Научная статья на тему 'Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров'

Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / МЕНЕДЖЕР / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС / INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH / COMMUNICATION SKILLS / MANAGER / INTEGRATIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнова Кристина Олеговна

Раскрывается сущность интегративного подхода в образовании и принципы его реализации в формировании коммуникативных навыков будущих менеджеров. При этом в качестве интегративного новообразования выступает курс «Деловое общение в менеджменте». Обосновывается необходимость введения дисциплины в учебный план студентов экономических специальностей, предложена методика преподавания и спрогнозированы результаты обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожнова Кристина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Approach to Formation of Would-Be Managers’ Communication Skills

The article describes the essence of the integrative approach in education and principles of its realization in formation of would-be managers’ communication skills. The “Business Communication in Management” course acts as an integrative neo-formation. The author substantiates the necessity to include this subject into the curriculum for students majoring in economics, suggests the teaching methods and predicts the study results.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров»

Рожнова К. О. Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров / К. О. Рожнова // Научный диалог. - 2013. - № 2(14) : Педагогика. -С. 87-93.

УДК 378:372.8:(316.776.3:330)

Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров

К. О. Рожнова

Раскрывается сущность интегративного подхода в образовании и принципы его реализации в формировании коммуникативных навыков будущих менеджеров. При этом в качестве интегративного новообразования выступает курс «Деловое общение в менеджменте». Обосновывается необходимость введения дисциплины в учебный план студентов экономических специальностей, предложена методика преподавания и спрогнозированы результаты обучения.

Ключевые слова: интеграция; интегративный подход; коммуникативные навыки; менеджер; интегративный курс.

В обязанности современного менеджера входит выполнение представительских функций, общение со своими подчиненными и вышестоящими руководителями, разрешение напряженных конфликтных ситуаций, ведение эффективных деловых переговоров. Ему важно обладать не только знаниями в области управления предприятием, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях деловой коммуникации. Поэтому при подготовке конкурентоспособных специалистов возникает потребность в интеграции речеведческих («Деловое общение», «Риторика», «Речевая коммуникация») и экономических («Организация малого бизнеса»,

«Менеджмент», «Управление персоналом») дисциплин. По мнению М. С. Кагана, на междисциплинарном уровне происходит следующее: «Несколько дисциплин, обращенных к изучению общего объекта, в процессе комплексного исследования обмениваются информацией, находя возможность перевода языка каждой из них на язык других» [Каган, 1995, с. 28]. Речь идет о том, что соотнесение концепций и данных, принадлежащих разным научным отраслям, позволит учащимся аккумулировать полученные знания и составить целостную картину изучаемого феномена.

В педагогике понятие «интеграция» (В. С. Безрукова, Н. К. Чапаев, В. И. Загвязинский, А. П. Берулава и др.) понимается, с одной стороны, как суммирование знаний из различных предметов, а с другой стороны, как преодоление противоречий, которые невозможно разрешить средствами одной научной области [Безрукова, 1994, с. 4]. В ходе интеграции развивается педагогическая теория, совершенствуется образовательная практика, появляются на основе трансформации отдельных элементов качественно новые образования (интегративные новообразования). Соответственно, сущность интегративного подхода в обучении студентов, в частности будущих менеджеров, состоит не только в передаче социального опыта от педагога к учащимся, но и, главным образом, во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует внутренним потребностям личности. В. Е. Мельников дает следующие разъяснения: «Интегративный подход предполагает создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, синтез научно-педагогической, технологической и методической подготовки в вузе, теоретическое осмысление фактов практического опыта, способствующие формированию педагогической и технологической культуры» [Мельников, 2009, с. 14]. Результатом интегративного подхода является эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса, активное и самостоятельное приобре-

тение ими знаний и овладение способами их применения в практических ситуациях.

Для осуществления интеграции необходимо, во-первых, определить оптимальный уровень интеграции предметов. Так, интегративный подход реализуется на методологическом (использование сведений и методов других наук), теоретическом (синтез педагогических идей, концепций и систем) и практическом (организация интегративных проектов, создание интегративных курсов) уровнях. Мы предлагаем в обучении будущих менеджеров осуществлять его на практическом уровне, путем создания интегративного курса «Деловое общение в менеджменте», цель которого заключается в расширении предмета познания учащимися законов эффективной коммуникации, при этом в качестве объекта интегрирования выступают коммуникативные навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности. «Деловое общение в менеджменте» предполагается вводить в учебный план в 6 семестре после изучения экономических дисциплин, поскольку этот курс требует наличия у учащихся профессионально-коммуникативной базы знаний. Трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них 32 часа отводится на лекции и практики, 40 часов - на самостоятельную работу. Большая часть аудиторных часов состоит из практических занятий, так как для отработки коммуникативных навыков наиболее эффективно практико-ориентированное обучение.

