Естественно-гуманитарные исследования № 2 (46), 2023_71
6. Информационный менеджмент на предприятии: Учебник /Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Джамай Е.В., Рузаков М.А., Рыжко Н.А.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. В.Д. Калачанова. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.
7. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. Уч. пособ. Гриф УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.
8. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Исследование систем управления: логистический аспект. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России. - М.: Изд-во МАИ, 2006.
9. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Информационный менеджмент на предприятии. Уч. пособие ГРИФ УМО Минобрнауки России.- М.: изд-во «Доброе слово», 2006.
10. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник.- Калуга: изд. КГУ им. К.Э. Циолковского, 2011г.
11. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов/ под общей редакцией Д.В.Чистова.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 258 с.- (Высшее образование).- ISBN 978-5-534-00492-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:https://urait.ru/bcode/489307 (дата обращения: 09.12.2022).
12. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.
13. Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», № 6, 2021, УДК 658.5.
14. Риск-менеджмент. Учебник для ВУЗов под ред. Орлова А.И. - М.: изд-во «Изумруд», 2003 г.
15. Щеулина Т.В., Щеулина Е.В., Химченко В.Н. Различные подходы к информатизации процесса управления затратами на высокотехнологичных предприятиях авиастроения при организации производства с использованием автоматизированных систем // Тезисы XVIII Международной научной конференции «Управление экономикой: методы, модели, технологии», Уфа - Красноусольск, 2018 г.
16. Щеулина Е.В., Химченко В.Н., Бехтин В.А. Стратегическое планирование и развитие системы управления информационными ресурсами высокотехнологичных авиастроительных предприятий с целью повышения эффективности управления // Стратегическое планирование и развитие предприятий [электронный ресурс]: материалы XIX Всероссийского научного симпозиума, Москва, 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018.
17. Щеулина Т.В., Щеулина Е.В., Мирошникова Е.Н. Стратегическое планирование и развитие системы управления высокотехнологичными предприятиями за счет выбора оптимального использования его ресурсов // Стратегическое планирование и развитие предприятий [электронный ресурс]: материалы XIX Всероссийского научного симпозиума, Москва, 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018.
EDN: HHLMHC
Ю.Н. Галицкая - к.э.н., доцент кафедры бизнес-аналитики, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],
Yu.N. Galitskaya - сandidate of economics, associate professor of the department of business аш^^, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;
З.Н. Сташ - к.э.н., доцент кафедры бизнес-аналитики, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],
Z.N. Stasch - сandidate of economics, associate professor of the department of business аnalytics, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia.
АНТИКРИЗИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ANTI-CRISIS ACTIVITIES OF SMALL BUSINESSES IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные условия ведения бизнеса подчеркивают важность повышения эффективности управления бизнес-процессами предприятий малого и среднего бизнеса. Вопросы антикризисного управления субъектами малого и среднего предпринимательства в настоящее время стали особенно насущными. Современная ситуация в экономике диктует предприятиям малого бизнеса необходимость разработки последовательных антикризисных мероприятий. В статье охарактеризованы особенности ведения операционной деятельности субъектами малого предпринимательства в условиях санкционной экономики. Рассмотрены антикризисные технологии и инструменты, которые могут быть направлены на предотвращение, противодействие и устранение кризисных ситуаций, а также снижение масштабов их негативных последствий.
Выявлены последствия санкций для субъектов малого бизнеса, как отрицательные, так и положительные. Определены перспективы и возможности для развития малого бизнеса в ситуациях санкций и нестабильности внешней среды, рассмотрены базовые антикризисные стратегии применительно к современным условиям.
Abstract. The relevance of the item is due to the fact that the current business environment emphasizes the importance of improving the efficiency of business process management of small and medium businesses. The issues of anti-crisis management of small and medium enterprises have now become particularly urgent. The modern situation in economy dictates the necessity of development of consistent anti-crisis measures for small businesses. The article characterizes the peculiarities of operating activities of small business entities in the conditions of the sanctions economy. It considers anti-crisis technologies, mechanisms and tools that can be aimed at preventing, counteracting and eliminating crisis situations, as well as reducing the scale of their negative consequences.
