совершенствования все в большей степени становится
инновационная деятельность человека. Исходя из этого именно человек и его креативные способности играют решающую роль в реализации концепции устойчивого развития. Следовательно, устойчивое развитие экономической системы невозможно без формирования условий для непрерывного развития самого человека.
Учет названных общесистемных' свойств, их адаптация к локальным воспроизводственным циклам различных уровней должны стать основой исследования и управления процессом устойчивого развития экономических систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петраков Н.Я., Ротарь В,И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. - М., 1985. - С. 15.
2. 1 умерев Ш.А. Развитие и организация / Системные концепции развития. Выи. 4. -М., 1985.-С. 71.
3. Диалектика познания сложных систем / Под ред. B.C. Тюхтина. - М.. 1991. - С. 45.
4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. - М., 1995. - С. 19.
5. Корсунцев И.Г. Философия развития (опыт глобальной эпистемологии). - М., 1995. - С. 15.
6. Community Development in Perspective / Ed. by Robinson J. A. Second printing. - Iowa, 1994. -C. 19.
7. Хаммер М., Чампи Д. Реинжениринг: манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. - М., 2000. - С. 83.
Кафедра мировой экономики
Поступила 20.03.OS г.
658.8.011.1
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
В.Н. ДЕИНЕГА, М.Л. ШЕР
Институт экономики, права и естественных специальностей
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. институционализм утвердился в мировой экономической науке в качестве одной из наиболее плодотворных исследовательских концептуальных платформ. Представители нового институционального направления (А. Алчиан, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон и др.) предложили экономической теории и хозяйственной практике качественно иные методологические подходы, систему понятий и инструментарий.
Региональный рынок продовольственных товаров как объект приложения потенциала новой институциональной теории отличается следующими специфическими особенностями:
относительной обособленностью рыночного пространства (такая обособленность не сводится к региональной замкнутости, поскольку региональный рынок является составной частью единого экономического пространства России);
нацеленностью трансакций на товарные цепочки, участвующие в фундаментальном продовольственном жизнеобеспечении людей (отсюда вытекает необходимость специфического государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности России);
сезонностью производства основных сырьевых ресурсов и, соответственно, необходимостью формирования специатьных товарных фондов (в том числе страховых и резервных, частных и корпоративных, муниципальных и государственных);
наличием многоооразных высоких рисков предпринимательской деятельности, предопределяющих неустойчивость рынка, его инвестиционную проблемность и необходимость государственной поддержки;
экологической насыщенностью ооорачивающихся на данном рынке товаров, вовлечением в хозяйственный оборот массы природныхресурсов - земли, водыи т. п.;
наличием массива патриархальных экономических отношений - общинно-колхозных структур, приусадебных хозяйств и др.;
ориентацией на сложившуюся на данной территории структуру производительных сил и потребностей, учетом местных факторов - традиций, привычек и других исторически сложившихся норм хозяйственного поведения.
Следует особо остановиться на границах регионального рынка продовольственных товаров. За несколько лет мы прошли путь от жесткого административного регулирования регионального рынка продовольствия до глобализации рынка в целом и решения вопроса о вхождении России в ВТО.
Предполагается, что динамика и глубина произошедших преобразований вовсе не означает исчезновения границ между различными региональными рынками продовольствия. По-прежнему существуют местные различия в развитии производительных сил и потребностей, территориальная специфика норм хозяйственного поведения; не менее актуальной остается проблема продовольственной безопасности. Процесс глобализации хозяйственной жизни не стирает границы между различными рынками, а трансформирует их, делает сложнее и струюурно богаче.
Границы нашего регионального рынка продовольственных товаров трансформировались по целом/ ряду позиций. Выделим среди них следующие:
структурное усложнение, связанное с формированием в России федеральных округов и реформой местного самоуправления; региональный рынок продо-
ecri
■jj.ii
].
