Научная статья на тему 'Инструментарное обеспечение стратегических приоритетов агропромышленного сектора экономики региона'

Инструментарное обеспечение стратегических приоритетов агропромышленного сектора экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
184
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / REGION / THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGIONAL CHARACTERISTICS / STRATEGY / PRIORITIES / TOOLS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аванесова Рита Рафаэловна

В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с формированием механизма реализации стратегических приоритетов агропромышленного сектора экономики региона в современных условиях с учетом необходимости активизации использования региональных особенностей его развития. Особое внимание уделено региональным особенностям Республики Адыгея, их влиянию на выбор приоритетных направлений развития агропромышленного сектора и инструментам реализации приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аванесова Рита Рафаэловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses several aspects related to the formation mechanism for implementing the strategic priorities of the agro-industrial sector economy of the region under current conditions, taking into account the need to intensify the use of regional characteristics of its development. Particular attention is paid to regional specifics of the Republic of Adygea, their influence on the choice of the priorities of the agricultural sector and the instruments of implementation priorities.

Текст научной работы на тему «Инструментарное обеспечение стратегических приоритетов агропромышленного сектора экономики региона»

ЭКОНОМИКА АПК

ЕCONOMY OF AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX

УДК 338.436.33 (470.621)

ББК 65.32 (2 Рос.Ады)

А 18

Р.Р. Аванесова

Старший преподаватель кафедры экономики филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске. Тел.: (86155) 319 80, e-mail: [email protected]

Инструментарное обеспечение стратегических приоритетов агропромышленного

сектора экономики региона

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается ряд аспектов, связанных с формированием механизма реализации стратегических приоритетов агропромышленного сектора экономики региона в современных условиях с учетом необходимости активизации использования региональных особенностей его развития. Особое внимание уделено региональным особенностям Республики Адыгея, их влиянию на выбор приоритетных направлений развития агропромышленного сектора и инструментам реализации приоритетов.

Ключевые слова: регион, региональный АПК, региональные особенности, стратегия, приоритеты, инструменты.

R.R. Avanesova

Senior Lecturer of Economic Department of the Adyghe State University Branch in Belorechensk. Ph.: (86155) 319 80, e-mail: [email protected].

Instrumental support strategic priorities of agro-industrial sector

economy of the region

Abstract. This article discusses several aspects related to the formation mechanism for implementing the strategic priorities of the agro-industrial sector economy of the region under current conditions, taking into account the need to intensify the use of regional characteristics of its development. Particular attention is paid to regional specifics of the Republic of Adygea, their influence on the choice of the priorities of the agricultural sector and the instruments of implementation priorities.

Keywords: region, the regional agro-industrial complex, regional characteristics, strategy, priorities. tools.

Подходы и методы обоснования перспектив развития агропромышленного сектора должны базироваться на методических положениях, учитывающих специфику современных условий его функционирования как подсистемы регионального хозяйства, особенности развития экономики региона и особенности самого регионального АПК. Исходя из того, что региональный АПК является одним из ключевых секторов экономики региона, при обосновании его перспектив целесообразно обеспечить сочетание основных подходов и методов, наработанных как региональной экономической наукой, так и агроэкономической наукой.

Основными инструментами стратегического управления как региональной экономикой, так и ее подсистемами, включая агропромышленный сектор, являются: миссия объекта управления, сценарий его развития, концепция развития, социально-экономическое прогнозирование, целевые комплексные программы и механизм реализации целей

стратегического управления.

Учитывая растущую взаимосвязь и взаимозависимость региональной экономики и ее агропромышленного сектора, целесообразно применять указанные инструменты в следующей последовательности: миссия региона, сценарий развития региона; концепция развития регионального АПК, прогнозирование развития регионального АПК, целевая среднесрочная программа его развития и механизмы реализации [1].

Миссию (англ. - mission) следует рассматривать в иерархии целей как высшее понятие, характеризующее предназначение объекта управления. Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда философский оттенок, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно тот объект, ради которого она была выработана [2].

