"ffi- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡fc-
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Н.А. ТАРАСЬЯН,
кандидат юридических наук, доцент соискатель Ставропольского государственного университета Научная специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируется проблема интегральной индивидуальности: дается содержательная характеристика термина «индивидуальность»; описывается модель интегральной индивидуальности и источники целостного изучения индивидуальности человека.
Ключевые слова: индивидуальность, личность, психология, системный подход.
INTEGRATED INDIVIDUALITY, ITS PLACE AND ROLE IN SYSTEM
OF SCIENCES ABOUT THE PERSON
N.A. TARASYAN,
ehe candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the competitor of the Stavropol state university
Annotation. In article the problem of integrated individuality is analyzed: the substantial characteristic of the term «individuality» is given; the model of integrated individuality and sources of complete studying of individuality of the person is described. Keywords: individuality, the person, psychology, the system approach.
Психология, будучи самостоятельной наукой, обладающей системой специфических функциональных инвариантов, придающих ей целостность, гармонию и порядок, находится в фокусе многочисленных наук о человеке и выполняет множество функций интегратора.
Психологическая наука, обладая уникальной структурой и системой функциональных инвариантов и находясь в тесном окружении огромного числа раздробленных и частных биологических и социальных наук о человеке, будучи в зависимости от них и влияя на них, остро нуждается в механизмах реализации интеграционных процессов. Эту проблему, по праву, относят к числу сложнейших и труднейших в психологической науке, так как многие исследователи солидарны в том, что психология находится в центре научного поиска знаний о человеке и что ей принадлежит в этом ключевая позиция. При этом при решении проблемы средств и механизмов интеграции наук о человеке мы сталкиваемся с самыми различными точками зрения (В.В. Белоус).
В отечественной психологии проблема индивидуальности рассматривалась и трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Небылицина, B.C. Мерлина и др. Сейчас интенсивно изучаются индивидуальные особенности психических процессов и личности, их связи между собой и с деятельностью.
Вместе с тем, проблема индивидуальности еще не стала предметом широкого научного исследования, хотя очевидно, что потребности развития науки и практики требуют глубокого и всестороннего изучения индивидуальности, разработки общей теории связей и отношений, определяющих ее содержание и развитие (И.И. Резвицкий).
Термин «индивидуальность» в психологии трактуется как «своеобразие, уникальность индивида» (Б.Ф. Ломов), как «психическая неповторимость отдельного человека» (Э.А. Голубева), как «ряд индивидуальных особенностей личности (К.К. Платонов), как «интегральная характеристика человека» (B.C. Мерлин). Уже беглый обзор определений индивидуальности свидетельствует о том, что понятие «индивидуальность» часто отождествляется с понятием «индивид» «личность», «деятельность», что приводит к затруднениям в психологических исследованиях, мешая решению проблемы соотношения биологического и социального в человеке и выход на практику.
Понятие интегральной индивидуальности или «совокупность внутренних условий» восходит к научным разработкам С.Л. Рубинштейна, который рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспосо-бительскую функцию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Б.Г. Ананьев развивал идею комплексного подхода к изучению человека, отмечая, что индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека. Индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Специальную модель интегральной индивидуальности предлагает В.М. Русалов, выделяя в ней два уровня: дифференциально -психофизиологический (низший уровень, представленный свойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень, состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований). Используя «мета-язык» математики, В.М. Русалов убедительно показал существование разновероятной (избирательно-стохастической) зависимости индивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, с одной стороны, и индивидуально-психологических личностных образований от психодинамических параметров индивидуальности, — с другой.
Если С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиций принципа аддитивности (совокупность, набор или симтомокомп-лекс свойств), то B.C. Мерлин стал широко употреблять понятие «интегральная индивидуальность», которую он рассматривал как большую саморегулирующуюся и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности.
Опираясь на принципы общей теории систем Л. Берталанфи, на положения теории функциональных систем П.К. Анохина и на научную универсальность методологического принципа субъекта в трактовке C.JI. Рубинштейна и А.В. Брушлинского, на достижения комплексного познания человека (Б.Г. Ананьев), B.C. Мерлин выдвинул и экспериментально обосновал теорию интегральной индивидуальности.