1
l.k;
iLLri
л;-;
:T5i
J
ivi4|
сг.:\
HAITI
нос:
JsA
i
FsCrfj
■IZtj
L-.'lfc
1
ЮТ!
lo::: at j ip t 1 >'
'I
_Li-.li::
рЛд
i:
:лсс
иппл
.Ltjlj
С
irJ.L-
uimi
LH'I I llL jJ:
;'Ji l
F.'FOl
I
ш:м|
:itiv
thkoi
nmp
15.".IT «
non;
Г jlFrf
ьар e
У V*. J
то в!: ,и::р :»:т с
[t.LblJ
вольственных товаров стал двухуровневым: 1-й уровень - это рынок Южного федерального округа, 2-й -конкретного субрегиона (Краснодарский край, Ставропольский край и др.).
противоречивое сочетание товарных групп и цепочек регионального и внешнего происхождения: за последнее десятилетие доля импортных продовольственных товаров по целому ряду товарных групп превысила 60-70%, что резко обострило проблему продовольственной безопасности в ее региональном разрезе;
переход прав собственности и инвестиционных ПОТОКОВ под контроль инорегиональных структур, представляющих Москву, Санкт-Петербург, оффшорные зоны (речь идст о предприятиях пищевой промышленности, элеваторах, холодильниках, портовых терминалах и т. п.).
Мощные миграционные потоки привели к существенному изменению уклада региональных потребностей и рыночного спроса, а также к изменению хозяйственного поведения субъектов регионального рынка.
Наряд)’ с трансформацией и усложнением регионального рынка продовольственных товаров в структуре последнего стали формироваться относительно обособленные локальные рынки. На наш взгляд, необходимо подходить к определению того или иного локального рынка под углом зрения двух методологических принципов:
любой локальный рынок представляет собой определенную разновидность регионального рынка (здесь работает категорийная пара род-вид);
видовые отличия локального рынка опреде.ляются следующими способами локализации: выделение конкретной группы производителей, выделение конкретной группы потребителей, выделение конкретного типа инфраструктуры.
Основные институты регионального рынка продовольственных товаров формируются в зависимости от конкретного состава объектов и субъектов данного рынка. Возможны различные подходы к классификации объектов регионального рынка продовольствия. На наш взгляд, наиболее интересен подход с позиций обновления рынка: традиционные продовольственные товары: новые продовольственные товары; сопутствующие услуги; нформация о товарах.
Обновление рынка продовольствия связано с изменением структуры объектов в пользу новых товаров, сопутствующих услуг и информации. Отметим роль такого институционального ограничения, как культура потребления. В сочетании с ограниченной доходной базой населения она тормозит обновление регионального рынка продовольственных товаров. Известный принцип неоклассической экономической теории «товар выбирает покупателя» означает не только значимость маркетинга, но и взаимное соответствие объектов и субъектов рынка. Рынок исходит из конкретных потребителей, воспроизводит и развивает их, но не может одновременно преодолеть сложившиеся потребительские предпочтения и ограничения. Сдвиги в ры-
ночном предложении должны быть адекватны сдвигам в рыночном спросе, известный консерватизм регионального рынка продовольственных товаров ощутили на себе многие неудачливые рыночные «инноваторы».
Субъекты регионального рынка продовольственных товаров воплощают в себе (персонифицируют) те экономические отношения, участниками которых они являются. На первый взгляд, весь перечень субъектов исчерпывается двумя фигурами: продавца продовольственных товаров и покупателя.
Однако простейшие отношения купли-продажи приходится дополнить более сложными отношениями инвестирования регионального рынка, экспертизы, консалтинга, аудита, организации торговых (биржевых) площадок и др. Перечисленным отношениям соответствуют особые субъекты рынка: инвестор продовольственного рынка; арендатор (торговой площади, оборудования и др.); комиссионер, не обладающий правами собственности на продаваемый товар;
государственный чиновник, осуществляющий функции регулирования рынка;
эксперт (независимый участник рынка); аудитор и консультант (независимые участники рынка);
организатор биржевой торговли.
Если квалифицировать продавца и покупателя как первичных субъектов рынка, а всех остальных - как производных, то институциональный уровень рынка напрямую зависит от представительства производных субъектов. Точно таг; же институциональный уровень рынка ценных бумаг напрямую зависит от представительства на этом рынке производных бумаг - фьючерсов, депозитарных расписок и др.
