Территория науки,2013, № 1
Будущие специалисты по работе с персоналов еще в процессе обучения в вузе должны быть обучены составлению определенных тренинговых программ, направленных на саморазвитие, самосовершенствование персонала, будущие профессионала должны сами пройти тренинговые курсы по развитию и совершенствованию собственной личности.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э. Основные направления совершенствования стимулирования труда в странах с рыночной экономикой// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2007. № 5. С. 33a-36.
2. Петухов И.В., Стешина Л.А., Петухов А.В. Психофизиологические методы при решении задач профотбора и управления персоналом // Территория науки. 2007. № 1. С. 32-36.
Капленко А.А.
КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: интегрированные системы, управление, планирование, координация, контроллинг.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения контроллинга, как информационной системы управления предприятием.
Keywords: integrated systems management, planning, coordinating,
controlling.
Abstract: This article deals with the problems and prospects of controlling introduction as enterprise management information system.
В современном постоянно меняющемся мире организации любого размера и любой формы собственности вынуждены адаптироваться к неизбежным переменам и справляться с теми проблемами, которые возникают вследствие перемен на любых организационных уровнях.
В связи с тем, что успех внедрения перемен будет зависеть от скорости применения новой информации к текущим задачам, проблемам и возможностям. Организации, которые активно управляют процессом обучения своих сотрудников, вводят в систему управления контроллинг как одну из важнейших интегрированных систем, объединяющую функции управления, планирования, координации, ведения бухучета, что дает им возможность добиться успеха и выжить в современных условиях.
Поскольку в поле внимания организации постоянно попадает новая информация, обучение и контроллинг также должны быть постоянными. Изменения создаются через коллективные усилия сотен тысяч, иногда
Территория науки,2013, № 1
десятков тысяч сотрудников, отвечающих за разработку, исполнение и осуществление деятельности в изменившихся условиях. Компании получат настоящие результаты только тогда, когда перемены придут на уровень отдельного сотрудника. При этом управление меняет свои функции с постановки планов и контроля на создание у подчиненных видения развития организации, обучение новым методам работы и мотивирование на воплощение изменений в жизнь.
В настоящее время условия деятельности предприятий существенно усложнились: глобализация экономики, развитие транспортных средств и информационных технологий привели к многократному усилению конкуренции. Расширение рынков сбыта и возможностей ведения бизнеса способствовало укрупнению многих предприятий. Одновременно усилились нестабильность внешней среды. В этих условиях контрольноинформационные системы не позволяют в полной мере обеспечить качественную информационную поддержку принимаемых управленческих решений. Одной из важнейших интегрированных систем, объединяющих функции управления, планирования, координации, ведения бухучета является контроллинг [1].
Эволюция взглядов на контроллинг прошла через следующие этапы.
1. До 1950-х г.г. Контроллинг ассоциировался с учетом себестоимости, носил характер технической счетной деятельности.
2. В 1950-1960-е г.г. контроллинг стали ориентировать на предоставление информации по центрам ответственности для целей управленческого планирования и контроля.
3. В период с середины 1960-х г.г. до середины 1980-х г.г. в контроллинге разрабатывались технологии управления затратами и методики анализа бизнес-процессов в целях обеспечения сокращения потерь и отходов производства в рамках программ по управлению качеством и защите окружающей среды.
4. В период с 1985 г. до 1995 г. в контроллинге развивались способы контроля за формированием стоимости продукции в ходе использования ограниченных ресурсов при выполнении бизнес-процессов, была разработана методика учета затрат по бизнес-процессам(система ABC или Activity Based Costing).
5. После 1995 г. происходит смещение фокуса контроллинга на информационное обеспечение стоимостно-ориентированного управления развитием предприятия [2].
По внешнему виду контроллинг представляет собой информационную систему поддержки принимаемых управленческих решений.
Контроллинг - это контрольно-информационная система обеспечения управления развитием предприятия на основе изменения ресурсов, затрат и результатов внутрихозяйственной деятельности бизнес-процессов и всей деятельности предприятия.
Территория науки,2013, № 1
Целью контроллинга является предоставление руководству комплексной информации необходимой для управления развитием предприятия. Реализация данной цели обеспечивается в ходе решения следующих задач контроллинга:
- построение системы стратегических и оперативных (тактических) целевых показателей деятельности предприятия;
- использование механизмов контроля в целях обеспечения согласованной работы коллектива предприятия в направлении поставленных целей, обоснование выбора оптимального варианта;
- исследование альтернативных вариантов достижения поставленных целей, обоснование выбора оптимального варианта;
- группировка и обобщение затрат и результатов в различных аналитических разрезах;
- координация деятельности структурных подразделений, отделов и сотрудников предприятия;
- оценка эффективности и целесообразности инвестиционных проектов и тактических управленческих решений.
Наиболее распространенный подход к структурированию контроллинга предусматривает выделение оперативного и стратегического контроллинга.