При этом выявил три источника специфичного целостного изучения индивидуальности человека.
Первый из них — философский диалектико-ма-териалистический принцип системности, согласно которому изучать индивидуальность следует как це-
лостную систему индивидуальных свойств. Основная познавательная задача системного подхода — объяснение интегративных свойств как следствия сложного взаимодействия элементов, благодаря которому появляется качественно новое свойство — целостность объекта. Изучаемый объект существует всегда как целое, а декомпозиция необходима для более глубокого проникновения в его суть для выяснения строения сложной системы путем вычленения подструктур и элементов, установления характера взаимоотношений между ними (структурами) и отношений части к целому, обеспечивающих ее существование.
Основные положения системного подхода при изучении интегральной индивидуальности состоят в следующем.
1. Специфические области индивидуальных свойств человека (химические, соматические, свойства темперамента, личности и т.д.) нужно рассматривать не разрозненно, а в их взаимодействии.
2. Связь и взаимоотношения индивидуальных химических, соматических, нейродинамических, общепсихологических, а также, социально-психологических свойств личности нужно рассматривать как иерархически упорядоченную систему, в которой низший уровень обуславливает явления вышестоящих уровней и сам, в свою очередь, видоизменяется в зависимости от этих условий.
3. Необходимо преодолеть сведение индивидуальных свойств высшего уровня (например, свойств личности) к закономерностям свойств низшего уровня (например, свойствам общего типа нервной системы).
4. Когда явления низшего уровня вступают в связь с явлениями более высокого порядка, они приобретают новое качество, которое В.П. Кузьмин назвал системным. Системное качество — основная детерминанта, опосредующая взаимные связи между явлениями различного иерархического уровня. Вместе с изменениями системного качества изменяется связь между явлениями различного уровня. Применяя понятие системного качества к исследованию интегральной индивидуальности, необходимо искать, какие именно явления опосредуют характер связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности (B.C. Мерлин).
Второй источник тенденции к интегрированию наук о человеке — успехи пограничных с психологией наук: биохимии, психофизиологии, социологии и др.
"ffi- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Установление многообразных связей между индивидуальными свойствами различного иерархического уровня и подчиняющихся различным закономерностям, естественно, приведут к мысли о существовании целостной системы этих свойств, характеризующих интегральную индивидуальность.
Третий источник, побуждающий к интегральному междисциплинарному исследованию индивидуальности человека — требование общественной практики.
Решение любой практической задачи, касающейся человека только тогда будет наиболее точным и полным, когда мы учитываем все многообразие условий, определяющих деятельность человека, а, следовательно, и многообразие тех индивидуальных свойств различного иерархического уровня, от которого зависит эта деятельность.
Несмотря на пестроту подходов к пониманию теории интегральной индивидуальности, всех авторов объединяет стремление выделить и изучить в ней одноуровневые и многоуровневые связи и взаимоотношения.
Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, т.е. это целостная характеристика его индивидуальности.
Интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек — общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе.
В связи между разноуровневыми свойствами в интегральной индивидуальности есть одно или несколько опосредующих звеньев. Установление их — основная задача интегрального исследования индивидуальности человека. Путем создания того или иного опосредующего звена практик (учитель, воспитатель, психолог и др.) получает возможность целенаправленно влиять на развитие индивидуальности человека, т.е. устраняя противоречия между отдельными разноуровневыми свойствами, он тем самым, и содействует гармонизации системы в целом.
Многозначные связи между разными уровнями интегральных свойств могут возникнуть равновероятно в онтогенезе, благодаря опосредующей (системообразующей) функции цикла промежуточных переменных, различных в зависимости от возраста, пола, условий жизни, особенностей деятельности и т.д. Значение многозначных разноуровневых связей для развития индивидуальности заключается, во-первых, в том, что новообразование личности не может возникнуть до тех пор, пока не изменилась прежняя связь между разноуровневыми свойствами.
