Казанский педагогический журнал
7'2006
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Г.М. Яппарова, Институт социально-педагогических проблем сельской школы, г. Москва
Обострившаяся проблема межкультурных взаимоотношений и готовности людей к жизни в поликультурном обществе Республики Казахстан [1], увеличение количества семей группы риска с ослабленными воспитательными функциями актуализируют необходимость развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде. Противоречие между высоким потенциалом развития личности в период дошкольного возраста и отсутствием систематической целенаправленной работы по созданию условий для успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста проявляется особенно интенсивно. Это подтверждает необходимость содействия социальному развитию дошкольника и разработки технологии развития его социальной компетентности в поликультурной среде Казахстана.
Одним из важнейших условий технологии развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде является владение специалистами дошкольного учреждения, привлеченными и осуществляющими развитие социальной компетентности, спецификой соци-ально-пед агогической деятельности. Анализ данных нашего исследования подтверждает необходимость повышения квалификации специалистов (психолога, социального педагога, воспитателей ДОУ) в области социального развития детей.
Так, оценка уровня информированности специалистов дошкольного учреждения № 6 г. Актобе Республики Казахстан о специфике развития социальной компетентности старшего дошкольника показала следующее.
Все опрошенные были уверены, что работу по развитию социальной компетентности детей следует начинать в дошкольном возрасте. При этом большинство педагогов (63%) считали, что работу надо начинать с ранних лет (с рождения (25%); с 1,5; с 3 лет); 27% педагогов склонялись к тому, что работу по формированию знаний и умений детей, характеризующих социальную компетентность, следует начинать с 5-6-летнего возраста. Таким образом, большая часть педагогов, предлагая развивать социальную компетентность с ранних лет, недостаточно хорошо представляли себе возрастные особенности и возможности ребенка дошкольного возраста,что в свою очередь связано с обобщенным представлением о понятии «социальная компетентность ребенка». Об этом свидетельствовали ответы на следующие вопросы анкеты: как вы понимаете, что включает в себя понятие «социальная компетентность ребенка»? Лишь 25% опрошенных считали, что это результат и показатель активного творческого освоения социальных отношений, а также усвоение ребенком этических и культурных норм. Мнения остальных педагогов разделились. Одни считали, что это
36
знания о труде взрослых - их мотивах, результатах, отношении к процессу труда и его результатам (25%); другие, что это способность адекватно обходиться с собой, с другими, с окружающим миром (26%); третьи сводили понятие «социальная компетентность ребенка» к адекватному отношению ребенка к позитивным и негативным ситуациям (12%), а также к уровню адаптации ребенка к социальным предписаниям, которые предъявляет общество (12%). 25% педагогов вообще затруднились ответить на вопрос. Таким образом, представления большинства педагогов о социальной компетентности ребенка оказались либо слишком обобщенными, либо неверными.
Для достижения успехов в работе педагогам недостаточно иметь знания, им необходим дидактический материал, поэтому мы задали следующий вопрос: имеется ли у вас достаточный материал по этой проблеме? 50% педагогов ответили, что материала в данное время недостаточно или очень мало, его необходимо постоянно пополнять, нет современных пособий, методических разработок. 38% опрошенных считали, что материала достаточно. На вопрос: пользуетесь ли вы ими в работе с детьми, утвердительно ответили лишь 37% опрошенных педагогов.
Диагностика состояния социального воспитания детей с учетом особенностей поликультурной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения № 6 г. Актобе показала, что в дошкольной организации имеется наглядно-методическое обеспечение для работы по ознакомлению детей с национальной культурой Ка-
захстана. Для приобщения детей к культуре народов ближних и зарубежных стран мало методических книг и рекомендаций, наглядного материала.
Анализ ответов специалистов позволил сделать ряд выводов:
1. У педагогов накоплен определенный опыт, но недостаточно теоретических знаний о специфике развития социальной компетентости старших дошкольников в поликультурной среде.
2. Осознание важности и необходимости развития социальной компетентности в старшем дошкольном возрасте с учетом особенностей поликультурного пространства содействует высокой мотивации к повышению квалификации по данному вопросу.
3. Учет разнообразных качеств, на которые педагоги полагаются при участии в решении проблем социального развития ребенка, или их недооценка являются базисом при разработке программы повышения квалификации педагогов, выборе средств взаимодействия специалистов с семьей в процессе развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде.
Осуществление задачи формирования нового человека неразрывно связано с разработкой эффективных способов управления процессом адаптации ребенка к современным поликультурным условиям жизни. В связи с этим вопрос развития социальной компетентности детей на ступени дошкольного возраста в поликультурной среде приобретает особую теоретическую значимость и практическую остроту.
Казанский педагогический журнал
7'2006
В современных условиях воспитателю нужно не только изучать, находить новинки по данному разделу, но и уметь внедрить их в практику работы с дошкольниками. Своеобразными источниками знаний и умений является методический кабинет, он выполняет ведущую роль в оказании эффективной помощи педагогам в приобретении теоретических знаний, в получении методических рекомендаций, организации педагогического процесса, в работе с родителями [2]. Методический кабинет организует и руководит работой повышения педагогического мастерства и осуществления возможности развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде.
Основным направлением работы методического кабинета в осуществлении данного процесса является оказание методической помощи педагогам в дошкольном учреждении. Эта помощь осуществляется через разнообразные формы работы, одной из которых является оснащение методического кабинета исторической, педагогической, методической литературой, периодической печатью.
