УДК 378Л4004925.8 ♦ ВАК 130002 ♦ ринц 143509 С.С. Хромов1, Т.П. Скорикова2, Н.В. Днепровская3
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-68-76
1Московский политехнический университет, Москва Россия, 2Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Москва, Россия 3Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации
(на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике)
Настоящая статья посвящена методологическим и методическим задачам проектирования дистанционного курса по лингвистике в магистратуре для российских студентов. Научно-исследовательская значимость проекта заключается в том, что разработанный электронный курс является инновационным воплощением результатов методической и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. В рамках рассматриваемого проекта планируется перенос коммуникативно-деятельностной концепции обучения в практику дистанционных форм организации самостоятельной работы студентов и моделирование на этой основе нового образовательного продукта с последующим внедрением в учебный процесс. Цель исследования: 1) разработать методологию и методику дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 2) описать внутреннюю структуру проекта; 3) показать, какие профессиональные, языковые и речевые компетенции формируются с помощью виртуального кампуса; 4) представить алгоритм трансформации очного лекционного курса в дистанционный; 5) провести педагогический эксперимент, демонстрирующий возможности виртуального кампуса в реализации дистанционного обучения в магистратуре по лингвистике; 6) доказать инновационность и продуктивность дистанционной модели обучения в магистратуре по лингвистике. Материалы исследования. В качестве материалов исследования послужили: 1) «бумажный» вариант очного лекционного курса; 2) рабочая программа лекционного курса; 3) авторская концепция
магистратуры по лингвистике; 4) авторская концепция дистанционного курса по лингвистике; 5) результаты тестирования студентов; 6) используемые виртуальные инструменты. Методы исследования. В процессе эксперимента использовались описательный, проектный, сопоставительный, статистический методы.
Выводы. В процессе проведения эксперимента была доказана инно-вационность и продуктивность трансформации очного лекционного курса в дистанционный; которая проявляется в следующем: 1) в способности развивать профессиональные, коммуникативные и языковые компетенции студентов; 2) в развитии индивидуальной траектории обучаемого; 3) в расширении социокультурного потенциала; 4) в развитии интеллектуального потенциала обучаемого; 5) в интенсификации учебного процесса. В результате проведения эксперимента 1) описана методология и методика использования дистанционных технологий при организации проектной деятельности магистров-лингвистов; 2). разработан алгоритм построения дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 3) разработаны методология и методика использования информационных технологий в формировании новой модели университетов в России.
Ключевые слова: дистанционное обучение, научно-профессиональная сфера коммуникации, информационные технологии, лингвистика, магистратура
Sergey S. Khromov1, Tatiana P. Skorikova2, Natalia V. Dneprovskaya3
1Moscow Polytechnical University, Moscow, Russia 2Bauman State Technical University, Moscow, Russia 3Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Distance learning methodology and technique in scientific and vocational communication
(on the example of the master's distance course in linguistics)
The article is devoted to the elaboration of methodology and technique of the master's distance course in linguistics for Russian students. The research novelty lies in the fact that the course presents the results methodic and scientific work of the teachers' and students' stuff. Within the course framework we plan to transfer the communicative activity concept to the distance forms of education and modeling a new type of the educational product. The purposes of the research are: 1) to develop the distance learning methodology and technique for a linguistic master's course; 2) to elaborate an internal structure of the project; 3) to demonstrate which vocational, language and speech competencies are to appear as tge result of the project; 4) to describe the algorithm of the full-time lecture course in linguistics in a distance format; 5) to conduct a pedagogical experiment realizing the distance learning education in master's linguistic course; 6) to prove the innovation and the productivity of the elaborated master's course in linguistics.
The research is based on 1) the paper variant of the full-time lecture course 2) the curriculum of the lecture course 3) the concept of the
master's course in linguistics 4) the concept of the distance course in linguistics 5) students ' interviews 6) virtual tools
The research methods are 1) descriptive 2) project 3) comparative 4) statistic methods
Conclusion. The novelty and the productivity of the course have been proved and they are manifested in the following 1) in the ability to develop vocational, language and speech competences of the students 2) in developing individual trajectories of the students 3) in expanding sociocultural potential of the students 4) in developing sociocultural potential of the students 5) in intensifying education process. As a result of the experiment we can .state that 1) the methodology and technique of distance tools in projecting master's course in linguistics are described 2) the algorithm of building distance course in linguistic master's program is developed 3) the methodology of constructing a new model of online Russian universities is outlined.