Во-вторых, значение этих связей заключается в том, что одно и то же свойство какого-либо иерархического уровня, в зависимости от изменяющейся связи со свойствами других иерархических уровней, может выполнять различную приспособительную функцию.
В качестве основного звена, опосредующего связи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, В.С. Мерлин обычно выделял деятельность (преимущественно учебную и игровую) на некоторых онтогенетических стадиях. Доказано (О.Я. Андрос, Б.А. Вяткин, К.К. Платонов, В.В. Белоус), что связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности изменяются в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели для решения задачи выбирает человек. Устойчивые индивидуально-своеобразные системы целей, действий и операций в предметной деятельности или общении обозначаются как индивидуальный стиль деятельности или общения, который играет основную роль в развитии (гармонизации) индивидуальности.
Вместе с тем, деятельный подход не позволяет познать человека в единстве множества свойств, которыми он обладает; состав и структуру его индивидуальности как системы, принципы ее формирования. B.C. Мерлин не исключает, что возможны и другие гипотезы об опосредующих звеньях разноуровневых связей, например, роли убеждений, структуры межличностных отношений и т.п.
Таким образом, исследования интегральной индивидуальности позволяют решать методологические, теоретические и прикладные проблемы человековедения или человекологии. Объединяя и привлекая различные науки о человеке на разном уровне развития, теория интегральной индивидуальности не только обогащается за счет этих наук, но каждая наука в отдельности выполняет по отношению к дру-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
гой науке эвристическую функцию. Достижения одной науки становятся достижением другой и в целом система наук о человеке совершенствуется, поднимаясь с одного уровня развития на другой, более сложный и трудный для исследования.
Литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1978.
2. Анцыферова Л.И. К психологии формирования личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 4—8.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1982.
5. БрушлинскийА.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
6. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 2000.
7. Карпов А.В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис. М., 2000.
8. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта. Ярославль, 2007.
9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М., 2002.
10. Ковшев Е.М. Социальная рефлексия: структура, формы, функции. М., 1998.
11. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
12. Шохин В.К. Проект персоналогической антропологии и философия ценностей // Вопросы философии. 2002. № 6.
РОЛЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
Н.В. АНИКЕЕВА,
преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Е-т ail:lepisar@m ail.ru
Аннотация. Приводится обзор современных исследований волевой регуляции в научной психологии, ее роль в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Рассматриваются основные подходы к пониманию воли, дается общая оценка основных направлений изучения воли и волевой регуляции деятельности в научной психологии, воли как сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевые состояния, мотивационный подход, регулятивный подход, преодоление внутренних и внешних препятствий, саморегуляция, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, состояние мобилизационной готовности, состояние сосредоточенности, состояние решимости, целенаправленное поведение.
THE ROLE OF THE VOLUNTARY REGULATION OF PROFESSIONAL EMPLOYEE OF DEPARTMENT OF THE INTERIOR
N.V. ANIKEEVA,
lecturer department of psychology Moscow university of the Interior Ministry of Russia
Annotation. This article provides an overview of current research in the voluntary regulation of scientific psychology and its role in professional ATS staff. The author examines the main approaches to understanding and will give an overall assessment of the main areas of study will and voluntary regulation of activity in scientific psychology. In its most general form of the concept will be defined as the conscious control of human behavior and activities associated with overcoming internal and external obstacles.
Keywords: will, voluntary regulation, volitional states, motivational approach, regulatory approach, to overcome internal and external obstacles, self-regulation, professional activities officer of department of the Interior, the state of mobilization readiness, state of concentration, state determination, goal-directed behavior.
Профессиональная деятельность в органах внутренних дел отличается интенсивностью и напряженностью, которые обусловлены различными факторами: выполнением служебных обязанностей в жестко
ограниченные сроки; наличием количественных критериев оценки успешности деятельности; постоянным взаимодействием с людьми, в том числе и с социально неблагоприятным контингентом; непредсказуемостью