Решетнеескцие чтения. 2015
УДК 339.138
ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РКП РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
В. А. Богомолов, Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Проводится сравнение уровня конкуренции на российском и мировом рынках космической деятельности. Предложены факторы оценки привлекательности мировых рынков.
Ключевые слова: рынок космической деятельности, стратегическое планирование, ракетно-космическая промышленность, космическая деятельность, мировой рынок.
INSTRUMENTS OF EVALUATING INDUSTRY ATTRACTIVENESS IN STRATEGIC PLANNING THE WORLD MARKET ACTIVITY AT RUSSIAN SPACE INDUSTRY COMPANIES
V. A. Bogomolov, Yu. V. Danilchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected], [email protected]
The article shows the comparison of competitiveness level of Russian and world markets of space activity and presents the factors of evaluating attractiveness of world markets.
Keywords: world market of space activity, strategic planning, space industry, space activity, world market.
В настоящий момент большинство предприятий РКП России в качестве основного источника получения выручки ориентируется на государственные заказы, в то время как они вместе занимают 1,11 % совокупного объема мирового рынка космической деятельности. Доля предприятий ракетно-космической промышленности России в общем объеме мирового производства ракетно-космической техники составляет всего 8 % [1].
Для рынка продукции РКП России характерна высокая степень монополизации. Например, доля АО «ИСС» на внутреннем рынке по количеству успешно запущенных на геостационарную орбиту космических аппаратов в 2013 и 2014 гг. составила 100 % (средняя доля в 2012-2014 гг. - 84,8 %). В то же время доля АО «ИСС» на мировом рынке по числу изготовленных и запущенных телекоммуникационных КА гражданского назначения в 2013 г. составила 5,9 %, в 2014 г. - 24,0 % (средняя доля в 2012-2014 гг. -12,5 %). При этом ни одно предприятие не имеет доли рынка, превышающей 29 % [2].
На сегодняшний день международный рынок продукции ракетно-космической промышленности характеризуется непрерывным ростом (7,04 % в год в среднем в 2008-2013 гг.), высокой долей гражданского сегмента (в среднем 74,5 % в 2011-2013 гг.), согласно данным Space Foundation. При этом необходимо отметить, что доля негосударственного сектора неуклонно растет: - в 2011 г. доля коммерческого сегмента мирового рынка космической деятельности
составляла 72,86 %, в 2012 г. - 74,22 %, а в 2013 г. -76,41 % [3].
В 2013 г. мировой рынок космической деятельности вырос на 3,2 % до 314,17 млрд долл. США. Наибольший вклад в данный показатель также внес коммерческий сегмент рынка.
Таким образом, для обеспечения долгосрочного устойчивого положения предприятиям РКП России необходимо выходить на внешние рынки. Ввиду высокого уровня конкуренции на мировом рынке космической деятельности, предприятиям РКП России для успешной работы необходимо иметь стратегию, для разработки которой нужны соответствующие инструменты и методики.
В настоящий момент мировой рынок продукции ракетно-космической промышленности является одним из самых закрытых. Тем не менее, в условиях необходимости активной работы предприятий РКП России на международных рынках, особо остро встает вопрос оценки привлекательности отдельных рынков космической деятельности.
Привлекательность рынков продукции РКП включает такие аспекты, как спрос и потребители, конкуренция, движущие силы отрасли, перспективы развития отрасли.
Аспект «спрос и потребители» включает в себя прирост выручки лидеров рынка, количество новых заказчиков в год, прирост платежеспособного спроса, рост платежеспособности основных заказчиков.
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
Конкуренция включает в себя интенсивность конкурентной борьбы и степень интеграции основных конкурентов.
Группа факторов «движущие силы отрасли» включает в себя следующие параметры: глобализация отрасли, экономические тенденции отрасли, слияния и поглощения в отрасли, развитие технологий, изменения в законодательстве и законодательной политике, степень неопределенности и риска для бизнеса.
