Инструменты финансирования и государственной поддержки развития малых промышленных компаний
13
Павловский С.В.
В статье рассматриваются тенденции привлечения финансирования малыми промышленными предприятиями в России. Проведен анализ существующих финансовых инструментов государственной поддержки малых промышленных компаний, указаны их преимущества и недостатки. Несмотря на то что активная государственная политика последних нескольких лет существенно улучшила возможности малых промышленных компаний по привлечению необходимого финансирования, в работе выявлен дисбаланс в объемах финансовой поддержки на различных стадиях развития компании.
ЖЬ: 0280
Ключевые слова на русском: малая компания, промышленность, поддержка, финансирование, государство, инфраструктура
Экономический кризис 2008-2009 годов в очередной раз подтвердил зависимость российской экономики от сырьевых отраслей и отсутствие ее достаточной диверсификации. В связи с этим активно обсуждается развитие малых предприятий, как фактор устойчивого развития российской экономики, а также формы их государственной поддержки.
Целью настоящей статьи является исследование существующих источников финансирования малых промышленных компаний и форм государственной поддержки, используемых в России. Особое внимание уделяется компаниям, имеющим потенциал быстрого роста и осуществляющим инновационную деятельность.
В 2009 году в России было зарегистрировано 1 602 491 малых предприятий, в том числе 165 263 малых предприятий в обрабатывающей промышленности (Малое и среднее... 2011). В российской практике к малому предпринимательству относятся компании с численностью менее 100 человек и годовой выручкой менее 400 млн рублей (Постановление Правительства. 2008).
В отдельный ряд необходимо поставить малые промышленные компании, осуществляющие инновационную деятельность. Для определения инновационности деятельности можно использовать следующее определение: это процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения (Инновационная деятельность. 2011). Учитывая широкий спектр возможной инновационной деятельности (в технологиях, маркетинге, менеджменте, бизнес-процессах и т.д.), автор фокусирует внимание на технологических инновациях, которые используют малые промышленные компании. В рамках настоящей статьи это может быть новое оборудование и технологии, требующее существенных инвестиций (превышающие годовую выручку предприятия) и дающее компании конкурентные преимущества на рынке.
Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в обрабатывающей промышленности составляет 4,3%, а удельный вес инновационных товаров (услуг) в общем объеме производства - всего 1,5% (Малое и среднее. 2011). Это относится не только к малым предприятиям: удельный вес российских предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в промышленности, составляет 7,3%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет от 25 до 80% (Поляков, 2006).
Чтобы создать малую промышленную компанию, конкурентоспособную на рынках
13 Менеджер проектов ГК «Ренова», преподаватель кафедры экономики и финансов фирмы НИУ ВШЭ.
США, Евросоюза, Юго-Восточной Азии и Израиля, требуется не менее $1-5 млн. Для создания проекта, ориентированного на российский рынок, в ряде случаев достаточно $0,20,7 млн, а инвестиции в объеме $1,5-2 млн - уже очень серьезная сумма (Каширин, 2008).
При анализе источников финансирования деятельности малых промышленных компаний их можно разделить на заемное финансирование и собственный капитал предприятия. Заемное финансирование для малого промышленного российского бизнеса доступно в России со значительными ограничениями, что связано с готовностью банков работать с малыми компаниями и стоимостью кредитов (высокие процентные ставки снижают привлекательность инвестиционных проектов).
Российский рынок венчурного капитала, который мог бы служить источником финансирования собственного капитала малых компаний, только начинает развиваться. Например, в США венчурные инвестиции в компании на «посевной» и ранних стадиях в 2007 году составили 6,5 млрд долл. (5,3 млрд долл. в 2006 году), а количество сделок - 1438 (1277 в 2006 году). Лидерами являются сферы программного обеспечения (18% всех венчурных инвестиций в 2007 году в США), биотехнологии (17%) и медицинские инструменты и приспособления (14%) (National Venture, 2008).
В России объем венчурных инвестиций в 2009 году составил 124 млн долл., что более чем в 1,5 раза превышает показатель 2006 года - 75 млн долл. Количество сделок на венчурных стадиях постоянно растет - в 2009 году было профинансировано не менее 48 компаний (27 компаний в 2005 году) (Никконен, 2010). В перспективе венчурный рынок с активно работающими малыми и средними компаниями может стать одной из точек роста финансирования малых промышленных компаний.
В последние годы необходимо отметить существенное увеличение государственной поддержки источников финансирования малых промышленных предприятий, в том числе и российский рынок венчурного капитала.
Финансовые формы государственной поддержки малых промышленных компаний можно условно разделить на две группы (на основании объекта поддержки) - проектов посевной стадии (на данной стадии проверяется техническая жизнеспособность идеи) и венчурных проектов (в которые переходят проекты посевной стадии и включающие массовое производство продукции и ее коммерческую реализацию).
