Научная статья на тему 'Функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества'

Функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2543
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / FUNCTIONS OF CIVIL SOCIETY / FUNCTIONS OF LEGAL POLICY / CIVIL SOCIETY FORMING / FIELD OF CIVIL SOCIETY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Струсь Константин Александрович

С опорой на имеющиеся разработки концепции правовой политики анализируется специфика реализации функций правовой политики в сфере формирования гражданского общества, выделяются жизнеобеспечивающие направления деятельности такого социального феномена, как гражданское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества»

УДК 343

К. А. Струсь

ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО общества

Аннотация. С опорой на имеющиеся разработки концепции правовой политики анализируется специфика реализации функций правовой политики в сфере формирования гражданского общества, выделяются жизнеобеспечивающие направления деятельности такого социального феномена, как гражданское общество.

Ключевые слова: функции гражданского общества, функции правовой политики, формирование гражданского общества, направления деятельности гражданского общества.

Abstract. In the article leaning on the available exploitation of legal policy conception, the specific character of realization of legal policy functions in the sphere of forming of the civil society is analized and the life-support spheres of the social phenomenon as civil society are underlined.

Keywords: functions of civil society, functions of legal policy, civil society forming, field of civil society activity.

Правовая политика в сфере формирования гражданского общества реализуется на практике посредством функций, в которых упомянутая политика материализуется, раскрываются ее природа, социальное назначение и служебная роль.

Функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества имеют синтезирующий характер. С одной стороны, обусловленность правом наделяет их качествами, присущими праву как особому регулятору общественных отношений. С другой стороны, они выступают основными направлениями деятельности структур гражданского общества, но никогда при этом не отождествляются с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности институтов гражданского общества. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности структур гражданского общества.

В функциях гражданского общества должна прослеживаться прямая связь с разрешением непосредственных, стоящих перед правовой политикой целей и задач. Поясним мысль примером. Так, в условиях политического кризиса на первый план выходит функция стабилизации социально-политического развития, а в условиях угрозы войны - функция по обеспечению мира и согласия.

По своему содержанию функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества представляют собой однородные, целесообразные направления правовой и социальной деятельности, вызванные необходимостью удовлетворения объективных потребностей общества, отдельных индивидов или их коллективных образований.

В правовой политике в сфере формирования гражданского общества можно выделить несколько блоков функций. Первый блок характерен для любой из разновидностей правовой политики и представляет собой специально-юридические функции, обусловленные правом, и общесоциальные

функции. Полагаясь на разработки современных авторов к первому блоку функций можно отнести следующие разновидности [1, с. 124-125].

Функция повышения эффективности права призвана в результате взаимодействия государства и субъектов гражданского общества обеспечить оптимизацию механизма правового регулирования для надлежащего управления социальными отношениями и достижения необходимых социально значимых задач в сфере жизнедеятельности гражданского общества; она связана с моделированием и защитой наиболее важной социальной практики, отношений, нравственных и культурных начал, с восстановлением нарушенных прав, с предупреждением и пресечением нарушений закона, с возложением на нарушителей мер юридической ответственности. Посредством распространения правовой информации данная функция оказывает особое психологическое воздействие на мотивацию поведения субъектов правоотношений, на их сознание и волю. В такой функции преимущественно используются средства-стимулы, которые заинтересовывают, побуждают субъектов к социально полезному поведению, и средства-ограничения, которые удерживают субъектов от какого-либо негативного поведения.

Культурно-воспитательная функция проявляется в общепсихологическом влиянии на внутренний мир субъектов, на формирование в мышлении человека установок, представлений, ориентированных на достижение социально полезных действий в интересах всего населения, государства. Одним словом, данная функция связана с правовым воспитанием.

Функция моделирования социальных отношений представлена главным образом в нормативном оформлении идеальных, наиболее важных, объективно существующих социальных связей, моделей социальной практики особыми правовыми средствами и инструментами. К последним следует отнести конституцию, доктрины, концепции и программы развития.