На рынке постоянно формируются и переплетаются различные товарные цепочки, складываются потоки товаров, денег и информации. Каждый новый шаг рынка означает умножение хаоса, непредвзятости. Но это лишь одна сторона дела. С другой стороны, каждый шаг рынка означает формирование новых звеньев порядка, организаций, управляемости. Налицо определенное противоречие, способ разрешения которого подсказывает институциональный анализ конкретной рыночной ситуации.
Пусть каждый новый шаг рынка добавляет к существующему множеству товаров т, ориентированных на определенную потребность, еще один товар -Тф1+1).
Т\\, Т\2, Г,з, ... ,Т\т, 1\(т + \).
Пусть этот же шаг рынка добав.ляет к существующем)' множеству товарных цепочек п, формирующих определенные вертикальные хозяйственные циклы (к примеру циклы производства стального листа, мясных консервов ит. п.), еще одну цепочку и + 1.
7 11 ^ 21 Т „1 I (п И) т10 Т22 Т„2 Т(п+1)2 7п Т23 ТпЪ Т(п+1)Ъ
?2, Тпп Т{п+У)г
Разрешение многообразия товаров по горизонтали и по вертикали вызывает к жизни по крайней мере три способа институционального упорядочивания рынка.
Первый способ состоит в формировании общих рыночных условий организованного движения масштабных товарных потоков. Речь идет о создании институтов инфраструктуры товарного рынка - бирж, терминалов, хранилищ, специальных рыночных страховых, инвестиционных структур. На субрегиональном продовольственном рынке Краснодарского края эти институты инфраструктуры либо рухнули в начале рыночных преобразований (товарные биржи), либо не пережили кризис 1998 г. (страховые и инвестиционные структуры), либо попали под контроль формальных держателей акционерного капитала, которые отличаются от действительных собственников неспособностью обеспечить нормальное функционирование и развитие капитала (портовые терминалы, элеваторы и др.). По нашему мнению, восстановление или возобновление нормального воспроизводства институтов инфраструктуры рынка продовольственных товаров эффективнее всего пойдет в рамках региональной программы «Инфраструктура продовольственного рынка Кубани», в которой роль государства выйдет за рамки общих призывов и минимальной бюджетной поддержки. Государство (в данном случае субъект федерации) ДОЛЖНО ОЫТЪ И НИ ДИЙТОрОМ, ЗаКЗЗЧйКОМ й СТрйТСГИЧС-
ским инвестором данной программы.
Второй способ состоит в формировании горизонтально интегрированных структур, контролирующих те или иные множества товаров, ориентированных на определенную потребность. По существу это монопольные структуры, стремящиеся к господству на рынке. Цена такого господства хорошо известна: с одной стороны, монопольные цены и сверхприбыли, с другой
- монопольно высокие издержки покупателей, асим-метричное присвоение результатов хозяйственной дея-тельности, формирование и закрепление рыночных диспропорций.
Образно говоря, упорядочивание рыночных отношений на основе горизонтальной интеграции обходится обществу слишком дорого. На рынке продовольственных товаров Краснодарского края очевидны последствия такой интеграции, в особенности на локальном рынке сахара. Отметим также неблагоприятные последствия монополизации того или иного локального рынка по отношению к производственному потенциалу и структуре капитала отраслей, обеспечивающих данный рынок. Известно, что контроль над акционерным капиталом тех же сахарных заводов зачастую оборачивается деструктуризацией действительного капитала, перетоком активов предприятия к контроли-
рующей группе, обескровливанием хозяйствующего субъекта.
Наконец, третий способ упорядочиваниярыночных отношений, состоит в осуществлении вертикальной интеграции. В этом случае товарная цепочка берется под контроль снизу доверху - от сырья до продуктов последнего передела. На основе цепочки формируется вертикально интегрированная корпоративная структура, которая превращает прежде хаотично протекавшие рыночные процессы в четко организованные звенья своей внутренней среды и тем самым упорядочивает потоки товаров, денег, информации.
