Научная статья на тему 'Институциональный подход к оценке издержек телекоммуникационных компаний'

Институциональный подход к оценке издержек телекоммуникационных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУТ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЗАТРАТЫ / ИЗДЕРЖКИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БАРЬЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубников Д. А.

В статье рассматриваются и анализируются особенности процесса предоставления услуг телекоммуникационных компаний, административные и законодательные барьеры в процессе предоставления услуг, формирование затрат оператора связи, основные проблемы в процессе определения инвестиционной привлекательности проектов в области связи. В работе приводится классификация административных барьеров, возникающих в процессе деятельности телекоммуникационных компаний. Статья посвящена институциональному подходу для оценки экономической привлекательности проектов телекоммуникационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к оценке издержек телекоммуникационных компаний»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИЗДЕРЖЕК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Д. А. ТРУБНИКОВ

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики,

аспирант, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются и анализируются особенности процесса предоставления услуг телекоммуникационных компаний, административные и законодательные барьеры в процессе предоставления услуг, формирование затрат оператора связи, основные проблемы в процессе определения инвестиционной привлекательности проектов в области связи. В работе приводится классификация административных барьеров, возникающих в процессе деятельности телекоммуникационных компаний. Статья посвящена институциональному подходу для оценки экономической привлекательности проектов телекоммуникационных компаний.

Ключевые слова: институциональный подход; институт; инновации; инвестиции; затраты; издержки; административный барьер; экономический эффект; себестоимость; управленческие решения.

Коды классификатора JEL: L96.

Успешное функционирование телекоммуникационных компаний и достижение ими стратегических преимуществ в условиях рынка во многом зависит от результата их инновационной деятельности, ее новизной и коммерческой успешностью. Это актуализирует анализ инвестиционного проекта в аспекте возможной реализации инновационных идей, которая определяется рядом факторов, в том числе и факторами, порождаемыми формальными институтами, в условиях которых функционируют организации. Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми [3, а 17]. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Структура издержек, которые в процессе своего функционирования несет любая, в том числе телекоммуникационная, компания, могут быть представлены следующей формулой [2]:

К = PC + ^ + Ш,

где: К — совокупные издержки,

PC — производственные издержки,

^ — трансакционные издержки по товарным операциям,

— трансакционные институциональные издержки.

Трансакционный сектор в 1970 году составил 45 % от ВНП США [4]; в телекоммуникационной же отрасли доля трансакционных издержек еще более значительна из-за сильной регулируемости отрасли, особенно на этапе вывода инновации — новой услуги (технологии) — на рынок.

Основным фактором, определяющим принятие инвестиционных решений, являются риски, которые сопровождают деятельность телекоммуникационной компании. Если не учитывать коммерческие риски, то можно выделить два следующих условия, определяющих привлекательность для инвестирования телекоммуникационных инноваций: национальная специфика и государственное регулирование.

Риск национальной специфики определяется факторами, которые могут повлиять на всю экономику, такими как темпы инфляции и валютные риски, а также общая политическая стабильность. Риск государственного регулирования является специфическим термином, введенным Спилером и Леви (1994), и используется для обозначения рисков, вытекающих из действий правительств, включая действия органов, осуществляющих непосредственное регулирование отрасли, о которой идет речь [6].

Государственное регулирование телекоммуникационной отрасли в РФ порождает большое количество административных трансакционных издержек, которые несут телекоммуникационные компании. Причем для инновационных проектов задача определения данных административных

© Д. А. Трубников, 2009

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

20

Д. А. ТРУБНИКОВ

трансакционных издержек усложняется тем, что уровень неопределенности для них, как правило, выше, чем для деятельности, уже регламентируемой законодательно.

В общем случае значительная доля трансакционных издержек порождается необходимостью преодоления административных барьеров, которые можно разделить на целесообразные и избыточные. Целесообразные административные барьеры являются следствием разумно установленных правил с целью гарантировать качество товаров и услуг для защиты интересов общества в тех случаях, когда рыночные механизмы не обеспечивают ее. Они могут быть также обусловлены необходимостью включения бизнеса или экономических активов в формальный сектор экономики.

Однако, принимая соответствующие решения, политики, по утверждению Бьюкенена, исходят из своих частных интересов, которые далеко не всегда соответствуют интересам общества. Этим генерируются «избыточные» административные барьеры, которые не диктуются интересами экономики и общества, а чаще отражают стремление определенных слоев населения установить контроль над бизнесом для получения различного рода выгод, многие из которых носят коррупционный характер. Избыточные барьеры создают «административную ренту», которая извлекается из частного сектора и присваивается недобросовестными чиновниками. Избыточные барьеры могут также отражать низкое качество государственного экономического регулирования, неоправданное сохранение устаревших норм и правил и пр. [5].

Зачастую в телекоммуникационной отрасли мы имеем дело с описанной Нортом ситуацией, когда политические и экономические руководители имеют смешанный набор возможностей, но эти возможности поощряют скорее деятельность по перераспределению, чем по производству материальных благ, формируют скорее монополии, чем конкурентную среду, и скорее ограничивают, чем расширяют выбор. Организации, развивающиеся в этих институциональных рамках, становятся более эффективными, но только эффективными в снижении общей продуктивности общества и в развитии базовой институциональной структуры, еще менее благоприятной для продуктивной деятельности. Такая траектория развития может быть долговременной и устойчивой, потому что в подобных экономиках трансакционные издержки политических и экономических рынков не способствуют постепенному продвижению этих обществ к более эффективным результатам [3, а 25].

