УДК 304.2 ББК 60.524
Т. Д. Скуднова, А. М. Гасанов АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ П. СОРОКИНА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
Аннотация. Представленная статья включает в себя информацию посвященную актуальности идей П. Сорокина, вся информация логически взаимосвязана и подтверждена информацией и цитатами из авторитетных источников. Значительное внимание уделяется богатейшему научному наследию, оставленному П. Сорокиным и оценке его вклада в развитие социологии и социальной философии.
Ключевые слова: социальные законы, социальная философия, творческий альтруизм, сверхрациональное существо, суперорганический мир, индивидуальные и культурные ценности.
T. D. Skudnova, A. M. Gasanov THE RELEVANCE OF THE IDEAS P. SOROKINA IN A GLOBALIZING WORLD
Abstract. The article includes information on the relevance of the ideas P. Sorokin, all the information is logically interrelated and confirmed by the information and quotes from authoritative sources. Considerable attention is paid to the rich scientific heritage left by P. Sorokin and assessment of his contribution to the development of sociology and social philosophy.
Key words: social laws, social philosophy, creative altruism, superrational being, суперорганический the world, individual and cultural values.
"...Без сомнения Сорокин относится к гигантам социологии, ведь благодаря его новаторским исследованиям «Социология революции», «Социальная мобильность», «Современные социологические теории», и, конечно же, «Социальная и культурная динамика» открылись целые направления этой дисциплины. Представитель академической науки, он стал ещё и мессией, который чувствовал ответственность выразить в своих исследованиях условия и тенденции развития современного общества, предупредить об их последствиях и найти пути преодоления кризиса..."
Эдвард Тириакьян
В современной философской научной литературе и публицистике достаточно велик интерес к феномену выдающегося философа и социолога ХХ века Питирима Александровича Сорокина. Возрождение интереса к его научному наследию - доказательство того, что интегрализм, основа эпистемологии Сорокина, остается программой реконструкции личности, общества, культуры в условиях глобализации. Сорокин верил: интегральная перспектива нужна прогрессу наук об обществе. В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.
Цель статьи - показать актуальность идей П. Сорокина в современной ситуации усиления глобализационных процессов в мире и поиска путей выхода из глубокого цивилизационного кризиса. Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и ин-терпретативными парадигмами, был российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию. Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности - сложной, интегральной сущности человека, его ценностного мира.
В работе «Моя философия - интегрализм» философ рассуждает о своем видении интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания [2, 46]. Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он является активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность - суперорганический или культурный мир. Среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность - единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины.
Если рассматривать оставленное Питиримом Сорокиным богатейшее научное наследие с позиции XXI века, с точки зрения формирования постнеклассической парадигмы общественных наук, то можно выделить в них пять следующих важнейших составных частей:
• учение о социокультурной динамике;
• теория цивилизаций;
• теория предвидения;
• социальные законы;
• творческий альтруизм.
1. Учение о социокультурном строе и его цикличной динамике. Питирим Сорокин впервые ввел в оборот понятие социокультурного строя, понимая под ним не только сферу духовного воспроизводства, - науку, культуру, образование, этику, религию, систему цивилизационных ценностей, но и экономику, политические и общественные отношения, войны и революции, то есть по сути дела, всю структуру общества, структуру пирамиды цивилизации. При этом первенство, приоритет в динамике и функционировании этой системы он давал сфере духовного воспроизводства, что принципиально отличается от преобладавших в индустриальную эпоху научных парадигм, отдававшим приоритет экономическим и материальным рыночно-капиталистическим отношениям (либерализм), экономическому способу производства (марксизм).
