Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1, 2015 УДК 378
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ И ХОРМЕЙСТЕРОВ. СТАТЬЯ 1
© 2015 И.М.Сигал, О.М.Буранок
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 31.10.2014
Статья посвящена проблемам профессионального образования; рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования литературно-музыкальной компетенции у будущих певцов и хормейстеров, роль интегративного подхода в этом процессе.
Ключевые слова: интеграция, компетентность, культурологическая компетенция, литературно-музыкальная компетенция, профессиональное образование.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социально и психологически адаптированного, успешно социализированного. В настоящее время ряд исследователей (А.Л.Бусыгина, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и др.)1 говорит об интегративном характере компетентности, о взаимосвязанности, взаимообусловленности всех ее компонентов: содержательного, деятельност-ного и личностного. Опираясь на работы указанных исследователей, уточним: компетентность специалиста может быть структурирована как система, включающая в себя следующие компоненты: 1) содержательный - это наличие теоретических знаний по основам наук, изучающих лич-
Сигал Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокального искусства. E-mail: [email protected]
Буранок Олег Михайлович, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: [email protected]
1 Бусыгина, А.Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса втуза: дис. ... канд. пед наук: 13.00.08 / Бусыгина Алла Львовна. -СПб., 1994. - 189 с.; Бусыгина, А.Л. Профессор - профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза / А.Л.Бусыгина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.- 198 с.; Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В.Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1967. - 183 с.; Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В.Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1971.- 114 с.; Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя / А.И.Щербаков // Психология труда и личности учителя. - Вып. 1. Л., 1976.- С. 3-29.
ность человека, что обеспечивает осознанность содержания профессиональной деятельности; 2) деятельностный - включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные; 3) личностный - включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность личности, индивида и субъекта деятельности, уровень его ответственности, сознания и мышления. Ясно, что из простой суммы данных компонентов, приобретённых в процессе обучения, «сложить» компетентного специалиста не удастся, поскольку компетентность формируется на основе создания собственного практического опыта и его тщательного анализа. В нашем исследовании мы исходим из понимания литературно-музыкальной компетенции как составной части компетенции культурологической, которая является интегративным свойством личности, характеризующим ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности, выраженной в личностно-осознанном позитивном отношении к ней, в наличии глубоких и прочных знаний и умений, направленных на решение социокультурных задач.
Понятие «культурологическая компетентность» берет свое начало от слова «культурология». Культурология сегодня - динамично развивающаяся наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Культурология открывает множество закономерностей, неизвестных науке, ибо заключает в себе знание, обогащенное культурой, открывает путь к сведениям, содержащим многие драгоценные духовные богатства. Есть полное
право, как справедливо пишет В.С.Библер2, рассматривать культурологию как одну из важнейших социальных наук, выполняющую интегра-тивную функцию для различных гуманитарных дисциплин. Суть этой науки - в теоретическом раскрытии и обосновании многогранных процессов духовной жизни. Ее можно считать «теоретическим аналогом живой культуры»3.
Другой автор, профессор Н.В.Розов, пишет, что «культурология имеет все шансы стать базовой фундаментальной научной дисциплиной. Если понимать под философией - объяснение жизни, то культурология - это объяснение культуры»4. Это уточнение принципиально важно для понимания сущности литературно-музыкальной компетенции и компетентности в профессиональной подготовке будущих музыкантов - вокалистов и хормейстеров. В процессе обучения студенты творческого вуза должны не только овладеть исполнительским мастерством, но и научиться воспринимать исполняемое произведение как явление культуры, прежде всего, культуры литературной и музыкальной (т.е. как феномен, принадлежащий к определенному периоду истории литературы и истории музыки).
Научный смысл культурологии, как пишет И.Л.Савринский, заключается в том, что она рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, показывает богатство ее внутреннего содержания, выделяет ее уровни, типы, формы5.
Культурология обретает ведущее значение для совершенствования и гуманизации системы современного образования, так как транслирует культурные и особенно моральные ценности. Формирование культурологической компетенции и, в частности, литературно-музыкальной компетенции - задача творческого вуза.
Анализ состояния проблемы в теории6 и прак-
2 Библер, В.С. Заметки впрок / В.С.Библер // Вопросы философии. - 1991. - № 6. - С. 15 - 45; Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах / В.С.Библер. - М.: Знание, 1990. - 64 с.; Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры / В.С.Библер. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.; Библер, В.С. Школа диалога культур / В.С.Библер // Учительская газета. № 1 от 7 января 1992. - С. 3.