В настоящее время в условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования уже внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений некоторые программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориен-тированном подходе к детям, раскрывающие проблему социального развития детей [3]. Анализ современных программ воспитания и обучения дошкольников Республики Казахстан позволил заключить, что в современ-
ной теории и практике имеются определенные достижения по проблеме социального воспитания детей, задачи развития социальной компетентности детей в поликультурной среде находят отражение в них. Однако эти задачи формулируются очень обобщенно, они отражают несовершенство технологий развития социальной компетентности старших дошкольников в изменившихся социально-экономических условиях как в качественном, так и в темповом смысле, что требует совершенствования данного процесса.
Диагностика оснащения методического кабинета и правильности планирования показала, что:
- в методическом кабинете дошкольного учреждения имеется определенный наглядно-методический материал по организации работы по социальному воспитанию старших дошкольников, но недостаточно материально-технических условий для организации работы по развитию социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде;
- периодическая печать освещает материалы по данной проблеме, но в практику дошкольных учреждений они внедряются недостаточно полно;
- содержание работы планируется в соотвествии с программой дошкольной подготовки детей в Республике Казахстан, что недостаточно для развития у детей потребности в овладении навыками, характеризующими социальную компетентность. Календарный план включает работу по ознакомлению детей с культурой своего народа (казахского) и культурами народов ближайшего окружения (русского), но тематика этой работы
40
имеет ограниченный характер, недостаточно используются средства, методы и формы, отсутствует система по ознакомлению детей с культурами народов-соседей и отдаленного национального окружения;
- проводимая работа имеет целью дать знания детям о культуре стран, воспитанию толерантности по отношению к другим народам не уделяется внимания.
Содержание опытно-экспериментальной работы со специалистами было призвано повысить степень компетентности по организации самой технологии развития социальной компетентности и ее реализации относительно социального развития детей старшего дошкольного возраста.
В работе со специалистами были проведены тематические педсоветы, семинары-практикумы, тренинги различного содержания, коллективные просмотры занятий, день диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) и другие формы работы.
Для обмена опытом работы с детьми и семьями были проведены совместные заседания методических объединений психологов, воспитателей подготовительных к школе групп.
Программа социального развития старших дошкольников основывалась на знании специалистами особенностей детей, детского коллектива, отношений между детьми и их проявления в поведении. При организации работы по развитию социальной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ педагоги учитывали: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; нацио-
нальный состав группы детей; проблемы в отношениях между детьми, их причины; культурные особенности окружающей среды, под воздействием которой складываются межкультурные отношения среди дошкольников.
Учитывая, что прежде всего личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к людям с другими взглядами, традициями, отличными от всех [4], воспитатели личным примером показывали гуманное, уважительное отношение к людям независимо от их социального статуса и национальности.
В целях интеграции программ развития социальной компетентности старших дошкольников и программ дошкольного воспитания, реализуемых в ДОУ, а также успешной адаптации ребенка к обучению в школе было организовано дальнейшее взаимодействие воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с родителями и ребенком.
Таким образом, систематическая, целенаправленная работа с различными субъектами развития социальной компетентности детей позволила оптимизировать процесс социального развития ребенка старшего дошкольного возраста в поликультурной среде. Затруднения в реализации взаимодействия между специалистами в процессе развития социальной компетентности детей были связаны с недостатком знаний специфики социально-педагогической деятельности. Постепенное осознание значимости социально-педагогической составляющей позволило эффективно использовать полученный опыт в рам-
Казанский педагогический журнал
7'2006
ках основной профессиональной деятельности при взаимодействии с ребенком и семьей, при работе с детьми из семей группы риска. Для психолога освоение социально-педагогической составляющей было несколько проще в результате глубокой психолого-педагогической подготовки в процессе профессионального образования.
Повторный опрос, проведенный в целях изучения степени информированности специалистов о специфике развития социальной компетентности старших дошкольников, позволил изучить возможности ДОУ по организации развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурных условиях подготовительной к школе группы.
Анализ полученных данных позволил сделать ряд выводов:
1. Все воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на создание условий для развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде, организуют работу как с ребенком, так и с родителями (100%).
2. Понятие «социальная компетентность ребенка» большинство специалистов (92%) представляли как результат и показатель освоения ребенком социальных отношений, а также усвоения им этических и культурных норм, на основе которых строятся социальные отношения ребенка.
3. Все воспитатели и специалисты ДОУ считали, что для развития социальной компетентности ребенка в поликультурной среде необходимо использовать разнообразные методы: совместной игровой деятельности -
65%, обеспечение познавательной и личностной форм общения - 20%, обеспечение возможности действовать самостоятельно и автономно как субъекту социальных отношений -15%.
4. Большинство специалистов ориентированы на использование как коллективных, так и индивидуальных организационных форм развития социальной компетентности ребенка в поликультурной среде (96%).
5. Воспитатели и специалисты осознают необходимость организации работы по успешному социальному развитию детей с использованием специальной программы по развитию социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде.
Таким образом, исследование показало, что параллельное и одновременное осуществление образовательно-просветительной работы по повышению квалификации специалистов дошкольного учреждения по основам теории воспитания и технологиям социального развития детей является важнейшим условием эффективности процесса развития социальной компетентности старших дошкольников в поликультурном образовательном пространстве. Процесс социального развития старших дошкольников в качестве одного из основных теоретических оснований предусматривает осознание специалистами границ своей компетентности. Ибо ключевой фигурой в сфере социального развития дошкольника был и всегда остается педагог, владеющий всем арсеналом педагогических средств, социально зрелая, творческая личность.
42
Литература:
1. Назарбаев H.A. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда.-2007.- 28 февраля.
2. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 2.- Ростов-н/Д: Учитель, 2003.- 224 с.
3. Нурмухаметова Ж.Г., Игенбае-ва Б.К., Басыгарина Ж.У. Каталог программ иредшкольиой подготовки детей.-Астана, 2007.- 22 с.
4. Зарипова З.М. Поликультурное образование воспитателей дошкольных образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования: Дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 2006.200 с.