ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
УДК 614.2.003:658.1.001
ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ
И.В. Подушкина, С.Е. Квасов, А.В. Костромичев, А.С. Вавилычев,
ГАОУ ДПО «Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Квасов Сергей Евгеньевич - e-mail: Kvasov@2cio.ru
В статье рассматриваются методы стратегического планирования в сфере здравоохранения, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи. Приведена методология построения дорожных карт как одного из методов экспертной оценки стратегических перспектив инновационного развития и выявления технологических прорывов, получившая название «форсайт». Рассмотрена структура дорожной карты здравоохранения Российской Федерации.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, форсайт, дорожная карта, стратегическое планирование.
The article gives the methods of strategic planning in public health service, directed at the increase of quality and availability of medical help. There is suggested the methodology of the creation of road maps as one of the methods of the professional assessment of strategic prospects of innovative development and discovery of technological breakthrough, which got the name of foresight. There is analyzed the structure of road map of public health service of Russian Federation.
Key words: quality of medical help, foresight, road map, strategic planning.
Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности является одним из элементов системы менеджмента медицинской организации и обеспечивает создание единых условий для реализации требований по непрерывному повышению качества медицинской помощи, улучшению состояния здоровья населения.
Актуальной задачей современности является выбор наиболее эффективных инструментов выбора приоритетов в менеджменте и прогнозирование направлений дальнейшего развития, в том числе в области общественного здоровья и здравоохранения. Система методов экспертной оценки стратегических перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на экономику и общество, состояние общественного здоровья в средне- и долгосрочной перспективе, получила название «форсайт» [1, 2].
Форсайт (от «foresight» - «взгляд в будущее») является одной из самых сложных методик стратегического плани-
рования. В литературе часто встречаются такие понятия, как technology foresight (технологический форсайт), roadmapping (построение технологических дорожных карт).
Форсайт - метод формирования предвидения будущего. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем. Эта методика настолько гибкая и инновационная, что требует для разработки форсайт-проектов экспертов высочайшей квалификации, умеющих работать в условиях неопределенности перспектив развития и возможных результатов.
Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование. В рамках форсайта речь идёт об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической
работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.
Метод форсайта применяется при:
- возникновении социально-экономических проблем долгосрочного характера (низкая конкурентоспособность, технологическое отставание, истощение природных ресурсов, демографические проблемы и т. п.);
- необходимости усиления позиций на мировых рынках за счет повышения технологического уровня производства и активизации инновационной деятельности;
- имеющейся потребности в принятии политических решений о выборе стратегических альтернатив развития с учетом имеющихся возможностей и ограничений;
- невозможности эффективной реализации политики без достижения консенсуса между государством, бизнесом и обществом [1, 3, 4].
Форсайт нацелен на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров и исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития [5, 6, 7].
Таким образом, форсайт решает такие задачи, как обоснование технологической и инновационной стратегии, оценка ожидаемых прорывов в условиях меняющихся рынков, стратегическое опережение конкурентов, мобилизация ресурсов на приоритетных направлениях.
Современными принципами форсайта являются:
- учет перспективных трендов, способных оказать влияние на стратегические позиции отрасли (компании);
- сопоставление будущих потребностей с будущими возможностями;
- ориентация на последующее принятие решений;
- систематическая обратная связь с экспертами и лицами, принимающими решения;
- вовлечение информированных действующих лиц (стейкхолдеров) в анализ и диалог;
- междисциплинарный и межведомственный подход;
- форсайт как повторяющееся упражнение.
При формировании форсайта проводится:
- оценка средне- и долгосрочных потребностей и перспектив развития общества и экономики;
- оценка перспектив развития существующих и возникновения новых рынков вследствие технологических прорывов;
- выявление перспективных технологий, обладающих наиболее высоким инновационным потенциалом и отвечающих будущим вызовам;
- выбор стратегических приоритетов государственной поддержки науки и технологий для повышения конкурентоспособности и ускорения экономического роста.
Одним из методов форсайта является методика построения модели в виде карты-маршрута, которая последовательно приводит к заранее установленной совокупности целей (через достижение промежуточных целей), так называемая дорожная карта. Дорожные карты (<^оаСтарр1пд») создаются по результатам форсайт-проектов.
Дорожная карта - документ, являющийся продуктом коллективного знания и представления ключевых действу-
ющих лиц (стейкхолдеров). В нем определяются критичные требования к системе, целевые показатели продукта и процесса, технологические альтернативы и контрольные отметки достижения этих целей, конкретизируются варианты средне- и долгосрочных инновационных стратегий развития предметной области (например, здравоохранения). При этом акцент делается на согласование временных координат действий и событий [8].
