УДК 338.24:638.88 DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-37-46
Инструменты государственного регулирования рынка клеточных концентратов
растений на основе лекарственных трав
Капелюк Зоя Александровна
Доктор экономических наук, SPIN-код РИНЦ: 9244-7556, ORCID: 0000-0002-5503-8570, [email protected]
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, РФ.
Соловьева Ирина Павловна1
Аспирант, SPIN-код РИНЦ: 2884-0886, ORCID: 0009-0006-5390-6844, [email protected]
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, РФ.
Аннотация
В статье исследуется степень перспективности и уровень реализуемости рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав в контексте политики импортозамещения. В ходе анализа аргументируется необходимость перехода данной продукции из категории пищевых концентратов в статус лекарственных препаратов. Ключевым аспектом подобного перехода является оптимизация государственного регулирования фармацевтической отрасли за счет появления на рынке новых лекарственных средств, снижающих уровень заболеваемости в стране. Рассматриваются правовые особенности регулирования пищевых концентратов и лекарственных препаратов, усиливающие целесообразность смягчения государством порога входа производителей лекарственной продукции на фармацевтический рынок. В статье представлены данные спроса россиян на лекарственные средства с 2020 по 2023 годы с учетом наиболее значимых общественных событий. Сформулирован вывод о том, что увеличивающийся спрос возможно удовлетворить благодаря новым отечественным участникам фармацевтического рынка. На основе анализа оборота фармацевтического рынка Российской Федерации с 2020 по 2023 годы определена необходимость изменения государственного регулирования в сторону смягчения порога входа для новых лекарственных средств; представлена также динамика фармацевтического рынка Российской Федерации, которая позволяет выделить острую потребность государства в отечественной фармацевтической продукции и обеспечении системы оздоровления населения путем снижения зависимости от импорта лекарственных препаратов, сырья и другой сопутствующей продукции. Изучение теоретической базы позволило определить, что государственное регулирование рынка рассматриваемой продукции должно быть направлено на обеспечение постоянного спроса со стороны россиян, объединение участников рассматриваемого направления отрасли в промышленные кластеры, расширение регулирования вне рамок промышленного потенциала, учет рисков для развития исследуемой лекарственной продукции на основе слабой связи с инструментами государственной поддержки фармацевтической отрасли. В результате проведенного исследования представлены рекомендации для государственного регулирования рынка клеточных концентратов на основе лекарственных трав и описаны положительные последствия для национальной экономики и системы оздоровления россиян.
Ключевые слова
Клеточные концентраты на основе лекарственных трав, инструменты государственного регулирования, национальная экономика, импортозамещение, фармацевтический рынок, оздоровление россиян, промышленный кластер.
Для цитирования
Капелюк З.А., Соловьева И.П. Инструменты государственного регулирования рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав //Государственное управление. Электронный вестник. 2025. № 108. С. 37-46. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-37-46
Instruments for State Regulation of the Market of Plant Cell Concentrates Based on
Medicinal Herbs
Zoya A. Kapelyuk
DSc (Economics), ORCID: 0000-0002-5503-8570, [email protected]
Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russian Federation.
Irina P. Solovyova 2
Postgraduate student, ORCID: 0009-0006-5390-6844, [email protected]
Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russian Federation.
Abstract
The article examines the prospects and marketability of plant cell concentrates based on medicinal herbs in the context of import substitution policy. The need to switch these products from the category of food concentrates to the status of medicines is proved. A key aspect of such a transition is optimization of state regulation for pharmaceutical industry through the introduction of new medicines on the market that reduce the incidence rate in the country. The legal features of food concentrates and medicines regulation
1 Корреспондирующий автор.
