Научная статья на тему 'Инструментарий оценки уровней дифференциации экономического пространства регионов'

Инструментарий оценки уровней дифференциации экономического пространства регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ / ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / DIFFERENTIATION / ECONOMIC SPACE / TOOLS / MESSAGES OF THE RUSSIAN PRESIDENT / DEVELOPMENT PRIORITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Прокопенко Оксана Сергеевна

Усиление процессов дифференциации в условиях и последствиях жизнедеятельности населения регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития, как отдельного региона, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального развития. Отсутствие эффективного инструментария оценки уровней дифференциации социально-экономических развития регионов является серьезной проблемой. В исследовании рассмотрен один из инструментов оценки дифференциации, основанный на поэтапном ранжировании первичных статистических показателей и определение уровня развития регионов в зависимости от общей суммы полученных ранговых значений. Так же в исследовании проведена систематизация ключевых приоритетов развития обозначенных в посланиях Президента РФ по основным сферам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Прокопенко Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF ASSESSMENT OF LEVELS OF DIFFERENTIATION OF ECONOMIC SPACE OF REGIONS

Strengthening of processes of differentiation in conditions and consequences of activity of the population of regions irrespective of the reasons which cause it leads to increase of destructive processes in society and aggravates a problem of forward development, both the certain region, and the country in general that becomes a basis for increase in ranges of their economic and social development. In a research one of differentiation assessment tools based on stage-by-stage ranging of primary statistics and determination of the level of development of regions depending on the total amount of the received rank values is considered. Also in a research systematization of the key priorities of development designated in messages of the Russian President on the main spheres is carried out.

Текст научной работы на тему «Инструментарий оценки уровней дифференциации экономического пространства регионов»

Narolina Tatiana Stanislavovna, Ph.D., Associate Professor (e-mail: narolina@inbox.ru)

Voronezh State Technical University,Voronezh, Russia CLUSTER INITIATIVES OF THE REGION: EXPERIENCE IMPLEMENTATION AND PROSPECTS

Abstract. Currently, in many regions of the Russian Federation, large-scale work is continuing on the development and implementation of cluster policy in accordance with federal and regional strategies for socio-economic development. This article analyzes the experience of creating and developing clusters in the Central Black Earth region and the Voronezh region. Keywords: industrial cluster, cluster policy, industrial policy

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНОВ1 Положенцева Юлия Сергеевна

(e-mail: polojenceva84@mail.ru) Прокопенко Оксана Сергеевна, студент (e-mail: sergeevna.oksanak@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Положенцева Ю.С. (e-mail: polojenceva84@mail.ru)

Усиление процессов дифференциации в условиях и последствиях жизнедеятельности населения регионов независимо от причин, которые ее вызывают, приводит к нарастанию деструктивных процессов в обществе и обостряет проблему поступательного развития, как отдельного региона, так и страны в целом, что становится основой для увеличения диапазонов их экономического и социального развития. Отсутствие эффективного инструментария оценки уровней дифференциации социально-экономических развития регионов является серьезной проблемой. В исследовании рассмотрен один из инструментов оценки дифференциации, основанный на поэтапном ранжировании первичных статистических показателей и определение уровня развития регионов в зависимости от общей суммы полученных ранговых значений. Так же в исследовании проведена систематизация ключевых приоритетов развития обозначенных в посланиях Президента РФ по основным сферам.

Ключевые слова: дифференциация, экономическое пространство, инструменты, послания Президента РФ, приоритеты развития.

Дифференциация экономического пространства регионов представляет собой один из ключевых вызовов для нового этапа развития России, однако возможности ответа на него требуют серьезного подхода к его опреде-

1.1 Исследование выполнено при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ) № 17-02-50127-ОГН «Управление дифференциацией экономического пространства регионов в период становления неоиндустриализма в России»

лению, измерению и формулировке целей. Для снижения уровня неравенства регионов основной задачей федеральных органов государственной власти является разработка методов и инструментов оценки уровней дифференциации экономического пространства регионов, а также направлений сглаживания.

В нашем исследовании был выделен перечень показателей (на душу населения), с помощью которых производилась оценка дифференциации уровней социально-экономического развития регионов ЦФО: валовой региональный продукт на душу населения; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; индекс промышленного производства; индекс потребительских цен; среднегодовая численность занятых; среднедушевой доход населения; уровень безработицы.

