АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ АВАНТАЖНОСТИ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Е. В. БОГОМОЛОВА
Приведено содержание категории «конкурентоспособность» различных авторов. Введено понятие категории авантажности предпринимательских структур. Обозначена взаимосвязь факторов авантажности предпринимательской структуры. Предложены показатели авантажности предпринимательской структуры по составляющим. Даны критерии оценки уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры по составляющим авантажности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, авантажность, предпринимательские структуры.
Переход отечественной экономики на рыночный путь развития создал необходимые условия для формирования конкурентных отношений на российском рынке. Тем не менее, современный этап развития национального хозяйства России характеризуется нестабильной внешней средой и усилением кризисных явлений в экономике. В сложившихся условиях актуальной задачей развития предпринимательских структур является адекватная оценка имеющихся конкурентных преимуществ, без которой предприятиям все сложнее конкурировать и на отечественном и зарубежном рынках.
Современные методы оценки конкурентоспособности основаны на сопоставлении параметров анализируемого и предприятия-соперника, позволяющем сделать выводы о преимуществах и недостатках оцениваемого предприятия по отдельным показателям. Анализ имеющихся конкурентных преимуществ предполагает детальное изучение окружения, поиск собственных недостатков перед соперниками, а также выработку успешных конкурентных стратегий и поддержку имеющихся преимуществ, что в условиях глобализации и интернационализации существенно затруднено. Кроме
того, оценка конкурентоспособности предполагает изучение какой-либо отдельной сферы функционирования, что также отражает только отдельные грани деятельности предпринимательской структуры.
Таким образом, серьезным ограничением в обеспечении конкурентных преимуществ для российских предпринимательских структур является, во-первых, отсутствие эталонных критериев и параметров для оценки уровня возможностей конкурировать, а, во-вторых, выявление возможностей соперничать только по какому-либо определенному параметру. То есть возникает задача определения эталонного уровня развития предпринимательской структуры, достижение которого будет свидетельствовать о том, что имеются все необходимые ресурсы и возможности для конкурирования на российском и зарубежном рынках [1].
При кажущейся простоте понятия конкурентоспособности предпринимательских структур однозначной, общепринятой трактовки его ни в отечественной, ни в зарубежной экономической литературе нет. Об этом, в известной мере, свидетельствуют трактовки ряда авторов, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Содержание категории «конкурентоспособность» хозяйствующих субъектов
Авторы Определение
Фатхутдинов Р. А. Способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию; преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли как внутри страны, так и за ее пределами; способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке
Яшин Н. С. Совокупность внутренних характеристик предприятия и внешних факторов (социальноэкономических и политических), позволяющих ему создавать продукцию, более привлекательную для потребителей, чем у конкурентов
Авторы Определение
Хруцкий В. Е., Кориеева И. В. Способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени, благодаря выпуску и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
Коно Т. Совокупность показателей, характеризующих способность предприятия к развитию, производству и сбыту продукции. В состав показателей входит захваченная доля рынка, способность развития, производственные и сбытовые мощности, потенциал высшего руководства и др. реализации поставленной цели
Юрова Е. С. Комплексная характеристика предприятия, отражающая его возможность обеспечить свои конкурентные преимущества в любой момент времени
Хопкинс Л. Непрерывный процесс инновации, усовершенствования и повышения прибавочной стоимости продукции
Киперман Г. Я. Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции, как по степени удовлетворения конкретной общественной потребности, так и по эффективности ее производства
Азоев Г. Л., Челенков А. П. Возможность эффективно распоряжаться собственными и внешними ресурсами в условиях конкурентного рынка
Забелин П. В., Моисеева Н. К. Способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса
Азоева Г. Л., Завьялова П. С. Способность предприятия конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей
Перцовский Н. И., Спиридонов И. А., Барсукова С. В. Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка
Портер М., Майкл Э. Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
Бухонова С. М., Цветков С. В. Реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем их конкурентов
Яновский А. М. Характеризует конкурентоустойчивость предприятия и возможность адаптации к изменяющимся условиям конкуренции. Речь идет о комплексе интеллектуальных, техникотехнологических и организационно-экономических характеристик успеха
Адаева Т. Ю. Способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность адаптации к изменяющимся условиям конкуренции
Анализ представленных определений позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев конкурентоспособность рассматривается как способность соперничать за достижение лучших результатов. Таким образом, конкурентоспособность структуры - величина относительная. При достижении одного и того же состояния предпринимательская структура может быть одновременно и конкурентоспособной, и неконкурентоспособной (все зависит от объекта и сферы сравнения) [2].