2 Corresponding author.
are considered, which strengthen the expediency of softening the threshold for the entry of medicinal products manufacturers into the pharmaceutical market by the state. The article presents data on the demand of Russians for medicines from 2020 to 2023, taking into account the most significant social events. The conclusion is formulated that the increasing demand can be satisfied by new domestic participants in the pharmaceutical market. Based on the analysis of the turnover of the Russian Federation pharmaceutical market from 2020 to 2023, the need to change state regulation towards softening the entry threshold for new medicines is defined. The paper also presents the dynamics of the Russian Federation pharmaceutical market, which makes it possible to highlight the urgent need for domestic pharmaceutical products and to provide a system for improving the population's health by reducing dependence on imports of medicines, raw materials and other related products. The study of the theoretical base made it possible to determine that state regulation of the market of the products in question should be aimed at ensuring constant demand from Russians, uniting participants of the industry into industrial clusters, expanding regulation beyond the industrial potential, taking into account risks for the development of the studied medicinal products based on a weak connection with the instruments of state support for the pharmaceutical industry. In conclusion, recommendations for state regulation of the studied products market are provided as well as the positive consequences for the national economy and the health improvement system of Russians are highlighted.
Keywords
Cellular concentrates based on medicinal herbs, government regulation, national economy, import substitution, pharmaceutical market, health improvement of Russians, industrial cluster.
For citation
Kapelyuk Z.A., Solovyova I.P. (2025) Instruments for State Regulation of the Market of Plant Cell Concentrates Based on Medicinal Herbs. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 108. P. 37-46. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-37-46
Дата поступления/Received: 24.12.2024
Введение
В период восстановительной фазы национальной экономики государственное регулирование отрасли во многом определяет параметры целостности и развития соответствующего направления, а также предоставляет возможность прогнозировать ключевые показатели, непосредственно относящиеся к благополучию населения. Применительно к фармацевтической отрасли государственное регулирование в условиях внешних вызовов особенно важно, так как актуализированная политика импортозамещения способствует интенсификации поиска решений проблем, связанных со многими общественно значимыми заболеваниями. В то же время вне контекста государственного регулирования оказываются сегменты фармацевтического рынка, которые с законодательной точки зрения не попадают под категорию лекарственных препаратов.
Между тем потенциал подобных лекарственных средств достаточен для дальнейшей интенсификации политики импортозамещения в стране при условии усиления участия государства в преодолении правовых и процедурных барьеров, с которыми сталкиваются производители такой продукции. К потенциально перспективной лекарственной продукции относятся клеточные концентраты растений на основе лекарственных трав, промышленное производство и лабораторные исследования которых осуществляются на территории, в частности, Новосибирской области, а сырьевое обеспечение затрагивает сельское хозяйство нескольких субъектов Российской Федерации.
Клеточные концентраты растений на основе лекарственных трав в общей системе фармацевтического рынка Российской Федерации
Согласно декларациям соответствия и документации по итогам сертификации, клеточные концентраты растений на основе лекарственных трав относятся к категории пищевых концентратов по ряду причин: например, для лекарственных препаратов необходимо проведение достаточных клинических испытаний и соблюдение процедуры регистрации, а также согласование. Данная процедура в настоящий момент подразумевает привлечение значительных инвестиционных средств и закупку дорогостоящего оборудования, при помощи которых возможно осуществление клинических испытаний.
Ввиду того, что основной производитель клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав лишь находится на начальном этапе экономического цикла развития, выполнить
весь объем клинических испытаний не представляется возможным. Однако потенциал продукции, как показывает практика среди потребителей, может быть доказан клиническими испытаниями при условии смягчения государственного регулирования на этапе соблюдения процедуры обретения статуса лекарственных препаратов. Подобное смягчение государственного регулирования может быть предусмотрено в качестве временной меры в соответствии с политикой импортозамещения в стране, что предоставит возможность наполнить фармацевтический рынок новыми перспективными лекарственными препаратами отечественного производства наряду с клеточными концентратами растений.