На основании статистической информации были определены средние значения показателей, оценивающих уровень социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа (ЦФО) в период с 2011 года по 2016 год включительно. Результаты проведенных расчетов оформлены в таблице 1, где, используя метод рейтинговых оценок, был определен и проставлен ранг, который занимают регионы ЦФО по каждому из показателей. Для определения ранга нами использовалась шкала от 1 до 18, что соответствует числу регионов в округе.

Таблица 1 - Усреднённые значения показателей оценки дифференциации уровней социально-экономических развития областей ЦФО в период с

2011г-2016 г.г.

Регион (область) ВРП на душу населения Объем инвестиций в основной капитал на душу населения Индекс промышленного производства Индекс потребительских цен Среднегодовая численность занятых Среднедушевой доход населения Уровень безработицы к экономически активному населению

Показатель (тыс.руб ) Ран г Показатель (тыс.руб ) Ран г Показатель (%) Ран г Показатель % Ран г Показатель (тыс.чел) Ран г Показатель (тыс.руб ) Ранг Показатель (%) Ранг

Белгородская 396043,7 2 86784,83 6 105,10 8 107,37 18 718,05 5 24579,33 3 0,95 7

Брянская 188858,7 17 47236,67 16 107,67 5 108,85 3 548,37 11 20951,00 11 1,25 14

Владимирская 228723,2 14 48376,5 15 105,40 7 108,45 10 684,00 6 19414,67 15 1,33 16

Воронежская 285028 7 95097 2 110,33 2 108,27 15 1068,73 3 23651,50 5 1,13 12

Ивановская 149462,9 18 28189,83 18 102,27 16 108,82 4 476,43 16 18964,67 17 1,40 17

Калужская 306035,4 5 89920,67 5 108,00 4 109,23 1 494,60 14 23793,33 4 0,70 4

Костромская 215751,7 16 36181,17 17 101,63 17 108,43 11 303,92 18 18958,00 18 0,80 5

Курская 260833,4 8 64545,33 9 103,95 11 107,97 16 555,67 9 21811,00 9 1,13 11

Липецкая 317843,1 4 94286,67 3 104,32 10 107,70 17 550,78 10 23374,17 6 0,63 3

Московская 385359,8 3 80202,5 7 107,12 6 108,52 8 3103,73 2 33679,17 2 0,62 2

Орловская 226098,5 15 56690,33 13 103,10 13 108,63 7 371,48 17 19326,67 16 1,15 13

Рязанская 248734,5 10 52800,5 14 102,85 15 108,70 5 501,57 12 20509,33 13 0,92 6

Смоленская 234957 12 58611,5 12 103,15 12 108,32 12 477,07 15 20878,33 12 1,27 15

Тамбовская 240489,3 11 91444,83 4 108,67 3 108,30 13 501,55 13 21011,50 10 0,97 9

Тверская 230195,6 13 63231,33 10 102,98 14 108,28 14 593,33 8 19878,33 14 1,03 10

Тульская 256325,4 9 62013,17 11 111,35 1 108,52 8 753,60 4 22327,50 8 0,95 7

Ярославская 298809,4 6 64707,33 8 104,90 9 108,98 2 633,67 7 22383,17 7 1,65 18

г.Москва 1008846 1 114043,3 1 99,20 18 108,67 6 7294,67 1 54113,33 1 0,50 1

Составлено с использованием данных Федеральной службы государственной статистики.

В таблице 2 представлен сводный рейтинг регионов ЦФО по уровню социально-экономического развития.

Таблица 2 - Сводный рейтинг регионов ЦФО по уровню социально-

экономического развития

Регионы (об- ВРП Объем Индекс про- Индекс потре- Среднегодо- Среднедуше- Уровень Сум- Итого-

ласти) на инвести- мышленного бительских цен вая числен- вой доход безработицы ма вый

душу дни в производства ность заня- населения к экономи- бал- рейтинг

насе- основной тых чески актив- лов региона

ления капитал на душу населения ному населению

Белгородская 2 6 8 18 5 3 7 49 6

Брянская 17 16 5 3 11 11 14 77 12

Владимирская 14 15 7 10 6 15 16 83 13

Воронежская 7 2 2 15 3 5 12 46 4

Ивановская 18 18 16 4 16 17 17 106 18

Калужская 5 5 4 1 14 4 4 37 3

Костромская 16 17 17 11 18 18 5 102 17

Курская 8 9 11 16 9 9 11 73 10

Липецкая 4 3 10 17 10 6 3 53 7

Московская 3 7 6 8 2 2 2 30 2

Орловская 15 13 13 7 17 16 13 94 16

Рязанская 10 14 15 5 12 13 6 75 11

Смоленская 12 12 12 12 15 12 15 90 15

Тамбовская 11 4 3 13 13 10 9 63 9

Тверская 13 10 14 14 8 14 10 83 13

Тульская 9 11 1 8 4 8 7 48 5

Ярославская 6 8 9 2 7 7 18 57 8

Г. Москва 1 1 18 6 1 1 1 29 1

Составлено с использованием данных Федеральной службы государственной статистики.