Keywords distance education, scientific-vocational field of communication, IT, linguistics, master's course
Процесс информатизации, который осуществляется в настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом [1], заставляет с новых позиций рассматривать методы и средства, задействованные в образовании. В рамках процесса информатизации можно выделить не менее важное явление - интернетизацию общества, и, как частный случай, интернетизацию образования [2,3,4], которая способствует изменению методов и средств обучения, побуждает преподавателей искать новые способы подачи материала, контроля успеваемости и выполнения самостоятельной работы студентов. Так как одной из главных задач современного образования является развитие у учащихся навыков самообразования и творческого использования полученных знаний, то необходимо найти такие средства обучения, которые сами по себе способствовали бы приобретению новых знаний после окончания учебного заведения. Как пишет А.Л.Назаренко, «когда мы говорим об интеграции ИКТ в обучении, первая наиболее яркая ассоциация - это дистанционное обучение. До этой новации были компьютерные обучающие программы, которые, конечно, существуют и сейчас и прекрасно выполняют свое назначение. Но дистанционное обучение - «доставка образования» к учащемуся, изменение вектора движения относительно образования (не все в один центр - за образованием, но из одного центра - образование -ко всем) с его невиданной ранее интерактивностью было, конечно, новым впечатляющим явлением... Дистанционное обучение нашло свою нишу, в которой оно не имеет конкурентов» [5]
В последнее время к вопросу активизации познавательной деятельности учащихся возникает особый интерес [6,8,9,10,11]. Обусловлено это тем, что в условиях информатизации происходят качественные изменения в организации образовательной деятельности обучающихся. Приоритетным в обучении становится проектирование и развитие новой расширенной, ИКТ-насыщенной,
вариативной информационной образовательной среды [2, 9]. Значимую часть этой среды составляет виртуальная образовательная среда, разворачивающаяся и функционирующая на базе компьютерных технологий. Технической основой данной среды выступают компьютерные сети с развитой инфраструктурой и социальными сервисами, в рамках которых субъектам образовательной деятельности предоставляется возможность «быть всегда в классе», вне зависимости от текущего момента времени и местонахождения.
Информационно-образовательная среда предполагает в качестве основных составляющих следующие взаимосвязанные компоненты: образовательные ресурсы - образовательная коммуникация - управление образовательным взаимодействием [8]. В соответствии с этим подходом рассмотрим проблему создания средств дистанционной поддержки преподавания дисциплин «Общее языкознание и история лингвистических учений» и «Речевая деятельность общества» для магистров-лингвистов профиля подготовки «Теория массовых коммуникаций и международные связи с общественностью».
В настоящей статье авторы продолжают идеи, представленные в предыдущей публикации [12].
1. Методика разработки дистанционного курса
Обратимся к характеристике научно-методических основ разработки он-лайн компонента курса магистратуры, подготовленного в рамках проекта по дистанционному обучению с целью оптимизации преподавания дисциплин лингвистического цикла в экономическом вузе. Указанный проект разрабатывался в Лаборатории теоретической и прикладной лингвистики РЭУ им. Г.В. Плеханова и в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и направлен на создание электронного учебного курса магистратуры на основе достижений лингвистики, психологии общения, теории коммуникации и информационно-ком-
пьютерных технологий дистанционного обучения.
Проект имеет цель преобразование читаемого курса «Общее языкознание и история лингвистических учений» в дистанционный с использованием инновационных образовательных технологий и реализацию его в учебном процессе двух университетов - Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Курс направлен на создание целостной и динамической системы знаний о языке как явлении действительности и феномена культуры. Данная система рассматривается как инструмент эффективной профессиональной деятельности лингвистов в различных сферах. Разработанная концепция и методология дистанционного курса и его апробация в практике преподавания позволят в дальнейшем перевести и другие читаемые курсы магистерских программ по направлению «Лингвистика» в дистанционную форму, что в будущем создаст предпосылки для внедрения сетевого обучения.
Задачи проекта:
1. Разработка концепции и методологии дистанционного профильного дисциплинарного курса на основе достижений лингвистики, теории коммуникации, информационных технологий, методики профессионального образования.
2. Создание сценария электронного курса.
3. Разработка и реализация эффективных моделей визуализации учебных материалов, в т.ч. мультимедийных, в рамках динамического элемента курса.
4. Разработка гибкой модели управления знаниями студентов, основанной на органичной взаимосвязи статического и динамического элементов курса.
5. Разработка и реализация средств контроля за освоением компетенций в рамках динамического элемента курса.
6. Запись видеолекций по ключевой тематике лекционного курса.
7. Размещение учебных материалов статического элемента курса в
электронной образовательной среде Кампус (конспект лекций, видеолекции, практикумы, справочные материалы, глоссарий терминов, ссылки на открытые образовательные ресурсы, актуальные тематические публикации в прессе).