Во-вторых, при реализации интегративного подхода необходимо выделять точки сопряжения учебного материала. В ходе анализа рабочих программ по дисциплинам «Деловое общение» и «Менеджмент» для студентов направления 051000.62 Профессиональное обучение (экономика и управление) были выявлены такие смежные темы, как «Имидж менеджера», «Деловой этикет», «Организационные коммуникации» (деловые переговоры, деловая беседа, совещание, устное публичное выступление, культура телефонного

разговора), «Принятие управленческих решений», «Конфликтность в менеджменте» (понятие конфликта, типы конфликтов, стратегии разрешения конфликтов, управление конфликтом), которые легли в основу содержания интегративного курса «Деловое общение в менеджменте».

В-третьих, рекомендуется использовать соответствующие методы, предметы и средства обучения с целью формирования целостных знаний. Этому способствует метод case-study, предполагающий непосредственное обсуждение проблемных деловых ситуаций (кейсов), их анализ, оценку, выбор оптимального варианта решения и плана его реализации. Обучающие кейсы, по мнению А. А. Евтюгиной, включают описание проблемной коммуникативной ситуации, представляющей собой сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении-высказывании [Евтюги-на, 2012, с. 62]. «Этот комплекс, с одной стороны, порождает речь, а с другой - отражается в речи в таких компонентах, как адресант и адресат, речь и поведение которых обусловлены определенной ролью и статусом» [Долинин, 1998, с. 35-46]. В ходе решения проблемных ситуаций активизируются мыслительные операции (синтез, обобщение, генерализация, сравнение, сопоставление, соотнесение и т. д.), при этом осуществляется поиск точек соприкосновения между различными (или даже противоположными) явлениями [Чапаев и др., 2012, с. 15].

Учебный материал интегративного курса содержит четыре раздела.

В разделе «Менеджмент: вид деятельности и система управления» рассматривается сущность управления, роль менеджера в организации, качества менеджера и его имидж. Студенты знакомятся с понятийным аппаратом дисциплины, организационными основами управления и управленческого общения, функциями менеджера.

В разделе «Организация как система управления» трактуются понятия «организация», «внутренняя среда организации» (поставщики, потребители, акционеры, международные партнеры), «внешняя среда организации» (политические, социальные, экономические и технологические факторы), раскрываются принципы делового этикета. После изучения этого раздела учащиеся приобретают навыки анализа и проектирования организационных коммуникаций, уважительного делового общения, формирования корпоративной культуры в компании.

В разделе «Коммуникационные процессы в менеджменте» характеризуется сущность коммуникации в целом, и межличностной коммуникации в частности (совещание, деловая беседа, деловые переговоры, устное публичное выступление, телефонный разговор). На занятиях будущие менеджеры осуществляют практический анализ ситуаций, участвуют в тренинге публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики, переговоров, развивают профессионально важные и значимые качества специалиста экономического профиля, умение работать в команде.

Последний раздел «Конфликтность в менеджменте» содержит описание природы конфликта в организации, типов конфликтов, их причин и последствий. Даются рекомендации по управлению конфликтами и их разрешению. Студенты учатся моделировать технологию общения для урегулирования конфликтных ситуаций, нестандартно подходить к решению профессиональных задач (рис. 1).

К концу изучения дисциплины студенты должны уметь осуществлять деловую коммуникацию с соблюдением корпоративной этики и этикета, планировать устное публичное выступление и выступать перед аудиторией (поставщиками, покупателями, инвесторами и т. д.), владеть системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия и анализа психологического состояния делового партнера.

Менеджмент: вид деятельности и система управления

Коммуникационные процессы в менеджменте

Конфликтность в менеджменте

Рис. 1. Разделы интегративного курса «Деловое общение в менеджменте»

Литература

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : [б. и.], 1994. - 152 с.

2. Долинин К. А. Проблема речевых жанров через 45 лет после статьи Бахтина / К. А. Долинин // Русистика : лингвистическая парадигма конца ХХ века : сборник статей в честь проф. С. Г. Ильенко / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, С.-Петербург, гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 1998. - С. 35-46.

3. Евтюгина А. А. Коммуникация и метод case-study в профессиональном образовании // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета : Гуманитарные и общественные науки. - № 4 (160). - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 60-65.

4. Каган М. С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема / М. С. Каган // Гуманитарий : ежегодник Акаде-

мии гуманитарных наук / гл. ред. В. Т. Пуляев. - № 1. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1995. - С. 14-28.

5. Мельников В. Е. Интегративный подход к конструированию содержания подготовки бакалавров технологического образования в вузе : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / В. Е. Мельников. - Великий Новгород, 2009. - 26 с.

6. Чапаев Н. К. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования / Н. К. Чапаев, О. Б. Акимова // Научный диалог. - 2012 : Педагогика. - № 10. - С. 8-18.

© Рожнова К. О., 2013

Integrative Approach to Formation of Would-Be Managers' Communication Skills

K. Rozhnova

The article describes the essence of the integrative approach in education and principles of its realization in formation of would-be managers' communication skills. The "Business Communication in Management" course acts as an integrative neo-formation. The author substantiates the necessity to include this subject into the curriculum for students majoring in economics, suggests the teaching methods and predicts the study results.

Key words: integration; integrative approach; communication skills; manager; integrative course.

Рожнова Кристина Олеговна, аспирант, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), [email protected].

Rozhnova, K., post-graduate student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “Russian State Vocational Pedagogical University” (Yekaterinburg), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.