Отметим, что вертикальная интеграция особенно актуальна на экономическом пространстве бывшего СССР, где директивные вертикальные связи рухнули десять лет назад. Региональный рынок продовольствия представляет в этом отношении большие возможности. В годы массовой приватизации предпринимались попытки сформировать предпосылки процесса вертикальной интеграции - в виде акционерного участия в капитале приватизируемых предприятий, однако они не увенчались успехом. На наш взгляд, неудача была обусловлена некорректной постано В КО И ЗДДсРШ. Тс1К? лишенным финансовых ресу рсов фермерским хозяйствам предлагались льготные опционы на пакеты акций соседних предприятий пищевой промышленности.
В современных условиях процесс вертикальной интеграции наталкивается на препятствие иного рода -одностороннее развитие отечественного корпоративного капитала. Любая корпорация по своей природе двойственна - с одной стороны, она владеет действительным капиталом, вложенным в конкретные виды бизнеса; с другой - представлена на фондовом рынке в виде некоторой массы ценных бумаг, т. е. в виде фиктивного капитала, которым владеют ее участники - акционеры. Именно через ценные бумаги происходит нормальное инвестирование развития корпорации, интеграция и разделение корпоративного капитала.
Специфичестшя неразвитость фондового рынка в России обретает отечественные корпорации на поиск обходных путей и механизмов инвестирования, интеграции, реализации отношений корпоративной собственности. В частности, приходится в большей мере, нежели принято в корпоративном секторе экономики развитых стран, использовать возможности и инструментарий государственной поддержки и государственного участия. Однако ограштченные финансовые возможности федерального центра и регионов и отсутствие внятной экономической политики российского государства не позволяют реализовать масштабные проекты поддержки корпоративной вертикальной интеграции. В этом отношении показателен пример федеральной целевой программы увеличения производства сахара в РФ.
Известно, что в России абсолютно преобладает производство сахара из сахарной свеклы. Поиск альтернативного сырья до настоящего времени не вышел за рамки исследований и опытного производства. В
кнгггл
Г'1 1.0.4. [.•г. к ь ~ |см ПОД
I»! №-
|1".ТГтч
Г'. ::т'.г-Яилг.^
ацЙцл
КЩК
И'иис-
ТГ'.'ГПЕ Ь^К'Н'Г ВЖ--['л'.лЬи !:■ БСП'ГГ-СТЯ 7:
Ь - .нм | и.-..-:1
р ? V1
р. I I И
ь.
Ы 1:.
--
ЬаТт-
Мри..?
1:1..СГ.1 .ГГКЙ г.
£ ^,?Д\г
№ - - '.VI .-
развитых странах с конца 60-х годов начинается переход с потребления сахара на его заменители. Дефицит сахара восполняют глюкозно-фруктовыми сиропами из зернового крахмалсодержащего сырья.
В России можно выделить три основных направления решения проблемы сахарного дефицита:
увеличение собственного производства сахара на сахарных заводах;
организация производства сахаристых продуктов из крахмалсодержащего сырья;
создание отечественного произволе
Г О О ТШТА и Г' тлт? _
ных подсластителей и комбинированных подслащивающих веществ на их основе.
Для реализации этих направлений Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 г. № 235 была утверждена Федеральная целевая программа «Увеличение производства сахара в РФ в 1997-2000 гг. и на период до 2005 г.».
Основными мероприятиями данной программы являются исследования и расширение сырьевой базы сахарной и крахмалопаточной промышленности, обновление и модернизация производства, создание новых и совершенствование действующих технологий пер ер Я-ботки сырья, разработка и серийный выпуск отечественного оборудования для сахарного производства.
Общая выработка, сахаристых веществ в РФ составляет около 250 тыс. т. Патока практически полностью используется в кондитерской промышленности как основной технологический компонент, глюкоза - в медицинской промышленности. Крахмал, сахар и глюкоз-но-фруктозный сироп (ГФС) не производятся.
Многочисленными отечественными исследованиями подтверждена высокая экономическая эффективность применения ГФС в хлебопекарной промышленности, в производстве кондитерских изделий, молочных и плодоовощных консервов, мороженного, про-
•I
-иг л"
• » *и>Л7:;>-(
водстве оолынинства пищевых продуктов «крахмальный» сахар просто незаменим.
