Научная статья на тему 'Институциональные проблемы развития межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня жизни и социальной сферы в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО'

Институциональные проблемы развития межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня жизни и социальной сферы в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багомедов Магомед Алиевич

В статье обосновывается необходимость институционального оформления единой (с поправками на национальные особенности культуры жизни) для России базы прогрессивных нормативов обеспечения услугами социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы развития межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня жизни и социальной сферы в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ И ПОЛИЭТНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СКФО

Аннотация: в статье обосновывается необходимость институционального оформления единой (с поправками на национальные особенности культуры жизни) для России базы прогрессивных нормативов обеспечения услугами социальной инфраструктуры. Ключевые слова: уровень жизни, проблемный регион, территориальная дифференциация, глобализация, социальная сфера, миграции населения, политика

Bagomedov M. A. Institutional problems of development of interregional and intra regional differentiation of the standard of living and the social sphere in polietnichny regions of North Caucasus federal district with an excess manpower

Abstract: need of institutional registration uniform (with amendments on national features of culture of life) for Russia bases of progressive standards of providing services for social infrastructure locates in article.

Key words: standard of living, problem region, territorial differentiation, globalization, social sphere, population shifts, policy

В проблемных регионах СКФО, где переплетаются отставание материальной базы реальной экономики, теневая экономика и социальная напряженность с вытекающими осложнениями для стратегических планов [1, с. 100], только особенные механизмы социально-экономического развития, разработанные на основе соответствующих институциональных исследований, позволяют обеспечить их стабильное развитие, что пока не получило достаточного научного обоснования в трудах отечественных и зарубежных ученых и в практике хозяйственного управления регионами. В частности для многонациональных республик Северного Кавказа с высокими уровнями территориальной дифференциации уровней жизни и её качества, естественного прироста населения и безработицы такое особое значение имеет решение институциональных проблем развития социальной сферы. Хотя в последние двадцать лет она развивалась быстрее остальных секторов экономики регионов СКФО, преимущественно остаточный принцип институционального наполнения централизованного бюджетного механизма её финансирования в регионах-реципиентах привел к территориальной дифференциации и значительному отставанию от среднего по стране уровня качества её услуг на одного жителя по большинству нормативов, к значительным внутри и меж региональным миграциям населения. Актуальна эта проблема и для России в целом, поскольку эти регионы являются основным источником внутренней миграции трудоспособного населения в развивающиеся регионы страны, чья экономика нуждается, прежде всего, в квалифицированных, культурно восприемлемых и здоровых кадрах. В развитых странах Европы и США сложившаяся национально-культурная невосприемле-мость иммигрантов стала проблемой их стратегического развития, что отражено в научных исследованиях. Принятый Правительством России курс на повышение значения человеческого капитала и бюджетной самостоятельности регионов актуализирует исследование институциональных проблем обеспечения стратегического развития проблемных регионов Северного Кавказа путем модернизации социальной сферы. Предполагаемые направления институционального решения социально-демографических проблем стратегического развития СКФО путем модернизации социальной сферы проблемных регионов видятся в формировании социально-экономических механизмов: конкурсного и прозрачного характера бюджетного финансирования по рейтингам качества услуг; кредитования в человеческий капитал и межрегиональное перераспределение квалифицированных кадров; финансирования территорий по отраслям социальной сферы на основе обновленных критериальных показателей; уравнивания форм собственности учреждений социальной сферы; стратегические программы развития отраслей социальной сферы регионов и создание системы мониторинга и информатизации и многие другие, учитывают российскую и региональную (национально-территориальную)

Багомедов Магомед Алиевич

К.э.н., зав. Отделом ИСЭИ ДНЦ РАН

специфику обеспечения стратегии трансформации социально-экономического и территориального развития пространства макрорегиона России (СКФО).