Таким образом, конкурентоспособность предпринимательской структуры - относительное свойство хозяйствующего субъекта, определяемое путем сопоставления структур по ряду параметров; это относительная характеристика экономического объекта, способного более эффективно функционировать в условиях конкурентного рынка и более быстро отвечать потребностям конкурентного рынка в сравнении с другими аналогичными предпринимательскими структурами в конкретных сегментах рынка в определенный период времени, что обеспечивается всем комплексом имеющихся у предпринимательской структуры реальных и потенциальных возможностей и ресурсов.
Поскольку конкурентоспособность связана с использованием имеющегося потенциала субъекта бизнеса в отношении с другими субъектам хозяйствования, то для характеристики собственного положения предпринимательской структуры на рынке необходимо использование абсолютного понятия, отражающего состояние предпринимательской структуры вне зависимости от других хозяйствующих субъектов [3].
В качестве такой характеристики автором предложена категория «авантажность», связанная с достижением структурой определенного состояния. Термин «авантажность» (от фран. ауап-tage) означает выгоду, преимущество, привлекательность. В диссертации под авантажностью предпринимательской структуры понимается состояние предпринимательской структуры, характеризующееся достижением эталонного уровня финансово-экономического и организационного развития, достаточного для обеспечения возможности конкурировать с другими структурами по соответствующим параметрам.
Авантажность является необходимым условием достижения конкурентных преимуществ, так
как содержит минимальный необходимый набор характеристик, одновременное обладание которым обеспечивает достижение долговременных конкурентных преимуществ.
Авантажность (как необходимое условие конкурентоспособности предпринимательской структуры) предполагает наличие достаточного уровня организации управления, организации производства, организации труда, организации управления качеством продукции, что обеспечивает:
1. Совершенствование положения фирмы на рынке. За счет увеличения количества потребителей/заказчиков, доли рынка, годового объема продаж на одного потребителя, количества посещений и встреч с потребителями менеджеров компании; снижения количества рекламаций, расходов на маркетинг, среднего времени между контактом с потребителем и заключением сделки.
2. Совершенствование организации управления предпринимательской структурой за счет совершенствования структуры аппарата управления, систем управления предприятием, улучшения оперативного управления бизнес-процессами, внедрения и развитие автоматизированных систем управления.
3. Совершенствование организации производства за счет улучшения материальной, технической и кадровой подготовки производства, организации производственных подразделений и расстановки оборудования в основном производстве; совершенствования организации вспомогательных служб и хозяйств.
4. Совершенствование организации труда: улучшение разделения и кооперации труда, внедрение многостаночного обслуживания, расширение сферы совмещения профессий и функций; внедрение передовых методов и приемов труда.
5. Совершенствование организации финансовой деятельности: применение новых систем, методов и инструментов финансового планирования и учета; применение комплексных инструментов и методологий улучшения финансовых операций.
Содержание категории «авантажность» определяется следующими характеристиками:
- авантажность является абсолютной характеристикой;
- авантажность является динамической характеристикой;
- авантажность используется для определения состояния предпринимательской структуры (ее способности достигать, обеспечивать, увеличивать конкурентоспособность);
- процесс оценки и обеспечения авантажности и процесс достижения и повышения конкурентоспособности являются непрерывными.
