Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
УДК 339.138
ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РКП РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
В. А. Богомолов, Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Приводится характеристика мирового рынка продукции ракетно-космической промышленности (РКП). Обосновывается необходимость наличия комплексной стратегии развития и выхода на международные рынки. Сравнивается уровень конкуренции на российском и международном рынках продукции РКП. Обосновывается необходимость определения потенциала российских производителей ракетно-космической техники в сравнении с зарубежными конкурентами. Предлагается понятие относительного потенциала. Выделяются факторы оценки относительного потенциала предприятий РКП России.
Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, стратегическое планирование, относительный потенциал, международный рынок.
FACTORS OF EVALUATING COMPANY RELATIVE POTENTIAL IN STRATEGIC PLANNING OF ACTIVITY OF RUSSIAN SPACE INDUSTRY COMPANIES AT INTERNATIONAL MARKET
V. A. Bogomolov, Yu. V. Danilchenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected], [email protected]
The characteristics of international space industry product market are given. The necessity to use the principles of strategic planning by Russian space industry companies is justified. Competitiveness level of Russian and international markets of space device production are compared. The necessity to compare the potential of Russian space industry companies with international competitors is proved. The conception of relative potential is suggested. Factors of evaluating company's relative potential in strategic planning of Russian space industry companies' activity are counted.
Keywords: space industry, strategic planning, relative potential, international market.
В настоящий момент большинство предприятий ракетно-космической промышленности России в качестве основного потребителя ориентируются на государственный оборонный заказ и государственный гражданский заказ, в то время как в мире они вместе занимают 1,11 % совокупного объема рынка космической деятельности. Доля предприятий ракетно-космической промышленности России в общем объеме мирового производства ракетно-космической техники (РКТ) составляет всего 8 % [1].
Все это говорит о том, что для обеспечения долгосрочного устойчивого положения предприятиям РКП России необходимо расширять портфель заказов и выходить на международный рынок.
На сегодняшний день международный рынок продукции ракетно-космической промышленности характеризуется непрерывным ростом (6,1 % в год в среднем в 2008-2009 гг.), высокой долей гражданского сегмента (в среднем 85,9 % в 2008-2009 гг.), ограниченным кругом потребителей и долгосрочным характером взаимоотношений. Выход на этот рынок возможен только путем предоставления продукции
безупречного качества и технологичности, а также убедительной демонстрации конкурентных преимуществ. Это требует наличия комплексной стратегии развития и выхода на международные рынки и, в первую очередь, сопоставления потенциала российских предприятий РКП с ведущими мировыми игроками отрасли с целью оценки перспектив в борьбе за потребителей.
При стратегическом планировании деятельности предприятий РКП России на внутреннем рынке в большинстве случаев при оценке потенциала используется общепринятые методики оценки потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. В научной литературе выделяют следующие виды потенциала предприятий ОПК: экономический, инновационный, инвестиционно-инновационный, маркетинговый, ресурсный, кадровый [2].
В то же время данные показатели не позволяют оценить потенциал предприятия РКП при выходе на международный рынок, так как не учитывают потенциал ключевых мировых игроков отрасли. Это во многом связано с тем, что отрасль РКП в России
Решетневскуе чтения. 2013
(а до этого - в СССР) была закрытой, а все предприятия выполняли строго определенную функцию и их компетенции не пересекались. Результатом этого является высокая степень монополизации рынка продукции РКП в России. Например, доля ОАО «ИСС» на внутреннем рынке по числу изготовленных и запущенных космических аппаратов в 2011 г. составила 76,9 % (средняя доля в 2008-2009 гг. - 69,1 %). В то же время доля ОАО «ИСС» на мировом рынке по числу изготовленных и запущенных телекоммуникационных КА гражданского назначения в 2001 г. составила 8,7 % (средняя доля в 2008-2009 гг. - 3,7 %). При этом ни одно предприятие не имеет доли рынка, превышающей 17,4 % [3].
