предложенный Бразилией в 1994 г., постепенно трансформировался в концепцию Южноамериканского сообщества наций, а позднее и Союза южноамериканский наций, которая включает не только экономические, но и политические и социальные вопросы, т.е. носит более широкий характер и отодвигает на второй план торговую либерализацию как начальный этап любого процесса интеграции. Вместе с тем, уникальный и яркий пример Европейского Союза доказал правильность теории Б. Балашша, согласно которой интеграция представляет собой процесс поступательного развития от простейших форм к более сложным формам, от зоны свободной торговли к формированию общего союза как экономического, валютного и политического союза.
Страны ЮНАСУР пока идут по другому пути: сначала политическая интеграция, а затем экономическая интеграция. На данный момент нет плана формирования зоны свободной торговли в Южной Америке. Продекларирована только ее цель и названы конечные даты (2014-2019 годы), а также проводится анализ экономической целесообразности направлений и сроков ее достижения. Сильными сторонами формирующегося в Латинской Америке интеграционного объединения следует считать (1) акцент на конвергенцию двух самых динамичных и успешных интеграционных проектов -Меркосур и Андское Сообщество (Чили объявила о возобновлении членства в Андском Сообществе, чтобы активнее участвовать в создаваемой зоне свободной торговли); (2) ак-
тивная реализация инвестиционных проектов в сфере энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры; (3) отмена визового режима для туристов из стран-членов; (4) создание кредитного института Банка Юга для финансирования инвестиционных проектов.
У рассматриваемого интеграционного объединения, ставшего реальным в конце мая 2008 г., когда было официально объявлено о его формировании и подписан Учредительный договор, есть сторонники и скептики. Последние с сомнением относятся к возможностям Союза в отношении разрешения региональных территориальных споров, споров по проблеме лидерства в региональной интеграции, есть и немалые дезинтегрирующие факторы экономического характера, о которых было сказано выше.15 Вместе с тем, многие аналитики и политические деятели считают, что Союз южноамериканских наций станет эффективным инструментом достижения целей общерегиональной экономической и политической интег-рации.16
Примечания:
1 General Background on Regional Trade Agreements in Latin America. ECLAC, 2003.- p.1
2 Костюнина ГМ. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., РОССПЭН.- с. 25.
3 Gudinas E. Trade and Integration in the Americas: New Tensions and New Options. Interhemispheric Research Center, 2003.; Stefenson Sh. New Strategies in the Americas. Baylor University Conference Volume, May 2006.
4 Guedes de Oliveira M. Origin and Evolution of the South American Community of Nations: From Trade to Security Concerns. University of Miami, USA, 2007.
- p.3.
5 Cusco Declaration on the South American Community of Nations Third South American Presidential Summit Cusco, December 8, 2004.
6 Declaration on Regional Infrastructure Integration. First Meeting of Heads of State of the South American Community of Nations Brasilia, September 30, 2004.
7 Odeen I.South American Summit in Bolivia Sets Integration Challenges. - Guyana Journal, December
2006. - p.21.
8www. comunidadandina. org/eng/sudamerica . html
9 Declaration of Margarita Building the Energy Integration of the South. 2007
10 CIA World Factbook, 2007.
11 Guedes de Oliveira M. Origin and Evolution of the South American Community of Nations: From Trade to Security Concerns. University of Miami, USA, 2007.
- p.15.
12 The South American Union of Nations Constitutive Treaty. www.comunidadandina.org/eng/ UNASUR. - art.1
13 The South American Union of Nations Constitutive Treaty. www.comunidadandina.org/eng/ UNASUR. - art.3
14 The South American Union of Nations
Constitutive Treaty. www.comunidadandina.org/eng/ UNASUR. - art.17.
15 См.: Guedes de Oliveira M. Origin and Evolution of the South American Community of Nations: From Trade to Security Concerns. University of Miami, USA,
2007. Stefenson Sh. New Strategies in the Americas. Baylor University Conference Volume, May 2006.
16 См.: Gudinas E. Trade and Integration in the Americas: New Tensions and New Options. Interhemispheric Research Center, 2003.Rodrigues G. South American Integration: UNASUR and ALBA. -Alternative Integration Processes. IRS, 2005.
ВТО. Механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозыi и возможности в условиях выхода на международный рынок.
Серия: Профессиональные издания для бизнеса - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
В этой книге впервые в отечественной экономической литературе дается анализ функционирования Всемирной торговой организации, главным образом с точки зрения взаимодействия входящих в нее стран. При этом основной акцент сделан на описании механизма построения взаимоотношений государств - членов ВТО, тех форм и методов, при помощи которых они отстаивают свои, зачастую противоречащие друг другу интересы. Отдельно рассматривается процесс присоединения России к ВТО и те последствия, которые может повлечь за собой вступление нашей страны в эту организацию.
Книга будет полезна представителям отечественного бизнес-сообщества, заинтересованным в оценке перспективы развития своих компаний как в свете угроз, которые может принести членство России в ВТО, так и с точки зрения новых возможностей, открываемых присоединением.
Кроме того, она рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов вузов, обучающихся по специальности “Мировая экономика”.