Секция
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
УДК 330.322.3
Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Предлагается матрица выбора стратегии социальных инвестиций, позволяющая более эффективно распределять инвестиции при условии имеющихся бюджетных ограничений.
Экономические преобразования, происходящие в начале 1990-х годов, привели к изменениям во всех сферах жизни населения. Создание рыночной экономики в рамках, происходящих перемен, потребовало множества усилий, которые были направлены на: разгосударствление предприятий и создание частной формы собственности; зарождение рыночных отношений, которые создали новые возможности для всех хозяйствующих субъектов. Стратегические цели экономических преобразований в первую очередь были направлены на: создание материальных предпосылок благоприятной и комфортной жизненной среды, соответствующим возможностям технического и социального прогресса; переходу к новому типу экономического роста, ориентированному на удовлетворение потребностей различных групп населения; создание многоукладной и многосекторной экономики. При этом формирование социально-рыночного сектора отошло на задний план.
На сегодняшний день разработано множество целевых программ, направленных на повышение качества жизненно важных отраслей. На реализацию этих программ заложены статьи расходов в государственном бюджете разных уровней. Однако выделяемых средств по-прежнему недостаточно для развития сферы нематериального производства. Ограниченность ресурсов формирует задачу эффективного распределения ограниченных бюджетных средств, направленных на цели социального развитии [2].
В результате оценке состояния основных тенденций развития социальной сферы в России были сформулированы следующие выводы:
1) вследствие низкого уровня финансирования социальной отрасли произошло снижение уровня обеспеченности объектами социальной сферы;
2) в связи с миграционными процессами, связанными с переселением людей из деревни в город, а также переселением населения из стран СНГ на территорию России, изменилась структура потребителей социальных услуг;
3) низкий объем финансирования с минимальным процентом возобновления привел к высокому уровню износа по социальным объектам.
Для решения поставленной задачи были рассмотрены, существующие методы стратегического планирования и выполнена оценка возможности их использования применительно к социальной сфере. Основными и часто используемыми на сегодняшний день являются: матрица БКГ, матрица Мак-Кинси и др. В основе всех этих моделей лежат такие показатели как: темпы роста, модель жизненного цикла, доля рынка и т. д. Однако указанные методы не могут быть использованы при решении задачи формирования стратегии социального развития, поскольку все эти методы и модели разработаны с учетом деятельности коммерческих организаций [1].
В частности, существуют несколько методов анализа факторов внешней и внутренней среды. Среди них метод «5*5», SWOT-анализ, метод четырех вопросов и др. Однако названные методы не отражают условий функционирования социальной сферы. Учитывая специфику данной отрасли, были предложен метод «пяти вопросов», позволяющий выявить наиболее значимые факторы развития социальной инфраструктуры.
к Выравнивания Доведение до международных стандартов или социальных стандартов
Закрытие узких мест Доведение до нормативного уровня
Низкий Высокий
Матрица социального развития
Уровень обеспеченности
высокий низкий
Объем финансирования
Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»
Для решения поставленной задачи необходимо разработать инструменты, удовлетворяющие специфике объектов социальной сферы. Данные инструменты должны учитывать факторы, оказывающие влияние на выбор стратегического развития социальной инфраструктуры.
В результате исследования данного метода были выявлены 2 фактора, определяющие развитие социальной сферы, к ним относятся: уровень обеспеченности и объем финансирования. Именно эти факторы были использованы при построении матрицы выбора стратегии социальных инвестиций. Данная матрица представляет 4 квадранта, отвечающим различным уровням обеспеченности и объему финансирования (см. рисунок). В каждом квадранте указаны соответствующие направления развития - выравнивание, доведение до международных стандартов, закрытие узких мест, доведение до нормативного уровня.
Таким образом, предлагаемая матрица выбора стратегии социальных инвестиций, позволит более эффективно распределять инвестиции при условии
имеющихся бюджетных ограничений. Это в свою очередь позволит улучшить положение в социальной сфере, обеспечивающей соответствующий уровень благосостояния, услуг, качества жизни вне непосредственной сферы материального производства.
Использование предложенных методов позволяет определить стратегии социального развития, которые в свою очередь позволяют сократить размерность следующей задачи, связанной с оценкой эффективности социальных инвестиций и их последующим распределением.
Библиографические ссылки
1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М. : Финансы и статистика, 1997.
2. Фирсова Т. В. Принципы оценки эффективности инвестиций в социальную сферу. Тр. 5 Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. СПб. : Изд-во Политехн. унта, 2006. С. 252-254.
© Алексеева Е. Ю., 2011
УДК 378
О. В. Баранова Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
При разработке программы тщательно планируется процесс ее выполнения - последовательность шагов, которые приведут к желаемому изменению ситуации. Для осуществления этих шагов необходимы ресурсы: люди, материалы, оборудование, среда, технологии. Нормальное выполнение программы невозможно без отслеживания хода работ и анализа полученных результатов. Эти функции называются мониторингом и оценкой. В статье описаны основные этапы процесса оценивания государственных программ.
Оценивание - это непрерывный процесс, который начинается с момента зарождения идеи о создании программы, сопровождает ее на протяжении всего времени существования и заканчивается в момент завершения самой программы. Важным фактором в оценке эффективности является своевременность проведения оценки и принятия решения по итогам проведенной оценки.
Оценка предполагает глубокий анализ хода и результатов программы, а также причин отклонения от плана. Это систематический сбор информации о деятельности в рамках программы, ее характеристиках и результатах, который проводится для того, чтобы вынести суждение о программе, повысить эффективность программы и/или разработать планы на будущее.
Оценка начинается с возникновения потребности в информации для принятия решения. Если такой потребности нет, то нет и необходимости в проведении оценки. А если в этом случае оценку все-таки провести, то ее результаты вряд ли будут востребованы. Далее формируется Задание на проведение оценки. Главной частью Задания на проведение оценки является перечень вопросов, на которые надлежит отве-
тить. Эти вопросы должны быть логически связаны с целью проведения оценки. На этапе планирования определяется, какие методы предполагается использовать для сбора информации. На этом этапе также определяется график проведения работ и необходимые ресурсы. На этапе сбора информации самое главное - беспристрастно фиксировать факты, не пытаясь их интерпретировать. Главная идея разделения этапов сбора информации и последующего анализа заключается в том, что выводы должны базироваться не на отдельных фактах, а на их совокупности.
На этапе анализа информации совершается главное: из мозаики разрозненных фактов составляется целостная картина. На основании полученных данных делаются выводы и формируются рекомендации относительно принятия того самого управленческого решения, с которого все начиналось. Выводы - это ответы на вопросы Задания.
Полученные в результате оценки ответы передаются тем, кто принимает решения. Это - завершающий этап оценки.
© Баранова О. В., Соколова Е. Л., 2011