Рожнова К. О. Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров / К. О. Рожнова // Научный диалог. - 2013. - № 2(14) : Педагогика. -С. 87-93.
УДК 378:372.8:(316.776.3:330)
Интегративный подход к формированию коммуникативных навыков будущих менеджеров
К. О. Рожнова
Раскрывается сущность интегративного подхода в образовании и принципы его реализации в формировании коммуникативных навыков будущих менеджеров. При этом в качестве интегративного новообразования выступает курс «Деловое общение в менеджменте». Обосновывается необходимость введения дисциплины в учебный план студентов экономических специальностей, предложена методика преподавания и спрогнозированы результаты обучения.
Ключевые слова: интеграция; интегративный подход; коммуникативные навыки; менеджер; интегративный курс.
В обязанности современного менеджера входит выполнение представительских функций, общение со своими подчиненными и вышестоящими руководителями, разрешение напряженных конфликтных ситуаций, ведение эффективных деловых переговоров. Ему важно обладать не только знаниями в области управления предприятием, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях деловой коммуникации. Поэтому при подготовке конкурентоспособных специалистов возникает потребность в интеграции речеведческих («Деловое общение», «Риторика», «Речевая коммуникация») и экономических («Организация малого бизнеса»,
«Менеджмент», «Управление персоналом») дисциплин. По мнению М. С. Кагана, на междисциплинарном уровне происходит следующее: «Несколько дисциплин, обращенных к изучению общего объекта, в процессе комплексного исследования обмениваются информацией, находя возможность перевода языка каждой из них на язык других» [Каган, 1995, с. 28]. Речь идет о том, что соотнесение концепций и данных, принадлежащих разным научным отраслям, позволит учащимся аккумулировать полученные знания и составить целостную картину изучаемого феномена.
В педагогике понятие «интеграция» (В. С. Безрукова, Н. К. Чапаев, В. И. Загвязинский, А. П. Берулава и др.) понимается, с одной стороны, как суммирование знаний из различных предметов, а с другой стороны, как преодоление противоречий, которые невозможно разрешить средствами одной научной области [Безрукова, 1994, с. 4]. В ходе интеграции развивается педагогическая теория, совершенствуется образовательная практика, появляются на основе трансформации отдельных элементов качественно новые образования (интегративные новообразования). Соответственно, сущность интегративного подхода в обучении студентов, в частности будущих менеджеров, состоит не только в передаче социального опыта от педагога к учащимся, но и, главным образом, во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствует внутренним потребностям личности. В. Е. Мельников дает следующие разъяснения: «Интегративный подход предполагает создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, синтез научно-педагогической, технологической и методической подготовки в вузе, теоретическое осмысление фактов практического опыта, способствующие формированию педагогической и технологической культуры» [Мельников, 2009, с. 14]. Результатом интегративного подхода является эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса, активное и самостоятельное приобре-
тение ими знаний и овладение способами их применения в практических ситуациях.
Для осуществления интеграции необходимо, во-первых, определить оптимальный уровень интеграции предметов. Так, интегративный подход реализуется на методологическом (использование сведений и методов других наук), теоретическом (синтез педагогических идей, концепций и систем) и практическом (организация интегративных проектов, создание интегративных курсов) уровнях. Мы предлагаем в обучении будущих менеджеров осуществлять его на практическом уровне, путем создания интегративного курса «Деловое общение в менеджменте», цель которого заключается в расширении предмета познания учащимися законов эффективной коммуникации, при этом в качестве объекта интегрирования выступают коммуникативные навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности. «Деловое общение в менеджменте» предполагается вводить в учебный план в 6 семестре после изучения экономических дисциплин, поскольку этот курс требует наличия у учащихся профессионально-коммуникативной базы знаний. Трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них 32 часа отводится на лекции и практики, 40 часов - на самостоятельную работу. Большая часть аудиторных часов состоит из практических занятий, так как для отработки коммуникативных навыков наиболее эффективно практико-ориентированное обучение.
Во-вторых, при реализации интегративного подхода необходимо выделять точки сопряжения учебного материала. В ходе анализа рабочих программ по дисциплинам «Деловое общение» и «Менеджмент» для студентов направления 051000.62 Профессиональное обучение (экономика и управление) были выявлены такие смежные темы, как «Имидж менеджера», «Деловой этикет», «Организационные коммуникации» (деловые переговоры, деловая беседа, совещание, устное публичное выступление, культура телефонного
разговора), «Принятие управленческих решений», «Конфликтность в менеджменте» (понятие конфликта, типы конфликтов, стратегии разрешения конфликтов, управление конфликтом), которые легли в основу содержания интегративного курса «Деловое общение в менеджменте».