Стимулирующая функция связана с порождением для социально активной части населения, деятельность которой направлена на достижение социально-значимых целей, конкретных правовых гарантий и возможностей для удовлетворения своих интересов.

Функция обеспечения уважения и гарантирования прав и свобод человека направлена на недопустимость ограничения или посягательства на права человека и основные свободы путем внедрения правовых механизмов, поддерживающих режим защиты и обеспечения прав и свобод человека, на предотвращение негативных последствий их возможного нарушения, разрешение конфликтов между гражданами и органами государственного управления. Основным назначением данной функции выступает повышение социализации личности путем предоставления последней институциональных возможностей отстаивать свои интересы в противостоянии государству, заставляя чиновников ориентироваться на права и свободы человека, работать в рамках закона, отвечать за нарушения, самоуправство и бездействие.

Основной императив реализации вышеперечисленных функций правовой политики определяется необходимостью преодоления незаконных и стихийных способов удовлетворения субъектами гражданского общества своих интересов, правовыми способами и механизмами решения возникающих проблем, направлен на справедливое разрешение социальных конфликтов, наделяя названные субъекты правовой энергией в достижении индивидуальных и социально полезных результатов своей деятельности.

Перечисленные функции, по сути, демонстрируют потенциальные возможности правовой политики и при построении отдельной модели социального поведения должны учитываться. Вместе с этим следует заметить, что для правовой политики в сфере формирования гражданского общества характерны и особые функции, во многом вытекающие из содержания социальной практики деятельности институтов гражданского общества. Такие функции называются социальными и образуют второй блок в предлагаемой нами классификации.

В зависимости от времени действия такие функции можно классифицировать на постоянные (характерные для любого этапа развития современного гражданского общества - контроль за соблюдением прав и свобод человека) и временные (возникающие при угрозе чрезвычайной ситуации, при необходимости разрешения тех или иных социально-значимых вопросов - борьба со СПИДом, проблемы Байкала, задержки с выплатой заработной платы, угроза терроризма); в зависимости от сферы применения их подразделяют на внутренние и внешние.

На наш взгляд, главной внутренней функцией является контроль за соблюдением прав и свобод человека, защита интересов граждан, их объединений и обществ. Наиболее зримо рассматриваемая функция проявляет себя в деятельности институтов гражданского общества, ориентирующей граждан на ценности гуманистического характера, на просвещение и образование граждан в сфере своих прав, на осуждение тех или иных поступков, на оптимизацию правового регулирования с целью реального обеспечения эффективной реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты законных интересов граждан.

Оценивая в целом участие институтов гражданского общества в контроле за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, можно отметить, что последние так и не стали действенным рычагом в совершенствовании механизма правового регулирования и, как следствие этого, не выступают активными участниками в реализации политической воли граждан. Более того, «Определениями Конституционного Суда РФ, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации выносится отказ в рассмотрении случаев, в которых общественные объединения обращаются в суд с иском в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе»1. В таких условиях общественные объединения не могут обеспечивать интересы населения, подрывается социальное назначение данного института, коллективистский дух формирования политической воли в разрешении социально значимых проблем; инициатива остается по-прежнему только за бюрократической элитой.

Особого внимания заслуживает функция стабилизации социальнополитического развития, которая позволяет преодолеть непрерывно воспроизводящееся противоречие между требованиями социума и жизненной необходимостью, продиктованной изначальной человеческой природой, постоянным

1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2003 г. № 309-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы межрегиональной общественной организации «Правозащитная организация «Восход» на нарушение конституционных прав и свобод частью первой ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» (текст официально опубликован не был).

стремлением к реализации своего индивидуального интереса в условиях взаимодействия структур гражданского общества между собой и государством.

