Научная статья на тему 'Инструменты стратегического антикризисного менеджмента на машиностроительном предприятии'

Инструменты стратегического антикризисного менеджмента на машиностроительном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты стратегического антикризисного менеджмента на машиностроительном предприятии»

Инструменты стратегического антикризисного менеджмента на машиностроительном предприятии

В.В. Баранов

кандидат технических наук, доцент Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Р.В. Ванунц

соискатель Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Одним из направлений промышленной политики современной России является реструктуризация машиностроительного комплекса, поэтому многие машиностроительные предприятия нуждаются в разработке антикризисных мероприятий. Эти мероприятия должны носить стратегический характер и проводиться в рамках принятой концепции реструктуризации машиностроительного комплекса. В качестве стратегических антикризисных мероприятий целесообразно использовать совокупность реинжиниринго-вых мероприятий, включающих разработку и использование технологических инноваций, привлечение различных финансовых инструментов в рамках финансового инжиниринга, в том числе и нетрадиционных.

При разработке системы антикризисного управления машиностроительным предприятием необходима соответствующая инвестиционная стратегия, направленная на эффективное использование различных финансовых инструментов, привлекаемых для осуществления инновационных преобразований на предприятии.

Инструментарий финансового инжиниринга машиностроительного предприятия

В рамках стратегического антикризисного реинжиниринга машиностроительное предприятие должно оптимальным образом

сочетать различные финансовые инструменты. Для этого используется финансовый инжиниринг, который рассматривается как совокупность финансовых инструментов и финансовых технологий, позволяющих эффективно управлять результатами деятельности машиностроительного предприятия.

Технологии финансового инжиниринга охватывают, во-первых, механизм управления финансовыми ресурсами, формирующимися непосредственно на машиностроительном предприятии, а во-вторых, привлечение финансовых инструментов рынка капиталов. В качестве этих инструментов используются инструменты банковского кредитования, проектного и венчурного финансирования, оперативного и финансового лизинга и т. д.

Таким образом, финансовый инжиниринг позволяет машиностроительному предприятию решать финансовые проблемы на ранней стадии их возникновения за счет оперативного использования внутренних и внешних источников финансирования. При помощи финансового инжиниринга можно, например, предупредить появление кризиса ликвидности, сопряженного с нехваткой оборотных средств. Этот кризис возникает вследствие превышения текущих финансовых обязательств машиностроительного предприятия над его текущими активами. В

этом случае инструменты финансового инжиниринга направлены на создание эффективной системы управления оборотным капиталом машиностроительного предприятия. Элементами этой системы будут являться выбор источников финансирования текущей деятельности машиностроительного предприятия и определение приоритетов в использовании этих источников. В настоящее время применяется следующая последовательность использования финансовых ресурсов для покрытия текущей деятельности предприятия. Вначале привлекаются собственные средства предприятия, затем используются элементы кредиторской задолженности, а недостаток финансовых ресурсов покрывается за счет краткосрочного банковского кредитования. В качестве инструментов краткосрочного банковского кредитования могут выступать такие виды кредитования, как срочное, контокоррентное, онкольное и овердрафтное.

Основу конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия создают долгосрочные программы технического перевооружения. В рамках этих программ разрабатываются различные бизнес-процессы. Для эффективной реализации программ требуются соответствующие инвестиционные ресурсы, формируемые методами финансового инжиниринга из различных источников финансирования. Мониторинг программы дает возможность предотвратить инвестиционный кризис, вызванный недостатком финансовых ресурсов. При создании объектов интеллектуальной собственности машиностроительное предприятие использует технологии венчурного финансового инжиниринга. Использование объектов интеллектуальной собственности требует, в свою очередь, новых организационно-производственных структур. Финансовыми инструментами создания этих структур выступают банковское и проектное финансирование, лизинг и т. д.

Эффективность использования машиностроительным предприятием инструментов финансового инжиниринга в рамках той или иной технологии зависит от таких факторов, как ранее достигнутые предприятием показатели эффективности, параметры его финансового состояния, опыт работы на рынке капиталов, деловая репутация предприятия и т. д.

В процессе финансового инжиниринга выбирается дивидендная стратегия машиностроительного предприятия, выполняется обоснование форм финансирования, включая оптимизацию соотношения между такими финансовыми инструментами, как традиционное банковское кредитование, финансовый лизинг и проектное финансирование.

