Научная статья на тему 'Институциональный подход в учете затрат на рабочую силу'

Институциональный подход в учете затрат на рабочую силу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РАБОЧАЯ СИЛА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОБЪЕКТЫ УЧЕТА / ЗАТРАТЫ НА РАБОЧУЮ СИЛУ / РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) НА ОПЛАТУ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКАМ / ГРУППИРОВКА ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Н. А., Ахметова Ч. Ф.

В статье раскрывается институциональный подход к учету как интегрированной модели и как инструменту институционального взаимодействия. Данная проблема рассматривается в отношении учетного объекта «затрат на рабочую силу» и аналогичных объектов учета в различных учетных системах. Проведено сравнение учетных объектов: «затрат на рабочую силу», «расходов (затрат) на оплату труда», «вознаграждение работникам» в системах бухгалтерского, налогового, статистического учета в отечественной и международной практике, рассмотрены особенности идентификации. В статье представлен принципиальный подход к формированию состава затрат на рабочую силу в управленческом учете и учетная группировка затрат, которая может быть положена в основу его аналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход в учете затрат на рабочую силу»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 331.91

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ подход В УЧЕТЕ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ

Н. А. ЕРМАКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: naermakova@yandex. ru Ч. Ф. АХМЕТОВА, аспирант E-mail: ahmetova. 001@mail. ru Камская государственная инженерно-экономическая академия, г. Набережные Челны

В статье раскрывается институциональный подход к учету как к интегрированной модели и инструменту институционального взаимодействия. Данная проблема рассматривается в отношении учетного объекта — «затрат на рабочую силу» и аналогичных объектов учета в различных учетных системах. Проведено сравнение учетных объектов: «затраты на рабочую силу», «расходы (затраты) на оплату труда», «вознаграждение работникам» в системах бухгалтерского, налогового, статистического учета в отечественной и международной практике, рассмотрены особенности идентификации.

В статье представлены принципиальный подход к формированию состава затрат на рабочую силу в управленческом учете и учетная группировка затрат, которая может быть положена в основу его аналитики.

Ключевые слова: институциональный подход, рабочая сила, бухгалтерский учет, налоговый учет, статистический учет, управленческий учет, объекты учета, затраты на рабочую силу, расходы (затраты) на оплату труда, заработная плата, вознаграждение работникам, группировка затрат.

Современное развитие учета, в том числе бухгалтерского, как составной части экономической науки, на наш взгляд, необходимо рассматривать в контексте развития экономических теорий, одна из которых хорошо известна как теория «институционализма».

Институционализм получил широкое распространение в западной экономической науке, образуя массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений в тесной связи с социально-правовыми и политическими процессами, субъектами которых являются «институты», позволяя тем самым в системном анализе учитывать внеэкономические факторы. В этой связи закономерно возникает вопрос о роли и месте учета, в том числе бухгалтерского, в институциональной экономике.

Изучение институциональных особенностей учета является новым и недостаточно разработанным направлением в отечественной экономичес-

кой науке. Некоторые исследователи считают, что учет, в частности бухгалтерский, в современной экономике является «самостоятельным институтом», имеются работы, где изучается неоинституциональное влияние на систему управленческого учета [1, 10].

По мнению авторов, институциональный подход к учету должен рассматривать его, во-первых, как единую интегрированную модель, во-вторых, как определенный «институт» со всеми присущими ему атрибутами, в-третьих, как инструмент (механизм), посредством которого происходит институциональное взаимодействие, взаимодействие «институтов» на макро- и микроуровнях.

Чтобы лучше понять сущность учета в институциональной экономике как своеобразного «института», необходимо исследовать практическое проявление его сущностных свойств, а именно обеспечивать достоверной и релевантной информацией различные «институты» и тем самым обеспечивать их эффективное взаимодействие, что в конечном итоге обеспечит в целом эффективность социально-экономической системы общества.

На наш взгляд, изучение этих особенностей следует проводить в отношении конкретных учетных объектов, например «затрат на рабочую силу». Мы полагаем, что при определении затрат на рабочую силу как учетной категории необходимо использовать две концепции микро- и макроуровней. В первом случае речь идет об учете затрат, которые несет хозяйствующий субъект в связи с наймом, использованием и выбытием рабочей силы, а во втором — об учете затрат, которые несет не только непосредственно организация и работодатели, но и государство по профессиональной подготовке работников, социальным программам, пенсионному обеспечению.