На практике это проявляется в деятельности тех общественных образований, которые вовлечены в политико-правовую сферу. Например, потребительские организации, экологи или им подобные организации, пытаясь изменить закон или же добиться тех или иных решений от государственной администрации, придают своим действиям отчетливый политический характер, приобретая статус субъектов политических отношений. Таким образом, благодаря обеспечению этой функции правовой политикой в сфере формирования гражданского общества может оказываться влияние на направления деятельности государства, предопределяющее эволюцию конструируемого общества. Отмеченные моменты позволяют сделать вывод о том, что в основе исследуемой функции лежит работа общественных организаций и отдельных граждан.

Российским законодательством определяется правовой статус различных общественных объединений, фондов, научных сообществ и ассоциаций, творческих союзов, религиозных объединений, союзов предпринимателей и др. [2-6]. Основным требованием законодательства, предъявляемым для таких структур, является объединение граждан на основе общности интересов для реализации общих целей, указываемых в уставе общественного объединения [7].

Анализируя деятельность общественных организаций и государства, можно согласиться с мнением Д. Ю. Шапсугова, отметившим, что «проблема обеспечения интересов личности и приоритета общегосударственных интересов в государственном управлении... позволяет прийти к неутешительному выводу о необеспеченности интересов субъектов народовластия как в плане создания условий для формирования, так и их реализации» [8, с. 139].

Важная роль в правовой политике в сфере формирования гражданского общества должна отводиться информационно-сигнальной функции, представляющей собой деятельность субъектов гражданского общества, направленную на передачу гражданам и органам государства сведений о новых социальных формах отношений, зарождающихся внутри жизненного мира, о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Благодаря данной функции происходит обновление системного мира, его экономических, политических, правовых и иных структур, повышение их жизнеспособности.

Указанная функция реализуется в информационном обеспечении, поступающем от обращений граждан, коллективных образований [9, с. 8], средств массовой информации, образовательных и научных учреждений, адресованных государственным структурам или должностным лицам. Данная функция преимущественно реализуется гражданами и средствами массовой информации, под которыми законодатель понимает «периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иную форму периодического распространения массовой информации» [10].

Несмотря на то, что ст. 29 Конституции РФ провозглашает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, рынок информационного обеспечения в современной России еще не развит и требует к себе пристального внимания. В своем докладе за 2007 г. Совет Федерации отмечает: «Формиро-

вание информационного общества в России - это системная и долгосрочная задача, решение которой позволит повысить конкурентоспособность нашей экономики, укрепить безопасность страны, обеспечить государственные гарантии конституционных прав граждан Российской Федерации в информационной сфере» [11, с. 77].

По мнению И. Ф Казьмина, в качестве функций можно отметить крупные и важные направления действий, различающиеся по конкретным критериям, целям, способам их достижения, сферам реализации [12, с. 145], на основании чего мы предлагаем выделить функцию удовлетворения материальных интересов. Указанная функция проявляется в эффективно функционирующей экономике, построенной на рыночных отношениях и выступающей основой для успешного решения любых задач, стоящих перед обществом.

Правовые основы для развития рыночных отношений заложены в гл. 2 Конституции РФ, где гарантируется свобода использования каждым своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, закрепляется право частного собственника на принадлежащее ему имущество и на его использование для экономической деятельности самим собственником или созданным им совместно с другими лицами объединением (предприятием). Рассмотренные конституционные положения обеспечиваются федеральным законодательством.

Так, например, закрепленное в п. 2 ст. 34 Конституции РФ право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства» определяются общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливаются формы и методы правового стимулирования и регулирования данной деятельности [13]. Бюджетом государства предусматриваются средства на развитие этого института [14]. В целях создания лучших условий для развития предпринимательства Президентом РФ подписан Указ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» [15]. Важная роль в поддержке рыночных отношений отводится предупреждению и пресечению монополизма и недобросовестной конкуренции [16].

