■ ■ ■ Коммуникативная практика в рамках конференции «Проектное управление: перспективы развития»
Родионова М.Е.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Конференция рассматривается в качестве важной на сегодняшний день коммуникационной площадки федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации по вопросу реализации национальных проектов (по вопросам реализации Указа Президента РФ), проектного управления и разработки профессионального стандарта специалиста по управлению проектов. Навыки коммуникаций входят в число приоритетных умений (навыков) профессионального стандарта. Материал также рассматривает подходы, которые были применены для разработки данного стандарта, а также дает краткое описание как ходу самой конференции по проектному управлению на основе последних Указов Президента, а также Постановлений Правительства РФ, демонстрирует разнообразие организационных форм федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации, представляет примеры коммуникационных площадок, специальных событий на примере программ обучения глав муниципальных образований, конкурса «Проектный Олимп» и пр.
Ключевые слова: событийная коммуникация, специальное мероприятие, проектное управление, профессиональный стандарт (ПС), Проектный Олимп, национальные проекты
Для цитирования: Родионова М.Е. Коммуникативная практика в рамках конференции «Проектное управление: перспективы развития» // Коммуникология. 2018. Том № 6. №4. С. 27-35. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-4-27-35.
Сведения об авторе: Марина Евгеньевна Родионова, кандидат социологических наук, Ph.D., заместитель проректора по проектам, доцент Департамента социологии, философии и истории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Адрес: 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 4. E-mail: m.rodionova@mail.ru.
Статья поступила в редакцию: 16.07.2018. Принята к печати: 10.08.2018.
Коммуникации и информация рассматриваются сегодня в качестве доминант социального, экономического, культурного развития современного общества. Функционирование государства, его социальной, политической, экономической и культурной сфер находятся в прямой зависимости от качества информационно-коммуникативных отношений [Шарков]. В связи с последним Указом Президента Российской Федерации проектное управление становится той площадкой коммуникаций, которая обеспечивает взаимопонимание всех сторон взаимодействия.
На сегодняшний день одним из преимуществ проектного управления является повышение межведомственного взаимодействия, прямая подчиненность руководителю проекта исполнителей в различных органах власти, привлечение к разработке экспертов, представителей бизнес-сообщества. «Совершить качественный рывок в стратегическом развитии страны и каждого субъекта, возможно только используя принципы проектного управления»,- отметил руководитель Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Юрий Волков. Это позволит, по его мнению, достичь целей, поставленных президентом России в новом майском указе. Данным указом определены девять целей, которые необходимо достичь к 2024 году.
Конференция «Проектное управление: перспективы развития», прошедшая в Сочи в августе 2018 года как никогда оказалась своевременной и весьма дискуссионной площадкой, но самое главное той иформационно-коммуникативной площадкой, которая способствует развитию социальной, экономической, политической и культурной сфер [Шарков: 103] .
Конференция по проектному управлению в качестве специального мероприятия может считаться примером событийной коммуникации. Специальные мероприятия как правило планируются заранее и служат различным коммуникативным целям: информирование об изменениях в деятельности структуры (Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации), привлечение внимания целевых групп и общественности к ее продуктам (профессиональный стандарт, Проектный Олимп, программы обучения и пр.), налаживание коммуникации с целевой аудиторией (субъектами Российской Федерации), создание осведомленности (трансляция Указа Президента РФ), формирование благоприятного имиджа структуры, создание новостного повода для СМИ, привлечение внимания к компании (структуре) [Кушваха, Тараненко: 43; Филатова: 26].
В рамках конференции (на одной из панельных дискуссий) в том числе обсуждалась реализация национальных проектов на региональном уровне. Модератор сессии, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Шестопалов отметил, что для эффективной деятельности федеральным и региональным ведомствам необходимо совместно работать над национальными проектами. В Краснодарском крае согласно Стратегии-2030 к сентябрю текущего года муниципалитеты должны представить по 12 ключевых предложений от каждой из выделенных семи экономических зон и реализовывать задачи край планирует, используя механизмы проектного управления.