The consequences of sanctions for small businesses, both negative and positive, are identified. The prospects and opportunities for small business development under sanctions and an unstable external environment are identified, and basic anti-crisis strategies are considered.
Ключевые слова: бизнес-процессы, малый бизнес, предпринимательство, эффективность, антикризисное управление, мероприятия, деятельность, кризис, стратегия.
Keywords: business processes, small business, entrepreneurship, efficiency, crisis management, activities, activities, crisis,
strategy.
Санкции и сложная бизнес-среда создали новые проблемы для развития малого бизнеса в России. В 2022 году предприниматели столкнулись с изменениями в цепочке поставок и активно ищут новых партнеров в дружественных странах. Основной тенденцией, способствующей развитию, является поиск решений по замещению товаров и услуг ушедших с рынка компаний. Импортозамещение в некоторых областях увеличило запросы на
высоко локализованные производства. Трудности с квалифицированными кадрами, представители которых уехали в другие страны из-за мобилизации, - актуальная проблема для всех предпринимателей на данный момент, ведь каждый специалист малому бизнесу просто необходим.
Микробизнес оказался наиболее чувствительным к негативным экономическим событиям. В качестве факторов, негативно влияющих на бизнес в 2022 году, малые предприятия также назвали снижение платежеспособности населения и трудности с внешнеэкономической деятельностью. Однако есть и положительные моменты: уход иностранных компаний с рынка, увеличение количества программ государственной поддержки и даже - в некоторых случаях - рост спроса.
Актуальность происходящего определила выбор темы, цель и задачи исследования.
Как отмечают эксперты, сегмент малых и средних предприятий (МСП) в последние два года переживает трудные времена. Пандемический кризис в 2020-2021 годах привел к тому, что в 2020 году было открыто на 350 000 МСП меньше, а в 2021 году сегмент продемонстрировал незначительный рост: только 24 000 МСП открылось больше, чем закрылось за тот же период в том же году. Пик закрытий в 2022 году пришелся на период с марта по июнь, когда на российскую экономику были наложены санкции. По данным Федеральной налоговой службы, за этот период в стране было закрыто 113,5 000 коммерческих предприятий: рост на 17,5 % по сравнению с прошлым годом. Не обладая большим запасом прочности, третий год кризиса малые предприятия переносили с трудом [1].
В начале января 2023 года на территории страны было зарегистрировано почти 6 млн. субъектов МСБ (в том числе около 3,7 млн ИП и 2,3 млн юрлиц). Почти такие же цифры были и в прошлом году. То есть, на фоне сложной экономической ситуации количество малых предприятий практически не изменилось.
В целях смягчения последствий экономических санкций, государством были приняты различные меры поддержки: финансовая (субсидии, кредитование, проектное финансирование, «зонтичные» механизмы предоставления поручительств), информационная, консультационная. По данным ЦБ, за первое полугодие 2022 года финансовую поддержку получили 98,9 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 227,38 млрд рублей против 74,4 тысяч субъектов на сумму 154,2 млрд годом ранее [2].
В начале весны 2022 года в контексте экономических санкций был введен мораторий для юридических лиц и граждан, включая индивидуальных предпринимателей, на отсрочку начала процедуры банкротства по требованию кредиторов на шесть месяцев, за исключением застройщиков, имущество которых включено в проблемный реестр [2].
Сегодня для малого бизнеса важно иметь доступ к специальным налоговым схемам, льготным кредитам, рекламной поддержке, помощи в выходе на новые рынки, беспроцентным кредитам и отсрочкам платежей, а также к обучению бизнес-планированию и 1Т-решениям для создания и ведения бизнеса. Качественная поддержка может заложить основу для будущего роста МСП. Цифровая платформа МСП выступила основным источником информации о государственной поддержке МСП.