Затраты на рабочую силу, с одной стороны, выступают как важнейший социальный индикатор, характеризующий гарантии ее воспроизводства, а с другой — как одна из составляющих затрат, включаемых в себестоимость продукции и влияющих на прибыль хозяйствующего субъекта.

Прежде чем идентифицировать объект учета и рассматривать его как учетную категорию, необходимо изучить его сущность и идентифицировать его как экономическую категорию применительно к современным реалиям теории и практики или

протестировать с позиции институционализма на особенность функционирования данного «института».

На макроуровне рабочая сила, т. е. ее потенциальные способности обеспечивать доход, — значимый источник пополнения средств бюджетов разных уровней, соответственно и обеспечения функций государства, источник стабильного или нестабильного развития общества. На микроуровне ее главная роль состоит в обеспечении дохода экономического субъекта.

Понятие «рабочая сила» как экономическая категория не определена однозначно. Исходя из теории К. Маркса, это — «специфический товар, а ее носитель является собственником и юридически свободен распоряжаться ею» [4].

В современной трактовке экономической теории видна ее абстрактность: это «способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности» [3], в статистике она выступает уже как количественно измеряемый объект и означает «количество людей, готовых работать по найму» [8].

В некоторых работах экономистов-институ-ционалистов рабочая сила рассматривается как «особый институт», который определяет стратегию поведения работников, профсоюзов и работодателей в процессе переговоров на рынке труда. В данной статье мы будем исходить из общепринятой количественной трактовки рабочей силы как работников организации, при использовании труда которых в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта генерируются затраты, являющиеся учетной категорией.

Проведенное исследование в отношении данного учетного объекта с позиции институционального подхода выявило много проблем, которые требуют пристального рассмотрения. Прежде всего следует отметить, что данный показатель затрагивает многие социально-политические «институты».

В получении достоверной информации о данном объекте заинтересованы следующие «институты»:

— государство. Оно заинтересовано в получении данной информации для формирования

Институты

Институты

Государство

МОТ

Профсоюзы

>

Инвесторы

УЧЕТ

Учет

затрат на рабочую силу

Макроуровень

Статистический учет

Микроуровень

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Экономический субъект

Рабочая сила

МОТ - Международная организация труда

Рис. 1. Учет как интегрированная модель в системе институционального взаимодействия в отношении объекта «затраты на рабочую силу»

программ социально-экономического развития страны, оценки инвестиционной привлекательности регионов, макроэкономического анализа, так как данный показатель (labour costs) формируют многие страны на основе статистического наблюдения;

— инвесторы. Их как «институт» собственников капитала интересует данный показатель в связи с оценкой рисков при вложении финансовых средств и выборе наиболее привлекательных вариантов;

— работодатели, которые также заинтересованы в релевантной информации по данному показателю в связи с организацией бизнеса и последующего его мониторинга;

— профсоюзы. У них имеются целевые запросы на данную информацию по видам экономической деятельности, на национальном и международном уровнях и т. д.

На рис. 1 наглядно представлена роль учета в виде интегрированной модели в отношении данного объекта как инструмента институционального взаимодействия.

В то же время исследование показало, что понятие «затраты на рабочую силу» не встречается ни в одном нормативном документе. Действующими нормативно-правовыми актами определяются

лишь понятия «расходы на оплату труда», которое дано в ст. 255 ч. 2 Налогового кодекса РФ [7], и «затраты на оплату труда» [9]. Как следствие всего этого, специалистами, в основном экономистами-теоретиками, приводятся различные трактовки «затрат на рабочую силу». Некоторые авторы не используют понятия «затраты на рабочую силу», полностью заменяя таким понятием, как «издержки на рабочую силу» или «расходы на рабочую силу» [2, 5]. В Большом бухгалтерском словаре под редакцией А. Азри-лияна «затраты предприятий (работодателя) на рабочую силу — сумма вознаграждений за выполненную работу и дополнительных расходов, понесенных предприятиями и организациями (работодателями), в пользу работников. Затраты предприятия (работодателя) на рабочую силу включают оплату за отработанное и неотработанное время:

— поощрительные выплаты и подарки;

— расходы, как обязательные, установленные законодательством, так и добровольные, связанные с предоставлением работникам жилья, оплатой питания, транспорта, оздоровительными и культурно-просветительными мероприятиями;

— стоимость форменной и специальной одежды и обуви;

— командировочные расходы.

