компетенций в условиях вуза, вышеназванные методики можно рассматривать лишь в качестве первого приближения к оптимальному решению этой проблемы. Определенную долю в ее решение может внести и использование модульной технологии построения структуры содержания учебных дисциплин, методики их освоения и контроля результатов обучения студентов.
Проектирование модульной структуры содержания учебной дисциплины, это сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя несколько этапов, при этом позволяющий выстроить образовательную среду таким образом, чтобы она отвечала современной образовательной парадигме.
Список литературы
1. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. — М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. — 240 с.
2. Голощекина, Л.П. Модульная технология обучения: методические рекомендации / Л.П. Голощекина,
B.C. Збаровский. — СПб. 1993. — 200 с.
3. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение /
C.Я. Батышев. — М.: Транс-сервис, 1997. — 226 с.
4. Третьяков, Л.И. Технология модульного обучения в школе / Л.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. — М., 1997. — 300 с.
5. Горшенина, М.В. Проектирование специальных дисциплин на основе международных стандартов качества / М.В. Горшенина, В.П. Сухинин. — Самара: Изд-во Самар. гос. техн. ун-т, 2002. — 200 с.
6. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. — Каунас, 1989. — 272 с.
7. Матвеева, Т.А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.А. Матвеева. — Нижний Новгород, 2008. — 48 с.
8. Шингарева, М.В. Проектирование компетент-ностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шингарева М.В. — М., 2012. — 24 с.
УДК 378.147 В.В. Лазарь
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ИНТЕГРАТИВНЫЕ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Общетехническая подготовка является одним из основополагающих компонентов инженерного образования. Иногда ее содержание понимается очень узко и сводится к содержанию общетехнических дисциплин, изучаемых в вузе. В действительности содержание общетехнической подготовки шире, поскольку ее элементы имплицитно встроены в содержание математики, физики, информатики и специальных дисциплин. Общетехнические дисциплины занимают важное место в подготовке студентов инженерного вуза, занимая промежуточное положение между общеобразовательными и специальными дисциплинами. При этом специальные дисциплины также в полном объеме «работают» на общетехническую подготовку, иллюстрируя конкретными примерами общие положения инженерной науки.
Стержнем общетехнической подготовки служит знание общих закономерностей строения и функционирования технических объектов, основ технологии, производства, сформирован-ность системы политехнических знаний и умений. Студенты, овладевшие такой системой знаний и умений, быстрее адаптируются к условиям
постоянного обновления техники и технологии, овладевают профессиональной гибкостью и мобильностью.
Значение общетехнической подготовки не исчерпывается только задачей формирования общетехнической компетентности будущего специалиста. В ней заключаются значительные воспитательные возможности по формированию многих профессионально значимых качеств личности студентов, определяющих ответственное отношение будущего специалиста к своей профессиональной деятельности, творческий подход к решению инженерных задач, готовность к изобретательской и рационализаторской работе и др. Также общетехническая подготовка имеет большой развивающий потенциал по созданию предпосылок для повышения профессиональной мобильности будущих специалистов, совершенствованию их технического кругозора и инженерного мышления, творческих способностей, внимания и др. Общетехническая подготовка позволяет применить закономерности, изученные в цикле общих математических и естественно-научных дисциплин, к объяснению конструкции и работы многочисленных технических устройств. Такой подход к изучению технических
объектов с опорой на научные законы природы дает возможность расширить кругозор студентов, помогает им свободно ориентироваться в современном мире техники.
Важным элементом общетехнической подготовки является изучение взаимодействия техники с окружающей средой, влияние применения машин и механизмов на разумное преобразование окружающей действительности. Более глубокое изучение сущности конструкции и работы устройств позволяет увидеть их «слабые» места и понять перспективы дальнейшего совершенствования. Это способствует развитию изобретательства и рационализаторства, технического творчества, поскольку предоставляет большие по сравнению с другими учебными дисциплинами возможности для изготовления действующих учебных моделей изучаемых объектов.
Целью изучения студентами цикла общетехнических дисциплин является подготовка технически грамотного специалиста, обладающего высоким уровнем фундаментальных знаний в области общетехнических дисциплин и умений выполнять технические и технологические расчеты, способного при конструировании, изготовлении, разработке процесса производства, при анализе «поведения» изделия в разнообразных условиях эксплуатации принимать правильные решения, основанные на сформированном инженерном мышлении [1].
Таким образом, общетехническая подготовка призвана решать следующие основные задачи:
• обеспечивать фундаментальность инженерного образования;
♦ быть основой профессиональной мобильности и умения ориентироваться в изменяющейся социокультурной и производственной среде;
• способствовать формированию у студентов системного инженерного мышления;
♦ воспитывать социальную ответственность будущих инженеров.
