ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В РОССИИ
А.С. Чимирис, магистрант
Кубанский государственный университет»
(Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10745
Аннотация. В статье проводится оценка развития государственно-частного партнерства на территории России в период с 2016 года по текущий момент. Определятся основные проблемы, препятствующие развитию ГЧП: отсутствие системности, краткосрочный подход к развитию и финансированию, отсутствие нормативно-правовой базы, низкая информировать региональных и муниципальных властей, а также бизнеса о системе ГЧП. Предложены инструменты по развитию механизма ГЧП в российской экономике.
Ключевые слова: инвестиции, государственно-частное партнёрство, концессионное соглашение, частный инвестор, налоговые льготы.
Государственно-частное партнерство -юридически оформленное, основанное на объединение ресурсов и распределение рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного, с другой стороны. Основывается на государственно частном партнерстве, в целях привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления [2].
ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государством и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Существуют следующие виды ГЧП в России[4]:
1.Соглашение о государственно-частном партнерстве-договор между публичным и частным партнером на основании которого публичный партнёр обязуется предоставить частному партнеру объекты имущества, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности, для целей создания, эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения, а частный партнер обязуется создать данный объект
2.Аренда с инвестиционными обязательствами. Договор, согласно которому
арендодатель предоставляет частному партнёру имущество во временное пользование, с обременением в виде капитальных инвестиций в данный объект и конкретным функциональным назначением объекта.
3.Контракты жизненного цикла в рамках закупочного законодательства. Договор, на основании которого осуществляется закупка товаров, работ и услуг на весь период жизненного цикла объекта закупки для нужд государства за бюджетные средства.
4.Соглашения о ГЧП в рамках корпоративной системы закупок. Представляет собой комплексные долгосрочные договора государственных компаний, заключенные в рамках системы закупок государственных предприятий и компаний (223-ФЗ), имеющие признаки государственно-частного партнёрства.
5.Концессионные соглашения- подвид ГЧП на основании которого по концессионному соглашению одна из сторон, которая является концессионером обязуется за свой счет реконструировать или создать имущество, право собственности на которое будет принадлежать другой стороне, которая является концедентом. Концедент предоставляет концесеонеру, согласно установленному соглашению, право владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления, ука-
занной в соглашении деятельности. Данный способ ГЧП чаще всего используют с социально значимыми объектами, которые принадлежат государству, такие как: система общественного транспорта, железная дорого, объекты спорта, здравоохранения и культуры.[2]
Каждая из сторон ГЧП имеет свои преимущества. К преимуществам государства, регионов и муниципалитетов можно отнести:
- Использование ресурсов частного бизнеса для улучшения качества социально-значимых товаров и услуг;
- Передача части рисков на частный бизнес;
- Снижение доли присутствия государства в экономике;
- Возможность переложить затраты по разработке проекта на частный бизнес.
Частный бизнес от ГЧП получает следующие преимущества:
- Возможность увеличения выручки и прибыли за счет снижения части затрат;
- Передача части рисков на государственного партнёра;
- Расширение сферы влияния, за счет осуществления деятельности в секторах, ранее занимаемым государством;
- Возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить государственному, региональному ил муниципальному органу власти.
На сегодняшний день на территории России реализуется 2980 проектов ГЧП (см. рисунок 1). Более 80% проектов направлены на развитие ЖКХ, доля остальных сфер занимает менее 20%, несмотря на то, что существуют значительные проблемы в развитии транспортных сетей, особенно в Дальневосточном регионе.
Показатель «Уровень развития ГЧП в регионах определяется из 3 факторов:
1) Степень развития институциональной среды региона РФ в сфере ГЧП;
2) Номативно-правовая база региона в сфере ГЧП;
3) Опыт реализации проектов ГЧП у региона.
Рис. 1. Проекты ГЧП в разреза сфер за 2018 год[3]
На сегодняшний день, более чем в половине регионов степень развития государственно-частного партнёрства составляет менее 50%. Так на сегодняшний день на территории РФ 2 региона в которых не реализуются программы ГЧП, только в 64 регионах из 85 реализуются программы ГЧП регионального уровня и только у 6
регионов уровень развития ГЧП достиг практически максимального уровня.
Основываясь на опыте развития ГЧП других стран можно сделать вывод, что главным фактором успешного развития государственно-частного партнёрства является стабильная политическая ситуация и институциональная основа: оптимальная структура властных органов, включенных
в систему ГЧП, развитый частный бизнес, благоприятный инвестиционный климат.