2. Теория цивилизаций. Одна из важнейших заслуг Питирима Сорокина в развитии макросоциологии - анализ теорий цивилизации, критическое рассмотрение в его работах по социологическим теориям взглядов различных теорий динамики цивилизаций и выработка своей концепции сущности динамики и взаимодействия цивилизаций. По сути дела его многотомник "Социокультурная динамика" это рассмотрение теории и истории цивилизации во всем сложном переплетении различных факторов и проявлений их динамики. Теория цивилизаций Питирима Сорокина является одной из фундаментальных основ в современной формирующейся и синтезирующей общественной науке, которая получила название цивилиографии и которая ожидается на стыке многих социальных наук, характеризуя сущность, взаимодействие и динамику социологических систем. Эта теория, наряду с учениями Арнольда Тойнби и Фернана Броделя, легла в основу современной российской цивилизационной школы (Б. Н. Кузыка, Ю. В. Яковец и др.).
3. Теория предвидения Питирима Сорокина. На основании выведенных им закономерностей и тенденций динамики общества П. Сорокин определил главные тенденции развития общества на многие десятилетия вперед. Это переход от чувственного социокультурного строя, преобладавшего в течении пяти столетий на Западе к интегральному социокультурному строю, который будет преобладать в перспективе, имея свои разновидности на Западе и Востоке. Вместе с А. Тойнби он показал, что одной из главных тенденций является сдвиг центра творческой активности с Запада на Восток, так что на мировой арене, наряду с Западной Европой, которая преобладала в предыдущие века, будет играть важнейшую роль Америка, Китай, Россия, Япония, Индия, исламские страны, африканские страны. В перспективе постепенно будут повышаться активность на геоцивилизационном пространстве совокупности различных цивилизаций и устраняться доминирование западной цивилизации. Эти положения Сорокина, его цивилизационный подход стали одной из основ разработанной российскими учеными методологии интегрального макропрогнозирования и на ее основе тенденций будущего цивилизаций. Подготовка учеными России и других стран Глобального прогноза «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года, показывают обоснованность и подтверждают истинность предвидения Питирима Сорокина. Исследования Сорокина были детально рассмотрены в научном докладе «Ответ на вызовы XXI века - становление интегральной цивилизации», опубликованном к Международному научному симпозиуму "Научное наследие Питирима Сорокина и перспективы динамики цивилизаций в XXI веке», посвященному 120-летию со дня рождения ученого.
4. Социальные законы Питирима Сорокина. В книге «Элементарный учебник общей теории права и в связи с теорией государства», опубликованной в 1919 г. в Смоленске, переизданной в 2009 г. в Санкт-Петербургском государственном университете, П. Сорокин развивая идеи своего учителя М. М. Ковалевского, излагает основные законы развития права, которые по существу являются общесоциологическими законами развития общества:
о закон освобождения личности и роста ее ценности; о закон роста правового равенства людей;
о закон количественного роста социальной солидарности (закон расширения социально-защищенных кругов);
о закон качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения; о закон падения наказаний и наград;
о закон улучшения средства, с помощью которых добываемо от людей социально-благожелательное поведение; о закон частного колебания постоянных исторических тенденций.
Предложены также способы измерения роста и уменьшения человеческой солидарности («морально-правовой термометр»). Эти новаторские идеи получили развитие в некоторых последующих трудах Сорокина, в том числе в одной из последних работ «Главные тенденции нашего времени» (1964, русское издание 1997 г.) [7].