8. Изложение и организация учебных материалов динамического элемента курса (рабочая электронная тетрадь с заданиями на тренировку и самопроверку, форумы, блоги, страницы Вики).
9. Проведение вебинаров по основной тематике лекционного курса.
10. Тьюторское сопровождение курса.
11. Проведение анкетирование и интервьюирования обучающихся, преподавателей курса и сторонних экспертов.
12. Апробация пилотного проекта в учебном процессе, оценка его эффективности и возможностей тиражирования, а также популяризация полученных результатов на научных мероприятиях и в публикациях.
2. Использование информационных технологий
Информационные технологии быстро развиваются и проникают практически во все сферы профессиональной деятельности. Образовательная деятельность не стала исключением, а напротив является восприимчивой к использованию новых технологий в организации образовательного процесса и учебной деятельности студентов. Электронное обучение, призванное расширить доступ к образовательным услугам и высококачественным образовательным материалам, поддерживается на национальном и международном уровне. «Происходит смена образовательной парадигмы с традиционной модели обучения к электронному обучению (e-learning) и далее к Smart-education. Соответственно, меняется роль университетов - от поставщика знаний к созданию студентам условий для приобретения новых знаний самостоятельно. Таким образом, преподаватель становится не транслятором готовых
знаний, а выступает в роли навигатора по бескрайнему информаци-онно-знаниевому пространству. В Smart-education студент самостоятельно приобретает необходимые ему знания, используя потенциал информационного общества и интеллектуальные технологии» [13]. (По мере развития информационных технологий стали возможны новые формы реализации образовательных программ: смешанное обучение [6], построение индивидуальных траекторий для учащихся [14, 15]. Новые виды учебных мероприятий возникли благодаря широкому распространению ИКТ и интернета в обществе, такие как вебинары, виртуальная реальность, онлайн-семинары, игрофикация, мобильное обучение, смарт-курс и др. Под влиянием ИКТ меняют коммуникации в академической среде, реже студенты посещают библиотеки и чаще социальные медиа [3]. Использование ИКТ в образовании измеряется десятилетиями и само по себе не является инновацией для учебного процесса, однако открывает широкие возможности для инновационного развития отдельных курсов в рамках создания сетевой магистратуры по лингвистике.
Использование ИКТ для развития отдельных курсов выходит на новый уровень. Каждый преподаватель, исследователь и студент получает свободный доступ к широкому кругу информационных технологий и источников, включая новые социальные медиа, сервисы видео-конференций, конструкторы электронных курсов, массовые открытые онлайн курсы, открытые образовательные ресурсы. Многообразие доступных средств и форм электронного обучения позволяет реализовать инновационный потенциал преподавателей и студентов в разработке электронных курсов и отдельных онлайн-компонентов. Таким образом, каждый разработанный электронный курс является инновационным воплощением результатов методической и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.
При разработке дистанционного курса «Общее языкознание и
история лингвистических учений» предполагается включить:
- мобильные технологии, позволяющие реализовать новые модели коммуникации и совместной работы, не привязанные к громоздким компьютерам. Мобильное обучение подразумевает легкий доступ к образовательным материалам, прохождение тестирования и участие в сообществах;
- облачные технологии, позволяют как преподавателям, так и студентам не перегружать память своих устройств установкой и хранением образовательных онлайн-компонентов, а с другой стороны иметь доступ к образовательному пространству с любого устройства в любое время;
- социальные медиа, как правило, к ним относят сервисы веб 2.0, которые позволяют установить взаимодействие студентов с профессиональным сообществом в рамках учебного процесса, расширить образовательное информационное пространство до масштабов отрасли.
3. Краткий обзор существующих образовательных практик российских и зарубежных магистерских программ, аналогичных дистанционных курсах и существующих формах самостоятельной работы в режиме on-line
Анализ зарубежного и российского опыта применения дистанционных технологий обучения в магистерских образовательных программах показал, что в большинстве ведущих зарубежных и российских вузах используется элементы онлайн обучения, так называемое «смешанное обучение». Применение определенного набора информационных технологий для многих университетов мира стало стандартом при проведении учебных мероприятий. Перечень информационных технологий, ставшими традиционными инструментами в учебном процессе, сейчас значительно расширяются за счет новых социальных медиа (социальные сети) и сервисов веб 2.0. Возрастает количество внед-
ряемых образовательных инноваций в университетах, таких как массовые открытые онлайн курсы (МООК), игрофикация (серьезные игры), создание профессиональных сетей знаний. Отличия в использовании технологий дистанционного обучения зарубежными университетами от российских заключаются в том, что эти технологии чаще применяют именно при реализации магистерских образовательных программ, в том числе полностью в онлайн формате.