Регулируемое законодательство, которое относится к пищевым концентратам, предполагает достаточным основанием для выхода на рынок наличие у производителя декларации соответствия или факта регистрации в едином реестре3. Отсутствие в рассматриваемой лекарственной продукции токсичных элементов является обязательным базовым требованием для пищевых концентратов, но недостаточным основанием для использования клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав в качестве стратегического лекарственного препарата при укреплении фармацевтического рынка производителями общественно значимой продукции.
Согласно данным статистического отчета фармацевтического рынка Российской Федерации, в период с 2020 по 2023 годы в отрасли наблюдался ряд событийных трендов, что повлияло на спрос среди россиян в отношении лекарственных средств в целом4. В Таблице 1 приведено денежное выражение спроса на лекарственные средства в Российской Федерации с учетом наиболее важных трендов.
Таблица 1. Спрос россиян на лекарственные средства в период с 2020 по 2023 годы с учетом
ключевых общественно значимых событий5
№ Событие Объем спроса, млн. руб.
1 Пандемия COVID-19 130 000
2 Первый пакет санкций в отношении Российской Федерации 175 000
3 Мобилизация для выполнения государственных задач 182 000
Как показывают представленные в Таблице 1 данные, спрос на лекарственные средства стабильно растет среди россиян, что может объясняться множественными факторами. В случае с участием на фармацевтическом рынке потенциально новых производителей, к примеру клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав, возможно предположить оптимальное балансирование рынка за счет увеличения предложения и предоставление конечному потребителю большей вариативности лечения и реабилитации при помощи продукции отечественного производства.
На Рисунке 1 представлен оборот лекарственных средств в соответствии с нозологическими группами в период с 2020 по 2023 годы.
Как показывает Рисунок 1, наибольший спрос в Российской Федерации наблюдается в отношении таких препаратов, как противоопухолевые, противомикробные и препараты, направленные на лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта. Спрос на заявленные лекарственные средства среди россиян стабильно увеличивается вне зависимости от характера событий и тенденций общественной значимости.
3 Порядок сертификации пищевых концентратов и крахмала // Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link id=12&nd=205015661&collection=1&ysclid=m48lxi288t922560238 (дата обращения: 03.12.2024).
4 Статистический отчет по фармацевтическому рынку РФ компании Alpharm // Alpharm [Электронный ресурс]. URL: https://alpharm.ru/sites/default/files/alpharm statisticheskii otchet po farm.rynku vf 0.pdf (дата обращения: 03.12.2024).
5 Составлено авторами по: Статистический отчет по фармацевтическому рынку РФ компании Alpharm. С. 4 // Alpharm [Электронный ресурс]. URL: https://alpharm.ru/sites/default/files/alpharm statisticheskii otchet po farm.rynku vf 0.pdf (дата обращения: 03.12.2024).
Структура спроса показывает, что ситуация с обозначенными видами заболеваний в Российской Федерации усугубляется, что актуализирует расширение инфраструктуры системы здравоохранения при помощи потенциала отечественной фармацевтической промышленности. Следовательно, государственное регулирование необходимо пересмотреть в пользу снижения порога входа на рынок для таких производителей. В случае с клеточными концентратами растений на основе лекарственных трав, которые производятся на территории Новосибирской области, возможно предложить системе здравоохранения продукцию, направленную на лечение сахарного диабета, системы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и многих других заболеваний.
У
200
Г / / Ж / / / * / / / / / / / /
/ / / / / / / / ' / / '
■
■ 2020 ■ 2021 2022 И2023
Рисунок 1. Оборот фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом нозологических групп в период с 2020 по 2023 годы, млн руб.6
В Таблице 2 представлены данные розничного и государственного сегментов на фармацевтическом рынке в период с 2020 по 2023 годы.
Таблица 2. Динамика фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом распределения государственного и розничного сегментов, млн руб.7
№ Сегмент Объем закупок лекарственных средств, млн руб.