Обобщая опыт кризисных ситуаций, которые возникают в обществе в течение многих веков и роли общества и государстве в регулировании таких ситуаций, П. Сорокин обосновал социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы. Он показал, что критические ситуации в период крупных стихийных бедствий, войн, экономических кризисов и других потрясений общества значительно возрастают масштабы и суровость правительственной регламентации различный сторон жизни общества. Когда кризис уходит, масштабы такой регламентации значительно уменьшаются. Сорокин показал одну из закономерностей выхода из кризисов, периодически потрясающих общество, необходимость усиления роли государственного регулирования в условиях глубоких кризисных ситуаций. Этот закон, который получил выражение и в доктрине кейнсианства в начале XXI века получает подтверждение деятельности государств, которые вопреки канонам неолиберализма решительно вмешались в хозяйственную жизнь в условиях глубокого финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
5. Творческий альтруизм. В последние годы жизни ученого-философа Сорокина заложены глубокие основы ренессанса гуманистической этики, ориентированной не на конкуренцию и жестокую борьбу всех против всех, а на принципах солидарности, сотрудничества, партнерства. Созданный им в США центр творческого альтруизма и ряд поздних произведений, посвященных этой теме, содержат глубокое обоснование возрождения гуманистической этики, которая была подорвана в эпоху распространения капитализма в течение пяти веков. Основные положения новой этики, доказанные на анализе обширного социологического материала, приобретают особое значение в XXI веке, поскольку именно они лежат в основе партнерства как внутри общества, так и между государствами и цивилизациями и становятся фундаментальным признаком рождающегося интегрального социокультурного строя [7]. П. Сорокин подчеркивал, что сам человек является также интегральным существом. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого миросозидания. Человек, по его мнению, сверхсознательный творец, создающий явления культуры и простирающий свое влияние к Космосу. В этом Сорокин перекликается с мыслями философов-космистов (В. Вернадского и др.). Он считает, что важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью выступает единство Правды (Истины), Добра (альтруистической любви) и Красоты (эстетических ценностей). Таким образом, интегрализм П.Сорокина выступает не только как познавательная философская доктрина, но и морально-этическая. Здесь открывается новая сторона не до конца исследованного научного творчества философа: он предстает как социальный педагог и психолог, идеи которого «способствовали развитию социальной педагогики и социальной психологии как самостоятельных отраслей научного знания» [3, 156]. В основе социального поведения он усматривал психофизиологические механизмы, а интегральным фактором социальной жизни считал коллективный рефлекс. Им всесторонне проанализированы категории социального и психического взаимодействия мотивации поведения, дан социально-психологический анализ социальной и профессиональной стратификации и мобильности, регуляторов социальных взаимоотношений (бессознательных, биосознательных, со-циосознательных), знаковая (символическая) природа социального общения. Им предложен интегральный подход к системе индивидуальных культурных ценностей (когнитивные, эстетические, социальной адаптации и морали, прагматические). Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. В ее основе - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая, в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.
На общем уровне чтение Сорокина сегодня - это стимул философской научно -теоретической рефлексии, так как многие его работы предвосхищают основные и наиболее значительные аспекты нашей жизни.
Несколько лет назад известный американский политолог Самуэль Хантингтон выдвинул идею, что эра, наступившая после холодной войны, превращается в новый международный порядок, состоящий из цивилизаций, а не из государств, которые конкурируют за ресурсы модернизации; и его анализ признает приоритет Сорокина в изучении цивилизаций [5]. А. Тирикьян в своей статье "Питирим Сорокин мой учитель и пророк современности" утверждает: "Я согласен с Хантингтоном в том, что настало время, когда "цивилизация" должна стать стратегической единицей макроанализа, потому что она является крупномасштабной социокультурной единицей в появляющемся "глобальном веке". Имеющей больше смысла, чем страна-государство, которая была основной макро-единицей анализа (даже в так называемом "анализе мировой системы", которому
недостает культурной специфики и дифференциации). Но Сорокин, вероятно, не согласился бы с дальнейшим рассуждением Хантингтона, что различные цивилизационные условия, например западная, исламская или конфуцианская цивилизации, имеют фундаментально нулевой результат в конкуренции друг с другом за ресурсы модернизации. Если внимательно прочитать Хантингтона, становится очевидным, что самой лучшей политикой для США и для Запада является отделение от вторжения других цивилизаций и от влияния на них, так, чтобы избежать глобального конфликта при теперешних процессах глобализации, так как, например, ислам существует не только вне Запада, но также и все больше внутри Запада (североафриканские и турецкие иммигранты, осевшие в Германии, Франции и т.д.), ислам также существует и в Восточной Европе (на Балканах) и в бывшем Советском Союзе" [4, 1-2].