Возможности онлайн обучения по магистерской программе с последующим присуждением диплома предоставляют: Гарвардский университет (Harvard University), Калифорнийский университет (University of California - Los Angeles), Имперский колледж Лондона (Imperial College London), Колумбийский университет (Columbia University), Университет Нью-Йорка (New York University), Государственный университет Пенсильвании (Pennsylvania State University). Университеты, возглавляющие рейтинг лучших университетов мира, доказывают, что онлайн обучение может и должно быть качественным. Требования к поступающим на образовательные программы онлайн идентичные требованиям к абитуриентам, выбирающим обучение в университетском кампусе.
Вместе с тем, дистанционные курсы магистерских программ по направлению «Лингвистика» недостаточно представлены в российском образовательном пространстве, а базовая дисциплина «Общее языкознание и история лингвистических учений» в формате электронного курса до настоящего времени не разработана.
4. Методология и методическая новизна проекта
Методология проекта заключается в интеграции в учебном процессе (распределенном во времени и пространстве) статического и динамического элементов курса. Новизна проекта обусловлена реализацией индивидуального подхода к освоению системы лингвисти-
ческих знаний: в соответствии со структурой курса студент (преподаватель) выбирает по своему усмотрению тот круг вопросов, который представляется ему оптимальным и нацеленным на а) усвоение элементарных знаний по дисциплине; б) формирование базовых знаний по дисциплине; в) формирование широкого лингвистического мировоззрения. Методической новизной проекта является партнерская деятельность преподавателей и магистрантов двух вузов в форме проектов, форумов, онлайн дискуссий, вебинаров, блогов, научных консультаций и совместных публикаций.
5. Используемые технологии при разработке дистанционного курса
РЭУ им. Г.В. Плеханова располагает необходимыми технологиями и инструментами, среди которых
- образовательная информационная система «Сетевая учебная корпорация», разработчик РЭУ;
- среда электронного обучения «Виртуальный кампус» разработчик МЭСИ;
- электронные информационные ресурсы, в том числе подписные научные базы данных;
- программное обеспечен для разработки дистанционных курсов "Course Lab" разработчик WebSoft;
- программное обеспечение для проведения вебинаров "Adobe Connect" разработчик Adobe System Software;
- другое прикладное программное обеспечение, необходимое для разработки дистанционного курса.
РЭУ им. Г.В. Плеханова располагает сетевым и серверным оборудованием ведущих мировых производителей: IBM, Cisco, HP, Lenovo, Fujitsu-Siemens и других, а также мультимедийным оборудованием для создания онлайн-компо-нентов дистанционного курса.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет как партнерская организация также имеет необходимое программное обеспечение, муль-
тимедийное оборудование, а также портал дистанционного обучения.
6. Место дистанционного курса в учебном процессе
Разрабатываемый дистанционный курс ориентирован на дисциплину «Общее языкознание и история лингвистических учений», входящую в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС по направлению «Лингвистика». Он формирует основополагающие методологические компетенции магистрантов, необходимые для освоения других профессионально ориентированных дисциплин.
7. На формирование каких компетенций направлен данный проект
В результате изучения данной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:
- владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);
- владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
- владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
- владение современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики (ПК-23);
- владение современной научной парадигмой, системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности (ПК-31);
- умение использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-32);
- умение применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных (ПК-39);
- способность формировать представление о научной картине мира (ПК-42);
- способность самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность (ПК-43);
- способность к самостоятельному освоению инновационных областей и новых методов исследования (ПК-44);
- способность использовать в познавательной и исследовательской деятельности знание теоретических основ и практических методик решения профессиональных задач (Пк-45);
- способность самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость (ПК-46);
- готовность к обучению в аспирантуре по избранному и смежным профилям обучения (ПК-47).
8. Разработка дистанционного курса
Разрабатываемый дистанционный курс включает в себя два элемента: статический и динамический. Статический элемент представлен конспектами лекций, видеолекциями, практикумами, проектными заданиями, справочными материалами, глоссариями терминов, ссылками на открытые образовательные ресурсы, актуальными тематическими публикациями в прессе, интерактивными тестами и другими оценочными средствами. В динамический элемент входят рабочая электронная тетрадь с заданиями на тренировку и самопроверку, форумы, чаты, вики страницы.
Тематическое содержание курса ориентировано на освещение 14 разделов:
1. Общее языкознание как междисциплинарная область гуманитарного знания и его место в системе научного знания о человеке.