В экономических кругах принято называть регионы СКФО самыми отстающими в развитии, хотя, если оценивать развитие региона не по объему произведенного ВРП, а по другому более социально-экономически значимому критерию - денежным доходам населения, человеческому капиталу, уровню жизни, уровню бедности, уровню счастья или еще по более необычному и актуальному критерию - принятый в различных слоях необходимый стандарт жизни, то можно отметить, что указанные регионы являются одними из наиболее благополучных в стране и быстро развивающихся. При этом для государственных стратегов очень важно своевременно осознать, какими институциональными мерами содействовать, а не препятствовать, данному процессу в проблемных регионах. В данном подходе и заложена теоретическая новизна проводимого исследования трансформации социально-экономического пространства и территориального развития макрорегиона России (СКФО), которая заключается, прежде всего, в том, что она рассматривается с позиции создания институциональных механизмов выполнения стратегических планов повышения качества жизни и построения постиндустриального общества в проблемных регионах и России в целом. Намечено рассмотреть также этноэкономический аспект решения проблем стратегического социально-экономического развития многонационального макрорегиона.

Решение институциональных проблем обеспечения стратегии преодоления межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня жизни и социальной сферы в трудоизбыточных и полиэтничных регионах Юга России возможно через обеспечение механизмов формирования соответствующего требованиям глобализации и восприимчивого к инновациям и миграциям человеческого капитала путем комплексной модернизации социальной сферы, учитывающей этнорегиональ-ную специфику.

Немаловажной проблемой является высокое значение теневой экономики в доходах населения, например в Дагестане превышающее 50%, поскольку, пока её значение остается для каких то слоев населения доминирующим, у этих групп теряются реальные стимулы к накоплению человеческого капитала.

Анализ институциональных проблем развития межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня жизни и социальной сферы в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО содержит:

а)- теоретическое обоснование ведущего значения институционального реформирования социальной сферы в преодолении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня и качества жизни в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО;

б)- исследование эффективности институционального обеспечения реформирования социальной сферы в преодолении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня и качества жизни в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО.

в)- разработку мер эффективного институционального обеспечения реформирования социальной сферы в целях преодоления межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня и качества жизни в трудоизбыточных и полиэтничных регионах СКФО.

Проведённое исследование позволило выработать следующие ререкомендации в сфере институционального обеспечения реформирования социальной сферы:

1. С учетом выявленных существующих значительных региональных особенностей социально-демографической ситуации между регионами России (денежные доходы населения в самом благополучном регионе страны более чем в 25 раз превышают таковые в самом неблагополучном регионе; население таких субъектов Федерации как Москва и Дагестан за последние 25 лет, хоть и по разным причинам, но удвоилось, тогда как в Магаданской области сократилось в три раза) теоретически обоснованным является подход, что, помимо федеральной социальной и демографической политик, каждый регион должен подойти к формированию собственных политик, более успешно позволяющих реализовать свои главные стратегические цели повышения качества жизни и экономической безопасности. Например, в социальной политике Дагестана это должен быть упор на формирование специиальной инфраструктуры предприятий обслуживания бедных слоев и социально ущемленного населения. Главные задачи социальной сферы Дагестана: повышение престижа и снижение коррупции в образовании, повышение эффективности здравоохранения, в частности профилактики и диагностики заболеваний, модернизация многонациональной культуры, социальная реа-

66

билитация незанятого трудом населения и его переобучение для переквалификации на востебован-ные рынком профессии. В демографической политике Дагестана должно быть отражено: стремление к сохранению демографической жизнеспособности наиболее важных в сохранении культурной аутентичности главных поселений всех автохтонных этнических групп населения [5, с. 435], льготы по приобретению молодыми семьями участков под жилищное строительство на территориях зон опережающего развития внутри Дагестана, организация профессионального образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточных районов по специальностям работ, в которых есть существенная потребность в перспективных регионах опережающего развития России (Ямало-Ненецкий АО, Архангельская область, Приморский край), испытывающих демографические проблемы с формированием собственных кадров.

2. Концептуальные основы институционального регулирования ситуации на рынке труда макрорегиона (СКФО) должны предусматривать: создание институтов муниципальных бирж труда; создание постоянно действующих трехсторонних комиссий по разрешению споров и противоречий между собственниками (менеджментом) предприятий (учреждений), отдельными работниками (коллективами), оществом (государственными органами); стимулирование малого предпринимательства и самозанятости через формирование регионального норматива льготного государственного кредитования переквалификации работника и создания для него рабочего места; ужесточение административных мер легализации теневой и поддержки стандартной занятости; включение программ ПТУ в программы всех не являющихся высоковостребованными специальностей вузов; упрощенную процедуру реприватизации или аренды неработающих цехов и площадей, неиспользуемых земель с целью восстановления рабочих мест; льготы трудовым коллективам на упрощенный выкуп предприятий банкротов в коллективную собственность или их переводу в частно-государственное партнерство; законодательное оформление прав любого лица, независимо от гражданства и наличия документов на равные условия труда и его оплаты по принятым в региональной практике тарифам.