Для финансирования процессов, связанных с расширением объемов и уровня диверсификации деятельности, машиностроительное предприятие использует технологии финансового инжиниринга, например, банковское кредитование, эмиссию ценных бумаг, привлечение финансовых ресурсов в нетрадиционных формах, включая финансовый лизинг, франчайзинг, опционы, фьючерсы, варранты и т. д.

Разработка технологий финансового инжиниринга требует обоснования эффективности привлечения различных финансовых инструментов. Для этого выполняются расчеты объемов привлекаемых ресурсов, анализируются условия их привлечения и использования. Кроме того, рассчитывается эффект финансового рычага, который определяет целесообразные условия привлечения заемного капитала. В случае использования для финансирования деятельности машиностроительного предприятия эмиссии ценных бумаг готовится проспект эмиссии, в рамках которого прогнозируются эмиссионный доход и эмиссионные издержки машиностроительного предприятия.

Одним из способов увеличения финансовых ресурсов машиностроительного предприятия является управление дебиторской задолженностью на основе использования механизмов реструктуризации и факторинга. Используя для управления дебиторской задолженностью факторинг, машиностроительное предприятие осуществляет расчеты по влиянию этой финансовой операции на параметры финансового состояния предприятия.

Таким образом, в основе проектирования технологий финансового инжиниринга лежит соответствующий математический аппарат. Этот аппарат позволяет подобрать оптимальную совокупность финансовых инструментов для соответствующих условий деятельности машиностроительного предприятия. В конечном итоге создается эконо-

мико-математическая модель, в которой инструменты финансового инжиниринга выступают как факторы эффективности деятельности предприятия. Использование метода имитационного моделирования, позволяющего изменять параметры модели, дает возможность оценить рациональные области применения различных инструментов финансового инжиниринга на машиностроительном предприятии.

Следовательно, для машиностроительного предприятия система использования инструментов и технологий финансового инжиниринга должна быть материализована в виде соответствующего программного продукта. Этот продукт машиностроительное предприятие может либо создавать самостоятельно, либо приобретать на рынке программных продуктов. Внедрение технологий финансового инжиниринга, оформленных в виде программного продукта, в практику деятельности машиностроительного предприятия, как правило, осуществляется с привлечением специалистов в области финансового консалтинга. В связи с этим возникает, во-первых, задача оценки затрат за финансовый инжиниринг, во-вторых, задача учета этих затрат в виде текущих или инвестиционных издержек.

В промышленно-развитых странах принято направлять в обязательном порядке часть выделяемого предприятию долгосрочного кредита на оплату услуг внешних консультантов по финансовому инжинирингу. Диапазон консалтинговых услуг в сфере финансового инжиниринга включает оценку параметров финансового состояния предприятия, стоимости его активов и бизнеса, а также разработку бизнес-планов, методологии реструктуризации предприятия, системы бюджетирования и финансового менеджмента и т. д.

Финансовый инжиниринг важен при оценке реальной кредитоспособности машиностроительного предприятия. Так, балансовая стоимость собственных и заемных средств машиностроительного предприятия, как правило, не соответствует их реальной рыночной стоимости. Такая ситуация искажает реальную финансовую устойчивость машиностроительного предприятия. Поэтому в рамках проектирования технологии финансового инжиниринга необходимо оценивать рыночную стоимость

используемых машиностроительным предприятием финансовых инструментов.

Значительная доля заемных средств в структуре финансовых ресурсов увеличивает финансовую зависимость машиностроительного предприятия. Вследствие этого возрастает финансовый, производственный и инвестиционный риски машиностроительного предприятия. Высокая доля заемных средств в структуре капитала снижает финансовую гибкость машиностроительного предприятия, т. к. кредитные ресурсы выступают как целевой источник финансирования. Кроме того, для финансово зависимого предприятия возможность использования финансовых инструментов рынка капиталов сужается. Соответственно, высокий уровень ликвидности активов машиностроительного предприятия и незначительный операционный риск увеличивают рыночную стоимость предприятия. Рост стоимости расширяет возможности машиностроительного предприятия по привлечению финансовых инструментов рынка капиталов. Правильно выбранные финансовые инструменты долгосрочного финансирования позволяют машиностроительному предприятию достичь положительного значения эффекта финансового рычага, т. е. обеспечить прирост рентабельности собственного капитала предприятия при использовании заемных источников финансирования.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции машиностроительному предприятию необходим соответствующий инновационный и производственный потенциал. Для его создания необходимы эффективные источники финансирования. Поэтому технологии финансового инжиниринга должны содержать такие финансовые инструменты, которые позволяют покрывать внеоборотные активы машиностроительного предприятия долгосрочными источниками финансирования. При недостатке традиционных источников долгосрочного финансирования в качестве инструментов финансового инжиниринга могут быть использованы финансовый лизинг, франчайзинг, проектное финансирование и другие финансовые инструменты.

