7. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-орентированных андрагогических программ [Текст]
/ Л. Г. Смышляева //Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55-65
8. Уманский, Л. И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива [Текст] / Л. И. Уманский // Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива школьников и студентов. - Ярославль, 1975.
9. Холина, Л. И. Профессиональная позиция учителя и моделирование процесса ее изменения на курсах повышения квалификации [Текст] / Л. И. Холина, Е. В. Погребняк // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 210-216
УДК 378.1
Удотова Ольга Анатольевна
Кандидат технических наук, профессор кафедры общетехнических дисциплин Магнитогорского государственного университета, [email protected], [email protected], Магнитогорск
ИНТЕГРАТИВНО-МОТИВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Udotova Olga Anatoievna
Cand.Tech.Sci., SEE HPE «Magnitogorsk state university», the city of Magnitogorsk Chelyabinsk region, [email protected], [email protected], Magnitogorsk
THE CONCEPT OF INTEGRATIVE AND MOTIVATIONAL MANAGEMENT AS THE FACTOR OF IMPROVING OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
Актуальность проблемы управления качеством образовательного процесса в вузе определяется необходимостью существенного повышения качества образования, вызванной, с одной стороны, коренной модернизацией всех сфер жизнедеятельности российского общества, с другой стороны -максимальным использованием потенциала личности в управлении образовательным процессом вуза.
Безусловно, для современного управления образованием характерна ориентация на человека и развитие его личности, требующая создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих разностороннее развитие личности каждого члена коллектива, мотивацию на эффективную,
творческую деятельность [3]. Исследование показало, что для создания указанных условий наиболее предпочтительно введение элементов мотивационного управления. В этой связи, например, Л. А. Шипилина отмечает, что «мотивационное управление - это тип управления, в котором отдается приоритет мотивации поведения, деятельности, отношения над администрированием и жестким контролем, это управление, нацеленное на создание условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению» [12, Мете^источник].
Автор теории мотивационного программно-целевого управления (МГ1ЦУ), органически сочетающей в себе достоинства рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, И. К. Шалаев также делает акцент на мотивационное управление, при котором мотивационная сфера членов коллектива (студентов, преподавателей) перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и члены коллектива начинают действовать в направлении опосредованно заданном руководителем [11]. При этом В. И. Беспалько отмечает, что «мотивация» и «стимулирование» являются первыми по значимости и трудности реализации в любой управляющей деятельности: «Без желания участников процесса никакие технические мероприятия не будут успешными» [2].
Таким образом, внутривузовская система управления качеством образовательного процесса должна включать в себя не только организационнопроцессные аспекты управления, но и формирование единых ценностносмысловых ориентиров в сообществе преподавателей и студентов, создание благоприятной среды для их личностного роста с учетом побудительных и регулятивных тенденций поведения личности на основе мотивирования и стимулирования образовательной деятельности.
Необходимость методологического анализа управления качеством образовательного процесса в вузе вызвана тем, что авторы рассматривают, в основном, организационные, процессуальные, либо частные аспекты теории управления, не исследуя систему интеграции усилий участников образовательного процесса с точки зрения образовательной и профессиональной мотивации как регулятора деятельности личности. В свою очередь, мотив, как внутренняя побудительная причина деятельности и поступков личности, основан на потребностях человека. Потребности порождают желания и стремления, побуждающие человека к действиям для их удовлетворения [3]. Таким образом, учёт индивидуально-психологических и статусных особенностей через содержание образовательных программ и технологий обучения, организацию образовательной среды, взаимодействие студентов и преподавателей позволит обеспечить требуемое качество образовательного процесса.
Подразумевая под интеграцией объединение элементов в целое в процессе развития, мы рассматриваем образовательный процесс в вузе с точки зрения общей теории управления, а в су^ ектной управленческой деятельности - с точки зрения мотивационно! управления, основанного на целенаправленном взаимодействии субъектов управления.