В таблице 3 распределим регионы ЦФО относительно уровня развития в соответствии со следующей шкалой:

- с 29 до 55 баллов, высокий уровень социально-экономического развития;

- с 55 до 81 балла, средний уровень социально-экономического развития;

- с 81 по 106 баллов, низкий уровень социально-экономического развития.

Таблица 3 - Дифференциация регионов ЦФО по уровню социально-

экономического развития

Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития Регионы со средним уровнем социально-экономического развития Регионы с низким уровнем социально-экономического развития

г. Москва Брянская область Владимирская область

Белгородская область Курская область Ивановская область

Воронежская область Рязанская область Костромская область

Калужская область Тамбовская область Орловская область

Липецкая область Ярославская область Смоленская область

Московская область Тверская область

Тульская область

* Составлено авторами

Приведенная выше типология регионов еще раз свидетельствует о необходимости проведения дифференцированной структурной политики в зависимости от принадлежности региона к тому или иному типу.

Согласно полученным результатам исследования в разрезе ЦФО социально-экономическое развитие отдельных регионов достаточно сильно дифференцировано, что позволяет выделить положительные примеры (лидеров) и примеры малодинамичного развития (аутсайдеров).

Безусловными лидерами по уровню социально-экономического развития являются Белгородская, Воронежская, Калужская, Липецкая, Московская, Тульская области и г. Москва, которыеобладают опережающими темпами социально-экономического развития.

К числу регионов со средним уровнем социально-экономического развития относятся области: Брянская, Курская, Рязанская, Тамбовская, Ярославская.

К регионам ЦФО с низким уровнем социально-экономического развития относятся области: Владимирская, Ивановская, Костромская, Орловская, Смоленская, Тверская. Эти области по показателям социально-экономического развития показали очень низкий рост.

Дифференциация по уровню социально-экономического развития регионов ЦФО свидетельствует о наличии диспропорций в структуре экономики регионов. Структура экономики регионов ЦФО постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс и процессы трансформации в отраслевом разрезе, которые изменяют характер производства, способствуют развитию диспропорций, возникновению новых отраслей и сфер экономики. Наличие диспропорций в экономике регионов ЦФО сигнализирует о необходимости проведения структурных преобразований. Проведение эффективной структурной политики позволит снизить уровень дифференциации регионов ЦФО по уровню социально-экономического развития, обеспечит сбалансированное развитие экономики всех регионов ЦФО; техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники; а также обеспечит социальную защиту населения и повысит его благосостояние.

Также в своих посланиях Президент РФ ежегодно ставит цели и задачи перед Федеральным собранием с целью создания всех необходимых условий для обеспечения, сбалансированного и устойчивого и развития экономики РФ (таблица 4). Основными приоритетами развития экономики РФ на сближающие годы являются: снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики, для раскрытия потенциала и повышения самостоятельности регионов ;2улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции с целью повышения уровня инвестирования в эконо-

2.2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2017 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию"

3

мику страны; увеличение темпа роста производительности труда, на основе внедрения новых технологий и цифровизации экономики4; подготовка современных кадров и создание мощной технологической базы.

Таблица 4 - Послание президента РФ Федеральному собранию в период с

2017 года по 2019 год

2017 год5 2018 год6 2019 год7

Демография Демография Демография

Смысл всей демографической политики должен сводится к сбережению людей, увеличению человеческого капитала. Продлить программу материнского капитала, предусмотреть адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребенка. Запустить программу обновления детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах. На меры демографического развития, на охрану материнства и детства направить не менее 3,4 триллиона рублей. Войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет. Повысить порог дохода, дающего право на получение выплаты на второго ребёнка из средств материнского капитала, до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Провести снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми.