Процесс формирования дорожных карт называют дорожным картированием, а объект, эволюция которого представляется на карте, - объектом дорожного картирования. «Узел» карты - это этап развития объекта и одновременно пункт принятия управленческих решений, а отрезки между «узлами» - эти причинно-следственные связи между ними. Моделирование развития идет от будущего к настоящему (нормативный метод). Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса уже по принципу «прошлое -настоящее - будущее». Таким образом, суть метода дорожных карт состоит в создании визуального представления плана-сценария, который фиксирует возможные сюжеты и точки критических решений. Результатом изысканий в области дорожного картирования становится план-сценарий развития объекта с учётом альтернативных путей с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности и возможной «расшивки» потенциальных узких мест.
Дорожная карта - это одновременно прогноз (предвидение и планирование развития ситуации) и конструирование будущего (управление развитием ситуации в зависимости от поставленных целей), поэтому она опирается на сбор экспертной информации о технологии, отрасли и т. д., позволяющей прогнозировать варианты их будущего состояния. Это - информационная поддержка процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования в соответствии со стратегическим планом, данными о рынке и технологическими решениями.
Эти технологии, наряду с организациями, их разрабатывающими и использующими, образуют так называемые технологические платформы - инструмент объединения усилий различных сторон - государства, бизнеса, науки -в определении инновационных вызовов, разработке программы стратегических исследований и определении путей ее реализации. В настоящее время во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года был издан приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 281 «Об утверждении научных платформ медицинской науки», где определены к разработке и исполнению 14 научных платформ медицинской науки.
С началом реформы здравоохранения фраза «дорожная карта здравоохранения» прочно вошла в обиход политиков и медицинских работников, она полностью ассоциируется с перечнем показателей в здравоохранении, которые должны быть достигнуты. Правительством РФ в целях обеспечения стратегического планирования в здравоохранении было дано указание на разработку «дорожной
карты» по реализации комплекса мер, направленных на оптимизацию отрасли [9].
Целью дорожной карты здравоохранения является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Дорожная карта в сфере здравоохранения предусматривает разработку и внедрение:
- показателей эффективности деятельности медицинских организаций;
- программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом заболеваемости и смертности населения;
- профессиональных стандартов в сфере здравоохранения как важного элемента повышения качества подготовки специалистов и улучшения организации труда работников;
- отраслевых норм труда в сфере здравоохранения.
Структура стратегического планирования в сфере здравоохранения с использованием методологии форсайт-дорожные карты строится на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», федеральной «дорожной карты» и «дорожных карт» субъектов Российской Федерации.
Федеральная «дорожная карта» стала матрицей для составления региональных программ, которые имеют конкретные различия, определяющиеся региональной структурой заболеваемости и смертности населения, а также состоянием инфраструктуры учреждений здравоохранения регионов (процесс конкретизации «дорожной карты»). Для определения заданных региональных показателей необходимо определить потребности населения, проживающего в регионе, в разных видах медицинской помощи.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1706 (в ред. Приказов Минздрава России от 01.02.2013 г. № 43, от 13.02.2013 г. № 67) «Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации"» «дорожная карта» предусматривает активное вовлечение регионов и ведомственного здравоохранения в реализацию соответствующих мероприятий.
«Дорожная карта» субъекта Российской Федерации состоит из следующих основных разделов.
Первый раздел является общим описанием «дорожной карты». В этом разделе формулируется цель и определяются показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи и основные показатели здоровья населения субъекта Российской Федерации [9].
В совокупности значения показателей структурных преобразований во всех субъектах Российской Федерации, предусмотренные субъектовыми «дорожными картами», должны соответствовать показателям федеральной «дорожной карты» [9].
В целях исполнения положений указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной полити-
ки» эти показатели определяют соотношение расходов по видам медицинской помощи и профилям ее оказания, квалификацию и достаточность медицинского персонала, соотношение средней заработной платы по категориям медицинских работников к средней заработной плате в экономике субъекта Российской Федерации.
Основные показатели здоровья населения, то есть показатели заболеваемости и смертности, должны быть рассчитаны по каждому субъекту Российской Федерации, исходя из структуры заболеваемости и смертности, а также состава населения. Значения показателей здоровья должны обеспечить достижение к 2018 году целевых значений, определенных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Второй раздел «дорожной карты» содержит план мероприятий, необходимых для достижения целей и выполнения индикаторов «дорожной карты» субъекта Российской Федерации и направленных на формирование эффективной структуры здравоохранения субъекта Российской Федерации и эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в субъекте Российской Федерации [10].
При этом «дорожные карты» субъектов Российской Федерации обязательно должны корреспондировать государственной программе «Развитие здравоохранения» указанные в них показатели. Т. е. все ключевые события и мероприятия, перечисленные в методических рекомендациях, должны формироваться и представляться в министерство в аналитике тех подпрограмм и мероприятий государственной программы, которые будут реализовываться. Этот мониторинг реализации региональных «дорожных карт» позволит осуществлять контроль, корректировку и актуализацию показателей структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения на основе мероприятий «дорожной карты» [11]. Актуализация данных -регулярное внесение изменений в информационные фонды, базы данных с целью поддержания их в достоверном состоянии, пополнения и обновления.