Однако, как показывает российская практика, благодаря присутствию чиновника на рынке появляются уродливые структуры - гигантские монополии, диктующие свои правила всем субъектам рынка. Отсутствие внятной государственной политики в отношении малого бизнеса привело к тому, что в нашей стране чиновник никогда не был заинтересован в обеспечении государственных интересов в данном секторе экономики, и идет эта «традиция» с самых верхних структур власти. Например, рынок связи, с легкой руки Леонида Реймана, сегодня принадлежит исключительно «Ростелекому». Примерно такая же ситуация и в сельском хозяйстве, в котором взращиваются гигантские агропромышленные холдинги. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев считает малое фермерство надуманной и абсолютно неэффективной сферой. Нет ни одной программы для развития малого бизнеса в промышленности и у Минпромэнерго. «Так уже повелось: министерствам, как и всему государству, выгодно «играть» с крупными игроками (ГАЗПРОМ, РОСНЕФТЬ и др.). При этом сегодня нет понимания, что малый бизнес - это будущее государства, будущее качественной продукции и занятости населе-

ния» [17]. Одним словом, и эта рассматриваемая функция не получила своего эффективного воплощения в российских реалиях.

Особого внимания в правовой политике в сфере формирования гражданского общества заслуживает функция социального обеспечения, которая представляет собой оказание различных социальных услуг населению. Ярче всего она представлена в заботе государства о повышении благосостояния малообеспеченных слоев населения, в оказании им материальной и иной помощи, в разрешении вопросов трудоустройства, в обеспечении страховых гарантий. Правовая основа для такой деятельности закреплена в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, поощряющей добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, предоставление материальной поддержки отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению, гарантируемому государством. Для стимулирования такой деятельности органам государственной власти и местного самоуправления предоставляется право оказывать поддержку благотворительным организациям в различных формах [18].

Из анализа имеющихся документов можно заключить, что слагаемыми социального обеспечения являются: состояние здоровья человека, наличие собственного комфортабельного жилья, соответствующая достойному уровню жизни заработная плата и пенсия. В своей совокупности эти слагаемые образуют условия, достаточные для активной и продуктивной деятельности человека в молодости и старости, интенсивность которой будет зависеть уже от него самого в силу направленности личности, наличия собственных интересов, особенностей характера, увлечений и т.д.

Как показывает практика, меры, направленные на реализацию социальных гарантий российским гражданам, не достигают своих результатов. Так, в частности, не обеспечивается на должном уровне финансирование системы здравоохранения, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, отравлений, инфекционных и паразитарных заболеваний. Как следствие этого, в сравнении с другими государствами, наблюдается очень высокий уровень смертности по перечисленным видам заболеваний1. Еще большую обеспокоенность вызывает обеспечение населения жильем, поскольку многочисленное строительство связано преимущественно с возведением элитных многостроек, не доступных для приобретения среднему и ниже среднего классам населения. Отдельного внимания заслуживает денежное содержание российских граждан, которое регулярно повышается в разы. Однако уровень индексации заработной платы и пенсий не привязывается к инфляционным процессам, и, как следствие этого, продолжается безудержный рост цен на все виды товаров и услуг, что еще больше понижает жизненный уровень, благосостояние российских граждан. В результате около 90 % населения лишены надежных жизненных перспектив и зависимы от многих жизненных обстоятельств, в то время как сверхбогатые, «составляющие менее одного процента населения, аккумулируют до 50 % национальных богатств» [19, с. 16]. В этой связи насущной проблемой развития России как социально

1 Данный вывод сделан на основе сопоставления статистических данных по медицинской характеристике и системе здравоохранения между Россией, Германией, Великобританией (см. более подробно: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г. (статистические данные)).

ориентированного демократического государства является устранение имущественной поляризации населения, борьба с бедностью.

Нельзя обойти вниманием такую функцию правовой политики в сфере формирования гражданского общества, как функцию охраны окружающей среды, которая представлена в деятельности институтов гражданского общества по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Правовой основой реализации функции охраны окружающей среды выступает ст. 58 Конституции РФ, где закреплено право на участие в охране окружающей природной среды не только непосредственно добровольно, когда выполняются работы по охране природы, но и когда вносятся средства во внебюджетные государственные экологические и общественные фонды охраны окружающей среды. Действующим законодательством предусматривается возможность для граждан участвовать и организовывать самостоятельно по собственной инициативе общественный экологический контроль и общественную экологическую экспертизу [20].