К затратам предприятия на рабочую силу относятся также страховые взносы предприятий в социальные фонды, а также налоги, связанные с использованием наемной рабочей силы» [4].

Понятие и состав затрат на рабочую силу более или менее определены методическими документами статистического учета. Так, в Методологическом положении по проведению выборочного обследования организаций о составе затрат организаций на рабочую силу, утвержденном постановлением Росстата от 28.11.2005 № 88, дано следующее определение: «Затраты

организации на рабочую силу — это сумма вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организации, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наемной рабочей силы» [8]. Но данное методологическое положение официально опубликовано не было.

Более глубокое изучение данной проблемы выявило отсутствие терминологической ясности и научно обоснованной взаимосвязи между категориями «затраты на рабочую силу», «расходы на оплату труда» и «издержки на рабочую силу» [2]. В то же время нам представляется, что показатель, принятый в статистическом учете, должен каким-либо образом коррелироваться с подобными учетными категориями других учетных систем или трансформироваться по определенным принципам из одной системы учета в другую в целях достоверности оценки стоимости рабочей силы.

Для этой цели проведем сравнительный анализ близких по сути учетных объектов в разных системах учета. Выделим сравнительные критерии:

— идентификация объекта учета;

— нормативно-правовое регулирование;

— содержание статей (видов затрат);

— способ учета;

— отражение в отчетности.

Прежде всего отметим, что в вопросах идентификации объекта, порядка учета и отражения в отчетности в различных системах учета нет единства ни по одному из признаков сравнения:

— по-разному идентифицируются учетные категории;

— применяются различная классификация и способы учета, отражения в отчетности;

— используется различная нормативная база.

Так, в бухгалтерском финансовом учете и

отчетности похожий на данный объект идентифицируется как элемент расходов от обычных видов деятельности — «затраты на оплату труда» персонала организации, а в перспективе согласно проекту нового положения по бухгалтерскому

учету (ПБУ) — «Вознаграждение работникам» по аналогии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 19 «Вознаграждение работникам». В управленческом учете тот же объект — «расходы (затраты) на оплату труда» персонала, представленные в разрезе различных подразделений и категорий работников, в налоговом учете — «расходы на оплату труда» и только в статистическом учете — «затраты на рабочую силу».

Рассмотрим содержательно-понятийный аппарат данных объектов и его нормативно-правовое регулирование. Сравнительный анализ идентифицируемых объектов в различных системах учета представлен в таблице.

Как видно, информация в таблице подтверждает вышеприведенное утверждение.

Более конкретно рассмотрим состав затрат (расходов) по каждому объекту учета в статистическом, бухгалтерском, налоговом учете и в соответствии с МСФО. Прежде всего изучим состав затрат на рабочую силу в отечественном и международном статистическом учете, на основе резолюции, принятой 11-й Международной конференцией статистиков труда (Resolution concerning statistics of labour cost, adopted by the Eleventh International Conference of Labour Statisticians 1966) [11], и Международной стандартной классификации затрат на рабочую силу, которая включает 10 основных групп элементов затрат [8].

В Международной стандартной классификации затрат на рабочую силу указывается, что состав затрат на рабочую силу (labour costs) включает вознаграждение за выполненную работу, платежи за время, оплачиваемое, но не отработанное, премии и денежные подарки, расходы на питание и тому подобные выплаты, расходы предпринимателя на обеспечение работников жильем, на социальное страхование, профессиональную подготовку, культурно-бытовое обслуживание и иные цели — такие как транспорт для рабочих, рабочая одежда и наем новых работников, а также налоги, рассматриваемые в качестве издержек на рабочую силу [8].

На рис. 2 представлено сравнение классификаций затрат на рабочую силу в статистическом учете в международной и российской практике.