3. Основы регулирования качества жизни в регионах должны предусматривать возможность применения специальных региональных механизмов при снижении главных его индикаторов ниже определенных порогов, в других случаях это должны быть стандартные процедуры выбора приоритетов использования ресурсов повышения качества жизни по тем направлениям, по которым ожидается наибольшая эффективность повышения интегрального показателя качества жизни, в первую очередь, по экологии и обеспечению достойного уровня жизни по уровню денежных доходов, контролю за ценообразованием и условиям формирования человеческого капитала, во вторую очередь, по восполнению принятых в современной России прочих нормативов обеспечения услугами социальной инфраструктуры.

4. Подходы к институциональному обеспечению модернизации здравоохранения в регионах России включают [2, с. 493-498] перевод всех государственных учреждений здравоохранения на нормативное финансирование через ФОМС; подключение частных и иностранных клиник к этому процессу; определение «узких мест» в здравоохранении данного региона и формирование собственной региональной дополнительной нормативной базы ФОМС для дофинансирования; сокращение больничной базы в пользу расширения амбулаторной базы и формирования хосписов; формирование институтов ответственности и страхования рисков медицинских работников ошибок диа-гнозтики и лечения заболеваний; создание института обеспечения импортозамещения иностранной техники, протезирования и медикоментозного лечения; институциональное обеспечение доступа всех жителей муниципальных образований региона к здоровой среде и занятиям физической культурой и спортом.

5. В настоящее время государственная миграционная политика институционально обеспечивается только на общероссийском уровне в части регулирования условий въезда иностранных и выезда российских граждан. Помимо имеющихся её огрехов, фактически проявляющихся в наличии стимулов для формирования теневого оборота значительного числа нелегальных иностранных рабочих, она фактически совершенно не контролирует существенно превышающие по объему межрегиональные и внутрирегиональные миграции населения и в этом причина её неэффективности. Бесспорно, необходимо институционально обеспечить формирование региональной миграционной политики, в компетенцию которой должны входить меры регулирования межрегиональных и внутрирегиональных миграций населения в соответствии с тактической ситуацией реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития данного региона.

67

Теоретически обоснованным является будет тезис о значительно большей взаимосвязи методов и инструментов региональной миграционной политики с региональной социально-экономической политикой. К примеру, гипертрофированный миграционный рост населения Махачкалинской городской агломерации приводит к значительным неразрешимым проблемам отставания развития городской инфраструктуры (только необходимые для решения проблем вложения в реконструкцию дорожно-канализационной сети миллионного города превысят более 200 млрд рублей, хотя бюджет города не превышает 4 млрд рублей в год), и в этом случае экономически оправданным является стимулирование агломерации в 30 районных центрах республики, обладающих резервами территории развития, путём улучшения их транспортной доступности и инвестиционного льготирования размещения в них новых заводов. В этом отношении требует теоретико-экономической и правовой проработки вопрос о частно-муниципальном партнёрстве.

6. Обоснованные принципы формирования новой социально-демографической политики в регионе включают в себя основаполагающее решение проблем сочетания (во многом противоречащих друг другу): социальных и экономических интересов развития; политико-экономических интересов решения последствий демографических проблем на уровне страны, региона, территории, отраслевого комплекса; развитие здравоохранения и миграционной политики региона в соответствии демографической политикой и приоритетами стратегии долгосрочного социально-экономического развития региона; расширения гендерных горизонтов и экономической обеспеченности населением в трудоспособном возрасте; усиления воздействия экономики на экологию и роста продолжительности жизни; информационного доступа к глобальному культу получения удовольствий и самоограничений во имя создания, сохранения семьи и более высокой её детности, общечеловеческих ценностей и усиления идеологического давления миграции подходы стремление к сохранению демографической жизнеспособности наиболее важных в сохранении культурной аутентичности главных поселений всех автохтонных этнических групп населения, льготы по приобретению молодыми семьями участков под жилищное строительство на территориях зон опережающего развития внутри Дагестана, организация профессионального образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточных районов по специальностям работ, в которых есть существенная потребность в перспективных регионах опережающего развития России (Ямало-Ненецкий АО, Архангельская область, Приморский край), испытывающих демографические проблемы с формированием собственных кадров.