2. Современная структура знаний о языке. Определение языка и его сущность. Система и структура в языкознании
3. История лингвистических учений. Зарождение лингвистических традиций. Становление теории языка. Лингвистика второй половины ХХ в.
4. Язык и мышление. Психолингвистика
5. Фонология и интонация
6. Грамматика. Основные грам-магические традиции мира языка
7. Лексикология
8. Текст и коммуникация
9. Язык и общество. Социолингвистика
10. Лингвистическая типология. Проблема лингвистических универсалий
11. Основные методы в лингвистике
12. Язык в современном мире
13. Язык и культура
14. Основные методы изучения языка.
Указанная тематика призвана решить следующие задачи изучения дисциплины: знакомство с основными теоретическими подходами к общему языкознанию; знакомство с историей языкознания, историей лингвистических учений; формирование представлений об основных этапах развития языкознания; формирование представлений об основных лингвистических школах; приобретение знаний о специфике изучаемых языков, системах их ценностей и норм, определяющих правила вербального (речевого) и невербального поведения носителей этих языков; развитие способности к анализу и адекватной интерпретации языковых и межъязыковых процессов и результатов взаимодействия представителей различных культур и культурных групп (субкультур) в конкретных условиях интеракции.
9. Методология и методическая новизна проекта
Методическая новизна проекта заключается в развитие методик применения технологий дистанционного обучения при организации интерактивной, проектной и практической деятельности студентов.
Методология проекта заключается в интеграции в учебном процессе (распределенном во времени и пространстве) статического и динамического элементов курса. Новизна проекта обусловлена реализацией индивидуального подхода к освоению системы лингвистических знаний: в соответствии со структурой курса студент (преподаватель) выбирает по своему усмотрению тот круг вопросов, который представляется ему оптимальным и нацеленным на а) усвоение элементарных знаний по дисциплине; б) формирование базовых знаний по дисциплине; в) формирование широкого лингвистического мировоззрения. Методической новизной проекта является партнерская деятельность преподавателей и магистрантов двух вузов в форме проектов, форумов, он-лайн дискуссий, вебинаров, научных консультаций и совместных публикаций.
Если предыдущий базовый учебный курс связан с построением лингвистической картины мира магистрантов, то другой базовый учебный курс «Речевая деятельность общества» нацелен на формирование у магистрантов социолингвистического мировоззрения, обуславливающего устойчивую и корректную профессиональную ориентацию в проблемах взаимодействия языка и общества. Курс суммирует знания о языке как явлении действительности и феномене культуры, сводит их в единую систему, которая должна выступать как инструмент дальнейшей профессиональной деятельности. В нём заложена гибкая система управления знаниями обучаемых, которая реализуется с помощью разработки он-лайн компонента для организации самостоятельной работы студентов по изучаемому предмету.
Разрабатываемые курсы представляет собой набор учебно-методических материалов, оформленных специальным образом в виде статического элемента курса (печатной версии пособия) и динамического элемента курса (он-лайн компонента) для организации са-мостоятелной работы студентов в дистанционной форме в виртуальной образовательной среде вуза.
Были поставлены следующие задачи, решение которых способствует достижению основной методической цели проекта: 1) разработка и реализация эффективных приемов визуализации учебных материалов в рамках динамического элемента курса; 2) построение гибкой модели управления знаниями студентов, основанной на органичной взаимосвязи статического и динамического элементов проекта; 3) разработка дистанционных форм организации самостоятельной работы студентов; 4) создание и реализация системы контроля усвоения учебных материалов в рамках динамического элемента курса.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования: системный подход при формировании представлений о феномене виртуальной учебной языковой среды и при ее проектировании; теоретический анализ и синтез с целью обобщении литературных источников, электронных ресурсов учебного назначения, инструментальных средств разработки систем дистанционного обучения; анкетирование и интервьюирование студентов в процессе выявления приоритетных направлений внедрения он-лайн курса в область преподавания дисциплины магистратуры; эксперт-но-аналитическая оценка качества созданного дистанционного курса; наблюдение за процессом речевой деятельности учащихся в реальной и виртуальной учебной языковой среде; экспериментальный метод в опытно-экспериментальном обучении, направленном на оценку эффективности разработанной модели дистанционного курса магистратуры. Применение комплексных научных методик позволяет обеспечить такие параметры проекта,
как: его инновационный характер, устойчивость, жизнеспособность, и тиражируемость результатов.