Но даже, несмотря на вышесказанное, развитие альтернативных операторов позволяет более полно решать социально значимые вопросы преодоления «цифрового неравенства» и предоставления полного спектра телекоммуникационных услуг потребителю. Самое худшее, что потребитель, как правило, лишен выбора необходимых ему услуг связи по их качеству, тарифу, цене — в виду того, что в большинстве случаев только один оператор имеет техническую возможность предоставления услуг в конкретном месте.

Существующие определения термина «трансакционные издержки» в своей сути схожи, и не вызывает сомнения тот факт, что затраты на «проведение переговоров» в чистом виде являются именно такими издержками. Но как быть, например, с затратами на получение лицензий и сертификатов? Затраты на получение этих документов не зависят от числа абонентов компании, и соответственно, более мелкие альтернативные операторы в пересчете на одного абонента несут несоразмерно большие затраты, чем операторы, занимающие существенное положение. Аналогичным по сложности является вопрос классификации издержек на проведение проектных работ и экспертизы данных работ. С одной стороны, проведение данных работ может обусловливаться действительной экономической целесообразностью субъекта предпринимательской деятельности и никакой речи о «трансакционных издержках» и быть не может. Но, с другой стороны, выполнение этих работ может быть обусловлено исключительно требованиями действующего законодательства и не иметь отношения к потребностям предпринимателя, несущего бремя расходов на проведение этих работ.

Высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности является одной из актуальных проблем российской экономики. Трансакционные издержки, связанные с необходимостью преодоления барьеров, возникают из-за официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил. Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек, поскольку являются не платой за ресурсы как таковые, а платой за право пользования ими [1].

В некоторых случаях, как в приведенном выше примере выполнения проектных работ, мы можем иметь дело с издержками, которые одновременно и являются, и не являются трансакционными: проект может быть необходим для реализации поставленной задачи, но его выполнение в строгом соответствии с действующими нормами и правилами существенно увеличивает стоимость данного проекта, а практической пользы предпринимателю не приносит. Следовательно, проведение строгой грани между трансакционными и производственными затратами в подобных ситуациях является крайне непростой задачей.

Не все положения административного регулирования телекоммуникационной отрасли с очевидностью можно назвать «целесообразными» административными барьерами. Например, для оператора, оказывающего услуги широкополосного доступа, необходимо получение сразу трех лицензий:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИЗДЕРЖЕК.

21

— услуги связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации;

— услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных;

— телематические услуги связи.

Административные барьеры, вызываемые государственным регулированием, способны существенно увеличить сумму требуемых инвестиций в любой момент реализации проекта. Особенно это касается проектов, имеющих инновационную составляющую, по той причине, что предполагаемые к внедрению инновации не могут быть определены в настоящее время нормативно-правовой базой и, соответственно, неизвестно, как данные проекты будут определяться ею в будущем. Инвестор зачастую находится в информационной пустоте, так как судьба инвестиционного проекта может оказаться на грани «условно законной», то есть возможна ситуация, когда к моменту реализации проекта и выхода на рынок будут изменены условия, диктуемые государством, и судьба всех вложенных инвестиций окажется неясной. Большому риску подвергается также инвестор, вложивший средства в разработку формально не разрешенной в настоящее время услуги, даже если он рассчитывает на изменение существующего законодательства к моменту запуска инновационного решения.

Таким образом, применение институционального подхода к оценке издержек деятельности телекоммуникационных компаний представляет собой не только практический, но и научный интерес. Исследования в данной области могут не только ответить на текущие вопросы по деятельности отечественных телекоммуникационных компаний, но и подготовить почву для принятия управленческих решений на долгосрочную перспективу, стать основой стратегии поведения компаний в аналогичных ситуациях. Исходя из результатов исследования, можно сделать однозначный вывод о том, что доля трансакционных затрат в общей структуре затрат любой организации приобретает такое значение, пренебрежение которым при инвестиционном проектировании недопустимо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аузан А. А. Административные барьеры в экономике: задачи дерегулирования: доклад // Семинар Московского Центра Карнеги 05.04.2001 г. http://www.ofdp.m/hotline/mns/ausan-050401.shtml

2. Лемещенко П.С. «Институциональная природа денег». // http://www.ecsocman.edu.ru/db/ msg/295752.html

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко; М.: Начала, 1997.

4. Норт Д. «Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики: лекционное выступление Д. Норта 7 марта 1997 г.» / Пер. с англ. В.Б. Кутилиной // http://www. wider.unu.edu

5. Полищук Л. И., Мигин С. В., Шестоперов А. М., Шестоперов О. М., Щетинин О. А. Между частным

сектором и государством: рынок посредников в современной России / МОНФ, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М., 2005.

6. Rohan Samarajiva, Helani Galpaya, Dimuthu Ratnadiwakara with contributions from Payal Malik, Divakar Goswami, Joseph Wilson, Lorraine Carlos Salazar, Malathy Knight John «Telecom Regulatory Environment (TRE) assessment: Methodology and implementation results from five emerging economies» // Presentation at the 35th Telecom Policy Research Conference, Fairfax VA, USA, Sep 28-30, 2007.

7. Wallis J., North D. Measuring the Transactional Sector in American Economy, 1870-1970 // Longterm factors in American Economic Growth. Vol. 51 of The Income and Wealth Series / Ed. by S. Engerman and R. Gallman. Chicago: University of Chicago Press, 1986.

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.