Финансирование проектов «посевной стадии»
Рынок частных инвестиций на посевной стадии оценивается в размере 0,5 млрд руб. в год (Каширин, 2008) и представлен бизнес-ангелами (частными лицами, самостоятельно инвестирующими собственные средства в проекты ранних стадий) и частными посевными фондами.
К государственной поддержке проектов посевной стадии можно отнести финансирование блока «Разработка технологий» в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (далее - ФЦП), деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Посевного фонда Российской Венчурной компании. Кроме государственных инструментов финансирования существенную роль играют частные источники средства - бизнес-ангелы и посевные венчурные фонды.
Совокупные расходы по ФЦП в 2007-2012 годах составляют 102 млрд рублей (или 17 млрд руб. в среднем ежегодно), которые малые промышленные компании могут использовать на основании контрактов на НИОКР. Осуществляется поддержка проектов в отдельных отраслях: в области индустрии наносистем и материалов - 40% от общей суммы расходов, 25% - в области живых систем, в области энергетики и энергосбережения - 18%, в область рационального природопользования - 9%, в области информационно-телекоммуникационных систем - 8%.
Вторым государственным источником финансирования малых промышленных компаний является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в который направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (1,1 млрд рублей в 2006 году) (Фонд содействия, 2011).
В 2009 году был создан Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании для вложений денежных средств в ценные бумаги и доли в уставных капиталах российских инновационных компаний «посевной» стадии развития. Участниками Фонда являются ОАО «Российская венчурная компания» (99%) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1%). Объем средств под управлением Фонда - 2 млрд руб., но реально на проекты посевной стадии планируется инвестировать около 1 млрд руб. (остальное пойдет на второй раунд инвестиций и содержание фонда) (Найден, 2009). Фонд осуществляет соинвестирование средств совместно с частными инвесторами; предоставляя не более 75% от объема инвестиционной потребности компании в денежных средствах и не более 25 млн рублей на первом раунде инвестирования. В течение 2010 года было одобрено 20 проектов посевной стадии (Инвестиционный портфель, 2011). Фонд работает через венчурных партнеров, роль которых заключается в отборе проектов и гарантии инвестирования частных средств (в январе 2011 года в реестре РВК было 73 венчурных партнеров).
Ряд инициатив по содействию развития малых промышленных компаний реализован на уровне регионов. Уровень поддержки связан с уровнем развития региона - наиболее активными являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, в которых созданы стратегии и программы региональной политики, специальные органы и структуры для их реализации. Кроме информационной и консультационной поддержки оказывается финансовая помощь в виде субсидий и субвенций по следующим направлениям: 1) субсидии субъектов малого предпринимательства (до 2,5 млн руб. для отдельных видов деятельности); 2) компенсация части затрат на процентные займы и по лизинговым платежам (до 3,75 млн руб.); 3) компенсация расходов на участие в ярмарках; 4) возмещение части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам (до 0,4-0,5 млн руб.); 5) на подготовку и переподготовку кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Кроме перечисленных форм поддержки имеется ряд субсидий и льгот для малых инновационных предприятий более поздних стадий развития, которые будут рассмотрены ниже.
Финансирование, стадия стартап
Общий объем средств частных венчурных фондов, доступных для инвестирования в российские малые компании стадии стартап оценивается в 5 млрд руб. (Каширин, 2008). Однако наравне с частными венчурными фондами в России действует достаточно много инструментов финансовой поддержки малых промышленных компаний стадии стартап.
Например, источником инвестиций для наукоемких компаний могут быть расходы по блоку «Коммерциализация технологий» в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», которые составляют 35,3 млрд рублей (или 5,8 млрд руб. в среднем ежегодно).
Одним из основных государственных институтов поддержки малых промышленных, в первую очередь инновационных, предприятий является Российская Венчурная Компания (РВК), созданная в 2006 году по инициативе МЭРТ и выполняющая функцию фонда фондов. На РВК возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Размер инвестиций в отдельный венчурный фонд в обмен на 49% от общего числа инвестиционных паев: от 600 млн руб. до 1,5 млрд руб.
Фонды инвестируют только в инновационные компании, чья деятельность внесена в «Приоритетные направления науки и техники РФ» или чьи продукты входят в перечень «Критические технологии РФ». Не менее чем 80% средств фонда должны быть инвестированы в компании на ранней фазе (под «ранней фазой» понимается компания с ежегодным оборотом не более 150 млн рублей на момент первого приобретения ее ценных бумаг, но фонд может участвовать и в последующих раундах инвестирования в эту компанию, независимо от дальнейшего объема продаж компании). Фонд должен инвестировать не менее чем в восемь инновационных компаний за пять лет. На настоящее время действует семь фондов с общей капитализацией 9,1 млрд рублей.
