, дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Назарько Е.В., аспирант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ИНТЕГРАЛИЗМ П.А. СОРОКИНА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
В последнее время возродился интерес к трудам П.А. Сорокина, - доказательство того, что интегрализм, основа эпистемологии Сорокина, остается программой реконструкции личности, общества, культуры. Сорокин верил: интегральная перспектива нужна прогрессу наук об обществе.
«Мировоззрение интегрализма» П. Сорокина представляет собою синтез позитивистского натурализма и философского иррационализма.
Если критика исторического познания в рамках «историзма» лишь косвенно затрагивала вопросы исторического развития и прогресса, то Сорокин сознательно строит свою концепцию на основе онтологической проблематики истории. А это неизбежно привело его к попытке привить к стволу социологического натурализма Конта и Спенсера иррационалистических дичок философии ценностей. При этом, однако, он выступил против характерного для идей Риккерта - Дильтея отрицания исторической закономерности (повторения) и возможности объективной социологии. Отсюда Сорокин более глубоко обосновал общую историческую теорию на базе единства философии, истории, культуроведения и особенно социологии, к которой и отошли проблемы социо-исто-рической онтологии в конце XIX в.
Многие философы, историки и социологи считают особенно ценным в синтезе Сорокина теоретико-методологическое
сближение исторической и социологической теорий: широкое внедрение количественных процедур в историческое исследование, использование добытых социологией типологических понятий, существенно уточняющих исторический концептуальный аппарат, и т.п.
Для работ Сорокина характерно использование интегрализма для изложения своих позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.
Наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия - ин-тегрализм». Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и
№8 ОКТЯБРЬ 2010
дискуссия
журнал научных публикаций
Сорокин П.А.
Высшей интегральной ценности.
П.А. Сорокин утверждает: «.. .новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты». [1]
Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. Для Сорокина общество - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Конечная цель интегральной социальной науки - реконструкция личности, общества, культуры
Интегральная социальная наука сосредоточена на причинах и следствиях Золотого Правила, выраженного в добродетелях и пороках. Воздействие интегра-лизма охватывает научный континуум от метатеории до эмпирических данных. Ценностные посылки, взятые из мировых религий, - важная часть интегралистской метатеории. Ценностные посылки рассматриваются как констатации желательности или добра. Они служат в научном процессе стандартами, в рамках которых избираются проблемы и оцениваются результаты. Основополагающая ценностная посылка
интегрализма такова: дать знание и понимание того, как Золотое Правило может быть реализовано полнее. Это исходная цель усилий ученых.
Интегральная социальная наука фокусирует внимание на вкладе каждой из разных теоретических перспектив в понимание причин и следствий добродетелей и пороков. Считается, что каждая перспектива поднимает уникальные вопросы относительно этих двух базовых концептов инте-грализма. Например, указанная ценностная посылка дает теоретический синтез, концентрируясь на выборе между добродетелью и пороком. Сорокин верил, что выбор альтруистичной любви - ключевой определитель формирования характеристик общества и культуры, так как они, в конце концов, - продукт действий людей. На микроуровне этот вопрос особенно применим к теоретическим традициям интерпретации, таким как этнометодология, феноменология и символический интерак-ционизм. В теории конфликта интегрализм поднимает вопрос, как добродетели и пороки вносят вклад в переменные конфликта, такие как его частота, длительность, насильственность. В функциональной теории ценностная посылка Золотого Правила служит основой рассмотрения того, что способствует реализации Золотого Правила, будучи функциональным, и что не способствует, будучи дисфункциональным. Осуществив такое различение, можно оценить вклад частей любой системы в виде характеристик функционального анализа.
На уровне эмпирического исследования изучение Золотого Правила, схем добродетели и порока позволяет формулировать аналитические концепты для каждой
, дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАуКИ
из этих идей. Процедуры операционали-зации, свойственные каждой исследовательской традиции, необходимо развивать, проверять и оценивать. Иллюстрацией такого стремления была проверка автором операциональной меры первичных добродетелей. Полное развитие интегрализма требует создания большого числа исследовательских групп, концентрирующихся на причинах и следствиях добродетелей и пороков.
Наконец, интегрализм служит основой единства разных социальных наук и специализированных сфер внутри их. Например, в социологии поиск причин и следствий Золотого Правила выходит за пределы сфер специализации и может быть фокусом исследования в таких разных областях как формальные организации, стратификация, социология религии, криминология, политическая социология и семья.
Сорокин считал упадок и дезинтеграцию чувственной культуры фундаментальным историческим процессом нашей эпохи. Согласно его теории, по мере того, как культура становится более проблематичной, люди отбрасывают эту культуру и ищут ей живую альтернативу. Реализация новой интегральной культуры вызовет фундаментальные перемены в личности, обществе и культуре в сторону большего альтруизма.
Обеспечение знания и понимания, необходимых для наращивания альтруистической любви, Сорокин считал конечной целью интегральной социальной науки, а вклад социальной науки - жизненно важным для эффективной реализации таких перемен. Воспринимая и развивая видение Сорокиным интегрализма, социальные науки станут активным инструментом создания новой культуры, полнее реализующей любовь и систему морали, выраженные Золотым Правилом.
Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурную ценность, составля-
ющую существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности и освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений. Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.
1. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм// Социс. 1992. №10. С. 35-38.
2. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 1999. № 7. С. 32-37.
3. Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения Питирима Александровича Сорокина/Под ред. Яковца Ю.В. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 162-173.
4. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина //Новая и новейшая история, М., 1966, № 4, с.86.
5. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИС. 1999. № 11. С. 35-41.
6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999. №6.
7. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИС. 1990. №2.
8. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992. №10.
9. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИС. 1996. №5.
10. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // СОЦИС. 1992. №10.