Как нам представляется, миссия региона должна иметь целевую ориентацию и отражать специфические (уникальные) особенности объекта. С этих позиций особенности миссий некоторых российских регионов, определенных в их стратегиях социальноэкономического развития на долгосрочную перспективу, выглядят следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Миссии некоторых регионов Российской Федерации, определенные __________________в стратегиях их социально-экономического развития_________________

Регион Миссия региона Особенности миссии

Республика Адыгея Строим будущее, сохраняя природное богатство и приумножая благосостояние народа Уникальные особенности региона не отражены, целевая ориентация носит слишком общий характер

Республика Северная Осетия- Алания Республика Северная Осетия-Алания -стратегический регион, «южные ворота» России. Это регион с развитыми транспортно-логистическими функциями, благоприятный для туризма и отдыха и комфортный для проживания Уникальные особенности региона отражены, целевая ориентация отсутствует

Чувашская Республика Содействие превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий и удобный для жителей регион, в котором у каждого есть выбор в достижении поставленных целей, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни Уникальные особенности региона не отражены

Исходным инструментом для обоснования перспектив развития регионального АПК в системе стратегического управления этим сектором в русле социально-экономического развития региона следует рассматривать многовариантный сценарный подход (рис. 1).

Рисунок 1. Алгоритмизированная модель системы стратегического управления региональным АПК Республики Адыгея, базирующаяся на эффективном использовании региональных особенностей

Сценарий развития региональной экономики представляет собой описание основных параметров, характеризующих ее состояние на конец прогнозируемой перспективы, и траектории перехода в него из состояния настоящего. Региональные сценарии могут принципиально отличаться друг от друга набором основных целей развития и траекториями их достижения, поскольку одни и те же цели могут быть реализованы различными способами. Ввиду многокомпонентности целей социально-экономического развития региона его власти могут, выбирать из достаточно широкого спектра различных сценариев:

- бюджетно-финансового, в основе которого лежит идея приоритетного развития тех секторов экономики этих регионов, которые в обозримой перспективе обеспечат значительное увеличение уровня бюджетной самообеспеченности;

- аграрно-рекреационного, ориентирующегося на максимальное использование естественных возможностей проблемных регионов (почвенных, природно-климатических, рекреационных ресурсов) и предполагающего опережающее развитие агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов;

- интеграционного, реализация которого предполагает активизацию экономического взаимодействия проблемных регионов со смежными более развитыми регионами. Указанный сценарий позволяет максимально раскрыть возможности рациональной специализации регионов в рамках системы территориального разделения труда в макрорегионе;

- инвестиционного, нацеленного на всемерное повышение инвестиционной привлекательности региона для широкого привлечения как крупных отечественных, так и зарубежных инвесторов для модернизации производственного потенциала региона;

- инновационного, предполагающего существенные изменения в механизмах и структуре экономического роста, причем его основным источником должны стать результаты использования достижений научно-технического прогресса.

Очевидно, в современных условиях каждый из перечисленных сценариев имеет с наряду с достоинствами и существенные недостатки, причем не все сценарии в одинаковой степени реализуемы. В контексте исследуемой проблемы интерес представляют 3 сценария, заложенные в действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года [3].

Сценарий 1 (инерционный) отражает развитие экономики Республики Адыгея в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста темпов производства продукции по основным секторам экономики, ухудшения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Темпы роста ВРП снижаются с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 2015-2025 годах.

В случае реализации данного сценария динамику агропромышленного производства и, соответственно, вклад этого сектора в общерегиональные показатели социальноэкономического развития следовало бы рассматривать как результат деятельности хозяйствующих субъектов АПК по реализации своих интересов по развитию производства. Соответственно, сложно было бы рассчитывать на ускорение динамики агропромышленного производства в республике.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагает уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, формирование инвестиционно-привлекательного имиджа региона для привлечения инвестиций, развитие отдельных отраслей экономики, имеющих потенциал роста, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВРП находятся на стабильном уровне и колеблются от 4,1 до 4,6%.

Реализация второго сценария могла бы дать определенный импульс развитию регионального АПК, поскольку этот сектор экономики Республики Адыгея является для сторонних инвесторов достаточно привлекательным, о чем свидетельствуют крупные вложения последних лет в птицеводство, свиноводство, развитие кормопроизводства и т.д. В

то же время решение проблем, связанных с модернизацией ключевых звеньев агропромышленного производства, в этом сценарии развития не предусматривается.