РВК также ответственно за деятельность региональных венчурных фондов. Структура региональных венчурных фондов предполагает в качестве источников финансирования средства федерального бюджета (до 25% фонда), средства регионального бюджета (до 25% фонда) и средства частных инвесторов (не менее 50% фонда). Управляют фондами отобранные на конкурсе профессиональные управляющие компании (УК), которым из-за ограниченного размера фондов и соответственно невысокой комиссии за управление (2-3%) разрешалось одновременно управлять несколькими фондами в нескольких регионах. К началу 2011 года были проведены тендеры по выбору управляющих компаний и создано 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере с общим объемом средств 8,624 млрд руб. Фокус инвестиций региональных венчурных фондов - инновационные проекты и компании ранней стадии развития (средняя инвестиция в проект 0,5-1,5 млн долл.). Число одновременно профинансированных проектов всех фондов может составить 250-300, что в среднем составит около 50 проектов в год, при ежегодных инвестициях в объеме 1,3 млрд руб.
Отдельную нишу в поддержке малых промышленных компаний занимает Госкорпорация «Роснанотех», созданная в 2007 году с целью ведения инвестиционной и внешнеэкономической деятельности по реализации проектов в области нанотехнологий в России и за рубежом. Основной деятельностью является софинансирование в инвестиционные проекты совместно с частными инвесторами, что позволяет рассматривать не менее 30% бюджета корпорации (40 млрд рублей) в качестве потенциальных расходов на софинансирование проектов малых промышленных предприятий.
На региональном уровне действует достаточно много программ, содействующих малым компаниям, в том числе и промышленным, в привлечении кредитных ресурсов. В Москве работает НО «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы» (О фонде, 2011), предоставляющий банкам поручительства по кредитам малых компаний до 70% от суммы кредита и на сумму до 30 млн руб. (могут быть исключения в сторону повышения). Стоимость поручительства составляет 1,75% от суммы гарантий, но 90% этих затрат компенсируются компании из бюджета города. В рамках одной из программ Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы из бюджета города может быть компенсировано 2/3 ставки по банковскому кредиту (Кредитные ресурсы, 2011).
Однако необходимо отметить, что данная поддержка осуществляется малому бизнесу в целом, хотя в большей степени актуальна для малых промышленных предприятий в связи с потребностью приобретения оборудования.
Подводя итоги по источникам собственных средств, доступных малым промышленным компаниям, необходимо отметить появление в 2007 году и начало работы нескольких крупных государственных институтов по поддержке малых промышленных компаний и их инновационной деятельности. Это потенциально увеличивает совокупный объем привлеченных финансовых ресурсов до 100 млрд руб., что в сравнении с существующими объемами привлеченного финансирования частными венчурными фондами в размере 5 млрд руб. видится значительным и даже избыточным при существующем на рынке количестве и качестве проектов.
Данная ситуация увеличивает риски переоценки инновационных компаний и принятие управляющими фондами неэффективных инвестиционных решений. Одним из решений
проблемы дефицита проектов является создание нефинансовых форм поддержки малых промышленных компаний, в том числе и для посевной стадии.
Оценки объемов привлеченных средств и их источники на рынке собственного капитала в 2008-2012 годах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средства финансирования собственного капитала малых промышленных компаний
Объем инвестиций в год / в 1 проект Кол-во проектов/ успешных в год Комментарий (объем инвестиций, сроки)
Посевная стадия 2,5 млрд руб. / - До 500 / 30
ФЦП 2007-2012 гг. (бюджетные средства) 0,5 млрд руб. / 10 млн руб. До 50/ 10 10% проектов в рамках мероприятия «Генерация знаний». Поддержка до 10 млн руб. в год, до двух лет (минимум 10% внебюджетных средств)
Фонд содействия МП НТС 1 млрд руб./ 2 млн руб. 400 / до 10 Различные сферы деятельности, в среднем 400 проектов в год по программе СТАРТ
Посевной фонд РВК 300 млн руб. / 15 млн руб. 20 / 5 Объем фонда 1 млрд руб. В 2010 г. одобрено 20 проектов
Региональные власти < 0,5 млрд руб./ < 1 млн руб. Суммы поддержки незначительны и не могут самостоятельно обеспечить высокотехнологичный проект
Бизнес-ангелы и инкубаторы 0,5 млрд руб. / 2,5 млн руб. До 10* Часто используют поддержку по ФЦП и Фонда содействия МП НТС
Стартап 20 млрд руб. / - Более 120
ФЦП 2007-2012 гг. (бюджетные средства) 2,3 млрд руб. / 150 млн руб. 15 20% проектов, в рамках мероприятия «Разработка технологий» (40% крупный бизнес и 40% институты науки)
ФЦП 2007-2012 гг. (бюджетные средства) 0,4 млрд руб./ 150 млн руб. 3 20% проектов по блоку «Коммерциализация технологий».