В-третьих, рекомендуется использовать соответствующие методы, предметы и средства обучения с целью формирования целостных знаний. Этому способствует метод case-study, предполагающий непосредственное обсуждение проблемных деловых ситуаций (кейсов), их анализ, оценку, выбор оптимального варианта решения и плана его реализации. Обучающие кейсы, по мнению А. А. Евтюгиной, включают описание проблемной коммуникативной ситуации, представляющей собой сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении-высказывании [Евтюги-на, 2012, с. 62]. «Этот комплекс, с одной стороны, порождает речь, а с другой - отражается в речи в таких компонентах, как адресант и адресат, речь и поведение которых обусловлены определенной ролью и статусом» [Долинин, 1998, с. 35-46]. В ходе решения проблемных ситуаций активизируются мыслительные операции (синтез, обобщение, генерализация, сравнение, сопоставление, соотнесение и т. д.), при этом осуществляется поиск точек соприкосновения между различными (или даже противоположными) явлениями [Чапаев и др., 2012, с. 15].
Учебный материал интегративного курса содержит четыре раздела.
В разделе «Менеджмент: вид деятельности и система управления» рассматривается сущность управления, роль менеджера в организации, качества менеджера и его имидж. Студенты знакомятся с понятийным аппаратом дисциплины, организационными основами управления и управленческого общения, функциями менеджера.
В разделе «Организация как система управления» трактуются понятия «организация», «внутренняя среда организации» (поставщики, потребители, акционеры, международные партнеры), «внешняя среда организации» (политические, социальные, экономические и технологические факторы), раскрываются принципы делового этикета. После изучения этого раздела учащиеся приобретают навыки анализа и проектирования организационных коммуникаций, уважительного делового общения, формирования корпоративной культуры в компании.
В разделе «Коммуникационные процессы в менеджменте» характеризуется сущность коммуникации в целом, и межличностной коммуникации в частности (совещание, деловая беседа, деловые переговоры, устное публичное выступление, телефонный разговор). На занятиях будущие менеджеры осуществляют практический анализ ситуаций, участвуют в тренинге публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики, переговоров, развивают профессионально важные и значимые качества специалиста экономического профиля, умение работать в команде.
Последний раздел «Конфликтность в менеджменте» содержит описание природы конфликта в организации, типов конфликтов, их причин и последствий. Даются рекомендации по управлению конфликтами и их разрешению. Студенты учатся моделировать технологию общения для урегулирования конфликтных ситуаций, нестандартно подходить к решению профессиональных задач (рис. 1).
К концу изучения дисциплины студенты должны уметь осуществлять деловую коммуникацию с соблюдением корпоративной этики и этикета, планировать устное публичное выступление и выступать перед аудиторией (поставщиками, покупателями, инвесторами и т. д.), владеть системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия и анализа психологического состояния делового партнера.
Менеджмент: вид деятельности и система управления
Коммуникационные процессы в менеджменте
Конфликтность в менеджменте
Рис. 1. Разделы интегративного курса «Деловое общение в менеджменте»
Литература
1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : [б. и.], 1994. - 152 с.
2. Долинин К. А. Проблема речевых жанров через 45 лет после статьи Бахтина / К. А. Долинин // Русистика : лингвистическая парадигма конца ХХ века : сборник статей в честь проф. С. Г. Ильенко / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, С.-Петербург, гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 1998. - С. 35-46.
3. Евтюгина А. А. Коммуникация и метод case-study в профессиональном образовании // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета : Гуманитарные и общественные науки. - № 4 (160). - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 60-65.
4. Каган М. С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема / М. С. Каган // Гуманитарий : ежегодник Акаде-
мии гуманитарных наук / гл. ред. В. Т. Пуляев. - № 1. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1995. - С. 14-28.
5. Мельников В. Е. Интегративный подход к конструированию содержания подготовки бакалавров технологического образования в вузе : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / В. Е. Мельников. - Великий Новгород, 2009. - 26 с.
6. Чапаев Н. К. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования / Н. К. Чапаев, О. Б. Акимова // Научный диалог. - 2012 : Педагогика. - № 10. - С. 8-18.
© Рожнова К. О., 2013
Integrative Approach to Formation of Would-Be Managers' Communication Skills
K. Rozhnova
The article describes the essence of the integrative approach in education and principles of its realization in formation of would-be managers' communication skills. The "Business Communication in Management" course acts as an integrative neo-formation. The author substantiates the necessity to include this subject into the curriculum for students majoring in economics, suggests the teaching methods and predicts the study results.
Key words: integration; integrative approach; communication skills; manager; integrative course.
Рожнова Кристина Олеговна, аспирант, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), [email protected].
Rozhnova, K., post-graduate student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education “Russian State Vocational Pedagogical University” (Yekaterinburg), [email protected].