Вышеперечисленные факторы позволяют сделать вывод о том, что мировой рынок продукции РКП, в отличие от внутреннего российского, характеризуется высокой конкуренцией, и при стратегическом планировании деятельности предприятий РКП России на международном рынке необходимо сопоставлять потенциал российских производителей ракетно-космической техники с зарубежными конкурентами.
В связи с этим целесообразно ввести понятие относительного потенциала предприятия РКП - комплексного показателя, характеризующего ключевые компетенции предприятия без привязки к его положению на конкретном рынке (рынках) в сравнении с ведущим зарубежным производителем РКТ. Суть показателя заключается в сопоставлении существующего потенциала предприятия РКП России на внутреннем рынке с потенциалом крупного мирового производителя ракетно-космической техники.
Основная идея данного показателя в том, что если сейчас предприятие не является заметным игроком на конкретном рынке и в глазах потенциальных клиентов является менее привлекательным партнером, но совокупный потенциал рассматриваемого предприятия является сопоставимым с основными игроками рынка, то предприятие с высокой долей вероятности сможет стать заметным игроком рынка при грамотно выстроенной стратегии.
Относительный потенциал предприятия определяется путем сопоставления его показателей с показателями лидеров рынка. При этом рассматриваются все сферы деятельности предприятия.
Группа факторов «востребованность продукции предприятия на существующих рынках сбыта» включает в себя: надежность покупателей, степень влияния покупателей, степень удовлетворенности покупателей.
«Надежность» включает в себя безотказность и долговечность.
Группа факторов «технологичность» включает в себя трудозатраты при производстве, трудозатраты при ремонте, трудозатраты при эксплуатации, длительность производственного цикла, стоимость обслуживания в течение жизненного цикла.
«Научно-технический потенциал» включает в себя объем финансирования НИОКР, наукоемкость про-
дукции, наукоемкость технологии производства, долю занятых в НИОКР, перспективность текущих разработок, количество проведенных ОКР, долю внедренных разработок.
«Кадровый потенциал» включает в себя такие факторы, как уровень обеспеченности персоналом, уровень квалификации, текучесть кадров, выработка на одного работника.
Сфера «общепроизводственный потенциал» включает в себя такие факторы, как уровень износа ОПФ, эффективность производства, система менеджмента качества.
«Материально-технический» включает следующие факторы: надежность поставщиков, степень зависимости от поставщиков.
«Финансовый потенциал» определяется такими факторами, как степень независимости от государственного заказа, уровень кредитоспособности, рыночная стоимость активов, финансовая устойчивость предприятия.
«Организационный потенциал» включает следующие факторы: использование стратегического подхода к управлению, эффективность менеджмента, зависимость от государственной политики, скорость принятия решений, организационная структура.
Использование показателя относительного потенциала предприятия дополнит информационную базу стратегического планирования деятельности предприятий и позволит качественно оценить перспективы продукции РКП России на международных рынках.
Библиографические ссылки
1. Пайсон Д. Б. Космическая деятельность. Эволюция, организация, институты. М. : Либроком, 2010. 312 с.
2. Ерыгин Ю. В., Павлова Е. О. Инструменты формирования портфельной стратегии инновационного развития предприятия оборонно-промышленного комплекса // Вестник СибГАУ. 2013. № 2 (48). С. 249-254.
3. Годовой отчет открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» за 2011 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=17407 (дата обращения: 12.09.2013).
References
1. Payson D. B. Kosmicheskaya deyatel'nost'. Evolyutsiya, organizatsiya, instituty. M. : Librokom, 2010. 312 p.
2. Erygin Yu. V., Pavlova E. O. // Vestnik SibGAU. 2013. № 2 (48). p. 249-254
3. Godovoy otchet Otkrytogo Aktsionernogo Obshchestva "Informatsionnye Sputnikovye Sistemy" imeni akademika M. F. Reshetneva". Available at: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=17407 (accessed 12 September 2013).
© Богомолов В. А., Данильченко Ю. В., 2013