Краткое описание хода конференции
Конференция «Проектное управление: перспективы развития», организованная Аналитическим центром при Правительстве РФ при поддержке Правительства Краснодарского края состоялась в городе Сочи со 2 по 4 августа 2018 года. Участниками конференции стали более 130 человек - представители как федеральных органов исполнительной власти, организаций (Министерства финан-
сов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Ростуриз-ма и др.), так и субъектов Российской Федерации (Белгородской, Ярославской, Рязанской, Свердловской, Волгоградской, Ульяновской области (Краснодарского края, Республики Крым, Ханты-Мансийского автономного округа и др.).
В пленарной дискуссии конференции активно обсуждались вопросы организации проектной деятельности на федеральном и региональном уровнях в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и хода разработки национальных проектов.
Открыл конференцию и приветствовал всех участников конференции советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Шестопалов Павел Леонидович, одними из первых выступающих стали Ля-кин Андрей Юрьевич - ведущий советник Департамента проектного управления Минэкономразвития России, Коникевич Сергей Сергеевич - заместитель директора ФКБУ «Федерального агентства по государственной поддержке промышленного комплекса» (проектный офис Министерства сельского хозяйства РФ), Некрасова Марина Александровна - Начальник информационно-аналитического отдела проектов и программ «Росзаповедцентр Минприроды России», Горбачев Сергей Юрьевич - начальник отдела проектного управления Министерства финансов Российской Федерации.
Со стороны Финансового университета при Правительстве Российской Федерации коммуникации налаживали и укрепляли заместитель проректора по проектам Родионова М.Е. и Директор Агентства проектного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гаркуша Н.С.
В пленарном заседании «Перспективы развития проектного управления в Российской Федерации» Гаркуша Н.С., директор Агентства проектного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации представила доклад «Тенденции развития компетентности проектного персонала: вызовы современности», который был посвящен новейшим разработкам, трендам в области обучения участников проектной деятельности, формированию эффективных проектных команд. В выступлении были анонсированы образовательные программы, современные методы и формы развития компетенций в сфере проектного управления, а также мероприятия, которые планирует провести Агентство проектного управления Финуниверситета в этом направлении в ближайшее время.
Во второй день конференции Наталья Сергеевна на правах соруководителя рабочей группы по разработке профессионального стандарта (ПС) «Специалист по управлению проектом», сформированной в соответствии с п. 18 плана мероприятий по развитию проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 80-р, возглавила круглый стол, посвященный общественному обсуждению проекта профессионального стандарта «Специалист по управлению проектом». Были детально обсуждены общетрудовые функ-
ции, трудовые действия, а также необходимые знания и умения проектного специалиста, администратора и руководителя проекта, его коммуникативные навыки. Предложения, замечания были зафиксированы и незамедлительно внесены в текст профессионального стандарта для дальнейшего обсуждения.
К вопросу профессионального стандарта «Специалист по управлению проектом»
Профессиональный стандарт (ПС) - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Целью разработки ПС является создание объективной основы для формирования программ профессионального образования/обучения/ подготовки; для оценки квалификаций вне зависимости от путей их получения; для подбора, развития и расстановки персонала. Профессиональные стандарты носят комплексный характер, раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения; представляют собой детализированную систему, определяющие минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей; связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования; опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов; могут использоваться работодателем при установлении систем оплаты труда, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда, тарификации работ и пр. Создание профессионального стандарта заключается в декомпозиции вида профессиональной деятельности (ВПД) на обобщенные трудовые функции (ОТФ) и затем по каждой ОТФ на трудовые функции (ТФ), по каждой из которых определяется перечень трудовых действий (как процесса взаимодействия работника с предметом труда, при котором выполняется определенная задача), необходимых умений (НУ) и знаний (НЗ). Приказами Минтруда утверждены: макет ПС, уровни квалификации, методические рекомендации по разработке ПС, по организации профессионально-общественного обсуждения и пр.1
Ключевым фактором для принятия концептуальных решений по дизайну ПС стало то, что Руководитель проекта на сегодняшний день это признанная глобальная профессия. Мировая практика и международные коммуникационные площадки по проектному управлению свидетельствуют о том, что функционируют международные системы сертификации, развиваются стандарты и своды знаний, количество сертифицированных специалистов в России измеряются многими тысячами. В этой связи были приняты принципы разработки профессионального стандарта:
- практическая ценность и применимость для всех категорий потребителей ПС (работник, работодатель, кадровая служба/агентство, ВУЗ/учебный центр);
1 Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Профессиональные стандарты, программно-аппаратный комплекс [эл. ресурс]: ргс^8!апс1а11. rosmintrud.ru.