Аспект «перспективы развития отрасли» определяется стадией жизненного цикла отрасли и важностью отрасли для мировой экономики.
Последний аспект является особенно важным, так как перспективы космической отрасли, в отличие от большинства традиционных отраслей, ограничены лишь текущим уровнем технологий, в совершенствование которых вкладываются колоссальные средства.
Согласно результатам исследования, проведенного в 2004 г. специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в первые 20-30 лет XXI века рынки сконцентрируются на двух параллельных направлениях. Первое направление - это инфокоммуникационные продукты и услуги с космическим компонентом, направленные на предоставление инфраструктурных услуг (космические линии связи) или содержательной информации (данные дистанционного зондирования Земли и навигационный сигнал), тесно интегрированные с соответствующим наземным сегментом. Второе направление - это новые услуги, связанные с орбитальными и суборбитальными космическими полетами, в частности, космический туризм. Развитие этих двух направлений потребует дальнейшего совершенствования космических средств и нормативной правовой базы космической деятельности [1-4].
Согласно перечню работ, направленных на решение задачи увеличения доли РФ на международном рынке, указанном в госпрограмме «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», одним из направлений является «совершенствование системы управления ракетно-космической промышленности, осуществление комплексных мероприятий по её реструктуризации, техническому переоснащению и реконструкции предприятий ракетно-космической промышленности и объектов наземной космической инфраструктуры» [5].
Одним из путей совершенствования системы управления РКП является переход к стратегическому управлению, неотъемлемой частью которого является стратегическое планирование. Детализированный анализ и оценка привлекательности и потенциала рынка и последующее использование результатов анализа при стратегическом планировании позволят повысить конкурентоспособность предприятий РКП
России за счет сокращения отставания от ведущих игроков космической отрасли в вопросах управления.
Библиографические ссылки
1. Пайсон Д. Б. Космическая деятельность. Эволюция, организация, институты. 2-е изд. М. : Либро-ком, 2013. 311 с.
2. Годовой отчет АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid=1094022 (дата обращения: 15.09.2015).
3. The Space Report 2014. Overview, Table of Contents, Index of Exhibits [Электронный ресурс] URL: http://www.spacefoundation.org/sites/default/files/downlo ads/The_Space_Report_2014_0verview_T0C_Exhibits.p df (дата обращения: 01.04.2015).
4. Evaluation of future space markets. Project on The Commercialisation of Space and the Development of Space Infrastructure: The Role of Public and Private Actors. 7th May 2004 [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/futures/space/31825129.pdf (дата обращения: 01.04.2015).
5. Основные положения государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» для открытого опубликования на сайте Роскосмоса [Электронный ресурс]. URL http://www.aex.ru/docs/2/2013/1/14/1710/ (дата обращения: 15.09.2015).
References
1. Payson D. B. Kosmicheskaya deyatel'nost'. Evolyutsiya, organizatsiya, instituty. 2-e izd. M. : Librokom, 2013. 311 p.
2. Godovoy otchet AO "Informatsionnye Sputnikovye Sistemy" imeni akademika M. F. Reshetneva» Available at: http://www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid =1094022 (accessed: 15.09.2015).
3. The Space Report 2014. Overview, Table of Contents, Index of Exhibits. Available at: http://www. spacefoundation.org/sites/default/files/downloads/The_Sp ace_Report_2014_0verview_T0C_Exhibits.pdf (accessed: 01.04.2015).
4. Evaluation of future space markets. Project on The Commercialisation of Space and the Development of Space Infrastructure: The Role of Public and Private Actors. 7th May 2004. Available at: www.oecd.org/ futures/space/31825129.pdf (accessed: 01.04.2015).
5. Osnovnye polozhenija gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Kosmicheskaja dejatel'nost' Rossii na 2013-2020 gody" dlja otkrytogo opublikovanija na sajte Roskosmosa. Available at: http://www.aex.ru/docs/2/ 2013/1/14/1710/ (accessed: 15.09.2015).
© Богомолов В. А., Данильченко Ю. В., 2015