Социальная сфера Социальная сфера Социальная сфера

Социальные отрасли должны привлекать квалифицированных людей, талантливую молодёжь, поэтому должны повышаться зарплаты специалистов, улучшаться условия их труда. Добиться обеспечения уверенного долгосрочного роста доходов населения и уменьшения уровня бедности вдвое за ближайшие 6 лет. Пенсии в обязательном порядке должны быть увеличены, производиться регулярная индексация, чтобы в конечном итоге достичь уменьшения разрыва между зарплатами и пенсиями. Добиться решения проблем с жильем. Это возможно при выполнении трех ключевых факторов: увеличение доходов населения, снижение ипотечной Повысить пособия по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы с 5,5 тысячи рублей до 10 тысяч рублей с 1 июля 2019 года. Снизить ставки по ипотеке до 9%, а затем — до 8% и ниже, как это предусмотрено в майском указе. Кроме того, распространить льготные условия по субсидированной ипотеке для семей с детьми на весь ее срок, а не только на первые 3-5 лет. Ввести на федеральном

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию"

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию"

5Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2017 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию"

6Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию"

7 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию"

ставки до 7-8%, рост предложения на рынке. При этом от долевого строительства нужно переходить на проектное, со снижением рисков для людей. уровне дополнительную меру поддержки граждан (социальный контракт), которые оказались в сложной ситуации. Суть этого проекта заключается в том, что государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве и повышении квалификации. Провести индексацию пенсий и ежемесячных денежных выплат. Пенсия должна быть доведена до прожиточного минимума, а уже после этого проведена индексация самой пенсии и ежемесячных денежных выплат. Расширить действие государственной программы «Земский доктор» на врачей старшего возраста. С 2020 года запустить аналогичную программу «Земский учитель», по которой единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые захотят переехать работать в сёла и малые города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика Экономика Экономика

Необходимо продлить льготы для российских 1Т-компаний до 2023 года. Необходимо снижение числа проверок бизнеса и отмены «инструкций, которые никак не влияют на качество услуг, но при этом по рукам и ногам связывают бизнес». Прекратить трактовать работу самозанятых граждан как незаконную предпринимательскую деятельность. Чётко определить правовой статус самозанятых граж- Увеличить ВВП в полтора раза к 2025 год. Увеличить производительность труда в базовых отраслях, темпы роста должны быть не ниже 5% в год. Развитие несырьевого экспорта, снятие всех препятствий. Поддержка ферм, семейных предприятий. Дальнейшее развитие сельского хозяйства. Улучшение делового климата, выведение на рынок банковских активов, упрощение налоговой отчетности для предпринимателей. Обеспечить опережающий темп роста производительности труда на основе новых технологий и цифрови-зации, формирование конкурентоспособных отраслей. Увеличить несырьевой экспорт более чем в полтора раза за 6 лет. Улучшить деловой климат и качество национальной юрисдикции для повышения инвестирования. Рост объема инвестиций уже в 2020 году должен увеличиться на 6-7 %. Снять инфраструктурные ограничения для развития

дан, дать им возможность нормально, спокойно работать Регионам надо дать больше самостоятельности в субсидиях АПК, а сам их объем связать с увеличением пашни, повышением урожайности, создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельхозземель и передовых технологий. экономики.

Здравоохранение Здравоохранение Здравоохранение

Необходимо организовывать регулярную переподготовку врачей. Необходимо продолжить наращивать уровень информатизации здравоохранения, чтобы сделать удобной и простой запись на приём, ведение документации. Нужно освободить врачей от рутины, от заполнения вороха отчётов и справок, дать им больше времени для непосредственной работы с пациентом. С помощью информационных технологий необходимо существенно повысить эффективность контроля за рынком жизненно важных лекарств Стремиться к выделению около 5% ВВП на медицинскую сферу — расходы на это должны увеличиться вдвое как минимум. Развитие пошаговой доступности в первичном звене здравоохранения, создание ФАПов в населённых пунктах от 100 до 2000 человек, а в меньших — обеспечение мобильными комплексами. Внедрить систему «бережливых» поликлиник, которая должна снизить время ожидания пациентов в очереди в три-четыре раза. К 2021 году на новые стандарты переведут все детские медучреждения.