Институциональные факторы межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации уровня жизни в регионах СКФО заключаются прежде всего в разнице в тех расчетных социальных нормативах затрат на одного жителя, которые федеральный центр использует при расчетах размеров оказываемой в виде субвенций помощи конкретному региону для содержания социальной сферы (и также в регионах по отношению к отдельным территориям) [3, с. 67-70]. Помимо того они заключаются и в разнице объмов инвестиций на развитие социальной инфраструктуры, приходящиеся на одного жителя по разным регионам. По нашему мнению, социальные нормативы ежегодных расходов бюджета по отраслям социальной сферы на душу обслуживаемого населения должны быть едиными по всем регионам России с поправками на стоимость потребительской корзины, а норматив уровня инвестиций на развитие социальной сферы на душу населения должен корректироваться с учетом уровня перегруженности объектов социальной инфраструктуры. С учетом этого предложения должны значительно вырасти инвестиции в строительство школ и детских садов в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Необходимо установить также норматив - распределение финансирования послешкольного образования на ближайший период 10 лет в прогрессирующем соотношении численности обучающихся в вузах и ПТУ (СПТУ) от соотношения 5 до 0,5 с тем, чтобы как-то приблизить выпуск специалистов к потребностям регионов.

Анализ ситуации на рынках труда регионов СКФО показывает, что наряду с позитивным ростом численности занятых и снижением численности безработных, численность безработных по методологии МОТ остается критически высокой в Ингушетии и Чеченской республиках, превышая 10% численности населения (см. табл. 1). В Дагестане она составляет 5% от численности населения, а в остальных регионах СКФО менее 3%. Значительная часть безработных не регистрируется. К этой категории можно отнести большую часть сельских домохозяек, неработавшую часть выпускников вузов, ожидающих поступления на государственную службу, а также некоторое количество незарегистрированных предпринимателей. Другой стороной проблемы является вопрос о том, насколько эффективна достигнутая занятость, то есть обеспечивает ли получаемая зарплата, принятый в данном реги-

68

оне стандарт жизни.

Численность безработных по методологии МОТ

(по данным выборочных обследований населения Роскомстата по проблемам занятости; тысяч человек) _[4, с.94]_

2005 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация 5242 5544 4922 4131 4137

Центральный федеральный округ 852 961 858 659 698

Северо-Кавказский федеральный округ 613 719 643 587 586

Республика Дагестан 264 189 172 155 153

Республика Ингушетия 111 89 92 96 88

Кабардино-Балкарская Республика 91 48 39 34 44

Карачаево-Черкесская Республика 29 24 23 21 22

Республика Северная Осетия - Алания 29 37 30 28 28

Чеченская Республика 238 205 178 175

Ставропольский край 89 94 82 74 77

По всем регионам СКФО и в среднаем по России, кроме Республики Алании, в составе безработных преобладает возрстная группа населения молодых возрастов до 30 лет (см. табл. 2.), что свидетельствует о несоответствии профилей и уровней подготовки учреждений образования потребностям регионального рынка труда. Имеется потребность в высококвалифицированных рабочих, а вместо этого половина молодёжи получает высшее образование по экономическим и юридическим специальностям. [7, с. 472]

Таблица 2.

Состав безработных по возрастным группам в 2013 г.