2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
1 Государственный 600 000 900 000 900 000 800 000
2 Розничный 900 000 1000000 1 200 000 1 400 000
Распределение денежных средств с учетом обозначенных в Таблице 2 сегментов демонстрирует значимую социально ориентированную политику государства и высокую заинтересованность профильных органов власти в закупке лекарственной продукции отечественного
6 Составлено авторами по: Статистический отчет по фармацевтическому рынку РФ компании Alpharm. С. 6 // Alpharm [Электронный ресурс]. URL: https://alpharm.ru/sites/default/files/alpharm statisticheskii otchet po farm.rynku vf 0.pdf (дата обращения: 03.12.2024).
7 Составлено авторами по: Статистический отчет по фармацевтическому рынку РФ компании Alpharm. С. 7 // Alpharm [Электронный ресурс]. URL: https://alpharm.ru/sites/default/files/alpharm statisticheskii otchet po farm.rynku vf 0.pdf (дата обращения: 03.l2.2024).
производства. Кроме того, с учетом ключевых тенденций, вызванных внешними вызовами, закупки лекарственных средств государством остаются приоритетной задачей, несмотря на незначительные колебания в 2022 и 2023 годы. Объем спроса на лекарственные средства со стороны розничного сегмента указывает на потребность государства в балансировании имеющегося предложения на фармацевтическом рынке.
При снижении государственными механизмами порога входа таких перспективных производителей, как предприятия по производству клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав, путем предоставления права маркировки лекарственных препаратов на период восстановительной фазы и стабилизации национальной экономики потребность в средствах лечения многих общественно значимых заболеваний может быть удовлетворена значительно или в полном объеме. Кроме того, в качестве инструмента государственного регулирования с учетом денежного распределения в сегменте, как указано в Таблице 2, может быть предусмотрена возможность государственной закупки базового минимального объема клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав для нужд лечебных учреждений.
В Таблице 3 представлено распределение импортных и отечественных лекарственных препаратов в Российской Федерации среди целевой аудитории в период с 2020 по 2023 годы.
Таблица 3. Распределение отечественных и импортных лекарственных препаратов в Российской Федерации среди целевой аудитории в период с 2020 по 2023 годы, %8
№ Лекарственные препараты 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
1 Отечественные 43,7 45,0 44,5 45,1
2 Импортные 56,3 55,0 55,5 54,9
Представленные в Таблице 3 значения демонстрируют существенную зависимость россиян от лекарственных препаратов импортного происхождения. Колебания спроса в 2020-2023 годах в пользу лекарственных препаратов отечественного производства были с высокой вероятностью связаны с налаживанием производства российских лекарственных средств, в том числе при участии сырья или оборудования иностранного происхождения. Об этом свидетельствуют колебания в период с 2021 по 2022 годы в пользу препаратов иностранного происхождения. Необходимо отметить, что введение экономических санкций со стороны других государств и международных организаций повлияло на логистическую цепочку поставок ряда категорий товаров, в том числе сырья и комплектующих для обеспечения непрерывной деятельности некоторых стратегических отраслей национальной экономики.
Становится очевидным, что удовлетворение спроса на лекарственные препараты требует от государства принятия управленческих решений, изначально основанных на сырьевых и промышленных ресурсах отечественного происхождения. Производители как клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав, так и других идентичных видов продукции лекарственного назначения зачастую опираются на возможности сельского хозяйства в субъектах государства. С учетом увеличивающейся инфляции и стоимости лекарственных препаратов, а также необходимости снижения зависимости от продукции импортного происхождения в рамках государственного регулирования необходимо принять решение, связанное с инфраструктурной поддержкой производственного цикла перспективных видов продукции лекарственного назначения.
8 Составлено авторами по: Статистический отчет по фармацевтическому рынку РФ компании Alpharm. С. 8 // Alpharm [Электронный ресурс]. URL: https://alpharm.ru/sites/default/files/alpharm statisticheskii otchet po farm.rynku vf 0.pdf (дата обращения: 03.12.2024).