Цель платформы - объединить предприятия и федеральные министерства и ведомства, банки, страховые организации и институты развития на единой платформе для обмена актуальной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия. Создав профиль на платформе, компании смогут выбрать необходимые меры поддержки и получить к ним удаленный доступ. Поддержка будет доступна не только действующим предпринимателям, но и индивидуальным предпринимателям, а также тем, кто собирается начать свой бизнес [3].
В текущей ситуации как никогда важно наладить антикризисное управление - набор действий, методов и инструментов, позволяющих избежать или преодолеть негативные последствия кризиса. Антикризисное управление включает в себя оценку текущего положения организации, разработку и применение мер по стабилизации ситуации на рынке [ 4 ].
Цель антикризисного управления - сбалансировать ресурсы и помочь хозяйствующим субъектам оставаться в бизнесе, производить товары и услуги и удовлетворять потребности клиентов даже в сложных ситуациях.
Антикризисное управление необходимо не только тогда, когда наступает кризис, но и до появления первых признаков кризиса. Чтобы избежать этого, в идеале каждая организация должна привлечь кризисного менеджера. Для того чтобы быстро реагировать на кризис, необходимо составить три бюджета:
- типичный: бюджет, который предполагает, что дела на внешнем рынке и внутри компании пойдут так, как ожидается;
- оптимистический бюджет: когда ситуация значительно улучшается и появляются новые возможности, например, если организация разрабатывает инновационный продукт;
- бюджеты антикризисного управления или резервы на случай неблагоприятных событий. Резервы должны быть на таком уровне, чтобы компания могла выжить, если произойдет сокращение расходов и персонала. Это время необходимо для поиска новых возможностей и ресурсов.
В области антикризисного управления входят:
- анализ слабых мест компании и внутренних процессов;
- минимизация риска неплатежеспособности
- внедрение эффективных управленческих решений;
- использование потенциала, ресурсов и резервов компании для решения проблем.
- минимизация потерь.
Естественно-гуманитарные исследования № 2 (46), 2023_73
Стратегия по выходу из кризиса должна быть выбрана и разработана в соответствии с тем, на каком этапе развития кризиса находится компания.
Кризисы обычно развиваются в четыре этапа:
- предкризисная стадия. Предкризисная стадия: кризис начинается до наступления кризиса. Доходы и рентабельность ухудшаются, дефицит денежных средств увеличивается, а непогашенные долги растут;
- наступление кризиса. Прибыльность резко ухудшается, увеличиваются займы и дефицит денежных средств, возникают трудности с погашением долгов перед кредиторами;
- начало кризиса. Компания становится убыточной и неплатежеспособной, испытывает трудности с получением внешнего финансирования;
- банкротство. Предприятие становится нежизнеспособным и не в состоянии расплатиться с кредиторами.
Необходима гибкая стратегия, которая может быть быстро адаптирована к изменениям внешних и внутренних факторов.
Планы антикризисного управления обычно составляются на краткосрочную перспективу. Он включает в себя перечень действий, их результаты, цели и сроки. Важно назначить человека, который будет руководить реализацией плана, или сформировать команду по управлению кризисом.
Следует использовать превентивные меры для поддержания финансовой устойчивости, пригласить профессионального кризисного менеджера или сформировать команду по управлению кризисом. Кризисный менеджер должен провести финансовый анализ, SWOT-анализ, разработать соответствующую стратегию и предложить чрезвычайный бюджет.
Методы антикризисного управления - это комплекс последовательно реализуемых мер, направленных на предотвращение, нейтрализацию или устранение кризисных ситуаций и снижение степени их негативных последствий. Сюда входят как аналитические, так и организационные элементы.