Можно предположить, что Сорокин предложил бы как часть новой исследовательской программы изучить, как "интегральная социология" могла бы привести, после тщательного сравнительного и исторического исследования, к рассмотрению происходящего культурного синтеза интерактивных цивилизаций, к скорее созидательным, чем деструктивным контактам. Такие контакты могли бы затем стать базой новых "идеациональных" или "идеалистических", форм социокультурных моделей, которые, как предвидел Сорокин, придут на смену старым в новом столетии и заменят уже истощенную чувственную цивилизацию [4, 3]. В работах Сорокина можно выделить несколько специфических проблем. Во-первых, в отличие от некоторых секуляризационных пророков периода поздней модернизации, которые смотрели на этот период с глубоким пессимизмом из-за неизлечимых пороков, Сорокин видел "свет в конце туннеля", потенциал для нового витка культурного роста и развития. Во-вторых, и это связано с первым, хотя Сорокин хорошо понимал в 1930-е гг. деструктивные возможности новых войн и других стихийных бедствий, вызванных деятельностью человека, он также и после войны в 1950-1960-х гг. не видел социокультурной основы для конфликта между Советским Союзом и США; нет нужды говорить, что это было время, когда "холодная война" была главной структурой международных отношений, включавшей очень много опасений и предчувствия в недалеком будущем многих катаклизмов между этими двумя странами.
Сорокин начинает с диагноза трех долговременных тенденций нашей продвинутой модернизации. Во-первых, за многие годы до других Сорокин заметил, что центр творческого лидерства смещается с Европейского Запада через Атлантический океан на более широкую область Тихого океана [4, 1-2]. Этот эпохальный сдвиг принес "возрождение великих культур Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира" [1]. Вторая секуляристическая тенденция - это упадок и разрушение доминирующей чувственной культуры и систем ценностей Запада. Третья тенденция -это эмбриональное зарождение нового "интегрального" порядка в обществе, ценностей и личности. Здесь он в сжатой форме представил большую часть того, что есть в работе "Социальная и культурная динамика", и его обсуждение первой тенденции предвосхитило всплеск недавнего интереса к "постколониальным исследованиям", которые дают слово не-западным культурам. Он отметил расширение научно-технического поля среди азиатских и африканских народов; расширение их креативного лидерства (отраженное в международных призах и наградах за выдающиеся достижения); растущее влияние на Запад восточных философий, религий, этических, легальных и художественных ценностей и т.д. [1, 65-67]. В качестве альтернативы против раздельного цивили-зационного развития он выдвинул идею невраждебного взаимодействия между Востоком и Западом, новый, дополняющий, комплиментарный, "интегральный порядок". Для Запада этот новый интегральный порядок потребует возрастания "спиритуализации" и "идеализации" западного мира путем "забвения чувственных псевдореальностей и превознесения вечный и универсальных чувственных ценностей"; для восточных народов первоочередным вопросом является значительное улучшение материального положения масс. В сущности, есть настоятельная необходимость обновить существующие суперкультурные системы каждой крупной части человечества, которые сейчас представляют собой "дезинтегрирующий чувственный порядок Запада" и "окаменевший идеалистический порядок Востока" [1, 71]. Существует возможность в качестве альтернативы катастрофической дезинтеграции двух больших цивилизационных систем построить новый интегральный порядок, соединяющий творческие ресурсы обеих систем. "Этот новый порядок, - добавлял он, - может развиться только при условии отсутствия самоубийственной глобальной войны".
19 февраля текущего года на Конференции, прошедшей на родине Питирима Сорокина в Республике Коми, участники научного форума «Питирим Сорокин в истории, науке и культуре XX века» подтвердили актуальность его идей и сегодня. Как сообщил председатель Русского социологического общества имени М. Ковалевского А. Бороноев, конференция в Сыктывкаре открывает цикл научных форумов, посвященных творческому наследию П.Сорокина. Следующие конференции пройдут 25 марта в Москве и 16-18 апреля в Санкт-Петербурге с участием зарубежных ученых. Куратор семейного наследия П. Сорокина, доктор социологии университета штата Висконсин города Мэдисон США Павел Кротов подчеркнул, что творческое наследие великого земляка актуально и сегодня. Учение П. Сорокина о социокультурной динамике представляет
фундаментальный и до конца не понятый вклад в понимание закономерностей развития общества. В работе конференции принимали участие около 50 ученых и специалистов из Сыктывкара, Вологды, Санкт-Петербурга, Чайковского (Пермский край). Стендовые доклады прислали из США ученые университетов Калифорнии, Вирджинии и Западной Вирджинии.