Сценарий 3 (инновационный) предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию республики в экономику ЮФО. Инновационный вариант выступает как инвестиционноориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления.

Реализация данного сценария справедливо представлялась разработчикам наиболее привлекательным, поскольку он позволил бы сохранить средние темпы роста ВВП в этом периоде на уровне 5,2-6,0%. Однако для Республики Адыгея, сильно дотационного региона, находящегося в нижней части общероссийского рейтинга инвестиционной

привлекательности, без создания стартовых условий для развертывания инновационной деятельности (нормативно-правовое, финансовое, кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры, создание устойчивой системы связей между многоуровневой вертикалью власти, вузами, НИИ, коммерческими структурами и т.д.) делать ставку на незамедлительное начало реализации инновационного сценария, как нам представляется, было бы нереальным, даже если и не было бы финансово-экономического кризиса в стране.

Следует отметить, что сложившаяся в 2008-2010 гг. траектория социальноэкономического развития Адыгеи не тяготеет ни к одному из указанных сценариев действующей стратегии, причем основная причина состоит не только в последовавшем с осени 2008 года финансово-экономическом кризисе, но и в том, что на практике так и не был выбран сценарий развития республики, подлежащий реализации.

На практике существует множество объективных ограничений, резко сужающих возможности региональных властей по выбору и реализации принципиально различных сценариев развития. Выбор наиболее целесообразного сценария дальнейшего развития экономики региона - исходное условие для правильного определения места агропромышленного сектора в системе региональных приоритетов. Знание же степени приоритетности регионального АПК в перспективах развития региона - ключ к определению приоритетов внутри самого многоотраслевого сектора.

В современных условиях посткризисного развития, как нам представляется, Республика Адыгея нуждается в новом сценарии развития, поскольку и внешние условия функционирования экономики региона (прежде всего, общеэкономическая ситуация и перспективы ее развития после мирового финансово-экономического кризиса), и ее состояние значительно отличаются от тех параметров, которые были заложены на 2011-2012 годы в указанной Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года, принятой в 2008 году.

Проведенный нами анализ потенциала экономики Адыгеи, состояния и возможных перспектив развития ее приоритетных секторов позволяет сделать вывод о том, что Республика Адыгея не сможет в обозримой перспективе обеспечить сохранение сценария преимущественного развития одновременно нескольких секторов экономики. Поэтому следует перейти к сценарию последовательной реализации приоритетных секторов при опережающем развитии регионального АПК. Более того, недостаточный ресурсный потенциал, все еще низкая инвестиционная привлекательность, высокая дотационность и социальная перегруженность регионального бюджета не позволяют обеспечить приоритетное развитие всего АПК Адыгеи, составляющего значительную часть региональной экономики. В этих условиях необходимо ужесточить требования к распределению ограниченных ресурсов на поддержку этого сектора, что требует обоснования приоритетных отраслей внутри него самого.

При определении приоритетов следует исходить из того, что в современных условиях эффективное использование региональных особенностей развития АПК Адыгеи возможно лишь в русле магистральных направлений развития агропромышленного комплекса на региональном уровне, доминирующими из которых являются: активизация

межрегионального экономического взаимодействия; активизация привлечения инвестиций для обновления и наращивания технического потенциала с последующим ростом производства продукции во всех сферах агропромышленного производства; активизация инновационных процессов. При этом стратегия развития агропромышленного сектора экономики Республики Адыгея на ближайшие годы должна быть нацелена, главным образом, на преодоление структурной несбалансированности.

Примечания:

1. Тамов А.А. Агропромышленный сектор региональной экономики в условиях перехода к рынку. М.: ТЕИС, 2002. 163 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 1998. 296 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея на период до 2025 года. Майкоп, 2009. 155 с.

References:

.1. Tamov A.A. Agro-industrial sector of regional economics in transition to market. Moscow.: TEIS, 2002, 163p.

2. Vikhansky O.S. The Strategic Management.: Textbook, 2-nd edition, corrected.

Moscow.: Gardarica,1998,296p.

3. Strategy of social and economical development of Adyg Republic for the period to 2025.

Maykop, 2009, 155p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.