В России существует ряд проблем развития ГЧП:
1) Отсутствие системности. Подход российского финансирования состоит в том, что бы найти под выделенные бюджетные средства проект, разработанный частными предпринимателями, а не привлекать частных инвесторов к инвестированию конкретных, стратегически важных, для развития экономики и страны проектов, которые способствовали бы повышению качества уровня жизни
2) Еще оной проблемой развития ГЧП является краткосрочный подход к планированию экономического развития, а именно бюджет Российской Федерации, основной финансовый документ, принимается сроком на 3 года, а в тяжелых экономических ситуациях на год. Вследствие этого органы государственного, муниципального управления не могут брать на себя обязательства в рамках контракта, срок исполнения которого выходит за рамки бюджетного периода. А на реализацию крупных проектов, государственно-частного партнерства чаще всего требуется более 10 лет реализации. Для этого необходимо развивать систему долгосрочного финансового планирования и финансирования, систему мониторинга реализации проектов ГЧП, оценку финансового эффекта.
3) Препятствия развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации существуют, так же, и в нормативной сфере. Так, согласно Федеральному Закону №224-ФЗ, нерезиденты не допускаются к участию в проектах на основе ГЧП, что отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность страны среди иностранных контрагентов и уменьшает объем привлекаемых ресурсов.
4) Важной проблемой является то, что во многих регионах и муниципалитетах власти из-за нехватки информационной обеспеченности и знаний о ГЧП не могут в полной мере оценить положительный эффект от его использования. Также проблемой является отсутствие в регионах квалифицированных специалистов, имеющих
опыт реализации государственно-частного партнерства.
Решение:
1. Создание эффективной системы оценки инфраструктуры. Реализация данной меры будет включать 2 этапа. Первый - формирование на федеральном уровне системы показателей по обеспеченности населения услугами ЖКХ, объектами социальной и культурной сферы, протяженности дорог на 1000 кв.м. и пр. Второй -будет реализоваться на региональном и муниципальном уровнях. На основании сформированной системы показателей, регионы и муниципалитеты смогут определить в количественном значении недостаток в количестве дорог, школ, поликлиник и пр. На основании этого будет возможность осуществить планирование по обеспечению регионов необходимым количеством социально значимых объектов, протяжённость дорог.
Преимущества: формирование четкого представления о необходимом количестве социально-значимых объектов. Данный фактор позволит формировать бюджет на более длительный срок исходя из необходимости финансовых вложений в развитии. Также появится возможность, для частных партнеров создать систему льгот, субсидий и софинансирования под каждую отрасль и под каждый регион. Еще одним преимуществом будет являться то, что у регионов и федерации появится возможность не только принимать заявки от частного бизнеса о проектах, а также самим размещать и информировать частный бизнес о необходимости развития тех или иных объектов инфраструктуры. Частный бизнес будет иметь представления в какие регионы и в какие проекты лучше вкладывать ресурсы, снизятся затраты на разработку низкоэффективных или экономически-необоснованных для той или иной сферы проектов.
2. Применение механизма ГЧП для развития федеральной инновационной инфраструктуры: строительство бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов [6].
3. Налоговые льготы и преференции для проектов ГЧП, ориентированных на развитие экспортного потенциала. Особенно это
актуально для малых и средних иннова- бизнеса о системе ГЧП и ее преимущест-ционных предприятий, не имеющих доста- вах.
точных инвестиционных ресурсов для 5. Привлечение иностранных контр-
коммерциализации инноваций [7]. агентов к программам ГЧП. Данная мера
4. Создание эффективной системы раз- поможет увеличить объемы инвестирова-вития информирования региональных, му- ние и количество реализуемых проектов. ниципальных властей, а также у частного
Библиографический список
1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О концессионных соглашениях"» Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Официальный сайт « Национального центра государственно-частного партнерства». Режим доступа: http://pppcenter.ru/
3. Официальный сайт «Платформы поддержки инфраструктурных объектов». Режим доступа: http://www.pppi.ru
4. Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/files/presentations/Opros.pdf
5. Заключение и исполнение концессионных соглашений//2017// Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/files/relegal_broshure_final_pages.pdf
6. Александрин Ю.Н. Новые институты развития малого предпринимательства в инновационно-ориентированной экономике //Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 3 (230). С. 14-21.
7. Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Южной Корее// Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 75-80.
DEVELOPMENT TOOLS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA
A.S. Chimiris, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article assesses the development of public-private partnership in Russia in the period from 2016 to the current moment. The main problems hindering the development of PPPs will be identified: lack of consistency, short-term approach to development andfinancing, lack of regulatory framework, low informing regional and municipal authorities, as well as business about the PPP system. The proposed tools for the development of the mechanism of PPP in the Russian economy.
Keywords: investments, public-private partnership, concession agreement, private investor, tax incentives.