Известно, что эффективная организация управления качеством образовательного процесса и образования в целом зависит от общего подхода к нему Анализ современной педагогической теории и практики профессионального образования по проблеме исследования свидетельствует о необходимости уточнения концепции внутривузовского управления качеством образования будущих специалистов в пользу подходов, позволяющих реализовать идеи интеграции, развития и мотивации в системе управления образовательным процессом. В свою очередь, анализ работ в области управления образованием привёл к выводу о необходимости комплексного использования положений следующих научных подходов к решению обозначенной нами проблеме: системного - как управляемого комплекса субъектов и объектов; при этом любой объект, являясь системой для одних элементов, может выступать как часть системы для других (Г. Н. Сериков [5], С. Ю. Трапицын [6], и др.), гуманитарного - выработка единых ценностно-смысловых ориентиров в сообществе преподавателей и студентов (Е. И. Сахарчук [4] и др.), личностнодеятельностного - создание благоприятной среды для личностного роста преподавателей и студентов; субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента; свободный выбор траектории обучения (Г. В. Белая [1] Ф. Фран-селла, Д. Баннистер [10] и др.), мотивационного - учёт профессиональных, социально-значимых качеств и индивидуальных особенностей личности; мотивирование и стимулирование образовательной деятельности (мотивационное программно-целевое управление - И. К. Шалаев [11]), интегративноразвивающего - рассмотрение человека как субъекта образовательной деятельности, способного к образованию и самообразованию (Л. А. Ши-пилина [12] и др.). Таким образом, на основе интеграции взаимодополняющих научных подходов, в качестве ведущего мы приняли интегративномотивационный подход к разработке концепции управления качеством образовательного процесса в вузе, который позволяет:
- выделить приоритетные направления в организации системы управления качеством образовательного процесса с учетом особенностей проводимой вузом образовательной политики;
- проанализировать образовательный процесс с точки зрения:
а) общей теории управления как целостной системы, а в субъектной управленческой деятельности с соотнесением собственной деятельности личности с нормами педагогической и управленческой культуры;
б) мотивационного управления, основанного на целенаправленном взаимодействии преподавателя и студента (с учётом мотивационной сферы личности, посредством создания условий, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели);
- оптимизировать дидактические средства образовательного процесса, рассматривая обучение в вузе как управление процессом сообщения учебной информации (знаний), её усвоения и формирования навыков и умений.
Ключевая идея концепции состоит в повышении эффективности управления образовательным процессом в вузе на основе интегративно-
мотивационного подхода. Основной целью концепции является достижение и повышение качества образовательного процесса, с одной стороны, созданием организационно-педагогических условий; с другой - интеграцией усилий субъектов управления с учётом их профессиональных, социальнозначимых качеств и индивидуальных особенностей.
Под качеством образовательного процесса вуза мы понимаем соответствие совокупности компонентов образовательного процесса и его мотивационного обеспечения требованиям государственных образовательных стандартов ВПО, нормативных документов Минобрнауки РФ и Устава вуза. Мотивационное обеспечение образовательного процесса - это система принципов, условий и методов, на основе которых преподаватели вуза формируют положительное отношение к специальности и уровень внутренних побуждений студента к активизации образовательной деятельности. При этом средствами для осуществления мотивационного обеспечения выступают как приемы, способы и технологии обучения, так и комплексное информационнометодическое обеспечение образовательных программ, которые в сочетании с формами организации образовательного процесса (лекция, практикум, семинар и т. д.) направлены на подготовку выпускника, владеющего профессиональными и социальными компетенциями. Мотиваторами в этом процессе являются заинтересованность студентов к получению и закреплению знаний и удовлетворённость результатом образовательной деятельности [9].
Согласно классическому определению, управление образовательным процессом - это целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и студентов путём научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности. Однако, поскольку процесс управления качеством по своей природе целенаправлен и персонифицирован, это формирует особые требования и подходы к решению поставленной в данном исследовании проблемы. В этой связи, под управлением качеством образовательного процесса в вузе (в контексте интегративно-мотивационного подхода) мы понимаем интеграцию организационно-процессных аспектов управления с целенаправленным и скоординированным взаимодействием субъектов образовательного процесса (преподавателей, студентов, сотрудников административно-хозяйственного аппарата и т. д.) на основе учета их мотивационной сферы, направленную на достижение запланированных результатов, повышающую ответственность, самостоятельность и обеспечивающую саморазвитие личности.
Анализ исследуемой проблемы позволил выявить доминирующие принципы интегративно-мотивационного управления, которые мы классифицировали по трём основаниям:
1) по осуществлению образовательного процесса (принцип системности, целостности, интегративности, информативности, вариативности, технологичности и результативности);
2) по реализации социально-педагогической функции образовательного процесса (принцип целенаправленности, развития, осознанной перспективы, формирования положительной мотивационной направленности к об-
разовательной деятельности, стимулирования трудовой активности, паритетности, рефлексивности, социальной справедливости);
3) по организации мониторинга эффективности управления образовательным процессом (принцип системности, оптимальности, объективности, компетентности).
Результатом управленческого воздействия на процесс достижения и повышения качества образовательного процесса в вузе является создание условий для успешной образовательной деятельности. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению комплекса организационно-педагогических условий интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса осуществлялось при проведении процедуры самообследования Магнитогорским государственным университетом и Магнитогорской государственной консерваторией им. М. И. Глинки [7]. На основании выполненного изыскания был определён следующий комплекс организационно-педагогических условий, учитывающий нормативно-организационную (процессуально-технологическую) и психолого-педагогическую составляющие [8].