При разработке технологий финансового инжиниринга для машиностроительного

предприятия учитываются такие инструменты, как целевое финансирование, а также различные формы государственной поддержки, включая налоговый и инвестиционный налоговый кредиты. Особенно важна государственная поддержка предприятий машиностроительного комплекса в сфере инновационной деятельности.

При разработке технологий финансового инжиниринга выполняется оценка структуры долговых обязательств машиностроительного предприятия и анализируется стоимость используемых финансовых инструментов, составляется график их погашения.

Для финансирования текущей деятельности машиностроительного предприятия используется кредиторская задолженность. Для кризисного предприятия характерен большой удельный вес кредиторской задолженности в структуре источников финансирования. Негативная для машиностроительного предприятия финансовая ситуация может быть обусловлена, во-первых, использованием финансирования долгосрочных активов за счет кредиторской задолженности, во-вторых, наличием просроченных элементов кредиторской задолженности.

При проектировании технологии финансового инжиниринга анализируется кредитная история машиностроительного предприятия. Для количественной оценки ее динамики используется показатель долгосрочного привлечения заемного капитала. Этот показатель дополняет динамику показателей эффективности, достигнутых за различные интервалы деятельности машиностроительного предприятия. Положительная динамика показателей эффективности и долгосрочного привлечения заемного капитала свидетельствует об эффективном взаимодействии машиностроительного предприятия с финансово-кредитными учреждениями и о наличии у предприятия потенциальных возможностей по привлечению инструментов рынка капитала.

Таким образом, высокая финансовая гибкость машиностроительного предприятия обеспечивается за счет использования традиционных и нетрадиционных инструментов финансового инжиниринга, как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Инвестиционная антикризисная стратегия машиностроительного предприятия

Для эффективного проведения антикризисного стратегического реинжиниринга машиностроительному предприятию необходима адекватная инвестиционная стратегия. Эта стратегия реализуется в виде одного или нескольких инвестиционных проектов. Каждый проект представляет собой документ, оформленный в виде бизнес-плана или технико-экономического обоснования. В этих документах сформулированы цели, способы формирования инвестиционных ресурсов, сроки достижения целей и установлены величины приемлемого риска для всех участников.

В качестве проектов в рамках инвестиционной антикризисной стратегии выступают проекты, направленные на создание новых активов, включая разработку, освоение и использование технологических инноваций и организационно-производственных структур, строительство или покупку производственных, складских и офисных помещений, приобретение нового предприятия и т. д. Важным мероприятием стратегического антикризисного реинжиниринга машиностроительного предприятия является разработка и реализация стратегии CAD - CAM. Эта стратегия направлена на повышение эффективности деятельности машиностроительного предприятия за счет компьютеризации процессов подготовки производства и автоматизации процессов выпуска предприятием новой продукции.

Таким образом, инвестиционная стратегия машиностроительного предприятия представляет собой детально разработанную программу мероприятий по привлечению и вложению финансовых ресурсов в создание новых активов. Использование этих активов должно приводить к превышению будущих притоков денежных средств над оттоками.

При проведении стратегического антикризисного реинжиниринга разработке инвестиционной стратегии машиностроительного предприятия предшествует постановка стратегических целей. При этом учитываются такие факторы, как динамика рынков и предприятий-конкурентов, альтернативные инвестиционные возможнос-

ти машиностроительного предприятия, возможные ограничения на используемые ресурсы и т. д.