10. Методическая организация учебных материалов в проекте
Методическая организация учебного материала проекта включает разработку структуры курса с обоснованием интерактивных и инновационных методов обучения, сценария он-лайн компонента курса исходя из компетенций, которые должен приобрести студент по результатам обучения с применением положений педагогического дизайна, подготовку текстовых материалов, презентаций, необходимых графических объектов, сборку он-лайн компонента курса и его размещение электронной образовательной среде «кампус». В состав размещаемых в виртуальном кампусе материалов входят: презентации ведущего преподавателя по основным темам лекционного курса; фрагменты видеолекций, практикум для аудиторной и самостоятельной работы, тесты для проверки умений и навыков магистрантов, справочные материалы по курсу, ссылки на открытые образовательные ресурсы, актуальные тематические публикации в прессе и др. Предусмотрено с помощью инструментов виртуального кампуса размещение в электронной среде презентаций, подготовленных слушателями самостоятельно, а также коллективное создание и редактирование учащимися текстовых и графических материалов по тематике учебных заданий, предложенных преподавателем.
Таким образом, ожидаемым научно-практическим результатом проекта является представление он-лайн компонента курса в виде веб-сайта включающим учебный материал в форме презентаций, электронный практикум, форумы для обсуждения разделов курса, блог преподавателя для публикации актуальных научных сведений по тематике курса, страницы Wiki для организации совместной проектной деятельности студентов.
11. Актуальность и востребованность проекта
Актуальность и востребованность настоящего проекта определяется инновационным подходом к подготовке специалистов в сфере теории массовых коммуникаций и международных связей с общественностью при использовании преимуществе информационно-компьютерных технологий для организации самостоятельной работы студентов. Планируется перенос коммуникативно-деятель-ностной концепции обучения в практику дистанционных форм организации самостоятельной работы студентов и моделирование на этой основе нового образовательного продукта (он-лайн компонента курса) с последующим внедрением в учебный процесс (в рамках дисциплин магистратуры «Общее языкознание» и «Речевая деятельность общества»).
Изучение данных дисциплин строится по модели смешенного обучения, при котором работа в аудиторни (лекции, семинары), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (виртуальном кампусе). Выполнение слушателями в кампусе самостоятельных проблемных и проектных заданий по тематике курса развивает такие компетенции, как умение работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний; владение современными методиками сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений компьютерных технологий.
Выработке данных компетенций способствует выполнение в кампусе заданий с разнообразными интернет-сервисами (форум, работа с блогами, электронными СМИ - текущей периодикой, телесюжетами, специальными лингвистическими сайтами и пр.). Слушатели курса учатся вырабатывать собственные образовательные маршруты, находить наиболее оптимальные способы решения проблемной задачи, работать в ко-
манде, проявляя инициативность и творческий потенциал (креативность), а также лидерские качества. На практических занятиях в аудитории, публично представляя свои проекты от имени группы (команды), студенты выступают с электронными презентациями, участвуют в дискуссиях и обсуждениях, демонстрируя активность и заинтересованность. Данные аспекты построения курса особенно важны и востребованы в сфере подготовки специалистов по теории массовых коммуникаций и связям с общественностью.
12. Ожидаемые результаты проекта
Учебно-методические материалы необходимые для разработки дистанционного курса, включая: сценарий дистанционного курса, описание и используемых дистанционных образовательных технологий, адаптированные под возможности самостоятельного изучения студентами учебные материалы. Дистанционный курс в виде вебсайта включая, учебный материал в форме презентаций, видео-лекции, электронный практикум, форумы для обсуждения разделов курса, блог преподавателя для публикации актуальных научных сведений по тематике курса, страницы Вики для организации совместной проектной деятельности студентов.
Выводы
В заключении отметим, что научно-методическая значимость настоящего проекта заключается в развитии методик применения технологий дистанционного обучения при организации интерактивной, проектной и практической деятельности студентов по изучаемым лингвистическим дисциплинам. Разработка интерактивной основы построения курса (взаимодействие всех его элементов и онлайн компонентов) обеспечивается системой сквозных гиперссылок в структуре самого курса: лекционный материал ^ основные (ключевые) понятия разделов курса ^ тесты ^ практические задания ^ проблемные задания и проекты. Данный подход к проектированию содержания дистанционного курса магистратуры позволяет достичь поставленных целей обучения и обеспечить активизацию познавательной деятельности обучаемых при эффективном использовании дидактических возможностей электронной образовательной среды.
В результате проведенного исследования нами 1) описана методология и методика использования дистанционных технологий при организации проектной деятельности магистров-лингвистов; 2) разработан алгоритм построения дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 3) показана
роль информационных технологий в модернизации и формировании новой модели университетов в России на примере экономического и политехнического университетов; 4) разработан алгоритм функционирования будущей сетевой модели обучения по лингвистике в дистанционном формате.