Идентификация объектов в различных системах учета

Вид учета Объект учета Понятие и экономическое содержание учетного объекта Нормативный документ

Бухгалтерский Расходы (затраты) на оплату труда Оплата труда — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные выплаты). Затраты на оплату труда — элемент расходов от обычной деятельности Ст. 129 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ) [12]. ПБУ 10/99 «Расходы организации» [9]

Налоговый Расходы на оплату труда В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми и (или) коллективными договорами Ст. 255 ч. 2 Налогового кодекса РФ [7]

Статистиче ский Затраты на рабочую силу Затраты организации на рабочую силу — это сумма вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организации, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наемной рабочей силы Гл. 2 Методологического положения по проведению выборочного обследования организаций о составе затрат организаций на рабочую силу (постановление Росстата от 28.11.2005 № 88) [8]

МСФО Вознаграждение работникам Все формы вознаграждений и выплат компании в обмен на услуги работников МСФО (IAS) 19 «Вознаграждение работникам» [6]

На рис. 2 видно, что классификация затрат на рабочую силу, которая используется в российской практике, в целом соответствует международной классификации и в то же время немного отличается от Международной стандартной классификации не только названиями разделов, но и элементами затрат.

В отличие от Международной стандартной классификации затрат на рабочую силу, где все затраты, связанные с предоставлением жилья, указываются в пятой группе, в российской практике стоимость бесплатно предоставляемого работникам жилья или суммы денежной компенсации, включены в четвертую группу. Причиной этого является то, что это ежемесячные, регулярные выплаты, которые включаются в фонд заработной платы.

На рис. 3 представлен состав расходов по идентифицируемым объектам учета в различных системах бухгалтерского, налогового учета и в соответствии с МСФО.

Как видно из рис. 3, состав расходов по каждому объекту учета имеет свои особенности и, на первый взгляд, это кажется логичным, поскольку каждая учетная система обслуживает разные интересы пользователей, разные «институты», исходя из их целевых запросов. С другой стороны, абсолютно неясен принцип расхождения данных показателей, соответственно, неясен порядок их контроля. Все это способствует тому, что информация о стоимости рабочей силы становится непрозрачной.

Оценка затрат на рабочую силу с позиции государства сводится к учету в денежном измерении фонда заработной платы работников (в том числе и натурой), расходов из общественных фондов потребления на его развитие, на приобретение и повышение профессиональной квалификации, на выплаты во время болезни, одиноким матерям и др. Кроме того, государство преследует и фискальные цели, формируя с этой целью систему

Международная стандартная классификация затрат на рабочую силу Классификация затрат на рабочую силу, используемая Федеральной службой государственной статистики

1. Прямая заработная плата и жалование (Direct wages and salaries) 1. Оплата за отработанное время

2. Оплата за нерабочее время (Remuneration for time not worked) 2. Оплата за неотработанное время

3. Премии и подарки (Bonuses and gratuities) 3. Единовременные поощрительные выплаты

4. Питание, напитки и другие выплаты натурой (Food, drink, fuel and other payments in kind) 4. Выплаты на питание, жилье, топливо, включаемые в заработную плату

5. Расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель (Cost of workers' housing borne by employers) 5. Расходы предприятий (организаций) по обеспечению работников жильем

6. Расходы работодателя на социальное обеспечение (Employers' social security expenditure) 6. Расходы предприятий (организаций) на социальную защиту работников

7. Расходы на профессиональную подготовку (Cost of vocational training) 7. Расходы на профессиональное обучение

8. Расходы на социальные услуги (Cost of welfare services) 8. Расходы на культурно-бытовое обслуживание

9. Прочие расходы на рабочую силу (Labour cost not elsewhere classified) 9. Затраты на рабочую силу, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам

10. Налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу (Taxes regarded as labour cost) 10. Налоги, связанные с использованием рабочей силы

Рис. 2. Сравнение классификаций затрат на рабочую силу в российской и международной практике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учет

