РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
О. ФИЛИПЧУК, доцент С. ФИРСОВА, доцент О. ЧЕРЕДНИЧЕНКО, доцент Марийский государственный технический университет
Вхождение России в состав участников Болонского процесса заставляет переосмыслить состояние современной педагогической науки и повышает потребности общества в качестве образовательных услуг. Возникает задача совершенствования форм и методов обучения, а также контроля полученных знаний путем создания научно обоснованных высокотехнологичных диагностических систем, которые позволяют не только экономить время, но и, в конечном счете, повысить эффективность обучения.
Одним из важных источников достоверной и надежной информации могут быть грамотно сконструированные аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ). Сегодня они стали основным элементом системы оценки выполнения требований ГОС ВПО в рамках Интернет-экзамена.
Интернет-экзамен — это технология массового тестирования, позволяющая диагностировать состояние базовой подготовки студентов и оценивать ее на соответствие требованиям ГОС. Интернет-экзамен дает возможность эффективно использовать полученные результаты для самообследования образовательного учреждения при подготовке к комплексной оценке и сравнивать результаты обучения студентов различных образовательных учреждений России.
Интернет-экзамен организуется в единое время для всех вузов, по единым измерительным материалам для всех специальностей и направлений подготовки; проводится по дисциплинам математического и естественно-научного циклов (ЕН), общепрофессиональным дисциплинам (ОПД), а
Инструмент оценки качества подготовки студентов
также по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического циклов (ГСЭ), в том числе и по английскому языку.
Расширение международных связей, активное вовлечение российских студентов в программы международного сотрудничества и обмена и возросшее в связи с этим внимание к международным сертификационным экзаменам обусловили актуальность лингводидактического тестирования в образовательном пространстве России.
Измерительные материалы по дисциплине «Английский язык» предназначены для определения степени сформированно-сти речевых и языковых навыков и умений, достигнутых студентами в процессе освоения базового курса. Объектом тестирования выступает профессионально-ориентированная иноязычная компетенция студентов как результат обучения.
Профильно-ориентированные АПИМ по английскому языку сконструированы в виде целостной поэтапно реализуемой дидактической системы. При определении структуры теста и банка тестовых заданий разработчики руководствовались основными положения Государственного образовательного стандарта программы курса «Иностранный язык для вузов неязыковых специальностей», документов департамента по языковой политике Европейского союза, а также идеями отечественных и зарубежных специалистов в области тестологии.
Основными разделами государственного образовательного стандарта являются: лексика, грамматика, культура и традиции стран изучаемого языка, речевой этикет, чтение, письмо.
156
Высшее образование в России • № 4, 2008
Эти шесть разделов составляют основу обобщенной структуры АПИМ по английскому языку. Доля каждого в процентном соотношении представлена на рис. 1. Тест-билет содержит 34 задания, в том числе 10 по грамматике, 8 — по чтению и по 4 задания в других разделах.
АПИМ по английскому языку были
представлены в рамках третьего (май-июнь
2006), четвертого (декабрь 2006 — январь
2007) и пятого (май-июнь 2007) этапов Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Рассматривая последовательность разработки банка данных АПИМ, следует отметить, что на третьем этапе вариативная часть профильно-ориен-
Диаграмма соотношения разделов ГОС по дисциплине "Английский язык"
24%
29%
□ Лексика П Речевой этикет П Чтение
□ Грамматика
П Культура и традиции стран изучаемого языка П Письмо
12%
12%
Рис. 1. Соотношение разделов ГОС по дисциплине «Английский язык»
Таблица 1
Динамика участия студентов в интернет-экзамене по дисциплине «Английский язык»
Профиль ФЭПО-3 (Май 2006) ФЭПО-4 (Декабрь 2006) ФЭПО-5 (Май 2007)
Количество студентов Количество студентов Количество вузов Количество студентов Количество вузов
Гуманитарно-социальноэкономический 17,516 23,314 371 26,800 349
Радиотехнический 3,761 3,798 81 3,116 77
Лесотехнический 1,020 1,535 43 1,491 43
Общетехнический 855 1,153 38 1,633 53
Строительный - 471 12 899 22
Медицинский - 309 4 531 9
Биохимические технологии - 165 4 123 9
Морская техника - - - 1 1
23,152 30,745 553 34,623 563
Редакционная почта
157
тированных АПИМ по английскому языку была представлена четырьмя профилями («Социально-гуманитарно-экономический», «Радиотехнический», «Общетехнический» и «Лесотехнический»). Для четвертого этапа были разработаны еще три профиля («Здравоохранение», «Архитектура и строительство», «Биохимические технологии»). В рамках пятого этапа Интернет-экзамена прошли апробацию АПИМ по профилям «Морская техника» и «Оружие и системы вооружения». Динамика участия студентов в Интернет-экзамене по дисциплине «Английский язык» представлена в табл. 1.
Дальнейшее развитие лингводидактического Интернет-тестирования, на наш взгляд, возможно в направлении тематического пополнения базы данных, а именно увеличения количества единиц и разнообразия видов тестовых заданий.
Поскольку понимание иноязычной речи является неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, в перспективе необходимо включение в структуру тест-билета специальных заданий, контролирующих сформированность навыков аудирования. При этом гибкая трансформация тест-билета позволит использовать такие средства обучения, как видео- и аудиосюжеты.
М. ГАТИЯТУЛЛИН, профессор Казанский государственный архитектурно - строительный университет
Решая задачу моделирования системы профессиональной подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности и менеджменту в сфере автодорожного хозяйства, мы руководствовались личностно-ориентированной «философией образования», делающей акцент на соблюдении приоритетов развивающейся личности.
Проектируемая модель требует взвешенного научно-педагогического анализа и структуризации состава востребованных в данном виде деятельности личностных и профессиональных качеств. Менеджер профессионального уровня — это личность, обладающая саморегуляцией и психической устойчивостью, способная привести себя в состояние интеллектуального, эмоционального, поведенческого равновесия и решать проблемы организации на основе гармонизации внутренних и внешних отношений. Менеджер должен отличаться высокой степенью ответственности и рефлексии, т.е. способностью осмысления процессов на ос-
О подготовке студентов к предпринимательской деятельности
нове анализа и сравнения с моральной нормой и общечеловеческими ценностями, оценками других и своими собственными представлениями.
В процессе разработки психолого-педа-гогических условий модели подготовки менеджера мы пришли к выводу, что она должна базироваться на положениях равновесной педагогики. Это позволяет организовать учебный процесс на базе соблюдения меры в полярных показателях целей, мотивов, дидактической деятельности и общения, содержания учебного материала, методов, оценок, результата. Подобные «дуалистические » условия, по нашему мнению, способствуют более гармоничному (по сравнению с информационным подходом) формированию внутреннего мира специалиста и удовлетворению его потребностей в профессиональной адаптации и самореализации.
Исходя из данного подхода, для эффективной реализации образовательного процесса значимыми представляются следую-