Она концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
1) отражает прошлое, то есть представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к развитию на конкурентном рынке;
2) характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования ресурсов и возможностей для достижения и обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры;
3) ориентирована на развитие (будущее): авантажность содержит в себе элементы будущего развития - повышение конкурентоспособности предпринимательской структуры на основе достигнутого состояния. Таким образом, без достаточного уровня авантажности предпринимательская структура не сможет не только повысить конкурентоспособность, но и поддерживать ее на определенном необходимом уровне. Прослеживается и обратная связь: наращивание «конкурентоспособности» предпринимательской структуры позволяет получать желаемую экономическую выгоду, а значит, приводит к увеличению показателей авантажности.
Авантажность, как и другие характеристики предпринимательской структуры, находится под воздействием внешних и внутренних факторов:
I. Внешние (рыночные) факторы: возможности рыночной ситуации, определяемые основными характеристиками самого рынка и теми условиями деятельности, которые устанавливает государство как в области законодательной, так и в сфере экономических взаимоотношений его с субъектом хозяйствования. То есть, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные государством.
II. Внутренний потенциал предпринимательской структуры:
а) организационная составляющая;
б) производственно-технологическая составляющая;
в) финансовая составляющая;
г) кадровая составляющая.
Все факторы авантажности предпринимательской структуры взаимосвязаны. На рисунке 1 показаны взаимосвязи составляющих авантажности предпринимательских структур, наличие которых определено воздействием соответствующих факторов.
Финансовая составляю щая (доходность основного капитал а___)
I отребительская составляю щая (л ояль ность клиен тов___)
Воз^ло^кности внутренних бизнес-проц
( Качество процесса___)
Ка^дровая составля^э щая (обучение и развитие »рсонала_____)
Рис. 1. Взаимосвязь факторов авантажности предпринимательской структуры
Поясним эти связи: увеличение прибыли предпринимательской структуры является одним из показателей финансовой составляющей. Увеличение этого показателя связано с постоянным или увеличивающимся объемом продаж, который свидетельствует о высокой удовлетворенности потребителя (потребительская составляющая), последняя в свою очередь будет зависеть от авантажности выполнения внутренних бизнес-процессов (производство качественной продукции; своевременная доставка и т. д.) (составляющая внутренних бизнес-процессов), которая обеспечивается, в том числе, и кадровой составляющей.
Таким образом, финансовая составляющая авантажности рассматривается как финансовая база экономических последствий предпринятых
действий и является индикатором соответствия стратегии предпринимательской структуры, ее осуществления и воплощения общему плану усовершенствования предпринимательской структуры в целом, конкурентоспособности.
Потребительская составляющая авантажности рассматривается как потребительская база и сегмент рынка, в которых конкурирует данная предпринимательская структура, а также как результат ее деятельности в целевом сегменте рынка.
Организационная составляющая авантажности внутренних бизнес-процессов определяет главнейшие внутренние бизнес-процессы, которые необходимо довести до совершенства. Данная составляющая сосредоточена на внутренних технологических и управленческих процессах, от которых в огромной степени зависит удовлетворение потребностей клиентов и достижение финансовых задач предпринимательской структуры в целом при необходимом уровне управления.
Производственная составляющая авантажности внутренних бизнес-процессов рассматривается как постоянное совершенствование производства через материально-технические факторы, связанные с использованием новой техники, прогрессивных технологий, новых видов сырья и материалов.
Кадровая составляющая авантажности определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременный рост и совершенствование, подразумевает в себе постоянное обучение и развитие персонала. Организационное обучение и карьерный рост имеют три главных источника: люди, системы и организационные процедуры.
Исходя из того, что авантажность включает в себя пять составляющих: организационная, производственно-технологическая, финансовая, кадровая и потребительская, предложена система показателей для их оценки (табл. 2).