Характеризуя огромный вклад П. Сорокина в развитие социологии и социальной философии, многие ученые оценивают степень его гениальности по следующим трем критериям.
Первый критерий: глубина и новизна проникновения в сущность и в развитие той отрасли знаний, в которой он преимущественно занимался. Действительно, Питиримом Сорокиным сделан ряд научных открытий, которые легли в основание ряда научных школ, связанных с макросоциологией, с динамикой социокультурного строя, с теорией цивилизации, гуманистической этикой и других направлений, которые действительно обладают большей научной новизной и закладывают основы для будущего развития соответствующих отраслей науки. Второй критерий - это многогранность творчества. Если посмотреть на интеллектуальное развитие Питирима Сорокина, то здесь мы наблюдаем синтез многих видов этого творчества. Это не только социология, но и философия, история, теория государства и права, этика, а также художественное творчество. Именно такое разнообразие характерно для гениев в истории человеческой мысли.
Третий критерий - это степень опережения преобладавших в его времени научных течений и учений. Именно сейчас, в начале XXI века, становится очевидным, что в своих теориях и прозрениях, в своих выводах о главных тенденциях динамики общества П. Сорокин по крайней мере на полстолетия опередил свое время и заложил основы той коренной трансформации знаний об обществе, которые в первой четверти XXI века стали развертываться во всем мире, меняя представление об обществе во всех сторонах и гранях.
Таким образом, обосновывая актуальность идей Питирима Сорокина в глобализирующемся мире, мы можем сказать о высшей степени ценности этого наследия в системе достижений духовного прогресса XX века. На основе проведенного анализа можно сделать общий вывод, что наследие П. Сорокина является краеугольным камнем, одной из глубочайших и прочнейших основ того мировоззрения, которое поможет обществу преодолеть противоречия и кризисы переходной эпохи и сформировать именно такое в своих основных чертах интегральное общество, которое он и предсказывал в своих произведениях. Интегральный подход позволил Сорокину описывать и индивидуальное поведение и культурные ценности, составляющие существо каждой социокультурной системы. Вглядываясь в будущее мира, Сорокин полагал, что господствующим типом возникающего общества и культуры будет тип специфический (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности обоих и поможет освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом конвергенции явятся не только политические перемены, но близость систем ценностей, права, искусства, спорта, досуга, семейных и брачных отношений. Сорокин мечтал о новой будущности через очищение и воскрешение культуры, будущности, основанной на альтруистической любви и этике солидарности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Липсет, С. М. Континентальный раздел на ценностях и институтах США и Канады / С. М. Липсет. - NY: Routledge, 1990.
2. Сорокин, П. А. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. - 1990. - № 2. -С. 134-138.
3. Скуднова, Т. Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики / Т. Д. Скуднова. - Таганрог, 2001. - С. 156
4. Тириакьян, Э. А. Питирим Сорокин мой учитель и пророк современности // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - № 1. - Т. 2.
5. Хантингтон, С. П. Столкновение Цивилизации и реформирование Мирового Порядка / С. П. Хантингтон. -NY:Simon & Schuster, 1996.
6. Режим доступа: http://komionline.ru/news/13744.
7. Режим доступа: http://www.psorokin.newparadigm.ru.
УДК 172.1 ББК 60.0
Т. Д. Скуднова, О. А. Пузиков
ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В статье рассмотрены философско-теоретические аспекты социальной работы. Показано, что философия социальной работы строится на междисциплинарном характере исследований, на философии гуманизма.
Ключевые слова: интеграция, человек, культура, социальная работа, социализация, личность, жизненный мир.