- соответствие российским и международным стандартам и сводам знаний в области Управления проектами;
- универсальность - независимость от отрасли, формы собственности организации, масштаба и сложности проекта и т.п.;
- для облегчения разработки, согласование и, главное, восприятие пользователями разработан единый ПС для всех трех должностей;
- в качестве ТФ для РП выбраны управленческие группы процессов, в качестве ТД процессы из ГОСТ Р ИСО 21500 с модификацией (облегчением) для Специалиста и отдельным подходом для Администратора;
- НУ и НЗ были сформированы на основе НТК СОВНЕТ, ICB IPMA, PMBOK PMI, P2M PMIJ.
В качестве умений (навыков) в ПС указываются выбор и использование методов анализа и управления; разработка или адаптация процессов управления проектом; разработка алгоритмов, моделей, документов; навыки организации групповой работы, навыки коммуникаций, проведения совещаний и пр., а также индивидуальные и социальные элементы профессиональной компетентности, в качестве знаний - стандарты управления проектами; практики и инструменты управления проектами; корпоративные, отраслевые и междисциплинарные знания.
Определение требований к уровню квалификации проводилось путем оценки качеств, необходимых для реализации ТФ и ТД, с учетом требований образовательного сообщества и практического опыта участников РГ. По ходу работы анализировались релевантные ранее утвержденные ПС (Отраслевые по управлению проектами, процессами, выполнению аналогичных функций).
Программа конференции также продемонстрировала разнообразие форм и структур проектного управления, которые были выбраны как на уровне министерств России, так и на региональном уровнях:
- Проектное управление (Департамент проектного управления) Минэкономразвития России;
- Проектный офис Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
- Аналитический отдел проектов и программ (Минприроды России);
- Проектное управление Министерства финансов Российской Федерации;
- Управление проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра при Правительстве РФ;
- Агентство проектного управления Финансового университета при Правительстве РФ;
- Центр оценки и развития проектного управления (АНО);
- Центральный проектный офис республики Крым;
- Управление проектно-аналитической и контрольно-организационной работы (Правительства Белгородской области);
- Департамент управления проектами (губернатора Свердловской области) и др.
Стоит отметить, что не столько важна структура, которая выбрана тем или иным подразделением и/или регионом, сколько важен наиболее эффективный способ реализации проектов, способы коммуникаций в команде и за ее пределами, в итоге - наибольший синергетический эффект на выходе реализации проекта.
Обучение глав муниципальных образований «Реализация национальных проектов на региональном уровне»
В рамках конференции было также проведено обучение глав муниципальных образований основам управления проектами с проведением пленарной дискуссии «Реализация национальных проектов на региональном уровне».
В мероприятии приняли участие порядка 40 глав муниципальных образований края. Участников обучили основам проектной деятельности, примерам ее реализации на муниципальном уровне, основам нормативного регулирования. Одной из основных целей встречи было представление лучших практик проектного управления муниципальных образований регионов-лидеров, а также продвижение проектной культуры.
В рамках стратегической сессии главы смогли обсудить варианты разработки проектов в рамках стратегических направлений развития Краснодарского края.
Эксперт конкурса Проектный Олимп Аналитического Центра при Правительстве РФ Егор Крюнькин высоко оценил результаты работы с муниципальными образованиями. "Во время обучения участники создали 12 основных проектов и защитили их среди коллег, некоторые уже сейчас можно запускать в проектную деятельность", - рассказал Егор Крюнькин1.
Семинары также были предназначены для заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти края, отвечающих за проектное управление.