Показатели авантажности предпринимательской структуры по составляющим
Таблица 2
Составляющие Показатели Ед. изм. Порядок расчета V Хэтал
Потребительская составляющая авантажности удельный вес занимаемого сегмента рынка по объему реализованной продукции (Х1У) % Х1У = РПп/РПфх100 %, РПп - планируемый объем реализованной продукции (тыс. руб.); РПф - фактический объем реализованной продукции (тыс. руб.) 100
качество продукции (Хж) балл Результат опроса потребителей 10
результативность рекламы (Х1Р) % Х1Р = РР/РПфх100 %, РР - расходы на рекламу (тыс.руб.); РПф - фактический объем реализованной продукции (тыс. руб.) 10
Составляющие Показатели Ед. изм. Порядок расчета V Хэтал
Финансовая составляющая авантажности коэффициент текущей ликвидности (Х2ТЛ) ед Х2ТЛ = ОбА/КО, ОбА - оборотые активы (тыс. руб.); КО - краткосрочные обязательства (тыс. руб.) 2,0
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Х2С0С) ед Х2СОС = РП/ССК, РП - объем реализованной продукции (тыс. руб.); ССК - среднегодовая стоимость собственного капитала (тыс. руб.) 0,1
коэффициент восстановления платежеспособности (Х2ВП) ед Х2ВП = (Х2ТЛ К + 6 х( Х2ТЛ К- Х2ТЛ Н)/Т)/ Х2ТЛ НОРМ, Х2ТЛ к - фактическое значение в конце отчетного периода Х2ТЛ; Х2ТЛ н - коэффициент текущей ликвидности в начале отчетного периода; Х2ТЛ НорМ - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; Т - отчетный период в месяцах. 1,0
относительное снижение себестоимости товарной продукции (Х2сс) % Х2СС = ССотч/ССбазх 100-100 %, ССотч - себестомость в отчетном периоде (тыс. руб.); ССбаз - себестоимость вбазовом периоде (тыс. руб.) 10
Организационная составляющая авантажности удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала (Х3ДУ) % Х3ДУ = ЧУП/0ЧПх100%-100%, ЧУП - численность управленческого персонала (чел.); ОЧП - общая численность персонала (чел.) 15
доля административных расходов (Х3АР) % Х3АР = АР/ОВР *100%-100%, АР = величина административных расходов (тыс. руб.); ОВР - общая величина расходов (тыс. руб.) 10
эффектность организации труда (Хзот) ед. Х30Т = (Эв + Эдс + Эт) / З, З - сумма средств, затраченных на совершенствование организации труда (руб.); Эв - экономия за счет высвобождения работников (руб.); Эдс - экономия за счет изменения должностной структуры управленческих работников (руб.); Эт - экономия за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники (руб.) 1
эффективность управления (Х3УР) ед. Х3УР = |ЗФП - ФФП|, ЗФП - запланированные показатели финансовоэкономической деятельности; ФФП - фактически полученные показатели финансово-экономической деятельности 0
Производственная составляющая авантажности фондоотдача (Х4фо) ед. Х4Ф0 = ВП/СОФ, ВП - годовой выпуск продукции (тыс. руб.); СОФ - среднегодовая стоимость основных фондов (тыс. руб.) 1,80
коэффициент использования производственной мощности (Х4пм) % Х4ПМ = ИПМ/ПМ*100%, ИПМ - используемые производственные мощности (тыс.руб.); ПМ - имеющиеся производственные мощности (тыс.руб.). 80
изменение производительности труда (Х4ПТ) % (Х4ПТ) = ПТотч/ПТбазх100 %, ПТотч - производительность труда в отчетном периоде (тыс./час); ПТбаз - производительность труда в базисом периоде (тыс./час) 105
коэффициент роста прогрессивных методов труда (Х4МТ) ед. Х4МТ = МТотч/МТбаз*100 %, МТотч - используемые прогрессивные методы труда в отчетном периоде (ед.); МТбаз - прогрессивных методов труда (ед.) 0,01
Кадровая составляющая авантажности коэффициент роста среднемесячной заработной платы персонала (Х5ЗП) ед. Х5ЗП = ЗПотч/ЗПбаз -1, ЗПотч - заработная плата персонала в отчетном периоде (руб.); ЗПбаз - заработная плата персонала в базисном периоде (руб.) 0,25
Составляющие Показатели Ед. изм. Порядок расчета V Хэтал
коэффициент роста инвестиций в подготовку персонала (Х5И) ед. Х5И = Иотч/Ибаз -1, Иотч - инвестиции в подготовку персонала в отчетном периоде (руб.); Ибаз - инвестиции в подготовку персонала в базисном периоде (руб.) 0,02
коэффициент стабильности кадров (Х5ск) ед. Х5СК = 1 - Рув/(Рс+Рп) Рув - численность работников, уволившихся с предприятия за отчетный период (чел.); Рс - среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному (чел.); Рп - численность вновь принятых за отчетный период работников (чел.) 0,80
Для решения данных задач необходимо наличие «эталонного» значения, только при достижении которого каждым показателем можно говорить о достижении состояния авантажности.