Как показывает опыт университетского образования в России и в мире, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии вместе с становлением рыночных отношений в образовании сформировали новые модели университета. «Это такие институциональные формы, как подразделения дистанционного образования в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты» [12 ]. Именно к такому инновационному типу университета можно отнести РЭУ им. Г.В. Плеханова и Пермский национальный политехнический университет. Такая модель обучения в научно-профессиональной сфере является одной из приоритетных, потому что отвечает современным технологиям передачи, обработки, представления, усвоения учебной информации, учитывает интересы обучаемых и обучающих, хорошо встраивается в схему управления учебным процессом современного университета.
Литература
1. Бабанская О.М., Можаева Г.В., Сербин В.А., Фещенко А.В. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете // Открытое образование. Научно-практический журнал. -2015, № 2. - С. 63-69.
2. Богомолов А.Н. Виртуальная среда дистанционного обучения РКИ: опыт организации учебного процесса в новой образовательной модели // Х11 Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве. Том 3. - Шанхай, 2011. - С. 324-329.
3. Жданова Е.В., Харитонова О.В., Хромов С.С. К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного // Вестник УМО «Экономика, статистика и информатика». - 2012. - № 3. - С. 8-16.
4. Lvova O., KopylovskayaМ., Shkapenko Т., Khromov S., Шта К, А^жЫпа G., Baguzina Е., Plekhova О., Sheypak О., Kravtsova О., Galiguzova А., Mensh Е.,
References
1. Babanskaya O.M., Mozhaeva G.V., Serbin VA., Feshchenko A.V Sistemnyi podkhod k organizatsii elektronnogo obucheniya v klassicheskom universitete // Otkrytoe obrazovanie. Nauchno-prakticheskii zhurnal. -2015, № 2. - Pp. 63-69. (in Russ.)
2. BogomolovA.N. Virtual'naya sreda distantsionnogo obucheniya RKI: opyt organizatsii uchebnogo protsessa v novoi obrazovatel'noi modeli // Kh11 Kongress MAPRYaL «Russkii yazyk i literatura vo vremeni i prostranstve. Tom 3. - Shankhai, 2011. - Pp. 324-329. (in Russ.)
3. Zhdanova E.V., Kharitonova O.V, Khromov S.S. K voprosu o kriteriyakh otbora i otsenki veb-resursov v prepodavanii inostrannykh yazykov i russkogo yazyka kak inostrannogo // Vestnik UMO «Ekonomika, statistika i informatika». - 2012. - № 3. - Pp. 8-16. (in Russ.)
4. Lvova O., Kopylovskaya M., Shkapenko T., Khromov S., Udina N., Artyushina G., Baguzina E., Plekhova O., Sheypak O., Kravtsova O., Galiguzova A., Mensh E.,
Matveeva N., Abramova I., Ananyina A., Shihmolina E., Medvedeva N., Mazaeva I., Korenev A., Tsvetkova N. The magic of innovation. New techniques and technologies in teaching foreign languages. - Newcastle upon Tyne. Cambridge press. - London, 2015
5. Концепция информатизации высшего образования Росийской Федерации (1993). - Доступно на: //http //www.pandia.ru/text/77/305/24712.php
6. Назаренко А.Л. Информатизация образования: синтез традиционного и электронного обучения (опыт создания новой модели лекционного курса) // Открытое образование. Научно-практический журнал. -2015. № 2 (109). - С. 71-72.
7. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во Лема, 2012. - 208 с.
8. Павлова Т.Б. Информационный ресурс коллективного педагогического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. - Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. -СПб.: Изд-во Лема, 2012. - С. 148-153.
9. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Инновации в практике образования. - 2014. - № 8. - С. 68-69.
10. Скорикова Т.П. Обучение теории и практике межкультурной коммуникации (с использованием виртуальной образовательной среды). - Вестник РУДН. Сер. «Русский и иностранный языки и методика их преподавания». - 2013, № 2. - С. 136-143.
11. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (2011). - Режим доступа htpp:// ru.iite.unesco.org//publications/3214694/ дата обращения 12/12/2014).
12. Skorikova T.P., Khromov S.S., Dneprovskaya N.V Distance learning in scientific and professional fields of communication (interdisciplinary approach) //Internet Journal of Environmental Science Education V11 Issue 10, 2016/ - PP. 3467-3476.
13. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В. Россия на пути к Smart обществу: монография. - М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. - 280 с.