3 Библер, В.С. Нравственность. Культура.... - С. 36 - 37.
4 Розов, Н.В. Ценности гуманитарного образования /
H.В.Розов // Высшее образование в России. - 1996. - №
I. - С. 86.
5 Савринский, И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры / И.Л.Савринский. - Наука, 1979. -231 с. - С. 147.
6 Арановская, И. Подготовка специалиста как социо-
культурная проблема / И.Арановская // Высшее образо-
тике7 высшего педагогического образования показал, что существует несколько подходов к изучению проблемы культурологической компетентности, сложившихся в современной психолого-педагогической науке в различных областях знаний. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Во всех словарях понятие «культура» традиционно соотносится со словом «обработка, возделывание», притом не только почвы, как предполагалось изначально, еще в античной философии, но и самого человека. Есть и другие версии происхождения слова «культура»: предполагается, что оно возникло от слова «культ». Постепенно это понятие стало обретать символический смысловой оттенок почитания и поклонения. Многовековая история человечества, его духовное развитие убедительно доказывают: именно культура была путеводной нитью в лабиринтах истории. Там, где рождались цветущие оазисы цивилизации, непременно возникала уникальная культура. И не случайно империи рушились именно из-за кризисов культуры.
Формирование базовой культуры личности одновременно создает и функциональную грамотность личности, то есть способность гражданина цивилизованного общества выполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности.
Освоение индивидуумом своей базовой культуры осуществляется в тесной неразрывной связи с освоением чужой культуры. Реализуемый таким образом диалог позволяет личности овладевать
вание в России. - 2002. - № 4. - С. 115 - 119; Кларин В.М. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 31 - 35; Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.; Попова, Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогичес-кой подготовки студентов: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Попова Елена Анатольевна. - Ростов н/Д., 1999. - 211 с.; Флиер, А.Е. Культурология в системе образования /
A.Е.Флиер // Высшее образование в России. - 1996. - № 4. - С. 39 - 45.
7 Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: уч.-метод. пособие / С.И.Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. -368 с.; Болотов, В.Л., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /
B.Л.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8 - 14; Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса /
A.П.Валицкая // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 12 - 18; Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка компетентностный подход /
B.Д.Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 27 - 31.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1, 2015
культурой и формой общения индивида чужой страны, пропуская его через свой внутренний микродиалог и сопоставляя свою базовую культуру с культурой иной страны.
Таким образом, культурологическая компетентность рассматривается нами как качество личности, позволяющее ей вступать в диалог культур.
Анализируя состояние проблемы формирования культурологической компетентности в педагогической теории и практике8, необходимо обратиться к истокам теории культуры, к работам, освещающим ее как явление общественной жизни. Ретроспективный анализ подходов к рассмотрению культуры позволяет говорить о сложности и многогранности этого понятия, его интегратив-ной сути, позволяет проследить процесс дифференциации и интеграции культурного знания, его усложнение и упрощение в различные временные этапы исторического развития. Каждую социокультурную среду необходимо рассматривать в ее собственной системе координат. Существует часть неких знаний о конкретно взятом социуме (под этим мы подразумеваем знания о традициях, обычаях, менталитете, национальном характере, колорите, культурных памятниках той или иной страны), которые необходимо познавать и узнавать как в рамках условно созданной социокультурной образовательной среды, так и в процессе реализации социокультурной деятельности, основываясь, несомненно, на общих, единых для всех знаниях о нормах и правилах поведения, об ответственности и толерантности по отношениям к представителям иных социокультурных сред.
Современное общество ставит перед профессиональным образованием сложные задачи подготовки поликультурно-грамотных студентов:
8 См.: Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.; Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.; Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1974. 328 с.; Коган, Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л.Н.Коган. - М.: Знание, 1981. - 63 с.; Краснобаев, Б.И. Очерки по истории русской культуры XVIII века / Б.И.Краснобаев. - М.: Просвещение, 1987. - 335 с.; Краснобаев, Б.И. Русская культура второй половины XVIII - начала XIX в. / Б.И.Краснобаев. - М.: МГУ, 1983.
- 224 с.; Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры / Э.С.Маркарян. - Ереван: Изд-во Акад. наук Арм. ССР., 1969. - 228 с.; Петрович, Ю.Е. Развитие культурологической компетентности студентов средствами иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Петрович Юлия Евгеньевна. - Сургут, 2007. - 18 с.; Чу-чин-Русов А.Е. Конвергенция культур / А.Е.Чучин-Русов.