Обращение к статистическим данным в сфере экологии и сравнение российских показателей с данными развитых европейских государств позволяет сделать вывод, что по ряду параметров ни государством, ни институтами гражданского общества не проводятся подсчеты вреда, наносимого природе активной жизнедеятельностью людей, на основании чего не разрабатываются системные мероприятия экологической безопасности. Так, например, остается неизвестным общий выброс углекислого газа, выброс углекислого газа на душу населения. Не уделяется внимания снижению высокого уровня выброса метана антропогенными источниками (Россия - 14340,0 тыс. метрич. т, Великобритания - 3800,0 тыс. метрич. т, Германия - 3400,0 тыс. метрич. т)1. Неутешительные показатели по другим параметрам, отсутствие механизмов предупреждения роста пагубных показателей позволяют сделать убедительный вывод об отсутствии данной функции в российской политико-правовой жизни.

Обращает на себя внимание необходимость формирования правовой политикой в сфере гражданского общества культурно-воспитательной функции, представленной в деятельности институтов гражданского общества, направленной на духовное и интеллектуальное развитие граждан. Особая значимость рассматриваемой функции вызвана тем, что эффективная деятельность институтов гражданского общества немыслима без работы интеллектуально развитых, творческих людей, грамотных и квалифицированных специалистов, обладающих глубокими специальными познаниями, активно включающихся в процессы той или иной общественной деятельности.

Действующим законодательством предоставляется возможность для общественных объединений, предприятий, организаций и граждан самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления. Кроме этого, государством предусматривается специальная система налоговых льгот для физических лиц, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ор-

1 Данный вывод сделан на основе сопоставления статистических данных по экологической характеристике России, Германии, Великобритании (см. более подробно: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 г. (статистические данные)).

ганизационно-правовых форм, вкладывающих свои средства в развитие культуры Российской Федерации [21]. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяются налоговым законодательством.

Следует отдельно отметить, что в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности электронных библиотек)» [11, с. 68]. Целью законопроекта является создание правовой основы для деятельности электронных библиотек, совершенствование законодательства о библиотечном деле, а также защита прав авторов при использовании их произведений в деятельности электронных библиотек. Электронные библиотеки являются одним из информационных ресурсов, позволяющим гражданам и организациям реализовывать право, закрепленное Конституцией РФ, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Полагаясь на вышеизложенное, можно заметить, что определенные основы для реализации названной функции имеют место, однако существующие механизмы требуют дальнейшего совершенствования правовой практики.

Особое место в системе внутренних функций правовой политики в сфере гражданского общества отводится антикоррупционной функции. Специфичность последней обусловлена необходимостью реализации в тесном взаимодействии с государством. По мнению современных исследователей, «антикоррупционная функция - основные направления деятельности государства и гражданского общества, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, путем создания условий для самореализации личности, установления равенства и социальной справедливости, укрепления институтов демократии, обеспечения неотвратимости наказания за коррупционные деяния» [22, с. 12].

К сожалению, в современной России нет полноценной общей правовой политики и антикоррупционной политики, вследствие чего наблюдается отсутствие эффективных правовых механизмов, «обеспечивающих достижение интересов субъектов гражданского общества» в политико-правовой жизни, что не позволяет «мобилизовать дополнительные усилия для противостояния коррупционным явлениям» [23, с. 222]. Структуры гражданского общества не имеют эффективных каналов участия в механизмах противодействия коррупции, в результате они так и не стали партнером государству в определении участков, пораженных метастазами коррупции, и реализации мер, направленных на пресечение этого социального зла.

Обращаясь к внешним функциям правовой политики в сфере гражданского общества, следует отметить, что они находятся в тесной связи с внутренними. Их осуществление направлено на обеспечение полноценного существования и деятельности институтов формируемого в России гражданского общества на мировой арене в различных сферах жизнедеятельности - политике, экономике, экологической деятельности, культурной и др.