Эффективность инвестиционной стратегии машиностроительного предприятия оценивается на основе совокупности инвестиционных критериев. При этом процессы производства, финансирования и инвестирования рассматриваются как единая система бизнеса, которая направлена на создание условий для роста рыночной стоимости собственного капитала предприятия. Поскольку реинжиниринг предполагает кардинальные изменения в системе управления, то для машиностроительного предприятия возникает высокая степень неопределенности рыночной ситуации в будущем. Поэтому необходим многовариантный прогноз рыночной ситуации. При этом при инвестировании финансовых ресурсов в активы предприятия как внешнее ограничение выступает стоимость привлеченного капитала, а предельно допустимая ставка доходности реализуемых машиностроительным предприятием инвестиционных проектов является внутренним ограничением на привлекаемые финансовые ресурсы.

Сложность процессов реинжиниринга и ограниченность финансовых ресурсов машиностроительного предприятия фактически приводят к тому, что реализуемые в рамках инвестиционной стратегии предприятия проекты являются взаимно исключающими, т. е. являются проектами, претендующими на одни и те же финансовые ресурсы. Каждый проект характеризуется продолжительностью жизненного цикла. Этот цикл начинается с проведения пре-динвестиционных исследований и заканчивается моментом утилизации произведенной в рамках проекта продукции.

Поскольку в рамках стратегического антикризисного реинжиниринга жизненный цикл инвестиций превышает один год, возникающие затраты необходимо приводить к сопоставимому виду. Для этого используется операция дисконтирования.

С помощью моделирования денежных потоков прогнозируются поступления и расход средств, связанных с реализацией машиностроительным предприятием инвестиционной антикризисной стратегии. Используемые машиностроительным предприятием ранее созданные активы оцениваются

через альтернативную стоимость, отражающую максимальное значение упущенной предприятием выгоды. Затраты, которые машиностроительное предприятие осуществило ранее, считаются нерелевантными в том случае, если они не обеспечивают доходов предприятию в будущем. В составе потоков денежных средств эти затраты не учитываются.

Как правило, в разработке и реализации программы стратегического антикризисного реинжиниринга машиностроительного предприятия участвуют различные структуры. В общем случае интересы этих структур могут различаться и даже быть противоречивыми. Поэтому на каждом из этапов расчета эффективности инвестиционного проекта необходимо определять такое значение нормы дисконта, которая учитывала бы интересы всех участников реинжиниринго-вого проекта.

Кроме того, необходимо учитывать инфляционные процессы, приводящие к повышению общего уровня цен в экономике, а также цен на отдельные ресурсы, используемые машиностроительным предприятием. Учет фактора инфляции зависит от выбранного для расчетов вида цен, в которых определяются результаты и затраты, возникающие при реализации инвестиционного проекта. Если расчет показателей эффективности инвестиционного проекта осуществляется в текущих ценах, то при оценке результатов и затрат инфляция не учитывается. При определении показателей эффективности в прогнозных ценах расчет выполняется с учетом инфляции.

Одним из ключевых моментов разработки инвестиционной стратегии является определение допустимого уровня риска по каждому инвестиционному проекту, реализуемому в рамках стратегического антикризисного реинжиниринга машиностроительного предприятия. Вследствие неполноты или неточности исходной информации при формировании инвестиционной стратегии возникает неопределенность. Если вероятность возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий определена, то количественным выражением неопределенности будет риск. В этом случае для машиностроительного предприятия может быть рассчитана ожидаемая ценность реализации инвестиционного проекта.

При оценке риска возможны различные комбинации факторов и характеристик проекта. Эти комбинации выступают как сценарии развития событий в рамках инвестиционной стратегии машиностроительного предприятия. Анализ сценариев дает возможность оценить влияние на параметры эффективности различных характеристик проекта, в том числе составляющих инвестиционных и текущих затрат, объемов выпуска и реализации продукции, средневзвешенной стоимости привлекаемых машиностроительным предприятием финансовых ресурсов и т. д.

По каждому сценарию прогнозируются денежные потоки. После проверки финансовой реализуемости инвестиционного проекта определяются показатели ожидаемой эффективности и оценивается риск неэффективности реализации проекта. Этот риск рассчитывается как суммарная вероятность тех сценариев, для которых чистый дисконтированный доход является отрицательным. Если в рамках стратегии антикризисного реинжиниринга реализуется неэффективный инвестиционный проект, то оцениваются потенциальные убытки машиностроительного предприятия.