В последние годы за рубежом для выработки кондитерских изделий пониженной калорийности и целого ряда диетических продуктов применяют различные заменители сахара: фруктоз}', высокофруктозный сироп, сорбит, ксилит и др. Наибольшее распространение получают фруктоза и различные высокофруктозные кукурузные сиропы. По вкусу продукты с фруктозой практически не отличаются от продуктов с сахарозой. В США выпускаются с фруктозой эклеры, ромовые бабы, вафли, кексы, печенье, карамели. Создан новый продукт - миндальная паста, приготовляемая из смеси натурального миндаля и фруктозы.
Расширение масштабов применения фруктозы в США относится к 1971 г., когда был открыт и разработан новый технологический процесс изомеризации декстрозы, имеющей низкую степень сладости, во фруктозу. Приоритет открытия принадлежит Японии, однако промышленное производство началось в США, где оно стало быстро расширяться, особенно после 1974 г., в связи с тем, что на мировом рынке установились высокие цены на сахар. Выработка нового подслащивающего вещества потребляла меньше производственных ресурсов, поэтому цены на новый продукт примерно на 20-25% стали ниже, чем на кристаллический сахар из сахарной свеклы. В США доля кукурузных подслащивающих веществ во всем потреблении моно-, дисахаридов увеличивается. Продукт с высокой концентрацией фруктозы стал называться изо глюкозой. Она вырабатывается в Японии, Аргентине, Югославии, Венгрии. В нашей стране Г ФС не вырабатывается, намечено только лишь апробировать технологию его получения. Таким образом, внедрение передовой технологии у нас отстало от мировой практики яе менее
«1Ч1Л-У,|,Г
щего
-шых й ин-к под Б полется дау-5ШИе ЮЯЪЯ
1вает
енно шего нули твия жно-лись ;рти-’ИЯ в они 5ыла так, шст-щий
1 ин-
да -ггив-роде тви-шды псе в }жк-- ак-здит , ин-
ка в жск нте-бст-:ере,
[ИКИ
гру-
вен-
воз~
гст-
го-
гро-
нте-
2ДС-
л'ва
йет
зль-
шел
I. в
развитых странах с конца 60-х годов начинается переход с потребления сахара на его заменители. Дефицит сахара восполняют глюкозно-фруктовыми сиропами из зернового крахмалсодержащего сырья.
В России можно выделить три основных направления решения проблемы сахарного дефицита:
увеличение собственного производства сахара на сахарных заводах;
организация производства сахаристых продуктов
ТТГ? {Г л я V \ ТТГ4 П ТТР'ТЛМГЯ П гп Г'Т.Т’ГЧХ.СГ’
X и XV а (>..исид.4^ /1\_/ ,
РГГ? ГТОЪГТТР ПТРгТАГТСРиипгп ТТГ^ГЧТТ'ЛЗП П^'ГОС! литри‘Г'ТГТ>_ л. ч/ х но 1 ии ши 1^11.^111)
ных подсластителей и комбинированных подслащивающих веществ на их основе.
Для реализации этих направлений Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 г. № 235 была утверждена Федеральная целевая программа «Увеличение производства сахара в РФ в 1997-2000 гг. и на период до 2005 г.».
Основными мероприятиями данной программы являются исследования и расширение сырьевой базы сахарной и крахмалопаточной промышленности, обновление и модернизация производства, создание новых и совершенствование действующих технологий перера-ботки сырья, разработка и серийный выпуск отечественного оборудования для сахарного производства.
Общая выработка сахаристых веществ в РФ составляет около 250 тыс. т. Патока практически полностью используется в кондитерской промышленности как основной технологический компонент, глюкоза - в медицинской промышленности. Крахмал, сахар и ппокоз-но-фруктозный сироп (ГФС) не производятся.
Многочисленными отечественными исследованиями подтверждена высокая экономическая эффективность применения ГФС в хлебопекарной промышленности, в производстве кондитерских изделий, молочных и плодоовощных консервов, мороженного, продуктов детского и диетического питания. Для выработки ГФС имеются достаточные ресурсы зерна.