Наука и образование Наука и образование Наука и образование

Необходимо создать удобные, современные условиях для обучения детей, необходимо избавиться от третьих смен. Наука и бизнес, университеты и бизнес-структуры должны подключиться к созданию Проводить раннею профориентация школьников, дать возможность освоения будущей профессии в ведущих компаниях страны. Провести модернизацию образовательной сферы до того уровня, чтобы за российским образованием приезжали из других стран мира, а у российских студентов Россия должна стать лидером в области генетики и искусственного интеллекта к 2025 году. В ближайшие годы на территории страны должны начать работать 15 научно-технологических центров, три из которых уже находятся в завершающей стадии: в Тюменской, Бел-

образовательных технопарков в России. не возникало желание уехать за рубеж. городской и Пермской областях. В государственных стандартах и программах должны быть отражены приоритеты научно-технологического развития страны.

Экология Экология Экология

Необходимость заняться уборкой загрязнённых территорий по всей стране. Правительству необходимо подготовить в следующем году программу сбережения Байкала и Волги. Решить экологические проблемы, за счет перехода предприятий на экологичные технологии. Провести рекультивацию свалок. Внедрить экологичный транспорта. Закрыть и рекультивировать 30 крупных проблемных свалок в черте городов, а за шесть лет - все остальные. Доля обработки отходов должна вырасти с 8-9% до 60%. Принять закон о квотировании вредных выбросов в атмосферу - за шесть лет их объём нужно сократить не менее, чем на 20%.

Систематизировано авторами

Согласно полученным результатам исследования в разрезе ЦФО мы можем отметить дифференциацию динамики развития всех областей по показателю ВРП на душу населения, что свидетельствует о наличии диспропорций в структуре экономики регионов. Наличие диспропорций в структуре экономики регионов ЦФО сигнализирует о необходимости проведения структурных преобразований. Эффективная структурная политики позволит снизить уровень дифференциации регионов ЦФО, обеспечит сбалансированное развитие структуры экономики всех регионов ЦФО; а также обеспечит социальную защиту населения и повысит его благосостояние.

Список литературы

1. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Оценка эффективности регулирования пространственного развития региона в условиях поляризации// Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 4 (22). С. 20-25.

2. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С. Повышение устойчивости регионального развития на основе сглаживания территориального неравенства Старый Оскол, 2009.

3. Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Теоретические подходы к выделению территориально-пространственных образований регионов: российский и международный опыт// Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6 (69). С. 139151.

4. Паршутина И.Г., Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г . Анализ международных индексов дифференциации пространственного потенциала региона// Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 4 (42). С. 92-100.

5. Положенцева Ю.С. Дифференциация регионов по уровню инвестиционной привлекательности экономики// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 142-149.

6. Положенцева Ю.С. Экономическое пространство: теоретические подходы к изучению и методы анализа//Экономика и управление. 2016. № 12 (134). С. 58-69.

7. Положенцева Ю.С., Клевцов С.М., Тевяшова А.С. Роль социального партнерства в условиях дифференциации пространственного развития регионов//Научный журнал Дискурс. 2017. № 10 (12). С. 135-142.

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию"

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2017 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию"

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию"

12. Индикативная оценка инвестиционной привлекательности Курской области/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3 (3). С. 79-88.

13. Количественная оценка уровня развития межрегиональной связанности экономического пространства/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 3 (29). С. 116-128.

14. Финансовая господдержка субъектов малого и среднего бизнеса в России/ Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г., Скорняков В.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 86-93.

15. Анализ инструментов территориального развития регионов в Российской федерации/ Положенцева Ю.С., Некипелов Т.С., Клевцова М.Г.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7, Том 2 (33). С. 125-130.

16. Прогнозирование регионального развития на основе теории магистралей/ Положенцева Ю.С., Тарасова А.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 127-135.

17. Дифференциация регионов по уровню инвестиционной привлекательности экономики/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 142-149.

Polozhentseva Yulia Sergeyevna Prokopenko Oksana Sergeyevna, student Southwest state university, Kursk, Russia

TOOLS OF ASSESSMENT OF LEVELS OF DIFFERENTIATION OF ECONOMIC SPACE OF REGIONS

Strengthening of processes of differentiation in conditions and consequences of activity of the population of regions irrespective of the reasons which cause it leads to increase of destructive processes in society and aggravates a problem of forward development, both the certain region, and the country in general that becomes a basis for increase in ranges of their economic and social development. In a research one of differentiation assessment tools based on stage-by-stage ranging of primary statistics and determination of the level of development of regions depending on the total amount of the received rank values is considered. Also in a research systematization of the key priorities of development designated in messages of the Russian President on the main spheres is carried out.

Keywords: differentiation, economic space, tools, messages of the Russian President, development priorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.