Это дает основание утверждать, что в процессе общетехнической подготовки закладываются основы подготовки технически грамотного и компетентного специалиста, обладающего профессиональной гибкостью и мобильностью, т. е. формируется общетехническая компетентность будущего инженера.
Безусловно, изменение экономических условий в нашей стране и перспективы развития профессионального образования в XXI в. требуют изменений в общетехнической подготовке, важнейшая миссия которой должна сводиться к интеграции содержания образования с целью формирования основ общекультурных и профессиональных компетенций будущего инженера. Это сложная, масштабная задача, которую придется решать перманентно,
поскольку стремительно ускоряющийся технический прогресс всегда будет инициировать изменения в содержании подготовки инженеров.
В широком смысле областью наших интересов в исследовании интегративного потенциала общетехнической подготовки является цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Например, согласно ФГОС ВПО по направлению «Агроинже-нерия», в этот цикл входят такие дисциплины, как «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов» и «Детали машин и основы конструирования», которые традиционно называются общетехническими. Именно они отвечают за общетехническую подготовку инженера, которая по сути является базисом, системообразующей основой инженерного образования.
На начальном этапе исследования интегратив-ных возможностей общетехнических дисциплин прежде всего целесообразно разработать педагогическую подсистему обучения студентов инженерного вуза одной общетехнической дисциплине, на ее примере изучить все основные закономерности, апробировать методологический аппарат педагогического проектирования, а затем переходить к другим общетехническим дисциплинам и далее — ко всей системе общетехнической подготовки в целом.
Системный подход к методике обучения отдельным общетехническим дисциплинам, с одной стороны, способствует повышению качества общетехнической подготовки будущего инженера, причем системообразующим фактором в таких системах выступает формирование общетехнической компетентности, а с другой стороны, за счет своего интегрирующего характера позволяет моделировать профессионально значимые ситуации и функциональные единицы будущей профессиональной деятельности для формирования общетехнической компетентности через самостоятельную учебную деятельность студентов [2].
Каждая из общетехнических дисциплин выполняет свои функции в системе общетехнической подготовки будущих инженеров, внося свой весомый вклад в формирование их профессиональной компетентности. Однако из перечня общетехнических дисциплин можно выбрать такую, которая играет роль связующего звена между дисциплинами циклов общих математических и естественно-научных дисциплин (ЕН) и специальных дисциплин (СД). Полагаем, что таким связующим звеном является дисциплина «Детали машин и основы конструирования», поскольку при ее изучении необходимо знание теоретической механики (статика, кинематика, динамика, вращающие и изгибающие моменты, геометрические характеристики сечений
и т. д.); теории механизмов и машин (классификация механизмов, уравновешивание вращающихся частей машин и т. д.); сопротивления материалов (определение реакций опор, теоретические предпосылки расчетов на различные виды деформаций и т. д.); технологии конструкционных материалов (свойства различных материалов, их механические характеристики, пластичность, хрупкость, прочность, выносливость в различных условиях и т. д.); технического черчения (знание стандартов, умение выполнять рабочие и сборочные чертежи и т. д.) [3]. По сути, курс «Детали машин и основы конструирования» является «концентратором» всей общетехнической подготовки и базисом для изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки инженера. Освоив содержание курса «Детали машин и основы конструирования», студент практически завершает первую половину инженерной подготовки и переходит к освоению второй половины — к специальным дисциплинам отраслевой подготовки.
Интеграция общетехнических дисциплин, глобальной целью которой является формирование общетехнической компетентности как совокупности профессиональных и общекультурных компетенций будущих инженеров, призвана решить ряд частных задач:
• координация последовательности изучения учебных дисциплин в четком соответствии с логикой формирования профессиональных компетенций будущих инженеров;
• обеспечение преемственности в формировании общих понятий, изучении законов и теорий;
• обеспечение единства в интерпретации понятий, законов и теорий, единства требований к их усвоению;
• обеспечение общих подходов к формированию у студентов общих умений и навыков по общетехническим дисциплинам, преемственности в их развитии;
• создание условий для активного применения и углубления знаний, получаемых студентами при изучении смежных дисциплин;
• раскрытие взаимосвязи явлений различной природы, изучаемых разными науками;
• осознание студентами общности методов исследования, используемых в разных науках;
• формирование инженерного мышления за счет усиления направленности обучения на освоение профессиональных функций.
В качестве ведущих принципов интеграции общетехнических дисциплин приняты следующие:
• принцип профессиональной направленности обучения;
• принцип структурного единства содержания образования;
♦ принцип преемственности обучения;
♦ принцип синергетики.
Совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных студентами при освоении общетехнических дисциплин, являются методологической и методической основами профессиональной деятельности инженера. Поэтому при изучении этих дисциплин большой объем учебной работы приходится на курсовое проектирование как один из основных видов учебно-профессиональной деятельности, стержневая форма учебной работы студента на всех курсах в инженерных вузах. Более того, среди образовательных технологий, применяемых в системе инженерного образования, все большее распространение получает проектное обучение. По сути, основы курсового проектирования имплицитно присутствуют в содержании общетехнических дисциплин, перечисленных выше. Свое явное, осязаемое (иначе говоря, апикальное) проявление курсовое проектирование находит в расчетно-графических работах по этим дисциплинам.
Таким образом, можно условно выделить три уровня освоения обучающимися содержания общетехнических дисциплин: теоретический (на лекциях), лабораторно-исследовательский (на практических и лабораторно-практических занятиях) и расчетно-графический (в курсовом и дипломном проектировании).
Анализ исследований по проблемам педагогической интеграции и опыт работы в системе подготовки специалистов агроинженерного профиля позволяет выдвинуть в качестве системообразующего фактора интеграции общетехнических дисциплин при обучении студентов агроинженер-ных специальностей проектировочную деятельность, под которой понимается многоуровневая система операций по разработке, расчету и вычерчиванию проекций механизмов и их элементов: конструкций, их узлов, деталей, изделий и т. п., основанная на совокупности знаний о методах поиска оптимальных конструктивно-технических решений.
Интеграционные методы универсализации и концентрации [4] применительно к курсовому проектированию позволяют раскрыть технологический аспект проектирования интегрированного содержания общетехнических дисциплин на примере создания сквозных комплексных индивидуальных заданий, обладающих сходством объекта, целей преподавания и понятийно-терминологического аппарата.
Выполнение студентами интегративных рас-четно-графических работ, включающих в себя сквозные комплексные индивидуальные задания, позволяет реализовать на практике идею интеграции содержания общетехнических дисциплин
и способствует формированию у будущих инженеров основ общетехнической компетентности.
Разработка сквозных комплексных индивидуальных заданий представляет собой довольно сложную методическую задачу выбора необходимых связей из всей совокупности их видов и способов установления. При этом должен поддерживаться баланс между обеспечением логики непрерывного формирования общетехнической компетентности будущих инженеров при освоении ими основных профессиональных функций и сохранением определенной самостоятельности, автономии содержания конкретных общетехнических дисциплин.
Переход от простой передачи информации при изучении фактов, явлений и законов каждой отдельной учебной дисциплины к обобщению и систематизации материала в интегративных расчет-но-графических работах означает качественное изменение содержания обучения и связан с применением новых образовательных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы студентов, причем последняя приобретает все большее значение, постепенно перемещая функции преподавателя от передачи информации к фасилитации.
В блоке дисциплин общепрофессиональной подготовки инженера отражены научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерные для группы отраслей (подотраслей, производств). И если содержание таких дисциплин все-таки в некоторой степени необходимо профилировать согласно содержанию деятельности в конкретной отрасли, к которой относится профессия, то, что касается общетехнической компетентности (в рамках общетехнической подготовки инженера), ее существенными признаками, исходя из видов деятельности и структуры личности, будем считать совокупность интегральных критериев, определяемых комбинацией следующих структурных составляющих [2]:
1) технико-технологические знания на прогностической ступени абстракции, успешное мотивирование, восприятие и усвоение студентами основных научных понятий, законов, формул, методов расчета, физической сущности процессов, явлений общетехнического профиля;
2) широкий диапазон и глубина знаний, сфор-мированность у студентов умения применять знания в расчетно-графической деятельности, уверен-
ность в своих потенциальных возможностях проявления самостоятельности в области инженерной профессии, способность принимать ответственные решения, мобильность для ориентации в изменяющихся условиях, способность рационально организовывать и планировать свою работу;
3) постоянное стремление учиться и обновлять свои знания, наличие интереса к научным исследованиям, гибкость мышления, коммуникабельность, культура, диалектическое мировоззрение, владение методами анализа, синтеза, сравнения;
4) наличие абстрактного, системного и творческого мышления, пространственного воображения, творческого отношения к профессиональной деятельности, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях, готовность и стремление к профессиональному самосовершенствованию, готовность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.
Таким образом, для повышения уровня общетехнической подготовки в профессиональном образовании инженера необходимо подходить к методике обучения отдельным общетехническим дисциплинам системно, руководствуясь целью формирования общетехнической компетентности. Выполнение студентами сквозных комплексных индивидуальных заданий в составе интегратив-ных расчетно-графических работ по общетехническим дисциплинам позволяет более эффективно моделировать профессионально значимые ситуации и функциональные единицы профессиональной деятельности будущих инженеров.