Перспективыразвитияимеханизмырегулированиярынкаклеточныхконцентратов растений на основе лекарственных трав
Теоретическая основа изучения вопроса относительно перспектив государственного регулирования отраслевого рынка, в частности фармацевтической отрасли, в последние годы преимущественно базируется на выделении промышленности как локомотива стабилизации спроса и предложения, затрагивающего лекарственные средства. Некоторые авторы рассматривают фармацевтическую отрасль в контексте инновационности [Волин и др. 2020].
С данной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как применительно к клеточным концентратам растений на основе лекарственных трав многие необходимые стадии развития продукции можно отнести к выведению инновационного товара на рынок. Однако потенциал клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав не предполагает ограниченную пользу как для потребителей, так и для государства в силу того, что возможности лечения и реабилитации при помощи рассматриваемой продукции могут позволить снизить уровень заболеваемости в долгосрочной перспективе. При этом понятие долгосрочности для такой продукции, как клеточные концентраты растений, не может быть связано с фактором времени, что относит продукцию к товарам постоянного пользования разными категориями населения на разных жизненных стадиях.
Среди представителей научного сообщества есть сторонники государственного регулирования фармацевтической отрасли при помощи промышленных кластеров [Гайдин и др. 2023, 59]. В настоящее время промышленного кластера, специализирующегося на производстве клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав в Российской Федерации, пока нет, несмотря на имеющуюся в целом отечественную инфраструктуру по разработке, производству и последующей реализации конечному потребителю.
Подход в рамках государственного регулирования при помощи промышленных кластеров представляется наиболее оптимальным по причине подходящих организационных характеристик подобных объединений участников идентичной производственной деятельности. Во-первых, все компоненты рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав существуют автономно друг от друга, что затрудняет создание большого числа отраслевых предприятий для удовлетворения спроса среди россиян. Во-вторых, существующие государственные механизмы поддержки промышленных кластеров могут стать катализаторами интенсивного развития рассматриваемого рынка, в структуре которого клеточные концентраты растений постепенно становятся не только лекарственными препаратами, но также продукцией жизненной необходимости.
Среди ученых-экономистов можно выделить также сторонников государственного регулирования фармацевтической отрасли как системы. Следует отметить, что предлагаемая система вновь обращена к промышленным предприятиям и опирается на существующую нормативную базу для фармацевтической промышленности [Эц 2020, 1556-1557]. Несмотря на целостный теоретический взгляд в отношении проблемы государственного регулирования фармацевтической отрасли, целесообразно отметить на примере клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав, что система как явление может быть охвачена государством либо на уровне всей фармацевтической отрасли, либо на уровне отдельного направления. Вне зависимости от уровня регулирования государством рассматриваемой отрасли, производство и последующая реализация клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав показывают, что государственное регулирование должно затрагивать не только промышленный аспект
Среди новых исследований необходимо отметить работу М.В. Кивариной и Д.С. Воронина, которые учитывают два важных фактора рассматриваемой отрасли: ее особенности на фоне
развития технологий и внешнего влияния на экономику Российской Федерации, отразившиеся на государственном регулировании экономических процессов в сфере лекарственного обеспечения [Киварина, Воронин 2024, 136]. Авторы предлагают опираться на финансовые возможности фармацевтических предприятий по снижению вероятных рисков на фоне условий, существующих на рынке. Подход к экономической безопасности отраслевых предприятий может быть справедлив лишь в том случае, если такие предприятия представлены на рынке именно как фармацевтические. Предприятия, которые могут стать участниками фармацевтического рынка, на практике сталкиваются с рисками иного порядка. Находясь фактически вне фармацевтического рынка по причине отсутствия статуса лекарственного препарата у продукции, потенциальные отраслевые предприятия не могут рассчитывать на государственную помощь при смягчении или снижении вероятных рисков.