Современная ситуация в экономике диктует предприятиям малого бизнеса необходимость настойчиво искать новые варианты, диверсифицировать риски от поставок за счет поиска гарантированных партнеров из тех стран, с которыми логистика не нарушена (в первую очередь из Китая), перестраивать цепочки оплаты, отдавая предпочтение платежам в юане и «мягких» валютах. Также стоит иметь ввиду, что если раньше можно было себе позволить иметь одного-двух надежных поставщиков (если речь идет об импорте), то сейчас диверсификации поставок должно уделяться первостепенное внимание и обязательно потребуется план Б - на случай, если по тем или иным причинам надежные в прошлом зарубежные контрагенты перестанут осуществлять поставки.
Малый бизнес пересматривает приоритеты и уходит от долгосрочного планирования в сторону проектного. Стратегии используются следующие: нишевая переориентация, дробление бизнеса, смена налогового статуса, отказ от найма в пользу вывода компетенций за штат, автоматизация непрофильных и рутинных процессов, вроде документооборота и бухгалтерии с помощью софта, то есть все, что позволяет малому бизнесу экономить и повышать мобильность
Кроме этого, можно ожидать большей переориентации малого бизнеса: в стандартные схемы будут обязательно подмешивать госзаказ и сотрудничество с госкомпаниями как основным источником капитала. От государства же будут ждать более весомых программ поддержки, они будут определять выживаемость бизнеса в этом году, и популярность таких программ у предпринимателей возрастет.
Малый бизнес переходит на внутреннее потребление и внутренних поставщиков как товаров, так и услуг. Недостающие компоненты, такие как электроника, компьютеры, станки, химия, будут также поставляться из Китая или логистических хабов в Белоруссии, Армении, Казахстане, Турции.
В качестве положительных факторов в начале 2023 года можно отметить продолжающийся рост предпринимательского оптимизма. Спрос на многие виды продукции, в первую очередь со стороны государства и окологосударственных структур, растет [5]. Негативными же факторами, по мнению экспертов, можно назвать сохраняющиеся вопросы с доступностью кадров. Кроме того, нарастают бюджетные проблемы, и в бизнес-среде сложилось мнение, что государство не сможет на протяжении длительного времени поддерживать уровень спроса, многие ожидают роста налогового бремени. В целом главной проблемой малого бизнеса сейчас видится сохраняющаяся неопределенность.
Российские компании пока не сформировали четкие долгосрочные стратегии адаптации к санкциям. Это связано с сильнейшим шоком, ограниченностью времени для адаптации, постоянным изменением условий (наряду с новыми пакетами санкций принимаются дополнительные меры по поддержке бизнеса). Но с течением времени использование адаптационного потенциала, новых возможностей на рынке усиливалось.
Эксперты выделяют три базовые «квазистратегии» преодоления санкционного шока [6]:
- первая - инновационно-экспансионистская - состоит в освоении новых рынков, разработке новых продуктов и технологий и цифровизации. Данная стратегия значима для производства лекарств, производства электрического оборудования;
- вторая стратегия - сжатие и упрощение - включает сокращение инвестиций, кадров и ассортимента выпускаемой продукции. Это характерно для отраслей, сильно зависимых от импорта, деятельности компаний с иностранными инвестициями, таких как деревообработка, производство автотранспортных средств.
- третья - экстенсивный рост. Она связана с наращиванием предприятиями основных факторов производства: трудовых ресурсов и капитала. Такое поведение более характерно для отраслей, где есть альтернативы для импорта в сочетании с появлением ниш на российском рынке, - для производства текстиля или мебели.
Многие предприниматели за последний год нашли способ минимизации, а иногда и полной компенсации потерь. Сейчас самая сложная история для бизнеса - доставка из-за рубежа оборудования, компонентов и запчастей, так как требуется больше затрат на логистику, дополнительные процентные ставки по банковским кредитам, комиссионные посредникам. Положительным эффектом санкций стал рост самостоятельности российского бизнеса, улучшение возможностей для малых и средних компаний, а также нацеленность властей на импортоза-мещение.
