избирательный цикл в развитых странах часто принуждает правительства работать в краткосрочной перспективе, являясь весьма значительной преградой для применимости идей Лаффера в деловой практике[1].
Список использованной литературы:
1. Белых С. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации. - Litres, 2017.
2. Подмолодина И. М. и др. КОНТРОЛЛИНГ-МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА //Лесотехнический журнал. - 2017. - Т. 7. - №. 2 (26).
3. Романенко Е. В. и др. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики современного государства. - 2014.
4. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Современные тенденции развития экономической науки: курс лекций, практикум для студентов неэкономических специальностей. - Directmedia, 2015.
5. Ясин Е. Новая эпоха-старые тревоги: экономическая политика. - Litres, 2017.
© Зябкина С.А., Пономарева Д.А., Сироткин В.А., 2017
УДК 332.82
З.Ф. Ибрагимова
канд. экон. наук, доцент БашГУ, г. Уфа, РФ Е-тай: [email protected] А.Т. Файзуллин магистрант БашГУ г. Уфа, РФ Е-тай: [email protected]
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье проводится анализ применяемых инструментов жилищной политики, которые способствуют снижению экономических, политических, социальных рисков, негативно сказывающихся на пополнении жилищного фонда и социальном положении населения России.
Ключевые слова
Жилищная обеспеченность, доходы населения, жилищная политика, уровень благоустройства.
Одной из наиболее сложных в плане решения социально-экономических проблем, стоящих перед государством, является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Высокая потребность граждан в жилье состоит в том, что жилище является товаром особого рода, потребление которого вызывает различные экономические и социальные последствия. Это все говорит о том, что приобретение жилья тяжело осуществить без активного участия государства.
Для того чтобы у населения была возможность приобрести собственное жилье, государство разрабатывает различные инструменты.
Инструменты, государственной жилищной политики достаточно многообразны. Ссылаясь на мировой экономический опыт можно определить, что, несмотря на их определенное многообразие все средства
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
государственного регулирования, можно разделить на две группы: административное регулирование и экономическое регулирование (рис. 1).
Рисунок 1 - Инструменты государственной жилищной политики* * составлено автором
К экономическим методам регулирования жилищной сферы относятся денежно-кредитные, бюджетные инструменты и управление государственным жилым фондом. Эти инструменты находятся между собой в сложной взаимосвязи. Один инструмент может быть частью другого, более масштабного. Так, бюджетные дотации на накопление капитала для приобретения жилья являются частью государственного финансирования жилищного строительства, а оно, в свою очередь, - государственного стимулирования капиталовложений [4].
Административные средства основываются на силе государственной власти. Они не объединены с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями. Эти средства определяют не экономические условия оборота капитала, а внешние возможности его функционирования, хотя и имеют серьезные экономические последствия.
В ситуации, когда государству нужно срочно решить острые жилищные проблемы также применимы административные инструменты. В таких случаях обычно экономическими средствами эти задачи уже не решаются или решаются очень медленно. Примером такого применения административных ресурсов является рационирование жилых помещений или установление и ограничение квартирной платы.
Рассмотрев различные инструменты государственного регулирования жилищной сферы, хочется подчеркнуть, что наиболее успешная стратегия государства в реализации жилищной политики состоит в сбалансированном применении этих инструментов, создании и стимулировании максимально благоприятных условий жизни для социально и экономически активных слоев населения, а также в содействии в формировании среднего класса, с одновременной поддержкой социально незащищенных слоев населения.
Исходя из выше описанных инструментов, возникает необходимость изучения сегодняшней ситуации в России в целом. Для этого рассмотрим такой показатель, как - число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, и составим прогноз данного показателя до 2020года (см. табл. 1).
Таблица 1
Прогноз числа семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий*
2014 г. 2015 г. 2016 г. прогноз 2017 г. прогноз 2018 г. прогноз 2019 г. прогноз 2020 г.
Число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий 2716 2612 2555 2645 2577 2613 2600
Скользящая средняя - 2627,7 2603, 2592,3 2611,4 -
Средняя относительная ошибка, % - - - 1,4 0,9 -
*Рассчитано автором по [5]
Проиллюстрируем данные таблицы (рис. 2).