Себестоимость таких перспективных лекарственных средств, как клеточные концентраты растений на основе лекарственных трав, постепенно увеличивается в результате повышения ключевых экономических показателей национальной экономики, что неизбежно приводит к увеличению стоимости одной упаковки продукции. В результате на фоне недостаточного влияния государственных механизмов на ценообразование в настоящее время рынок клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав находится в состоянии риска, вызванном отсутствием взаимосвязи с инструментами государственного регулирования в сфере фармацевтической отрасли.
В контексте политики импортозамещения необходимо отметить работу А.С. Алеканова, который в основном ориентируется на эффективность государственного регулирования рассматриваемого рынка и опирается на показатель доли отечественной лекарственной продукции, равный 50%, как стратегический план Российской Федерации в отношении внутреннего рынка [Алеканов 2021, 9]. Ранее в Таблице 3 указывались числовые значения, характеризующие достижение государством поставленной цели.
На практике оказалось, что политика импортозамещения может быть реализована лишь при условии превалирующего объема отечественной лекарственной продукции на территории Российской Федерации, что означает необходимость усиления производственных мощностей существующих и потенциальных участников фармацевтического рынка. Если рассматривать развитие рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав при помощи промышленных кластеров, то подобную задачу возможно решить при условии внедрения отдельных мер в структуру существующих государственных механизмов.
Среди зарубежных авторов необходимо выделить М. Бродбент, которая исследует проблему беспрецедентного спроса на некоторые медицинские препараты и другие сопутствующие медицинские изделия в период борьбы с пандемией [Broadbent 2020, 2]. Взгляд данного автора интересен тем, что влияние значительного спроса может изменить структуру глобальных цепочек поставок. Географический и логистический контексты порождают потенциально новые уязвимости для всех стран, вне зависимости от их расположения и способа поставок. Актуальность такого подхода состоит в том, что государственное регулирование отраслевого рынка, в том числе клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав, на территории Российской Федерации также должно учитывать уязвимость глобальных цепочек поставок. Соответственно, очередным фактором необходимости снижения порога входа для потенциальных участников на примере производителей клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав является возможность непрерывного обеспечения поставок внутри государства, начиная с сырья и заканчивая готовой продукцией в точке продаж.
Заслуживает также внимания позиция Дж. Брэйтуэйта о том, что государство при регулировании рынка должно опираться на благосостояние общества [Braithwaite 2020, 30-31]. Применительно к рынку клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав необходимо отметить, что роль государственного регулирования значительно расширяется и усиливается благодаря фокусированию на жизненных потребностях россиян. Проблема оздоровления нации в Российской Федерации традиционно является приоритетной задачей не только как экономический, но и как социальный фактор. Регулирование рынка по причине обеспечения благосостояния может быть дополнено механизмами контроля качества выпускаемой лекарственной продукции, призванной внести заметный вклад в оздоровление населения.
В то же время следует отметить позитивную тенденцию инструментов государственного регулирования отраслевых рынков в Российской Федерации, для которой не характерны проблемы, присущие другим государствам. В частности, М. Рой рассматривает сложности государственного регулирования фармацевтической отрасли в странах Азии, вызванные отсутствием согласованности всех ее участников и параметров стабилизации внутри рыночной дисциплины [Roy 2020, 357]. Подобная ситуация потенциально создает больше препятствующих факторов для развития узконаправленных рынков фармацевтической отрасли.
Таким образом, в условиях восстановительной фазы национальной экономики рынок клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав Российской Федерации обладает существенными преимуществами по сравнению со странами Азии. Согласованность государственных механизмов, в том числе на уровне программ поддержки, в действительности выступает важным фундаментом развития узконаправленных рынков на территории России также при преодолении внешних вызовов.
Идентичный вывод формируется в результате изучения научных работ сторонников государственного регулирования отраслевых рынков в целях не только повышения благосостояния, но и обеспечения устойчивости капитализма [Flatt, Scott 2024, 199]. Следует отметить, что для экономики Российской Федерации традиционно приоритетным звеном выступает человек и его благополучие и лишь затем — устойчивость экономических механизмов. Развитие системы оздоровления общества происходит на основе понимания, что здоровый человек для экономики более полезен, нежели механизмы экономического стимулирования, преследующие цель интенсивного пополнения бюджета государства вне зависимости от человеческих факторов. Если рассматривать развитие рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав с точки зрения традиционных приоритетов государства и централизации роли человека, то целевое назначение исследуемой продукции и ожидания государства от нее коррелирую друг с другом.