(по данным выборочных обследований населения Роскомстата по проблемам занятости; в процентах к итогу)

[4, с. 100]

Безра-ботные в том числе в возрасте, лет Средний

- всего 15-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60 - 72 возраст, лет

Российская Федерация 100 4,3 36,9 22,0 17,6 16,5 2,7 35,6

Центральный федеральный округ 100 3,5 37,8 21,1 18,7 16,6 2,4 35,7

Северо-Кавказский федеральный

округ 100 7,0 43,9 20,0 16,3 11,3 1,4 32,8

Республика Дагестан 100 8,7 52,2 18,9 13,8 6,2 0,2 30,2

Республика Ингушетия 100 2,4 56,0 22,3 10,6 6,4 2,2 31,2

Кабардино-Балкарская Республика 100 1,2 44,3 20,2 21,5 10,7 2,1 34,2

Карачаево-Черкесская Республика 100 4,6 37,3 16,2 24,0 16,4 1,5 36,1

Республика Северная Осетия - Ала-

ния 100 0,7 19,2 25,5 20,8 31,0 2,7 41,6

Чеченская Республика 100 11,1 38,2 18,9 18,3 12,0 1,6 32,9

Ставропольский край 100 6,2 37,5 21,0 16,3 17,2 1,8 34,8

В результате такой диспропорции на рынке труда в регионах с высокой долей молодёжи в численности населения (Ингушетия) уровень занятости меньше 50% и уровень безработицы по всему округу выше 13%, что значительно выше, чем по России в целом. Только в Чеченской республике хорошо поставлена работа инфраструктуры рынка труда, поскольку среднее время поиска работы безработными здесь менее четырёх месяцев, в других регионах СКФО большая часть безработных ищут новую работу более года (см. табл. 3.). Обращаем внимание, что учитываемая средняя заработная плата в большинстве видов экономической деятельности не превышает в два раза среднедушевые денежные доходы населения, что является признаком нормальной экономики. В этом одна из причин нежелания устраиваться на возможную низкооплачиваемую работу по специальности большинства безработных граждан в Дагестане. Поденная оплата труда на неформальном рынке труда составляет здесь 1000 рублей в день и выше в зависимости от рыночной востребованности профессии и уровня квалификации работника. Самозанятость сельским хозяйством на огородах и в приусадебном хозяйстве большинства населения регионов СКФО также обеспечивает такой уровень доходов, но требует привлечения до 500 тысяч рублей инвестиций на одно рабочее место в приобретение необходимых материальных ресурсов.

Отдельные показатели напряженности на рынке труда в 2013 г.

(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) _[4, с. 106]_

Российская Федерация Уровень занятости, процентоЕ 64,8 Уровень безработицы, процентов 5,5 Среднее время поиска работы безработными, месяцев 7,6 Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, процентов 31,0 Место, занимаемое в Российской Федераци

Уровень занятости1 Уровень безработицы Среднее время поиска работы безработными Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более

СКФО 57,3 13,0 8,1 35,8

Республика Дагестан 55,9 11,6 10,0 46,2 81 79 78 75

Республика Ингушетия 38,6 43,7 12,0 63,2 83 83 81 81

Кабардино-Балкар ия 58,7 10,5 9,5 48,4 72 76 74 77

Карачаево- Черкессия 57,6 9,8 12,2 67,2 78 75 83 82

Алания 60,6 8,1 7,1 26,8 66 70 26 21

Чеченская Республика 56,2 26,9 3,9 7,1 80 82 1 1

Ставропольский край 60,5 5,6 8,1 35,7 67 36 53 58

Нехватка инвестиций в регионах СКФО проявляется в том, что уровень покрытия вакансиями численности незанятых граждан превышает в 10 раз таковой средний по регионам России (см. табл.4.).

Таблица 4.

Численность незанятых граждан по СКФО, зарегистрированных в государственных учреждениях службы за-

нятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию

(на конец года; человек) _[4, с. 110]_

2005 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация 2,5 1,8 1,2 0,9 0,8