Нами разработана методика расчета оценки уровня авантажности по составляющим, которая предполагает расчет совокупности показателей в соответствии с формулой:
Р,=Г,*Д„
Значения весов составляющих
где РI - уровень авантажности предпринимательской структуры по составляющей;
I = 1...5;
VI - весомость каждой составляющей авантажности предпринимательской структуры (организационной, производственно-технологической, финансовой, кадровой и потребительской). Весомость каждой составляющей определяется экспертным путем в зависимости от ее значимости (табл. 3);
Таблица 3
ервов конкурентоспособности
№ п/п Составляющая авантажности Обозначение Значение веса
1 Потребительская составляющая авантажности (Я1) V! 0,18
2 Финансовая составляющая авантажности (Я2) V2 0,29
3 Организационная составляющая авантажности (Я3) V} 0,20
4 Производственная составляющая авантажности (Я4) ^4 0,23
5 Кадровая составляющая авантажности (Я5) V5 0,10
Я - значение итогового показателя авантажности по каждой группе, определяемое расчетным путем по формуле:
* К,
где j = 1... п,
- весомость каждого показателя, используемого при определении авантажности. Веса определены либо из открытых информационных источников, либо по расчетам автора, либо являются экспертной оценкой.
к - соответствующая величина показателя авантажности в группе, определяемый по формуле:
Показатели авантажности предприни
х, — X
__ факт этап
У X ?
этал
где X эталонное и Хфактическое представЛенЫ п°
группам в таблице 4.
Критерии оценки уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры по составляющим авантажности представлены в таблице 5.
Таблица 4
льской структуры по составляющим
Составляющие V хфакт V хэтал
Потребительская составляющая авантажности удельный вес занимаемого сегмента рышка по объему реализованной продукции (Х1У) 100 0,41
качество продукции (Х1К) 10 0,39
результативность рекламы (Х1Р) 10 0,20
Составляющие Хфакт Хэтал
Финансовая составляющая авантажности коэффициент текущей ликвидности (Х2ТЛ) 2,0 0,20
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Х2Сос) 0,1 0,15
коэффициент восстановления платежеспособности (Х2ВП) 1,0 0,30
относительное снижение себестоимости товарной продукции (Х2сс) 10 0,35
Организационная составляющая авантажности удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала (Х3ДУ) 15 0,25
доля административных расходов (Х3АР) 10 0,20
эффектиность организации труда (Х3ОТ) 1 0,30
эффективность управления (Х3УР) 0 0,25
Производственная составляющая авантажности фондоотдача (Х4фо) 1,80 0,19
коэффициент использования производственной мощности (Х4пм) 80 0,19
изменение производительность труда (Х4ПТ) 105 0,15
рост прогрессивных методов труда (Х4МТ) 0,01 0,47
Кадровая составляющая авантажности коэффициент роста среднемесячной заработной платы персонала (Х5ЗП) 0,25 0,45
коэффициент роста инвестиций в подготовку персонала (Х5И) 0,02 0,35
коэффициент стабильности кадров (Х5СК) 0,80 0,20
Таблица 5
Критерии оценки уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры по составляющим авантажности
№ п/п Значение показателя авантажности Оценка способности конкурировать
1 -да ; -1,5 состояние авантажности не достигнуто Способность очень низкая, предпринимательская структура не конкурентоспособна по составляющим
2 -1,5; -0,05 состояние авантажности не достигнуто Способность низкая, предпринимательская структура не конкурентоспособна по ряду параметров
3 -0,05 ; 0,1 состояние авантажности достигнуто Способность достаточная, предпринимательская структура конкурентоспособна по ряду параметров
4 0,1 ; 1,5 авантажность выше необходимого Способность высокая, структура предпринимательская конкурентоспособна по составляющим
5 1,5 ; да авантажность выше необходимого Способность очень высокая, предпринимательская структура конкурентоспособна по составляющим
Предлагаемая методика оценки уровня аван- Липецкой области: НІ III «Волок-Чугун», ОАО
тажности предпринимательской структуры про- «Завод металлоконструкций», ОАО «Липец-
шла апробацию на предприятиях г. Липецка и кмаш», ОАО «Доломит» (табл. 6-8).