Обобщая теоретическую основу перспектив государственного регулирования рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав, необходимо добавить, что данная продукция может оправдать усиленную поддержку со стороны государства по причине содержащихся в ней полезных веществ, превышающих аналогичные свойства в других лекарственных средствах с идентичным целевым назначением в 6-8 раз [Соловьева, Капелюк 2023, 128].
Общая характеристика фармацевтического рынка Российской Федерации и изученная теоретическая база позволяют определить следующие ключевые пути государственного регулирования рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав:
— смягчение порога доступа лекарственной продукции к получению статуса лекарственного препарата;
— в соответствии с восстановительной фазой и стабилизацией экономики определение временных рамок для рассматриваемой продукции как лекарственных препаратов в аспекте перспективности и важности для здоровья россиян;
— обеспечение баланса спроса и предложения при помощи государственных инструментов, направленных на обеспечение равного доступа к конечному потребителю для производителей рассматриваемой продукции и других участников отрасли;
— обеспечение гарантированного базового объема закупок продукции государством для дальнейшего распространения исследуемых лекарственных средств среди льготных категорий населения;
— интеграция всех участников производственного цикла продукции в промышленный кластер посредством механизмов профильного законодательства, в том числе в сфере регулирования особой экономической зоны;
— распространение опыта развития промышленного кластера для производства продукции среди субъектов, начиная с Новосибирской области, на основании имеющихся необходимых производственных ресурсов.
Заключение
Таким образом, перспектива государственного регулирования рынка клеточных концентратов растений на основе лекарственных трав становится одним из оптимальных решений стабилизации фармацевтического рынка. Целостная цепочка поставок сырья и готовой продукции фокусируется преимущественно на ресурсах и транспортной системе государства, что уменьшает уязвимость на фоне существующих внешних вызовов национальной экономике.
Политика импортозамещения будет реализована за счет возможности внедрения отечественных лекарственных препаратов, к которым можно отнести клеточные концентраты растений на основе лекарственных трав и другие идентичные лекарственные средства российского производства. Снизится зависимость от лекарственных средств иностранного происхождения, импортного сырья за счет усиления роли сельского хозяйства. Рассматриваемый рынок в действительности означает создание новых рабочих мест и распространение положительного опыта на уровне государства посредством создания промышленных кластеров по производству лекарственных препаратов на основе присущих данной территории научных разработок и природных ресурсов.
Список литературы:
Алеканов А.С. Направления государственного финансового регулирования фармацевтического рынка за рубежом и практика России по импортозамещению // Финансовые рынки и банки. 2021. № 3. С. 7-11.
Волин А.Ю., Беркович М.И., Брагина З.В. Особенности продукта фармацевтической отрасли как инновационного товара // Теоретическая экономика. 2020. № 3(63). С. 85-97.
Гайдин Т.Ю., Геллер Е.В., Рожнова С.А., Гайдина Т.А. Основные меры государственной промышленной политики в фармацевтической отрасли Российской Федерации // Вестник РГМУ. 2023. № 1. С. 59-62. DOI: 10.24075/vrgmu.2023.007
Киварина М.В., Воронин Д.С. Группировка показателей финансового состояния предприятий фармацевтической отрасли // Журнал монетарной экономики и менеджмента. 2024. № 2. С. 64-69. DOI: 10.26118/2782-4586.2024.57.72.018
Соловьева И.П., Капелюк З.А. Анализ цепочки создания стоимости растительных лекарственных средств для повышения эффективности деятельности компании // Всероссийские молодежные научные чтения им. профессора Н.Н. Протопопова: Сборник материалов в двух частях. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2023. Ч. 1. С. 128-130.