Негативным эффектом санкций стали трудности с платежами, резкое удорожание и удлинение логистики, ломка привычных цепочек поставок, проявилась нехватка квалифицированных кадров. Позитивным эффектом стало то, что освободились целые секторы, например производство одежды, мебели и продуктов, которые начинают занимать российские компании.
Таким образом, несмотря на многие события прошлого года, с определенной долей уверенности можно сказать, что российский малый бизнес продолжает работать и начал адаптироваться к новым реалиям. Малые и средние компании - это как раз тот сегмент, которому санкции скорее дали плюс. Во-первых, их не коснулись ограничения напрямую, во-вторых, они не были вовлечены в международную экономическую деятельность. Кроме того, импортозамещение открыло для них возможности для развития, а также появились новые логистические пути - в частности, в регионах, которые ориентированы на восточное направление. Позитивным эффектом стало открытие новых рынков сбыта для малых производственных компаний, которые заместили ушедшие иностранные бренды, а также развитие новых направлений.
Источники:
1. Не только кризис: чем вызвано массовое закрытие ИП в России РБК. Режим доступа: https://rbc.ru.
2. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: https:// cbr.ru.
3. Цифровая платформа МСП. Режим доступа: https:// мсп.рф.
4. Сташ, З. Н. Формирование системы планирования и прогнозирования бизнес-процессов в рамках обеспечения стратегии устойчивого развития организации / З. Н. Сташ, Ю. Н. Галицкая, М. С. Рыбянцева. - Краснодар: Кубанский государственный университет,
2023. - 118 с.
5. Влияние санкций на малый бизнес в России. Режим доступ: https://fom.ru/.
6. Гринкевич Д., Бойко А. Почти половина промышленных компаний оценили санкции положительно или нейтрально
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/04/06/969706.
EDN: HGUPRX
С.А. Гаман - аспирант, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],
S.A. Gaman - postgraduate student, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НА АУКЦИОНАХ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА PROBLEMS OF ECONOMIC COMPETITION IN THE ACQUISITION OF RIGHTS TO LAND PLOTS AT AUCTIONS SMALL AND MEDIUM BUSINESSES
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания справедливой конкуренции между субъектами среднего и малого предпринимательства при приобретении ими прав на земельные участки с торгов. Для российской экономики. Для российской экономики конкуренция является одним из основных направлений научных исследований. Это связано с необходимостью проведения экономической политики, обеспечивающей развитие рыночных отношений при сохранении существенной роли государства в отдельных отраслях экономики. В связи с этим накопление знаний, опыта, методов и инструментов конкуренции, а также их применение в управлении экономическим развитием позитивно отразится на развитии рыночной экономики.
Abstract. The article is devoted to the problem of creating fair competition between medium and small businesses when they acquire rights to land plots at auction. For the Russian economy, competition is one of the main areas of scientific research. This is due to the need to pursue an economic policy that ensures the development of market relations while maintaining the significant role of the state in certain sectors of the economy. In this regard, the accumulation of knowledge, experience, methods and tools of competition, as well as their application in the management of economic development will have a positive impact on the development of a market economy.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, земельные ресурсы, конкуренция, финансы,
аукцион.
Keywords: subjects of small and medium business, land resources, competition, finance, auction.
Значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики страны является очевидным, так как данный бизнес обеспечивает решение таких глобальных проблем, как рост занятости населения, повышение эффективности производства, стимулирование конкурентной борьбы, активизация внедрения инноваций [1].
На сегодняшний день уровень предпринимательской активности является невысоким. Так, на стадии создания малого бизнеса - 5,5 %, а в период стабильности - 4,9 %. Это свидетельствует о сложном положении, в котором находится малый и средний бизнес в РФ [1].
В июле 2019 года стали известны данные опроса российских предпринимателей о современных условиях, факторах и рисках, оказывающих влияние на ведение бизнеса в стране, а также о перспективах в этой сфере,