Таблица 6
Показатели деятельности предпринимательской структуры по составляющим авантажности
Составляющие Показатели V Хэтал - О М т £ |-ч N « К ч ОАО «Завод металлоконструкций» -» X ^ 9 & ОА цпе ОАО «Доломит»
Потребительская составляющая авантажности Удельный вес занимаемого сегмента рынка по объему реализованной продукции (Х1У) 100 80 63 48 46
качество продукции (Х1К) 10 6 5 4 6
результативность рекламы (Х1Р) 10 2 0 15 11
Финансовая составляющая авантажности коэффициент текущей ликвидности (Х2ТЛ) 2,0 3,00 2,92 1,63 1,12
коэффициент обеспеченности СОС (Х2СОС) 0,1 0,67 0,65 0,38 0,054
коэффициент восстановления платежеспособности (Х2ВП) 1,0 0 1,63 0,33 0,53
относительное снижение себестоимости товарной продукции (Х2СС) 10 3 4 1 1
Организационная составляющая авантажности Удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала(Х3ДУ) 15 24 27 30 27
доля административных расходов (Х3АР) 10 23 30 31 31
Составляющие Показатели Хэтал НПП «Во-лок-угун» ОАО «Завод металлоконструкций» -» X ^ 9 & 3 8 ОАО «Доломит»
эффективность организации труда (Х3ОТ) 1 2,4 0,18 0,19 0,18
эффективность управления (Х3УР) 0 0,04 0,06 0,07 0,06
Производственная составляющая авантажности фондоотдача (Х4фо) 1,80 1,11 2,01 2,07 2,69
коэффициент использования производственной мощности (Х4ПМ) 80 70 75 65 67
изменение производительности труда (Х4ПТ) 105 100 98 92 91
рост прогрессивных методов труда (Х4МТ) 0,01 0,00 0,03 0,06 0,06
Кадровая составляющая авантажности коэффициент роста среднемесячной зар. платы персонала (Х5ЗП) 0,25 0,29 0,24 0,30 0,24
коэффициент роста инвестиций в подготовку персонала (Х5И) 0,02 0,01 0,05 0,05 0,06
коэффициент стабильности кадров (Х5СК) 0,80 0,69 0,98 0,99 0,95
Таблица 7
Фрагмент расчетной таблицы уровня авантажности предпринимательских структур
Составляющие Показатели Хэтал НПП «Волок-Чугун» ОАО «Завод металлоконструкций» ОАО «Ли-пецкмаш» ОАО «Доломит»
Потребительская составляющая авантажности удельный вес занимаемого сегмента рынка по объему реализованной продукции (Х1У) 100 -0,082 -0,1517 -0,2132 -0,2132
качество продукции (Х1К) 10 -0,156 -0,195 -0,234 -0,234
результативность рекламы (Х1Р) 10 -0,16 -0,2 0,1 0,1
Итого (й]) -0,398 -0,5467 -0,3472 -0,3472
1 2 3 4 5 6 7
Финансовая составляющая авантажности коэффициент текущей ликвидности (Х2ТЛ) 2,0 0,1 0,092 -0,037 -0,037
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Х2СОС) 0,1 0,855 0,825 0,42 0,42
коэффициент восстановления платежеспособности (Х2вп) 1,0 -0,3 0,189 -0,201 -0,201
относительное снижение себестоимости товарной продукции (Х2сс) 10 -0,245 -0,21 -0,315 -0,315
Итого (й2) 0,41 0,896 -0,133 -0,133
Организационная составляющая авантажности удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала (Х3ДУ) 15 0,15 0,2 0,25 0,25
доля административных расходов (Х3АР) 10 0,26 0,4 0,42 0,42