Интересы научной достоверности требуют выделить следующие специфические внешние функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества. Первая - содействие по обеспечению мира и согласия - деятельность общественных организаций на территории других госу-

дарств с целью распространения информации о последствиях войны, о результатах применения оружия ядерного, химического или массового поражения; вторая - интеграция в мировое сообщество, представленная в деятельности элементов гражданского общества, направленной на установление контактов в экономической, политической, банковской, социальной, информационной, культурной и других сферах общественной жизни. Например: банковское взаимодействие, торговля, обмен технологиями, реализация совместных социально-экономических проектов и т.д.

В ст. 30 Конституции РФ предусматривается возможность для общественных объединений «вступать в международные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями» [24]. Законодательством РФ предусматривается возможность для деятельности иностранных общественных объединений на территории России. При этом уставы и другие основополагающие документы международных или иностранных объединений регистрируются в Министерстве юстиции РФ по тем же правилам и на тех же основаниях, что и аналогичные документы федеральных, межреспубликанских, межрегиональных общественных объединений [25].

Резюмируя все изложенное, можно сделать вывод о том, что реализация функций правовой политики в сфере формирования гражданского общества имеет комплексный, синтезирующий характер, включающий в себя общие функции, присущие правовой политике в целом, и наиболее важные направления деятельности гражданского общества, отождествляемые с самой деятельностью институтов гражданского общества.

Список литературы

1. Российская правовая политика : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М. : НОРМА, 2003.

2. ФЗ «О политических партиях» // Парламентская газета. - 2001. - 17 июля.

3. ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. - 1995. - 25 мая.

4. Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - 12 августа.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. - Ст. 29.

6. Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - 19 ноября. - № 46. - Ст. 16.

7. ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. - 1995. - 25 мая. -Ст. 5.

8. Шапсугов, Д. Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства / Д. Ю. Шапсугов. - М. : Юрист, 2003.

9. Обращение общественных организаций российских предпринимателей и институтов гражданского общества к Президенту РФ // Аргументы и факты. - 2003. -Июль.

10. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Российская газета. - 1992. -8 февраля. - Ст. 2.

11. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. - М. : Совет Федерации, 2008.

12. Байтин, М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М. И. Байтин. - Саратов : СГАП, 2001.

13. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» // Российская газета. - 1995. - 20 июня.

14. ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. - Ст. 91.

15. Указ Президента «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Российская газета. - 1998. - 1 июля.

16. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1991. - № 16. - Ст. 499.

17. При пассивности общества и власти вымирание подвида «малый предприниматель» - это лишь вопрос времени (интервью с С. Р. Борисовым, президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России») // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2005. - № 5. - Май.

18. ФЗ «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях» // Российская газета. - 1995. - 17 августа.

19. Казарина, А. Х. Законность как правовая категория и социальное явление / А. Х. Казарина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 5.

20. ФЗ «Об экологической экспертизе» // Российская газета. - 1995. - 30 ноября. -Ст. 19-21.

21. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.

22. Акопова, С. Н. Антикоррупционная функция российского государства и гражданского общества: проблемы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Акопова С. Н. - Краснодар, 2007.

23. Антикоррупционная политика в современной России / под ред. А. В. Малько. -Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006.

24. Постатейный комментарий к Конституции РФ / под ред. Л. А. Окунькова. - М. : БЕК, 1994. - Ст. 30.

25. ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. - 1995. - 25 мая. -Ст. 47.

Струсь Константин Александрович

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственноправовых дисциплин, Северо-Кавказский государственный технический университет (филиал в г. Пятигорске)

E-mail: Konstantin_Strus@rambler.ru

Strus Konstantin Alexandrovich Candidate of juridical sciences, associate professor, head of sub-department of state law disciplines, North-West State Technical University (affiliated branch in Pyatigorsk)

УДК 343 Струсь, К. А.

Функции правовой политики в сфере формирования гражданского общества / К. А. Струсь // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 46-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.