Стратегический контроллинг представляет собой интегрированную контрольно-информационную систему управления предприятием, нацеленную на обеспечение эффективного функционирования и выживания предприятия на длительную перспективу
Задачи стратегического контроллинга:
- определение миссии предприятия и установления целей деятельности;
- разработка стратегии развития предприятия на основе определенных допущений о текущем состоянии и будущих изменений внешней и внутренней среды, планирование и контроль всех мероприятий направленных на долгосрочное развитие предприятия;
- разработка системы подконтрольных показателей, позволяющий анализировать ход выполнения стратегии развития предприятия;
- определение отклонений от стратегических планов, пересмотр заложенных в основу стратегии допущений;
- анализ экономической эффективности инвестиционных проектов;
- развитие новых потенциалов успеха.
Оперативный контроллинг представляет собой контрольноинформационную систему управления, направленную на обеспечение достижения текущих целей предприятия на основе принятия своевременных решений.
Основной его целью является обеспечение текущей реализации стратегических планов развития предприятия.
Задачи оперативного контроллинга:
Территория науки,2013, № 1
- обеспечение достижения текущих целей деятельности предприятия, установленных в соответствии со стратегией развития, в том числе обеспечение заданного уровня прибыльности и ликвидации предприятия;
- определение совокупности подконтрольных показателей для текущего управления;
- планирование и бюджетирование текущей деятельности, путей и сроков достижения текущих целей деятельности предприятия;
- мониторинг текущего финансового состояния предприятия, управление денежными потоками;
- анализ текущих изменений спроса, тенденций в поведении потребителей и соответствующие корректировки маркетинговой и производственной программ [3].
Многообразие и многочисленность задач, решаемых в контроллинге, обуславливает необходимость создания службы (отдела) контроллинга на предприятии, должности контроллера или, по крайней мере, наделение работников финансово-экономической сферы полномочиями и
ответственностью за реализацию функций контроллинга.
На практике встречаются разные подходы в отношении организации службы контроллинга и должностных обязанностей контроллеров.
Контроллеры выполняют следующие функции:
- обеспечение прозрачности в таких областях, как стратегия измерения результатов деятельности, финансы, бизнес-процессы, что способствует повышению эффективности и производительности;
- координация целей и планов и организация системы, ориентированной на перспективу внутренней отчетности для всего предприятия;
- выполнение роли модераторов и разработка процессов контроллинга по определению целей, планированию и управленческому контролю для обеспечения целенаправленности в работе менеджеров;
- предоставление ключевых данных и информации, необходимой для принятия управленческих решений;
- разработка и поддержка функционирования систем контроллинга [4].
Таким образом, контроллер работает в качестве консультанта менеджеров
и не имеет полномочий по непосредственному принятию управленческих решений. В то же время он обладает большим влиянием, поскольку департамент контроллинга является первичным источником информации, необходимой для принятия решений по управлению предприятием.
Для того чтобы успешно управлять переменами в своей организации, важно отчетливо представлять, какого рода кризисы или «подводные камни» могут встретиться в процессе организационного развития, и уметь с ними справляться [5].
Тема управления изменениями при помощи контрольно-информационной системы управления, направленной на обеспечение достижения текущих
Территория науки,2013, № 1
целей предприятия на основе принятия своевременных решений, сравнительно нова для практики управления организацией в России, особенно в том, что касается подхода по внедрению инноваций и работы с командами управленцев, занимающихся разработкой и внедрением изменений.
Цель современного вузовского образования - еще в процессе обучения в вузе готовить будущих специалистов к применению на практике знаний и методов управления изменениями. Решить эту задачу можно с помощью тренинговых технологий. По сути, любой тренинг связан с внедрением изменений в деятельность людей и преодолением их сопротивления и инертности..
Будущего специалиста по работе с персоналом, организационного консультанта еще в процессе обучения в вузе необходимо научить составлять тренинговые программы, направленные на формирование самообучающейся организации, которая является быстрым и эффективным проводником изменений в быстро меняющемся мире. Данную задачу можно решить и при написании дипломных выпускных работ, в экспериментальную часть которых можно включать тренинговые программы по организационному развитию.
Список литературы
1. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й.Х. Управление по результатам / Пер с финск. - М : Прогресс, 2008.
2. Пронников В. А, Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии - М. Наука, 2009.
3. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Пер с англ. - М. Экономика, 2000.
4. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства Практическая философия бизнесмена / Пер. с англ. - М. Прогресс, 2000.
5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации Учебно-практическое пособие - М. Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.
Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э.
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, КОТИРУЮЩИХСЯ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность, ценные бумаги, инвестиции.
Аннотация: в статье рассматриваются современные методы анализа инвестиционной привлекательности эмиссионных ценных бумаг.
Keywords: liquidity, financial stability, profitability, securities investment.