Региональные фонды 1,3 млрд руб. / 250 млн руб. 50 20 региональных фондов от 120 до 800 млн руб. (25% федеральный бюджет, 25% -региональный, 50% - частные)
РВК и фонды 6 млрд руб. / 200 млн руб. 30 Общий объем фондов должен превысить 30 млрд руб.
ГК Роснанотех, финансировани е проектов 5 млрд руб./ 200 млн руб. 25 Планирует утверждать для финансирования несколько проектов в месяц
Финансовая поддержка малого бизнеса 1 млрд руб. 5* 10% из государственной поддержки малого бизнеса
Бизнес-ангелы, инкубаторы и венчурные фонды 1 млрд руб. / 100 млн руб. 10* Русские технологии, АБЯТ и др. ИТ-фонды (до 90% составляют средства для инвестиций в сектор ИТ)
* Без учета инвестиций в проекты вместе с другими формами поддержки.
Основные выводы
В настоящее время институты финансирования проектов на стадии стартап имеют потенциал ежегодных инвестиций на уровне 20 млрд руб., что позволит финансировать более 120 компаний в год. Это в 4 раза больше количества компаний, прошедших посевную стадию. Существующий уровень поддержки малых промышленных компаний на посевной стадии (кроме ИТ) не обеспечивает достаточный поток проектов для инвестиций на стадии стартап. Нераспределенные средства в фондах российской венчурной компании и «Роснанотех» свидетельствуют об избытке выделенного государственного финансирования.
Существенная доля в финансировании компаний ранних стадий приходится на государственную поддержку (более 80% на посевной стадии и 60% на стадии стартап). Это подтверждается мнением представителей государственных органов о том, что увеличение бюджетного финансирования не приводит к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а лишь вытесняет и замещает средства частного сектора (Фурсенко, 2008).
Увеличение количества проектов посевной стадии (в том числе увеличение источников финансирования проектов) возможно за счет финансовых инструментов:
• Создания дополнительных фондов посевного финансирования и вхождение венчурных фондов в более раннюю стадию проектов;
• Использование нескольких форм поддержки на проектах стадии стартап. Например, участие в одном проекте Минобрнауки или «Роснанотех», с одной стороны (их участие и экспертиза снижают технологические риски), и венчурных фондов регионов или РВК - с другой (формирование тематик и роль внебюджетного финансирования);
• Снижение капиталоемкости проектов (создания нефинансовой инфраструктуры -замены необходимости создания основных средств на их аренду, лизинговых схем и т.д.).
Список литературы
1. Кредитные ресурсы // [Официальный сайт] Агентство по развитию инновационного предпринимательства, http://www.arip.ru/default2.aspx?s=0&p=319 (дата обращения: 27.03.2011).
2. Инвестиционный портфель Фонда посевных инвестиций РВК // [Официальный сайт] Российская венчурная компания. http://www.rusventure.ru/ru/investments/fpi/portfolio.php (дата обращения: 27.03.2011).
3. Инновационная деятельность. Основные термины // [Официальный сайт] Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. URL: http://www.sci-innov.ru/law/base_terms/ (дата обращения: 27.03.2011).
4. Каширин А.И., Семенов А.С. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. М.: Вершина, 2008.
5. Никконен А. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России за 2009 год. URL: http://www.allventure.ru/lib/8/#replies_page1 (дата обращения: 27.03.2011).
6. Найден М. РВК: построив «второй этаж», возводим первый. 18 июня 2009 г. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=21034 (дата обращения: 27.03.2011).
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010. // [Официальный сайт] Федеральная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticColl ections/doc_1139841601359 (дата обращения: 27.03.2011).
8. О фонде. // [Официальный сайт] Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, http://fs-credit.ru (дата обращения: 27.03.2011).
9. Поляков И., Инновационная активность российских предприятий должна быть выше // Российская бизнес-газета. 10 октября 2006. № 575, c. 3.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). URL: http://www.rg.ru/2008/07/30/biznes-dok.html (дата обращения: 27.03.2011).
11. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. // [Официальный сайт] Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie. ru/index. php?rid=91 (дата обращения: 27.03.2011).
12. Фурсенко А. Выступление на заседании Президиума Государственного совета РФ 18 апреля 2008 г. URL: http://www.znaniesvet.eom/content/view/83/1/ (дата обращения: 27.03.2011).
13. National Venture Capital Association MoneyTree™ Report, PrieewaterhouseCoopers, URL: https://www.pwemoneytree.com/MTPublie/ns/index.jsp (дата обращения: 27.03.2011).