МСФО: вознаграждение работникам

Вознаграждения по окончании трудовой деятельности

Прочие долгосрочные вознаграждения занятым в настоящее время работникам

Компенсационные выплаты долевыми инструментами

Краткосрочные вознаграждения

денежные неденежные

Бухгалтерский финансовый: расходы (затраты) на оплату труда

Выходные пособия

при увольнении при

работодателем увольнении по

до достижения собственному

пенсионного желанию

возраста

фонд заработной платы

Выплаты социального характера

Расходы, не учитываемые в фонде заработной платы и выплатах социального характера

Управленческий: расходы (затраты) на оплату труда

По структурным подразделениям

По категориям работников

Налоговый: расходы на оплату труда

Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам

Начисления стимулирующего характера

Стоимость бесплатно предоставляемых работникам коммунальных услуг, питания и продуктов_

Расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых работникам форменной одежды и обмундирования_

Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных обязанностей_

Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск

Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика_

Единовременные вознаграждения за выслугу лет

Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда

Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей

Другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (25 пунктов)

Рис. 3. Состав 33 расходов идентифицируемых объектов учета в различных учетных системах

налогового учета, согласно которой расходы, связанные с оплатой труда персонала, должны быть объектом налогообложения.

Аналитические расчеты затрат на рабочую силу на уровне организации сводятся к учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и расходов, финансируемых за счет других источников. При этом выбор источника финансирования имеет для организации большое значение. Включение затрат на рабочую силу в себестоимость выступает гарантом их возвращения после реализации продукции.

С точки зрения порядка учета в различных системах также нет единого подхода. В бухгалтерском финансовом учете — сплошное, непрерывное, документальное, путем отражения на счетах 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

В управленческом учете используется симбиоз данных системного и внесистемного (оперативного) учета. В налоговом учете используются системный и внесистемный способы регистрации информации на сплошной и непрерывной основе с использованием данных бухгалтерского учета. В статистическом учете используется выборка из базы данных бухгалтерского учета, и исследование проводится с периодичностью 2 раза в 5 лет. Отчетность также различна: бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, статистическая отчетность — форма федерального государственного статистического наблюдения № 1 (рабочая сила) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу».

Таким образом, исследование показало, что в разных системах учета имеются разные по своей сути объекты учета, которые так или иначе связаны с трудом персонала и его оценкой. В то же время для «института» собственников и работодателей недостаточно формируемой информации по суммарной оценке затрат на рабочую силу: даже в статистическом учете не все учитываются затраты, например затраты по найму, отбору претендентов, на их подготовку к началу трудовой деятельности. Несмотря на то, что данные в статистическом учете формируются на регулярной основе, но с достаточно длительным сроком, это не совсем корректно в условиях динамичности

внешней бизнес-среды. Поэтому трудно проверить их взаимоувязанность с данными других учетных систем.

В этой связи авторами предлагается в управленческом учете использовать показатель «затраты на рабочую силу», учитывая менее формализованный характер этой системы, который бы коррелировал (в полной мере или по многим параметрам) с аналогичным объектом статистического учета. По мнению авторов, в этом случае «затраты на рабочую силу» должны представлять собой совокупные затраты работодателя по найму (поиск, обучение, подготовка), использованию рабочей силы (оплата труда, социальная защита, подготовка рабочих мест) и ее выбытию (увольнению). В развитии этого предложения авторами предлагается расширенная системная учетная группировка затрат, представленная на рис. 4. В ней использованы группировки, предложенные Е. В. Масловым [5], другими экономистами и собственные наработки. По мнению авторов, она может быть положена в основу аналитики для системы управленческого учета.

Согласно предложенному варианту авторами выделены следующие классификационные критерии группировки затрат на рабочую силу:

— фазы процесса воспроизводства (производство рабочей силы, ее распределение и использование);

— способность приносить доход в будущем (первоначальные и восстановительные);

— институциональность (затраты для разных институтов: государство, собственники, организации, инвесторы);

— целевое назначение затрат (наем работников, оплата труда и материальное вознаграждение, подготовка и переподготовка персонала, развитие персонала, повышение квалификации персонала, социальная защита и социальное страхование, улучшение условий труда, медицинское обслуживание);

— характер затрат (прямые, косвенные), время возмещения (долговременные, текущие);

— обязательность затрат (обязательные, необязательные);

— отношение к целесообразности сокращения затрат (резервообразующие, нерезервообра-зующие);

о»