эффективность организации труда (Х3ОТ) 1 0,42 -0,246 -0,243 -0,243
эффективность управления (Х3УР) 0 0,75 1,25 1,5 1,5
Итого (й) 1,58 1,604 1,927 1,927
Производственная составляющая авантажности фондоотдача (Х4фо) 1,80 -0,072 0,02 0,0285 0,0285
коэффициент использования производственной мощности (Х4ПМ) 80 -0,023 -0,01 0,03563 0,03563
изменение производительности труда (Х4ПТ) 105 -0,007 -0,01 0,01857 0,01857
рост прогрессивных методов труда (Х4МТ) 0,01 -0,47 0,94 2,35 2,35
Итого (Я4) -0,57 0,94 2,32 2,32
Кадровая составляющая авантажности коэффициент роста среднемесячной зар. платы персонала (Х5ЗП) 0,25 0,072 -0,018 0,09 0,09
коэффициент роста инвестиций в подготовку персонала (Х5И) 0,02 -0,175 0,525 0,525 0,525
коэффициент стабильности кадров (Х5СК) 0,80 -0,0275 0,045 0,0475 0,0475
Итого (й5) -0,1305 0,552 0,6625 0,6625
Таблица 8
Итоговая таблица расчета уровня авантажности предпринимательских структур
№ п/п Предпринимательская структура Составляющая НПП «Волок-Чугун» ОАО «Завод металлоконструкций» ОАО «Липецкмаш» ОАО «Доломит»
1 P 1 (V1=0,18) -0,07164 -0,09841 -0,0625 -0,0625
2 P 2 (V2=0,29) 0,1189 0,25984 -0,03857 -0,03857
3 P 3 (V3=0,20) 0,316 0,3208 0,3854 0,3854
4 P 4 (V4=0,23) -0,13196 0,216267 0,53459 0,53459
5 P 5 (V5=0,10) -0,01305 0,0552 0,06625 0,06625
По данным таблицы 8 видно, что высокий уровень авантажности во всех предпринимательских структурах достигнут только по организационной составляющей, что касается потребительской составляющей, то в данной сфере наблюдается самый низкий уровень авантажности на всех предприятиях. По другим составляющим (кадровой, финансовой, производственной) представлены варианты, которые в большинстве случаев являются авантажными.
Литература
1. Богомолова Е. В., Толстых Т. Н. Идентификация потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур как резерва // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 12 (104). 2011.
2. Богомолова Е. В., Толстых Т. Н. Разработка теоретической концепции резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
3. Богомолова Е. В., Толстых Т. Н.Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур, резервы конкурентоспособности // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
* * *
THE CONTENT OF ADVANTAGE CATEGORY AND
ITS RATIO WITH COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES
Ye.V. Bogomolova
The content of the category "competitiveness" of various authors is provided. The concept of advantage category of enterprise structures is entered. The interrelation of advantage factors of enterprise structure is designated. Advantage indicators of enterprise structure on components are offered. Criteria of an assessment of level of competitiveness of enterprise structure on advantage components are given.
Key words: competitiveness, advantage, enterprise structures.