Мировая практика показывает, что в качестве источника для выработки подслащивающих веществ могут быть использованы высоко-крахмалистые виды растительного сырья, например кукурузное зерно, картофель, а также огромные ресурсы молочного сахара, поступающего с цельным молоком из сельскохозяйственных предприятий. Комплекс отраслей, занятых производством подслащивающих веществ, должен иметь принципиально иную (в отличие от свеклосахарного подкомплекса) структуру конечной продукции, а следовательно, и технологическую структуру основных производственных фондов, другой состав профессиональных кадров.
Общеизвестно, что за рубежом постоянно расширяется производство сахара из альтернативного сырья. США производят 92% сахара из крахмала кукурузы для внутреннего потребления и 8% из сахарной свеклы для поставки в Россию и страны СНГ. В странах Европы и Японии сырьем для производства сахара служат картофель, ячмень, кукуруза и пшеница. При произ-
водстве большинства пищевых продуктов «крахмальный» сахар просто незаменим.
В последние годы за рубежом для выраб отки кондитерских изделий пониженной калорийности и целого ряда диетических продуктов применяют различные заменители сахара: фруктозу, высокофруктозный сироп, сорбит, ксилит и др. Наибольшее распространение получают фруктоза и различные высокофруктозные кукурузные сиропы. По вкусу продукты с фруктозой практически не отличаются от продуктов с сахарозой. В США выпускаются с фруктозой эклеры, ромовые бабье, вафли, кексы, печенье, карамели. Создан новый продукт - миндальная паста, приготовляемая из смеси натурального миндаля и фруктозы.
Расширение масштабов применения фруктозы в США относится к 1971 г., когда был открыт и разработан новый технологический процесс изомеризации декстрозы, имеющей низкую степень сладости, во фруктозу. Приоритет открытия принадлежит Японии, однако промышленное производство началось в США, где оно стало быстро расширяться, особенно после 1974 г., в связи с тем, что на мировом рынке установились высокие цены на сахар. Выработка нового подслащивающего вещества потребляла меньше производственных ресурсов, поэтому цены на новый продукт примерно на 20-25% стали ниже, чем на кристаллический сахар из сахарной свеклы. В США доля кукурузных подслащивающих веществ во всем потреблении моно-, дисахаридов увеличивается. Продукт с высокой концентрацией фруктозы стал называться изоглюкозой. Она вырабатывается в Японии, Аргентине, Югославии, Венгрии. В нашей стране Г ФС не вырабатывается, намечено только .лишь апробировать технологию его получения. Таким образом, внедрение передовой технологии у нас отстало от мировой практики не менее чем на 20 лет.
Многочисленными отечественными исследованиями доказана высокая экономическая эффективность применения ГФС.
Мировой опыт показывает, что ГФС может заменить сахар: около 20% в кондитерских изделиях, 50% в производстве мороженого, 100% - при выработке хлебобулочных изделий, плодоовощных консервов, безалкогольных напитков и виноградных вин, сгущенного молока.
На сегодняшний день при выработке продовольственных товаров необходимо около 2,5 млн т ГФС, а в среднесрочной перспективе возможно увеличение до 3 млн т. При этом уменьшается потребность в сахаре и сахарной свекле. Одновременно возрастает потребность в кукурузном зерне и картофеле. Тем самым складывается перспективная товарная цепочка, вызывающая к жизни процесс вертикальной интеграции.
К сожалению, упомянутая выше федеральная программа не была реализована ни в 1997 г, ни позднее. Дефицит финансовых ресурсов не позволил государству стратегически поддержать отечественный корпора-
тивный сектор и сформировать институционально значимое звено упорядочивания отношений на рынке продовольственных товаров. Отметим, что роль такого звена была бы особенно существенной для субрегионального рынка продовольствия Краснодарского края
- с учетом позиций на этом рынке товаров-участников планировавшейся цепочки: зерна пшеницы и кукурузы. сахара.
Кафедра экономической теории, экономики и управления
Поступала 08.09.03 г.
659.2:664.004.14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
С.В. МУРОМЦЕВ
Краснодарский филиал Российского государственного торгово-эконом ич еского ун ив ерсит ет а
Переход российской экономики от централизованного командно-административного управления к преимущественно рыночным механизмам регулирования требует от отечественных предприятий пищевой промышленности создания такой системы управления, которая бы обеспечила повышение эффективности хозяйствования и оптимальное соотношение: объем и структура производства продукцию-объем и структура потребительского спроса.