Формирование эффективной структуры здравоохранения субъекта Российской Федерации предполагает изучение показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения. Итогом должны стать модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения и разработка программы развития здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Для формирования эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации также необходимы данные о показателях структурных преобразований системы оказания медицинской помощи и основных показателях здоровья населения.
Мероприятия данного блока «дорожных карт» проводятся в целях привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных
специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации и предусматривают:
- разработку и утверждение показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций, их руководителей и работников;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников;
- заключение трудовых договоров с руководителями организаций;
- обучение руководителей по переводу на эффективный контракт;
- обеспечение перевода работников государственных и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт;
- обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал.
Третий подраздел плана мероприятий «Реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в субъекте Российской Федерации» предполагает:
• проведение организационных изменений в структуре
медицинских организаций субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения субъекта Российской
Федерации до 2020 года;
• координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения;
• мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения;
• формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
• аккредитация медицинских работников.
Таким образом, форсайт-проект в медицинском обществе находится на первых ступенях внедрения. Но вместе с тем, рассмотрение этой парадигмы в медицине позволит использовать ее как в науке, так и в медицинских технологиях. Это может повлиять на повышение качества и доступности медицинской помощи, снижение глобального бремени болезней, улучшение общественного здоровья, на увеличение средней продолжительности жизни и связанную с ней демографическую ситуацию [1].
Форсайт-проекты в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и медицинских технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только учёных, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления, интегра-
цией науки, практической медицины, образования и промышленности и, в конечном счёте, повышением конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток «заглянуть в будущее» приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге - к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.
ш
ЛИТЕРАТУРА
1. Мустафина М.Д. Форсайт в общественном здравоохранении. Научнопрактический журнал «Вестник Казахского НМУ». 2013. № 1 (1). С. 319-321.
Mustafina M.D. Forsajt v obschestvennom zdravoohranenii. Nauchno-prakticheskij zhurnal «Vestnik Kazahskogo NMU». 2013. № 1 (1). S. 319-321.
2. Калюжнова Н.Я. Организация отраслевых рынков и конкурентоспособность регионов. Российский экономический журнал. 2006. № 9-10. С. 85-91.
Kalyuzhnova N.Ya. Organizaciya otraslevyh rynkov i konkurentosposobnost’ regionov. Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. 2006. № 9-10. S. 85-91.
3. Калюжнова Н.Я. Роль форсайта в повышении конкурентоспособности региона в «новой экономике». Наука. Инновации. Образование. 2008. № 5. С. 271-279.
Kalyuzhnova N.Ya. Rol’ forsajta v povyshenii konkurentosposobnosti regiona v «novoj ekonomike». Nauka. Innovacii. Obrazovanie. 2008. № 5. S. 271-279.
4. Макарова Е.А., Соколова А.В. Лучшие практики оценки научнотехнологического форсайта: базовые элементы и ключевые критерии. Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 62-74.
Makarova E.A., Sokolova A.V. Luchshie praktiki ocenki nauchno-tehnologicheskogo forsajta: bazovye elementy i klyuchevye kriterii. Forsajt. 2012. Т. 6. № 3. S. 62-74.
5. Рингланд Д. Будущее как неизведанное пространство: интеграция Форсайта в принятие стратегических решений. Форсайт. 2013. Т. 7. № 4. С. 60-69.
Rigland D. Buduschee kak neizvedannoe prostranstvo: integraciya Forsajta v prinyatie strategicheskih reshenij. Forsajt. 2013. Т. 7. № 4. S. 60-69.
6. Andy Hines, Peter Bishop. Thinking about the Future, Guidelines for Strategic Foresight. USA. 2007.
7. Denis Loveridge. Foresight: The Art and Science of Anticipating. 2008. 288 p.
8. Третьяк В.П., Калюжнова Н.Я. Формирование форсайта в Иркутском регионе. Наука. Инновации. Образование. 2008. № 5. С. 15-30.
Tret’yak V.P., Kalyuzhnova N.Ya. Formirovanie forsajta v Irkutskom regione. Nauka. Innovacii. Obrazovanie. 2008. № 5. S. 15-30.
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».
Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 28.12.2012 g. № 2599-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij («dorozhnoj karty») «Izmeneniya v otraslyah social’noj sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti zdravoohraneniya».
10. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 24.12.2012 g. № 2511-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohraneniya».
11. Скворцова В.И. Коллегия Минздрава России. СПС [Электронный ресурс] URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/zdravo2020/20 (дата обращения 17.01.2014).
Skvorcova V.I. Kollegiya Minzdrava Rossii. SPS [Elektronnyj resurs] URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/zdravo2020/20 (data obrascheniya 17.01.2014).