Первые три условия мы относим к нормативно-организационным (процессуально-технологическим):
- ресурсное и мотивационное обеспечение образовательного процесса должно формироваться в соответствии с нормами, стандартами и поставленными в вузе целями;
- проектирование образовательных и оценочных технологий должно осуществляться на основе форм и методов организации образовательного процесса с учетом индивидуально-личностных характеристик студентов;
- педагогическое проектирование дидактических средств образовательного процесса должно быть направлено на повышение интереса студентов к овладению специальностью и развитие их самообразовательной деятельности.
Внедрение в образовательный процесс нормативно-организационных (процессуально-технологических) условий позволило повысить качество реализуемых вузом основных образовательных программ, которое определяется сбалансированностью всех составляющих учебного процесса (ресурсное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, образовательные технологии и т. д.). Кроме того, повышение качества обучения невозможно без сознательного отношения студентов к получению знаний.
Изыскание показало, что одним из основных способов повышения качества образовательного процесса служит мотивация деятельности участников образовательного процесса. Поэтому, в соответствии с психологопедагогической составляющей организационно-педагогических условий, во-первых, у участников образовательного процесса (сотрудников всех подразделений вуза и студентов) должна быть сформирована позитивная мотивация на нововведения, направленные на повышение качества профессионального образования будущих специалистов. Во-вторых, в управленческо-образовательной системе вуза у субъектов образовательного процесса
(студентов и преподавателей) на основе мотивирования и стимулирования учебно-профессиональной деятельности должно быть сформировано ответственное отношение к содержанию и результатам своего труда.
Внедрение комплекса организационно-педагогических условий интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса в вузе позволило, во-первых, выделить основные составляющие образовательного процесса, на которые должны быть направлены усилия при создании внутривузовской системы управления качеством образования, тем самым, повысить действенность управленческих решений. При этом введение мотивационного компонента в образовательный процесс позволило сформировать у студента вуза не только положительную мотивацию к обучению, но и обеспечить процессы самообразования и самореализации личности. Во-вторых, спроектировать модель реализации интегративно-мотивационной концепции управления качеством образовательного процесса [7].
Итоги опытно-экспериментального исследования подтвердили основные положения выдвинутой гипотезы и доказали эффективность разработанной концепции интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса в вузе.
Библиографический список
1. Белая, Г. В. Управление образовательным процессом в педагогическом университете: теория и практика [Текст]: дис. . . . д-ра пед. наук / Г. В. Белая ; Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2002. - 382 с.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Ледаков, А. Л. Диагностика мотивации профессионального становления учащихся НПО и СПО в условиях социального партнерства [Текст] / А. Л. Ледаков // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 113-119.
4. Сахарчук, Е. И. Коллективный субъект образовательного процесса как фактор управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Е. И. Сахарчук; Волгоград, гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2004. - 300 с.
5. Сериков, Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация [Текст]: монография / Г. Н. Сериков. - Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
6. Трапицын, С. Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / С. Ю. Трапицын; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2000. - 377 с.
7. Удотова, О. А. Интегративно-мотивационное управление качеством образовательного процесса в вузе [Текст]: монография / О. А. Удотова. — Магнитогорск: МаГУ, 2011.-320 с. 18ВЫ 978-5-86781-776-3.
8. Удотова, О. А. Модель управления качеством образовательного процесса в вузе [Текст ]/ О. А. Удотова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 6. -С. 266-275.
9. Удотова, О. А. Управление образовательным процессом на основе педагогического мониторинга [Текст] / О. А. Удотова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 7. - С. 332 - 343.
10. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам [Текст]/ Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 1987. - 187 с.
11. Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности [Текст]: учеб. пособие / И. К. Шалаев. - Барнаул: БГПУ, 2004. - 300 с.
12. Шипилина, Л. А. Внутривузовское управление качеством профессионального образования менеджеров: гуманитарно-культурологический аспект концепции [Текст] / Л. А. Шипилина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - Выпуск 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omsk.edu.ru.
УДК 378.1
Голышев Игорь Геннадьевич
Кандидат педагогических наук, докторант Учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования», docent@ orionet.ru, Казань
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМА «ЧЕРНОГО ЯЩИКА»
Golyshev Igor Gennadyevich
PhD, doctoral candidate, Establishment of the Russian Academy of Education “Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education”, [email protected], Kazan
ADMINISTRATION OF INTEGRATION PROCESSES IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION AS A “BLACKBOX SYSTEM”
Интеграция образования и производства - мощный ресурс стратегического развития региона и важнейший показатель качества образовательных услуг конкретного вуза. Управление интеграционными процессами на региональном уровне, в котором участвуют все заинтересованные стороны: вузы, работодатели, органы власти, профессиональное сообщество, абитуриенты, средства массовой информации и др. - представляет собой эффективную форму