ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMIC THEORY
Инструменты проектного управления в федеральном органе исполнительной власти Project management tools in the federal authority
|>, /I МОСКОВСКИЙ ар ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13013 Васильев Артем Игоревич,
аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, [email protected]
Vasilev Artem Igorevich, post-graduate student, Department of Government and municipal administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, [email protected] Аннотация: В данной статье рассматривается проектная методология в органах исполнительной власти, декларируемая постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Внимание сфокусировано на отдельных фазах жизненного цикла проекта, предложена сводная группировка инструментов в разрезе функциональных областей, которая в соответствии с принятой методологией управления проектами в органах исполнительной власти может быть использована в процессе управления проектами.
Summary: The article discusses the project methodology in the executive authorities declared by the decree of the Government of the Russian Federation of October 31, 2018 № 1288 "On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation." Attention is focused on the individual phases of the project life cycle, a summary grouping of tools in the context of functional areas, which in accordance with the adopted methodology of project management in the Executive authorities can be used in the process of project management.
Ключевые слова: проект, проектное управление, управление проектами, инструменты управления проектами, национальные проекты.
Keywords: project, project management, project management, project management tools, national projects.
На современном этапе развития в секторе государственного управления свое развитие получили инициативы, связанные с внедрением проектного подхода. Правительство Российской Федерации в технологии проектного управления видит один из инструментов качественного преобразования государственного управления и повышения его эффективности и результативности. Так, начиная с 2016 года были разработаны и утверждены основные нормативно-правовые документы, формирующие концепцию перехода органов исполнительной власти на проектно-ориентированную систему управления и определяющие организационно-функциональную структуру управления проектами в системе органов исполнительной власти:
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместо Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р;
- Ряд методических рекомендации, утвержденные Аппаратом Правительства Российской Федерации, которые детально раскрывают каждый из этапов жизненного цикла государственных проектов.
С утверждением упомянутых документов в нормативно-правовой базе российского государственного управления закрепляются модель системы проектного управления, основные термины, категории и подходы, также определены основные участники проектной деятельности, в том числе предусмотрено введение новых структурных подразделений в структуре ведомств, их роли, полномочия и обязанности.
На современном этапе развития государственного управления происходит развитие проектных методов и становление системы управления государственными проектами: национальными проектами, федеральными, ведомственными и региональными.
Методология управления проектами, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной
деятельности в Правительстве Российской Федерации» определяет основные стадии управления государственными проектами: инициирование, подготовка, реализация и завершение. В таблице 1 раскрыта характеристика каждого из этапа управления государственным проектом. Данный подход формирует собой динамическую концепцию управления проектами.
Таблица 1. Характеристика старый управления государственными проектами
Стадия Характеристика Инициирование Подготовка Реализация Завершение
Характер деятельности Концептуальная деятельность Планировочная: организационная Исполнительная; координационная: контрольная Внедренческая, отчетная
Этапы Инициирование: Составление предложения прожгу Определение структуры проекта. Планирование выполнения проекта. Планирование ресурсов проекта. Организация выполнения Выполнение работ проекта;: Мониторинг: Координация: Контроль Анализ: Составление и предоставление отчетности Завершение
Источник: составлено автором и а основе постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 е. Л& 12SS «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации??
Управление проектом является комплексным процессом, в рамках которого задействованы различные области знаний - функциональные области. Согласно принятому общемировому стандарту по управлению проектами Project Management Body of Knowledge (PMBoK) функциональные области управления проектами формируются в зависимости от, так называемых, областей знаний проекта: содержания, сроков, стоимости, качества, рисков, персонала и коммуникации (рисунок 1).
Функциональная концепция рассматривает процесс управления проектом в разбивке на группы процессов по следующим функциональным областям:
- Управление содержанием;
- Управление сроками;
- Управление стоимостью;
- Управление персоналом;
- Управление коммуникациями;
- Управление качеством;
- Управление рисками.
Вышеописанные подходы дополняют друг друга, комплексный подход рассматривает управление проектов, как со стороны динамического аспекта, так и со стороны функционального. Непосредственный процесс управления проектами подразумевает решение конкретных управленческих задач на переплетении функционального и динамического подходов. В таблице 2 представлены основные управленческие задачи, которые менеджмент организации решает в процессе проектного управления.