гп

*

Ь

<

X

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

т ■о

г>

Затраты на рабочую силу

Затраты на производство рабочей силы

Затраты на распределение рабочей силы

Затраты на потребление (использование) рабочей силы

Фазы процесса воспроизводства

Первоначальные затраты

Восстановительные затраты

У

Способность приносить доход в будущем

Затраты с позиции государства

Институциональ-ность

Затраты с позиции собственников организации <—

Затраты с позиции инвестора <—

Наем работников

Оплата труда и материальное вознаграждение

Подготовка и переподготовка персонала

Развитие персонала

Повышение квалификации персонала

Социальная защита и социальное страхование

Улучшение условий труда, медицинского обслуживания

Целевое назначение

Характер затрат

Время возмещения

К:

К:

Прямые

Косвенные

Долговременные

Текущие

Обязательность затрат

К

Обязательные

Необязательные

Отношение к целесообразности сокращения затрат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

Резервообразующие

Нерезервообразующие

Место возникновения затрат

Затраты для каждого учетного участка (подразделения организации)

Источники финансирования

Фонды общественных организаций

Государство

К

Государственный бюджет (целевое)

Внебюджетные источники

Организация

Себестоимость продукции

Прочие расходы

Другие источники

Рис. 4. Классификация затрат на рабочую силу в управленческом учете

■о О О

а

А <

£

О

£

N (Л

<

л т

N О

N

— место возникновения затрат (затраты для каждого учетного участка (подразделения организации));

— источники финансирования (фонды общественных организаций, государство (государственный бюджет, внебюджетные источники), организация (себестоимость продукции, прочие расходы, другие источники).

Многие из них уже известны и используются в системе учета (например затраты на оплату труда по местам формирования затрат), другие являются принципиально новыми для системы учета. Например, первоначальные затраты (затраты на приобретение и подготовку) включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников. Конкретный состав затрат зависит от целей оценки и доступности данных.

Затраты приобретения (затраты найма и отбора) — это все прямые затраты, отнесенные на одного успешного (принятого в организацию) кандидата. Затраты на предоставление рабочего места — затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового сотрудника. Кроме того, здесь должны быть учтены косвенные затраты по внутреннему отбору.

Затраты подготовки — это прямые затраты на ориентацию и формальную подготовку на процедуры, проводимые до выхода на работу, затраты по обучению на рабочем месте. К косвенным затратам подготовки может быть отнесена альтернативная стоимость времени инструктора и (или) руководителя, низкая по сравнению с нормой производительность самого новичка в начале работы и его коллег, связанных с ним технологически.

Критерий институциональности или институционального подхода требует разграничения данных затрат в соответствии с запросами информации «институтов» на данный объект, и, таким образом, будут обеспечены прозрачность, достоверность и взаимосвязанность учетных данных управленческого и статистического учета.

По мнению авторов, многие из предложенных затрат трудно идентифицируемы средствами учета в современных условиях, но это уже другой

вопрос, который требует своего исследования и решения. Тем не менее значимость институционального подхода состоит в том, что он позволяет ввести все виды учета и идентифицируемые ими объекты в более сложный социально-культурный и правовой контекст и проанализировать глубинные, содержательные механизмы их развития на перспективу.

Список литературы

1. Воронова Е. Ю. Неоинституциональное влияние в управленческом учете // Управленческий учет. 2010. № 12.

2. Грицай А. В. Расходы, затраты, издержки — синонимы или самостоятельные категории // Аудиторские ведомости. 2006 № 8. С. 43—50.

3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. Т. 1.

4. Маркс К. Теория прибавочной стоимости (IV т. «Капитала»). Ч. 1. М.: Политиздат, 1978. 476 с.

5. Маслов Е. В. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 413 с.

6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждение работникам».

7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

8. Об утверждении Методологических положений по проведению выборочного обследования организаций о составе затрат организаций на рабочую силу: постановление Росстата от 28.11.2005 № 88.

9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

10. Панков В. В. Институциональная теория бухгалтерского учета и аудита. М.: Информбюро, 2011.

11. Резолюция, принятая 11-й Международной конференцией статистиков труда [Электронный ресурс]. Официальный сайт. Режим доступа: http://www. ilo. org/.

12. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.