Как подчеркнул Вениамин Кондратьев, должна быть персональная ответственность за достижение целевых показателей. За реализацию каждого проекта по развитию экономики будет отвечать конкретный человек. Ранее в ходе совещания по вопросам реализации Указа Президента РФ губернатор Кубани отметил, что край будет реализовывать поставленные главой государства задачи, используя механизмы проектного управления.
Среди его преимуществ - повышение межведомственного взаимодействия, прямая подчиненность руководителю проекта исполнителей в различных органах власти, привлечение к разработке проектов экспертов, представителей бизнес-сообщества, жителей края. Кроме того, проектное управление подразумевает контроль соблюдения сроков, закрепление ответственных.
Конкурс «Проектный Олимп»
Отдельного внимания заслуживает конкурс «Проектный Олимп», который проводится на протяжении последних лет и привлекает все большее количе-
1 Новостной портал г. Краснодара: http://krasnodar.bezformata.ru/listnews/proekt-noe-upravlenie-perspektivi-razvitiya/68788565/.
ство участников представить свои проекты. «Проектный Олимп» представляет из себя комплекс мероприятий включающих как непосредственно конкурс профессионального управления проектной деятельностью, так и круглые столы по ключевым вопросам проектного управления, ежегодную конференцию «Практика применения проектного управления», Центр распространения лучших практик проектного управления через публикации в журналах, проведение вебина-ров, первую студенческую олимпиаду по проектному управлению «Квазар», а также региональный центр сертификации системы добровольной сертификации ПМ Стандарт. Можно сказать, что «Проектный Олимп» задает новые тренды такие как: курс на сближение с международными методологиями, внимание к реализации национальных проектов, цифровую экономику и возрастающую роль компетенций как новую номинацию, а также поддержку систем сертификации.
Популярность данного конкурса постоянно растет, увеличивается количество заявок и количество регионов, которые принимают участие в конкурсе. Положительная динамика конкурса продемонстрировала более 200 заявок из 58 регионов, что стало своеобразным рекордом прошедшего года. Федеральные министерства и достаточно большое количество регионов демонстрируют существенный прогресс в сфере внедрения проектного управления, применяя различные подходы и используя различные пути к успеху.
Финансовый университет выразил благодарность организаторам конференции за приглашение на конференцию и теплый гостеприимный прием Краснодарским краем, а также надежду на дальнейшие встречи и сотрудничество в том числе на ежегодно проводимом Финансовым университетом Международном форуме, который состоится 27-29 ноября 2018 и будет включать в себя отдельную масштабную сессию по проектному управлении, организованную Агентством проектного управления Финансового университета.
В качестве выводов
Перечисленные специальные мероприятия и конференция «Проектное управление: перспективы развития», организованные Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации при поддержке Правительства Краснодарского края привлекли внимание целевой аудитории, как федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов Российской Федерации, а также средств массовой информации; позволили разъяснить ряд положений законодательных актов, благодаря чему повышается лояльность целевой аудитории и широкой общественности к структуре, формируется значимый и положительный образ в целом.
Подобные мероприятия являются не только важной и необходимой коммуникационной площадкой, но и максимально выгодной для самой структуры как один из наиболее эффективных инструментов РР- продвижения, результаты которого являются измеримыми и способны изменить и наладить коммуникационное пространство вокруг структуры.
Источники
Адамьянц Т.З. (2009). Социальная наука и коммуникативные практики: опыт рекомендательного участия. Институт социологии РАН. Блог Т.Е. Адамьянц [эл. ресурс]: http://www.isras. ru/blog_ad_5.html.
Алёшина И.В. (2004). Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: ИКФ «ЭКМОС».
Гаузер И.В. (2017). Коммуникация в современном гуманитарном знании: теоретические и методологические основы // Культурная жизнь Юга России. № 1(64).
ЗотовВ.В., Лысенко В.А. (2010). Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества. Теория и практика общественного развития.
Каверина Е.А. (2014). Событийные коммуникации в пространстве культуры XX века. Общество. Среда. Развитие // Terra Humana. No.2.
Каверина Е.А. (2009). Коммуникационные проекты и специальные события как технологии развития корпоративной культуры вуза
КвятА.Г. (2013). Новые коммуникативные практики в российских городах. Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции. М.: Издательство АПК и ППРО.