- М.: Магистр, 1997. - 40 с.
толерантных, демократичных и вместе с тем предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, адекватно реагировать на происходящие в системе высшего профессионального образования явления, прогнозируя их возможные последствия, отличающихся мобильностью, социальной активностью и, главное, являясь профессионалом9.
В теории профессионального образования (С.К.Бондырева, А.Л.Бусыгина, Б.С.Гершунский, Л.М.Митина, А.М.Новиков и др.) особое место занимает понятие «профессиональная компетентность»: владение профессиональной деятельностью в определенной области на достаточно профессиональном уровне, способность специалиста проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, профессиональное общение и профессиональную ответственность за результаты своего труда.
Вокальное искусство интегративно по своей сути: в нем присутствует единство музыки и слова. Этой проблеме посвящены труды Б.В.Асафьева, В.А.Васиной-Гроссман, Г.Бек, Л.В.Дула-ковского, Ю.В.Малышева, А.С.Оголевца, В.А.Ка-ца, Ф.М.Рубцова, З.Эвальд, Б.В.Ручьевской, Н.А.Шахназаровой и др. Особо следует отметить работы и педагогическую деятельность самарского исследователя и педагога профессора К.Б.Саркисян 10. «Музыкальные перевоплощения поэзии порождают не просто вокальную музыку, но особую музыку поэзии»11. «Сам факт существования подвижной, взаимодействующей системы отношений между словом и музыкой в вокально-хоровых сочинениях ставит исполнителей перед проблемой интерпретирования образа, созданного этим взаимодействием»12.
Попытка осмыслить звуковые средства выразительности поэтического языка, а также упоря-
9 Нурутдинова, Ж.В. Формирование социальной компетентности студентов инженерно-педагогического вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Нурутдинова Жанна Викторовна. - Н.Новгород, 2009. - 28 с.
10 Саркисян, К.Б. «И слово в музыку вернись...»: музыкально-поэтическая антропология / Саркисян К.Б. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 244 с.; Кудрявцева, Т.С., Саркисян, К.Б. Хор как бесконечное творчество: пособ. для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений / Т.С.Кудрявцева, К.Б.Саркисян. -Самара: Самар. отд. Литфонда, 2008. - 224 с.
11 Саркисян, К.Б. Проблема звуковой выразительности поэтического текста музыкального произведения в обучении хоровому пению: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Саркисян Клара Борисовна. - М., 1984. -С. 7 - 8.
12 Саркисян, К.Б. Проблема звуковой выразительности поэтического... - С. 8.
дочить представления о наиболее значимых из них в практической работе с учебным хором потребовала изучения литературы по ряду смежных наук и искусств. Так, в частности, выяснилось, что в теоретических работах о языке определенное значение имеет идея о звуковом символизме. Лингвисты различают объективный и субъективный звуковой символизм (В.А.Артемов, А.П.Журавлев). Если объективный символизм определяется как связь между звучанием и смыслом в словах языка и выявляется при анализе словарного запаса, то субъективный символизм (и для нас этот момент существенен) - это связь между звучанием и смыслом в сознании человека, существующая как факт сознания.
Язык музыки представляет собой систему, где равно присутствуют как природное, так и культу-росодержащее начала, в нем физиологическое существует наравне с психическим и социальным, эмоциональное «уживается» с рациональным и т.п. Если вести речь о музыкальной деятельности, то ее систему составляют эмоциональный и рациональный компоненты. Следует внести уточнение: несмотря на то, что музыкальная деятельность включает в себя музыкально-мыслительные процессы, она не сводима к ним, вследствие чего нельзя забывать о том, что в силах музыкального искусства оказывать и чисто физиологическое воздействие. Следовательно, музыкальная деятельность включает как музыкальные, так и определенные внемузыкальные компоненты.
INTEGRATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF LITERARY AND MUSICAL COMPETENCE OF FUTURE SINGERS AND CHORUS MASTERS. ARTICLE 1
© 2015 I.M.Sigal, O.M.Buranok°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article deals with the problems of vocational education. Theoretical and practical aspects of the formation of literary and musical competence of future singers and chorus masters, the role of integrative approach in the process are considered.
Keywords: integration, competence, cultural competence, literary and musical competence, professional education.
Oleg Mikhailovich Buranok, Doctor of philology, Doctor of pedagogy, Professor, Head of Department of Russian and foreign literature and literature teaching methodology. E-mail: [email protected] Irina Mikhailovna Sigal, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of vocal art. E-mail: irina [email protected]