2014 2015 2016 прогноз прогноз прогноз прогноз 2017 2018 2019 2020
Рисунок 2 - Число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий*
* Составлено автором по [5]
Динамика числа семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, согласно прогнозу может увеличиться, что подтверждает рост потребности населения в жилых площадях. Кроме этого, рост этого показателя связан с ростом площади ветхих домов, которые готовятся к расселению по программе переселения. Однако в реализации этого направления жилищной политики остается ряд проблемных вопросов.
Таким образом, несмотря на многообразие существующих инструментов государственной жилищной политики, все так же существует проблемы с приобретением жилья у населения, что доказывает проведенный нами прогноз. Задачей государства на данный момент выступает внедрение новых усовершенствованных инструментов государственного регулирования жилищной сферы, которые в действительности помогут населению решить вопрос с покупкой собственного жилья. Список использованной литературы:
1. Амбарцумян, С. Г. Государственные экономические инструменты в сфере жилищного обеспечения / С. Г. Амбарцумян // Научное обозрение. - 2015. - № 14. - С. 325-329.
2. Борисевич, В. И. Прогнозирование и планирование экономики : учеб. пособие / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров. - М. : Интерпрессервис, 2001. - 380 с.
3. Жмырко, О. В. Экономическая политика государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства: институты, инструменты, направления совершенствования : автореф. дисс. / О.В. Жмырко. - Ростов-на-Дону, 2013. - 30 с.
4. Эекхофф, И. Цели и средства государственного регулирования жилищного хозяйства / И. Эекхофф, Л. Г. Ходов // Жилищное право. - 2008. - № 3.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2015 г. [Электронный ресурс] // - Электрон. дан. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_44/Main.htm_. - 16.12.2017. - Загл. с экрана.
6. Россинская Г.М., Ибрагимова З.Ф. Потребление бедных // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2015. № 2. С. 50-53.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
7. Ибрагимова З.Ф. Нечеткий подход как эффективный инструмент анализа социально-экономических проблем // Методологические проблемы моделирования социально-экономических процессов: сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. -2014. С. 34
© Ибрагимова З.Ф., Файзуллин А.Т., 2017
УДК 338.2
Кузнецова Е.В.
доцент кафедры «Экономика на предприятиях нефтяной и газовой промышленности» Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
[email protected] Шаманаев А. А. студент 4 курса Института Нефтегазового Бизнеса Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
МЕТОДИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ Аннотация
В этой статье рассматриваются три основных методики бизнес - планирования: методика UNIDO, методика аудиторской компании KPMG и методика Европейского Банка Реконструкции и Развития. В статье будет показано, какие методики являются наиболее подробными и трудоемкими, а также какую методику необходимо выбрать представителям малого, среднего и крупного бизнеса.
Ключевые слова
Бизнес-план, методика ЕБРР, методика KPMG, методика UNIDO, планирование, структура бизнес-плана.
Бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она предполагает добиться поставленных целей и величину основных ТЭП после реализации бизнес - плана. Это удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие. Бизнес-план преследует две важнейшие цели: убеждение инвесторов в целесообразности вкладывания денежных средств в проект; бизнес-план помогает придерживаться избранного курса развития проекта [1, с.256].
Существуют три основные методики составления бизнес-плана: методика ЕБРР, KPMG и UNIDO. Методики имеют похожую друг на друга структуру, но имеют разное назначение. В статье авторы определят, какую методику необходимо выбрать предприятию, которое только планирует начинать свою деятельность, и предприятиям, которые уже имеют опыт в ведении бизнеса, и они в состоянии диверсифицировать свою деятельность [2, с. 176].
Таблица 1
Структура бизнес-плана по представленным методикам
Методика UNIDO Методика KPMG Методика ЕБРР
1.Описание образца нового товара, оценка рынка сбыта, описание потребителей товара, оценка конкурентов 1.Описание продукции и услуги, а также возможности создания сопутствующих товаров 1.История предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, текущая деятельность
2.Анализ целей и стратегии маркетинга, его финансовое обеспечение 2.Анализ необходимости продукта или услуги, анализ конкурентов, SWOT-анализ 2.Анализ собственников, руководства, финансового состояния, кредиторских задолженностей
З.Кто будет изготавливать товар? Наличие необходимых мощностей, описание процесса производства З.Целевой потребитель, ценообразование, стратегии продвижения рекламы, ее распространения 3. Общая информация о проекте, описание производственного процесса