Таблнца 2. Основные управ л енческие задачи, решаемые менеджментом проектного управлеттття в рамках групп процессов по функциональным областям
Область знаний проекта Управленческле задачи
V: пр авл е газ: е содержанием Определение содержания • разработка подробного описания содержания проекта б качестве основы для принятия будущих решений по проекту Создание иерархической: структуры работ (11СР) • разбиение крупных пел ей проектам проектных работ на более мелкие, более ^.тгр авля е мы г элементы. Подтверждение содержания • формализация принятия завершенных, результатов постав та! проекта. Управление изменениями содержания проекта
Управление сроками Определение состава операций • определение конкретных плановых операции, которые необходимо выполнить для получения различных результатов поставки проест а. Определение взаимосвязей операций • выявление и документирование зависимостей между плановылги операциями. Оценка ресурсов операпии • опенка типов и количества ресурсов, необходимых для выполнения каждой плановой операции. Оценка длительности операций • опенка количества рабочих периодов, необходимых для выполнения отдельных операпии. Разработка расписания • составление расписания проекта с учетом последовательностей операции их длительности, требований к срокам и ресурсам Управление изменениями расписания проекта.
У: пр авл е ние ст оимость ю Стоимостная опенка • определение примерной стоимости ресурсов., необходимых для выполнения операций проекта. Разработка бюджета проекта • суммирование оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ и формирование базового плана по стоимости. Управление отклонениями от бюджета проекта
"V: пр авл е ние персоналом Планирование человеческих ресурсов • определение и документальное оформление ролей, ответственности и подотчетности, а также создание плана управления обеспечением проекта персон алоьс. Набор команды проекта • привлечение человеческих ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Развитие команды проекта - повышение квалификации членов команды проекта и укрепление взаимодействия между ними с целью повышения эффективности исполнения проекта. Управление командой проекта • контроль за эффективностью членов команды проекта, обеспечение обратной связи, решение проблем и координация изменении, направленных на повышение эффективности исполнения проекта
"V: пр авл е ние ко мь луникациям и Планирование коммуникации • определение потребностей участников проекта в комз.дуникяттгеи и информации. Распространение информации • своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта.
Отчетность по исполнению ■ сбор и распространение информации о текущем выполнении работ, оценку прогресса и прогнозирование_ Управление участниками проекта ■ управление ком?.гяникаттгер.си в целях удовлетворения требований участников проекта и решения возникающих проблем.
Управление качеством Планирование качества ■ определение того, какие из стандартов качества относятся к данному проекту и как их удовлетворить. Обеспечение качества - выполнение плановых систематических операций по качеству, обеспечивающих выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект соответствовал оговоренным требованиям. Контроль качества - мониторинг- определенных результатов с целью определения их соответствия принятым стандартами качества и определение путей устранения причин., вызывающих неудовлетворительное исполнение-
Управление рисками Идентификация рисков - определение того, какие риски могут повлиять на проект., и документальное оформление их характеристик. Анализ рисков ■ качественный и количественный" анализ потенциального влияния идентифицированных рисков на цели проекта. Планы реагирования на риски ■ разработка возможных вариантов и действии, способствугсщих повышению благоприятных возможностей и снижению угроз для достижения целей проекта. Мониторинг и управление рисками - отслеживание идентифицированных рисков, мониторинг остагточных рисков. ндентнфнкяцея новых рисков, исполнение планов реагирования на риски и опенка их эффективности на протяжении жизненного цикла проекта.
Источен?:: составлено автором на основе стандарта РА^ВоК.
Каждая из управленческих задач может быть решена с помощью практических методик и инструментов управления проектами. Драган Милошевич (Dragan Z. Milosevic) в своих трудах обобщил и подробно описал наиболее актуальные инструменты проектного управления. Его монография «Набор инструментов для управления проектами» содержит в себе не просто перечень инструментов, но аккуратно разложенный, системно размещенный и снабженный инструкцией набор техник, применяемых при подходе к новому проекту. В условиях ведения реальных проектов такой подход существенно упрощает работу менеджеров, сокращает их время на предпроектные поиски методик, определение путей планирования, организации и исполнения проекта.