Для принятия управленческого решения в рамках стратегии антикризисного реинжиниринга используются соответствующие критерии, базирующиеся на количественной оценке параметров эффективности инвестиционного проекта.

Чистый дисконтированный доход от реализации проекта представляет собой разницу между дисконтированными результатами и затратами, определенными за весь срок реализации проекта. Величина чистого дисконтированного дохода рассчитывается по следующей формуле:

МРУ=Е"Т=1(Р,-3,)^1/(1+Е)’-Е"[=1К’^1/(1+Е)’,

где: Р, - стоимостная оценка результата, полученного на ,-м году реализации проекта;

З, - стоимостная оценка текущих затрат, осуществленных на ,-м году реализации проекта;

К, - стоимостная оценка капиталообразующих инвестиций, осуществленных на ,-м году реализации проекта;

Е - норма дисконта.

Учитывая, что разность между результатами и текущими затратами представляет

собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений, получаем:

МРУ=[Е{=1(ЧП, + А,)^1/(1+Е)-Х|=1К^1/(1+Е)’],

где: ЧП, - величина чистой прибыли машиностроительного предприятия, полученная на ,-м году реализации проекта;

А, - величина амортизации, начисленной на , -м году реализации проекта.

Если величина чистого дисконтированного дохода является положительной, то реализация проекта для машиностроительного предприятия экономически целесообразна.

Внутренний коэффициент рентабельности (внутренняя норма доходности) отражает предельную стоимость привлекаемых машиностроительным предприятием финансовых ресурсов, при которой реализация проекта представляется экономически целесообразной. Этот параметр определяется из уравнения следующего вида:

11ЖЧП, + А^^ВВУ^ХТЛКД^ВВ)’],

где: 1ВВ - внутренний коэффициент рентабельности (внутренняя норма доходности).

Внутренний коэффициент рентабельности (внутренняя норма доходности) рассчитывается по следующему алгоритму:

• с использованием более высокой ставки дисконта рассчитывается чистый дисконтированный доход проекта;

• ставка дисконта увеличивается до тех пор, пока значение чистого дисконтированного дохода не станет отрицательной величиной;

• находится значение чистого дисконтированного дохода с отрицательным знаком, но наиболее близкое к нулю;

• определяется ставка дисконта, при которой значение чистого дисконтированного дохода равно нулю. Эта ставка и будет представлять собой внутренний коэффициент рентабельности (1ВВ).

Расчет внутреннего коэффициента рентабельности с использованием описанного алгоритма выполняется по следующей формуле:

!ВВ=Е1+РУ(Е2-Е1)/(РУ+МУ),

где: Е1 - ставка дисконта, при которой величина чистого дисконтированного дохода является положительной величиной, почти равна нулю;

Е2 - ставка дисконта, при которой величина чистого дисконтированного дохода принимает отрицательное значение;

РУ - значение чистого дисконтированного дохода при ставке дисконта Е1;

1ЧУ - значение чистого дисконтированного дохода при ставке дисконта Е2.

Дисконтированный срок окупаемости представляет собой период времени, необходимый для возмещения исходных затрат на осуществление проекта за счет прироста доходов (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Дисконтированный срок окупаемости определяется из следующего уравнения:

Х1:!1[(ЧП,+А,)/(1+Е),]-Е11Кг1/(1+Е),=0

Реализация проекта машиностроительным предприятием представляется экономически целесообразной, если ТОК < ТОКед,

где: ТОрКед - предельный срок окупаемости установленный инвестором.

Дисконтированный срок окупаемости рассчитывается по следующему алгоритму:

• определяются величины дисконтированных доходов предприятия для каждого ,-го года расчетного периода, т. е. (ЧП,+ АУО+Е)’;

• нарастающим итогом определяется сумма дисконтированных доходов машиностроительного предприятия за целое число лет, при котором эта сумма оказывается наиболее близкой к сумме дисконтированных капитальных (и приравненных к ним) затрат, но меньше этой суммы:

(Х{=1[(ЧП,+ А,)/(1+Е)’]}<Х{=1К^1/(1+Е)’;

• непокрытый остаток инвестиционных затрат делится на дисконтированный доход следующего года.