Эц А.В. Основные меры системы государственного регулирования фармацевтической промышленности в Российской Федерации // StudNet. 2020. № 9. С. 1556-1560.
Braithwaite J. Meta Governance of Path Dependencies: Regulation, Welfare, and Markets // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2020. Vol. 691. Is. 1. P. 30-49. DOI: 10.1177/0002716220949193
Broadbent M. Covid-19 Demand Shock and Preparedness Response: Securing Medical Supply Chains: The Trusted Trade Partner Network. Washington, D.C.: Center for Strategic and International Studies (CSIS), 2020.
Flatt V.B., Scott I. Smart Regulation to Enhance Wealth Creation and Sustainable Capitalism // Sustainable Capitalism: Essential Work for the Anthropocene / ed. by I. Scott. Salt Lake City: University of Utah Press, 2024. P. 199-207..
Roy M. Politics, Power, Policy, and a Fair Society: The Failed Promise of the Asian Medicine Market // World Review of Political Economy. 2020. Vol. 11. Is. 3. P. 357-376. DOI: 10.13169/worlrevipoliecon.11.3.0357
References:
Alekanov A.S. (2021) Directions of State Financial Regulation of the Pharmaceutical Market Abroad and Russian Practice of Import Substitution. Finansovyye rynki i banki. No. 3. P. 7-11.
Braithwaite J. (2020) Meta Governance of Path Dependencies: Regulation, Welfare, and Markets. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 691. Is. 1. P. 30-49. DOI: 10.1177/0002716220949193
Broadbent M. (2020) Covid-19 Demand Shock and Preparedness Response: Securing Medical Supply Chains: The Trusted Trade Partner Network. Washington, D.C.: Center for Strategic and International Studies (CSIS).
Etz A.V. (2020) The Main Measures of the System of State Regulation of the Pharmaceutical Industry in the Russian Federation. StudNet. No. 9. P. 1556-1560.
Flatt V.B., Scott I. (2024) Smart Regulation to Enhance Wealth Creation and Sustainable Capitalism. In: Scott I. (ed.) Sustainable Capitalism: Essential Work for the Anthropocene. Salt Lake City: University of Utah Press. P. 199-207.
Gaydin T.Yu., Geller E.V., Rozhnova S.A., Gaydina T.A. (2023) Main State Industrial Policy Measures for the Pharmaceutical Industry of the Russian Federation. Vestnik RGMU. No. 1. P. 59-62. DOI: 10.24075/vrgmu.2023.007
Kivarina M.V., Voronin D.S. (2024) Grouping of Indicators of the Financial Condition of Pharmaceutical Industry Enterprises. Zhurnal monetarnoy ekonomiki i menedzhmenta. No. 2. P. 64-69. DOI: 10.26118/2782-4586.2024.57.72.018
Roy M. (2020) Politics, Power, Policy, and a Fair Society: The Failed Promise of the Asian Medicine Market. World Review of Political Economy. Vol. 11. Is. 3. P. 357-376. DOI: 10.13169/worlrevipoliecon.11.3.0357
Solovyova I.P., Kapelyuk Z.A. (2023) Analiz tsepochki sozdaniya stoimosti rastitel'nykh lekarstvennykh sredstv dlya povysheniya effektivnosti deyatel'nosti kompanii [Analysis of the value chain of herbal medicines to improve the efficiency of the company]. Vserossiyskiye molodezhnyye nauchnyye chteniya im. professora N.N. Protopopova: Sbornik materialov v dvukh chastyakh. Novosibirsk: Sibirskiy universitet potrebitel'skoy kooperatsii. Part 1. P. 128-130.
Volin A.Yu., Berkovich M.I., Bragina Z.V. (2020) Product Characteristics of the Pharmaceutical Industry as an Innovative Product. Teoreticheskaya ekonomika. No. 3(63). P. 85-97.