На основе работ Д. Милошевича автором исследования предложена сводная группировка инструментов проектного управления в разрезе фаз управления проектом и функциональных областей проекта (таблица 3).
Таблица 3. Матрица инструментов управления проектами
Управление по фувщрошлшли областям
С ожржанне Сроки Стоимость Персонал Ком^птапгажл; пи Качество plickh
1 • Методы отбора проекте®: модель рашкнровання. метод акагаитнческого иерархического процесса; - Экономические методы: qpoE о1ггТЕаймюсщ. NFV3 ШЗ. • Методы выбора портфеля проектов • Метод реальных БарЕтгттов выбора (опцезоное)
1 J . Паспорт проекта • S WDT- анализ • Описание ■ Структурная деюса зтозетттгя Диаграмма Гзшз Диаграмма контрольных событий Диаграмма по мвшду врктического пути Диаграмма ■:.:сперацш1 ка стрелках» Линия баланса • Карга шганировЕння стоимости - Оценка гк> аналогии - Парамеорнче екая опенка ■ Оценка <■: снизу-вверх» Базовый план стоимости - 4-хстатийна.т модель создания проектной команды • Реестр -заинтересован ных сторон - Реестр навыков - Карта балльной оценки приверженное ти Магната потребностей заинтересован ных сторон е информации Программа обеспечения Качества сфоекта - Схема процесса - Аффинная диаграмма SWOT- анализ Птан реагирования нарисви Анвлкз Ivlcme-Карло Дерею реааннй
1 1 Х1агрнца координации НЗЫЕННННЙ Журнал шменжий проекта Линия исполнения ЪСБ"-ан5лкз. Диаграмма прогнозмрэва ння контрольных событий Диаграмма скольжения Диаграмма буферов Сжатие; расписания Анализ [контрольных событий • Скетелаа моттгг-агттш •^материально йи нылагериальн ой) Фермы и каналы предоставлен ия за1-зпересобак ным ЛИЕШМ информации Формы отчетов о текущем состоявши^ оценки прогрес са и прогнознрова нин План повышения качества Диаграмма Парего Диаграмма причини следствий Контрольные тнлгргммы Журнал рисков
м • Сводный отчет о5 исполнении - ПЬспепрмкгаый анализ
Источник: составлено автором на основе: Милошевич. Д. Набор инструментов для управления проектами / Драган 3. Милошевич; Пер. с англ. Мамонтова Е.В.: Под ред. Неизвестного С.И. — М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2010. — 729 с.
Совокупность применяемых в организации практических методик и инструментов формирует инструментарий управления проектами в организации. Содержание инструментария управления проектами зависит от принятой методологии проектного управления в организации. Выше мы определили, что в федеральных органах исполнительной власти посредством постановления Правительства Российской Федерации № 1288 от 31 октября 2018 г. принят подход к разделению фаз управления проектом в соответствии с общемировым стандартом по управлению проектами PMBoK. Следовательно, предложенная автором матрица инструментов управлению проектами во многом будет полезна для разработки методических рекомендаций управления государственными проектами на всех его стадиях. Однако использование практических средств должно осуществляться в соответствии с целями, задачами и потребностями конкретного проекта. При управлении проектом необходимо отобрать инструменты и методы, наиболее подходящие для принятой в федеральном органе власти общей стратегии управления и учитывающие свойства и условия конкретного государственного проекта.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р;
4. Project Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). — Pennsylvania: Fourth Edition. PMI Publications, 2008
5. Дополнение к Руководству PMBoK для государственных проектов — Третье издание (2006) / Government Extension to the PMBOK Guide — Third Edition (2006)
6. Милошевич ,Д. Набор инструментов для управления проектами / Драган З. Милошевич; Пер. с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Неизвестного С.И. — М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2010. — 729 с.
7. Центр проектного менеджмента РАНХиГС. [Электронный ресурс]. URL: https:// pm.center.ru
8. Красильников Д.Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №2.