Полученная величина будет представлять собой дробное число лет срока окупаемости. Расчет выполняется по следующей формуле:

,*={(Е!=1К^1/(1+Е),)-{Е^=1[(ЧП, + А,)/(1+Е)’]}}/ {(ЧП,+1+ Аы)/(1+Е)’+1},

где: Г - дробное число лет срока окупаемости проекта.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта будет представлять собой сумму рассчитанного целого и дробного числа лет.

Расчет индекса доходности позволяет сопоставить доходную и инвестиционную час-

ти чистого дисконтированного дохода. Этот параметр определяется по следующей формуле:

Р1=(1/К)^Х{=1[(ЧП,+А,)/(1+Е)’].

Реализация машиностроительным предприятием инвестиционного проекта представляется экономически целесообразной, если рассчитанная величина индекса доходности превышает единицу. При оценке инвестиционных проектов индекс доходности может быть использован для отбора проектов при наличии ограничений по общему объему инвестиций.

При сравнении взаимно исключающих инвестиционных проектов машиностроительного предприятия длительность их жизненного цикла может быть различной. В этом случае рассчитанные значения чистого дисконтированного дохода являются несопоставимыми. Для сопоставления показатели приводят либо к единой продолжительности жизненного цикла, либо к одному году. В первом случае используется метод замещения, во втором - метод эквивалентных аннуитетов.

Метод замещения основан на проектировании условного жизненного цикла проекта. Условный жизненный цикл рассчитывается, исходя из допущения, что машиностроительное предприятие осуществляет инвестирование в проекты до тех пор, пока варианты не станут равными по продолжительности жизненного цикла. Однако в реальной ситуации спроектированная таким методом длительность жизненного цикла проекта может быть недостижима вследствие морального старения проекта.

Использование метода эквивалентных аннуитетов обеспечивает реальную сопоставимость вариантов инвестиционных проектов с различной продолжительностью жизненного цикла, т. к. в этом случае рассчитанные показатели экономической эффективности проекта приводятся к одному году.

При использовании этого метода для каждого варианта проекта значения коэффициентов аннуитета рассчитываются как сумма коэффициентов дисконтирования, определенных на интервале жизненного цикла проекта. Далее по каждому варианту проекта определяется величина эквивалентного аннуитета. Этот параметр пред-

ставляет собой отношение чистого дисконтированного дохода по проекту к соответствующему коэффициенту аннуитета. В результате расчетов из совокупности вариантов выбирается тот проект, который обеспечивает максимум эквивалентного аннуитета. Это соответствует максимальному приросту ценности машиностроительного предприятия в расчете на один год.

При оценке взаимно исключающих проектов, реализуемых машиностроительным предприятием, между инвестиционными критериями может возникнуть противоречие. Например, расчеты могут показать, что один проект характеризуется лучшим значением критерия чистого дисконтированного дохода, а другой проект обеспечивает лучшее значение критериев внутренней нормы рентабельности или индекса доходности.

Эти противоречия объясняются тем, что использование каждого критерия базируется на различных предположениях. Так, при использовании чистого дисконтированного дохода предполагается, что в течение жизненного цикла проекта чистый денежный поток, генерируемый проектом, может быть реинвестирован с отдачей, равной ставке дисконтирования. Внутренняя норма рентабельности предполагает, что денежные потоки, генерируемые проектом, реинвестируются с отдачей, равной значению этого коэффициента. Поскольку процентная ставка

формируется на рынке капитала, то предпочтителен критерий, обеспечивающий максимум чистого дисконтированного дохода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании инвестиционной стратегии машиностроительного предприятия противоречие также может возникнуть между чистым дисконтированным доходом и сроком окупаемости проекта. Принятие в рамках стратегического антикризисного реинжиниринга машиностроительного предприятия управленческого решения, ориентированного на минимальный срок окупаемости проекта, может привести к неверным результатам. Главным условием выбора из множества альтернативных проектов является достижение максимального значения чистого дисконтированного дохода. Это гарантирует, что срок окупаемости будет меньше длительности жизненного цикла инвестиционного проекта.

Заключение

Использование рассмотренных в статье инструментов стратегического антикризисного менеджмента способствует финансовому оздоровлению предприятий отечественного машиностроительного комплекса, во-первых, за счет ориентации на инновационные процессы, во-вторых, за счет использования оптимального сочетания различных финансовых инструментов в рамках финансового инжиниринга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.