ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
А. М. БЛУДОВ
В статье дана оценка конкурентоспособности предпринимательских структур. Дается их краткая характеристика, и определяются границы их применения. Представлены подходы к совершенствованию инструментов предпринимательских структур.
Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, подходы, предпринимательские структуры, оценка.
В условиях динамичного развития рынка отечественные предпринимательские структуры вынуждены осуществлять свою деятельность в ситуации, когда для обеспечения конкурентоспособности требуется все более совершенный инструментарий. Экономическая наука предоставляет предпринимателям широкое многообразие инструментов, предназначенных для формирования прочных конкурентных позиций на рынке.
Современные тенденции развития мировой экономики, среди которых можно выделить такие, как глобализация, ускорение научно-технического прогресса обусловливают потребность в разработке методов обеспечения конкурентоспособности предприятия, позволяющих ему осуществлять эффективную деятельность в условиях нового рынка.
Особенностью современного этапа развития российской экономики выступает непрерывная изменчивость внешней среды, в которой функционируют предпринимательские структуры. При этом они не просто реагируют на изменения во внешней среде, ее требования и возможности, а генерируют изменения во внешнюю среду, например, выпуская на рынок новую продукцию, технологии и услуги. В этом скрыты внутренние механизмы сохранения и развития новых конкурентных преимуществ. В результате возникает особая необходимость в разработке методических подходов к оценке конкурентоспособности предпринимательских структур.
Конкуренция - это неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Основной принцип предпринимательства в этих условиях - производить только то, что можно продать. Таким образом, возникает необходимость при определении стратегии развития предпринимательской органи-
зации идти от анализа рынка и формирования стратегии в целом к формированию стратегии конкуренции в частности.
Конкурентоспособность предпринимательских структур отражает их способность проявлять гибкость, адаптивность к постоянным изменениям внешней среды для увеличения, уменьшения либо сохранения занимаемой доли рынка с целью интеграции планов бизнеса и стратегий развития регионов. Поскольку конкурентоспособность предприятия зависит как от его деятельности, так и от его внешней среды, необходимо выделять и анализировать факторы, которые оказывают на нее значительное влияние.
Основные факторы, определяющие конкурентоспособность предпринимательских структур определяются гибкостью, способностью быстро изменяться и адаптироваться посредством не только хорошо отлаженных процессов, но и креативных, ответственных, личностно зрелых людей, способных, с одной стороны, брать ответственность за изменения и решения полностью на себя, с другой - умеющих эффективно работать в команде.
Фактором устойчивого экономического роста сегодня можно считать конкурентоспособность, которая, в свою очередь, опирается на инновационную активность бизнеса. Эффективное ведение бизнеса, особенно в глобальном масштабе, все в большей степени обусловлено обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и институциональными инновациями [4]. Планирование и функционирование эффективной системы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур требуют оптимального сочетания экономических, технологических и правовых регуляторов, т. е. эффективных инструментов воздействия [2].
Эти факторы необходимо учитывать как при оценке конкурентоспособности, так и при воздействии на нее (масштаб влияния фактора, отношение к деятельности человека и к производству, иерархический уровень воздействия, отношение к внешней и внутренней средам).
Управление конкурентоспобностью предпринимательских структур напрямую зависит от достоверности информации о состоянии внутренней и внешней среды. Поэтому нельзя упускать из виду ни количественные критерии, например, эффективность, ни качественные: деловая репутация, конкурентоспособность продукции. Необходимость качественного анализа связана с отсутствием точного знания об объекте, а также быстрым устареванием информации при очередном изменении среды. В силу этого важно отметить появившиеся в последнее десятилетие новые методы работы и виды профессиональной деятельности, развитие которых в настоящее время влияет на методический арсенал оценки конкурентоспособности.
Методические подходы к оценке конкурентоспособности представляют собой совокупность общенаучных подходов и конкретно-научных методов исследования. Методологическая система оценки конкурентоспособности предпринимательских структур базируется на комплексном и системном подходах, а также включает в себя: количественный, качественный, поведенческий, маркетинговый, воспроизводственный, нормативный, функциональный, предметный, процессный, интегральный, исторический, динамический и ситуационный подходы.
Системный подход позволяет познать, изучить объект исследования на научно-методическом уровне анализа, а комплексный подход позволяет его преобразовать на том же уровне.
Комплексный подход предполагает совокупность, единство элементов, выделенных по одинаковым признакам, а системный подход обеспечивает взаимосвязь разнородных элементов.
Количественный и качественный подходы присущи любому исследованию. Они базируются на законе диалектики взаимного перехода количественных изменений в качественные. Оба подхода конкретизируются множеством методов качественного и количественного анализа при изучении предпринимательской структуры и любой ее части. В оценке конкурентоспособности следует стремиться найти, разглядеть за количественными изменениями качественные скачки, т.е. выявить зарождающуюся или неосознанную проблему, грядущий кризис или улучшение. Не ме-
нее важно представлять качественные оценки и суждения в виде количестве иных параметров, показателей и критериев.
Одновременное использование в диагностике количественного и качественного подходов - это еще одно проявление комплексного подхода к изучению и описанию конкурентоспособности предпринимательской структуры.