Список литературы
1. Правдина, М.В. Интеграция общетехнической и иноязычной подготовки как средство формирования инженерной культуры студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02; 13.00.08 / Правдина Марина Владимировна. — Нижний Новгород, 2006. — 183 с.
2. Стайнов, Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин. Обоснование модели. Разработка технологии / Г.Н. Стайнов. — М.: Педагогика-Пресс, 2002.— 200 с.
3. Стайнов, Г.Н. Интеграция расчетно-графических работ по общетехническим дисциплинам / Г.Н. Стайнов, В.В. Лазарь // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2004. — Вып. 2(7). — С. 94-95.
4. Загора, О.Н. Интеграция учебной и практической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности студентов-заочников в колледже: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Загора Олег Николаевич. — Магнитогорск, 2000. — 179 с.
УДК
А.В. Колдаев, В.А. Кальней, доктор пед. наук Российская международная академия туризма
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
Сельский туризм считается растущим и развивающимся во многих частях света, включая Австралию, Канаду, США и Филиппины. Данный вид туризма пересекается с геотуризмом, экоту-ризмом, винным туризмом, кулинарным туризмом и т. д.
Сельский туризм в России пока находится лишь на зачаточной стадии. По данным Национальной ассоциации сельского туризма, в некоторых областях он развивается достаточно быстро: в Вологодской области в 17 районах организованы гостевые дома с единовременным размещением около 1400 туристов, в Калининградской — более 30 гостевых домов, в Ленинградской — около 20, в Московской — 22, в Алтайском крае работает около 100 усадеб, в Краснодарском крае — 19. В этом году объектов сельского туризма в регионах выросло на 20—30 %. По данным того же источника, в странах Евросоюза в сельской местности отдыхают 35 % горожан, а в Голландии — около 49 %. В России же, около 2 % горожан проводят свой отпуск в сельской местности [3].
Тем не менее, имея предпосылки и некоторый прогресс в развитии сельского туризма, нам все еще трудно будет говорить об успехе в этой области, пока у нас не будет достаточной теоретически-практической базы для подготовки специалистов по данному виду туристской деятельности.
Обратимся к опыту зарубежных стран и рассмотрим, что могут предложить они на поле подготовки специалистов для сельского туризма.
К примеру, в рамках сетевого проекта «Гостеприимство в сельском туризме» в Европе была разработана программа обучения соответствующих специалистов. Программа основана на анализе существующих учебных материалов и на основе опыта, годами выработанного на практике европейского сельского туризма.
Данная программа рассматривается в качестве основы для преподавателей и учебных заведений, которые планируют разработать собственные программы по подготовке специалистов или улучшить уже имеющиеся, приблизив их к европейскому стандарту. Все получаемые в процессе данной программы знания, являются основными для поставщиков услуг в сфере сельского туризма. Данная программа обучения является гибкой, и время, затраченное на определенную тему и методоло-
гию, может сильно зависеть от конкретной целевой группы.
Учебная программа состоит из 10 разделов, которые все вместе затрагивают темы, связанные с сельским туризмом: туризм и отдых, гостеприимство, размещение, питание и столовое обслуживание, туристская деятельность, природное окружение и местная культура, маркетинг и продвижение, законодательство, здоровье и безопасность, а также менеджмент.
Сама программа подразделяется на 4 уровня:
1) предварительный стартовый курс — предназначен для тех (потенциальных) предпринимателей, которые рассматривают возможность начать предоставлять сельские туристские услуги. После предварительного стартового курса, обучаемый должен принять обдуманное решение: заниматься или не заниматься данной сферой бизнеса;
2) подготовительные курсы — учат основам предоставления услуг в сельском туризме;
3) расширенный курс — направлен на обучение уже опытных поставщиков услуг в сфере сельского туризма;
4) специализированные курсы — стремятся обучить созданию конкурентных преимуществ в сельском туризме [5].
Данная программа согласуется с европейскими профсоюзами фермеров, учебными и образовательными учреждениями и с передовыми организациями сельского туризма.
Обратимся непосредственно к организациям, занимающимся подготовкой специалистов для сельского туризма и рассмотрим их на примере Финляндии и Польши.
В Финляндии исследованием обучения специалистов для сельского туризма занимается профсоюз рабочих сельского туризма. Его исследования основаны на нуждах предпринимателей и их содержательной подготовке. На основе полученных результатов, национальным советом по образованию разрабатываются стандарты профессиональной сертификации, в соответствии с законодательством, регулирующим данную квалификацию и требования для их получения. Первые предприниматели были выпущены еще в 1999 году. К 2007 году была поставлена задача выпустить 2000 таких предпринимателей. Профсоюз принимал участие в планировании дополнительных учебных курсов для