Сегодня в системе средств и методов оптимального достижения целей рыночной деятельности важнейшим звеном эффективного хозяйственного механизма является маркетинг. В данной системе, объединяющей в себе управленческую концепцию и комплекс практических методов и приемов ее реализации, маркетинг не просто одна из частей процесса управления, а его стержневая составляющая. Цель маркетинга - создание исключительной ценности для потребителей путем комбинирования корпоративной и маркетинговой стратегии в комплексную программу рыночной ориентации предприятия.
Использование маркетинга и стратегического управления в практической деятельности привело к формированию концепции маркетинг менеджмента, т. е. управлению производством с позиций маркетинга. Это такая концепция управления, которая: во-первых, фокусирует внимание на удовлетворении нужд и потребностей целевых потребителей путем создания максимальной потребительской ценности: во-вторых, адекватно реагирует на вызовы внешней среды, благодаря чему своевременно проводимые на базе разрабатываемой маркетинговой стратегии изменения позволяют предприятию сохранять рыночную ориентацию и создавать конкурентные преимущества; в-третьих, создаст возможности для выживания и развития производства в стратегической перспективе, достижения поставленных целей.
Процесс реализации маркетинг менеджмента на крупных диверсифицированных предприятиях (например масложировые комбинаты) целесообразно разбить на следующие этапы:
анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также стратегической ситуации, в которой оно находится;
определение стратегических целей и приоритетов; определение маркетинговых целей; разработка маркетинговой стратегии, формирование в ее рамках стратегий сегментирования, позиционирования, брендинга и комплекса маркетинга;
разработка маркетинговых стратегий для стратегических бизнес-единиц (СБЕ) с детализацией их до уровня продуктово-рыночных модулей (ПРМ) и формирование на этой базе бизнес-стратегий;
разработка функциональных стратегий предприятия;
сведение всех разработанных стратегий в единую корпоративную стратегию; доработка последней до уровня целостной программы конкретных действий предприятия на планируемый период времени;
реализация корпоративной стратегии путем осуществления основных стратегических преобразований, переводящих предприятие в состояние, соответствующее изменениям внешнего конкурентного окружения: контроль реализации корпоративной стратегии и ее составляющих.
При разработке пирамиды стратегий в качестве ключевого элемента маркетинг менеджмента предприятие следует рассматривать как систему, сочетающую в себе две основные подсистемы: СБЕ и подсистем)7, состоящую из нескольких интегрированных функций (обеспечивающих видов деятельности). По каждому отдельному бизнесу и интегрированному виду деятельности должна разрабатываться своя специализированная стратегия. Совокупность этих стратегий и составляет обшую целостную систему - корпоративную стратегию.
Основными задачами выработки корпоративной стратегии являются следующие: разработка иуправле-ние высокоэффективным набором бизнесов; определение приоритетов инвестирования и направление ресурсов в наиболее привлекательные и перспективные бизнесы; интеграция основных стратегических подходов и действий предприятия так на корпоративном уровне, так и на уровне бизнес-единиц.
ліс-і- і;
І.УїШ ' Т7І ІЧII КрГ'Ж иррс Ш ■ ЇС[Х ПС
Щ- ДНСГІ иЛ’-ггі Чилги;
I-рши! 1Ш. С1Ї £п-ы:. [\'ГОТ1
.“7 кип чсі:-|:і 0.і] ІіїЛІ V*!
■вдта
;\:ї ПГ ТИПІ рі п .і
7'ІТНЛ Л-Ч' ІШ..1-І ц.імгі?
]|С>2
п^хи,
і
■І:-;, н_хі
Щ ■ І
1[|Г:.ГГ«
Щ
ь .Ц.-.І V
□П ЇЇІ
щ ;-с: 4;-:т ьл иг.іі ВІ Ч'іг:і!*| сктої! Кі
ІЛЧ .Т ЇЇЇ"Г:І ' £ ЇЇ.'! (' П>! \Г.\ М ЧЬТ С Цім <■
\?:Ю ; г. ■_
гг ::|
НТ'ІГ !І у: ні.