Поведенческий подход учитывает проявление личности работника в трудовой деятельности. Поведение людей не всегда строго формализовано и существенно отличается от действий машин. Эффективность труда человека строится на его способности: действовать и общаться регламентировано или неформально, инициативно предвидеть внешнюю ситуацию и «проигрывать» ее с помощью своего опыта, интуиции.
Интегральный подход рассматривается как исследование внутренних и внешних взаимосвязей организации на основе сочетания разных подходов, методов и приемов анализа и синтеза конкурентоспособности предпринимательских структур.
Маркетинговый подход является важнейшим элементом методики оценки конкурентоспособности предпринимательских структур по следующим принципиальным соображениям. Для предпринимательской структуры общие цели являются приоритетными по отношению к целям ее компонентов, но успешная интеграция в рыночную систему требует подчинения интересам и потребностям потребителей товаров и услуг.
Современные исследователи проблем оценки конкурентоспособности предпринимательских структур предлагают следующие концепции измерения.
В. А. Таран к основным показателям конкурентоспособности фирмы относит [6]:
1) экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
2) уровень управления (формы организации и опыт функционирования хозяйственного механизма с позиций нововведений и ответственности);
3) производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы, производственные и сбытовые мощности, объем и направленность капитальных вложений);
4) научно-исследовательский потенциал (организация и направленность научных исследова-
ний, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентования, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники);
5) финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала);
6) репутация фирмы;
7) состояние и квалификация трудовых ресурсов.
Эти показатели комплексно характеризуют проблему конкурентоспособности предпринимательских структур, однако часть из них мало формализуема (репутация фирмы или потенциал), часть составляют коммерческую тайну.
В. И. Захарченко предлагает использовать сравнительную оценку производителей в баллах по четырем группам факторов:
1) продукция (качество, технические параметры, престиж торговой марки, упаковка, габариты, уровень ремонтного обслуживания, универсализм, надежность, срок службы, защищенность патентами);
2) цена (прейскурантная, процент скидки к цене, срок платежа, условия скидки);
3) каналы сбыта (прямая доставка, торговые представительства, оптовые посредники, агенты и миссионеры, дилеры, степень охвата рынка, система контроля запасов, система транспортировки);
4) продвижение продукции на рынок (реклама, индивидуальная продажа, стимулы для потребителей, демонстрационная торговля, обучение персонала, упоминание о продукции в СМИ).
Полученные баллы суммируются по факторам конкурентоспособности, и по общему количеству баллов дается заключение о конкурентоспособности предприятия. Чем больше баллов, тем выше конкурентоспособность предприятия [6].
Инструментами улучшения конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях информационной экономики могут быть механизмы совершенствования комплекса, разработка эффективной инвестиционной политики, развитие творческого потенциала и мотивация персонала.
Внешние факторы конкурентного преимущества предпринимательских структур характеризуется следующими показателями [7]: уровнем конкурентоспособности страны, региона, отрасли; правовым регулированием и государственной поддержкой функционирования предпринимательских структур (малого и среднего бизнеса) в стране и регионах; открытостью общества и рынков; национальной системой стандартизации
и сертификации; государственной поддержкой науки и инновационной деятельности; качеством информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; налоговыми и процентными ставками; системой подготовки и переподготовки управленческих кадров; климатическими условиями и географическим положением страны и ее регионов; уровнем конкуренции во всех областях экономической деятельности.
Особое внимание в настоящий период времени обращают потребители на имидж предпринимательской структуры, который складывается из множества составляющих и компонентов [7]. Наличие у предприятия высокого имиджа и брэндинга является сильнейшим и более значимым конкурентным преимуществом на рынке товаров, чем многие другие. К этому необходимо добавить еще такое конкурентное преимущество, как совершенство производства, включающего уникальные технологии, квалификацию персонала и высокий уровень качества средств труда как составляющие конкурентной стратегии и тактики предприятия, ее конкурентным потенциалом.
Все вышеизложенное позволяет предположить, что инструменты обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры достаточно многообразны.
Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем предпринимательским структурам, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных бизнес - технологий [3]. Основная задача состоит в выявлении из общего числа параметров, характеризующих предпринимательскую структуру, наиболее значимых, позволяющих ей преодолевать негативные воздействия со стороны конкурентов и нейтрализовать предпринимательский риск.
Прошедшие последние десятилетия показали, что для страны по-прежнему важным вопросом остается функционирование и развитие предпринимательских структур. Можно утверждать, что основной причиной недостаточной конкурентоспособности предпринимательских структур и препятствием на их развитии является недостаточное внедрение современных инструментов и технологий управления, влияющими на экономические результаты на всех стадиях их жизненного цикла.
Литература
1. Бычков В. П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: учебник. М., 2010.
2. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. М., 2001.
3. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития. М., 2004.
4. Предпринимательство / под ред. В. Я. Горфин-келя, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М., 1999.
5. Столяров О. Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности // Проблемы менеджмента качества в современной России: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Саранск», 2006.
6. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / под ред. Г. Б. Клейнера. М., 2005.
* * *
TOOLKIT OF THE ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES
A. M. Bludov
In article the estimation of competitiveness of enterprise structures is given. Their short characteristic is given, and borders of their application are defined. Approaches to perfection of tools of enterprise structures are presented.
Key words: competitiveness, factors, approaches, enterprise structures, estimation.