КушвахаХ.Н., ТараненкоА.В. (2018). Специальные мероприятия как инструмент эффективной коммуникации с аудиториями аэропортов // Коммуникология. 2018. Том 6. №3. С. 42-50.
Михайловская Е.С. (2016). Обзор теоретических исследований и практических рекомендаций в области событийного менеджмента // Гуманитарные научные исследования [эл. ресурс]: http://human.snauka.ru/2016/10/16794.
Сергодеев В.А. (2014). Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах // ВестникАГУ. Вып. 1(135).
Шарков Ф.И. (2017) Коммуникология: теория и практика массовой информации: Учебник для бакалавров / Ф.И.Шарков, В.В. Силкин. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».
■ ■ ■ Communication Practice within the Framework of the Conference "Project management: prospects for development"
Marina E. Rodionova
Financial University of the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Abstract. The paper is dedicated to the recent conference "Project management: prospects for development", considered as an important communication platform for federal executive bodies and constituent entities of the Russian Federation on the implementation of national projects (on the implementation of the Presidential Decree), project management and the development of a professional standard for project management specialists. Communication is among the priority skills of the professional standard. Besides, the paper gives the overview of approaches used to develop this standard, and a brief description of how the course of the project management conference itself based on the latest Presidential Decrees, Decrees of the Government of the Russian Federation. The author shows the diversity of organizational forms of federal executive authorities, Federation, presents examples of communication platforms, special events on the example of training programs for heads of municipalities, within the contest "Project Olympus" and others.
Keywords: event communication, special event, project management, professional standard (PS), project management specialist, Project Olympus, communication, national projects
For citation: Rodionova M.E. Communication practice within the framework of the conference "Project management: prospects of development". Communicology(Russia). 2018. Vol. 6. No.4. P. 27-35. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-4-27-35.
Inf. about the author: Cand. Sc. (Soc.), Ph.D., associate professor at the department of sociology, history and philosophy, deputy vice-rector for projects of Financial University of the Government of the Russian Federation. Address: 125993, Russia, Moscow, Leningradsky ave., 49. E-mail: m.rodionova@mail.ru.
Received: 16.07.2018. Accepted: 10.08.2018.
References
Adamyanz T.Z. (2009). Social science and communicative practices: experience of recommendatory participation. Institute of Sociology RAS [el. source]: http://www.isras.ru/blog_ ad_5.html (In Rus.).
Aleshina I.V. (2004). Public Relations for managers. M.: IKF "EKMOS" (In Rus.).
Gauzer I.V. (2017). Communication in modern humanitarian knowledge: theoretical and methodological foundations. Cultural life of the South of Russia. No.1 (64) (In Rus.).
Zotov V.V., Lysenko V.A. (2010) Communicative practices as a theoretical construct for the study of society. Theory and practice of social development (In Rus.).
Kaverina E.A. (2014). Event communications in the culture space of the 20th century. Society. Wednesday. Development. Terra Humana. No.2 (In Rus.).
Kaverina E.A. (2009). Communication projects and special events as technologies for the development of the corporate culture of the university (In Rus.).
Kwiat A.G. (2013) New communicative practices in Russian cities. In: Development of Russian-language media space: communication and ethical issues. Materials of the scientific-practical conference. Moscow (In Rus.).
Kushvaha K.N., Taranenko A.V. (2018). Special events as a tool for effective communication with airport audiences. Communicology. 2018. Vol. 6. No.3. P. 42-50 (In Rus.).
Mikhailovskaya E.S. (2016) Review of theoretical research and practical recommendations in the field of event management. Humanitarian scientific research [el. source]: http://human.snauka. ru/2016/10/16794 (In Rus.).
Sergoedev V.A. (2014) Communicative practices in online Internet communities. Bulletin of the ASU. Issue 1 (135) (In Rus.).
Sharkov F.I. (2017) Communicology: Theory and Practice of Mass Information: A Textbook for Bachelors / F.I. Sharkov, V.V. Silkin. M.: Dashkov and K.