Научная статья на тему 'Интегрализм П. А. Сорокина как теоретико-методологический принцип социального познания'

Интегрализм П. А. Сорокина как теоретико-методологический принцип социального познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1305
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / SOCIAL KNOWLEDGE / AN INTEGRATED SOCIETY / A SOCIAL SCIENCE / SOCIAL CULTURE / THE PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назарько Е. В.

П.А. Сорокин, крупнейший социолог XX столетия, активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. Сейчас, на изломе исторических эпох, пришло время возрождения интегрализма, развития его применительно к новым историческим условиям и утверждения в качестве преобладающей парадигмы обществоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of P.A. Sorokin is the unique phenomenon in science of XX of century. For works of Sorokin the use of integralism is characteristic for exposition of the positions, theoretical ideas. An ultimate goal of integral social science is a reconstruction of personality, society, culture. In this article we will consider essence of this conception, and also her application to the phenomenon of culture in creation of P.A. Sorokin.

Текст научной работы на тему «Интегрализм П. А. Сорокина как теоретико-методологический принцип социального познания»

, дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Назарько Е.В., аспирант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ИНТЕГРАЛИЗМ П.А. СОРОКИНА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

В последнее время возродился интерес к трудам П.А. Сорокина, - доказательство того, что интегрализм, основа эпистемологии Сорокина, остается программой реконструкции личности, общества, культуры. Сорокин верил: интегральная перспектива нужна прогрессу наук об обществе.

«Мировоззрение интегрализма» П. Сорокина представляет собою синтез позитивистского натурализма и философского иррационализма.

Если критика исторического познания в рамках «историзма» лишь косвенно затрагивала вопросы исторического развития и прогресса, то Сорокин сознательно строит свою концепцию на основе онтологической проблематики истории. А это неизбежно привело его к попытке привить к стволу социологического натурализма Конта и Спенсера иррационалистических дичок философии ценностей. При этом, однако, он выступил против характерного для идей Риккерта - Дильтея отрицания исторической закономерности (повторения) и возможности объективной социологии. Отсюда Сорокин более глубоко обосновал общую историческую теорию на базе единства философии, истории, культуроведения и особенно социологии, к которой и отошли проблемы социо-исто-рической онтологии в конце XIX в.

Многие философы, историки и социологи считают особенно ценным в синтезе Сорокина теоретико-методологическое

сближение исторической и социологической теорий: широкое внедрение количественных процедур в историческое исследование, использование добытых социологией типологических понятий, существенно уточняющих исторический концептуальный аппарат, и т.п.

Для работ Сорокина характерно использование интегрализма для изложения своих позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.

Наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия - ин-тегрализм». Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и

№8 ОКТЯБРЬ 2010

дискуссия

журнал научных публикаций

Сорокин П.А.

Высшей интегральной ценности.

П.А. Сорокин утверждает: «.. .новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты». [1]

Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. Для Сорокина общество - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Конечная цель интегральной социальной науки - реконструкция личности, общества, культуры

Интегральная социальная наука сосредоточена на причинах и следствиях Золотого Правила, выраженного в добродетелях и пороках. Воздействие интегра-лизма охватывает научный континуум от метатеории до эмпирических данных. Ценностные посылки, взятые из мировых религий, - важная часть интегралистской метатеории. Ценностные посылки рассматриваются как констатации желательности или добра. Они служат в научном процессе стандартами, в рамках которых избираются проблемы и оцениваются результаты. Основополагающая ценностная посылка

интегрализма такова: дать знание и понимание того, как Золотое Правило может быть реализовано полнее. Это исходная цель усилий ученых.

Интегральная социальная наука фокусирует внимание на вкладе каждой из разных теоретических перспектив в понимание причин и следствий добродетелей и пороков. Считается, что каждая перспектива поднимает уникальные вопросы относительно этих двух базовых концептов инте-грализма. Например, указанная ценностная посылка дает теоретический синтез, концентрируясь на выборе между добродетелью и пороком. Сорокин верил, что выбор альтруистичной любви - ключевой определитель формирования характеристик общества и культуры, так как они, в конце концов, - продукт действий людей. На микроуровне этот вопрос особенно применим к теоретическим традициям интерпретации, таким как этнометодология, феноменология и символический интерак-ционизм. В теории конфликта интегрализм поднимает вопрос, как добродетели и пороки вносят вклад в переменные конфликта, такие как его частота, длительность, насильственность. В функциональной теории ценностная посылка Золотого Правила служит основой рассмотрения того, что способствует реализации Золотого Правила, будучи функциональным, и что не способствует, будучи дисфункциональным. Осуществив такое различение, можно оценить вклад частей любой системы в виде характеристик функционального анализа.

На уровне эмпирического исследования изучение Золотого Правила, схем добродетели и порока позволяет формулировать аналитические концепты для каждой

, дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАуКИ

из этих идей. Процедуры операционали-зации, свойственные каждой исследовательской традиции, необходимо развивать, проверять и оценивать. Иллюстрацией такого стремления была проверка автором операциональной меры первичных добродетелей. Полное развитие интегрализма требует создания большого числа исследовательских групп, концентрирующихся на причинах и следствиях добродетелей и пороков.

Наконец, интегрализм служит основой единства разных социальных наук и специализированных сфер внутри их. Например, в социологии поиск причин и следствий Золотого Правила выходит за пределы сфер специализации и может быть фокусом исследования в таких разных областях как формальные организации, стратификация, социология религии, криминология, политическая социология и семья.

Сорокин считал упадок и дезинтеграцию чувственной культуры фундаментальным историческим процессом нашей эпохи. Согласно его теории, по мере того, как культура становится более проблематичной, люди отбрасывают эту культуру и ищут ей живую альтернативу. Реализация новой интегральной культуры вызовет фундаментальные перемены в личности, обществе и культуре в сторону большего альтруизма.

Обеспечение знания и понимания, необходимых для наращивания альтруистической любви, Сорокин считал конечной целью интегральной социальной науки, а вклад социальной науки - жизненно важным для эффективной реализации таких перемен. Воспринимая и развивая видение Сорокиным интегрализма, социальные науки станут активным инструментом создания новой культуры, полнее реализующей любовь и систему морали, выраженные Золотым Правилом.

Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурную ценность, составля-

ющую существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности и освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений. Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.

1. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм// Социс. 1992. №10. С. 35-38.

2. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИС. 1999. № 7. С. 32-37.

3. Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения Питирима Александровича Сорокина/Под ред. Яковца Ю.В. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 162-173.

4. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина //Новая и новейшая история, М., 1966, № 4, с.86.

5. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИС. 1999. № 11. С. 35-41.

6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999. №6.

7. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИС. 1990. №2.

8. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992. №10.

9. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИС. 1996. №5.

10. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // СОЦИС. 1992. №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.