Центральный федеральный округ 1,0 1,0 0,8 0,6 0,4

Северо-Кавказский федеральный округ 33,5 25,7 16,3 11,3 8,2

Республика Дагестан 101,3 94,8 70,7 69,6 46,8

Республика Ингушетия 706,9 723,7 212,2 232,6 52,0

Кабардино-Балкарская Республика 22,3 4,6 2,9 3,3 2,7

Карачаево-Черкесская Республика 9,6 6,3 6,7 3,1 2,6

Республика Северная Осетия - Алания 20,5 15,6 5,5 6,1 12,2

Чеченская Республика 2687,8 352,9 169,4 110,3 98,2

Ставропольский край 2,6 3,0 2,3 1,1 0,9

Эффективность мер социальной политики регионов СКФО, направленных на повышение качества жизни населения, видна по множеству показателей формирования человеческого капитала (рост продолжительности жизни, уровень образования, жилищная обеспеченность, доля услуг в структуре расходов населения), но наиболее критериальным материальным показателем является таковой - по соотношению среднедушевых денежных доходов населения с величиной установленного в регионе прожиточного минимума. В Республике Дагестан это соотношение превысило значение в среднем по регионам России и Регионам СКФО (см. табл. 5). Наибольшый вклад в рост денежных доходов населения Дагестана обеспечивают неучтенные доходы. В их состав следует отнести и средства, заработанные в других регионах, и доходы теневой экономики, и выигрыш от капитализации недвижимости. Заработная плата составляет в Дагестане только 12% денежных доходов населения [4, с. 150], что, безусловно, сказывается низкой производительностью труда и стремлением к извлечению на рабочем месте нетрудового дохода. Для предотвращения ситуации обесценения номинального заработка и борьбы с теневой экономикой необходимо институциональное закрепление минимального размера оплаты труда в регионах на уровне двух прожиточных минимумов (предполагается один иждевенец). Средний уровень оплаты труда в бюджетном учреждении (с учетом одного иждевенца) должен быть в два раза выше уровня размера среднедушевых денежных доходов населения региона, а таковой средний уровень оплаты труда чиновника (с учетом трёх иждевенцев) должен в четыре раза превышать среднедушевые денежные доходы в регионе.

Величина прожиточного минимума, установленная в субъектах СКФО

за IV квартал 2013 г. _[4, с. 160]_

Величина прожиточного минимума Соотношение с величиной Мес-

(в среднем на душу населения),руб. в прожиточного минимума, про- то,занимае

месяц центов мое в Рос-

Все из него по социально- среднеду- среднеме- сийской Федерации

населе- демографическим группам шевых сячной на- среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние трудо-способное население пенсионеры дети денежных доходов численной заработной платы размера назначенных пенсий (на 1 января 2014 г.) не прожиточного минимума всего населения

Российская Федерация 7326 7896 6023 7021 416,5 421,3 166,5

Республика Дагестан 6791 7069 5440 6726 446,4 271,1 143,3 48

Республика Ингушетия 6803 7065 5371 6724 285,5 337,5 150,9 47

Кабардино-Балкарская Республика 6573 6924 5382 6495 289,9 295,4 149,6 55

Карачаево-Черкесская Республика 6625 7015 5395 6573 267,3 288,1 161,1 54

Республика Северная Осетия-Алания 6496 6924 5315 6437 361,9 335,5 169,4 62

Чеченская Республика 6301 6846 5205 5766 341,4 349,2 163,5 69

Ставропольский край 6543 6954 5323 6646 376,1 336,2 169,0 57

Практическая значимость проведённого исследования заключается в определении институциональных приоритетов формирования единой базы, ориентированной на требования глобализации, нормативов модернизации социальной сферы проблемных регионов, позволяющих повысить эффективность территориального размещения учреждений и услуг социальной сферы и обеспечить рост качества жизни населения. Финансирование по социальным нормативам будет способствовать стратегическим планам перехода социальной сферы - важнейшей сферы региональной экономики к преимущественно постиндустиальному укладу в научно-технологическом развитии страны. Такая система позволит внести сущестьвенный вклад в решение социально-экономических проблем, стоящих перед обществом: институциональное обеспечение долгосрочной стратегии развития региональной экономики в территориальном аспекте, снижение стихийной трудовой миграции, увеличение уровня и качества жизни населения региона. Социальные нормативы могут найти практическое применение при обосновании территориальной привязки объектов социальной инфраструктуры регионов, а также при выборе территориально-отраслевых приоритетов финансирования реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года.

Литература

1. Ахмедуев А.Ш., Рабаданова А.А. Стратегическое планирование и управление развитием экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2010. № 39. С. 99-106.

2. Сагидов А.К. Стратегические направления развития и модернизации системы здравоохранения региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 493-499.

3. Багомедов М.А. О совершенствовании государственного регулирования социальной сферы регионов// Региональная экономика: теория и практика. - 2011, № 3 (186), с. 67-70

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 900 с.

5. Абдулманапов П.Г. Проблемы обеспечения демографической безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 434-439.

7. Кутаев Ш.К. Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1. С. 467-474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.