14. Urintsov A. Individual Learning Trajectories as a Key Educational Tool in the Information Society [Text] A. Urintsov, V. Dik, N. Dneprovskaya // SMART DIGITAL FUTURES. Netherland: Amsterdam: IOS Press BV 2014 pp.652-657
15. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под редакцией: Ба-дарча Дендева - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.
Matveeva N., Abramova I., Ananyina A., Shihmolina E., Medvedeva N., Mazaeva I., Korenev A., Tsvetkova N. The magic of innovation. New techniques and technologies in teaching foreign languages. - Newcastle upon Tyne. Cambridge press. - London, 2015
5. Kontseptsiya informatizatsii vysshego obrazovaniya Rosiiskoi Federatsii (1993). - Available at: //http //www. pandia.ru/text/77/305/24712.php (in Russ.)
6. Nazarenko A.L. Informatizatsiya obrazovaniya: sintez traditsionnogo i elektronnogo obucheniya (opyt sozdaniya novoi modeli lektsionnogo kursa) // Otkrytoe obrazovanie. Nauchno-prakticheskii zhurnal. - 2015. № 2 (109). - Pp. 71-72. (in Russ.)
7. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informatsionnom prostranstve: Sbornik nauchnykh statei. - SPb.: Izd-vo Lema, 2012. - Pp. 208. (in Russ.)
8. Pavlova T.B. Informatsionnyi resurs kollektivnogo pedagogicheskogo soprovozhdeniya vneauditornoi samostoyatel'noi raboty studentov. - Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informatsionnom prostranstve: Sbornik nauchnykh statei. - SPb.: Izd-vo Lema, 2012. - Pp. 148-153. (in Russ.)
9. Semenova I.N., Slepukhin A.V. Didakticheskii konstruktor dlya proektirovaniya modelei elektronnogo, distantsionnogo i smeshannogo obucheniya v vuze // Innovatsii v praktike obrazovaniya. - 2014. - № 8. -Pp. 68-69. (in Russ.)
10. Ckorikova T.P. Obuchenie teorii i praktike mezhkul'turnoi kommunikatsii (s ispol'zovaniem virtual'noi obrazovatel'noi sredy). - Vestnik RUDN. Ser. «Russkii i inostrannyi yazyki i metodika ikh prepodavaniya». - 2013, № 2. - Pp. 136-143. (in Russ.)
11. Struktura IKT kompetentnosti uchitelei. Rekomendatsii YuNESKO (2011). - Available at: htpp:// ru.iite.unesco.org//publications/3214694/ Accessed 12/12/2014). (in Russ.)
12. Skorikova T.P., Khromov S.S., Dneprovskaya N.V. Distance learning in scientific and professional fields of communication (interdisciplinary approach) //Internet Journal of Environmental Science Education V.11 Issue 10, 2016/ - Pp. 3467-3476. (in Russ.)
13. Tikhomirov V.P., Tikhomirova N.V. Rossiya na puti k Smart obshchestvu: monografiya. - M.: NP «Tsentr razvitiya sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii», 2012. - 280 P. (in Russ.)
14. Urintsov A. Individual Learning Trajectories as a Key Educational Tool in the Information Society [Text] A. Urintsov, V. Dik, N. Dneprovskaya // SMART DIGITAL FUTURES. Netherland: Amsterdam: IOS Press BV 2014 Pp. 652-657 (in Russ.)
15. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii : monografiya / Pod redaktsiei: Badarcha Dendeva - M. : IITO YuNESKO, 2013. - 320 P. (in Russ.)
Сведения об авторах
Сергей Сергеевич Хромов,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и стилистики, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Россия Эл. почта: chelovek653@mail.ru Тел.: 8 (495) 607-25-77
Татьяна Петровна Скорикова,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Москва. Россия Эл. почта: tpskorikova@mail.ru Тел.: 8 (917) 520-33-37
Наталия Виталиевна Днепровская,
кандидат экономических наук, доцент
Финансовый университет при правительстве Российской
Федерации, Москва, Россия
Эл. почта: ndnepr@gmail.com
Тел. 8(916)5964459
Information about the authors
Sergey S.Khromov
Doctorate of Philological Sciences, Professor, Head of the
Department of the Russian language and stylistics,
Moscow Polytechnic University
Moscow, Russia
E-mail chelovek653@mail.ru
Tel. 8 (495) 607-25-77
Tatiana P. Skorikova
Doctorate of Philological Sciences, Professor of the Department
of the Russian language, Bauman Moscow State Technical
University
Moscow, Russia
E-mail tpskorikova@mail.ru
Tel.: 8 (917) 520-33-37
Natalia V. Dneprovskaya
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail chelovek653@mail.ru Tel.: 8 (495) 607-25-77